Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "С" (часть 2, "СДВ"-"СИС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СДВ"-"СИС")

Сдвиг ветра

Сдвиг ветра - атмосферное возмущение, при котором скорость ветра резко меняется по значению или (и) направлению вдоль траектории полёта летательного аппарата. С. в. численно определяют как отношение разности ( )Wg составляющих скорости ветра в земной системе координат в двух точках траектории к разности координат этих точек (обычно С. в. связывают с изменением горизонтальных составляющих ветра Wxg, Wzg; изменение скорости вертикального потока Wyg по высоте полёта чаще называют градиентным изменением скорости потока). Различают вертикальный С. в. (С. в. по высоте полёта) - изменение скорости ветра, отнесённое к изменению (-)H высоты H полёта (например, ( )Wxg/(/)H - сдвиг попутного или встречного ветра по высоте полёта), и С. в. по траектории полёта - отношение приращения скорости ветра к изменению (-)L расстояния (например, Wzg/(()L).

Значит С. в. наблюдаются, как правило, в нижних слоях атмосферы (H = 0-100 м, ) при прохождении грозовых и термальных атмосферных фронтов и чаще возникают в районах со сложным рельефом местности. Наличие С. в. приводит к изменению воздушной скорости и угла атаки летательного аппарата, что вызывает изменение аэродинамических сил и моментов, а в результате - к нежелательному отклонению траектории полёта от заданной. С. в. усложняет взлёт и посадку летательного аппарата (например, при значении вертикального С. в. свыше 0,15 с-1 при заходе на посадку могут возникнуть опасные скорости снижения самолёта). Повышение безопасности полёта при ручном управлении самолётом в этих условиях обеспечивается путём управления скоростью полёта с помощью тяги двигателей (при посадке) и изменения градиента набора высоты (на взлёте). Большое значение при этом имеет своевременное поступление информации о наличии С. в., получаемой от бортовых или наземных средств. Оперативные и правильные действия лётчика позволяют обеспечить безопасность полёта даже при сильных вертикальных С. в. (до ( )Wxg/(()H(H)0,2 с-1), однако основной путь повышения безопасности полёта летательного аппарата в условиях С. в. - использование автоматических устройств в системе управления.

Сдвиговое течение

Сдвиговое течение - течение, в котором компонент вектора скорости жидкости, параллельный элементу обтекаемой поверхности, имеет модуль, изменяющийся по нормали к этому элементу поверхности. Из-за указанных свойств С. т. называется также течением с поперечным сдвигом. В С. т. слои жидкости, параллельные элементу поверхности, скользят друг над другом. Классическим примером С. т. является так называемое течение Куэтта - движение вязкой жидкости между двумя параллельными пластинами, одна из которых покоится, а другая движется с постоянной скоростью в своей плоскости. Течение в пограничном слое, в котором компоненты вектора скорости, параллельные обтекаемой поверхности, много больше нормального компонента, часто также называют С. т.

Севастопольская офицерская школа авиации

Сформирована в ноябре 1910 для подготовки военных лётчиков. В мае 1912 перебазирована на более удобный аэродром, расположенный к северу от Севастополя за долиной р. Кача. В С. о. ш. а. в 1910-1917 обучение вели Д. Г. Андреади, К. К. Арцеулов, М. Н. Ефимов, А. Е. Раевский, Б. Л. Цветков и другие известные лётчики. Во время Гражданской войны школа не работала. Её деятельность возобновилась после разгрома и изгнания из Крыма войск Врангеля (1920). В 1923 школе присвоено имя секретаря Закавказского крайкома РКП (б) А. Ф. Мясникова. Многие воспитанники школы проявили мужество и героизм на фронтах Гражданской войны (Ю. А. Братолюбов, В. Ф. Вишняков, Г. С. Сапожников, И. К. Спатарель и другие). Среди выпускников школы (училища) свыше 290 Героев Советского Союза, 14 лётчиков и космонавтов удостоены этого звания дважды, а А. И. Покрышкин - трижды. Здесь получили лётную подготовку ставшие впоследствии видными авиационными военачальниками Я. И. Алкснис, К. А. Вершинин, П. Ф. Жигарев, Я. М. Смушкевич и др. С 1954 Качинское краснознамённое высшее военное авиационное училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова находится в Волгограде. В 1959 оно преобразовано в Качинское высшее авиационное училище им. А. Ф. Мясникова.

Северин Гай Ильич

Северин Гай Ильич (р. 1926) - советский учёный и конструктор в области систем жизнеобеспечения экипажей самолётов, вертолётов и космических летательных аппаратов, безопасности полетов и эффективности летательных аппаратов, член-корреспондент АН СССР (1990), Герой Социалистического Труда (1982). Окончил Московский авиационный институт (1949). В авиационной промышленности с 1947, с 1958 преподаёт в Московском авиационном институте (с 1976 профессор). В 1947-1964 - в ЛИИ, затем на машиностроительном заводе «Звезда» (с 1989 генеральный конструктор). Исследовал биомеханику человека в экстремальных условиях полёта, методы защиты от неблагоприятных факторов полёта и спасения экипажей и пассажиров в аварийных ситуациях, динамику движения плохо обтекаемых тел, способы повышения эффективности применения и живучести летательных аппаратов. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1978). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Седов Григорий Александрович

