Контрразведывательный словарь
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Валюта

1) денежные знаки того или иного государства;

2) тип денежной системы (золотая, биметаллическая, бумажная);

3) денежная единица, лежащая в основе денежной системы страны (например, валюта СССР - рубль).

Валюта в первом значении подразделяется на советскую и иностранную. По способу обращения валюта подразделяется на обратимую, конвертируемую, то есть свободно обмениваемую на другую валюту (американские доллары, английские фунты стерлингов и др.), замкнутую, или неконвертируемую (советский рубль, польские злотые и др.), и ограниченно обратимую, то есть конвертируемую лишь в некоторые другие валюты, как правило, в пределах определенной валютной зоны (стерлинговая зона и т. д.). В странах с неконвертируемой валютой установлен определенный валютный режим, нарушение которого карается по закону.

Валютная операция

Валютная операция - сделка с валютными ценностями.

Посредством валютных операций устанавливаются, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности. К валютным операциям относятся например купля-продажа, мена, дарение, залог, передача по наследству валютных ценностей на территории СССР изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и изделия из них обращаются свободно, однако спекуляция ими образует валютное преступление. Гражданский оборот других видов валютных ценностей сужен и подчиняется валютному режиму, нарушение которого также образует валютное преступление.

Валютные операции с валютными ценностями бывают законными и незаконными. В последнем случае они образуют валютные преступления или административно-наказуемые проступки (см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1970 года "Об ответственности за скупку, продажу и обмен в небольших размерах валюты и скупку вещей у иностранцев").

В чекистской практике термин валютная операция нередко употребляется в узком смысле для обозначения только незаконных валютных сделок разрабатываемого или проверяемого с другими лицами.

Валютная ценность

Валютная ценность - предмет, который служит средством платежа в международных расчетах или может служить суррогатом международных расчетных средств.

Валютная ценность составляют: наличная иностранная валюта (денежные знаки), платежные документы, выписанные в иностранной валюте (чеки, векселя и др.), иностранные фондовые ценности (акции, облигации и др.), золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде (монете, слитках, ломе, сыром виде и в изделиях), драгоценные камни, жемчуг и изделия из них.

Драгоценные (благородные) металлы в сыром виде встречаются в виде руды (песок россыпных месторождений драгоценных металлов), шлиха (смесь драгоценных металлов с посторонними тяжелыми минералами, образующаяся в результате обогащения песков) и шлама (промежуточные продукты или отходы производства, содержащие драгоценные металлы). Чистота драгоценных металлов (процент чистого драгоценного металла без примесей в слитке, изделии и т. д.) выражается а пробе. По действующей системе 100%-ная чистота обозначается пробой 1000. Вес драгоценных камней выражается в каратах. Один карат равен 0,2 г.

Валютные преступления

Валютные преступления - нарушение правил о валютных операциях или спекуляция валютными ценностями либо ценными бумагами (ст. 68 УК РСФСР).

Нарушением правил о валютных операциях является совершение на территории СССР кем-либо, помимо Госбанка СССР или уполномоченных им учреждений, операций по купле-продаже, мене. производству или приему платежа, переводу через государственную границу СССР со следующими видами валютных ценностей: наличной иностранной валютой; платежными документами, выписанными в иностранной валюте; иностранными фондовыми ценностями; золотом, серебром, платиной и металлами платиновой группы в монете, слитках, ломе или сыром виде. Нарушением правил о валютных операциях является также совершение за границей сделок с советской валютой (купля-продажа, мена и т. д.).

Спекуляцией валютными ценностями или ценными бумагами считается скупка и перепродажа с целью наживы любых видов валютных ценностей (в том числе изделии из драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них) либо ценных бумаг - облигации государственных займов, сертификатов, отрезных чеков серии «Д» Внешторгбанка СССР.

Валютный режим

Валютный режим - совокупность устанавливаемых законодательством СССР или подзаконными актами правил о валютных операциях.

Наиболее важными актами валютного законодательства, определяющими валютный режим являются постановление ЦИК и СНК СССР от 7 января 1937 года "О сделках с валютными ценностями и о платежах в иностранной валюте", постановление СМ СССР от 25 октября 1948 года "О порядке вывоза, ввоза, перевода и пересылки через границу и из-за границы валюты и валютных ценностей", Устав Государственного банка СССР, Правила таможенного контроля. Этими актами определяется порядок совершения сделок с валютными ценностями, производства расчетов валютными ценностями, перевода и перемещения валютных ценностей через государственную границу СССР.

