Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПО"-"ОШК")
Опознавание - определение государственной и ведомственной принадлежности обнаруженного объекта (самолета, корабля, войск и др). Осуществляется визуально или с помощью специальных радиоэлектронных систем опознавания. |
Опознавательные знаки - обозначения, позволяющие отличать государственную (национальную) принадлежность военной техники и войск, а также принадлежность военнослужащих и технических средств к определенному виду ВС, роду войск, объединению, соединению или части (подразделению). Включает группы символов, цифр, букв и специальных знаков. ВС каждой страны имеют свою систему опознавательных знаков. |
Опознавательные сигналы - условные сигналы, передаваемые средствами радиосвязи или зрительной связи и сигнализации. Служат для взаимного опознавания и определения государственной принадлежности кораблей в море (самолетов в воздухе). В настоящее время на кораблях и летательных аппаратах имеется автоматическая радиотехническая аппаратура, которая дает кодированный ответ при получении кодированного запроса («Я свой») от радиолокационной станции. В военное время корабль (самолет), не ответивший на запрос, считается противником. |
Опорный пункт флота - укрепленный пункт (часть района обороны) на морском побережье, наиболее насыщенный огневыми средствами, оборудованный и подготовленный к базированию сил флота. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА корабля - установление фактического места корабля путем наблюдения береговых ориентиров, нанесенных на карту (по двум углам, по трем и двум пеленгам, по пеленгу и вертикальному углу ориентира, способом крюйс-пеленга) или определением до этих ориентиров дистанции и пеленга с помощью РЛС, а при плавании в открытом море астрономическим путем или с помощью радиомаяков и использования различных радионавигационных станций, а также искусственных спутников. |
1) установить курс, которым идет противник 2) Определить курс своего корабля снять с карты угол между истинным меридианом и линией курса; снять отсчет с курсоуказателя |
Опреснительная установка - комплекс агрегатов для получения из забортной (соленой) воды пресной воды, пригодной для технических и бытовых целей. На судах наиболее распространены дистилляционные опреснительные установки, позволяющие получать в час до 5 т (и более) опресненной воды. |
Опрессовка цистерн (запрессовка) заполнение цистерн жидкими грузами до уровня, обеспечивающего практически полное отсутствие свободной поверхности, поскольку наличие последней всегда ведет к уменьшению остойчивости при наклонении корабля (судна). Поэтому во избежание потери начальной остойчивости недопустимо одновременно расходовать жидкий груз из большого числа цистерн (или принимать его одновременно в несколько цистерн). |
Опытное учение флота - разновидность командно-штабного или специального учения, проводимое с целью проверки и изучения новых вопросов теории и практики оперативного искусства и тактических приемов, а также новых способов применения оружия и боевых средств флота. |
Опытовое судно - специально оборудованное судно (корабль) для проведения испытаний нового вооружения, экспериментальных исследований энергетической установки, движителей и конструктивных узлов. Для этих целей обычно используются суда серийной постройки, реже специальной. |
Организационная структура корабля - определенная система функционных обязанностей, ориентированная на решение основной боевой задачи корабля уничтожение или ослабление сил и средств противника боевым воздействием. Организационная структура корабля едина как для ведения боя, так и для повседневной жизни. Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь ему назначаются старший помощник (1-й заместитель командира), помощники, определяемые штатом корабля. Весь личный состав корабля составляет его экипаж. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств на кораблях создаются боевые части и службы, которые в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи, башни и команды (отделения). Во главе боевых частей, дивизионов (групп, башен, батарей) стоять их командиры, а во главе служб начальники. Первичными организационными подразделениями личного состава корабля являются отделения, во главе которых стоят их командиры. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд. Для боя личный состав распределяется по командным пунктам и боевым постам. |
Организационный период корабля - срок, назначаемый старшим начальником для освоения личным составом организации и устройства корабля, эксплуатации технических средств. Является начальным этапом отработки слаженности экипажа, необходимым для успешной отработки задач боевой подготовки. |
Организация связи - комплекс мероприятий, включающий разработку необходимой документации по связи, а также подготовку и порядок использования сил и средств связи для обеспечения непрерывного управления отдельными соединениями или силами флота (флотилии) в целом. |
Органы управления - собирательное наименование командования, штабов, управлений, отделов и других постоянных и временно создаваемых органов, предназначенных для руководства войсками (силами) в различных звеньях. |
ОРДЕР - определенный порядок построения охраняющих и охраняемых кораблей (судов) и действующих с ними самолетов (вертолетов) при выполнении задач под единым командованием. Создается в целях наиболее эффективной обороны и ведения боевых действий и может быть походным и боевым. Места кораблей (судов) в походных и боевых ордерах и действующих с ними самолетов (вертолетов) определяются с расчетом обеспечения быстрого перестроения из одного ордера в другой. |
Ордер боевой - ордер, который строится для ведения боя с учетом морской и воздушной обстановки, замысла предстоящих боевых действий, состава группировки и характера действий противника. Как правило, являются рассредоточенными и включают ударные группы, группы тактической разведки, целеуказания, радиоэлектронной борьбы, могут быть ложными, демонстративными и др. |
Ордер походный - ордер, который строится на период перехода кораблей (судов) морем. Построение ордера походного должно обеспечивать эффективное применение оружия, рассредоточение, свободу маневра и быстрое развертывание в боевой ордер. |
ОРДИНАР - нуль футштока на водомерных постах, фиксирующий средний многолетний уровень воды в водоемах. Колебания уровня отсчитываются выше и ниже 0 с точностью до 1 см. |
Ординарец - военнослужащий, состоящий при командире (командующем) или штабе для выполнения их поручений, главным образом для связи и передачи устных или письменных приказаний. |
Ориентир - хорошо видимый на местности неподвижный предмет (естественный или искусственный) или элемент рельефа, помогающий ориентироваться на местности, определять место корабля при плавании вблизи берегов, направление при движении сил флота в море или стрельбе, а также находить цели (объекты) в море. |
ОРИЕНТИРОВАНИЕ - информация об обстановке, предстоящих боевых задачах, применении новых средств или способов ведения боевых действий и других данных, передаваемая вышестоящим командованием (штабом) с целью правильного уяснения подчиненными обстановками и своевременной подготовки их к выполнению боевой задачи. Может быть стратегическим, оперативным и тактическим. |
Ориентирование на местности - определение своего положения и положения различных объектов на местности или в море относительно сторон горизонта, рельефа и местных предметов. Проводится с помощью компаса или карты, аэрофотосъемки, по местным предметам, Солнцу, Луне, звездам, отличительным глубинам, а также по световым, радио и звуковым сигналам. |
Ориентирование навигационное - определение и передача на судно информации о его координатах, курсе, скорости, а также передача рекомендаций по безопасности плавания в море, при входе в базу и проходе узкостей. |
Орошения погребов система - пожаротушения система, предназначенная для тушения пожара в погребах боезапаса. Представляет собой систему трубок под подволоком погреба над стеллажами боеприпасов с отверстиями в нижней части, через которые, в случае необходимости, вода в виде дождя поступает в погреб и понижает температуру в нем или тушит пожар. Запуск в действие осуществляется вручную или автоматически по сигналу датчиков. Питается от водяной противопожарной системы. Сигнализация о включении выведена в пост энергетики и живучести корабля. Включается по приказанию командира корабля. |
Ортодромия - линия кратчайшего расстояния между двумя точками на поверхности земного шара или земного эллипсоида. Название «Ортодромия» принято в навигации и картографии. |
Орудийная наводка - наведение орудия при стрельбе на цель с помошью только орудийных прицелов (приборов). |
ОРУДИЙНАЯ ПРИСЛУГА - в русской армии и на флоте группа (5-7 человек) военнослужащих, обслуживающая артиллерийское орудие. В современных ВС принят термин «орудийный расчет». |
ОРУДИЙНЫЙ РАСЧЕТ - группа матросов (старшин), непосредственно обслуживающих артиллерийскую установку. Орудий расчет возглавляет командир (офицер или старшина). Количество личного состава в орудийном расчете зависит от системы орудия. ------------------- (орудийная прислуга) личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию. |
Орудийный станок (лафет) устройство, на котором устанавливается ствол артиллерийского орудия. Предназначен для придания стволу вертикальных и горизонтальных углов (с помощью механизмов наводки), поглощения энергии отдачи при выстреле (противооткатными устройствами) и перёдачи на основание установки возникающих при этом усилий. |
ОРУЖИЕ - устройства и средства, предназначенные для поражения противника в вооруженной борьбе. Обычно состоит из средств поражения и средств их доставки к цели. Более сложное оружие включает также приборы и устройства управления и наведения. По характеру поражающего действия оно подразделяется на оружие массового поражения и обычные средства поражения. Для современного оружия характерным является его ускоренное обновление (циклы замены образцов по сравнению с началом 20 в сократились в 2-3 раза и составляют примерно 10 лет). |
Оружие массового поражения - оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. Поражающие факторы оружия массового поражения могут, как правило, наносить урон противнику в течение определенного времени после его применения и оказывать сильное морально-психологическое воздействие. К существующим видам оружия массового поражения относятся: химическое оружие, биологическое оружие и ядерное оружие. Научно-технический прогресс позволяет создать оружие массового поражения, основанное на качественно новых принципах (например, инфразвуковое, радиологическое, лучевое, этническое). Кроме того, обычные виды оружия при использовании в них качественно новых элементов (например, боеприпасов объемного взрыва) могут также приобрести свойства оружия массового поражения. |
Осада - способ военных действий по овладению крепостью (укрепленным городом) или другим пунктом крепостного типа. Заключалась в окружении крепости войсками, возведении осадных укреплений, установлении блокады с суши и моря, в проведении атак, обычно завершалась штурмом. |
Осадка корабля (судна) расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку в середине длины корпуса (без учета выступающих частей), до поверхности спокойной воды. Зависит от количества грузов на корабле и плотности забортной воды. Кроме того, применяются понятия осадка носом, осадка кормой и средняя осадка (среднеарифметическое значение осадки носом и кормой). |
ОСАДКА СУДНА - отстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна. |
1) установка для сбора и измерения осадков, выпадающих из облаков (называется также дождемер) 2) Прибор для измерения осадки корабля. Наиболее широко используются осадкометры на основе сообщающихся сосудов. |
Осадное положение - особый правовой режим, обычно в прифронтовой полосе, при котором сохраняются все меры военного положения, но некоторые из них усиливаются с целью обеспечения максимальной мобилизации сил и средств для обороны, обеспечения порядка и государственной безопасности. |
ОСЕЧКА - явление при стрельбе из огнестрельного оружия, когда вследствие неисправности воспламенит средства боеприпаса или стреляющего устройства затвора не происходит выстрел. |
Осколочно-трассирующий снаряд - снаряд малокалиберной зенитной артиллерии, предназначенный для поражения осколками воздушных, легких морских и береговых целей. Снабжен трассером, позволяющим следить за направлением полета снаряда. |
Осколочно-фугасный снаряд - снаряд калибра 76 мм и выше, предназначенный для стрельбы по небронированным морским и береговым целям, а также по живой силе противника. |
Осмотр корабля - проверка, проводимая командиром корабля, командирами боевых частей и начальниками служб, состояния оружия и технических средств, корабельных устройств и содержания помещений, условий быта личного состава. Командир корабля может проводить осмотр всего корабля или отдельно по боевым частям. Осмотр корабля начинается по команде «Корабль к осмотру». Сроки и порядок проведения осмотра корабля регламентируются корабельным уставом, наставлениями и инструкциями, существующими в ВМФ (ВМС). Результаты осмотра заносят в соответствующие журналы боевой подготовки и доводят до сведения личного состава. |
Осмотр корпуса корабля - проверка проводимая для поддержания корпуса в порядке и исправности. Все обнаруженные неисправности немедленно устраняются. Различают осмотр корпуса корабля ежедневные, еженедельные, ежемесячные и трехмесячные, а также проводимые по специальному приказанию командира корабля (например, после плавания в тяжелых штормовых условиях). |
Осмотр оружия и технических средств корабля - осуществляется командиром корабля, его прямыми начальниками, а так же лицами, инспектирующими корабль. Результаты осмотра заносятся в журнал боевой подготовки и доводятся до сведения личного состава. |
Осмотр судна - проверка судовых и навигационных документов, документов членов экипажа и пассажиров, документов на грузы, а в необходимых случаях и судовых помещений. |
ОСНАСТИТЬ - оборудовать корабль снастями, прикрепить снасти, пропустив их через блоки. |
Оснастка корабля (судна) 1) устройства, изделия и приспособления для постановки парусов и управления ими 2) Система снастей парусного судна 3) Крепление такелажа к мачтам и проводка снастей. |
Основная огневая позиция - позиция, предназначенная для выполнения огневых задач, определяемая планом боя. |
Основное топливо - сорт (вид) топлива, на котором двигатель работает на основных эксплуатационных параметрах. |
Основные линии теоретического чертежа корабля (судна) следы пересечения контуров корпуса и трех взаимно перпендикулярных плоскостей, проходящих через определенные точки корпуса корабля. Такими плоскостями и соответственно точками являются вертикальная плоскость, проходящая через крайние кормовую и носовую точки корпуса (диаметральная плоскость), горизонтальная плоскость, проходящая через носовую и кормовую точки конструктивной (расчетной) ватерлинии (ввиду симметрии корпуса изображают, как правило, только левую половину сечения), поперечно-вертикальную плоскость, проходящая через середину расчетной длины корабля. След пересечения корпуса корабля с этими плоскостями называется соответственно боком, полуширотой и корпусом. Основные линии позволяют определить главные размерения корабля. |
Основные приливные порты - порты, для которых в таблицах приливов даются вычисленные на год вперед данные о моментах и высотах вод малых и вод полных. |
1) то же, что Восток 2) Восточный ветер. |
Оставление корабля - действия экипажа при угрозе гибели корабля и невозможности дальнейшей борьбы за его живучесть. В первую очередь эвакуируются больные (при наличии пассажиров женщины и дети, затем военнослужащие, не привлеченные к борьбе за живучесть корабля). Последним покидает корабль его командир. При оставлении корабля спасаются вахтенные и навигационные журналы, другие важные служебные документы, а также ценности. |
Остаточная девиация - небольшая, порядка 1-2°, девиация, не поддающаяся уничтожению. |
Остаточная плавучесть - вертикально направленная вверх (на всплытие) сила, выталкивающая подводную лодку из подводного положения на поверхность. Является разницей между весом удифферентованной подводной лодки с заполненными цистернами главного балласта и силой выталкивания. По величине составляет доли процента от веса подводной лодки. Для удержания подводной лодки на заданной глубине остаточная плавучесть компенсируется силой, возникающей на горизонтальных рулях подводной лодки на ходу. Зависит от степени заполнения цистерн, регулирующих ее плавучесть, плотности забортной воды в районе плавания и глубины погружения. |
Остаточная радиация - ионизирующее излучение в районе ядерного взрыва, являющееся следствием выпадения продуктов распада и наведенной радиоактивности. Этот вид радиации назван остаточным в отличие от мгновенной (начальной) проникающей радиации, которой сопровождается ядерный взрыв. |
ОСТАТОЧНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - часть сопротивления воды движению корабля (судна), равная разности между величиной полного сопротивления и сопротивления трения. В свою очередь остаточное сопротивление состоит из волнового сопротивления и сопротивления, вызванного отрывом частиц воды от обтекаемой поверхности за счет завихрении потока (эту часть сопротивления часто называют сопротивлением отрыва, водоворотным или вихревым). Зависит от скорости, формы корпуса и наличия неровностей на наружной обшивке корабля. Для корабля типа «крейсер» может достигать нескольких тонн. |
Остаточный риск - степень опасности подрыва кораблей на минах в районе, где было произведено траление. |
ОСТЕОФОН - антишумовой микрофон, не воспринимающий посторонних шумов. |
Остойчивость корабля (судна) способность корабля, выведенного из положения равновесия воздействием внешних сил (волн, ветра и т. д.), вновь возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия этих сил. Является одним из важнейших мореходных качеств корабля. Остойчивость зависит от формы корпуса корабля, распределения грузов и полноты заполнения жидким грузом цистерн. В теории корабля различают статическую остойчивость, связанную с действием медленно нарастающих сил (часто называют просто остойчивостью) и динамическую остойчивость. Мерой остойчивости служит метацентрическая высота. Различают продольную и поперечные остойчивость, а также остойчивость, на малых углах наклонения (начальную остойчивость) и остойчивость на больших углах наклонения. |
ОСТРАЯ КОРМА - задняя оконечность судна с обводами, плавно сходящимися к ахтерштевню. Острую корму имеют яхты, ледоколы и некоторые другие суда. |
Острова - участки суши, со всех сторон окруженные водами океанов, морей, озер или рек. В морях и океанах встречаются одиночные острова и группы (архипелаги). По происхождению они делятся на материковые (отделившиеся от материков) и океанические (вулканические и коралловые). |
Островные дуги - подводные горные хребты, вершины которых поднимаются над водой в виде дугообразных архипелагов. Являются частью современной переходной зоны от материка к океану. Характеризуются сейсмической активностью, вулканизмом и значительными вертикальными движениями земной коры. |
ОСТРОКИЛЬНОЕ СУДНО - судно с острыми образованиями подводной части в вертикальной плоскости. Имеет, как правило, большую начальную остойчивость по сравнению с плоскодонными судами. |
ОСУШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - трюмная система для удаления за борт корабля (судна) воды, появление которой связано с повседневной эксплуатацией корабля (скатыванием палуб, протечками в трубопроводах и наружной обшивке, отпотеванием металлических частей корпуса и др). Трюмная вода скапливается в льялах и спускных колодцах, где и устанавливают приемные патрубки. Состав аналогичен составу водоотливной системы. Может иметь сепаратор для отделения от трюмной воды нефтяных остатков. |
ОСУШКА - часть берега или отмель, обнажающаяся во время отлива или сгона воды под действием ветра. |
Осушка оптических приборов - устранение влаги из оптических приборов (дальномеры, визиры) во время их эксплуатации. Производится специальным патроном осушки или при помощи специальной машинки, нагнетающей сухой воздух внутрь оптических приборов (например, перископов). |
Осушная мель - мель, появляющаяся на поверхности воды в виде острова во время отлива в морях с большими приливоотливными явлениями, например в Белом море. |
ОСЬ МИРА - воображаемая прямая линия, проходящая через центр небесной сферы параллельно оси вращения Земли. Вокруг нее происходит видимое вращение небесной сферы. |
ОТАКЕЛАЖИТЬ - окончательно подготовить мачты, реи, паруса и др., оснастив их необходимым такелажем, блоками и др. |
1) сигнал, подаваемый в установленном распорядком дня час для отхода ко сну личного состава воинской части (корабля). 2) Сигнал (команда) для окончания (прекращения) каких-либо действий военнослужащих (учений, маневров, аврала на корабле и т. п.) |
"Отваливай" - команда, подающаяся при отходе шлюпки от трапа, пристани и др. На гребных шлюпках по этой команде гребцы, протягиваясь (упираясь руками или крюком отпорным в неподвижную опору), дают ход шлюпке, отталкивают нос, вставляют уключины и разбирают весла. |
Отваливать (отвалить) 1) отходить, отойти катеру (шлюпке) от стенки (пирса) или борта корабля 2) Отваливать выстрел поставить выстрел перпендикулярно борту корабля, если выстрел был завален к борту. |
Отвесная линия - линия, перпендикулярная плоскости горизонта, проходящая через центр небесной сферы и соединяющая точки надир и зенит. |
ОТВЕТНЫЙ ФЛАЖОК - прибитый к короткому древку вымпел. Состоит на снабжении всех гребных шлюпок ВМФ. Употребляется для того чтобы показать, что сигнал, переданный на шлюпку, принят. |
"Отводить" - команда рулевому, означающая необходимость уменьшить угол, на который было положено перо руля (для снижения угловой скорости поворота корабля). По этой команде рулевой отвечает «Есть отводить» и руль постепенно отводит в диаметральную плоскость корабля, после чего докладывает «Руль прямо». |
ОТВОДЫ КОРМОВЫЕ - стальные фермы, укрепленные горизонтально с наружной стороны корпуса корабля по бортам над водой в местах расположения гребных винтов. Устанавливаются на кораблях, у которых гребные винты выступают за габариты очертаний корпуса в целях предохранения винтов от повреждений при швартовке. |
Отдание воинской чести - один из воинских ритуалов, воинское приветствие, оказание уважения. |
Отдание чести военно-морскому флагу - один из видов воинских ритуалов, воинское приветствие. Производится в период от подъема до спуска флага всеми военнослужащими при входе (сходе) на корабль (с корабля). При входе на верхнюю палубу или на верхнюю площадку трапа отдающий честь поворачивает голову в сторону флага и прикладывает руку к головному убору. При сходе с корабля отдание чести военно-морскому флагу аналогично отданию чести при входе на корабль. При подъеме и спуске флага честь отдается по команде «Флаг (и гюйс) поднять (спустить)». По этой команде личный состав поворачивает голову в сторону флага, а офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы, кроме того, прикладывают руку к головному убору. Матросы и старшины, находящиеся вблизи кораблей на стенках, пирсах и причалах, приостанавливают работы и становятся в положение «смирно» лицом к кораблю, а офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы, кроме того, в момент подъема (спуска) флага прикладывают руку к головному убору. На шлюпках, находящихся вблизи кораблей в момент подъема (спуска) флага на них, если позволяет обстановка, по команде старшины шлюпки гребцы сушат весла, старшина шлюпки, а также находящиеся на ней офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы прикладывают руку к головному убору, не вставая с банок. |
Отдание чести на корабле - один из воинских ритуалов, воинское приветствие. Производится согласно Корабельному уставу ВМФ. При встрече начальника военнослужащие отдают ему честь по команде «Смирно» старшего из присутствующих или первого увидевшего прибывшего командира (начальника). По этой команде все присутствующие поворачиваются в сторону прибывшего начальника и принимают положение «смирно», а офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы при надетом головном уборе, кроме того, прикладывают к нему руку и остаются в таком положении до команды «Вольно». Старший из присутствующих подходит к прибывшему с рапортом. Команда «Смирно» подается при каждом посещении помещения командиром (начальником), а рапорт отдается лишь при первом посещении в данный день. |
Отдать Конец - отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна. |
Отдать снасть - свернуть снасть с кнехтов (утки, нагеля), на которые она была навернута, или выпустить снасть, если ее держали в руках Отдать швартовы освободить швартовы с берега или с другого корабля. |
"Отдать якорь" - команда, подаваемая при постановке корабля на якорь |
Отдача в огнестрельном оружии - действие силы давления пороховых газов на дно канала ствола огнестрельного оружия (пистолета, винтовки, автомата, пулемета, артиллерийского орудия). В зависимости от вида и конструкции оружия отдача вызывает откат орудия или его частей (ствола, затвора), подпрыгивание орудия, значительные напряжения в станке или лафете орудия, толчок в плечо или руку стрелка. Последствия отдачи уменьшают дульными тормозами, противооткатными устройствами, амортизаторами и т. п. В автоматическом оружии отдача часто используется для перезаряжания. |
ОТДЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ - плавание корабля, при котором он не входит в какое-либо соединение кораблей, а подчиняется непосредственно высшему начальнику, например, командующему флотом. Не следует смешивать с плаванием одиночного корабля при временном отрыве от соединения. В отдельном плавании командир корабля пользуется правами на ступень выше. |
"Отдраить переборки" (задраить переборки) команда, подаваемая командиром подводной лодки (вахтенным офицером) для открытия (закрытия) проходов через водонепроницаемые переборки. По этой же команде выполняется открытие (закрытие) клинкетов вентиляции и ряда бытовых систем. |
ОТКРЫТАЯ ВОДА - свободный ото льда участок, соприкасающийся с пространством, покрытым льдом. |
ОТКРЫТОЕ МОРЕ - в морском международном праве - часть Мирового океана, расположенная за пределами территориальных вод какого-либо государства и находящаяся в общем и равном пользовании всех государств. |
Открытый порт - порт, в который допускается заход всех иностранных торговых судов. Каждое государство объявляет перечень открытых портов в «Извещениях мореплавателям». Заходы военных кораблей в порты иностранных государств осуществляются с разрешения правительства данного государства, получаемого по дипломатическим каналам. Открытые порты в правовом отношении противопоставляются закрытым портам. |
ОТКРЫТЫЙ РЕЙД - незащищенный или плохо защищенный от ветра и волнения рейд открытый рейд служит для стоянки судов (кораблей) и лишь в крайнем случае для грузовых операций. |
1) команда, обязывающая начать стрельбу из огнестрельного оружия 2) Команда, исходящая от флагмана командиру корабля, от командира корабля командиру боевой части или управляющему огнем, обязывающая командира боевой части (управляющего огнем) открыть стрельбу по противнику. |
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ГЛУБИНА - место в море (океане), глубина которого резко отличается от окружающих глубин в большую или меньшую сторону, но не представляет опасности для судоходства. В случае, если отличительные глубины отмечены на карте, по ним можно опознать место в море (океане). |
Отличительные судовые огни (бортовые огни) огни, зажигаемые на обоих бортах корабля или судна (зеленый на правом, красный на левом) от захода до восхода солнца и в плохую видимость. Должны быть видны прямо по носу и сбоку, для чего они имеют угол освещения, равный десяти румбам, т. е. 112,5°, а дальность видимости не менее 2 миль (3,7 км). Несутся с целью определения борта встречного корабля для безопасного плавания. |
ОТМАШКА - средство сигнализации, применяемое при расхождении и обгонах судов и плотов на реках, каналах, а также при проходе мимо работающих дноуглубительных снарядов. Подается с капитанского мостика (с левого или правого борта, в зависимости от борта расхождения) в дневное время путем махания флагом, а в ночное время миганием белого огня, установленного в фонаре-отмашке на капитанском мостике. На современных пассажирских судах установлены яркие импульсные лампы, которыми пользуются для отмашки днем и ночью. |
ОТМЕЛЬ - полого углубляющееся под водой продолжение берега или соприкасающаяся с берегом мель, глубины над которой постепенно увеличиваются от берега в море. |
Отметки абсолютные - отметки на картах, указывающие высоты точек местности над уровнем моря. |
ОТМЕТЧИКИ - специально назначенные лица, отмечающие количество попаданий при проведении практических стрельб по щиту. |
Относительная влажность воздуха - отношение упругости водяного пара, т. е. парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе, к упругости насыщенного пара при той же температуре. Выражается в процентах, измеряется психрометрами и гигрометрами. Комфортная относительная влажность - 40-60 %. |
Относительная скорость корабля - скорость корабля относительно движущегося объекта. Испольэустся при решении задач боевого маневрирования кораблей на маневренном планшете и в других случаях. |
Относительное движение корабля - перемещение корабля по отношению к какому-либо подвижному или неподвижному объекту. Термин «Относительное движение корабля» наиболее часто применяется при расчетах маневрирования кораблей. |
Относительный ветер - движение воздуха по отношению к движущемуся объекту (кораблю, самолету). |
ОТОПИТЬ РЕЙ - повернуть рей топенантами так, чтобы один из его ноков стал выше другого. Реи отопливают в следующих случаях а) судно стоит в реке или узком канале и может мешать своими реями движению других судов, б) суда стоят близко друг от друга, в) в знак траура. |
Отопления система - служит для обогрева жилых и служебных помещений в холодное время года. Различают отопления систему воздушного (теплый воздух подается в помещение), парового, водяного и электрического отопления. |
ОТПОТЕВАНИЕ - конденсация влаги воздуха на поверхностях, имеющих температуру ниже температуры насыщения паров. Возникает, как правило, на теплоизолированных поверхностях, соприкасающихся с холодной окружающей средой (водой, воздухом). Вызывает постепенное разрушение защитных лакокрасочных покрытий, способствует развитию коррозии. Методом борьбы с отпотеванием является тепловая изоляция переборок, вентиляиия помещений, осушение (кондиционирование) поступающего в них воздуха. Отпотевание на линзах перископов, дальномеров, биноклей (в случае нарушения герметичности их корпусов) затрудняет наблюдение за окружающей обстановкой. |
Отравляющие вещества - ядовитые (токсичные) химические вещества и соединения, составляют основу химического оружия. Проникают в организм через дыхательные органы, кожные покровы, желудочно-кишечный тракт и кровяной поток при ранениях зараженными осколками или специальными поражающими элементами химических боеприпасов. Критерии боевой эффективности отравляющих веществ: величина поражающей токсической дозы, быстродействие, стойкость (время сохранения поражающего действия). По характеру поражающего действия делятся на отравляющие вещества нервно-паралитические, общеядовитого, удушающего, кожно-нарывного, раздражающего, психогенного и нейротропного действия. Разновидностью отравляющих веществ являются бинарные боеприпасы, снаряжаемые раздельно двумя не токсичными компонентами, которые образуют боевое отравляющее вещество при смешивании в процессе применения (при взрыве снаряда и др). |
Отражатель - устройство (преграда), изменяющее направление и интенсивность потока какой-либо энергии. По виду энергии, поток которой необходимо отразить, различают оптический, акустический (гидроакустический), тепловые, электромагнитные (радиолокационные ) и отражатели, применяемые в ядерной технике. Используются в качестве средств радиолокационной и гидроакустической маскировки в военном деле. В этом случае могут представлять собой либо конструкции, выставляемые в районе расположения главной цели и создающие на экране средства обнаружения видимость нескольких целей, либо взвесь из металлической стружки в воздухе или воздушных пузырьков в водной среде, между целью и средством обнаружения. В технике отражатели применяются для предотвращения рассеивания шума, тепла, потока нейтронов и т. д. Изготовляются в виде различных экранирующих поверхностей, кожухов и др. |
Отражающая способность цели - свойство цели (объекта) отражать (рассеивать) энергию электромагнитных волн. Количественно отражающая способность цели характеризуется величиной эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). Для снижения ЭПР на поверхность объектов наносятся специальные покрытия поглощающие энергию волн. |
"Отрепетовать сигнал" - команда, по которой поданный перед этим сигнал должен быть повторен вслед за поднявшим его кораблем или постом. Репетование организуется для большей надежности приема сигналов отдельными кораблями (постами), особенно в условиях плохой видимости. |
Отрывной киль - тяжелый твердый груз, расположенный в киле подводной лодки, который можно было быстро отдать из прочного корпуса специальным приводом. Применялся для быстрого всплытия подводной лодки на поверхность. |
Отряд высадки морского десанта - временное формирование, включающее боевые и десантные корабли, транспорты и десантно-высадочные средства, выделенные для проведения высадки морского десанта и непосредственно ведущие бой за высадку. В современных условиях вместо термина «Отряд высадки» применяется термин «Силы высадки». |
Отряд заграждения - временное формирование из нескольких кораблей специальной постройки или кораблей (катеров), приспособленных для постановки минных, сетевых и других заграждений в море и на подходах к базам. |
ОТРЯД КОРАБЛЕЙ - временное формирование из нескольких кораблей, создаваемое для выполнения боевой или специальной задачи (отряд высадки, отряд заграждения, отряды огневой поддержки дозоров, десанта, фланга армии и т. п.), а также для снабжения боевых кораблей в море и др. Элемент боевого порядка (оперативного построения). |
Отряд кораблей огневой поддержки - временное формирование из кораблей преимущественно с артиллерийским и ракетным вооружением, предназначенное для обеспечения высадки морского десанта или поддержки сухопутных войск, действующих на приморском направлении. На переходе морем отряд кораблей огневой поддержки следует в составе походного порядка первого эшелона десанта или самостоятельно. |
"Отсалютовать флагом" - команда, подаваемая вахтенным офицером при встрече корабля Военно-Морского Флота России с транспортными судами России и невоенными судами иностранных государств, если указанные суда отдают честь военному кораблю приспусканием кормового флага т. е. салютуют флагом. Корабли ВМФ отвечают им однократным приспусканием Военно-морского флага на одну треть длины флагштока (фала). При салютовании флаг медленно приспускается и медленно поднимается. |
Отсек - часть объема корпуса корабля между соседними поперечными и продольными водонепроницаемыми переборками. |
ОТСЕКИ - внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками. |
ОТСТАВКА - полное освобождение лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов от несения военной службы по возрасту или состоянию здоровья, один из видов увольнения с действительной военной службы. |
Отстой кораблей (судов) стоянка в порту, бухте или на рейде до наступления благоприятных условий для выхода в море. |
Отстояние трала - расстояние от кормы тральщика до наиболее удаленной части буксируемого трала. |
ОТТЯЖКА - трос, закрепленный на грузе, подвешенном на подъемной стреле, кране. Служит для перемещения груза в горизонтальной плоскости при его подъеме (спуске). ------------------- трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении. |
Отход - действия корабельных сил после выполнения боевой задачи; преднамеренный или вынужденный выход из боя для отрыва от превосходящих сил противника, развертывания в другом районе театра военных действий для решения новой задачи, восстановления боеспособности и др. Отход кораблей совершается с принятием мер боевого (оперативного) обеспечения и производится по плану или по сигналу флагмана. |
ОТШЕСТВИЕ - расстояние между меридианами пунктов отшествия и пунктов пришествия, считаемое по средней параллели и выраженное в морских милях. |
Охват - маневр силами для выхода во фланг (на фланги) или в тыл боевого порядка корабельных группировок противника. Применяется во встречном бою, при преследовании отходящих сил противника, отражении его контратак (контрударов) и в других случаях. |
Охлаждение ствола огнестрельного оружия - осуществляется при помощи специальных устройств и приспособлений. Охлаждение ствола огнестрельного оружия может быть воздушное и водяное. Проводится для увеличения живучести стволов скорострельных орудий (пулеметов, автоматов). |
ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ - боевой корабль для поиска и уничтожения подводных лодок, охранения транспортных судов и кораблей, несения дозорной службы. Имели водоизмещение от 20 до 600 т, простейшие гидроакустические средства, бомбометы, глубинные бомбы и артиллерийские установки для самообороны, скорость до 30 узлов (55,6 км/ч). Появились в 1-ю мировую войну, широко применялись во 2-й мировой войне. Охотники малого водоизмещения назывались малыми охотниками. Развитие охотников за подводными лодками привело к появлению противолодочных кораблей. |
Охрана водного района - комплекс мероприятий, ведущихся в прилегающих к пунктам базирования своего флота районах, с целью предотвратить внезапное нападение противника и поддерживать в них условия для безопасного плавания и стоянки кораблей. Включает наблюдение, оповещение сил флота о противнике, уничтожение сил противника, обеспечение развертывания и возвращения в базы подводных лодок и надводных кораблей, траление фарватеров и др. Возлагается на соединения и части военно-морской базы в пределах их операционных зон. |
ОХРАНА РЕЙДОВ - комплекс мероприятий и действий, проводимых с целью обеспечить безопасность стоянки и плавания кораблей (судов) на рейдах и в гаванях военно-морской базы. Включает посты наблюдения и брандвахты, части береговых ракетно-артиллерийских войск и специально выделенные боевые средства для отражения противника, прорвавшегося на рейды. Задачей охраны рейдов является наблюдение за состоянием боновых заграждений, а также за строгим выполнением правил движения по рейду. Организационно входит в состав охраны водного района. |
Охранение корабельных сил флота - комплекс боевых действий и мероприятий в системе всех (видов обороны и защиты, направленных на недопущение внезапного нападения авиации, подводных лодок и надводных , кораблей противника, обеспечение своим корабельным силам необходимого времени и благоприятных условий для построения в боевой порядок. Организуется при нахождении соединений кораблей в базе, на переходе морем и в бою. Состоит из ближнего и дальнего охранения, осуществляется выделенными силами в составе авиационных и корабельных групп тактической разведки в назначенных зонах обороны. Ближнее охранение организуется с целью уничтожения самолетов, подводных лодок и надводных кораблей на дальности возможного применения ими оружия. Дальнее охранение предусматривает обнаружение противника, оповещение о его силах и их уничтожение до возможного использования ими оружия. |
Охранение кораблей - один из видов обеспечения соединений, отрядов и отдельных кораблей. Охранение кораблей имеет задачей своевременное обнаружение сил противника (надводных, подводных и воздушных), оповещение своих сил и отражение вражеских атак. Может быть боевым, походным и при стоянке кораблей на якоре. |
Оценка обстановки - изучение и анализ факторов и условий, влияющих на выполнение задачи и достижение цели операции (боя). Проводится старшими начальниками и заключается в последовательном изучении и анализе имеющихся данных о всех элементах обстановки противнике, своих силах, районе боевых действий и др. |
ОЧИСТКА ВОДЫ - один из этапов водоподготовки питательной воды для ее применения в паровых котлах энергетической установки корабля. Цель очистки воды - снизить содержание двууглекислых солей, часть из которых выпадает в осадок при нагреве. |
Очистка воздуха - удаление из воздуха пыли, газов и других вредных примесей. Применяется на различных военных объектах (боевых и транспортных машинах, летательных аппаратах, кораблях и т. д.). Осуществляется с помощью вентиляторов, фильтров и других устройств, входящих в систему кондиционирования воздуха. |
Ошвартовать корабль (судно) закрепить корабль на швартовах у причальной стенки или у другого корабля. |
Ошибка стрельбы - отклонение точки падения (разрыва) снаряда, пули и др. или центра группирования точек падения (разрывов) от точки прицеливания (цели). Является следствием ошибок подготовки стрельбы и прицеливания, рассеивания и др. |
Ошибки наблюдении - отклонения величин, полученных в ходе измерений, от истинных значений, проистекающие от несовершенства органов чувств наблюдателя и от влияния условий обстановки наблюдений (случайные ошибки наблюдения) или вследствие причин, влияние которых может быть устранено вводом поправок или особыми приемами самих наблюдений (постоянные ошибки наблюдения). В настоящее время наряду с термином «ошибка» распространен термин «погрешность». |
ОШКАТОРИВАНИЕ - пришивание шкаторины к парусу. |
Главная |