Седов Григорий Александрович (р. 1917) - советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1968), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). В Советской Армии с 1938. Окончил лётную школу (1938) и Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1942; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). Работал в НИИ ВВС лётчиком-испытателем-инженером (1942-1950) и в ОКБ А. И. Микояна ведущим лётчиком-испытателем и заместителем главного конструктора по лётным испытаниям (1950-1976). С 1976 заместитель генерального конструктора ОКБ имени А. И. Микояна. Провёл испытания самолётов МиГ-17, МиГ-19 (первого советского серийного сверхзвукового истребителя), МиГ-21. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР 1952). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной воины 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Седов Леонид Иванович

Седов Леонид Иванович (р. 1907) - советский учёный в области механики и гидромеханики, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1946), Герой Социалистического Труда (1987). Окончил МГУ (1930). В 1930-1947 работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, в 1947-1956 - в Центральном институте авиационного моторостроения. Одновременно с 1945 работал в Математическом институте АН СССР. Основные труды по гидро- и аэродинамике, механике сплошных сред и теории подобия (вопросы плоской гидродинамики несжимаемой жидкости в теории крыла, гидродинамика тяжелой жидкости и теория волн). Председатель Научного совета АН СССР по проблемам гидродинамики (с 1965). Премия имени С. А. Чаплыгина АН СССР, премия имени М. В. Ломоносова (МГУ). Золотая медаль имени А. М. Ляпунова АН СССР. Почётный член ряда иностранных академий и обществ. Государственная премия СССР (1952). Награждён 6 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями.

Секстант

Секстант (от латинского sextans - шестой) - угломерный оптический прибор на борту летательного аппарата для измерений курсовых углов и высот небесных светил относительно плоскости искусственного горизонта, которая отделяется с помощью маятниковой вертикали (в ручных С.) или с помощью гировертикалей, инерциальных систем навигации и курсовертикалей, (в автоматических С. называемых астропеленгаторами). По измеренным угловым координатам светил уточняются вычисленные координаты местоположения и курс летательного аппарата. Имеют ограниченные применение в качестве аварийного автономного средства на самолётах, предназначенных для полёта над безориентирной местностью, при метеорологических условиях и времени суток, позволяющих вести визуальную пеленгацию естественных небесных светил.

Селихов Андрей Федорович

Селихов Андрей Федорович (1928-1991) - советский учёный в области прочности авиаконструкций, член-корреспондент АН СССР (1987). После окончания Московского авиационного института (1951) работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (с 1970 заместитель начальника). С 1971 на преподавательской работе в Московском физико-техническом институте (с 1980 заведующий кафедрой). С 1987 заместитель генерального директора Межведомственного научно-технического комплекса «Надёжность машин». Под руководством С. разработаны и внедрены методики и системы ресурсного проектирования самолётов и вертолётов, обеспечения эксплуатационной живучести авиаконструкций. Автор трудов по прочности, надёжности, ресурсу и эксплуатационной живучести летательных аппаратов. Ленинская премия (1981), Государственная премия СССР (1976). Награждён орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Сельскохозяйственная авиация

Сельскохозяйственная авиация - структурное подразделение в системе гражданской авиации нашей страны, участвующее в сельскохозяйственном производстве посредством оказания хозяйствам услуг в выполнении авиационно-химических работ, аэросева трав, риса и других работ. Впервые идею применения летательных аппаратов для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур высказал немецкий лесничий А. Циммерман (в 1912 получил патент). Однако только после 1-й мировой войны были начаты исследования, а затем и практические работы по использованию авиации для этих целей. В СССР в 1922 создана Комиссия по применению воздушных средств в борьбе с вредителями растений. В июле 1922 на Ходынском аэродроме в Москве под руководством профессора В. Ф. Болдырева при участии военного лётчика Н. П. Ильзина был поставлен первый в СССР опыт авиационного опрыскивания. Первый сельскохозяйственный самолёт был построен в 1923 (см. Сельскохозяйственный летательный аппарат).

Характерные особенности эксплуатации самолётов и вертолётов в сельском хозяйстве - сезонность работ, а также частые взлёты и посадки. Наибольший объём работ С. а. приходится на апрель - июль.

Сельскохозяйственный летательный аппарат

Сельскохозяйственный летательный аппарат - предназначается для защиты с воздуха сельскохозяйственных культур и леса от вредителей, для борьбы с сорняками, предуборочного удаления листьев хлопчатника, внесения минеральных удобрений, аэросева трав, риса и других работ. На борту летательного аппарата устанавливается навесное или встроенное сельскохозяйственное оборудование (специальная ёмкость для жидких и сыпучих материалов, к выпускной горловине которой присоединяются навесные или встроенные агрегаты опыливателя или опрыскивателя, управляемые из кабины экипажа).

В СССР первый сельскохозяйственный самолёт был построен в 1923 В. Н. Хиони и назывался «Конёк-Горбунок» («Хиони» №5). Позже были созданы СХ-1 (1937, конструктор А. Г. Бедункович), Ан-2 и Ан-2М (конструктор О. К. Антонов), сельскохозяйственные варианты самолётов По-2 (конструктор Н. Н. Поликарпов, см. Поликарпова самолёты) и Як-12 (конструктор А. С. Яковлев). Наиболее широкое распространение получили самолёт По-2, применявшийся более четверти века в сельском хозяйстве, и самолёт Ан-2 , ставший основным типом самолёта в подразделениях сельскохозяйственной авиации.

Применение сельскохозяйственных вертолётов наиболее эффективно в случае отсутствия подготовленной взлетно-посадочной полосы и при сложном рельефе местности. В качестве сельскохозяйственных вертолётов используются Ми-1, Ми-2, Ми-4 конструкции М. Л. Миля и Ка-15, Ка-18, Ка-26 конструкции Н. И. Камова.

Семейко Николай Илларионович

Семейко Николай Илларионович (1923-1945) - советский лётчик, капитан, дважды Герой Советского Союза (19 апреля 1945 и 29 июня 1945, посмертно). В Красной Армии с 1940. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (1942), курсы усовершенствования начсостава (1942). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом штурмового авиаполка. Совершил 227 боевых вылетов. Погиб в бою. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Бронзовый бюст в г. Славянске Донецкой области.

Сенько Василий Васильевич

Сенько Василий Васильевич (1921-1984) - советский военный штурман, полковник, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Советской Армии с 1940. Окончил военную авиационную школу (1941), Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (1952). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был стрелком-бомбардиром, штурманом экипажа, затем звена авиаполка дальнего действия. Совершил 430 боевых вылетов на бомбометание военных объектов в тылу противника. После войны на штурманских должностях и на педагогической работе в военных учебных заведениях ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст в с. Семёновка Черниговской области.

Сепекат

Сепекат (SEPECAT, Soci(é)t(é) Europ(é)enne de Production de l Avion E. С. А. Т.) - западноевропейский консорциум, в состав которого входили фирмы «Дассо-Бреге» и «Бритиш аэроспейс». Образован в 1966 для разработки и серийного производства истребителя-бомбардировщика «Ягуар». Первый полёт самолёта состоялся в 1968. Находится на вооружении ВВС Франции и Великобритании. Основные данные самолёта Ягуар GRMkl: два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой с максимальной тягой по 32,5 кН, длина самолёта 16,83 м, высота 4,89 м, размах крыла 8,69 м, площадь крыла 24 м2, максимальная взлётная масса 15,7 т, масса пустого самолёта 7 т, боевая нагрузка около 4,7 т, максимальная скорость полёта 1700 км/ч, радиус действия 850-920 км, потолок 14000 м, экипаж 1 чел.; вооружение - 2 пушки (30 мм), бомбы, управляемые ракеты, неуправляемые авиационные ракеты. Для экспортных поставок разработан вариант «Ягуар интернэшонал» (1976) с более мощными двигателями (два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой тягой по 37,5 кН). Консорциум завершил производство самолётов «Ягуар» в 1985 (всего выпущено 522 экземпляров).

Сервокомпенсация

Сервокомпенсация (от латинского servus - раб, слуга и compensatio - возмещение, уравновешивание) - уменьшение шарнирного момента, действующего на орган управления (ОУ), за счёт аэродинамических сил, создаваемых сравнительно небольшой вспомогательной поверхностью - сервокомпенсатором, расположенным вдоль задней кромки основного ОУ; разновидность аэродинамической компенсации. Отклонение этой поверхности на некоторый угол (.), противоположный углу отклонения ()) ОУ, позволяет создать за осью вращения ОУ приращение аэродинамической силы, уменьшающей его шарнирный момент. В зависимости от способа отклонения сервокомпенсатора относительно основного ОУ различают кинематический и пружинный сервокомпенсаторы и триммер. С. может применяться совместно с другими видами аэродинамической компенсации.

Кинематический сервокомпенсатор имеет такую кинематическую связь с неподвижной несущей поверхностью (крылом, стабилизатором, килем), что при отклонении ОУ на некоторый угол (и) сервокомпенсатор отклоняется на пропорциональный ему угол ()), значение которого определяется передаточным отношением ())/((), имеющим отрицательный знак. Выбор значения передаточного отношения зависит от конструктивных параметров несущей поверхности, ОУ, сервокомпенсатора, характерного значения Маха числа M(() полёта.

Пружинный сервокомпенсатор имеет жёсткую кинематическую связь с рычагом управления, а связь основного ОУ с этим рычагом осуществляется через упругий элемент (предварительно затянутые пружины). При малых углах отклонения ОУ (малых возмущениях), когда аэродинамические силы, действующие на сервокомпенсатор, не превышают усилия затяжки, упругий элемент можно рассматривать как жёсткую связь, и сервокомпенсатор не отклоняется относительно ОУ, а шарнирный момент пропорционален углу отклонения ОУ. Начиная с некоторого угла отклонения (п)он ОУ, силы, действующие на сервокомпенсатор, будут превышать усилие предварительной затяжки, и сервокомпенсатор начнёт отклоняться в сторону, противоположную отклонению ОУ, в результате чего на сервокомпенсаторе возникает момент, уменьшающий шарнирный момент ОУ. При дальнейшем отклонении ОУ на некотором угле (ш)он упругий элемент будет сдеформирован полностью, и сервокомпенсатор отклонится относительно ОУ на максимальный угол. При дальнейшем отклонении ОУ зависимость шарнирного момента от угла отклонения станет такой же, как и без С., но его значение будет существенно меньше, чем оно было бы в отсутствие компенсатора.

Сервопривод

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сервоуправление

Сервоуправление - отклонение основного органа управления летательного аппарата с помощью аэродинамических сил, возникающих на нём при отклонении сравнительно небольшой рулевой поверхности - серворуля. Серворуль расположен вдоль задней кромки органа управления и имеет жёсткую кинематическую связь с рычагом управления: при этом орган управления непосредственно не связан с рычагом управления . Значение угла отклонения серворуля (.)ср, необходимое для отклонения органа управления на определенный угол, при выбранных конструктивных параметрах зависит от шарнирных моментов, действующих на орган управления и серворуль. Усилие на рычаге управления при С. определяется только шарнирным моментом серворуля.

Сергеев Андрей Васильевич

Сергеев Андрей Васильевич (1893-1933) - советский военачальник, один из организаторов и руководителей Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ). Окончил курсы авиационных мотористов и теоретические курсы лётчиков при Петроградском политехническом институте (1915), Севастопольскую авиационную школу (1916), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1926; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).

С декабря 1917 по май 1918 член Всероссийской коллегии по управлению Воздушным Флотом, затем комиссар Главного управления (ГУ) РККВФ, главный комиссар авиации Восточного фронта, начальник полевого управления авиации и воздухоплавания при полевом штабе Реввоенсовета Республики. После реорганизации ГУ РККВФ начальник штаба Воздушного флота, помощник начальника ГУВФ РККА по сухопутной авиации (март 1920 - февраль 1921), начальник ГУВФ РККА (до октября 1922). После окончания академии работал за границей. В 1933 назначен начальником транспортной авиации СССР и заместителем начальника ГУГВФ при Совнаркоме СССР. Погиб в авиационной катастрофе. Награжден орденом Красного Знамени.

Серенсен Сергей Владимирович

Серенсен Сергей Владимирович (1905-1977) - советский учёный, один из основателей отечественной школы конструкционной прочности в машиностроении, академик АН УССР (1939; член-корреспондент 1936). Почетный доктор наук Высшей технической школы в Праге (1965). После окончания Киевского индустриального (позднее политехнического) института (1926) работал в Институте строительной механики АН УССР (в 1934-1940 - заместитель директора и директор этого института). В 1942-1967 начальник отдела прочности авиационных двигателей в Центральном институте авиационного моторостроения. Предложил градиентную гипотезу подобия усталостного повреждения, впервые обосновал принцип эргодичности для спектров нагружений переменными нагрузками, разработал деформационно-кинетический критерий оценки накопления повреждений при нерегулярном малоцикловом нагружении. Государственная премия СССР (1949). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.

Серийный летательный аппарат

Серийный летательный аппарат - многократно воспроизведённый образец летательного аппарата, выпущенный заданной партией (серией). Характеризуется одновременным изготовлением нескольких экземпляров, сборка которых осуществляется с использованием поточных линий, конвейеров, специализированного технологического оборудования. Выпуск продолжается, как правило, в течение продолжительного времени. При повторных запусках серии в производство могут вноситься изменения в технологию производства и в конструкцию летательного аппарата с целью снижения его стоимости, улучшения лётно-технических характеристик и эксплуатационной технологичности. Для предстоящей эксплуатации летательного аппарата предусматриваются мероприятия по подготовке лётного состава, могут быть выпущены партии учебно-тренировочных машин. Производственная программа серийных летательных аппаратов составляет от нескольких десятков экземпляров до нескольких десятков тысяч экземпляров.

Сертификат летной годности

Сертификат летной годности (французское certificat, от средневекового латинского certifico - удостоверяю) - документ, удостоверяющий соответствие гражданского летательного аппарата определенным типа требованиям действующих Норм лётной годности (НЛГ) в пределах установленных условий (ограничений) эксплуатации. С. л. г. выдаётся на основании материалов (чертежи, инструкции, результаты расчётов, стендовых и лётных испытаний и др.), подтверждающих соответствие летательного аппарата данного типа НЛГ. Наличие С. л. г. даёт право на допуск гражданских летательных аппаратов данного типа к эксплуатации.

Сертификация гражданских летательных аппаратов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серьёзный инцидент

Серьёзный инцидент - инцидент, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности авиационного происшествия, для предотвращения которого требуется либо выполнение экипажем (службами управления и обеспечения полётов) сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полёта, либо благоприятное стечение обстоятельств.

Для С. и. характерны следующие признаки: выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации; возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т. п.); значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, лётных или прочностных характеристик; значительное снижение работоспособности членов экипажа; значительное повышение психофизиологии, нагрузки на экипаж; возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т. п.; разрушение или рассоединение элементов управления. К С. и. относятся также отклонения в функционировании элементов авиационной транспортной системы, при которых указанные признаки не зафиксированы, но могли с высокой вероятностью проявиться в других ожидаемых условиях эксплуатации.