Нарушение валютного режима может повлечь за собой применение мер общественного (при малозначительности нарушения) либо административного воздействия (например, при незаконном перемещение через государственную границу СССР небольшого количества валютных ценностей) или привлечение к уголовной ответственности за валютное преступление или контрабанду.

Ватикан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ввод агента

Ввод агента - разновидность внедрения агента, при которой инициатива в установлении доверительных отношений с разрабатываемым, проверяемым и другими лицами, интересующими органы госбезопасности, исходит от агента, действующего по заданию оперативного работника.

Ввод агента является по существу процессом постепенного формирования отношений, основанных на доверии разрабатываемого и других объектов оперативных действий к агенту, уверенности в его надежности. Ввод агента можно считать законченным, когда отношения, сложившиеся у агента с лицами, интересующими органы госбезопасности, создадут реальные возможности для выявления агентом скрываемых ими подрывных и иных действий.

Существует два основных способа ввода агента: непосредственный ввод и ввод через посредников.

При непосредственном вводе агент с помощью органов государственной безопасности лично, без посредников, вступает в общение с разрабатываемым или другими объектами оперативных действий, устанавливает с ними соответствующие отношения, позволяющие решать оперативные задачи.

При вводе агента через посредников вводимый агент сначала вступает в контакт с посредником, а затем через него с разрабатываемым или другими лицами, интересующими органы госбезопасности. Посредник не только знакомит агента с этими лицами, по и содействует, как правило, установлению между ними близких отношений. В качестве посредников могут использоваться агенты и доверенные лица органов КГБ или связи лиц, которыми интересуются органы госбезопасности.

Ведомство безопасности Бундесвера

Ведомство безопасности Бундесвера - центральный аппарат Службы военной контрразведки ФРГ (МАД).

Контрразведывательные подразделения представлены в его структуре 3-м и 4-м отделами, а также некоторыми подразделениями 1-го отдела. Две трети сотрудников специализируются на организации и проведении общепредупредительных мероприятий, направленных на выявление "неблагонадежных лиц" среди военнослужащих и наемного персонала и на предотвращение утечки секретных сведений с важных военных объектов. Одна треть сотрудников занята оперативной разработкой конкретных лиц. Функции политического сыска возложены на деценат (отделение) 1-го отдела, а также частично на 3-й и 1-й отделы.

Кроме упомянутых подразделений, Ведомство безопасности Бундесвера имеет аналитический и административно-хозяйственный отделы. Часть административного аппарата выделена в специальный "руководящий штаб" при руководителе МАД для контроля за работой центрального аппарата и периферийных органов военной контрразведки ФРГ и руководства этой работой.

Ведомство Федерального канцлера

Ведомство Федерального канцлера - рабочий аппарат главы правительства ФРГ, созданный вскоре после образования Федеративной Республики Германии на основе постановления президента и канцлера. Постепенно Ведомство Федерального канцлера превратилось в важнейшее звено правительственного механизма. Не будучи конституционным органом, Ведомство Федерального канцлера, тем не менее, играет серьезную роль в разработке основ внутренней и внешней политики ФРГ и в политическом руководстве федеральным государственным аппаратом (министерства, ведомства). В своей деятельности Ведомство Федерального канцлера подчиняется Федеральному канцлеру, который руководит ведомством через его главу - государственного секретаря (статс-секретаря).

В течение более чем двадцатилетнего периода существования Ведомство Федерального канцлера претерпело несколько реорганизаций, связанных со стремлением правящих кругов ФРГ возможно больше централизовать управление государственным аппаратом, и в частности управление секретными службами. В настоящее время основными звеньями Ведомства Федерального канцлера являются 1, 2 и 3-й отделы и штаб планирования. Каждое из этих подразделений имеет непосредственное отношение к деятельности разведывательных или контрразведывательных органов ФРГ.

Ведомство Федерального канцлера играет большую роль в управлении деятельностью всей разведывательной системы ФРГ. Эта роль двояка. Во-первых, через ведомство осуществляется руководство Федеральной разведывательной службой (БНД) со стороны канцлера ФРГ, а также передача ему от БНД разведывательной информации, необходимой для разработки и осуществления внешне политического курса. Во-вторых, через Ведомство Федерального канцлера координируется работа БНД с Ведомством по охране конституции и органов военной разведки и контрразведки. В целях координации деятельности разведывательных служб ФРГ Ведомство Федерального канцлера издает директивы о разграничении их компетенции, об основных задачах, организационных формах сотрудничества (периодические совещания представителей разведслужб, обмен информацией между ними и др.), устанавливает основы сотрудничества между органами разведки и полицией ФРГ. В 1968 году в целях усиления централизации руководства деятельностью разведывательных органов ФРГ в Ведомстве Федерального канцлера был создан специальный орган - Комитет по вопросам деятельности секретных служб, непосредственно возглавляемый статс-секретарем ведомства.

Вербовка агента

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вербовка под чужим флагом

Вербовка под чужим флагом - см. Форма вербовки агента

Версия оперативная

Версия оперативная - одно из возможных предположений относительно сущности, причин и обстоятельств происхождения фактов, имеющих оперативное значение, а также о вероятных действиях, планах, устремлениях лиц (организаций противника, в отношении которых проводятся контрразведывательные операции или мероприятия).

Оперативные версии можно разделить на общие, представляющие собой предположительное объяснение факта в целом, и частные, объясняющие отдельные связанные с ним обстоятельства.

Верховный комитет освобождения Литвы (ВЛИК)

Верховный комитет освобождения Литвы (ВЛИК) - см. Литовские зарубежные националистические организации

Вещественные доказательства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вещественный пароль

Вещественный пароль - см. Пароль

Вид контрразведывательной деятельности

Вид контрразведывательной деятельности - часть деятельности контрразведывательной, отличающаяся задачами, на решение которых она непосредственно направлена, а также специфическими методами и приемами ее решения. Основными видами контрразведывательной деятельности являются: выявление подрывной деятельности противника; предупреждение и пресечение подрывной деятельности противника. Вспомогательными видами контрразведывательной деятельности являются: информационная работа и аналитическая работа.

Вид на жительство

Вид на жительство - специальный документ установленного образца, выдаваемый органами МВД некоторым категориям иностранцев и лиц без гражданства. Он удостоверяет личность и дает право проживать временно или постоянно в определенной местности Советского Союза.

В СССР проживают по виду на жительство следующие категории лиц:

а) иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в СССР;

б) иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в СССР по частным делам по въездным визам, а также прибывшие в СССР на работу по договорам;

в) лица без гражданства, прибывшие в СССР по въездным-выездным визам на срок свыше трех месяцев.

Лица, получившие в СССР политическое убежище, проживают по виду на жительство для политэмигранта.

Вид на жительство удостоверяет личность и без предъявления национального документа, так как он выдается на основании национального документа иностранца. Если срок действия национального документа истек, то иностранцу выдастся вид на жительство лица без гражданства. Вид на жительство за границу не вывозится.

Виза

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вилка

Вилка - прием наружного наблюдения, суть которого состоит в том, что наблюдение за объектом осуществляется разведчиками одновременно с нескольких сторон. Этот прием позволяет контролировать действия объекта в многолюдных местах и в другой сложной для наблюдения обстановке. В целях конспирации и процессе наблюдения разведчики меняются местами.

Внедрение агента органов государственной безопасности

Внедрение агента органов государственной безопасности - способ агентурного проникновения в разведывательные и иные специальные службы противника, их агентурную сеть, в зарубежные антисоветские организации, а также в антисоветские группы внутри страны и в среду разрабатываемых лиц.

Суть внедрения состоит в том, что агент по заданию органов КГБ становится сотрудником (агентом) разведки противника, участником зарубежной антисоветской организации, антисоветской группы внутри страны или близкой связью разрабатываемого. Достигается это тем, что органы КГБ совместно с агентом создают условия, позволяющие ему вступить в контакт с сотрудниками (агентами) капиталистической разведки, участниками зарубежной антисоветской организации и т. д. непосредственно или через их связи, по рекомендации последних. Затем, развивая сложившиеся отношения, агент завоевывает доверие противника, приобретает в лагере врага положение, которое обеспечивает ему доступ к скрытым источникам информации, позволяет выявлять некоторые тайны и замыслы противника, оказывать на него выгодное органам КГБ влияние.

Обстоятельством, облегчающим осуществление внедрение агентов, является стремление противника расширить свои разведывательные возможности, стягивать и сферу подрывной деятельности новых лиц, приобретать агентуру для работы против СССР и других социалистических стран, стремление антисоветских центров и групп расширять свой состав путем привлечении новых членов.

Для успешного проведения мероприятий по внедрению необходимо знать контингент, из которого противник комплектует штаты своих специальных служб, принципы, в соответствии с которыми происходит набор сотрудников и вербовка агентов, круг лиц, на который ориентируются зарубежные антисоветские организации и антисоветские элементы внутри страны.

Разновидностями внедрения агентов являются: ввод агента и подстава агента.

Внедрение закладочного устройства

Внедрение закладочного устройства - негласная установка радиотехнических и звукозаписывающих устройств в местах нахождении объектов оперативной разработки или проверки.

Внеочередной сеанс радиосвязи

Внеочередной сеанс радиосвязи - связь агентом с разведывательным центром в сроки и на частотах, не указанных в дежурном расписании. Внеочередной сеанс радиосвязи назначается обычно по инициативе агента-радиста, когда необходимо передать важное сообщение.

Внештатный оперативный сотрудник

Внештатный оперативный сотрудник - лицо, привлеченное на общественных началах оказывать помощь органам госбезопасности в контрразведывательной работе на режимных объектах промышленности и транспорта, на некоторых объектах Министерства обороны, a также на других объектах, контрразведывательным обеспечением которых занимаются органы КГБ. Внештатному оперативному сотруднику вменяется в обязанность работать с переданными ему на связь агентами, приобретать доверенных лиц (стукачей "штатных") и работать с ними, оказывать помощь в обеспечении сохранности государственных секретов, в расследовании фактов утраты секретных документов и изделий, в предупреждении открытых враждебных проявлений, в изучении отдельных лиц, заслуживающих оперативного внимания, в проверке сигналов, в проведении профилактических мероприятий и в решении некоторых других вопросов.

Внештатные оперативные сотрудники приобретаются по согласованию с партийными органами из числа офицеров запаса КГБ и Советской Армии, предназначенных для работы в особый период в органах государственной безопасности Им выдаются удостоверения установленного образна и на каждого из них в оперативных подразделениях КГБ заводится личное дело.

Военная тайна

Военная тайна - см. Тайна военная

Военное положение

Военное положение - особое положение в стране или в отдельных ее частях, вводимое по решению высшего органа государственной власти при исключительных обстоятельствах (война. стихийное бедствие и т. п.). В СССР военное положение может объявить Президиум Верховного Совета СССР в соответствии с п. "т" ст. 49 Конституции СССР "в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности". Военное положение характеризуется введением в действие определенной законом совокупности чрезвычайных мер охраны государственной безопасности и общественного порядка.

Военный атташе

Военный атташе - сотрудник дипломатического представительства, представляющий вооруженные силы своей страны, консультирующий главу дипломатического представительства по военным вопросам и официально собирающий открытую информацию о вооруженных силах страны пребывания (например, изучение периодической прессы и открытых изданий, прослушивание радио- и телепередач, посещение парадов, выставок, публичных лекций, просмотр несекретных документальных кинофильмов).

На назначение того или иного лица военным, военно-морским и военно-воздушным атташе аккредитирующее государство, как правило, запрашивает согласие компетентных властей страны прерывании. Военный атташе официально признается приступившим к исполнению своих функций с момента нанесения им визита начальнику отдела внешних сношений военного ведомства.

Военный атташе имеет аппарат, в который входят его помощники, технический и обслуживающий персонал. Военный атташе и его помощники наделяются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Военные атташе представительств капиталистических стран назначаются, как правило, из опытных разведчиков и используют свое положение для сбора разведывательной информации о военно-экономическом потенциале Советского Союза, применяя при этом как законные, так и незаконные методы.

Военный потенциал

Военный потенциал - возможности государства для ведения войны. Являясь производным от экономического и морально-политического потенциала страны, военный потенциал определяется наличием вооруженных сил и обученных резервов, количеством и качеством вооружении и военной техники и степенью освоения их личным составом, производственными возможностями военной промышленности, наличием материально технических резервов, наличием научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих новые образны вооружении и боевой техники, а также подготовкой театров военных действий, состоянием военной науки и военного искусства, организаторскими способностями и умением начальствующего состава руководить строительством, подготовкой и использованием вооруженных сил для успешного ведения войны и разгрома врага.

В современных условиях военный потенциал государства в значительной мере зависит и количества и качества ядерного оружия и средств дойки его до цели, новейших средств вооруженной борьбы, состоянии научных исследований в области дальнейшего совершенствования этих средств.

Нередко в военный потенциал государства включают также его экономический и морально-политический потенциал, что соответствует понятию военной мощи государства.

Возбуждение уголовного дела

Статья большая, находится на отдельной странице.

Войска специального назначения армий капиталистических государств

Войска специального назначения армий капиталистических государств - диверсионно-разведывательные формирования, предназначенные для подрывной деятельности на территории иностранных государств и в полосах боевых действий их войск в военное время или при резком обострении международной обстановки. В некоторых капиталистических государствах войска специального назначения называются "Коммандос".

Воспитание агента

Воспитание агента - целенаправленное и систематическое воздействие оперативного работника на агента в целях формирования у него качеств, необходимых для успешного сотрудничества с органами государственной безопасности.

Общие задачи воспитания агента: формирование у агента правильного представления о роли органов государственной безопасности в социалистическом государстве, их функциях и задачах, о значении его секретного сотрудничества с органами КГБ, а также формирование у него требуемых для выполнения заданий политических, моральных, волевых и других качеств (преданности Советскому государству, честности, инициативности и находчивости, решительности, способности преодолевать трудности и т. д.).

Основой воспитания агента является политическое воспитание, которое позволяет повышать сознательность агента и его идейную убежденность. Агент, обладающий этими качествами, успешнее решает задачи по обеспечению государственной безопасности, не поддается влиянию враждебной пропаганды, при необходимости может оказывать идеологическое воздействие на противника.

Конкретные задачи воспитания агента определяются с учетом основы его сотрудничества с органами государственной безопасности, среды, в которой он выполняет поручения, живет, работает или учится, уровня его политической и общей подготовки, а также особенностей его личности и характера выполняемых им заданий.

Методы воспитания агента следующие: убеждение, личный пример оперативного сотрудника, моральное или материальное поощрение и порицание.

Воспитание агента неразрывно связано с его обучением и проверкой.

Вредительство

Вредительство - одна из форм подрывной деятельности капиталистических разведок, их агентуры и антисоветских элементов внутри страны, заключающаяся в подрыве с целью ослабления Советского государства промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли и иных отраслей народного хозяйства, а равно деятельности государственных opганов или общественных организаций путем использования государственных или общественных организаций либо путем противодействия их нормальной работе. В соответствии с действующим уголовным законом вредительство относится к числу особо опасных государственных преступлений (ст. 69 УК РСФСР).

В отличие от диверсии, объектом посягательства которой является главным образом экономическая основа СССР, при вредительстве осуществляется посягательство на социалистическое хозяйство, на деятельность государственных органов и общественных организаций. Вредительство возможно не только в сфере экономики, но и в любой отрасли социалистического строительства (науке, просвещении, правосудии и т. д.). Вредительство может быть осуществлено как путем действия, так и путем бездействия.

Вредительство может быть совершено по заданию иностранной разведки или по собственной инициативе виновного. В первом случае действии виновного следует квалифицировать как вредительство и измену Родине.

Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Встреча моментальная

Встреча моментальная - конспиративная личная встреча представителя разведки с агентом, во время которой они в обусловленном месте быстро и незаметно для окружающих обмениваются разведывательной информацией, средствами или подрывной работы и т. п. Чаще всего моментальные встречи проводятся и местах большого скопления людей (в частности в метро, в магазинах, в общественных туалетах, в театрах и т. п.).

Встреча моментальная обычно осуществляется в так называемых "мертвых зонах" - на участках, которые в момент встречи не могут просматриваться сотрудниками наружного наблюдения.

Вторые бюро штабов вооруженных сил Франции

Вторые бюро штабов вооруженных сил Франции - органы военной разведки сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил Франции, а также сухопутных сил на заморских территориях. Вторые бюро штабов занимаются сбором разведывательной информации о вооруженных силах других государств, в первую очередь стран социалистического содружества.

В разведывательной работе Вторые бюро штабов используют как легальные, так и нелегальные методы.

ВЧК

ВЧК - см. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем

Въездное дело

Въездное дело - собрание документов в отношении гражданина иностранного государства, лица без гражданства или постоянно проживающего в капиталистической стране советского гражданина, возбудившего в установленном законом порядке ходатайство о въезде в СССР на постоянное жительство в связи с принятием советского гражданства либо на короткий срок (свидание с родственниками, решение семейных или имущественных вопросов). Въездное дело заводится органами МВД.

К въездному делу приобщаются заявление-анкета и фотокарточки въезжающего, данные о его близких родственниках в СССР и за границей, документы, обосновывающие необходимость его въезда в СССР, данные о результатах проверки этих документов, заявление проживающего о СССР близкого родственника въезжающего о согласии принять его и некоторые другие документы, а также заключение по результатам рассмотрения ходатайства о въезде в СССР. Органы МВД направляют въездное дело в орган КГБ, где осуществляется специальная проверка въезжающего, его родственников или тех лиц, кого он намерен посетить. Возвращая въездное дело в органы МВД, КГБ сообщает свое мнение о возможности выдачи проверяемому въездной визы. Материалы специальной проверки приобщаются к делу специальной проверки въезжающего, которое остается в органах КГБ.

Выведывание

Выведывание - метод получения фактической информации, заключающийся в целенаправленных беседах агента (доверенного лица, оперативного работника) с разрабатываемым (проверяемым) или его связями, в ходе которых, используя закономерности психологии (ассоциации по аналогии, по смежности и т. п.), а также психические особенности личности собеседника, выведывающий подводит его к непреднамеренному и непринужденному сообщению скрываемых сведений.

Методом выведывания пользуются также разведчики и агенты разведок капиталистических государств при добывании разведывательной информации.

Вывод агента за границу

Вывод агента за границу - направление агента органов государственной безопасности на территорию другого государства по легальным пли нелегальным каналам для выполнения оперативного задания.

При направлении агента за границу по легальным каналам он обеспечивается документами, разрешающими ему выезд и пребывание на территории другого государства в течение времени, которое необходимо для выполнения задания.

При выводе агента на территорию другого государства по нелегальным каналам органы государственной безопасности конспиративно производят его переправу через государственную границу, соблюдая порядок, установленный КГБ при Совете Министров СССР. Перед выводом за границу с агентом отрабатывается соответствующая легенда, его обеспечивают необходимыми документами прикрытия, средствами связи, различным снаряжением.

За границу выводятся только проверенные, преданные агенты органов госбезопасности.

Вывод агента из разработки

Вывод агента из разработки - создание агенту условий, при которых он, не вызывая подозрений у разрабатываемого, прекращает с ним отношения. Одновременно агент отстраняется органами госбезопасности от дальнейшего участия в мероприятиях по разработке.

Вывод агента из разработки осуществляется в тех случаях, когда дальнейшее участие агента в разработке нецелесообразно или невозможно по оперативным или иным соображениям (агент исчерпал свои oпeративные возможности, возникла угроза его расшифровки разрабатываемым и т. д.), а также при окончании разработки.

При выводе агента из разработки в случае необходимости принимаются меры к тому, чтобы исключить возможность необоснованного привлечения его к уголовной ответственности за соучастие или недоносительство. Такие меры обычно осуществляются в ходе подготовки уголовно-процессуальных, административных и иных открытых мер пресечения подрывной деятельности разрабатываемого, а иногда и в процессе следствия.

Выдача государственной или военной тайны иностранному государству

Выдача государственной или военной тайны иностранному государству - см. Измена Родине

Выдворение из СССР

Выдворение из СССР - административная мера, применяемая к иностранцам, грубо нарушающим правила проживания, передвижения по территории СССР и т. д. Иногда такая мера применяется к иностранцу, совершившему преступление, если привлечение его к уголовной ответственности признается нецелесообразным по тем или иным соображениям.

Решение о выдворении иностранцев, не выполняющих требований, содержащихся и Правилах проживания иностранцев и лиц без гражданства в СССР, или нарушающих общественный порядок, принимаются органами МВД по согласованию с КГБ и МИД СССР. Решения о выдворении иностранцев, занимающихся сбором разведывательных сведений, распространением литературы антисоветского содержания, нарушающих правила о валютных операциях либо проводящих иную преступную деятельность, если привлечение их к уголовной ответственности будет признано нецелесообразным, принимаются КГБ с уведомленном об этих решениях МИД СССР и МВД СССР.

Порядок выдворения из СССР следующий. Органы МВД, вызвав иностранца в милицию, сообщают ему о допущенном им правонарушении и объявляют о прекращении срока действия низы и о необходимости выезда из СССР в точно установленный МВД срок. В национальном документе иностранца немедленно проставляется выездная виза СССР. Если иностранец не выедет в установленный срок, то органы МВД выносят постановление о принудительном выдворении иностранца из СССР. Это постановление санкционируется областным прокурором (краевым, республиканским). На основании постановления о выдворении из СССР, иностранец задерживается, сопровождается на границу и сдается под расписку должностным лицам соответствующего КПП для выдворения из СССР.

Дипломаты выдворяются из СССР посредством объявления их МИД СССР нежелательными лицами (персонами нон грата). Устанавливается определенный срок, в течение которого они должны выехать из СССР. Если дипломат не выедет в срок, то МИД СССР имеет право официально заявить, что за данным дипломатом больше не признается дипломатической статус и он рассматривается как обычный иностранец.

Перешедшие из-за кордона нарушители границы, которых по ряду соображений нецелесообразно привлекать к ответственности, оставлять на жительство в СССР или передавать властям сопредельного государства, выдворяются из СССР представителями пограничных войск в упрощенном порядке.

Выездное дело

Выездное дело - собрание документов в отношении советского гражданина, или постоянно проживающего в СССР иностранца, или лица без гражданства, выезжающего в капиталистическую или развивающуюся страну в служебную командировку, по частным делам (для свидания с родственниками, решения семейных проблем или имущественных вопросов), а также на постоянное жительство.

Выездные дела заводятся: ведомствами, которые направляют советского гражданина и заграничную командировку, органами МВД в случаях выездов за границу по частным делам или на постоянное жительство.

К выездному делу приобщаются анкеты и характеристики установленного образца, данные на близких родственников, документы, обосновывающие необходимость выезда за границу, фотокарточки, заключение по результатам рассмотрения ходатайства и др.

Оперативные подразделения или 10-е отделы (отделения) органов КГБ, получив выездное дело, заводят дело специальной проверки лица, выезжающего за границу, и осуществляют его специальную проверку. По результатам специальной проверки они составляют мотивированное заключение и сообщают свое мнение о возможности выезда за границу комиссиям по выездам за границу горкомов, обкомов КПСС, ЦК компартий союзных республик и ЦК КПСС в отношении лиц, командируемых за границу, и органам МВД в отношении лиц, выезжающих за границу по частным делам. Дела специальной проверки к выездным делам не приобщаются, хранятся в органах КГБ.

Выемка

Выемка - следственное действие, которое выражается в изъятии имеющих значение для дела предметов и документов - вещественных доказательств, если точно известны сами эти предметы и документы, а также известно, где и у кого они находятся.

Выемка осуществляется следователем или лицом, производящим дознание, по мотивированному постановлению.

Выемка документов, которые содержат сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учpeждения.

Выемка в помещениях дипломатических представительств может производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. При производстве выемки в помещениях дипломатических представительств обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел.

Выемку, как следственное действие, следует отличать от выемки оперативной. В первом случае выемка производится в целях получения доказательств, используемых в уголовно-процессуальной деятельности. При оперативной выемке преследуется цель - изъять (подменить) в тайне от их владельца на время или безвозвратно предметы и документы, имеющие отношение к подрывной деятельности противника, с тем чтобы получить доказательства оперативные, предотвратить совершение подрывных действий или локализовать вредные последствия. Предметы и документы, изъятые в результате оперативной выемки, не могут использоваться в качестве доказательств по уголовным делам.

О порядке производства выемок см. статьи 167, 169-171. 173, 174, 176, 177 УПК РСФСР.

Выемка корреспонденции

Выемка корреспонденции - следственное действие, заключающееся в изъятии лицом, производящим дознание, или следователем почтово-телеграфных отправлений, имеющих значение для уголовного дела.

Согласно ст. 128 Конституции СССР тайна переписки охраняется законом. Лишь при необходимости изобличить преступника и раскрыть преступление закон (ст. 174 УПК РСФСР) разрешает наложение ареста на корреспонденцию и ее выемку, причем только с санкции прокурора. При необходимости наложить арест на корреспонденцию и произвести ее осмотр и выемку следователь выносит об этом мотивированное постановление. После утверждения прокурором указанного постановления следователь направляет его почтово-телеграфному учреждению, предлагает задерживать корреспонденцию и уведомляет о времени своего прибытия для производства ее осмотра и выемки. Осмотр и выемка корреспонденции производятся в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждении. Для участия в выемке корреспонденции следователь вправе вызвать соответствующего специалиста.

При выемке корреспонденции следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни обвиняемого, подозреваемого или других лиц. Наложение ареста на корреспонденцию отменяется постановлением следователя, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость (ст. 174 УПК РСФСР).

Выемка корреспонденции контрольная

Выемка корреспонденции контрольная - негласная выемка корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных в местах, часто посещаемых иностранцами и другими лицами, разрабатываемыми органами госбезопасности. Осуществляется с целью обнаружения представляющих оперативный интерес почтовых отправлений этих лиц. Выемка корреспонденции контрольная применяется также о тех случаях, когда объекты наружного наблюдения находились вблизи почтовых ящиков, причем их действия а этот момент не контролировались.

Выемка оперативная

Выемка оперативная - скрытое временное или безвозвратное изъятие (подмена) орудий преступления, предметов (документов), несущих следы враждебной деятельности или содержащих другие сведения, интересующие органы КГБ, при отсутствии открытого доступа к ним. Проводится с целью получения доказательств оперативных, предотвращения совершения подрывных действий или локализации вредных последствий, после того как устанавливается наличие и выясняются условия хранения предмета (документа), орудия преступления, которые должны быть изъяты (подменены).

Вызов в органы КГБ

Вызов в органы КГБ - официальное уведомление лица об обязательной явке в помещение органов государственной безопасности. Различают вызов в уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке. Следователи КГБ - УКГБ, начальники следственных подразделений КГБ - УКГБ (отделов, отделении и т. д.), органы дознания могут вызывать в органы КГБ всех граждан в связи с производством по уголовному делу в качестве свидетелей, экспертов и т. п. (вызов в уголовно-процессуальном порядке). Иные сотрудники органов государственной безопасности (по перечню должностей, определяемому Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР по согласованию с Прокуратурой СССР) вправе вызывать в служебные помещения КГБ - УКГБ, органов внутренних дел или других организаций для дачи объяснении лиц, нарушающих установленный порядок в местах и на объектах, охраняемых органами государственной безопасности, когда интересы государственной безопасности не могут быть обеспечены иными средствами (вызов в административно-процессуальном порядке). Перед вызовом того или иного лица в органы КГБ - УКГБ производится его проверка по оперативным учетам. Вызов следует отличать от приглашения.

Вызов негласный

Вызов негласный - приглашение сотрудником органов госбезопасности конкретного лица в определенное место для беседы от имени органов КГБ или от имени какой либо организации (учреждении) втайне от всех его родных и знакомых с целью получения информации, вербовки, привлечения к выполнению отдельного поручения и т. п.

Вызов негласный предварительно тщательно подготавливается. Выбирается место, куда будет приглашен вызываемый (учреждение, организация, учебное заведение, конспиративная квартира, а иногда и служебное помещение органа КГБ), разрабатывается легенда вызова, зашифровывающая участие в вызове представителя органа КГБ и правдоподобно объясняющая вызываемому и окружающим его лицам причину вызова в то или иное место, определяются порядок и время вызова, обеспечивающие конспирацию.

Перед негласным вызовом производится проверка вызываемого по оперативным учетам, с тем чтобы исключить вызов агента или разрабатываемого без ведома соответствующих оперативных работников. В случаях, когда это целесообразно, по окончании беседы у вызванного лица может быть взята подписка о неразглашении содержания и факта беседы с представителем органа государственной безопасности.

Высылка административная

Высылка административная - административное взыскание, состоящее в удалении правонарушителя из места его жительства с запрещением проживать в определенных местностях или без такового.

Высылка административная в прошлом предусматривалась рядом законодательных актов, изданных главным образом в 1920 -1930 годах.

В настоящее время меры, являющиеся по своему характеру административной высылкой, или близкие к ней, применяются к правонарушителям лишь в отдельных случаях, указанных в правовых актах высших органов государственной власти и государственного управления. Таковы, например, меры, предусмотренные постановлениями Совета Министров СССР по вопросам паспортной системы и укрепления паспортного режима: удаление из ряда местностей на срок до двух лет определенных категорий антиобщественных, паразитических элементов, осуществляемое органами Министерства внутренних дел на основании ст. 41 Положения о паспортах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года № 2666-1124с (с последующими дополнениями); выселение из г. Москвы на срок до двух лет по решениям исполкомов районных Советов депутатов трудящихся лиц, которые, являясь владельцами домов, нанимателями или поднанимателями жилых помещении либо проживая в общежитиях, систематически допускают проживание у себя других лиц без паспортов, с просроченными паспортами или без прописки, если они за эти проступки дважды в течение года подвергались административному взысканию (п. 23 Положения о прописке и выписке населения в г. Москве, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 года № 585).

Высылку административную следует отличать от ссылки административной.

Выявление подрывной деятельности противника

Выявление подрывной деятельности противника - вид контрразведывательной деятельности органов государственной безопасности, заключающийся в собирании и добывании фактических данных о подрывной деятельности разведывательных и контрразведывательных органов капиталистических государств, идеологических и пропагандистских центров, зарубежных антисоветских организаций, их агентуры и враждебных элементов внутри страны, а также в оценке полученной фактической информации. В ходе выявления подрывной деятельности противника добываются и оцениваются данные как о субъективных (интересы, мотивы, цели и задачи, намерения), так и об объективных (объективные силы и средства, способы и приемы) элементах подрывной деятельности противника.

Выявление подрывной деятельности противника необходимо для проведения мероприятий по ее предупреждению и пресечению.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная