Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "С" (часть 6, "СТО"-"СЮД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СТО"-"СЮД")

Стокса формула

Зависимость cx сферы от Re:1 — расчёт по формуле Стокса;2 — расчёт по формуле, полученной из уравнений Осеена;3 — результаты эксперимента.

Зависимость cx сферы от Re.

Сто́кса фо́рмула сопротивления сферы — формула, определяющая силу сопротивления X сферы диаметра d, движущейся в покоящейся вязкой несжимаемой жидкости с постоянной скоростью V при малых Рейнольдса числах Re  l: X = 3πμdV, или в безразмерном виде (см. Аэродинамические коэффициенты):

Стокса формула,

где ρ — плотность жидкости, μ — динамическая вязкость, cx — коэффициент сопротивления. В отличие от известного результата для умеренных и больших чисел Рейнольдса, когда сила сопротивления пропорциональна квадрату скорости, в рассматриваемом случае она зависит от неё линейно; при этом треть силы сопротивления обусловлена силами давления, а две трети — силами трения. Эти формулы установлены Дж. Стоксом (1851) в результате решения линейных уравнений, которые получаются из Навье—Стокса уравнений отбрасыванием в них инерционных членов и называются уравнениями Стокса. Однако уравнения Стокса некорректно описывают течение на больших расстояниях от поверхности сферы, где инерционные силы и силы трения имеют одинаковый порядок. Более корректное во всём поле течения решение задачи можно получить на основе линейных Осеена уравнений; приближенное решение задачи в этом случае даёт:

Стокса формула.

Сравнение результатов расчётов по приведённым формулам с результатами эксперимента (см. рис.) указывает на их применимость при Re < l.

С. ф. используется при анализе движения мелких сферических частиц в сильно вязких жидкостях, пылевидных частиц и капелек воды в атмосфере и т. п.

В. А. Башкин.

Столяров Николай Георгиевич

Столяров Николай Георгиевич.

Н. Г. Столяров

Столяро́в Николай Георгиевич (р. 1922) — советский лётчик, полковник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил Свердловскую военную авиационную школу (1941), Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов (1946), Военно-воздушную академию (1954; ныне имени Ю. А. Гагарина). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом штурмового авиаполка. Совершил 185 боевых вылетов, сбил 3 самолёта противника. После войны в ВВС. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями. Бронзовый бюст в Казани.

Литература:

Ханин Л., Н. Г. Столяров, в его кн.: Герои Советского Союза — сыны Татарии, Казань, 1963;

Андрианов С., На огненных рубежах, в кн.: Люди бессмертного подвига, 4 изд., кн. 2, М., 1975.

Стоянка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стратонавт

Стратона́вт [от страто(сфера) и греч. náētes — мореплаватель] — лицо, совершающее полёт в стратосфере; устаревший термин. Употребителен термин «воздухоплаватель», обозначающий лиц, профессионально занимающихся полётами на аэростатах всех типов, в том числе и на высотных аэростатах — стратостатах. Применялся также термин «аэронавт», обозначавший лиц, поднимающихся на свободных аэростатах, включая как пилотов и технический состав, так и наблюдателей, экспериментаторов, а иногда и пассажиров.

Стратостат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стратосфера

Стратосфе́ра (от лат. stratum — слой и греч. spháira — шар) — см. в статье Атмосфера Земли.

Страхование воздушное

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Стрела"

Экспериментальный самолёт «Стрела» А. С. Москалёва.

Экспериментальный самолёт «Стрела».

«Стрела́» — экспериментальный самолёт конструкции А. С. Москалёва. Построен в 1937 по необычной для того времени аэродинамической схеме (рис.) — «бесхвостка» с треугольным крылом малого (0,975) удлинения. При взлётной массе 630 кг с поршневым двигателем мощностью 103 кВт развивал скорость свыше 300 км/ч. Схема, наряду с другими, впоследствии нашла применение в реактивной авиации.

Стреловидного крыла теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стреловидное крыло

Стрелови́дное крыло́ — см. Крыло, Стреловидного крыла теория.

Стрельцов Владимир Владимирович

Стрельцов Владимир Владимирович.

В. В. Стрельцов

Стрельцо́в Владимир Владимирович (1902—1947) — один из основателей отечественной авиационной медицины, профессор (1938), доктор медицинских наук (1939). Окончил Военно-медицинскую академию (1926). В 1933—1935 возглавлял сектор Научно-исследовательского санитарного института РККА, с 1935 — начальник Центральной психофизиологической лаборатории Гражданского воздушного флота, ставшей впоследствии Центральной лабораторией авиационной медицины. Один из организаторов Института авиационной медицины (1935), кафедры авиационной медицины при Центральном институте усовершенствования врачей (в 1944—1947 — заведующий) и Военного факультета 2-го Московского медицинского института, которые он возглавлял. С 1946 — председатель Бюро организованной им секции авиационной и космической медицины Московского физиологического общества. С. занимался физиолого-гигиеническим обоснованием систем жизнеобеспечения при высотных полётах, вопросами кислородного голодания организма, методами профессионального отбора и врачебно-лётной экспертизы и многими другими проблемами. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.

Литература:

Агаджанян Н. А., Стрельцова С. В., В. В. Стрельцов (1902—1947), М., 1982.

Стрингер

Стри́нгер (англ. stringer, от string — привязывать, скреплять) — продольный элемент силового набора летательного аппарата; служит для подкрепления обшивки и передачи продольных растягивающих или сжимающих нагрузок. В зависимости от назначения различают С. типовые (обеспечивают жёсткость конструкции), стыковые (по стыкам обшивки) и усиленные (в местах действия сосредоточенных нагрузок или по краям вырезов в обшивке). Для повышения живучести конструкции в местах возможного появления поперечных трещин в обшивке ставятся С. из высокопрочных материалов, которые выполняют роль ограничителей распространения трещин («стопперов»). Шаг С., как правило, равномерный и выбирается на основе расчета на прочность.

Строев Николай Сергеевич

Строев Николай Сергеевич.

Н. С. Строев

Стро́ев Николай Сергеевич (р. 1912) — советский учёный в области авиации, доктор технических наук (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1966; 1982). Окончил МАИ (1937). В 1935—1936 работал в ОКБ Н. Н. Поликарпова, в 1936—1941 — в Центральном аэрогидродинамическом институте, в 1941—1966 — в ЛИИ (в 1964—1966 начальник института). В 1955—1961 преподавал в МАИ (с 1961 профессор). С 1966 на ответственной работе в государственных органах. Внёс большой вклад в развитие авиационной техники, разработку методов летных испытаний и исследований аэродинамических характеристик сверхзвуковых самолётов в натурных условиях. Государственная премия СССР (1949). Награжден 4 орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Строительная механика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Строй

Элементы строя.

Рис. 1. Элементы строя.

строй летательных аппаратов — строго определённое взаимное расположение летательных аппаратов при их совместном полёте и маневрировании. По месту в С. выделяют ведущий летательный аппарат и ведомый(е) летательный аппарат(ы). Ведущий летательный аппарат маневрирует согласно заданию, а ведомый(е) выдерживает место в С. Место в С. определяется дистанцией, интервалом и превышением (принижением) (рис. 1). По расстоянию между летательными аппаратами различают сомкнутые и разомкнутые С. В сомкнутом С. интервал и дистанция между ближайшими летательными аппаратами не превышают двух размахов крыла и двух длин летательного аппарата. По своей конфигурации С. делят на пеленг, фронт, клин и ромб (рис. 2): пеленг — летательные аппараты располагаются на прямой, составляющей угол меньше 90° к траектории полёта, фронт — на прямой, перпендикулярной к траектории полёта, клин — на сторонах угла, в вершине которого расположен ведущий летательный аппарат, ромб — в вершинах ромба. В современных условиях С. применяются только на парадах, для отработки групповой слётанности и для перелётов, не связанных с выполнением боевой задачи.

Строи летательных аппаратов: пеленг.

Рис. 2а. Пеленг.

Строи летательных аппаратов: фронт.

Рис. 2б. Фронт.

Строи летательных аппаратов: клин.

Рис. 2в. Клин.

Строи летательных аппаратов: ромб.

Рис. 2г. Ромб.

Струйное течение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Струйные рули

Стру́йные рули́ — см. в статье Газодинамическое управление летательным аппаратом.

Струйный закрылок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Струйных течений теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Струминский Владимир Васильевич

Струминский Владимир Васильевич.

В. В. Струминский

Струми́нский Владимир Васильевич (р. 1914) — советский учёный в области аэродинамики и теоретических основ самолётостроения, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1958). В 1938 окончил МГУ. Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (1941—1966). Директор Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения АН СССР (1966—1971), заведующим отделом физической аэромеханики Института проблем механики АН СССР (1971—1977). С 1977 заведующий сектором механики неоднородных сред (позже отдел механико-математических методов в технологии и экономике) АН СССР. Разработал теорию трёхмерного пограничного слоя, с помощью которой были выявлены основные законы обтекания стреловидных и треугольных крыльев самолёта. Эти исследования сыграли существенную роль в преодолении звукового барьера и достижении сверхзвуковых скоростей полёта. Инициатор исследований по использованию водорода в качестве топлива в авиационной и воздушно-космической технике. Премия имени Н. Е. Жуковского (1947), Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1947, 1948). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.

Сочинения:

Турбулентные течения, М., 1974;

Аэродинамика и молекулярная газовая динамика, М., 1985.

Струхала число

Стру́хала число́ — безразмерный параметр Sh, равный отношению характерного времени L/V движения частиц жидкости или газа в поле течения к характерному времени Т нестационарного процесса: Sh = L/(VT), где L, V — характерные длина и скорость соответственно. Названо по имени чешского физика В. Струхала (правильнее Строугаля, V. Strouhal), который в 1878 изучал колебания струн в однородном потоке воздуха и использовал данный параметр при анализе экспериментальных данных. С. ч. характеризует меру влияния нестационарности течения на газодинамические переменные (см. Квазистационарное течение, Нестационарное течение).

Ступень компрессора турбины

Ступе́нь компре́ссора турби́ны — совокупность вращающегося и неподвижного лопаточных венцов. В компрессоре ступенью называют рабочее колесо и расположенный за ним направляющий аппарат (осевой и диагональный компрессоры) или безлопаточный и лопаточный диффузоры (центробежный компрессор), в турбине — сопловой аппарат и стоящее за ним рабочее колесо (осевая и центростремительная турбины). В зависимости от Маха числа M потока перед венцами ступень называют дозвуковой (M < 1 в обоих венцах), трансзвуковой (M > 1 на части высоты лопатки хотя бы в одном венде) и сверхзвуковой (M > 1 по всей высоте лопатки хотя бы в одном венце). В турбине преобразование потенциальной энергии газа в кинетическую происходит в каналах лопаточных венцов соплового аппарата и ротора, распределение теплоперепада между венцами характеризуется степенью реактивности ступени (отношением теплоперепадов, срабатываемых в рабочем колесе и ступени). Значение её в зависимости от назначения турбины изменяется в широких пределах: от нуля, когда вся потенциальная энергия преобразуется в кинетическую в сопловом аппарате турбины (активные ступени), примерно до 0,5 (реактивные ступени). В турбинах авиационных газотурбинных двигателей применяются обычно реактивные ступени. В компрессорах также применяются, как правило, реактивные ступени, степень реактивности которых равна 0,5 и выше.

Стэнтона число

Стэ́нтона число́ — то же, что Стантона число.

Су

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сублимация

Сублима́ция (от лат. sublimo — возношу) — переход вещества при нагревании из твёрдого состояния непосредственно в газообразное, минуя жидкую фазу. С. происходит при абляции некоторых теплозащитных материалов, например, графита, используемых в конструкции гиперзвуковых летательных аппаратов. С. протекает лишь при давлении ниже давления так называемой тройной точки, определяемой диаграммой состояния вещества. Для воды это давление составляет приблизительно 600 Па, для графита — 10,5 МПа. Под температурой С. в покоящейся среде обычно понимают температуру, при которой давление насыщенных паров вещества равно давлению окружающей среды. Температура С. графита при нормальном давлении около 4000 К. Температура С. материала, обтекаемого потоком газа, зависит не только от давления, но также от мощности теплового потока, состава газа и химического взаимодействия паров с потоком газа.

Суборбитальный полёт

Схема суборбитального полёта.

Схема суборбитального полёта.

суборбита́льный полёт — полёт космического летательного аппарата или гиперзвукового самолёта по баллистической траектории со скоростью меньшей 1-й космической, то есть без выхода на орбиту искусственного спутника Земли. С. п. состоит из активного участка 1 (см. рис.) полёта летательного аппарата при работающих двигателях (разгон с набором высоты), участка 2 полёта летательного аппарата по баллистической траектории, участка 3 торможения летательного аппарата в плотных слоях атмосферы и спуска. В 1960—1970 С. п. совершались на гиперзвуковом самолёте Х-15 (США). Максимальная скорость С. п. соответствовала Маха числу полёта M≈7, высота до 100 км.