Сессна

Сессна - см. Цессна.

Сжимаемая жидкость

Сжимаемая жидкость - жидкость, плотность которой является переменной величиной и в общем случае зависит от температуры и давления. Соотношение, связывающее между собой давление p, температуру T и плотность ( ) (или удельный объём), называют уравнением состояния. Для С. ж. (в отличие от несжимаемой жидкости) скорость распространения малых возмущений имеет конечное значение (равное скорости звука), с чем связаны многие особенности обтекания тел потоком С. ж.

Наиболее простой моделью С. ж. является баротропная среда, плотность которой есть функция только давления, то есть

(() = (()(p).

Если (Е)(p) = Cpn,

где C и n - некоторые постоянные, то движение таких сред называют политропическим, а величина 1/n - показателем политропы. Случай n = 0 соответствует несжимаемой жидкости, а при n = 1 имеет место изотермическое течение. С. ж., плотность которой не есть функция только одного давления, называется бароклинной.

Наиболее распространённой моделью бароклинной жидкости является совершенный газ, удовлетворяющий уравнению Клапейрона

p = (()RT,

где R - газовая постоянная, и имеющий постоянные удельные теплоёмкости при постоянном давлении cp и постоянном объёме cV. Область её применимости ограничена относительно небольшими температурами движущейся среды (T (() 1000 К). При больших сверхзвуковых скоростях полёта начинают проявляться реального газа эффекты, и необходимо пользоваться различными моделями несовершенного газа.

Движение баротропной жидкости описывается неразрывности уравнением и количества движения уравнением, а для описания течения бароклинной жидкости наряду с ними необходимо привлекать энергии уравнение из-за появления новой зависимой переменной - температуры.

Сианьский авиационный завод

Сианьский авиационный завод - авиастроительное предприятие Китайской Народной Республики. Основано в 1958. С 1968 выпускал копию советского самолёта Ту-16 (под обозначением H-6), с 1982 - Ан-24 (Y-7). На заводе разработан истребитель-бомбардировщик H-7 (первый полёт предположительно в 1988). Выпускал также двигатели Вопен 8 (советский РД-3).

СибНИА

СибНИА - см. Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина.

Сивков Григорий Флегонтович

Сивков Григорий Флегонтович (р. 1921) - советский лётчик, генерал-майор-инженер (1975), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1939. Окончил военную авиационную школу (1940), Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (1952). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом штурмового авиаполка. Совершил 247 боевых вылетов. После окончания Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского на преподавательской работе. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами. Бронзовый бюст в деревне Мартынове Пермской области.

Сигнализация внутрикабинная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сидорин Иван Иванович

Сидорин Иван Иванович (1888-1982) - советский ученый в области металловедения, профессор (1929), доктор технических наук (1958), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1962). Основатель кафедры металловедения в Московском высшем техническом училище и руководитель отдела испытания авиационных материалов в Центральном аэрогидродинамическом институте, на базе которого в 1932 был организован Всесоюзный институт авиационных материалов. По инициативе и под руководством С. в Всесоюзный институт авиационных материалов на несколько десятилетий раньше, чем за рубежом, была создана высокопрочная сталь хромансиль. Государственная премия СССР (1988, посмертно). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Сиерва Хуан де ла

Сьерва (Cierva) (1895-1936) - испанский авиаконструктор, создатель автожира. После окончания в 1918 высшей школы дорожных инженеров в Мадриде занимался разработкой и постройкой самолётов. Сформулировал основные принципы авторотации несущего винта. В 1919 построил свой первый автожир С-1, который не удалось поднять в воздух, затем два других (в 1921 и 1922), не обладавших устойчивостью. 10 января 1923 на автожире С-4 с шарнирным креплением лопастей был совершён первый непродолжительный полёт, а 31 января 1923 - полёт по замкнутому 25-км маршруту на высоте около 25 м. Летал и автожир С-5 с трехлопастным винтом. Автожир С-6 демонстрировался в 1925 в Великобритании. На автожире C-8L 9 сентября 1928 С. совершил перелёт из Лондона в Париж. С 1928 жил в Великобритании, где ещё в 1925 основал фирму «Сиерва отоджайро» (Cierva Autogyro Co.), серийно выпускавшую известные автожиры С-19 (1929), С-30 (1934), в том числе его вариант с раскруткой несущего винта для вертикального взлёта, и С-40 (1938). Автожиры конструкции С. строились по лицензии во Франции, Германии, Японии и США. Награждён золотой авиационной медалью Международной авиационной федерации и медалью Гуггенхеймов. Погиб в авиакатастрофе. После 1945 фирма С. выпускала вертолёты, в 1951 поглощена фирмой «Сондерс-Ро».

Сикорский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сикорский Игорь Иванович

Сикорский Игорь Иванович (1889-1972) - авиаконструктор и промышленник, один из пионеров авиации в России. Родился в Киеве. Учился в Петербургском морском кадетском корпусе (1903-1906), технической школе Дювиньо де Ланно во Франции (1906-1907), Киевском политехническом институте (1907-1908), школе при аэродроме Жовиси под Парижем (1909). В 1908-1911 построил 2 вертолёта (нелетавших). В 1910 построил свой первый самолёт С-1, силовая установка которого не обладала необходимой для взлёта мощностью, а в 1910-1911 - самолёты С-2, С-3, С-4, С-5. на которых совершил 16 полётов. В 1911 получил диплом лётчика и тогда же установил 4 всероссийских воздушных рекорда (достиг высоты 500 м, дальности полёта 85 км, продолжительности полёта 52 минуты, скорости 125 км/ч). 14 марта 1912 С. на С-6 совершил полёт с 5 пассажирами. В 1912-1913 построил самолёты «Гранд», вскоре названный «Русский витязь», и «Илья Муромец», положившие начало созданию самолётов с многодвигательной установкой. С апреля 1912 С. главный конструктор Авиаотдела Акционерного общества Русско-Балтийского завода. В 1912-1914 КБ завода создало около 20 опытных самолётов. В сентябре 1912 на авиасоревнованиях в Петербурге С. получил первый приз на С-6Б. В 1918 С. уехал за границу, работал конструктором во Франции, затем с 1919 - в США, где в 1923 основал авиационную фирму (см. Сикорский). До 1939 создал около 15 типов самолётов. С 1939 занимался созданием вертолётов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение, в том числе S-51, S-55, S-61, S-58, S-64, S-65. С. первым начал строить вертолёты с газотурбинными двигателями, вертолёты-амфибии с убирающимся шасси и «летающие краны». На вертолётах С. были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). В память о С. учреждён международный приз его имени, который вручается за создание лучших вертолётов мира.

Силаев Иван Степанович

Силаев Иван Степанович (р. 1930) - советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1975). Окончил Казанский авиационный институт (1954). Работал на Горьковском авиационном заводе, пройдя путь от мастера до директора завода. В 1974-1980 заместитель министра, 1-й заместитель министра авиационной промышленности. В 1980-1981 министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. В 1981-1985 министр авиационной промышленности СССР. С 1985 заместитель председателя Совета Министров СССР, в 1990-1991 председатель Совета Министров РСФСР. Внёс большой вклад в создание и освоение в серийном производстве новых образцов авиационной техники, внедрение новых технологических процессов, повышение качества изделий, их ресурса и надёжности в эксплуатации. Депутат ВС СССР с 1981. Народный депутат СССР с 1989. Ленинская премия (1972). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями.

Силантьев Александр Петрович

Силантьев Александр Петрович (р. 1918) - советский военачальник, маршал авиации (1976), Герой Советского Союза (1941). В Советской Армии с 1938. Окончил Пермскую военную авиационную школу (1939), Сталинградское военное авиационное училище (1940), Военно-воздушную академию (1950; ныне имени Ю. А. Гагарина), Высшую Военную академию (1957; позже Военную академию Генштаба Вооружённых Сил СССР). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны совершил 359 боевых вылетов, сбил 8 самолётов противника. После войны заместитель начальника, начальник управления Генштаба Вооружённых Сил СССР (1964-1969), начальник Главного штаба ВВС (1969-1978), заместитель главнокомандующего ВВС (1978-1980). С 1980 в группе генеральных инспекторов МО СССР. Председатель советского комитета ветеранов войны (1988). Народный депутат СССР (с 1989). Государственная премия СССР (1977). Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

Силовая установка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силовой набор летательного аппарата

Силовой набор летательного аппарата - система стержневых и балочных элементов, установленных в соответствии с конструктивно-силовой схемой летательного аппарата; воспринимает нагрузки и обеспечивает жёсткость контура конструкции. Различают продольный и поперечный наборы.

К продольному С. н., располагаемому вдоль оси летательного аппарата или его элементов, относятся лонжероны, стрингеры, бимсы, силовые панели и другие конструктивные элементы, воспринимающие продольные нагрузки.

К поперечному С. н., расположенному перпендикулярно к оси летательного аппарата или к оси продольных элементов, относятся нервюры, шпангоуты и другие элементы конструкции, служащие для передачи поперечных нагрузок и сохранения внешней и внутренней формы агрегата.

Для дополнительного повышения местной и общей жёсткости каркаса летательного аппарата элементы С. н. в местах пересечения скрепляются между собой болтами, заклёпками, сваркой и т. п. В высоконагруженных конструкциях жёсткая обшивка (оболочка), связанная с продольным и поперечным наборами болтами, заклёпками и т. п., обеспечивает эффективную передачу нагрузок и одновременно увеличивает общую жёсткость каркаса летательного аппарата. Наличие трёх раздельно работающих конструктивных элементов - продольного набора, поперечного набора и обшивки - позволяет конструктору гибко, в зависимости от превалирующих нагрузок, выбирать различные соотношения жесткостей и площадей элементов летательного аппарата, обеспечивая при этом минимальную массу конструкции.

Симонов Михаил Петрович

Симонов Михаил Петрович (р. 1929) - советский авиаконструктор. Окончив в 1954 Казанский авиационный институт (КАИ), преподавал в нем и возглавлял лабораторию. В 1959 при КАИ основал ОКБ спортивной авиации, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ созданы планеры КАИ-6, первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19 и др. В 1969-1976 заместитель главного конструктора на заводах Министерства авиационной промышленности, затем главный конструктор и первый заместитель генерального конструктора ОКБ имени П. О. Сухого. В 1979-1983 заместитель министра авиационной промышленности с 1983 генеральный конструктор ОКБ имени П. О. Сухого. Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификации, руководил постройкой спортивно-пилотажного самолёта Су-26, истребителя-перехватчика Су-27 и их модификаций. Инициатор создания при ОКБ юношеской планерной школы. Народный депутат СССР с 1969. Ленинская премия (1976). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Син Мейва

Син Мейва - «Шин мейва» (Shin Meiwa Industry Co., Ltd), - самолётостроительная фирма Японии. Образована в 1949 на базе известной в прошлом самолёто- и двигателестроительной фярмы «Каваниси» (Kawanishi Kokuki КК), основанной в 1928 и выпускавшей главным образом военные самолёты, в том числе широко применявшиеся во Второй мировой войне разведывательные летающие лодки H6K с четырьмя поршневыми двигателями (первый полёт в 1936) и H8K (1941), истребители NIK1 (1942, поплавковый), NIK1-J (1941) и NIK2-J (1943). Сначала «С. м.» выпускала неавиационную продукцию, затем ремонтировала военные самолёты США и Японии, участвовала в производстве самолёта противолодочной обороны P2J (вариант американского самолёта Локхид P2V-7) и японского пассажирского самолёта YS-11. Самостоятельно разработала летающие лодки (самолеты короткого взлета и посадки) PS-1 (1967) для противолодочной обороны и US-1 (1974) для поисково-спасательных операций. Участвует в авиационных программах других японских фирм.

Сингапур Эрлайнс

Сингапур Эрлайнс (Singapore Airlines, SIA) - авиакомпания Сингапура. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Азии, Ближнего Востока, а также в США, Канаду и Австралию. Основана в 1972. В 1989 перевезла 6,6 миллионов пассажиров, пассажирооборот 30,46 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 39 самолётов.

Синоптические процессы

Синоптические процессы (от греческого synoptik(ó)s - способный всё обозреть) - атмосферные макромасштабные процессы. С. п. являются причиной режима погоды (состояния и её смены) на больших географических пространствах. К С. п. относятся перемещение воздушных масс, возникновение, перемещение и эволюция атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Анализ физических закономерностей развития С. п. в значительной толще атмосферы служит основой синоптического метода прогнозов погоды, имеющих важное значение для метеорологического обеспечения полётов. Прогноз развития С. п. предшествует прогнозу метеорологических элементов (погоды). Существующие методы позволяют с удовлетворительной точностью прогнозировать развитие С. п. в средней тропосфере над Северным полушарием на срок 2-3 суток.

Синтетическое топливо

Синтетическое топливо - искусственное жидкое углеводородное топливо для двигателей внутреннего сгорания, получаемое на базе переработки твёрдых горючих ископаемых (бурых и каменных углей, нефтяных сланцев, битуминозных песков).

Большое развитие производство С. т. получило в Германии во Вторую мировую войну. В 1942-1944 общая выработка С. т. на базе твёрдых горючих ископаемых в Германии составила около 5 миллионов т в год. В СССР интенсивные исследования в области получения С. т. относятся к 30-50-м гг. После открытия богатых нефтью месторождений производство С. т. стало нерентабельным, и интерес к проблеме С. т. ослабел. Исследования по получению С. т. вновь начались в конце 70 - начале 80-х гг. Запасы твёрдых горючих ископаемых значительно превышают запасы нефти, поэтому в перспективе С. т. могут стать основными видами топлив для двигателей внутреннего сгорания, в том числе воздушно-реактивных.

Выбор сырья для производства С. т. в разных странах определяется запасами того или иного вида горючих ископаемых, уровнем развития технологии их переработки и экономическими соображениями. Технология производства С. т. включает две основные стадии: получение из твёрдых горючих ископаемых «синтетической» нефти с использованием процессов полукоксования, деструктивной гидрогенизации, термического растворения и др. и её переработку с использованием традиционных процессов нефтехимии. Современные процессы производства С. т. позволяют получать продукты, по качеству близкие к продуктам, получаемым из нефти. В начале 80-х гг. из продуктов переработки угля и нефтяных сланцев в СССР и США с применением процессов глубокого гидрирования были получены опытные образцы реактивных топлив, отвечающие всем требованиям современных стандартов. Топлива характеризовались повышенной плотностью (объёмной теплотой сгорания) из-за высокого содержания в них многоядерных нафтеновых углеводородов. При умеренной гидрогенизации в топливе повышается содержание ароматических углеводородов (до 25-33% по массе) и азотистых соединений, ухудшаются характеристики горения и увеличивается эмиссия токсичных оксидов азота.

Синхронизатор

Синхронизатор (от греческого s(y)nchronos - одновременный) в авиационном стрелковом оружии - механизм, обеспечивающий возможность стрельбы из авиационных пулемётов (пушек) через плоскость вращения воздушного винта. Синхронизация стрельбы и вращения винта предотвращает попадание пули (снаряда) в лопасть винта. Впервые С. нашли применение в период Первой мировой войны. До изобретения С. для стрельбы через круг, ометаемый винтом, на его лопастях устанавливались отсекатели, при попадании в которые пули рикошетировали в сторону (на этом терялось около 25% боекомплекта).

Система автоматизированного проектирования

Статья большая, находится на отдельной странице.

Система автоматического управления ГТД

Статья большая, находится на отдельной странице.

Система единого времени

Система единого времени (СЕВ) бортовая - служит для формирования и хранения шкалы времени на борту летательного аппарата, синхронизации её с единой шкалой времени по сигналам радиостанций Государственной службы времени и частоты или через спутниковую навигационную систему и выдачи потребителям (системам бортового оборудования летательного аппарата) сигналов точного времени. Суммарная средняя квадратичная погрешность хранения бортовой шкалы времени современных СЕВ не превышает 1 мкс за 1 ч автономной работы, а среднее квадратичное отклонение относительной погрешности выходной частоты при постоянной температуре не более 2ч10-11.

С помощью СЕВ решаются задачи общего и специального самолётовождения, навигации, например, обеспечения высокой степени синхронизации: при полёте строем и встрече в воздухе нескольких летательных аппаратов; при пассивном дальномероном режиме работы радиотехнических систем навигации аппаратуры летательного аппарата и наземной станции; в процессе проведения лётных испытаний прецизионных систем навигации и посадки при передаче информации от испытываемой системы и эталонных средств.

Система жизнеобеспечения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Система кондиционирования воздуха

Система кондиционирования воздуха (СКВ) в летательном аппарате - совокупность технических средств для создания и поддержания в наземных условиях и во время полёта параметров воздушной среды, обеспечивающих благоприятные условия для жизнедеятельности экипажа и пассажиров, работы бортового оборудования. СКВ обеспечивает приготовление, перемещение, распределение воздуха, а также контроль, управление и автоматическое регулирование параметров воздушной среды. В современном виде СКВ на летательных аппаратах начали широко применяться с начала 50-х гг. Параметры воздушной среды (температура, давление, относительная влажность, чистота, состав, скорость движения) задаются физиолого-гигиеническими или технологическими требованиями и обеспечиваются наддувом и вентиляцией кабины экипажа, пассажирских салонов, приборных и бытовых отсеков воздухом.

В качестве источников воздуха используются компрессоры силовой установки либо кабинные нагнетатели с приводом от электродвигателей или вспомогательной силовой установки. Уровень температуры, до которой охлаждается воздух в теплообменных агрегатах, зависит от типа, назначения, режима полёта летательного аппарата, температуры воздуха у земли (см. Система жизнеобеспечения). В СКВ наиболее часто используются различные комбинации методов охлаждения воздуха: передача теплоты атмосферному воздуху или более холодной жидкости (например, топливу) в теплообменнике; расширение сжатого воздуха в турбохолодильнике; передача теплоты испаряющемуся хладагенту в холодильных установках замкнутого типа. Кондиционированных воздух отводит из гермокабины и технических отсеков избытки теплоты и продукты жизнедеятельности.

В состав бортовой СКВ обычно входят: тепло- и массообменные агрегаты (теплообменники, турбохолодильники, осушители, увлажнители и т. п.) аппаратура управления и автоматического регулирования (датчики, преобразователи, коммутаторы, блоки управления, запорные, регулирующие краны, заслонки); система распределения воздуха (трубопроводы, короба, клапаны); аппаратура контроля работы СКВ и сигнализации отказов (датчики, преобразователи); вспомогательное оборудование (озонаторы, глушители, вентиляторы, поглотители, фильтры и т. д.).

Надёжная и устойчивая работа СКВ обеспечивается дублированием ряда агрегатов, в частности в системе регулирования давления, и высокой степенью автоматизации управления системы. Для повышения экономичности СКВ используется рециркуляция воздуха. Доля рециркуляционного воздуха может изменяться (в зависимости от типа и назначения летательного аппарата) от 0 в СКВ открытого до 1 в СКВ замкнутого типа. В СКВ замкнутого типа воздух в гермокабину подаётся лишь для компенсации утечек, парциальное давление кислорода поддерживается в необходимых пределах подачей его от баллонов или газификаторов.

Система отображения информации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Система сбора полетной информации

Система сбора полетной информации - на летательном аппарате - устанавливается для регистрации параметров полёта, работы силовых установок, систем управления, энергопитания, жизнеобеспечения и т. п., работоспособность которых влияет на успешное проведение полёта, а также переговоров экипажа. Получаемая информация обрабатывается непосредственно на борту летательного аппарата в полёте или на земле после завершения полёта. Полученные результаты используются для контроля (технической диагностики и прогнозирования) технического состояния систем; для оценки правильности и полноты выполнения экипажем наставлений и руководств по лётной эксплуатации; для определения причин лётных происшествий при их расследовании; для накопления статистической информации по лётной эксплуатации летательного аппарата и уточнения нормативно-технической документации. С. с. п. и. состоит из технических устройств, обеспечивающих получение необходимых сигналов от контролируемых систем, преобразование этих сигналов и их последующую регистрацию на бортовом накопителе. В зависимости от характера и особенностей контролируемых систем регистрация параметров производится непрерывно или дискретно (например, при включении или выключении устройств).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная