Толковый военно-морской словарь
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИН"-"ГЮЙ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИН"-"ГЮЙ")

ГИНЦЫ

Гинцы - небольшие тали с одинаковым числом шкивов в обоих блоках, закрепленных напостоянно. Служат для обтягивания и крепления такелажа.

-------------------

небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.

ГИРОАЗИМУТ

Гироазимут - навигационное гироскопическое устройство, предназначенное для сохранения заданного направления в горизонтальной плоскости, по которому первоначально ориентирована главная ось гироазимута, и измерения углов поворота относительно заданного направления (углов рыскания). Гироазимут широко применяются в системах автоматической стабилизации курса самолета, ракеты, торпеды, а также в навигационных и системах управления стрельбой.

ГИРОАЗИМУТ-ГОРИЗОНТ

Гироазимут-горизонт - навигационное гироскопическое устройство для непрерывного определения плоскости горизонта и одновременного удержания заданного азимутального направления в этой плоскости, а также измерения относительно плоскости горизонта углов качки корабля и гироазимутального курса для введения этих величин в приборы управления ракетной и артиллерийской стрельбой. Состоит из гироазимута и гирогоризонта.

ГИРОАЗИМУТ-КОМПАС

Гироазимут-компас - навигационное гироскопическое устройство, выполняет раздельные во времени функции гироазимута и гирокомпаса.

ГИРОГОРИЗОНТ

Гирогоризонт - навигационное гироскопическое устройство для непрерывного определения истинной плоскости горизонта ( что необходимо, например, для стабилизации чувствительного элемента гироазимута), а также измерения относительно ее углов бортовой и килевой качки корабля. Эти данные передаются в приборы управления ракетной и артиллерийской стрельбой и в устройства стабилизации антенн радиолокационных станций.

ГИРОГОРИЗОНТ-КОМПАС

Гирогоризонт-компас - навигационное гироскопическое устройство, выполняет функции гирогоризонта и гирокомпаса одновременно.

ГИРОКОМПАС

Гирокомпас - навигационное гироскопическое устройство для указания направления географического меридиана. Действие основано на использовании свойств трехстепенного одно- или двухроторного гироскопа с учетом воздействия на него суточного вращения Земли. Используется для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) на ориентир (небесное светило).

ГИРОКУРСОУКАЗАТЕЛЬ

Гирокурсоуказатель - общее название всех навигационных гироскопических устройств для определения курса судна.

ГИРОМАГНИТНЫЙ КОМПАС

Гиромагнитный компас - магнитный компас с гироскопическим устройством, сглаживающим колебания магнитного чувствительного элемента при маневрировании. Применяется, например, на быстроходных катерах, кораблях (судах) на воздушной подушке.

ГИРООРИЕНТАТОР

Гироориентатор - навигационное гироскопическое устройство, моделирующее одну из систем координат для определения направления относительно этой системы, а также параметров движения объекта.

ГИРОРУЛЕВОЙ

ГИРОРУЛЕВОЙ - гироскопическое устройство для автоматического удержания корабля (судна) на заданном курсе. Гирорулевой включает (по сигналу от гирокомпаса) при отклонении корабля от заданного курса рулевое устройство и отключает его при возвращении на курс. Намеренное изменение курса корабля осуществляется рулевым или автоматически по программе.

ГИРОСКОП

ГИРОСКОП - быстро вращающееся (несколько десятков тысяч оборотов/мин ) твердое тело в виде тяжелого диска, ось вращения которого может сохранять свое направление в пространстве. Гироскоп закрепляют в т. н. карданном подвесе, обеспечивающем гироскопу три степени свободы (гироскоп может совершать любой поворот около центра подвеса). Ось такого гироскопа сохраняет неизменным свое положение в пространстве. На этом первом свойстве основана работа гирорулевого, автопилота и др. Под действием приложенной силы происходит прецессия гироскопа. Это второе свойство гироскопа используется в гироазимуте, гирокомпасе, гирогоризонте и т. д.

ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

Гироскопические устройства - приборы и устройства, основанные на использовании свойств гироскопа. Предназначены для определения параметров, характеризующих движение или положение объектов, на которых они установлены (т. н. Навигационные гироскопические устройства), а также для стабилизации находящихся на них приборов и устройств.

ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ УГОЛ ТОРПЕДЫ

Гироскопический угол торпеды - угол установки гироскопического. устройства, на который торпеда изменит направление своего движения после входа в воду относительно оси стреляющего торпедного аппарата или продольной оси торпеды в момент сбрасывания ее с самолета.

ГИРОСТАБИЛИЗАТОР СУДОВОЙ

Гиростабилизатор судовой - навигационное гироскопическое устройство, служащее для поддержания неизменной или изменяющейся по заданному закону ориентации в пространстве.