Субстратостат

Субстратоста́т — пилотируемый свободный аэростат с открытой гондолой. С. используются для подъёма на высоту 7—12 км научной аппаратуры, для испытаний снаряжения и прыжков с парашютом. Объём оболочки от 2200 до 6000 м3. Наполняются водородом. Конструкция С. практически не отличается от конструкции спортивных свободных аэростатов. Стартовый объём оболочки С. составляет от 30 до 50% объёма на максимальной высоте подъёма, что затрудняет его снаряжение и запуск. Старт проводится при скорости ветра не более 8 м/с. В качестве гондолы обычно используется плетёная каркасированная корзина. При подъёмах на высоту более 4 км применяются индивидуальные кислородные приборы.

В СССР полёты на С. проводились продолжительностью до 2—3 ч. 27 апреля 1949 на С. «СССР ВР-79» объёмом 2650 м3 П. П. Полосухин и А. Ф. Крикун установили всесоюзный рекорд высоты прыжка — 11 668 м. 25—28 октября 1950 на том же С. советские аэронавты С. А. Зиновеев, С. С. Гайгеров и М. М. Кирпичёв совершили полёт из Москвы в Казахстан, пролетев по прямой за 84 ч около 4 тыс. км на высотах от 150 до 5600 м.

См. рис. к статье Аэростат.

Судец Владимир Александрович

Судец Владимир Александрович.

В. А. Судец

Суде́ц Владимир Александрович (1904—1981) — советский военачальник, маршал авиации (1955), Герой Советского Союза (1945). В Советской Армии с 1925. Окончил военно-техническую школу ВВС (1927), школу лётчиков (1929), курсы усовершенствования комсостава при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1933; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского), Высшую Военную академию (1950; позже Военная академия Генштаба Вооружённых Сил СССР). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был командиром авиакорпуса, командующим ВВС армии, командующим ВВС Приволжского военного округа, командующим воздушной армией. После войны начальник главного штаба и заместитель главнокомандующего ВВС (1946—1949), командующий Дальней авиацией (1955—1962), главнокомандующий войсками ПВО и заместитель министра обороны СССР (1962—1966). С 1966 в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Депутат ВС СССР (в 1962—1966). Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Кутузова 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

Литература:

Красовский С., Маршал авиации В. А. Судец, «ВИЖ», 1974, № 10.

Сужение крыла

Суже́ние крыла́ — отношение η длины b0 центральной хорды крыла к длине bк концевой хорды: η = b0/bк Аналогично определяется для любой несущей поверхности. Обычно η > 1, в некоторых специальных случаях встречаются несущие поверхности с η < 1. В иностранной литературе чаще используется обратное сужение η1 = l/η. При дозвуковых скоростях полёта для крыльев трапециевидной формы в плане увеличение η при сохранении удлинения крыла и угла стреловидности по линии 1/2 хорд приводит к незначительному уменьшению несущих свойств крыла. Поэтому η для крыльев дозвуковых самолётов в основном определяется конструктивными соображениями и характеристиками продольной устойчивости. Увеличение η позволяет разгрузить концевые части крыла, уменьшить изгибающий момент в корневом сечении и снизить массу крыла. У пассажирских дозвуковых самолётов η сужение крыла 3. При сверхзвуковых скоростях влияние η на несущие свойства крыльев может быть значительным.

"Суиссэр"

Логотип авиакомпании «Суиссэр».

Логотип авиакомпании

«Суи́ссэр» (Swissair) — авиакомпания Швейцарии. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Африки, Южной Америки, Дальнего Востока, а также в Россию, США, Канаду. Основана в 1931. В 1989 перевезла 8,6 млн. пассажиров, пассажирооборот 15,46 млрд. пассажиро-км. Авиационный парк — 55 самолётов.

Суперкритический профиль

Суперкрити́ческий про́филь — то же, что сверхкритический профиль.

"Супермарин"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Супрун Степан Павлович

Супрун Степан Павлович.

С. П. Супрун

Супру́н Степан Павлович (1907—1941) — советский лётчик-испытатель, подполковник, дважды Герой Советского Союза (1940, 1941, посмертно). В Красной Армии с 1929. Окончил школу младших авиационных специалистов (1930), Смоленскую военную школу лётчиков (1931). Служил в частях ВВС (до 1933), работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС (до 1941). Проводил испытания многих самолётов (ЛаГГ-3, МиГ-1 и др.). Участник боёв с японскими милитаристами в Китае (1939—1940). Участник Великой Отечественной войны. В июне 1941 командир истребительного авиаполка. За умелое командование полком и личную отвагу в боях первым в войне награждён 2-й медалью «Золотая Звезда». Погиб в воздушном бою. Депутат ВС СССР с 1937. Награждён 2 орденами Ленина, медалями, а также иностранным орденом. Бронзовый бюст в г. Сумы.

Литература:

Вишенков С. А., Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун, М., 1956;

Гриченко И. Т., Головин Н. М., Полет в бессмертие, в их кн.: Подвиг, 3 изд., Харьков, 1983.

Суранов Александр Степанович

Суранов Александр Степанович.

А. С. Суранов

Сура́нов Александр Степанович (р. 1913) — советский конструктор авиационного автоматического оружия. Окончил Московский вечерний машиностроительный институт (1951). С 1935 в КБ. В годы Великой Отечественной войны участвовал (вместе с А. Э. Нудельманом и др.) в разработке авиационных пушек НС-23, НС-37, НС-45. Государственная премия СССР (1943, 1946). Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Красной Звезды, медалями.

Сурдокамера

Сурдока́мера (от лат. surdus — глухой) — герметичное помещение со звуконепроницаемыми стенками, внутренняя поверхность которого обеспечивает минимальное отражение акустических сигналов. С. используется в авиационно-космической медицине при отборе и подготовке лётчиков и космонавтов. В С. исследуются пороги слуха у человека, его устойчивость к изоляции, оценивается эффективность шумозащитных средств для лётного и инженерно-технического состава и определяется качество электроакустических преобразователей, входящих в радиопереговорные системы.

Сухой Павел Осипович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сухомлин Иван Моисеевич

Сухомлин Иван Моисеевич.

И. М. Сухомлин

Сухомли́н Иван Моисеевич (р. 1911) — советский лётчик-испытатель, полковник, Герой Советского Союза (1971), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), заслуженный мастер спорта СССР (1960). В Советской Армии с 1928. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу (1928), Борисоглебскую авиационную школу (1930), школу морских лётчиков (1931), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1941; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). Участник Великой Отечественной войны. Работал в НИИ авиации ВМФ. Испытывал морские самолёты И. В. Четверикова (Че-2), Т. М. Бериева (Бе-4, МБР-7), морские и сухопутные самолёты А. Н. Туполева (АНТ-44, установил на нём 6 мировых рекордов; Ту-114, установил 11 мировых рекордов и др.). Виды испытаний: флаттер, бафтинг, критические режимы, сваливание, взлёт с отказом двигателя. Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Схема самолёта

Схе́ма самолёта — то же, что аэродинамическая схема.

Счётчик ресурса

Счётчик ресу́рса — прибор, устройство или измерительная система, обеспечивающие определение количественной меры усталости, накопленной в конструкции при воздействии на неё переменных нагрузок. Главные элементы любого С. р.: измеритель изменяющегося во времени так называемые параметра нагружённости (или совокупности параметров), используемого в качестве фактора, определяющего накопление усталости; преобразователь, превращающий временную реализацию переменной нагружённости в меру усталости; накопитель-индикатор, фиксирующий накопленную меру усталости. Для оценки усталости конструкции летательного аппарата используются параметры нагружённости двух типов: совокупность параметров полёта (перегрузка в центре масс летательного аппарата, высота и скорость полёта, масса летательного аппарата, масса топлива и др.) и деформация конструкции. В первом случае измерителями служат бортовые осциллографические и магнитные статистические регистраторы, а также счётчики перегрузок, во втором — различные датчики, устанавливаемые на конструкцию и деформирующиеся совместно с нею.

В преобразователях, как правило, используются вычислительные алгоритмы, составляемые на основе физических и математических моделей накопления усталости. Такая обработка проводится обычно на наземных устройствах. При этом для определения большинства параметров алгоритма используются результаты стендовых и лётных испытаний. Важные характеристики преобразователей — оперативность и полнота обработки поступающей информации — могут быть надёжно обеспечены при выполнении такой обработки непосредственно на борту летательного аппарата. Поэтому наиболее рациональными являются бортовые счётчики, в которых в качестве параметра нагружённости используется деформация конструкции, преобразуемая в меру усталости с помощью бортовой микро-ЭВМ. Такие С. р. разрабатывались в СССР и США. В некоторых С. р. функции преобразователя и накопителя совмещены в датчике деформации (чувствительном элементе). В частности, в С. р., созданных в СССР и США, мера усталости конструкции связана с накопленным при воздействии переменных деформаций изменением электрической проводимости датчика; в С. р., разработанных в ФРГ, — с изменением отражательной способности поверхности датчика; в испытываемых отечественных С. р., — с числом последовательно разрушившихся за время наблюдения микрообразцов (чувствительных элементов), деформировавшихся совместно с конструкцией. В 70—80-е гг. в связи с расширением использования вычислительной техники, совершенствованием технических средств, перспективой назначения ресурса конструкции для каждого экземпляра летательного аппарата (то есть индивидуального ресурса) значение применения С. р. существенно возросло.

В. Л. Райхер.

Сысцов Аполлон Сергеевич

Сысцов Аполлон Сергеевич.

А. С. Сысцов

Сысцо́в Аполлон Сергеевич (р. 1929) — советских государственный деятель. Окончил Ташкентский политехнический институт (1962). С 1948 работал на Ташкентском авиационном заводе, где прошёл путь от рабочего до главного инженера. В 1975—1981 генеральный директор Ульяновского авиационного промышленного комплекса (объединения), с 1981 первый заместитель, а в 1985—1991 министр авиационной промышленности. Государственная премия СССР (1973). Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени.

Сычёв Владимир Васильевич

Сычёв Владимир Васильевич.

В. В. Сычёв

Сычёв Владимир Васильевич (р. 1924) — советский учёный в области гиперзвуковой аэродинамики. Член-корреспондент АН СССР (1979). После окончания МАИ (1948) работает в Центральном аэрогидродинамическом институте (в 1960—1987 — заместитель начальника института), одновременно с 1954 преподаёт в Московском физико-техническом институте (с 1965 профессор). С 1972 член Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике. Одним из первых разработал метод расчёта обтекания тел вращения гиперзвуковым потоком газа при больших углах атаки и дал эффективные методы расчёта на ЭВМ. Провёл работы по компоновке сверхзвуковых самолётов различного назначения, совместно с ОКБ выполнил экспериментальные исследования по аэродинамике и теплообмену объектов ракетно-космической техники. Премия имени Н. Е. Жуковского (1951, 1961). Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Сочинения:

К теории гиперзвуковых течений газа со скачками уплотнения степенной формы, «Прикладная математика и механика», 1960, т. 24, № 3;

О ламинарном отрыве, «Известия АН СССР. Механика жидкости и газа», 1972, № 3;

Асимптотическая теория отрывных течений, там же, 1982, № 2.

"Сюд Авиасьон"

Пассажирский самолёт Сюд авиасьон «Каравелла» (Франция).

Пассажирский самолёт «Каравелла».

«Сюд Авиасьо́н» (Sud-Aviation Société Nationale de Constructions Aéronautiques) — авиакосмическая фирма Франции. Образована в 1957 в результате слияния двух авиационных фирм (SNCASE и SNCASO), в 1970 вошла в состав фирмы «Аэроспасьяль». Разрабатывала гражданские самолёты и вертолёты. Серийно выпускала пассажирский реактивный самолёт «Каравелла» (создан в 1955 фирмой SNCASE, построено 280 экземпляров, впервые двигатели были размещены по сторонам хвостовой части фюзеляжа; см. рис.). В 1962 совместно с фирмой «Бритиш эркрафт корпорейшен» начала разработку сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд». Фирма занимала ведущее место в Западной Европе в области создания лёгких многоцелевых вертолётов, в частности выпускала вертолёт SE 313 «Алуэт» II (1955, см. рис.), производство которых продолжила фирма «Аэроспасьяль».

Многоцелевой вертолёт Сюд авиасьон SE 313 «Алуэт» II (Франция).

Многоцелевой вертолёт SE 313 «Алуэт» II.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная