Энциклопедия "Авиация" (1994)
Лётчик

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лётчик

Лётчик - лицо, владеющее искусством управления летательным аппаратом (самолётом, вертолётом, планёром и т. д.). Л. гражданской авиации и Л., управляющих воздухоплавательными аппаратами, принято называть пилотами. См. Экипаж.

При исследовании движения летательного аппарата Л. выступает как звено контура управления. В системе «летательный аппарат - лётчик» Л. рассматривают в двух аспектах: как реального исполнителя для осуществления управления в полёте (и при работе на пилотажных стендах) и как источник информации при формировании математических моделей для описания ручного управления летательным аппаратом. Математические модели поведения Л. формируют обычно в терминах и параметрах теории регулирования. Эти модели используются в расчётных исследованиях при анализе устойчивости замкнутой системы «летательный аппарат - лётчик» и для качественной оценки точности пилотирования, что позволяет выделить основные параметры летательного аппарата и его системы управления, определяющие возможность решения поставленной перед Л. задачи и методически правильно построить экспериментальные исследования на пилотажных стендах и в полёте. На практика наибольшее распространение получила математическая модель поведения Л., разработанная американским учёным Д. Т. Мак-Руэром (McRuer) в конце 50-х гг. В упрощённой форме она представляется в виде передаточной функции

Wл = Kлexp(-р(τ))(Tлp + 1)/Tlp + 1),

где Kл - коэффициент усиления Л., Тл - постоянная времени вводимого Л. опережения, Tl - постоянная времени звена, описывающего возможности Л. фильтровать входной сигнал, (τ) - время реакции Л., определяемое временем восприятия им информации, её обработки и принятия решения и характерным временем нервно-мускульной реакции. Значение (τ) зависит от мобилизованности Л., объёма перерабатываемой информации (числа альтернатив), характера задачи и типа ответных действий. Время простейшей реакции на ожидаемый одиночный так называемый релейный сигнал составляет 0,2-0,3 с (из них 0,1-0,2 с - передача и обработка информации и около 0,1 с - время мускульной реакции).

В более сложных ситуациях, когда от Л. требуется квалифицировать явление, принять ответственное решение для выполнения нестандартных действий, что требует привлечения логического мышления, значение (τ) резко увеличивается и может составлять несколько секунд, а в отдельных случаях - десятки секунд и минуты.

Параметры Kл, Tл и Тl Л. зависят от индивидуальности Л., типа летательного аппарата и конкретной задачи пилотирования. Экспериментально установлено, что параметры передаточной функции могут быть выбраны из условий обеспечения устойчивости замкнутой системы «летательный аппарат - лётчик» и высокого качества процесса управления. Для одноконтурной одноканальной системы «летательный аппарат - лётчик» с единичной обратной связью условия устойчивости и качества управления формируются в виде требований к частотной характеристике разомкнутой системы «летательный аппарат - лётчик» : (ω)ср - частота среза логарифмической амплитудной характеристики (ЛАХ) должна, по крайней мере, вдвое превышать частоту входного сигнала; в районе частоты среза наклон ЛАХ должен составлять не менее 20 дБ/дек; запас по фазе должен быть не менее (∆ φ) = 40-60(°), запас по амплитуде - не менее (∆ )L = 10-12 дБ; кроме того, должны выполняться и другие требования.

На стадии расчётного анализа конкретной задачи динамики полёта с использованием модели Л. могут быть не только определены настраиваемые параметры системы управления летательным аппаратом, но и качественно предсказана оценка лётчика. Для этой цели используются две группы экспериментально определяемых зависимостей оценок летательных аппаратов лётчиком:

1) от параметров передаточной функции Л. (характеризуют напряжённость и степень трудности задачи пилотирования);

2) от параметров частотной характеристики разомкнутой системы «летательный аппарат - лётчик» (характеризуют устойчивость системы и качество управления).

Описанная простейшая модель Л. применима к задачам пилотирования, выполняемым на уровне рефлекторных реакций и не требующим принятия сложных логических решений.

В начало энциклопедии
Главная