Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "Б" (часть 1, "Б20"-"БЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "Б20"-"БЕЛ")

Б-20

Б-20 — авиационная пушка, созданная в 1944 под руководством М. Е. Березина. Калибр 20 мм, скорострельность 800 выстрелов в 1 мин, масса снаряда 96 г, начальная скорость 800 м/с, масса пушки 25 кг. Применялась на завершающем этапе Великой Отечественной войны, а также устанавливалась на ряде самолётов послевоенных лет.

Бабушкин Михаил Сергеевич

Бабушкин Михаил Сергеевич.

М. С. Бабушкин

Ба́бушкин Михаил Сергеевич (1893—1938) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (1937). Участник Гражданской войны. Окончил Гатчинскую военно-авиационную школу (1915) и работал в ней инструктором. С 1923 служил в Арктике, занимаясь аэрофотосъёмкой. Участвовал в поисках экспедиции У. Нобиле (1928), а экспедиции ледокола «Челюскин» (1933—34), высокоширотной экспедиции ледокола «Садко» (1935), в высадке группы И. Д. Папанина на Северный полюс (1937), в поисках пропавшего самолёта С. А. Леваневского (1937—38). Погиб при катастрофе самолёта под Архангельском (остров Ягодники). Депутат Верховного Совета СССР с 1937. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Памятник в Москве.

Багаж

Бага́ж — личные вещи пассажира, которые перевозятся на основании договора воздушной перевозки между пассажиром и авиаперевозчиком. Б. делится на зарегистрированный, сданный пассажиром перевозчику, и незарегистрированный — ручную кладь. Перевозчик устанавливает норму бесплатного провоза Б., а также перечень предметов и веществ, которые не принимаются в качестве Б. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение Б. с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю, а при определенных условиях — за сохранность незарегистрированного Б. (см. также Ответственность имущественная).

База шасси

Ба́за шасси́ — расстояние между центрами площадей контактов колёс, лыж или поплавков главной и передней (задней) опор шасси летательного аппарата.

Базовый двигатель

Ба́зовый дви́гатель — первый образец семейства двигателей нового поколения, существенно отличающийся конструкцией, параметрами и характеристиками от предшествующих образцов. На основе Б. д. путём изменения температуры газа перед турбиной, степени повышения давления в компрессорах, расхода воздуха или других параметров при несущественном изменении конструкции может создаваться ряд двигателей, отличающихся значениями тяги, удельного расхода топлива, ресурса.

Байдуков Георгий Филиппович

Байдуков Георгий Филиппович.

Г. Ф. Байдуков

Байдуко́в Георгий Филиппович (р. 1907) — советский лётчик, генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (1936). С 1926 в Советской Армии. Окончил 1-ю Московскую военную школу лётчиков (1928), Высшую военную академию Генштаба (1951). Работал лётчиком-испытателем. Совместно с А. В. Беляковым и В. П. Чкаловым совершил перелёты: Москва — остров Удд (ныне остров Чкалов), 1936; Москва—Северный полюс—Ванкувер (США), 1937. Участник советско-финляндской (командовал авиагруппой и авиаполком) и Великой Отечественной (командовал авиадивизией и авиакорпусом) войн, В 1947—49 начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. Депутат Верховного Совета СССР в 1937—46. Государственная премия СССР (1970). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 4 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-, 2- и 3-й степени, иностранными орденами, медалями.

Сочинения:

Наш полет в Америку, М., 1937;

Записки пилота, М., 1938;

Чкалов, 5 изд., М., 1991.

"БАК"

«БАК» — см. «Бритиш эркрафт корпорейшен».

Бак топливный

Бак то́пливный — см. Топливный бак.

Балабуев Пётр Васильевич

Балабуев Пётр Васильевич.

