Статьи на букву "Б"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр. |
Бакштов - трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов. |
Балясина - точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа. |
Банка - доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов. |
Барабан шпиля - вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса. |
Бегущий булинь - это тот же беседочный узел с маленькой петлей, в которую пропущен коренной конец. Он основан на принципе лассо. Действует бегущий булинь безотказно. В морском деле его применяют для вылавливания плавающих бревен и топляков, им ищут и поднимают оставленные на дне адмиралтейские якоря. Рис. 85. Бегущий булинь |
Это самый простой узел, образующий затягивающуюся петлю. При тяге за коренной конец петля затягивается, но ее можно увеличить в размере, потянув за ходовой конец в сторону от петли. Узел можно завязать в любой части веревки. С его помощью можно затянуть мешок, связать тюк, прикрепить к чему-нибудь трос, зачалить лодку за сваю. Рис. 82. Бегущий простой узел |
Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом. |
Беседка - деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сиденьем при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Битенг - деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов. |
Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен. Рис. 64. Битенговый узел |
Блок со свитнем - блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа. |
Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге. |
Этот старинный морской узел иногда называют «испанским беседочным». Он так же, как и двойной беседочный, служит для подъема человека наверх или для опускания его с высоты. Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) потерявшего сознание человека. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка. Рис. 78. Боцманский узел (испанский беседочный) |
Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел. Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то беседочным узлом. Бочечный узел применяют при погрузке различных видов тары, имеющей цилиндрическую форму. В быту им можно быстро обвязать бидон или бак без ручки. Рис. 108. Бочечный узел |
Брам-бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие сзади стеньги. |
Брам-гинцы - маленькие тали, ввязываемые в брам-фал. |
Брамсель - прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте - фор-бом-брамсель, на грот-мачте - грот-бом-брамсель и на бизань-мачте - крюйс-бом-брамсель. |
Брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги. |
Брам-фал - снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, ею же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей. |
Так же, как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти - брам-шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом ввязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брам-шкотовым узлом ввязывают брамшкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы. Брам-шкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды. Во времена парусного флота брам-шкотовый узел находил широкое применение при работе со снастями. Он применялся тогда, когда нужно было какую-нибудь снасть взять концом в огон, например брам-шкоты и брам-гитовы. Обычно им ввязывались брам-гинцы в брам-фал и гинцы в топенант нижних реев. Брам-шкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины. Рис. 39. Брам-шкотовый узел |
Брас - снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей). |
Брашпиль - машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал. |
Бросательный конец - линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный снаружи мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы. |
Бугель - плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа. |
Бугель с обухами - металлическое кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для их укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея). |
Буйреп - трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте. |
1. Трос, при помощи которого буксируют суда. 2. Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов. |
Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг. Рис. 18. Буксирный узел |
Булинь - снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. |
Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом. Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли этот узел в тех случаях, когда на крутых горных дорогах или на бездорожье им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель помогут вытащить застрявший в грязи автомобиль, позволят подняться на высоту или спуститься с отвесной скалы. Рис. 73. Бурлацкая петля |
Бушприт - рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов - кливеров. |
Бык-гордень - снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею. |
Главная |