ГИРОСФЕРА

Гиросфера - основная часть двухроторного гирокомпаса. Представляет собой герметичный шар, внутри которого размещены два гироскопа, масляный успокоитель и центрирующее устройство. Оси гироскопов образуют угол 90° между собой и 45° с линией север - юг.

ГИРОТАХОМЕТР

Гиротахометр - гироскопическое устройство для измерения угловой скорости поворота судна. Позволяет определить последнюю задолго до того, как судоводитель воспримет ее по показанию гирокомпаса. Применение гиротахометра обеспечивает более уверенное и экономичное управление крупнотоннажными судами с большой инерцией. Используется также в качестве датчика информации в системах стабилизации на качке и в авторулевых.

ГИРОУСПОКОИТЕЛЬ КАЧКИ

Гироуспокоитель качки - успокоитель качки на основе гироскопа, ось вращения которого расположена вертикально в диаметральной плоскости судна. Гироскоп размещен в раме, качающейся в опорах, жестко связанных с корпусом судна и удерживающей ось ротора в вертикальном положении при помощи специального груза. Эффект стабилизации судна достигается значительной компенсацией кренящего момента, вызывающего раскачивание судна на волнении, реактивным моментом прецессии гироскопа. Масса гироуспокоителя кчки ок. 1,5 % массы судна. Время разбега маховика до рабочей частоты около 1,5 ч. Используется лишь на некоторых судах.

ГИТОВЫ

Гитовы - бегучий такелаж, служащий при уборке прямых парусов для подтягивания шкотовых узлов под середину рея и задней шкаторины косых парусов к гафелю или рейку. Гитовы принимают названия тех парусов, которым служат.

-------------------

снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

ГИЧКА

ГИЧКА - легкая длинная быстроходная гребная шлюпка с транцевой кормой, использовавшаяся на военных кораблях вплоть до 1917 для разъездов адмиралов и командиров; современные спортивные гички имеют до 10 весел.

ГЛАВНАЯ БАЗА ФЛОТА

Главная база флота (уст.)- постоянная военно-морская база, где размещаются органы управления флотом и дислоцируется ряд соединений сил флота.

ГЛАВНАЯ ПАЛУБА

Главная Палуба - третья снизу палуба на больших судах торгового флота.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА КОРАБЛЯ

Главная энергетическая установка корабля - комплекс энергетических и силовых средств, обеспечивающих движение корабля. Включает двигатель (паровая машина, двигатель внутреннего сгорания и т. д.) или источник энергии (например, атомный реактор) и преобразующий ее в работу движителя силовой привод. Название типа главной энергетической установки определяется либо по главному двигателю, либо по источнику энергии, либо по силовому приводу, или по их сочетанию (например, паросиловая, дизельная, дизель-электрическая, газотурбинная, атомная).

ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Главное направление - направление на театре военных действий (например, полоса водного пространства), на котором концентрируются и наносят главный удар в операции (бою) главные силы с целью разгрома основной группировки противника, захвата важного объекта на побережье и т. п., в результате чего достигается цель операции (боя).

ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВИДОМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Главнокомандующий видом вооруженных сил - высшее должностное лицо, возглавляющее вид вооруженных сил.

ГЛАВНЫЕ БАЛЛАСТНЫЕ ЦИСТЕРНЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Главные балластные цистерны подводной лодки - служат для погашения основного запаса плавучести. При открытии кингстонов и клапанов вентиляции в главные балластные цистерны поступает забортная вода и удиферентованная лодка погружается. Для всплытия вода из них вытесняется сжатым воздухом, газами от работающего дизеля или газами пороховых петард (аварийное продувание).

ГЛАВНЫЕ ПЕРЕБОРКИ

Главные переборки - водонепроницаемые переборки корпуса судна, доходящие до палубы главной и делящие внутренний объем судна на отсеки, которые обеспечивают его непотопляемость. Различают главные переборки поперечные (идут от борта до борта) и продольные (идут на большей части длины судна).

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ КОРАБЛЯ

Главные размерения корабля (судна)

основные линейные размеры корабля. Главные размерения: длина корабля (L), ширина корабля (В), осадка (Т) и высота борта (Н). Соотношения главных размерений определяют мореходные качества корабля (например отношения В/T и H/T характеризуют остойчивость корабля). Главные размерения определяют также возможность постановки корабля в сухие и плавучие доки, стоянки у причалов и пирсов в военно-морских базах и портах, плавания в стесненных условиях и т. п.

ГЛАВНЫЕ СИЛЫ

Главные силы - основные силы и средства, выделенные для действия на главном направлении. Состав главных сил зависит от масштабов поставленных перед ними задач и от противостоящих группировок противника.

ГЛАВНЫЙ КОМАНДИР ПОРТА

Главный командир порта - должностное лицо в русском. флоте (1860-1917), стоявшее во главе главного военного порта (Кронштадт, Севастополь, Владивосток и др.). Отвечал за организацию всех видов обеспечения кораблей и судов, приписанных к порту, его оборону в военное время. Одновременно являлся начальником гарнизона.

ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ

Главный морской штаб - впервые создан в России в 1831. Ведал разработкой планов боевого использования флота, боевой подготовкой. комплектованием частей и кораблей и т. д. С 1953 получил название Главный штаб ВМС, а с 1955 Главный штаб ВМФ.

ГЛАВНЫЙ УДАР

Главный удар - удар главной группировки войск (сил флота) на избранном направлении (в районе), имеющем решающее значение для разгрома противостоящего противника и выполнения поставленной задачи в операции (бою). Выбор направления главного удара и определение сил и средств для его осуществления составляют основу замысла командира (командующего) на боевые действия.

ГЛАГОЛЬ-ГАК

ГЛАГОЛЬ-ГАК - складной крюк, откидной носок которого удерживается специальным звеном. При необходимости глаголь-гак, позволяет быстро сбросить груз или снасть, откинув звено. Применяется в различного рода цепных стопорах.

ГЛАДКОСТВОЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Гладкоствольное оружие - огнестрельное оружие, канал ствола которого не имеет нарезов (минометы, безоткатные орудия, реактивные системы залпового огня и некоторые современные артиллерийские орудия). Преимущества гладкоствольного орудия - простота конструкции и эксплуатации, высокая начальная скорость подкалиберного снарядов.

ГЛИССЕР

ГЛИССЕР - небольшое быстроходное судно (катер) с особой формой днища, позволяющей поддерживать его на воде при движении главным образом за счет динамических сил набегающей воды. Судно касается воды только кормовой частью, что значительно снижает сопротивление воды его движению. Движителями служат гребные винты, водометные движители, иногда воздушные винты.

ГЛОБАЛЬНАЯ ВОЙНА

Глобальная война - термин, введенный американскими теоретиками для обозначения мировой войны, предполагающей ведение боевых действий с применением всех видов оружия массового поражения на континентах, морях, океанах и в околоземном воздушно-космическом пространстве. В военно-техническом аспекте это понятие связано с появлением ядерного и других видов оружия массового поражения и средств его доставки в любую точку земного шара, а также с возросшими возможностями доставки крупных группировок ВС по морю и воздуху.

ГЛУБИНА МИННОГО ПОЛЯ

ГЛУБИНА МИННОГО ПОЛЯ - расстояние между внешней и внутренней кромками минного заграждения.

ГЛУБИНА ОПЕРАЦИИ

Глубина операции - расстояние от исходных районов развертывания сил (позиций, военно-морских баз) до наиболее удаленной точки района, в пределах которого противник подвергается боевому воздействию. Для морских операций может достигать тысяч км.

ГЛУБИНА ОРДЕРА

ГЛУБИНА ОРДЕРА - расстояние в направлении движения от головного до концевого корабля ордера.

ГЛУБИНА ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ

Глубина отличительная - место, в котором глубина моря (океана) резко отличается от окружающих глубин в данном районе. Может служить для опознания местонахождения корабля.

ГЛУБИНА ПОГРУЖЕНИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Глубина погружения подводной лодки - расстояние от поверхности воды до места установки глубиномера центрального поста Различают глубину погружения перископную; предельную, на которой прочный корпус подводной лодки при ее погружении и плавании не испытывает остаточных деформаций; рабочую (80-85 % предельной), при длительном плавании на которой гарантируется нормальная работа всех систем и устройств; расчетную (в 1,5-2,2 раза превышает предельную), на которую рассчитывается прочность прочного корпуса при проектировании.

ГЛУБИНА ПОРТА

ГЛУБИНА ПОРТА - минимальная глубина у причалов порта, определяющая возможность подхода и стоянки судов с определенной предельной осадкой при среднем уровне воды (средней арифметической высот уровня воды из большого числа наблюдений).

ГЛУБИНА СТРОЯ КОРАБЛЕЙ

Глубина строя кораблей - расстояние от форштевня первого корабля до ахтерштевня концевого по направлению движения.

ГЛУБИНА ХОДА ТОРПЕДЫ

Глубина хода торпеды - расстояние от поверхности воды до идущей под водой торпеды. Устанавливается на торпедах в соответствии с осадкой надводного или глубиной хода подводного корабля, который предполагается атаковать торпедами. Торпеда движется с малыми отклонениями от установленной глубины хода.

ГЛУБИННАЯ БОМБА

Глубинная бомба - вид морских боеприпасов для уничтожения погруженных подводных лодок, а также боевых пловцов, якорных и донных мин, других объектов. Сбрасываются (выстреливаются) с корабля или с самолета. Глубинные бомбы могут иметь обычные и ядерные заряды. Впервые применены во время 1-й мировой войны (1915). Глубинные бомбы ядерными зарядами поступили на вооружение в конце 50-х гг.

ГЛУБИННОЕ БОМБОМЕТАНИЕ

Глубинное бомбометание - применение глубинных бомб для уничтожения подводных лодок и других подводных объектов. Производится надводными кораблями, противолодочными самолетами и вертолетами. Надводные корабли используют бомбометы и бомбосбрасыватели. Для повышения вероятности поражения подводной лодки. Глубинное бомбометание осуществляется сериями (залпами) с рассеиванием точек взрыва по площади и глубине.

ГЛУБИННОЕ ТЕЧЕНИЕ

Глубинное течение - движение слоя воды в океанских (морских) глубинах. Часто имеют направления, противоположные поверхностным течениям. Влияют на подводное плавание.

ГЛУБИНОМЕР

Глубиномер - прибор для определения глубины погружения подводной лодки или подводного аппарата. Работает по принципу манометра, учитывая изменение гидростатического давления.

ГЛУБОКОВОДНАЯ МИНА

Глубоководная мина - мина, приспособленная для постановки на глубинах 1000 м и более. Имеет двигатель для всплытия под корабль.

ГЛУБОКОВОДНАЯ СТРЕЛЬБА ТОРПЕДАМИ

Глубоководная стрельба торпедами - стрельба подводной лодки торпедами с глубин погружения, превышающих перископные. Производится по данным гидроакустических станций подводной лодки.

ГЛУБОКОВОДНЫЕ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЕ СНАРЯДЫ

Глубоководные океанографические снаряды - общее название технических средств для проведения научных исследований и наблюдений в глубинах морей и океанов. К глубоководным океанографическим снарядам относятся батисферы, батискафы, батипланы, глубоководные подводные лодки и другие средства, управляемые как экипажем, так и с надводного судна (берега) или действующие по заданной программе. Автономность обитаемых глубоководных океанографических снарядов достигает нескольких суток. Имеют в своем составе жизнеобеспечения системы. По глубине погружения подразделяются на снаряды для малых (до 600 м), средних (до 2000 м), больших (до 6000 м) и предельных глубин (до 11000 м).

ГЛУБОКОВОДНЫЙ ТЕРМОМЕТР

Глубоководный термометр - специальный термометр для замера температуры воды на больших глубинах. Шкалы глубоководного термометра градуируются в пределах от - 2 до +34° С. Может фиксировать температуру на заданной глубине.

ГЛУБОКОПОГРУЖЕННЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЫЛЬЯ

Глубокопогруженные подводные крылья - подводные крылья, которые при движении судна в крыльевом режиме находятся на такой глубине, где значение гидродинамической подъемной силы практически не зависит от глубины их погружения. Имеют малую чувствительность к волнению, но требуют принятия специальных мер по обеспечению стабилизации судна (изменением угла атаки крыла, перекладыванием закрылков в соответствии с сигналами от датчиков крена, дифферента и т. д.). Глубокопогруженными подводными крыльями снабжаются суда, предназначенные для плавания на море

ГОДОВОЙ ПРАЗДНИК КОРАБЛЯ

Годовой праздник корабля - торжественный день, связанный с каким-либо знаменательным событием в жизни корабля (день подъема Военно-морского флага, награждения орденом или присвоения гвардейского звания).

ГОЛЕТ

Голет (галет, гулет)

парусное судно шхунского вооружения; между мачтами имело грот-стаксель, а на бушприте - два кливера или кливер и стаксель. Часто имелись стеньги, на которых поднимались гаф-топсели. Длина около 18-20 м.

ГОЛЛАНКА

Голланка (голландка)

название форменной матросской рубахи. Носилась навыпуск поверх брюк, имела на груди глубокий вырез и крепление для форменного воротника.

ГОЛОВКА САМОНАВЕДЕНИЯ

Головка самонаведения - устройство на управляемых носителях боевых зарядов (ракетах, торпедах и др.) для обеспечения прямого попадания в объект атаки или сближения на расстояние, меньшее радиуса поражения зарядов. Головка самонаведения воспринимает энергию, излучаемую или отражаемую целью, определяет ее положение и формирует команды для управления движением носителя заряда. По виду воспринимаемой энергии делятся на радиолокационные, оптические, телевизионные, акустические. и др.

ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ РАКЕТЫ

Головная часть ракеты - передняя часть ракеты, в которой обычно размещается ее боевая часть. Геометрически головная часть - тело вращения, симметричное относительно продольной оси ракеты. По количеству боевых зарядов головные части бывают однозарядными (моноблочными) и многозарядными (разделяющимися), а по управляемости на пассивном участке траектории - неуправляемыми и управляемыми (маневрирующими).

ГОЛОВНОЙ КОРАБЛЬ

1) первый по строенный по данному проекту корабль. Если корабли строятся на нескольких заводах, то 1-й корабль каждого завода назывался головным кораблем завода.

2) Первый корабль, идущий в голове строя (ордера).

"ГОЛОС МОРЯ"

"Голос моря" - инфразвуковые волны (частота около 10 Гц), возникающие над взволнованной поверхностью моря при сильном ветре в результате вихреобразования за гребнями волн. Распространяясь на большие расстояния от места возникновения, этот характерный звук может служить предвестником шторма. «Голос моря» воспринимается человеком как гул низкого тона.

ГОЛЬФСТРИМ

ГОЛЬФСТРИМ - система мощных теплых течений в северной части Атлантического океана, простирающаяся от полуострова Флорида до островов Шпицберген и Новая Земля (более 10 тыс. км). Зарождается под воздействием пассатных ветров в приэкватериальных широтах. Скорость от 6-10 км/ч во Флоридском проливе до 3-4 км/ч у Ньюфаундлендской банки. Гольфстрим оказывает отепляющее влияние на климат Европы и улучшает условия судоходства в Северной Атлантике.

ГОНДОЛА

1) длинная плоскодонная венецианская лодка с тентом или каютой для пассажиров и поднятыми фигурными носом и кормой.

2) Элемент конструкции самолета, вертолета, дирижабля, имеющий обтекаемую форму, для размещения вооружения, шасси и т. п.

ГОНИОМЕТРИЧЕСКАЯ СЕТКА

Гониометрическая сетка - совокупность изогон, проведенных относительно двух пар навигационных ориентиров. Используется при определении места корабля по горизонтальным углам.

ГОНКА ПАРУСНАЯ

Гонка парусная - состязание шлюпок или яхт под парусами на скорость пробега определенной дистанции.

ГОРДЕНЬ

1) подъемное приспособление из неподвижно закрепленного одношкивного блока и троса (шкентеля), пропущенного через этот блок. Выигрыша в силе не дает, служит для придания тяге удобного направления.

2) Снасть бегучего такелажа, служащего для подтягивания к реям прямых парусов. Гордень для подтягивания нижних шкаторин называется бык-гордень.

-------------------

снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.

ГОРИЗОНТ

1) Горизонт видимый - линия, по которой небо кажется граничащим с поверхностью земли.

2) Горизонт истинный (математический) - большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна отвесной линии и проходит через глаз наблюдателя.

3) Горизонт искусственный - определяется прибором, которым пользуются во время береговых астрономических наблюдений при отсутствии видимого морского горизонта.

ГОРИЗОНТ ОРУДИЯ

ГОРИЗОНТ ОРУДИЯ - горизонтальная плоскость, проходящая через точку вылета снаряда из канала ствола.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ

Горизонтальная дальность - расстояние от орудия (прибора) до проекции воздушной цели на горизонт орудия.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ НАВОДКА

Горизонтальная наводка - придание орудию (башне, постам наведения и т. п.) нужного направления в горизонтальной плоскости.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РУЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Горизонтальные рули подводной лодки - конструкции типа крыла, обеспечивающие путем их отклонения от плоскости горизонта изменение глубины погружения подводной лодки на ходу. На подводных лодках периода 1-й и 2-й мировых войн существовало, как правило, две пары заваливающихся в легкий корпус горизонтальных рулей, расположенных в носу (на расстоянии 1/4 длины лодки) и в корме (позади и в плоскости гребных винтов). На некоторых современных подводных лодках иностранных флотов неубирающиеся горизонтальные рули расположены в районе рубки.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КИЛЬ

Горизонтальный киль - горизонтальный средний пояс днищевой наружной обшивки судна, расположенный симметрично его диаметральной плоскости. Для увеличения продольной прочности судна делается толще дрругих поясов. Примыкает снизу к вертикальному килю.

ГОРИЗОНТНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ

Горизонтная система координат - система сферических координат, в которой место любого светила определяется азимутом А и высотой светила Л или его зенитным расстоянием Z = 90°-h.

ГОРЛОВИНА

Горловина - отверстие овальной или круглой формы, вырезанное в палубе, настиле второго дна, платформе, переборке и т. д., закрываемое герметичной крышкой на уплотнительной прокладке. Служит для доступа в отдельно изолированные помещения (двойное дно, цистерны, коффердамы) с целью их осмотра, очистки, окраски и т. д.

ГОРН СИГНАЛЬНЫЙ

Горн сигнальный - медная труба или рожок для подачи звуковых сигналов - побудки, отбоя, спуска и подъема флагов, боевой тревоги и т. п.

ГОРЮЧЕЕ

ГОРЮЧЕЕ - общее название различных веществ, служащих источником энергии при сжигании в двигательных, котельных и других энергетических установках. Различают горючее химическое (часто называют топливом) и ядерное. Один из важнейших видов материальных средств, необходимых для обеспечения повседневной и боевой деятельности ВС.

ГОСПИТАЛЬНОЕ СУДНО

Госпитальное судно - вспомогательное судно для транспортировки раненых, оказания им неотложной медицинской помощи, включая хирургическую, и лечения. Имеют отличительную белую окраску с зеленой полосой и красными крестами на трубах и бортах. В русском флоте появились в 1715. В современных флотах кроме госпитальных судов для перевозки раненых используются суда гражданского флота.

ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ

Господство в воздухе - решающее превосходство авиации одной из воюющих сторон в воздушном пространстве на театре военных действий или каком-либо его районе. Позволяет войскам и ВМС выполнять боевые задачи без существенного противодействия со стороны авиации и противовоздушной обороны противника.

ГОСПОДСТВО НА МОРЕ

Господство на море - решающее превосходство над противником на морском (океанском) театре военных действий или его части, которое создает наиболее благоприятные условия для успешных действий сил флота при решении им поставленных боевых задач и воспрещает или затрудняет активное противодействие со стороны противника. По масштабам может быть стратегическим, оперативным и тактическим.

ГРАВИТАЦИОННАЯ ШЛЮПБАЛКА

Гравитационная шлюпбалка - шлюпбалка, у которой стрела перемещается из положения по-походному в предельное положение за бортом судна под действием силы тяжести (подъем происходит с помощью лебедки). Гравитационная шлюпбалка широко применяются на морских судах для обслуживания спасательных шлюпок вместимостью 12 человек и более, а также рабочих шлюпок и катеров.

ГРАДИЕНТ БАРИЧЕСКИЙ

ГРАДИЕНТ БАРИЧЕСКИЙ - векторная величина, показывающая направление максимального возрастания атмосферного давления и численно равная изменению давления на единицу длины в этом направлении. Положение вектора градиента барического в пространстве определяется относительно стран света, а за единицу расстояния принимается один градус меридиана (60 морских миль).

ГРАДИЕНТ ТЕМПЕРАТУРЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ

Градиент температуры вертикальный - изменение температуры воздуха на каждые 100 м по вертикали в тропосфере. Значение градиента температуры колеблется от 0,6 до 1°С.

ГРАДУС

1) единица измерения углов и дуг меридианов, параллелей, широт, долгот, азимутов и т. д., равная 1/90 части прямого угла.

2) Общее название единиц температуры в различных температурных шкалах.

ГРАДШТОК

Градшток (град-боген)

старинный инструмент для измерения высот светил.

ГРАНАТА

1) боеприпас, предназначенный для поражения осколками, ударной волной или кумулятивной струей живой силы и военной техники противника в ближнем бою. Состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества и взрывателя (запала). Различают гранаты ручные и выстреливаемые из гранатометов.

2) Устаревшее название артиллерийских осколочных, осколочно-фугасных и фугасных снарядов.

ГРАНИЦА МИННОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ

Граница минного заграждения - линия, определяющая пределы площади загражденного минами района с учетом возможной неточности определения места кораблей (самолетов), осуществлявших постановку мин.

ГРЕБЕНЬ ВОЛНЫ

Гребень волны - верхняя точка волн морских.

ГРЕБНОЕ КОЛЕСО

ГРЕБНОЕ КОЛЕСО - лопастной движитель судна в виде одного (в корме) или двух (по бортам) колес с 6-12 лопастями (плицами). Появились впервые в 1800, в конце 19 в. было создано гребное колесо с поворотными плицами, обеспечивающими оптимальный угол входа в воду, что повысило кпд двигательно-движительной установки. В настоящее время колесные суда не строятся.

ГРЕБНОЕ СУДНО

ГРЕБНОЕ СУДНО - судно, основным движителем которого являются весла. Флоты древних государств состояли из гребных судов. Современные гребные суда включают корабельные и спасательные шлюпки, а также различные спортивные суда.

ГРЕБНОЙ ВАЛ

Гребной вал - элемент валопровода, непосредственно соединенный с гребным винтом. На больших судах длина гребного вала до 12 м; на малых непосредственно соединен с двигателем и гребным винтом.

ГРЕБНОЙ ВИНТ

Гребной винт - лопастной движитель (например, судна, торпеды). Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с 2-6 лопастями, закрепленными на ней под некоторым углом к плоскости вращения. Гребной винт характеризуется диаметром (до 8-10 м), расстоянием, проходимым винтовой поверхностью за один оборот (шагом), отношением площади лопастей к площади диска диаметра гребного винта и др. По конструкции различают винты регулируемого шага (применяются на быстроходных судах и катерах), постоянного шага, соосные, а также винты «тандем». Изготовляются из бронзы, латуни, легированной стали и др. Масса может достигать 50 т.

ГРЕБНОЙ ФЛОТ

ГРЕБНОЙ ФЛОТ - флот из кораблей и судов, основным движителем которых являются весла, паруса же играют вспомогательную роль. Получил распространение в странах античного мира (Финикия, Греция, Византия) и средних веков (Венеция, Генуя, Византия). С появлением галер стал называться галерным флотом.

-------------------

(галерный, шхерный) - соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дюбель-шлюпки и т.д.

ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ

ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ - зажигательный состав, применявшийся в 7-15 вв. в морских боях и при захвате крепостей. Греческий огонь включал предположительно селитру, серу, нефть, смолу и другие вещества, его пламя не гасилось водой.

ГРИНВИЧ

Гринвич (ГРИНУИЧ)

пригород Лондона, где находилась основанная в 1657 астрономическая обсерватория. По международному соглашению меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, в 1884 был принят за начальный в счете географических долгот и назван Гринвичским меридианом. От него также отсчитывается время всемирное и время поясное.

ГРОМ

ГРОМ - звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается быстрым расширением воздуха вдоль пути молнии. Дальность слышимости грома обычно не более 15-20 км. Раскаты (повторы) грома объясняются многократным отражением звуковой волны.

ГРОМКОГОВОРЯЩАЯ СВЯЗЬ

Громкоговорящая связь - вид внутрисудовой связи. Бывает односторонней и двусторонней. Применяется для передачи команд и служебных переговоров. В отличие от телефонной связи обеспечивает восприятие команды или переговоров всем личным составом, находящимся в данном помещении (на палубе).

ГРОТ

ГРОТ (мор.)

1) вторая мачта, считая от носа судна.

2) Самый нижний прямой парус грот-мачты.

3) Первая составная часть сложных слов, обозначающая принадлежность парусов и всех частей рангоута и такелажа к грот-мачте (например, грот-марсель).

-------------------

1) Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей.

2) Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

ГРОТ-МАЧТА

ГРОТ-МАЧТА - вторая мачта, считая от носа корабля.

ГРУЗИКИ ДЛЯ КАРТ

ГРУЗИКИ ДЛЯ КАРТ - металлические диски диаметром до 50 мм, высотой 30-35 мм, массой до 350 г. Служат для прижатия карт на штурманском столе.

ГРУЗОВАЯ МАРКА

ГРУЗОВАЯ МАРКА - нанесенная на обеих бортах торгового судна фигура, состоящая из пересеченного горизонтальной чертой круга (диск Плимсолля) и вертикальной гребенки. Указывает предельно допустимые осадки судна при различных условиях плавания. В зависимости от времени года плавания и солености воды эта осадка отмечена буквами:

ТП (ТF) - в тропических пресных водах;

П(F)- в пресных водах не тропических. стран;

Т(Т) - в морских тропических водах;

Л(S) - в морских водах летом;

З(W) - в морских водах зимой;

ЗСА(WNA) - в северной части Атлантического океана зимой.

Пассажирские и парусные суда имеют упрощенную грузовую марку по сравнению с грузовыми судами. Положение грузовой марки определяется назначением, размерами и конструктивными особенностями судна.

ГРУЗОВАЯ СТРЕЛА

Грузовая стрела - судовое грузовое устройство в виде балки-укосины, шарнирно закрепленной нижним концом на мачте или колонне, а верхним концом подвешенной на тросе. Грузоподъемность обычно не превышает 10 т

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА - объем всех помещений на судне, которые предназначаются для размещения груза. Различают грузовместимость судна насыпью (для зерна, руды и т. д.) и киповую грузовместимость судна (для штучных грузов). Вторая примерно на 10 % меньше первой из-за невозможности полностью использовать часть грузовых пощещений между выступающими элементами судового набора.

ГРУЗОВОЕ СУДНО

Грузовое судно - общее название судов для перевозки грузов. Могут быть сухогрузные, наливные и для комбинированных грузов. В зависимости от характера груза и способа его перевозки различают балкеры, газовозы, ролкеры, танкеры, лижтеровозы и т. д.

ГРУЗОВОЙ ЛЮК

ГРУЗОВОЙ ЛЮК - вырезы в палубах судна, служащие для погрузки грузов в трюмы и их выгрузки. Грузовые люки имеют прямоугольную форму и снабжены устройствами для плотного закрывания. Вырезы грузового люка ограждаются комингсами.

ГРУЗОВЫЕ УСТРОЙСТВА

Грузовые устройства - совокупность устройств на судне, служащих для погрузки, выгрузки и перемещения грузов. Состоят из грузовых стрел различных систем, кранов, лебедок, элеваторов и др. Грузовые устройства боевых кораблей служат главным образом для погрузки боеприпасов.

ГРУЗОПАССАЖИРСКОЕ СУДНО

Грузопассажирское судно - транспортное судно для перевозки грузов, имеющее также более 12 пассажирских мест.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА - масса всех грузов в тоннах, которую может поднять судно при погружении его по грузовую марку. Различают грузоподъемность судна полную (дедвейт) и чистую или полезную (предельная масса груза, которую судно может принять при имеющихся на нем запасах топлива, смазочных материалов, продовольствия и пресной воды, а также с учетом экипажа). Грузоподъемность с зависит от времени года и района плавания.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ШЛЮПКИ

Грузоподъемность шлюпки - число людей или масса груза, транспортировка которых безопасна в тихую погоду. Принято считать, что баркасы способны перевозить по 5 человек на каждое весло, гребные катера - по 5 человек на банку (сидение), шестивесельные шлюпки - не более 12 человек (масса каждого человека принимается равной 80 кг). При движении под парусом грузоподъемность шлюпки уменьшается вдвое.

ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ (нагрузка корабля)- подразделяются на постоянные, расходные и временные грузы. Постоянные - масса корпуса, устройств, систем, механизмов, вооружении, брони и штатного экипажа. Расходные - боеприпасы, топливо, вода, смазочные материалы и продовольствие. Временные - войска, оружие, пассажиры, водяной балласт.

ГРУНТ

ГРУНТ - верхний слой дна моря, океана, реки и прочих водоемов. Характер (тип) и цвет грунта обозначается на морских картах в виде сокрашений: и.- ил, к.- камень, п.- песок, вд.- водоросли, жл.- желтый, сн.- синий и т. д. Характер грунта влияет на держащую силу якоря, что и определяет выбор места якорной стоянки.

ГРУНТОВ

ГРУНТОВ - снасть, предназначенная для удержания шлюпки от раскачивания, когда она остается подвешенной на ходу корабля (судна).

ГРУППА

ГРУППА (на корабле)

организационное подразделение боевых частей корабля и служб корабля (кроме артиллерийской боевой части, где группам соответствуют башни и батареи). Личный состав группы подразделяется на команды.

ГРУППА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Группа подводных лодок - временное тактическое формирование из двух и более подводных лодок, создаваемое на период выполнения боевой задачи.

ГРУППОВАЯ ЦЕЛЬ

Групповая цель - несколько объектов атаки (удара), идущих в одном строю (ордере). Понятие групповая цель зависит от средства поражения (например, для зенитных артиллерийских установок группа самолетов не будет являться групповой целью, а для ракеты с ядерной боеголовкой эта же группа самолетов - групповая цель поскольку может быть поражена одной ракетой).

ГРУППОВОЕ БОМБОМЕТАНИЕ

Групповое бомбометание - вид бомбометания, при котором группа самолетов (часть, подразделение) атакует цель в одном боевом порядке. Групповое бомбометание обеспечивает надежное накрытие и поражение цели.

ГРУППО-ЗАТМЕВАЮЩИЙ ОГОНЬ

Группо-затмевающий огонь - отличительный признак светового сигнала маяка в виде постоянного света, прерываемого группой затемнений (затмений) через определенные промежутки времени.

ГРУППО-ПРОБЛЕСКОВЫЙ ОГОНЬ

ГРУППО-ПРОБЛЕСКОВЫЙ ОГОНЬ - отличительный признак светового сигнала маяка в виде группы световых проблесков через определенный промежуток времени.

ГРЯДА

ГРЯДА - общее название вытянутых в длину возвышенностей рельефа, как правило, со сглаженной вершиной, высотой не более 200 м. Встречаются на суше и на дне морей. Природа возникновения гряды различна - намытые породы, результат движения ледников и т. п.

ГУБА

1) местное название на севере России заливов вытянутой формы, образованных обычно речными устьями.

2) Название румпеля на деревянных речных судах.

ГУКОР

Гукор - парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.

ГЮЙС

Гюйс - флаг, поднимаемый и спускаемый ежедневно на гюйсштоке в носовой части кораблей 1 и 2 рангов одновременно с кормовым флагом при стоянке на якоре (на швартовых, бочке).

-------------------

В России: красный Флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на Флагштоке на бушприте (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым Флагом, но только во время якорной стоянки.

ГЮЙСШТОК

Гюйсшток - металлический или деревянный шток в носовой части корабля для подъема гюйса, а ночью - якорного огня при стоянке корабля на якоре (бочке) или швартовых.

-------------------

стойка, на которой поднимается гюйс.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная