Война и мир в терминах и определениях (словарь)
Статьи на букву "В" (часть 5, "ВОЙ"-"ВЫД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 5, "ВОЙ"-"ВЫД")

ВОЙНЫ ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА

ВОЙНЫ ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА - войны XX века за передел мира, установление политического и экономического господства, покорение других народов, а также в защиту своей независимости и государственных интересов.

Часть из них, особенно в начале века, носила межгосударственный локальный характер. К числу таких войн относится, в частности, Балканские войны 1912-1913 гг. Однако, основу войн этой эпохи составили, прежде всего, мировые войны (Первая и Вторая мировая войны), в которые прямо или косвенно втягивалась большая часть стран мира. Войны велись мощными коалиционными вооруженными силами, носили предельно решительный характер, охватывали значительную часть земного шара и сопровождались огромными потерями и разрушениями с обеих сторон.

В ходе этих войн в массовом масштабе использовались новейшие виды боевой техники и оружия, в том числе автоматическое оружие, танки, самолеты, химическое оружие и другие средства.

Вооруженная борьба приобретала чрезвычайно сложные и напряженные формы, выливалась в целую систему последовательных кампаний, крупных одновременных и последовательных битв, стратегических и других операций и сражений на земле, в воздухе и на море.

Особое значение приобретала борьба за стратегическую инициативу, которая неоднократно переходила из рук в руки. Коренной перелом войны достигался в течение длительного времени, охватывая все общество и все сферы противоборства: военную, экономическую, идеологическую и дипломатическую. Главное место среди них занимала вооруженная борьба, в интересах которой применялись все другие формы борьбы.

Интересам войн подчинялась вся жизнедеятельность государств. Фронт и тыл объединялись в единый военный лагерь. В итоге войн этой эпохи происходили коренные изменения в мировой военно-политической обстановке, перекраивалась карта мира, изменялось соотношение мировых сил, прекращали свое существование целые государства, рушились коалиции.

Вместе с тем возникали новые государства и союзы. После Первой мировой войны в результате Октябрьской революции 1917 г. образовалось первое социалистическое государство - Советский Союз, после Второй мировой войны мир раскололся на два противоположных лагеря - капиталистический и социалистический, борьба между которыми стала характерной чертой всего последующего развития на протяжении более шести десятилетий вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

ВОЙНЫ ЭПОХИ РАННЕГО КАПИТАЛИЗМА

ВОЙНЫ ЭПОХИ РАННЕГО КАПИТАЛИЗМА - войны XVII-XIX веков в период становления и развития капитализма.

Характеризовались столкновениями молодых буржуазных государств с феодальными странами, поддерживаемыми внутренней контрреволюцией. Позднее между различными буржуазными государствами за политическое и экономическое преобладание, упрочение своих экономических позиций, захват рынков сбыта. Характерными для этого периода стали колониальные войны. Велись крупными постоянными армиями и флотами, комплектуемыми на основе всеобщей воинской повинности. Носили преимущественно локальный характер, но в ряде случаев охватывали целые регионы.

Основным средством борьбы в это время стало огнестрельное оружие. Холодное оружие играло вспомогательную роль. Вооруженная борьба сводилась к ряду последовательных сражений, из которых одно - генеральное сражение.

В нем участвовали главные силы противоборствующих армий на суше и флотов на море. Как правило, генеральное сражение предопределяло дальнейший ход и исход войны.

Наиболее значительными войнами этого времени были войны французской революционной армии 1789-1799 гг., наполеоновские войны 1799-1812 гг., Отечественная война русского народа против французского нашествия 1812-1813 гг., русско-польская война 1654-1667 гг., русско-турецкие войны: первая - 1676-1681 гг., вторая - 1686-1700 гг., третья - 1710-1713 гг., четвертая - 1735-1739 гг., пятая - 1768-1774 гг., шестая - 1787-1791 гг., седьмая - 1806-1812 гг., восьмая - 1828-1829 гг., девятая 1877-1878 гг., крымская война 1853-1856 гг., русско-шведские войны: первая - 1656-1658 гг., вторая - 1741-1743 гг., третья - 1788-1790 гг., четвертая - 1808-1809 гг., франко-прусская война 1870-1871 гг., русско-японская война 1904-1905 гг., англо-китайская война 1840-1842 гг., американо-мексиканская война 1846-1848 гг., англо-бурская война 1899-1902 гг., англо-американская война 1812-1814 гг.

Наряду с межгосударственными войнами в указанный период происходили и гражданские войны. Наиболее крупной из них являлась Гражданская война в Америке между Севером и Югом в 1861-1865 гг.

ВОЙСК ВОЖДЕНИЕ

ВОЙСК ВОЖДЕНИЕ - организаторская и творческая деятельность военного командования (полководцев, флотоводцев и их штабов) по применению подчиненных им войск (сил флота) и организации управления ими. Употреблялось как особое понятие во многих армиях до 20-х годов XX века. Породило термин «полководец».

В начале ХХI века используется лишь символически. Являясь синонимом управления войсками, включает оценку обстановки, принятие решений, планирование и организацию операций всех видов, оперативно-стратегическое руководство действиями подчиненных войск (сил флота) при выполнении стратегических и оперативных задач.

ВОЙСКА ВНУТРЕННИЕ

ВОЙСКА ВНУТРЕННИЕ - войска, предназначенные для охраны государственных и промышленных объектов, других служебно-боевых задач, в том числе обороны коммуникаций, подавления внутренних волнений и межнациональных конфликтов, содержания заключенных лиц и т.п. Во время войны охраняют тылы фронтов и армий, несут гарнизонную службу, обороняют коммуникации, в освобожденных районах участвуют в ликвидации десантов и обезвреживании вражеской агентуры.

Внутренние войска Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. На внутренние войска возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничной службе Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.

ВОЙСКА ГО

ВОЙСКА ГО - специальные формирования Гражданской обороны, предназначенные для ведения сложных спасательных и аварийно-восстановительных работ в мирное и военное время. Включают механизированные бригады и полки гражданской обороны, инженерные, химические и другие части, оснащенные специальной техникой. Сводятся в отдельные группировки, расположенные в различных районах страны и нацеленные для действий на соответствующее операционное направление или для прикрытия крупных административно-политических и промышленных центров (См. 1.4.19).

ВОЙСКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

ВОЙСКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ - специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог в мирное и военное время. Организационно состоят из железнодорожных корпусов, бригад, полков и различного рода специализированных частей.

В мирное время чаще всего используются на строительстве новых железнодорожных магистралей (БАМ); в военное время - для налаживания и восстановления железнодорожных направлений, по которым проводятся войсковые перевозки и осуществляется снабжение фронтов и армий. В зависимости от условий обстановки могут вести восстановительные работы с темпом до 10 км в сутки и более.

ВОЙСКА КОСМИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЙСКА ПОГРАНИЧНЫЕ (ПОГРАНИЧНАЯ ОХРАНА)

ВОЙСКА ПОГРАНИЧНЫЕ (ПОГРАНИЧНАЯ ОХРАНА) - войска, силы и средства, предназначенные для охраны сухопутных, морских и речных границ государства и поддержания установленного режима в приграничной зоне.

В некоторых государствах войска организационно входят в состав в состав ВС. В Российской Федерации пограничные войска организационно входят в Федеральную службу безопасности и состоят из пограничных округов, отрядов и застав, а также отдельных подразделений и учреждений.

Круг задач, решаемых пограничными войсками, устанавливается Законом о границе. Главная из них - охрана и оборона границ, предупреждение проникновения через них террористических и диверсионных групп и отдельных лиц. В военное время пограничные войска переходят в оперативное подчинение соответствующим фронтам и армиям.

ВОЙСКА СТРОИТЕЛЬНЫЕ

ВОЙСКА СТРОИТЕЛЬНЫЕ - войска, предназначенные для строительства и восстановления особо сложных и важных военных и военно-промышленных объектов, а также сооружений гражданского назначения. Состоят из управлений работ, строительных, строительно-монтажных и других соединений и частей. Комплектуются военнослужащими, а также специалистами, поступающими по вольному найму.

Ведут работы в соответствии с планом, разработанным Министерством обороны и Правительством РФ, по согласованию с другими промышленными министерствами и ведомствами.

ВОЙСКА СУХОПУТНЫЕ (СВ)

ВОЙСКА СУХОПУТНЫЕ (СВ) - вид вооруженных сил, предназначенный для ведения боевых действий преимущественно на суше. В ряде государств сухопутные войска имеют свое отдельное главное командование, в других - находятся в непосредственном подчинении министерства обороны. В организационном отношении Сухопутные войска ВС РФ состоят из объединений, соединений, воинских частей, учреждений и высших военных учебных заведений. В своем составе имеют различные рода войск (мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерию, войска ПВО, авиацию), части и подразделения специальных войск (инженерные, РХБ защиты, связи, радиотехнические), соединения, части, подразделения и учреждения технического обеспечения и тыла.

Способны самостоятельно и во взаимодействии с другими видами ВС вести наступление, захватывать и удерживать территории противника, наносить удары на большую глубину, отражать вторжение противника и его морские и воздушные десанты, оборонять важные направления, районы и рубежи. В современных условиях быстро развиваются, оснащаются высокоточным оружием, боеприпасами повышенного могущества, новыми ракетно-артиллерийскими системами и бронетанковой техникой, армейской авиацией, приобретая тем самым большую ударно-огневую мощь и высокую мобильность.

ВОЙСКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ВОЙСКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ - воинские формирования, создаваемые на основе территориально-милиционной системы. Часть ВС, предназначенная для обороны внутренних районов государства и охраны важных объектов в глубине территории (аэродромов, баз, пунктов управления, складов боеприпасов и т.п.), борьбы с воздушными и морскими десантами, разведывательно-диверсионными группами, обороны побережья, а также для формирования резервов и пополнения воинских частей и соединений регулярной армии во время войны.

В некоторых государствах составная часть организованного резерва сухопутных войск. Состоят из мотострелковых, танковых, артиллерийских и других соединений и частей. Возглавляются командованием военных округов. В России создаются только на военное время и действуют в пределах установленных для них границ. В США составляют основу национальной гвардии, в других государствах представляют собой особые формирования (в Германии - Хайматшютц, в Норвегии и Дании- Хемвер).

ВООРУЖЕНИЕ

ВООРУЖЕНИЕ - важнейшая составная часть материальных средств вооруженной борьбы, предназначенная для непосредственного огневого, лучевого, другого поражения живой силы, боевой техники и различных объектов противника, а также защиты своих войск (сил флота) и объектов от воздействия вооружений противника, для перемещения войск (сил флота), захвата и удержания объектов, зон, рубежей, территорий и акваторий. Включает все виды и типы оружия, ракеты и боеприпасы.

Вооружение подразделяется:

-по принципу действий - на ядерное и обычное;

-по принадлежности к видам ВС и родам войск (сил флота) - на вооружение СВ (бронетанковое, артиллерийское, инженерное, химическое и т.п.), ВВС( ВВС и ПВО), ВМФ;

-по принадлежности к определенным организационным структурам - на фронтовое, флотское, армейское и войсковое;

-по характеру решаемых задач - на стратегическое, оперативное (оперативно-тактическое) и тактическое;

-по видам базирования - на наземное, воздушное, корабельное и космическое.

Кроме того, имеется деление вооружений по конструктивным особенностям, способам доставки к целям и другим характеристикам. Новые образцы принимаются на вооружение ВС специальными постановлениями Правительства РФ.

ВООРУЖЕНИЕ, ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА (ВВСТ))

ВООРУЖЕНИЕ, ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА (ВВСТ)) - совокупность оружия и технических средств, обеспечивающих его применение: ракеты, боеприпасы всех типов и средства их доставки к целям; системы прицеливания, пуска, наведения и управления; устройства и приспособления технического и специального обеспечения для подготовки оружия к применению. Эти элементы функционально могут объединяться в комплексы вооружения, системы вооружения для решения определенных боевых задач (см. БОЕВЫЕ СРЕДСТВА ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ.).

В состав ВВСТ входят технические средства вооруженной борьбы, предназначенные для поражения противника, защиты от действия его оружия, оперативного (боевого), технического и тылового обеспечения военных действий, а также для обучения войск. Кроме того, к ним относятся оборудование и аппаратура для контроля и испытания боевых и обеспечивающих средств, входящие в состав этих средств в виде составных (чаще всего встроенных) частей (элементов) и комплектующих изделий.

В общем виде под категорией ВВСТ принято понимать: оружие, боевые и транспортные носители оружия наземного, воздушного, морского и космического базирования, агрегаты, приборы, устройства и другие технические средства, которыми оснащаются ВС для обеспечения их боевой и повседневной деятельности.

ВООРУЖЕНИЕ ВОЙСК (СИЛ ФЛОТА)

ВООРУЖЕНИЕ ВОЙСК (СИЛ ФЛОТА) - процесс развития средств вооруженной борьбы, поставки их в войска, обеспечения эксплуатации и ремонта для поддержания в боеготовом состоянии. В последнее время процесс развития вооружений рассматривается шире: с учетом конверсии военного производства, сокращения имеющегося вооружения (его ликвидации и утилизации), экспортно-импортных поставок вооружения, лицензий на его производство.

ВООРУЖЕНИЙ ГОНКА

ВООРУЖЕНИЙ ГОНКА - военно-экономический феномен, характеризующийся выделением основной доли финансовых и иных ресурсов страны на развитие военного производства, ускоренное накопление и техническое совершенствование ВВТ.

Имеет целью опередить потенциального противника в наращивании военно-технического могущества, создании новых и новейших вооружений для оказания на него политического, экономического и военного давления или парирования такого давления с его стороны. При этом интересам военного производства подчиняется большая часть научного, интеллектуального и индустриального потенциала государства.

ВООРУЖЕНИЙ ЗАПРЕЩЕНИЕ

ВООРУЖЕНИЙ ЗАПРЕЩЕНИЕ - отказ от использования отдельных видов вооружений и вывод их из боевого обеспечения войск (сил флота), принятый в соответствии с международными соглашениями или в одностороннем порядке.

ВООРУЖЕНИЙ ЛИКВИДАЦИЯ

ВООРУЖЕНИЙ ЛИКВИДАЦИЯ - деятельность по физическому уничтожению (путем взрыва, сжигания, дробления и т.п.) образцов вооружения (оружия и боеприпасов), либо такого их рационального разрушения, которое, с одной стороны, не было экономически разорительным и экологически опасным, а с другой - исключало возможность сборки разукомплектованных изделий и превращения снова в боевые средства.

В бюджетной классификации различаются два вида работ по ликвидации вооружений (предусмотренные международными договорами и выполняемые вне таких договоров) и три разновидности по типам оружия (ядерное, химическое и обычное, т.е. все остальное).

ВООРУЖЕНИЙ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ

ВООРУЖЕНИЙ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ - отказ от передачи отдельных видов вооружений и военных технологий другим государствам.

ВООРУЖЕНИЙ ОБНОВЛЕНИЕ

ВООРУЖЕНИЙ ОБНОВЛЕНИЕ - процесс внедрения новых видов ВВТ одновременно с их модернизацией путем проведения изменений (доработок) серийных образцов для расширения боевых и эксплуатационных возможностей, снижения затрат на эксплуатацию и повышения технико-экономических показателей. В мировой практике обновление ВВТ путем их модернизации является важным средством, позволяющим сохранить все лучшее от базовой конструкции образца, придать ему новые боевые или эксплуатационные свойства и возможности.

Имеет две разновидности:

-модернизация образцов ВВТ непосредственно на серийных заводах- изготовителях;

-модернизация ВВТ, проводимая непосредственно в войсках (на флотах) или в ремонтных органах министерства обороны.

В условиях развития электроники модернизация чаще всего носит «аппаратурный» характер, т.е. связана с заменой устаревшего радиоэлектронного оборудования или с наращиванием нового.

Целесообразность модернизации при наличии технических возможностей определяется по критерию «эффективность-время-стоимость».

Пригодность («податливость») к обновлению (модернизации) вооружения в войсках и на флоте должна предусматриваться на стадии разработки тактико-технического задания на образцы военной продукции (например, за счет применения в их конструкции удобных разъемов и сочленений, мультиплексных систем управления и т.п.).

ВООРУЖЕНИЙ ОГРАНИЧЕНИЕ

ВООРУЖЕНИЙ ОГРАНИЧЕНИЕ - ограничение количественных и установление границ (пределов, диапазонов) качественных показателей системы вооружений в целом и отдельных видов вооружений.

ВООРУЖЕНИЙ СИСТЕМА

ВООРУЖЕНИЙ СИСТЕМА - совокупность комплексов вооружения, находящаяся на оснащении ВС, видов ВС, родов войск (сил флота), предназначенная для выполнения свойственных им стратегических, оперативных и боевых задач, включая одну из важнейших задач мирного времени - сдерживание агрессии.

Предусматривает объединение комплексов вооружений в однородные (однотипные) подсистемы ВС, организуемые по функциональному назначению, принадлежности к тому или иному виду ВС (роду войск), системе боевого применения и т.п.

Системы вооружений ВС крупных государств включают стратегическое вооружение и вооружение общего назначения, ядерное и обычное вооружение, вооружение видов ВС, космическое вооружение.

В системе вооружений ВС большинства государств в различных соотношениях имеются как оборонительные, так и наступательные боевые средства, а также разнообразные средства обеспечения и управления. Эти соотношения меняются в зависимости от политических целей государств, их военных доктрин и конкретных условий военно-политической и стратегической обстановки.

ВООРУЖЕНИЙ СОКРАЩЕНИЕ

ВООРУЖЕНИЙ СОКРАЩЕНИЕ - уменьшение количественных показателей системы вооружений в целом и отдельных видов вооружений.

ВООРУЖЕНИЙ УНИЧТОЖЕНИЕ

ВООРУЖЕНИЙ УНИЧТОЖЕНИЕ - безвозвратный перевод вооружений в состояние, не позволяющее определить его конструкцию и компоненты.

ВООРУЖЕНИЙ УТИЛИЗАЦИЯ

ВООРУЖЕНИЙ УТИЛИЗАЦИЯ - использование вооружений и военной техники или ее составных элементов в гражданском секторе экономики. Иногда трактуется излишне расширенно, как нейтрализация опасной для здоровья человека и природы военной продукции, переработка которой для полезного использования невозможна.

Некоторые разрабатываемые и применяемые для утилизации военной продукции технологии могут использоваться для экологической реабилитации окружающей среды.

Обеспечивает занятость части научно-технического и производственного персонала, высвобождающегося в процессе военной конверсии, и способствует финансовой поддержке и самоокупаемости процессов конверсии за счет коммерческой реализации продуктов утилизации. Облегчается при международном взаимовыгодном сотрудничестве.

ВООРУЖЕНИЙ УТИЛИЗАЦИЯ, ПОДГОТОВКА

ВООРУЖЕНИЙ УТИЛИЗАЦИЯ, ПОДГОТОВКА - разновидность рациональной ликвидации вооружений, заранее ориентированная на последующую утилизацию.

Необходимо выделить из общего процесса утилизации в его традиционной широкой трактовке, поскольку именно эта фаза требует затрат и должна финансироваться из расходов бюджета, в то время как утилизация, как таковая, в принципе должна приносить доход.

ВООРУЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

ВООРУЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ - технические средства вооруженной борьбы, различные виды оружия и военной техники, предназначенные для непосредственного решения стратегических задач и способные оказывать решающее влияние на весь ход войны.

Основными боевыми задачами, для решения которых предназначаются стратегические вооружения, являются:

-уничтожение средств стратегического назначения противника;

-разгром главных группировок вооруженных сил на суше и море;

-разрушение экономической базы противника;

-нарушение государственного и военного управления;

-отражение внезапного ядерного нападения противника, защита от него важнейших объектов страны и ВС.

Не меньшее значение, как оказалось, имеет задача силового сдерживания агрессора от развязывания им войны. Для решения этой задачи в мирное время ВС демонстрируют свою готовность к ответным действиям, их неотвратимость и эффективность.

Существенное влияние на номенклатуру вооружений, относящихся к стратегическим, оказывают их технические характеристики, а также условия географического размещения, возможности выноса средств вооруженной борьбы за пределы национальной территории.

Понятие «стратегические вооружения» возникло с появлением ракетно-ядерного оружия, обладающего поражающей мощью, совершенно не сравнимой с обычными средствами вооруженной борьбы, практически неограниченной досягаемостью и относительной неуязвимостью.

К стратегическим вооружениям относят как сами вооружения, в первую очередь ракетно-ядерные, так и системы управления ими и их обеспечения.

По целевому назначению стратегические вооружения подразделяются на стратегические наступательные (ударные) ядерные и неядерные вооружения и стратегические оборонительные вооружения.

В начале ХХI века стратегическими вооружениями обладают Россия, США, Франция, Великобритания и Китай.

ВООРУЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ (УДАРНЫЕ)

ВООРУЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ (УДАРНЫЕ) - совокупность стратегических ракетных комплексов наземного базирования, баллистических и крылатых ракет ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, крылатых ракет большой дальности морского базирования, стратегических бомбардировщиков с ядерными бомбами и крылатыми ракетами «воздух-поверхность» в ядерном оснащении.

В их состав входят средства поражения (боезаряды ракет, авиационные бомбы), средства доставки их к цели (межконтинентальные баллистические ракеты, аэробаллистические и крылатые ракеты различного назначения, стратегические бомбардировщики, атомные подводные лодки), а также средства обеспечения их эксплуатации (системы боевого управления и связи, технического обслуживания, энергоснабжения, системы термостатирования, пожаротушения и др.).

Стратегические наступательные (ударные) вооружения с ядерными средствами поражения оказали существенное влияние на структуру вооруженных сил, характер, содержание и способы военных действий. В настоящее время они занимают главное место в военном потенциале ядерных держав мира.

Возможности этих вооружений достигли уровня, при котором обеспечивается поражение целых государств, нанесение многомиллионных потерь населению, уничтожение многочисленных объектов в любых районах земного шара.

В начале ХХI века к числу стратегических наступательных (ударных) вооружений стали относить также стратегические неядерные вооружения. Высокие боевые качества стратегических наступательных вооружений сделали их основной силой сдерживания.

ВООРУЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НЕЯДЕРНЫЕ

ВООРУЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НЕЯДЕРНЫЕ - боевые средства в обычном снаряжении межконтинентальной и средней дальности предназначенные для решения стратегических задач в обычной войне нанесением по ключевым объектам противника ракетно-огневых ударов.

К их числу относятся стратегические бомбардировщики, оборудованные для применения обычных неядерных боеприпасов, крылатые ракеты большой дальности наземного, воздушного и морского базирования. В перспективе в их состав могут войти средства космического базирования, а из новых средств вооруженной борьбы так называемое «информационное оружие» (См. ОРУЖИЕ НА НОВЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ).

ВООРУЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ

ВООРУЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ - совокупность технических средств систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН), контроля космического пространства (СККП), противоракетной обороны (ПРО) и других средств, обеспечивающих их применение.

К стратегическим оборонительным вооружениям относятся системы обнаружения, опознавания (распознавания), уничтожения (перехвата, вывода из строя) ударных средств стратегического назначения и средства предупреждения о возможном использовании последних. В их состав входят также средства управления, обслуживания и технического обеспечения. Стратегические оборонительные вооружения могут быть наземного, морского, воздушного и космического базирования. Для уничтожения средств нападения противника они могут оснащаться ядерными и неядерными боеприпасами.

Стратегические оборонительные вооружения являются сложными многофункциональными комплексами, состоящими из большого количества различных технических средств, предназначенных не только для уничтожения (поражения) боевых зарядов стратегических наступательных средств противника, но и для борьбы с их носителями.

Развитие стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений взаимосвязано. Усовершенствование и создание качественно новых стратегических наступательных вооружений влечет за собой необходимость дальнейшего развития стратегических оборонительных вооружений и наоборот.

Поэтому развитие как стратегических наступательных, так и оборонительных вооружений должно рассматриваться как единый процесс, обеспечивающий безопасность государства.

В настоящее время данный термин употребляется редко.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ (ВС)

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ (ВС) - вооруженная основа военной организации государства, предназначенная для обеспечения военной безопасности, защиты государственных интересов, отражения внешней агрессии и ведения войны. Являются одним из важнейших средств и инструментов защиты политической власти. Официально в Законе РФ «Об обороне» 1996 г. определено, что «Вооруженные Силы - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации и предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами».

Как правило, Вооруженные Силы организационно подразделяются на виды ВС, рода войск, специальные войска и тыл.

Состоят из центральных органов управления, в том числе Генерального штаба в РФ (Комитета начальников штабов в США), Главных командований видов ВС, командований родов войск и направлений на возможных ТВД, стратегических (территориально-стратегических) и оперативных (территориально-оперативных) объединений и отдельных соединений, частей и учреждений, заказывающих органов вооружения, военной техники и военного имущества.

В отдельных случаях организационно или оперативно к ним могут быть подключены национальная гвардия, войска гражданской обороны, органы местного военного управления (военные комиссариаты), а также другие военизированные формирования: внутренние, пограничные, строительные и железнодорожные войска, партизанские отряды, казачьи формирования, народное ополчение, военно-спортивные общества.

В Вооруженных Силах бывшего СССР (до проведения военной реформы в России) к видам ВС относились Сухопутные войска, Ракетные войска стратегического назначения, Войска противовоздушной обороны страны, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот. В большинстве государств, например, в США, к видам ВС относят сухопутные войска (Армия), Военно-воздушные и Военно-морские силы.

Боевые свойства и возможности ВС оцениваются по: количественно-качественным показателям личного, в том числе командного состава, тактико-техническим характеристикам вооружения и военной техники, качеству основного военного имущества, уровню совершенства организационной структуры, степени боеготовности и боеспособности объединений, соединений и частей.

Большое влияние на ВС оказывает экономический и технологический уровень развития государства, успехи науки в военной области.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИРРЕГУЛЯРНЫЕ

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИРРЕГУЛЯРНЫЕ - войска, не имеющие единой и постоянной организации, создаваемые на временной основе и отличающиеся от регулярных ВС, как правило, добровольной системой комплектования, сравнительно малоэффективным вооружением, разнообразным, недостаточно точно установленным порядком прохождения службы, способами боевого применения. Предназначаются для выполнения второстепенных боевых задач.

В России в XVIII-XIX веках к ним относились казачьи войска и народное ополчение. В современных условиях они могут состоять из разнородных боевых формирований, народного ополчения (народной армии), военизированных отрядов различного состава и назначения.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ОБЪЕДИНЕННЫЕ

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ОБЪЕДИНЕННЫЕ - войска, силы и средства, органы управления, выделенные по согласованию между двумя или более государствами для совместных действий в целях обеспечения их безопасности. В состав объединенных ВС от каждого государства входят, как правило, наиболее подготовленные и оснащенные современным вооружением, техническими средствами соединения и части.

Образуются государствами, вступившими в военно-политический союз (блок, коалицию и др.) и находятся под объединенным (совместным) командованием. Этому командованию в мирное время передаются в оперативное или непосредственное подчинение воинские формирования различных видов (родов) войск ВС государств-союзников для подготовки и проведения совместных учений, боевых операций.

Военно-техническая оснащенность в объединенных ВС, как правило, характеризуется высоким уровнем унификации вооружения и военной техники, их интегрированной разработкой и производством, а также совместным техническим обеспечением, обслуживанием и ремонтом.

Объединенные ВС могут создаваться как для коллективной безопасности, так и для подготовки коллективной агрессии. Типичными примерами таких сил являются Объединенные Вооруженные Силы СВД (до 1991 г.) и Объединенные Вооруженные Силы НАТО.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ООН

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ООН - вооруженные силы Организации Объединенных Наций, предусмотренные ее Уставом. Их задачей является содействие предотвращению военных действий, восстановление и поддержание порядка, оказание гуманитарной помощи.

В их функции включены также контроль за соблюдением договоренности о прекращении огня, наблюдение за выводом войск и патрулирование буферных зон. Традиционно в формировании многонациональных сил ООН до последнего времени принимали участие ВС скандинавских стран, Канады, Австрии, Ирландии, Франции, Великобритании, а также Ганы, Непала, Фиджи.

В современных условиях к участию в них привлекаются также военные формирования США, России, Украины и других государств. Используются Советом Безопасности ООН, как правило, через Военно-штабной комитет.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕГУЛЯРНЫЕ

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕГУЛЯРНЫЕ - постоянные формирования армии и флота с централизованной системой управления, установленной организационно-штатной структурой, единой системой службы, комплектования, оснащения вооружением, регламентированным порядком обмундирования, подготовки, воспитания, а также заранее установленными способами боевого применения на основе официальных уставов и наставлений.

Характеризуются наиболее высокими морально-боевыми качествами, строгой дисциплиной и организованностью. Являются основой вооруженных сил большинства государств.

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВИД

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВИД - составная часть ВС государства, предназначенная для ведения свойственных только ей военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве). Вид ВС состоит из родов войск (сил), специальных войск, служб тыла, имеет в основном присущие только ему военную технику, организацию, подготовку, обеспечение, особенности комплектования и несения службы, а также формы и способы ведения военных действий. Отличается особой структурой, специфической организацией, преимущественно свойственным только ей вооружением, системой управления, способами боевого применения. Возглавляется, как правило, единым главным командованием. В большинстве государств мира, и в т.ч. в РФ, вооруженные силы состоят из трех видов: сухопутные войска, ВВС и ВМС (ВМФ).

Основные положительные качества видовой структуры ВС:

-возможность специализированного решения оперативных, военно-технических и эксплуатационных вопросов во взаимодействии решающих сходные задачи штабов, заказывающих, научно-исследовательских и других «видовых» органов;

-возможность оперативного реагирования командных и заказывающих органов на возникающие в войсках вопросы, связанные с боевой и оперативной подготовкой;

-подготовка кадров в специализированных военно-учебных заведениях, позволяющих сосредоточить внимание курсантов и слушателей на основополагающих фундаментально-прикладных дисциплинах по выбранной профессии.

Основные негативные качества видовой структуры ВС:

-организационная сложность развития межвидовых систем и комплексов ВВСТ;

-необходимость формировать в зависимости от меняющейся военной и политической обстановки межвидовые группировки войск (сил флота) и органы управления.

Недостатки, присущие видовой структуре ВС, могут быть существенно ослаблены или устранены хорошо продуманными межвидовыми концептуально-функциональными связями, разрабатываемыми Генеральными (Главными) штабами ВС государств (См. БОЕВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ВОЙСК (СИЛ ФЛОТА).).

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА - постоянное (реже временное) формирование, включающее в себя несколько объединений, соединений, частей под единым командованием и предназначенное для решения конкретных задач в операциях или боевых действиях в определенном регионе. Структура и состав такого формирования определяются директивно и регламентируются координационно-субординационными связями. Может входить в одну или несколько функционально-технических систем.

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ - наиболее важные организационные и физические связи и отношения между основными элементами ВС. По своему характеру могут быть взаимодополняющими, конструктивными, концептуальными и координационно-субординационными.

Взаимодополняющие связи:

-связи между элементами ВС, где место и роль каждого из них в решении конкретных боевых задач обусловлена не только собственными свойствами и возможностями, но и свойствами и возможностями элементов того же боевого предназначения (например, ракетные войска, ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск и штурмовая авиация ВВС в операциях на континентальных ТВД; зенитные ракетные войска ВВС и истребительная авиация ВВС в операциях по отражению воздушного нападения противника и др.);

-связи между элементами ВС, где каждый из них при решении боевых задач может эффективно функционировать лишь при боевой или информационной поддержке со стороны других входящих в боевую систему элементов (например, ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск - авиационная разведка со средствами целеуказания для наземных огневых средств; воздушно-десантные войска - военно-транспортная авиация; ударные стратегические силы - система предупреждения о ракетном нападении и т.п.).

Конструктивные связи - связи между образцами вооружения и военной техники, имеющими конструктивно-технологическую общность, но различное функциональное назначение (например, бронетанковая техника и самоходная артиллерия, имеющие единую транспортную базу и конструктивно-подобные огневые средства; ударные самолеты и самолеты-разведчики ВВС, имеющие единый носитель; вооружение объектовой и войсковой противовоздушной обороны, имеющие конструктивно-подобные информационные и боевые средства).

Концептуальные связи - организационно и субординационно не закрепленные функциональные связи, как правило, между высшими воинскими формированиями входящими в состав различных видов ВС (например, армиями сухопутных войск, воздушными армиями, флотами).

Разрабатываются и устанавливаются Генеральными штабами в интересах проведения стратегических операций. Могут целенаправленно меняться в зависимости от характера стратегической обстановки на ТВД.

Координационно-субординационные связи - директивно закрепленные функциональные связи между структурными элементами ВС для обеспечения их совместной повседневной и боевой деятельности. Устанавливаются на разных уровнях - от тактических до стратегических звеньев ВС.

Наиболее мощными системообразующими факторами структуры и состава ВС в целом, являются характер, содержание и уровень решения боевых задач. Задачи и необходимые для их решения структуры служат основой для формирования постоянных или временных функционально-технических и организационно-технических систем ВС - от тактических до стратегических.

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТАВ И СТРУКТУРУ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТАВ И СТРУКТУРУ - совокупность объективных условий, определяющих боевой состав и организацию армии и флота и их составные элементы. Различают внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы:

-качественно-количественные характеристики уровня военной опасности и степени военной угрозы извне;

-состав и защитные свойства объектов вероятного противника, на которые ориентированы воздействия сил и средств собственных ВС;

-геостратегические условия, определяющие расположение необходимых совокупностей средств вооруженной борьбы в различных регионах государства с учетом их инфраструктур и климатических условий;

-физическая среда (суша, вода, атмосфера, космос), определяющая конструктивно-эксплуатационные свойства оружия и специфику боевой выучки личного состава;

-научно-производственные, людские, материальные, другие возможности государства и государства - потенциального противника, используемые для разработки и производства средств вооруженной борьбы.

Внутренние факторы:

-состояние боеспособности и боеготовности ВС;

-боевая эффективность и особенности применения вооружения и военной техники;

-функциональные (материальные и информационные) связи и соотношения, обеспечивающие взаимодействие составных элементов системы ВС в соответствии с их основным предназначением - эффективным воздействием на живые и неживые объекты вероятного противника.

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОСТАВ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОСТАВ - совокупность численных и номенклатурных показателей личного состава и материальных средств (вооружения и военной техники, средств управления, обеспечения и основного военного имущества). Обычно численный состав ВС определяется на мирное время и, как правило, в большинстве государств не превышает одной сотой части от численности населения.

Боевой состав ВС - характеристика, показывающая количество (число) входящих в вооруженные силы личного состава, вооружений, военной техники, объединений, соединений и частей видов ВС, родов войск (сил флота), войск, не входящих в состав видов и родов войск ВС, специальных войск, предназначенных для выполнения боевых задач.

Состав ВС может существенно изменяться в зависимости от внешнеполитической обстановки, геостратегического положения государства, его экономических, финансовых и демографических возможностей и условий. В военное время состав ВС, как правило, увеличивается в несколько (3-10 и более) раз путем перевода объединений, соединений, частей и подразделений на штаты военного времени, формирования новых структур. При этом под личным составом ВС понимаются все военнослужащие, а также лица, работающие в ВС по вольному найму (контракту).

Конкретный состав вооруженных сил государств в мирное и военное время зависит от их размеров, численности населения, наличия подготовленных кадров, запасов вооружения и военной техники, возможностей экономики, протяженности границ, накопленных мобилизационных ресурсов и других факторов.

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СТРУКТУРА

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СТРУКТУРА - внутреннее устройство ВС в конкретном иерархическом построении входящих в них центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций видов и родов войск (сил флота), тыла ВС, соединений и воинских частей, не входящих в виды и рода войск ВС.

Структура должна соответствовать предназначению Вооруженных Сил, целям и условиям ведения возможной войны, содержанию стратегических операций, уровню развития средств вооруженной борьбы, обеспечивая их наиболее эффективное применение, обладать свойствами инвариантности и адаптивности при переходе от мирного к военному времени, а также в условиях крупных изменений экономического положения государства в мирное время.

Функционирование рациональной структуры ВС обеспечивается строгой иерархической системой управления, четким разграничением функций и зон ответственности между органами управления и должностными лицами всех уровней ВС, гибкой системой военно-технического и тылового обеспечения.

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА - совокупность функционально связанных между собой на постоянной или временной основе взаимодействующих сил и средств ВС, имеющих общие боевые задачи воздействия на объекты вероятного противника. Как правило, эта структура относится к высшим составным элементам ВС, предназначенным для решения разнообразных военно-политических, стратегических задач на одном или нескольких ТВД, на стратегическом направлении или в операционной зоне.

Могут создаваться и узкоцелевые функционально-технические системы, силы и средства которых соединяются, исходя из однородных задач на данном ТВД (например, разведки и целеуказания огневым средствам; связи, управления войсками и оружием; материально-технического обеспечения группировок войск и сил флота и т.п.).

ВСЕПОГОДНОСТЬ

ВСЕПОГОДНОСТЬ - свойство, указывающее на возможность функционирования (боевого применения) ВВСТ в любую погоду (как в простых, так и в сложных метеорологических условиях).

Под сложными метеорологическими условиями принято понимать такие природные явления как дождь, туман, снегопад, сплошная облачность, слишком высокая или низкая температура окружающей среды, высокая влажность воздуха и другие неблагоприятные факторы, ограничивющие визуальную видимость и значительно затрудняющие применение ВВСТ. Эти явления могут усугубляться и другими природными (климатическими) условиями.

Совокупность этих условий при применении ВВСТ должна обязательно учитываться, а экипажи (боевые расчеты) должны проходить специальную подготовку.

Всепогодность ВВСТ обеспечивается оснащением техники рядом устройств и приборов, автоматизированных систем, позволяющим оператору (экипажу, расчету) управлять ВВСТ, осуществлять поиск и поражение целей вне визуальной видимости при отрицательном влиянии метеорологических условий.

Кроме того, всепогодность ВВСТ и действия войск в сложных погодных и климатических условиях обеспечиваются службой военной метеорологии, которая ведет систематические наблюдения за состоянием атмосферы, оценивает характер погодных явлений, разрабатывает способы метеорологического обеспечения, дает своевременную информацию в штабы и войска о состоянии и прогнозе погоды и опасных атмосферных явлениях.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫДВИЖЕНИЕ ВОЙСК НА ТВД

ВЫДВИЖЕНИЕ ВОЙСК НА ТВД - часть стратегического развертывания ВС. Заключается в выдвижении (перегруппировке) части войск второго оперативного эшелона, а также в перебазировании некоторых объединений и соединений ВВС из внутренних военных округов на театры военных действий для усиления создаваемых оперативных группировок.

Обычно осуществляется накануне войны в короткие сроки под прикрытием учений, маневров и других мероприятий, походным порядком в сочетании с ограниченными железнодорожными и воздушными перевозками тяжелой военной техники. С началом войны проводится открыто в максимально возможных темпах с осуществлением необходимых мер обеспечения и прикрытия от ударов с воздуха.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная