Толковый военно-морской словарь
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААК"-"АКТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "ААК"-"АКТ")

ААК

ААК (гол. aak) - плоскодонное парусное рыбацкое или транспортное судно типа баржи, распространенное в Нидерландах. Носовая оконечность прямоугольная в горизонтальной и закругленная в вертикальной плоскости от днища к палубе. Большие ааки имели парусное вооружение кеча, малые - шлюпа. Снабжались опускающимися по бортам шверцами. Часто использовались для перевозки вин по реке Рейну.

АБАНДОН

АБАНДОН (фр. abandon) - отказ судовладельца или грузовладельца от прав на застрахованное судно или груз в пользу страховой организации, которая в этом случае выплачивает пострадавшему полную страховую сумму. Основанием для абандона являются: гибель застрахованного судна, пропажа без вести, нецелесообразность ремонта судна или доставки застрахованного груза в место назначения, захват судна или груза, застрахованного от такой опасности.

АБЕРРАЦИЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ

Аберрация астрономическая - кажущееся смещение небесных светил от истинного положения. Возникает в связи с движением Земли по орбите - годичная аберрация астрономическая и вращением ее вокруг своей оси - суточная аберрация астрономическая.

АБИССАЛЬ

Абиссаль (от греч. abyssos - бездонный) - часть дна Мирового океана как среда обитания морскх организмов; располагается в средних на глубинах 3000-6000 м. Вблизи абиссали вода малоподвижна, имеет постоянную низкую температуру (от 0 до 2 °С) и постоянную соленость (34,7- 34,90/00). Свет полностью отсутствует. Дно мягкое, покрыто тонким илом. Своеобразные условия и огромные давления, характерные для абиссали, определяют особенности населяющих ее организмов. Растительный мир представлен бактериями. Животный мир (губки, многощетинковые черви, ракообразные, иглокожие, моллюски, некоторые виды рыб) намного беднее в сравнении с другими. зонами и представлен сравнительно небольшим количеством видов, но широко распространенных. Животные приспособлены к вечной темноте, имеют серовато-черную окраску, очень хрупкие. Многие виды ракообразных и рыб слепы или с очень развитыми глазами, обладают способностью к свечению. Зона в океане глубиной свыше 6000 м называется ультраабиссальной, или хадальной.

АБОРДАЖ

АБОРДАЖ (от фр. abordage, от bord - борт судна) - способ ведения боя (до 19 в.) гребными и парусными судами; сцепление атакующего корабля с неприятельским с целью его захвата в рукопашном бою.

-------------------

тактический прием времен гребного и парусного флота, предусматривающий сцепление судов для рукопашного боя.

АБОРДАЖНАЯ СЕТКА

АБОРДАЖНАЯ СЕТКА - специальные сети, применявшиеся на парусных кораблях для того, чтобы затруднить абордажной партии противника доступ на те части своей палубы, которые неподготовлены или неудобны для обороны.

АБОРДАЖНОЕ ОРУЖИЕ

АБОРДАЖНОЕ ОРУЖИЕ - оружие, применявшееся в гребном и парусном флоте при взятии корабля противника на абордаж. Абордажное оружие, поскольку бой проходил в стесненных условиях, отличалось малыми размерами. К абордажному оружию относились кортики, палаши, мушкеты и др.

АБРАЗИОННЫЙ БЕРЕГ

Абразионный берег - крутой до отвесности берег, рельеф которого оформляется главным образом под действием абразии. Под ударами волн в основании берегового откоса возникают углубления - придонные ниши; карниз над нишей обрушивается, образуя подводный обрыв - клиф, непрерывно отступающий внутрь суши (во многих. местах со скоростью 20-30 см/г.), при этом основание превращается в ровную, наклоненную к морю и изрезанную породами площадку - абразионную террасу, или бенч. Терраса покрывается самыми грубыми материалами, образующимися в результате разрушения берега. Часть отложений накапливается у основания бенча, образуя подводную аккумулятивную террасу. Отступление клифа ведет к расширению зоны мелководья (бенча и подводной аккумулятивной террасы), принимающего на себя энергию волн, которая полностью расходуется, не достигая берега, вследствие чего абразия постепенно прекращается. При изменении уровня моря и тектоническом движении суши абразия может возобновить свою деятельность. Абразивный берег неудобен для судоходства, так как под воздействием абразии меняются глубины, появляются новые подводные опасности.

АБРАЗИЯ

Абразия (от лат. abrasio - соскабливание), разрушение, шлифовка и снос горных пород под действием ветра, воды или льда. Абразия наиболее интенсивна в результате действия на морской берег прибоя и коррозии (растворения горных пород под влиянием химического воздействия воды). Абразия зависит от твердости пород, состояния пластов. При продолжительном воздействии абразии берег, особенно отвесный и состоящий из мягких пород, постепенно отступает, образуя абразионную террасу. При пониженном уровне океана абразия оказывает большое влияние на формирование шельфа. Продукты абразии (различаются по величине обломки пород) являются главными источниками отложений шельфа.

АБРИС

АБРИС - очертания предмета.

1) В военной топографии - схематичный чертеж по данным топографической съемки местности, необходимый для составления точного плана.

2) В картографии - изображение всех штриховых элементов рисунка карты, полученное фотомеханическим и другими способами.

АБСОЛЮТНАЯ ВЛАЖНОСТЬ

АБСОЛЮТНАЯ ВЛАЖНОСТЬ - количество водяных паров в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха. Абсолютная влажность в атмосфере колеблется от 0,1 - 1 г/м3 (зима, полярная зона) до 30 г/м3 (на экваторе).

АБСОЛЮТНАЯ ВЫСОТА

Абсолютная высота - высота какой-либо точки над уровнем моря.

АВАНГАРД

АВАНГАРД (от фр. avant - впереди и garde - страж) - головная группа кораблей в боевых порядках флота или эскадры, которая могла быть удалена от главных сил или следовать в голове общего строя. После Первой Мировой войны понятие авангард выходит из употребления.

-------------------

(от фр. avant - впереди и garde - страж) - часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т.д.

АВАНДЕК

АВАНДЕК - участки палубы плавучего дока, выступающие за габарит надстроек.

АВАНПОРТ

1) внешняя часть порта, защищенная от крупной волны естественными укрытиями (мыс, коса) или искусственными сооружениями (молы, волноломы) и оборудованная для якорной стоянки, погрузки и разгрузки судов.

2) Отдельный порт, вынесенный на морское побережье от основного порта, расположенного на реке на некотором расстоянии от моря. Аванпорт может иметь большие глубины, чем главный порт, или меньшую замерзаемость, что облегчает подход морских судов.

АВАРИЙНАЯ ОСАДКА

АВАРИЙНАЯ ОСАДКА - расстояние от поверхности воды до нижней точки корпуса корабля, принявшего в отсеки воду в результате боевого или навигационного повреждения.

АВАРИЙНАЯ ПАРТИЯ

Аварийная партия - организационная единица по боевому расписанию для ведения борьбы за живучесть корабля и его технических средств. Состоит из матросов и старшин (до 15-20 человек) различных специальностей (трюмные, водолазы, электрики и т. д.). В обязанности членов аварийной партии входит заделка пробоин корпуса корабля, трубопроводов, сращивание перебитых кабелей, тушение пожаров. В зависимости от ранга корабля аварийных партий может быть несколько; командует ею старшина или офицер.

АВАРИЙНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ

Аварийная радиостанция - судовая приемо-передающая радиостанция, используемая для связи во время бедствия, а также в других случаях, когда главные средства связи использовать нельзя. Все оборудование аварийной радиостанции размещается на судне т.о., чтобы его работоспособность не нарушалась при затоплении судна до уровня палубы радиорубки. Для обеспечения автономности питание аварийной радиостанции производится от аккумуляторной батареи.

АВАРИЙНАЯ ТРЕВОГА

Аварийная тревога - вызов личного состава на посты согласно расписанию по борьбе за живучесть корабля. Объявляется в случаях возникновения пожара, поступления забортной воды, посадки на мель и т. п. случаях, угрожающих живучести корабля.

АВАРИЙНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

Аварийная электростанция - электроэнергетическая установка, состоящая из автономного привода (дизель, газовая турбина) и электрогенератора. Предназначена для подачи электроэнергии в судовую сеть в случае выхода из строя основного источника питания. Мощность аварийной электростанции должна обеспечивать работу вспомогательных механизмов, а на боевых кораблях и действие оружия.

АВАРИЙНОЕ ВСПЛЫТИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Аварийное всплытие подводной лодки - переход подводной лодки из подводного положения в надводное в случае какой-либо аварии. Осуществляется вытеснением воды из главных балластных цистерн сжатым воздухом, поступающим из системы аварийного всплытия; одновременно для этой цели могут использоваться горизонтальные рули с увеличением хода до максимального.

АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Аварийное освещение - система освещения коридорных помещений, имеющая автономные источники питания (аккумуляторы и др.) Включается автоматически при выходе из строя общекорабельной системы освещения.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО

Аварийно-спасательное имущество - различные средства и оборудование для спасения людей, борьбы с водой и огнем при ликвидации боевых и навигационных повреждений кораблей (судов), поддержания их на плаву. Состоит из переносных средств тушения пожара, откачки воды, спасательных шлюпок, аквалангов, изолирующих дыхательных аппаратов и т. д.

АВАРИЙНЫЕ ОГНИ

2 красных огня, поднимаемые на фок-мачте судна вертикально на расстоянии 1,83 м (6 футов) друг от друга и видимые по всему горизонту на 2 мили (3,7 км). Аварийные огни, поднятые одновременно с включенными отличительными огнями, обозначают, что судно не может управляться. Эти же огни, поднятые с включенными якорными огнями, обозначают, что судно находится на мели. Днем аварийные огни заменяют черными шарами диаметром 61 см в аналогичном положении.

АВАРИЙНЫЕ РАСПИСАНИЯ

Аварийные расписания - боевые расписания, распределяющие личный состав корабля по определенным местам на корабле для борьбы с пожаром, затоплением и т. п.

АВАРИЙНЫЕ СИГНАЛЫ

АВАРИЙНЫЕ СИГНАЛЫ - сигналы бедствия, а также сигналы, подаваемые кораблем (судном) при падении человека за борт.

АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД

Аварийный выход - запасный выход из некоторых помещений на корабле, которым пользуются во время аварии при повреждении основного выхода или при невозможности подхода к нему.

АВАРИЙНЫЙ ЗАПАС

Аварийный запас - хранящаяся на кораблях (судах), летательных аппаратах норма продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости и средств спасения для обеспечения жизнедеятельности экипажа на случай аварии.

АВАРИЙНЫЙ ПРИВОД РУЛЯ

Аварийный привод руля - элемент рулевого устройства для управления рулем корабля при выходе из строя основного привода. Может быть ручным или работать от автономного источника энергии. Аварийный привод руля обычно размещают выше палубы главной. Время, необходимое для его включения, должно быть минимальным. В прошлом в качестве аварийного привода руля широко применяли румпель-тали.

АВАРИЯ МОРСКАЯ

Авария морская - повреждения корпуса, механизмов, оружия или технических средств корабля, снижающие его боеготовность, боеспособность или непотопляемость. Причинами варии могут быть конструктивные или производственные дефекты, ошибки в эксплуатации, нарушения режимов работы и обслуживания механизмов, условия погоды, столкновение кораблей и т д.

АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ

Авианесущий корабль - боевой надводный корабль, имеющий в составе своего вооружения самолеты (в том числе вертикального взлета) или вертолеты. Авианесущий корабль имеет оборудование для управления их полетом и посадкой, ангар, взлетно-посадочную (полетную) палубу или площадку, а также технические средства для обслуживания. Понятие авианесущий корабль включает корабли от многоцелевого авианосца до противолодочных кораблей, имеющих на борту хотя бы один вертолет.

АВИАНОСЕЦ

АВИАНОСЕЦ - боевой надводный корабль, основной ударной силой которого являются палубные самолеты и вертолеты. Авианосцы оборудованы средствами для взлета и посадки самолетов (полетная палуба, катапульты, аэрофинишеры и др.), имеют ангары, подъемники для доставки самолетов на палубу и т. д. Способны нести 100 и более самолетов (в т. ч. носителей ядерного оружия). Для самообороны имеют зенитную артиллерию и ракетные комплексы, противоракетные системы, средства радиоэлектронной борьбы. Авианосцы действуют под прикрытием крейсеров, фрегатов, сторожевых кораблей и т. д.

АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ

Авианосная авиация - авиация военно-морского флота ряда стран, базирующаяся на авианосцы и вертолетоносцы. Имеет на вооружении самолеты (в т. ч вертикального взлета) и вертолеты, которые несут управляемые ракеты, бомбы (в т ч. глубинные), авиационные средства поиска подводных лодок, системы радиопротиводействия и др. Предназначена для поиска и уничтожения кораблей, подводных лодок и других судов противника в море, нанесения ударов по береговым объектам, поддержки высадки своего десанта Появилась в период Первой Мировой войны.

АВИАНОСНЫЕ УДАРНЫЕ СИЛЫ

Авианосные ударные силы - корабельное формирование из авианосцев и действующих совместно с ними надводных кораблей других классов.

АВИАЦИОННАЯ БОЕВАЯ ЧАСТЬ КОРАБЛЯ

Авиационная боевая часть корабля - авиационное подразделение авианесущего корабля, предназначено для материально-технического обеспечения полетов корабельных летательных аппаратов, содержания в исправном состоянии и эксплуатации авиационно-технических средств корабля и авиационного оружия.

АВИАЦИОННАЯ БОМБА

Авиационная бомба - один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов. Современные авиационные бомбы могут быть управляемыми. Калибр авиационной бомбы (масса) от 0,5 до 20 000 кг. Различают авиационные бомбы основного (имеют обычный или ядерный заряд и применяются для поражения наземных и морских целей) и вспомогательного (служат для освещения местности, постановки дымовых завес и т. д.) назначения. Авиационные бомбы с обычным зарядом подразделяются на фугасные, осколочные и т. д. Одна из разновидностей авиационной бомбы - противолодочная (ПЛАБ).

АВИАЦИОННАЯ БОМБА УПРАВЛЯЕМАЯ

Авиационная бомба управляемая - имеет аэродинамические поверхности на корпусе (в виде развитого стабилизатора, рулей, иногда крыльев), позволяющие совершать управляемый полет после сброса с носителя. Команды на управление могут подаваться с носителя по радио, лазерному лучу и т. д., либо вырабатываться бортовой аппаратурой. Управляемые авиационные бомбы предназначены для поражения малоразмерных целей.

АВИАЦИОННАЯ ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Авиационная гидроакустическая станция - акустическое авиационное средство поиска подводных лодок. Представляет собой активно-пассивную гидроакустическую станцию, опускаемую с вертолета (дирижабля) в толщу воды на кабель-тросе. Применение авиационной гидроакустической станции обеспечивает обследование больших водных акваторий в короткое время и с высокой точностью.

АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

Авиационная поддержка - боевые действия авиации, выполняемые в интересах сухопутных сил во время атаки, а также при высадке морского десанта. Авиационная поддержка является частью огневой поддержки войск. Осуществляется истребительно-бомбардировочной, штурмовой авиацией, а также тактической и армейской, реже бомбардировочной. Основная задача - уничтожение средств атомного нападения, пунктов управления, скоплений живой силы и техники противника и других важных объектов в ближней зоне прифронтовой полосы.

АВИАЦИОННАЯ ПОИСКОВО-УДАРНАЯ ГРУППА

Авиационная поисково-ударная группа - группа из нескольких самолетов (вертолетов) берегового или корабельного базирования, предназначенная для поиска и уничтожения подводных лодок. Действует самостоятельно или во взаимодействии с противолодочными кораблями.

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА

Авиационная ракета - вид оружия, применяемого с летательных аппаратов для поражения морских (береговых) и воздушных целей. Различают неуправляемые и управляемые авиационные ракеты. Наибольшее распространение получили управляемые авиационные ракеты, оборудованные системами самонаведения, телеуправления, автономного и комбинированного управления. Масса авиационной ракеты в ряде стран от нескольких десятков до нескольких сотен кг, дальность полета до 2 500 км и более.

АВИАЦИОННАЯ ТОРПЕДА

Авиационная торпеда - по конструкции такая же, как корабельная, с упроченным корпусом, дополнительно оснащена стабилизирующим устройством или парашютом для сбрасывания с самолетов и вертолетов по транспортам, надводным и подводным кораблям. Для поражения подводных лодок противолодочные самолеты и вертолеты имеют самонаводящиеся в двух плоскостях авиационные противолодочные торпеды.

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Авиационное вооружение - средства поражения и обеспечивающие их боевое применение системы (в том числе электронные), устанавливаемые на летательные аппаратах. К средствам поражения относятся авиационные пулеметы, пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, торпеды и мины. К обеспечивающим системам относятся установки и устройства для размещения средств поражения, а также для прицеливания и управления стрельбой (сбрасыванием, пуском). В авиационном вооружении корабельных летательных аппаратов входят также сбрасываемые средства поиска подводных лодок и противоминной борьбы.

АВИАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авиационное обеспечение - совокупность боевых действий авиации в интересах ВМФ или сухопутных войск при решении ими боевых задач. Ныне содержание этого термина охватывается понятиями: авиационная подготовка, авиационная поддержка, авиационное сопровождение, авиационное прикрытие и т. п.

АВИАЦИОННОЕ ПРИКРЫТИЕ

Авиационное прикрытие - одна из основных задач истребительной авиации, имеющая цель не допустить ведения воздушной разведки и нанесения ударов авиацией и беспилотными средствами противника по войскам, силам флота и объектам тыла.

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРАБЛЯ

Авиационно-технические средства корабля - стационарные и подвижные комплексы, системы, устройства и агрегаты, предназначенные для обеспечения технического обслуживания и боевого применения корабельных летательных аппаратов.

АВИАЦИОННЫЕ МИНЫ

Авиационные мины - вид боеприпасов, ставящихся с самолетов и вертолетов (с малых и больших высот, с парашютом и без него) в водах противника и на его коммуникациях для уничтожения или затруднения плавания надводных и подводных кораблей противника. Авиационные мины бывают якорными, донными и плавающими. Масса боевого заряда может достигать 1000 кг более.

АВИАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Авиационные средства поиска подводных лодок - различают приборы и устройства, устанавливаемые на самолетах, вертолетах для обнаружения подводных лодок в надводном и подводном положениях. Различают акустические и неакустические средства. К авиационным средствам поиска подводных лодок относятся авиационные гидроакустические станции, газоанализаторы, магнитные обнаружители подводных лодок, радиогидроакустические буи, различная аппаратура обнаружения, а также радиолокационные и другие средства.

АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Авиационный двигатель - силовая энергетическая установка самолетов, вертолетов. Авиационный двигатель подразделяются на поршневые, газотурбинные и реактивные.

АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС КОРАБЛЯ

Авиационный комплекс корабля - комплекс вооружения корабля, включающий корабельные летательные аппараты с их оборудованием и вооружением и авиационно-технические средства корабля.

АВИАЦИОННЫЙ УДАР

Авиационный удар - воздействие с воздуха по морской (наземной) цели авиационными средствами поражения для ее уничтожения (подавления). В зависимости от состава сил, привлекаемых для выполнения, авиационный удар может быть групповым, массированным и др.

АВИАЦИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Авиация военно-морского флота - один из родов сил военно-морского флота, предназначенный для уничтожения боевых сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, а также для ведения воздушной разведки на морских и океанских театрах военных действий. В составе авиации ВМФ (ВМС) различных стран могут иметься ракетоносная, противолодочная, истребительная, штурмовая, разведывательная и вспомогательная авиация. В ряде стран различают корабельную авиацию и базовую авиацию.

АВИЗО

АВИЗО (от итальянского "avviso" - уведомление) - корабль небольшого водоизмещения и достаточно быстро ходный для выполнения задач разведки и посыльной службы. В русском флоте подобные задачи в основном решали миноносцы и другие аналогичные корабли.

-------------------

(от итальянского avviso - уведомление) - небольшой корабль, применявшийся для разведки и посыльной службы в XVIII-XIX вв.

АВРАЛ

АВРАЛ - работа на корабле, в которой принимает участие весь экипаж или большая его часть. Объявляется для выполнения задания, имеющего общекорабельное значение (например, для постановки на швартовы, подготовки и постановки в док, проведения приборок и погрузочно-разгрузочных работ).

АВРАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ

Авральное расписание - распределение личного состава корабля на систематически повторяющиеся работы, выполняемые всем экипажем или значит его частью. К авральным работам относятся расписание по постановке (съемке) корабля на якорь (швартовы), по приемке и сдаче боеприпасов и т п.

АВТОГРАФ

Автограф - прибор, графически записывающий глубину хода и значение крена торпеды при ее движении, процесс установки и удержания заданного углубления миной или глубину хода трала и его отд элементов. Применяется для исследовательских целей. По назначению различают автографы торпедные, минные и тральные.

АВТОМАТ СТРЕЛКОВЫЙ

Автомат стрелковый - легкое индивидуальное автоматическое оружие непрерывного огня. Способно создавать большую плотность огня. Предназначено для поражения живой силы противника в ближнем бою.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

АС

комплекс взаимодействующих между собой механизмов управляемого объекта и автоматического устройства, предназначена для управления объектом (летательным аппаратом, силовой установкой и т. д.) без вмешательства человека. Автоматические системы находят широкое применение в военном деле (например, в зенитных ракетных комплексах, в системах самонаведения ракет)

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА

Автоматическая стрельба - ведение огня из автоматического оружия, при котором один выстрел следует за другим через промежутки времени, определяемые темпом стрельбы. Различают автоматические стрельбы с очередями (короткими и длинными), сериями выстрелов, заданными специальным устроиством в оружии, и непрерывную.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - огнестрельное оружие, в котором перезаряжение и производство очередного выстрела выполняются автоматически за счет энергии образующихся при выстреле пороховых газов или других (посторонних) источников.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Автоматическое сопровождение - непрерывное определение местоположения (координат) цели и параметров ее движения относительно какой-либо точки, выполняемое электронно-вычислительным устройством на основе сравнения изменений характеристик посылаемого на цель и отраженного ею сигнала. Для слежения может использоваться радиоэлектронная, инфракрасная, телевизионная и другая аппаратура.

АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ

Автономная система управления полетом - комплекс устройств на борту летательного аппарата для автоматического управления его полетом в соответствии с заданной программой без получения информации с Земли. Основное достоинство: невозможность воздействия противника на ее работу.

АВТОНОМНОЕ ПЛАВАНИЕ

Автономное плавание - самостоятельное плавание одиночного корабля или группы кораблей в отдаленных от баз районах, как правило, без пополнения запасов.

АВТОНОМНОСТЬ КОРАБЛЯ

Автономность корабля - тактико-техническая характеристика надводных кораблей, подводных лодок, определяющая длительность их действия в сутках без пополнения необходимых запасов и замены личного состава. Автономность современных кораблей различных классов с обычной (не ядерной) энергетической установкой от 7 до 90 суток

АВТОПИЛОТ

Автопилот - устройство для автоматического управления полетом летательного аппарата. Имеет три основные системы: чувствительную, реагирующую на любое отклонение летательного аппарата от заданного курса, крена и высоты, следящую, воспринимающую, усиливающую и передающую реакцию чувствительной системы, силовую, воздействующую на рули летательного аппарата. Автопилотом обеспечивают все режимы полета пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, в том числе взлет и посадку.

АВТОПРОКЛАДЧИК

Автопрокладчик - навигационный прибор, автоматически ведущий прокладку на навигационной карте при получении показаний курса (от гирокомпаса) и данных о пройденном расстоянии (от лага или по сигналам радионавигационной системы), а также поправок на дрейф и течение. Прежнее назывался - одограф.

АВТОРУЛЕВОЙ

Авторулевой - прибор для автоматического удержания корабля на заданном курсе, а также изменения курса по определенной программе (например, при плавании противолодочным зигзагом). Точность удержания авторулевого курса корабля в 2-3 раза выше, чем при ручном управлении. Работает в сочетании с гирокомпасом

АВТОСЧИСЛИТЕЛЬ

Автосчислитель - навигационный прибор для вычисления текущих координат судна.

АГЕНТСТВО МОРСКОЕ

АГЕНТСТВО МОРСКОЕ - учреждение для обслуживания судов и пассажиров.

АГОНЫ

АГОНЫ - изолинии на магнитных картах, соответствующие склонению, равному 0. Агоны разделяют области восточных и западных склонений.

АГРЕГАТНЫЙ РЕМОНТ

Агрегатный ремонт - замена неисправных корабельных машин, механизмов и т. п. устройств на новые или заранее отремонтированные. На кораблях агрегатному ремонту подвергаются электрические генераторы, компрессоры, дизели, электродвигатели и паровые котлы. Агрегатный ремонт снижает стоимость работ и сроки их выполнения.

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ - приспосабливаемость организма, личности к воздействию новых раздражителей или изменившихся условий деятельности и жизни в целом. Понятие адаптация распространяется и на сложные технические системы автоматического управления.

АДМИРАЛ

АДМИРАЛ - воинское звание высшего офицерского состава. Впервые установлено в России в 1706 Петром I, которым были введены 4 адмиральских чина: контр-адмирал, вице-адмирал., адмирал, генерал-адмирал.

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ КАРТЫ

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ КАРТЫ - морские карты побережий всех морей земного шара, издаваемые в Великобритании с 1795.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ

Адмиралтейский департамент - орган военно-морского управления в России, входящий в Морское министерство. Создан в 1805 г. после образования Морского министерства, упразднен в 1828 г.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ НОМЕР

Адмиралтейский номер - номер, присваиваемый каждой морской карте. Состоит из пяти цифр. Первая цифра обозначает океан или его часть, вторая масштаб (тип) карты, третья район (море). Последние две цифры определяют порядковый номер в данном районе (море). Номера проставляют в углах карты без символа «№» (номер).

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРИКАЗ

Приказ адмиралтейских дел

центральное государственное учреждение России, ведавшее строительством, вооружением и снабжением флота. Образовано в 1700. Возглавлял Ф. М. Апраксин. С 1712 функции Адмиралтейского приказа переданы Адмиралтейской канцелярии, занимающейся поставкой судов, вооружением, снабжением, ремонтом, и канцелярии Воинского Морского флота, ведавшей ранее личным составом флота.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ЯКОРЬ

Адмиралтейский якорь - якорь, состоящий из веретена, двух рогов с лапами (отлиты вместе с веретеном) и скобы, а также штока, устанавливаемого в рабочем положении перпендикулярно веретену в верхней его части. В зависимости от типа грунта держащая сила адмиралтейского якоря в 2-8 раз превышает его вес. Масса 10-3000 кг. Адмиралтейский якорь широко применялся во времена парусного флота. В ВМФ адмиралтейский якорь обычно применяется для снабжения шлюпок.

-------------------

якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, - укрепленкым на верхней части веретена в п! лоскости, перпендикулярной плоскостй рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ

АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ - высший орган управления военно-морскими делами в России. Учреждена Петром I в 1718. Состояла из опытных военно-морских начальников. Во главе находился президент, подчинявшийся непосредственно царю В 1802 Адмиралтейств-коллегия вошла в состав созданного морским министерства и в 1827 преобразована в совещательный орган при министре Адмиралтейств-совет.

-------------------

высший орган руководства морским ведомством и флотом. Создан Петром I в 1717 г. и просуществовал до 1802 г. После 1802 г. стал совещательным органом при Морском министерстве.

АДМИРАЛТЕЙСТВО

1) место на берегу моря или реки, где созданы необходимые условия для строительства и ремонта кораблей. В России. Адмиралтейства имелись в Петербурге, Севастополе, Архангельске, Кронштадте, Николаеве и Воронеже.

2) В ряде стран - высший орган управления ВМС и строительством флота.

-------------------

1) в XVIII-XIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады;

2) орган управления флотом.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-СОВЕТ

АДМИРАЛТЕЙСТВ-СОВЕТ - орган военно-морского управления в России, образованный в 1827. Первоначально ведал хозяйственной частью флота и являлся совещательным органом при морском министре, с 1836 стал самостоятельным высшим военно-морским учреждением по хозяйственной части, находившимся под председательством начальника Главного морского штаба. Впоследствии был высшим распорядительным и законодательным органом морского министерства. Упразднен декретом Советской власти в 1917.

АДМИРАЛЬСКИЙ ФЛАГ

Адмиральский флаг - специальный флаг, присваивавшийся высшим должностным лицам флота в званиях адмиралов. Адмиральский флаг, поднятый на мачте, означает присутствие на данном корабле соответствующего должностного лица.

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС - выражение, появившееся при Петре I и означавшее наступление обеденного времени.

АДЪЮТАНТ

АДЪЮТАНТ - офицер, мичман или прапорщик, состоящий при начальнике, для различных поручений.

АЗИМУТ

АЗИМУТ - угол между плоскостью истинного меридиана места наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый предмет.

АЗИМУТ СВЕТИЛА

Азимут светила - одна из сферических координат светила в горизонтной системе, представляющая собой сферический угол при зените между меридианом наблюдателя и вертикалом светила. Азимут измеряется соответствующей дугой истинного горизонта. В мореходной астрономии применяется три счета азимутов: полукруговой - считается от полуночной части меридиана наблюдателя до вертикала светила в сторону востока и запада от 0 до 180°; круговой - от полуночной части меридиана наблюдателя до вертикала светила в сторону востока от 0 до 360°; четвертной - от полуночной или полуденной части меридиана наблюдателя в стороны востока и запада от 0 до 90°.

АЗИМУТАЛЬНАЯ СЕТКА

Азимутальная сетка - совокупность линий пеленгов, проведенных относительно двух (трех) визуально наблюдаемых ориентиров. Используется при определении места по пеленгам.

АЗИМУТАЛЬНЫЙ КРУГ

АЗИМУТАЛЬНЫЙ КРУГ - неподвижное градуированное кольцо на крышке компаса (репитера гирокомпаса) для замера курсовых углов. Азимутальный круг имеет градуировку от 0 до 360° или от 0 до 180° в обе стороны. Кольцо установлено так, что 0° направлен в сторону кормы, а цифра 180° - в сторону носа судна. Углы определяются при помощи пеленгатора.

АЙСБЕРГ

Айсберг - плавающая ледяная гора, оторвавшаяся от материкового или шельфового ледника, спускающегося в море. Размеры айсберга.: длина - до 70 км, ширина - до - 40 км, высота над поверхностью воды - до 190 м и более в Арктике, до 300 м в Антарктике. В воду айсберг погружен до глубин, в 4-5 раз больших, чем высота их надводной части. Айсберги встречаются в Северном Ледовитом океане и в северо-западной части Атлантического океана, спускаясь иногда до параллели 40° с. ш., а в южном полушарии до параллели 35° ю. ш. Представляют опасность для мореплавания.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ГРЕБНЫЕ СУДА

Академические гребные суда - класс наиболее быстроходных удлиненных гребных лодок с веслами на уключинах и подвижными (на роликах) сиденьями. Различают лодки для парной (у каждого гребца два весла) и распашной (у каждого одно весло) гребли.

АКВАЛАНГ

Акваланг - индивидуальный ранцевый дыхательный аппарат для работы и пребывания человека под водой на глубине до 40 м. Сжатый воздух находится в баллонах и подается по шлангам через клапан, автоматически снижающий его давление. Запас воздуха в зависимости от глубины погружения позволяет человеку находиться под водой от нескольких мин до 1,5 ч.

АКВАТОРИЯ

Акватория - участок водной поверхности в установленных границах моря или порта. Акватория служит для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой (портовая акватория), во время их достройки и ремонта (заводская акватория), для взлета - посадки самолетов (акватория гидроаэродромная), испытания военной техники (например, акватория для испытания минного, торпедного оружия - т. н. минная акватория), для проведения гонок спортивных судов и др.

АКСЕЛЕРОМЕТР

Акселерометр - прибор для измерения ускорений. На летательных аппаратах, надводных кораблях и подводных лодках используется в системах инерциальной навигации

АКСИОМЕТР

АКСИОМЕТР - указатель угла отклонения пера руля относительно диаметральной плоскости судна в градусах. Является частью рулевого устройства. Аксиометр устанавливается перед штурвалом; с баллером руля связан электрической системой.

АКТИВНОЕ МИННОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ

Активное минное заграждение - минное заграждение, поставленное в прибрежных водах противника и открытом море на маршрутах движения его кораблей.

АКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ

Активное управление судном - управление судном на малом ходу или без хода (например, при швартовке) путем создания с помощью специального устройства с приводным двигателем упора или тяги, направленной под углом к диаметральной плоскости судна..

АКТИВНО-РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД

Активно-реактивный снаряд - снаряд, выстреливаемый из орудия, а затем на траектории получающий дополнительную скорость за счет работы реактивного двигателя. По сравнению с обычным снарядом того же калибра активно-реактивный снаряд имеет повышенную дальность стрельбы.

АКТИВНЫЙ РУЛЬ

Активный руль - вспомогательный гребной винт малого диаметра с автономным электрическим двигателем, устанавливаемый на основном руле или на оконечности корпуса корабля. Применяется при швартовках, на малых скоростях и при выполнении сложного маневра.

АКТИВНЫЙ УЧАСТОК ПОЛЕТА РАКЕТЫ

Активный участок полета ракеты - участок полета с работающими ракетными двигателями.

Следующая страница
Главная