П. В. Балабуев

Балабу́ев Пётр Васильевич (р. 1931) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1988), Герой Социалистического Труда (1975). Окончил Харьковский авиационный институт (1954). Работал в опытном КБ О. К. Антонова инженером-конструктором, начальником цеха, директором завода, главным конструктором; с 1984 генеральный конструктор. Принимал участие в создании самолётов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124 и их модификаций. Под руководством Б. создан самолёт Ан-225. Государственная премия СССР (1973). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями. См. статью Ан.

Баландин Василий Петрович

Баландин Василий Петрович.

В. П. Баландин

Бала́ндин Василий Петрович (1904—1973) — один из организаторов авиационной промышленности СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (1930). В 1937—46 (с небольшим перерывом, связанным с его необоснованным арестом) директор авиамоторных заводов в Рыбинске и Уфе, одновременно (с 1938) заместитель наркома авиационной промышленности. В 1946—53 заместитель, в 1953—57 1-й заместитель министра авиационной промышленности. С 1958 на различных государственных должностях. В годы Великой Отечественной войны под руководством Б. организовано крупнопоточное производство авиационных двигателей для самолётов Як-3, Як-9, Пе-2. Награждён 5 орденами Ленина, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Балансировка

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Балкан"

Логотип авиакомпании «Балкан».

Логотип авиакомпании

«Балка́н» — авиакомпания Болгарии. Осуществляет перевозки в страны Европы, Азии и Африки. Основана в 1947 как советско-болгарская авиакомпания «TABSO», указанное название с 1968. В 1989 перевезла 2,7 млн. пассажиров, пассажирооборот от 3,87 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 52 самолёта.

Балласт

Балла́ст — груз, используемый на дирижаблях и свободных аэростатах для изменения высоты полёта и статического уравновешивания. На дирижаблях в качестве Б. чаще всего используется вода, заливаемая в расходные баки. На свободных аэростатах с экипажем Б. служит сухой песок, насыпаемый в брезентовые мешки вместимостью по 20 кг. На стратостатах с экипажем используется мелкая свинцовая дробь, а на автоматических аэростатах — мелкая чугунная. Вес неприкосновенного посадочного Б. составляет не менее 2% полной подъёмной силы при взлете. При дальних исследовательских и рекордных полётах свободных аэростатов вес расходного Б. на уравновешивание в полете и посадку может составлять 60% и более от полной подъёмной силы при взлете. Вес Б. при взлёте аэростата в выполненном состоянии (когда объём газа равен объёму аэростата) при учебных и тренировочных полётах должен быть не менее 10% полной подъёмной силы (в момент взлёта).

При полёте дрейфующих высотных аэростатов с плёночными оболочками для предотвращения снижения каждые сутки требуется сбрасывать Б. массой около 7% полетной массы аэростата. При этом масса Б. при полётах длительностью 7—10 суток может достигать 40—50% массы аэростата при взлёте.

Баллистика

Балли́стика (нем. Ballistik, от греч. ballo — бросаю) — наука о движении неуправляемых ракет, авиационных бомб, артиллерийский снарядов, пуль, мин и т. п., основывающаяся на комплексе физико-математических дисциплин, газовой динамике, термодинамике, теории взрывчатых веществ и порохов и др. Различают внутреннюю Б. (изучает движение снаряда в канале ствола орудия под действием пороховых газов, а также закономерности других процессов, происходящих при выстреле в канале ствола или камере пороховой ракеты) и внешнюю Б. (изучает движение неуправляемых ракет и снарядов — пуль, авиационных бомб и т. д. — после выхода их из канала ствола, пускового устройства или какого-либо носителя, а также факторы, влияющие на это движение).

Баллистическая траектория

Баллисти́ческая траекто́рия — траектория движения летательного аппарата, авиационной бомбы, баллистической ракеты или другого объекта при отсутствии тяги, управляющих сил и моментов и аэродинамической подъёмной силы. Например, траектория полёта самолёта с выключенными двигателями в верхних слоях атмосферы, когда подъёмная сила пренебрежимо мала по сравнению с его весом, практически является баллистической.

Баллистическая установка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баллистический коэффициент

Баллисти́ческий коэффицие́нт — размерная величина σx, равная произведению коэффициента сопротивления аэродинамического cx (см. Аэродинамические коэффициенты) на характерную площадь S, делённому на массу m тела: σx = cxS/m или его вес G: σx = cxS/G. Б. к. был введён в практику расчётов артиллеристами, когда движущееся тело рассматривается как материальная точка, и при заданных начальных условиях, значение σx полностью определяет траекторию снаряда в атмосфере с известными характеристиками. В аэродинамическом расчёте летательного аппарата Б. к. входит в уравнения динамики летательного аппарата. При наличии подъёмной силы наряду с Б. к. вводится также коэффициент планирования

σy = cyS/m = Kσx,

где cy — коэффициент подъёмной силы и K — аэродинамическое качество.

Б. к. определяет собой потери кинетической энергии летательным аппаратом и вдоль траектории его движения в общем случае является переменной величиной, значение которой может меняться за счёт изменений массы тела (например, расход топлива), коэффициент сx, (изменение угла атаки, отклонение элементов механизации крыла) и площади S. Путём изменения Б. к. можно воздействовать на движение летательного аппарата с целью оптимизации решения поставленной задачи. Например, для самолётов на крейсерском режиме полёта стремятся сделать Б. к. наименьшим для повышения эксплуатационных характеристик (дальность, экономичность). Для аэрокосмических летательных аппаратов на начальном участке входа в атмосферу Б. к. стремятся сделать наибольшим, чтобы торможение летательного аппарата происходило на больших высотах с целью существенного снижения аэродинамического нагревания летательного аппарата.

В. А. Башкин.

Баллонет

Баллоне́т (франц. ballonnet, от ballon — воздушный шар) — камера, наполненная воздухом; обеспечивает у дирижаблей и привязных аэростатов постоянство формы корпуса (оболочки) при изменении температуры и барометрического давления, а у свободных аэростатов с экипажем — регулирование зоны выполнения. На мягких и полумягких дирижаблях бывает от одного до четырёх Б. На полужёстких дирижаблях, разделяемых поперечными диафрагмами на несколько отсеков, Б. имеются во всех отсеках. Располагаются они в нижней части оболочки.

Общий объём Б. на нежёстких дирижаблях, летающих на высоте до 2 км, составляет 25% объёма дирижабля. Воздух, находящийся в Б., отделяется от подъёмного газа в оболочке диафрагмой, которая изготовляется из газонепроницаемых тканей или плёночных материалов. Наполнение Б. воздухом осуществляется: на дирижаблях — от улавливателя, установленного за воздушным винтом, или от специального вентилятора; на привязных аэростатах — через улавливатель ветрового потока или при помощи специального вентилятора; на свободных аэростатах с экипажем — от специального вентилятора. На свободных аэростатах с экипажем, рассчитанных на длительные рекордные полёты в тропосфере и наполняемых гелием, Б. может наполняться тёплым воздухом, способствуя регулированию подъёмной силы и изменению как зоны выполнения, так и зоны равновесия.

Барани кресло

Ба́рани кре́сло (по имени австрийского учёного Р. Барани; R. Bárány) — устройство, применяемое для раздражения вестибулярного рецепторного аппарата во внутреннем ухе при оториноларингологии, врачебно-лётной экспертизе лётчиков, кандидатов и курсантов лётных училищ. Наиболее распространены Б. к. в виде вращающегося сидения с рукояткой, позволяющей поворачивать обследуемого вокруг вертикальной оси. Показателем возбуждения рецепторов служат нистагмичные движения глаз при остановке кресла. Существуют усовершенствованные Б. к.: с электромеханическим приводом, стенды-кресла с маятниковой стимуляцией лабиринтного аппарата внутреннего уха, с оптокинетическими барабанами и другими приспособлениями, повышающими возможности экспертизы.

Баранов Пётр Ионович

Баранов Пётр Ионович.

П. И. Баранов

Бара́нов Пётр Ионович (1892—1933) — советский военный и государственный деятель. Участник 1-й мировой войны. Во время Гражданской войны командовал армией, член Реввоенсовета армий, группы войск, Туркестанского фронта. В 1923 начальник и комиссар бронесил Рабоче-крестьянской Красной Армии. С августа 1923 заместитель, а с декабря 1924 начальник военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии, одновременно в 1925—31 член Реввоенсовета СССР. С 1931 член Президиума Высшего совета народного хозяйства СССР, начальник Всесоюзного авиационного объединения. С января 1932 заместитель наркома тяжёлой промышленности и начальник Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности. Руководил авиационным сектором Осоавиахима, инициатор развития планеризма и легкомоторной авиации в СССР, заместитель председателя Комитета по Дирижаблестроению. Б. — один из организаторов среднего технического и высшего авиационного образования в СССР (по его инициативе были созданы Московский, Казанский и Харьковский авиационные институты). Был член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Центрального Исполнительного Комитета СССР. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, а также военными орденами Хорезмской республики и Бухарской Республики. Погиб в авиационной катастрофе. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Его именем названы Центральный институт авиационного моторостроения и Омское моторостроительное производственное объединение.

Барограмма

Барогра́мма (от греч. báros — вес, тяжесть и grámma — запись, написание) полёта — графическая зависимость высоты полета от времени. Название сложилось исторически и объясняется тем, что в лётных испытаниях использовались барометры-самописцы (барографы), проградуированные не по давлению, а по высоте. Их записи называли барограммами. В дальнейшем Б. стали называть не только записи барографов, но и зависимости высоты полёта от времени, полученные при аэродинамическом расчёте летательного аппарата.

Барокамера

Барока́мера (от греч. báros — вес, тяжесть и лат. camera — комната) — герметическая ёмкость для искусственного изменения барометрического давления воздуха (газа, газовой смеси). Различают Б. низкого давления (вакуумные, декомпрессионные) и высокого давления (компрессионные). Существуют также термобарокамеры, в которых можно изменять и температуру, и климатические Б., в которых наряду с давлением изменяются газовый состав, влажность, скорость и направление движения воздуха, интенсивность лучистой энергии. Для имитации мгновенной разгерметизации кабины используются Б. взрывной декомпрессии, в которых снижение давления происходит за 1 с и менее, Многие Б. снабжаются программным управлением параметрами искусственной атмосферы в течение всего эксперимента. Типовые Б. выполняются стационарными и передвижными.

Изменение в Б. газового состава воздуха, давления, температуры и других параметров позволяет изучать действие этих факторов на организм животных и человека. В Б. также проводятся тренировки, врачебная экспертиза лётчиков и космонавтов, лечение некоторых заболеваний, физиолого-гигиенические исследования средств жизнеобеспечения и технические испытания авиационной и космической аппаратуры. В Б., скомбинированных с тренажёрами, операторскими стендами, центрифугами, устройствами для имитации невесомости, изучают функциональное состояние и работоспособность человека при комплексном воздействии на его организм статических и динамических факторов полёта.

И. И. Черняков.

Барометр

Баро́метр (от греч. báros — вес, тяжесть и metréō — измеряю) — см. в статье Метеорологические приборы и оборудование.

Барометрическая высота

Барометри́ческая высота́ — относительная высота полёта, измеряемая от условного уровня (уровень аэродрома или осреднённый уровень моря — изобарическая поверхность, соответствующая давлению 101 325 Па) с помощью барометрического высотомера.

Барометрическая формула

Барометри́ческая фо́рмула — зависимость между высотой z над поверхностью Земли и атмосферным давлением p на рассматриваемой высоте. Выводится интегрированием Эйлера уравнений для покоящегося газа. Для совершенного газа и известных зависимостей температуры T и ускорения свободного падения g от z Б. ф. имеет вид:

,

где p0 — давление на поверхности Земли, R — газовая постоянная. В частном случае изотермической атмосферы (p/ρ = const = gH, где ρ — плотность, H — эффективная высота атмосферы и g = const) Б. ф. упрощается; р = р0ехр{-z/H}.

Баротравма

Баротра́вма — травма, вызванная резким изменением барометрического давления (например, при подъёме на высоту или снижении летательного аппарата), сопровождающаяся болевыми ощущениями. Нарастание барометрического давления переносится болезненней, чем его падение. Наиболее чувствительны к быстрым изменениям давления лёгкие, придаточные пазухи носа (см. Аэросинусит), среднее ухо (см. Аэроотит).

Бартини Роберт Людовигович

Бартини Роберт Людовигович.

Р. Л. Бартини

Барти́ни Роберт Людовигович (Роберто Орос ди Бартини) (1897—1974) — советский авиаконструктор и учёный. Родился в Фиуме (ныне Риека, Югославия). В 1921 стал членом образовавшейся в том же году Итальянской коммунистической партии (ИКП). Окончил офицерскую школу (1916), лётную школу в Риме (1921) и Миланский политехнический институт (1922). В 1923 после установления фашистского режима в Италии решением ЦК Итальянской коммунистической партии нелегально отправлен в СССР как авиационный инженер. С 1923 занимал различные инженерно-командные должности в военно-воздушных силах Рабоче-крестьянской Красной Армии, в 1928 возглавил Отдел морского опытного самолётостроения, с 1930 начальник конструкторского отдела научно-исследовательского институт ГВФ, главный конструктор, Создал гидросамолёт ДАР (дальний арктический разведчик), самолёты «Сталь-6» (см. рис.), на котором установлен мировой рекорд скорости, «Сталь-7», оригинальные схемы летательных аппаратов и силовых установок и др. Был необоснованно репрессирован и в 1937—47 находился в заключении, работая при этом над новой авиационной техникой, в том числе в ЦКБ-29 НКВД и в опытном КБ в Таганроге. Впоследствии работал в различных организациях (СибНИА, Министерство авиационной промышленности и др.). Реабилитирован в 1956. Основные труды в области авиационных материалов, технологии, аэродинамики, динамики полета. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, медалями.

Литература:

Чутко И. Е., Красные самолёты, 3 изд., М., 1982.

Экспериментальный самолёт «Сталь‑6» Р. Л. Бартини.

Экспериментальный самолёт «Сталь‑6».

Бафтинг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бахчиванджи Григорий Яковлевич

Бахчиванджи Григорий Яковлевич.

Г. Я. Бахчиванджи

Бахчиванджи́ Григорий Яковлевич (1909—1943) — советский лётчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза (1973, посмертно). С 1933 в Советской Армии. Окончил Оренбургское авиационно-техническое (1933) и лётное (1934) военные училища. Работал лётчиком-испытателем в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил. Участник Великой Отечественной войны. В 1942 отозван с фронта для испытаний первого советского ракетного истребителя БИ. Погиб в испытательном полёте. Награждён 2 орденами Ленина. Именем Б. назван кратер на Луне. В посёлке Кольцове (Свердловская область), станице Бриньковская (Краснодарский край) и в аэропорту Екатеринбурга воздвигнуты памятники лётчику.

Бе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бегельдинов Талгат Якубекович

Бегельдинов Талгат Якубекович.

Т. Я. Бегельдинов

Бегельди́нов Талгат Якубекович (р. 1922) — советский лётчик, полковник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1940. Окончил Чкаловскую военную авиационную школу (1942), Военно-воздушную академию (1950; ныне имени Ю. А. Гагарина). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны с 1943 прошёл путь от лётчика до командира штурмового авиаполка. Совершил свыше 300 боевых вылетов. После войны на командных должностях в военно-воздушных силах. Депутат Верховного Совета СССР в 1946—54. Народный депутат СССР с 1989. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст в г. Башкеке.

Литература:

[Морозов С.], Дважды Герой Советского Союза Т. Я. Бегельдинов, М., 1948.

Беда Леонид Игнатьевич

Беда Леонид Игнатьевич.

Л. И. Беда

Беда́ Леонид Игнатьевич (1920—1976) — советский лётчик, генерал-лейтенант авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1940. Окончил Чкаловскую военную авиационную школу (1942), Высшую офицерскую лётно-тактическую школу (1945), Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (1950), Высшую военную академию (1957; позже Военная академия Генштаба Вооруженных Сил СССР), Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны с 1942 был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, помощником командира штурмового авиаполка. Совершил свыше 200 боевых вылетов. После войны в Военно-воздушных силах. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст в г. Кустанае.

Литература:

Лётчики, сост. В. Митрашенков, 2 изд., М., 1981.

Бежевец Александр Саввич

Бежевец Александр Саввич.

А. С. Бежевец

Бежеве́ц Александр Саввич (р. 1929) — советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1971), генерал-майор авиации (1978), Герой Советского Союза (1975). После окончания Батайского авиационного училища лётчиков (1951) работал там же лётчиком-инструктором. После окончания Военно-инженерной академии им. А. Ф. Можайского (1959) на испытательной работе. Освоил самолёты свыше 70 типов и модификаций, в том числе МиГ, Су, Як, Ан, Ил. Государственная премия СССР (1981). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями.

Безвихревое течение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Безопасная дистанция

Безопа́сная диста́нция — минимально допустимое удаление летательного аппарата от препятствия или другого летательного аппарата, исключающее вероятность столкновения.

Безопасное превышение

Безопа́сное превыше́ние — минимальная допустимая разница между высотой полёта летательного аппарата и уровнем поверхности земли (воды) или высотой выступающего препятствия, исключающая вероятность столкновения летательного аппарата с поверхностью или с препятствиями на ней. Б. п. устанавливается в зависимости от рельефа местности и высоты искусственных или естественных препятствий на ней. При этом учитываются скорость летательного аппарата, допуски в точности пилотирования и самолётовождения, погрешности высотомеров в измерении высот, возможные вертикальные отклонения от траектории полета в турбулентной атмосфере, орнитологическая обстановка.

Безопасно-повреждающаяся конструкция

Безопа́сно-поврежда́ющаяся констру́кция — см. в статье Эксплуатационная живучесть.

Безопасность полётов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Безопасный ресурс

Безопа́сный ресу́рс — см. в статье Ресурс.

Безэховая камера

Безэ́ховая ка́мера — то же, что заглушённая камера.

"Белл"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белов Александр Фёдорович

Белов Александр Фёдорович.

А. Ф. Белов

Бело́в Александр Фёдорович (1906—1991) — советский металлург, академик АН СССР (1972), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Московский горную академию (1929). Работал на металлургических предприятиях. В 1961—86 начальник Всесоюзного института лёгких сплавов. Основные труды в области создания и совершенствования процессов плавления, литья и обработки лёгких, жаропрочных и тугоплавких сплавов для авиационной техники. Золотая медаль имени Д. К. Чернова АН СССР (1982). Ленинская премия (1964), Государственная премия. СССР (1943, 1946, 1949). Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1-й степени, 5 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями.

Белоцерковский Олег Михайлович

Белоцерковский Олег Михайлович.

О. М. Белоцерковский

Белоцерко́вский Олег Михайлович (р. 1925) — советский учёный в области механики, академик АН СССР (1979; член-корреспондент 1972). Окончил Московский государственный университет (1952). В 1962—87 ректор Московский физико-технического института (с 1966 профессор), одновременно в 1952—55 научный сотрудник Математического института имени В. А. Стеклова АН СССР, с 1962 — Вычислительного центра АН СССР, в 1987 назначен директором института автоматизации проектирования АН СССР. Разработал численные методы решения задач современной аэро- и газодинамики, исследовал характеристики гиперзвукового летательного аппарата. Им получены фундаментальные теоретические и прикладные результаты в области трансзвуковых течений газа, пространственного сверхзвукового, обтекания тел сложной геометрии, аэродинамики при гиперзвуковом обтекании летательного аппарата с учётом его аэродинамического нагревания и др. Золотая медаль имени Н. Е. Жуковского (1961). Ленинская премия (1966). Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, 3 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная