Большой энциклопедический политехнический словарь
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАМ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАМ")

КАБЕЛЕЙСКATЕЛЬ

КАБЕЛЕЙСКATЕЛЬ - комплект приборов для определения трассы и глубины залегания подземного или подводного кабеля, а также мест повреждения жил кабеля при полном их заземлении. К. состоит из генератора перем. тока звуковой частоты, усилителя звуковой частоты с антенной (на входе) и головным телефоном (на выходе). Передвигая К., по Макс. звуку в телефоне определяют трассу проложенного кабеля, а по резкому ослаблению его - место повреждения.

КАБЕЛЕУКЛАДЧИК

КАБЕЛЕУКЛАДЧИК - прицепная или самоходная машина для прокладки подз. и подводных (через реки, озёра) кабелей. К.образует в земле щели или траншеи и одновременно укладывает в них один или неск. кабелей. Различают К. ножевые (см. рис.), расклинивающие грунты без их выемки, и роторные (осн. рабочий орган - диск или колесо с режущими зубьями), производящие выемку талого или мёрзлого грунта.

Прицепной ножевой кабелеукладчик: 1 - пропорочный нож; 2 - подвеска; 3 - кабелепрокладочный нож; 4 - кассета; 5 - кабель

Прицепной ножевой кабелеукладчик: 1 - пропорочный нож; 2 - подвеска; 3 - кабелепрокладочный нож; 4 - кассета; 5 - кабель

КАБЕЛЬ

КАБЕЛЬ (от голл. kabel - канат, трос) электрический - один или неск. изолир. проводников (токопроводящих жил), заключённых в защитную (обычно герметичную) оболочку. К. применяют для передачи на расстояние электрич, энергии (силовой кабель) или сигналов (кабель связи). К. любых типов имеют общие конструктивные элементы: токопроводящие жилы, изоляцию и оболочку. Токопроводящие жилы изготовляют из меди или алюминия; в зависимости от назначения они могут быть много- или однопроволочными. Изоляция К. выполняется из диэлектрика, отделяющего токопроводящие жилы друг от друга и от оболочки. Оболочка цилиндрической формы поверх изолиров. токопроводящих жил служит для фиксации изоляции и защиты от воздействия влаги и хим. веществ. Обычно применяются оболочки из свинца или алюминия; К. с пластмассовой изоляцией имеют оболочки из разл. поливинилхлоридов и пигментир. сажей полиэтилена; К. с резин, изоляцией снабжены, как правило, резин, оболочкой. Для защиты оболочек К. от механич. повреждений на них накладывают защитные покровы, броню из стальных лент или проволок, поверх к-рых обычно наносится антикорроз. покрытие. В СССР выпускается более 1000 типов К. (см. рис.).

Примеры некоторых типов кабелей, выпускаемых в СССР: 1 - токопроводящая жила; 2 - изоляция; 3 - оболочка; 4 - защитные покровы; 5 - броня, экран; 6 - стальной трос

Примеры некоторых типов кабелей, выпускаемых в СССР: 1 - токопроводящая жила; 2 - изоляция; 3 - оболочка; 4 - защитные покровы; 5 - броня, экран; 6 - стальной трос

КАБЕЛЬ СВЯЗИ

КАБЕЛЬ СВЯЗИ - кабель для передачи информации (телеф., телегр., программ звукового и ТВ вещания и т. д.) электрич. сигналами. К. с. бывают: по конструкции - симметричные, коаксиальные, волоконно-оптические; по диапазону пропускаемых частот - низкочастотные (100 Гц - 10 кГц) и высокочастотные (10 кГц - 60 МГц, а волоконно-оптические - до неск. ГГц); по применению - дальней (междугородной, в т. ч. подводной) и местной (городской, станционной, шахтной) связи. См. рис. К ст. Кабель.

КАБЕЛЬ-КРАН

КАБЕЛЬ-КРАН - см. Кабельный кран.

КАБЕЛЬНАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ

КАБЕЛЬНАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ - система пост. подз. сооружений для размещения кабелей энергетич. и телеф. сетей в городах и на пром. пр-тиях. Представляет собой совокупность бетонных, асбестоцем., керамич. или пластмассовых трубопроводов и смотровых устройств - колодцев (ж.-б. или кирпичных). В К. к. входят также шахты в подвальной части зданий и станц. сооружений электросвязи, коллекторы и туннели, внутри к-рых кабели прокладывают открыто (без труб) по спец. поддерживающим конструкциям.

КАБЕЛЬНАЯ ЛЭП

КАБЕЛЬНАЯ ЛЭП - линия электропередачи, состоящая из одного или неск. силовых кабелей соответствующего напряжения и сечения, стопорных, соединит. и концевых муфт и крепёжных деталей; при использовании маслонаполненного или (реже) газонаполненного кабеля имеются также подпитывающая система и устройства сигнализации давления масла (газа). Подземные К. ЛЭП, несмотря на более высокую стоимость по сравнению с воздушными ЛЭП того же электрич. напряжения, широко применяются при сооружении электрич. сетей на территории городов и пром. пр-тий; прокладываются в земляных траншеях (наиболее экономичный способ), спец. каналах, туннелях и блоках. Для подводной прокладки К. ЛЭП и в др. особых условиях применяются спец. кабели. Номинальное напряжение К. ЛЭП - от 0,4 до 750 кВ.

КАБЕЛЬНАЯ МУФТА

КАБЕЛЬНАЯ МУФТА - устройство для механич. и электрич. соединения кабелей в кабельную линию, а также для присоединения её к электрич. установкам и ЛЭП. К. м. бывают соединит., ответвит, и концевые. Конструкция и арматура К. м. зависят от назначения, условий эксплуатации и типа кабеля (см. рис.).

Кабельные муфты: а - ответвительная Т-образная на 1 кВ; б - концевая на 6 - 10 кВ; в - соединительная высоковольтная на 110 - 500 кВ с искровым промежутком

Кабельные муфты: а - ответвительная Т-образная на 1 кВ; б - концевая на 6 - 10 кВ; в - соединительная высоковольтная на 110 - 500 кВ с искровым промежутком

КАБЕЛЬНОЕ СУДНО

КАБЕЛЬНОЕ СУДНО - мор. судно для прокладки, подъёма и ремонта подводных (мор., океанских) кабелей связи. Кабель большими отрезками укладывают в располож. в трюме баки (тенксы), вмещающие до 5 - 8 тыс. км кабеля. К. с. оснащено кабелеукладочными механизмами (кабельными машинами) с электроприводом: кормовым - для опускания кабеля на дно и носовым - для подъёма кабеля со дна (см. рис.). Водоизмещение К. с. 7 - 20 тыс. т. Во время прокладки к кабелю через определ. интервалы подключаются ПП усилители электрич. колебаний, обладающие большим сроком службы и высокой надёжностью. С помошью К. с. кабель прокладывается на глубину до 6 км со скоростью до 15 км/ч.

Кабельное судно

Кабельное судно

КАБЕЛЬНЫЕ МАСЛА

КАБЕЛЬНЫЕ МАСЛА - нефт. и синтетич. масла, применяемые в качестве пропиточной и изолирующей среды в маслонаполн. кабелях. К. м. должны иметь высокие диэлектрич. св-ва и стойкость против окисления. Кинематич. вязкость К. м. (3,5 - 21)-10-6 м2/с при 100 °С, tвсп (в закрытом тигле) 135 - 200 °С.

КАБЕЛЬНЫЙ КРАН

КАБЕЛЬНЫЙ КРАН - кабель-кран, - сооружение, предназнач. для подъёма (спуска) груза на выс. 50 м и более и перемещения его на расстояние до 1500 м. К. к. представляет собой однопролётную подвесную дорогу (канатную) и используется на открытых горных разработках для транспортирования вскрышных пород, руды, штучного камня и др., в стр-ве для перемешения больших объёмов земли, бетона и др. материалов, на лесоскладах и т. д. Грузоподъёмность К. к. от 1 до 150 т. См. рис.

Кабельный кран: 1 - несущий канат; 2 - тяговый канат; 3 - тележка; 4 - подъёмный канат; Л и Б - опоры

Кабельный кран: 1 - несущий канат; 2 - тяговый канат; 3 - тележка; 4 - подъёмный канат; Л и Б - опоры

КАБЕЛЬТОВ

КАБЕЛЬТОВ (голл. kabeltouw) - 1) внесистемная ед. длины, применяемая в навигации, равная 0,1 м. мили или 185,2 м; т. н. артиллерийский К. равен приблизительно 182,9 м.

2) Растительный (пеньковый) трос с дл. окружности сечения 150 - 330 мм, употребляемый для швартовов и буксиров.

КАБЕСТАН

КАБЕСТАН (франц. cabestan) - лебёдка с барабаном, насаженным на вертик. вал, для подтягивания судов к причалу, выбирания судовых якорей и т. п. Назв. присуще старому флоту. Выборка якоря К. проводилась матросами вручную с помощью дерев. ваг - вымбовок.

КАБОТАЖНОЕ СУДНО

КАБОТАЖНОЕ СУДНО (от франц. cabotage - каботаж, прибрежное судоходство) - трансп. судно прибрежного плавания. К.с. обычно невелики из-за огранич. осадки и, как правило, имеют грузовое устройство для разгрузки на необорудов. берег.

КАБРИОЛЕТ

КАБРИОЛЕТ (франц. cabriolet) - кузов легкового автомобиля с откидывающимся мягким тентом (см. рис.). верх. часть кузова жёсткая с опускающимися окнами. Кузов имеет 2 разновидности: К.-купе с двумя боковыми дверями и 4-дверный К.-седан. Легковой автомобиль с кузовом типа К. удобен для эксплуатации в местностях с жарким климатом.

Кабриолет

Кабриолет

КАБРИРОВАНИЕ

КАБРИРОВАНИЕ (франц. cabrage, от cabrer - поднимать на дыбы) - движение ЛА в вертик. плоскости с вращением корпуса относительно поперечной (горизонтальной) оси в сторону увеличения атаки угла (нос ЛА поднимается вверх выше местного горизонта).

КАВАЛЬЕР

КАВАЛЬЕР (франц. cavalier) - вал, образованный землёй, взятой из выемки при сооружении дороги или канала и не использованной для устройства насыпи. К. располагаются вдоль выемки у границы полосы отвода (см. рис. К ст. Земляное полотно).

КАВАСАКИ

КАВАСАКИ (япон.) - дерев. моторно-парусное промысловое судно, распространённое гл. обр. в Японии и Корее. К. имеет малую осадку, борта с развалом, высокий нос и широкую корму. Дл. 12 - 15 м. Грузоподъёмность ок. 10 т.

КАВЕРНОМЕР

КАВЕРНОМЕР (от лат. caverna - пещера, полость) - глубинный прибор для измерений диаметра буровой скважины, опускаемый в неё на электрич. 3-жильном кабеле. При измерениях вдоль ствола скважины измерит. устройство передаёт на поверхность отклонения рычагов от оси прибора, характеризующие средний диаметр скважины (см. рис.).

Схема механического каверномера: 1 - рычаг; 2 - пружина; 3 - толкатель, связанный с ползунком резистора 4

Схема механического каверномера: 1 - рычаг; 2 - пружина; 3 - толкатель, связанный с ползунком резистора 4

КАВЕРНОМЕТРИЯ

КАВЕРНОМЕТРИЯ (от лат. caverna - пешера, полость и ...метрия) - измерения сечения ствола буровой скважины каверномером обычно перед спуском обсадной колонны. Для большей точности результатов измерения выполняют неск. раз. К. проводят с целью определения массы цемента, необходимой для подъёма его в затрубном пространстве на требуемую высоту и оценки состояния ствола.

КАВЕРНЫ

КАВЕРНЫ (от лат. caverna - пешера, полость) - 1) пустоты в горных породах, имеющие округлую форму и размер больше 1 мм. К. возникают в результате растворяющего действия воды (особенно в карбонатных и соляных породах), но могут быть и др. происхождения (напр., при застывании лавы).

2) Кавитацнонные пузырьки (см. Кавитация).

КАВЗ

КАвЗ - марка автобусов общего назначения малого класса, выпускаемых Курганским автобусным з-дом им. 60-летия СССР на шасси грузовых автомобилей марки ГАЗ с 1958. Кузов т. н. капотной компоновки (используются капот и оперение грузового автомобиля). В 1986 пассажировместимость автобусов до 28 чел. См. рис.

Автобус КАвЗ-685 общего назначения малого класса

Автобус КАвЗ-685 общего назначения малого класса

КАВИТАЦИЯ

КАВИТАЦИЯ (от лат. cavitas - пустота) - нарушение сплошности внутри жидкости, т. е. образование в капельной жидкости полостей, заполн. газом, паром или их смесью (т. н. кавитац. пузырьков, или каверн). К. возникает в результате местного уменьшения давления ниже критич. значения (для реальной жидкости оно приблизительно равно давлению насыщ. пара этой жидкости при данной темп-ре). Если понижение давления происходит вследствие местного повышения скорости в напорном потоке капельной жидкости, то К. наз. гидродинамической; в случае же понижения давления вследствие прохождения в жидкости акустич. волн - акустической. К. неблагоприятно отражается на работе гидротурбин, насосов, гребных винтов (вибрация, снижение кпд, разрушение рабочих органов). Акустич. К. лежит в основе большинства нрактич. применений ультразвука. См. рис.

К ст. Кавитация. Кавитационная зона в трубке с местным сужением

К ст. Кавитация. Кавитационная зона в трубке с местным сужением

Разрушение лопатки турбины под действием кавитации

Разрушение лопатки турбины под действием кавитации

КАДАСТР

КАДАСТР (франц. cadastre, от позднелат. capitastrum или позднегреч. katastichon - запись, перечень) - систематизир. свод сведений, составляемый периодически или путём непрерывных наблюдений над к.-л. объектом. В СССР ведутся земельный К., водный К., лесной К., К. месторождений полезных ископаемых.

"КАДИЛЛАК"

"КАДИЛЛАК" (Cadillac) - назв. легковых автомобилей повыш. комфортабельности, выпускаемых одноимённой фирмой с 1902 [с 1908 - концерном "Дженерал моторе" (General Motors)] в США. В 1986 изготовлялись автомобили ср. и большого классов. Рабочий объём двигателей 2 - 4,1 л, мощность 63 - 126 кВт, Макс. скорость 160 - 200 км/ч. См. рис.

Легковой автомобиль Кадиллак

Легковой автомобиль "Кадиллак"

КАДМИЙ

КАДМИЙ (от греч. kadmeia - цинковая руда) - хим. элемент, символ Cd (лат. Cadmium), ат. н. 48, ат. м. 112,40. К. - серебристо-белый блестящий мягкий металл, плотн. 8650 кг/м3, tпл 321,1 °С. Относится к числу рассеянных элементов; добывается из продуктов переработки цинковых руд. Применяется для изготовления никель-кадмиевых аккумуляторов. Важная область применения К. - ядерная энергетика (благодаря высокой способности изотопа 113Cd поглощать нейтроны К. входит в состав регулирующих стержней реакторов). Защитные покрытия из К. (кадмирование) прочнее цинковых. К. применяют и для декоративных покрытий. К. служит основой нек-рых подшипниковых сплавов, входит в состав припоев, легкоплавких сплавов. Сульфид CdS (кадмиевая жёлтая) - краска для живописи, пигмент для стекла, керамики, фарфора, материал для фотоэлектрич. приборов. Соединения К. используются таг.же как стабилизаторы пластмасс. К. и нек-рые его соединения токсичны.

КАДМИКОН

КАДМИКОН - видикон с фотодиодной мишенью, представляющей собой слой поликристаллич. селенида кадмия (толщ. 1 - 2 мкм) с нанесённым на него более тонким слоем аморфного халькогенидного материала. Достоинства К.: малая сила темнового тока (ок. 1 нА), малая инерционность, линейность хар-ки "свет - сигнал", широкий диапазон спектральной чувствительности (включает рентгеновскую и видимую области).

КАДМИРОВАНИЕ

КАДМИРОВАНИЕ - нанесение на поверхность металлич. изделий тонкого слоя кадмия (обычно 10 - 25 мкм) для защиты их от атм. коррозии, мор. воды, а также в декоративных целях. Осуществляется электрохим. и вакуумным (изделия сложной конфигурации) способами. К. подвергают наиболее ответств. детали самолётов, судов, а также изделия, предназнач. для эксплуатации в условиях тропич. климата.

КАДР

КАДР (франц. cadre, букв. - рама, от лат. quad-rum - четырёхугольник) - 1) К. в кинотехнике - единичное изображение, полученное на киноплёнке при съёмке. Его размеры (формат кадра) определяются кадровой рамкой киносъёмочного аппарата; для 70-мм широкоформатного кинофильма - 51,5 X 23 мм, для 35-мм широкоэкранного - 22 X 18,6 мм, для 35-мм обычного - 22 X 16 мм, для 16-мм обычного - 10 X 7,4 мм, для 8-мм обычного - 4,9X3,6 мм, для 8-мм супер - 5,7X4,2 мм. Серия последоват. К. образует кинофильм (или диафильм).

2) К. в телевидении - изображение на экране ЭЛП, передаваемое за полный цикл развёртки. При чересстрочной развёртке К. состоит из двух полей с нечётными и с чётными строками.

КАДРИРУЮЩАЯ РАМКА

КАДРИРУЮЩАЯ РАМКА - приспособление для размещения и выравнивания фотобумаги на столе фотоувеличителя при фотопечати. Имеет дерев. пли металлпч. основание (экран) с откидывающимся на шарнирах прижимным металлич. угольником с двумя подвижными линейками. Передвигая линейки вдоль сторон угольника, получают нужный размер кадра на фотоотпечатке. К. р., используемые фотолюбителями, позволяют получать фотоотпечатки размерами до 30 X 40 см.

КАДРОВАЯ РАЗВЁРТКА

КАДРОВАЯ РАЗВЁРТКА - процесс последоват. расположения строк в вертнк. направлении для считывания с мишени передающего или получения на экране приёмного ЭЛП телевнз. изображения (кадра). Осуществляется электронным лучом ЭЛП, на к-рый воздействует магн. пли, реже, электрич. поле, создаваемое током генератора К. р. в отклоняющей системе.

КАДРОВОЙ РАЗВЁРТКИ ГЕНЕРАТОР

КАДРОВОЙ РАЗВЁРТКИ ГЕНЕРАТОР - электрич. узел ТВ устройства, вырабатывающий ток пилообразной формы для отклонения электронного луча по вертикали (по кадру) в приёмном и передающем телевиз. ЭЛП. Для принятого в СССР телевиз. стандарта частота отклонения луча соответствует частоте смены полей кадра и равна 50 Гц.

КАДРОСКОП

КАДРОСКОП (от кадр и ...скоп) - электроннолучевой прибор для контроля работы отклоняющих систем и развёрток ТВ устройств.

КАЖУЩАЯСЯ ПАМЯТЬ ЭВМ

КАЖУЩАЯСЯ ПАМЯТЬ ЭВМ - то же, что виртуальная память.

КАЗ

КАЗ - марка грузовых автомобилей и полуприцепов, выпускаемых Кутаисским автомоб. з-дом им. Г. К. Орджоникидзе с 1951. В 1986 изготовлялись седельные тягачи с полуприцепами и полноприводные самосвалы с прицепами. Полная масса 8,6 - 12,3 т, грузоподъёмность самосвалов 5,5 т, нагрузка на седло седельных тягачей 45 - 64 кН, мощность двигателей 110 - 113 кВт. На тягачах К. впервые в СССР была установлена откидывающаяся вперёд кабина, располож. над двигателем. См. рис.

Седельный тягач КАЗ-608В1

Седельный тягач КАЗ-608В1

КАЗЕИНОВЫЕ КРАСКИ

КАЗЕИНОВЫЕ КРАСКИ - см. в ст. Клеевые краски.

КАЗЁННИК

1) задняя (казённая - на ней ставилось клеймо з-да, гос-ва, т. е. казны) часть арт. (миномётного) ствола, в к-рой расположен затвор. Через затвор К. воспринимает давление пороховых газов при выстреле. К. обычно навинчиваются на задний конец ствола. В орудиях с поршневыми затворами К. может быть выполнен заодно со стволом. К. связывает ствол со штоками противооткатных устройств и уравновешивает ствол на цапфах. 2) Винт-заглушка задней части ствола старинного ручного огнестр. оружия, заряжавшегося с дула.

КАИНИТ

КАИНИТ (нем. Kainit, от греч. kainos - новый) - минерал, водный хлорид-сульфат калия и магния KMg (SО4)С1*ЗН2О. Цвет белый, сероватый, желтоватый, красный, фиолетовый; чистый К. бесцветен. Тв. по минералогич. шкале 3 - 3,5; плотн. 2100 - 2150 кг/м3. Сырьё для произ-ва калийных удобрений и солей калия и магния.

КАЛАНДР

КАЛАНДР (франц. calandre, от calandrer - прокатывать, лощить) - машина (или её часть), состоящая из системы валов (от 2 до 20), между к-рыми пропускают материал (ткань, бумагу, резину и др.) для придания ему плотности, гладкости, лоска, нанесения тиснением рисунка или узора. К. применяют в текст., бум. и резин. произ-вах, при изготовлении полимерных плёнок и изделий из пластмасс. См. рис.

Каландр

Каландр

КАЛЕВКА

КАЛЕВКА - фигурный профиль бруска или доски. К. (калёвочником) наз. также рубанок с фигурным резцом для получения К.

КАЛИБР

КАЛИБР (франц. calibre) - 1) К. в военном деле - диаметр канала ствола огнестр. оружия (в СССР и ряде стран - расстояние между противоположными полями - выступами нарезов; в США, Великобритании и ряде др. стран - расстояние между углублениями - нарезами). Одна из осн. величин, определяющих мощь оружия. У совр. арт. орудий К. выражают в мм, дюймах (25,4 мм), линиях (2,54 мм). До 19 в. К. определялся массой ядра (12-фунтовая пушка). К. иногда служит для измерения относит. длины ствола (напр., ствол 30 калибров). К, охотничьих ружей - число круглых пуль, отлитых для ружья данного К. из 453,6 г свинца. К. авиац. бомбы - её масса в кг (т).

2) К. в метрологии - бесшкальный измерит. инструмент, предназначенный для контроля размеров, формы и расположения поверхностей деталей. К. бывают предельные и нормальные. Нормальные К. наз. шаблонами, применяют для контроля сложных профилей. Предельные К. имеют 2 стороны - проходную и непроходную и служат для контроля нахождения проверяемого размера в пределах допуска. Предельными К. проверяют размеры гладких цилиндрич., конусных, резьбовых и шлицевых поверхностей. См. рис.

КАЛИБР

Предельные калибры для проверки отверстий: а - гладких; б - резьбовых

Калибр-скоба для проверки гладких валов

Калибр-скоба для проверки гладких валов

Профильный калибр

Профильный калибр

3) К. в прокатном производстве - просвет определ. формы, образованный ручьями двух или неск. валков, а также зазорами между ними в их рабочем положении в прокатной клети. Для каждого прокатного профиля на валках делают неск. К., при последоват. прохождении через к-рые поперечное сечение заготовки приобретает требуемые форму и размеры (см. рис.).

К ст. Калибр. Сечение рельса при его последо вательной прокатке в 9 проходов

К ст. Калибр. Сечение рельса при его последо вательной прокатке в 9 проходов

КАЛИБРАТОР

КАЛИБРАТОР - источник (генератор) образцового сигнала или сигнала с известным параметром (электрич. напряжение, частота, временной интервал, амплитуда и др.); предназначен для настройки и проверки средств измерений, а также для точных измерений параметров нек-рых электрич. мер.

КАЛИБРОВАНИЕ

1) К. в прокатном производстве - волочение в холодном состоянии с небольшими обжатиями металлич. прутков, проволоки и др. катаных профилей через очко волочильного стана для придания им точных размеров.

2) К. семян - распределение семян разл. культур (кукурузы, сах. свёклы, хлопчатника и др.) по размерам на фракции (группы) для обеспечения их точного (равномерного, одиночного) высева сеялками. К. осуществляют спец. калибровочными машинами.

3) К. плодов - разделение плодов по размерам на однородные фракции, осуществляемое вручную (по образцам-эталонам) или калибровочными машинами. Для сортирования плодов по качеству и К. по размеру, а также для упаковки в тару в СССР применяется линия ЛТО-ЗА товарной обработки плодов (яблок, цитрусовых и др.), в состав к-рой входит машина для К. Машина имеет пять калибрующих транспортёров с отверстиями диам. 55 - 75 мм, через к-рые проходят плоды соответствующего размера. Производительность ЛТО-ЗА 3 т/ч.

КАЛИБРОВАННАЯ СТАЛЬ

КАЛИБРОВАННАЯ СТАЛЬ - калиброванные прутки, - горячекатаная сортовая сталь, подвергнутая дополнит. обработке холодным волочением с небольшими обжатиями. Для малопластичных материалов применяют тёплое волочение. Калибров, прутки отличаются более точными размерами профиля, гладкой поверхностью, иногда более высокими физ.-механич. св-вами, имеют обычно круглое сечение, иногда квадратное, шестигранное и др.; дл. 6 - 15 м.

КАЛИБРОВКА

КАЛИБРОВКА - в метрологии - определение и учёт погрешностей средств измерения путём их взаимных сличений. Результаты К. оформляются в виде поправок, изменений номин. значения меры, цены деления шкалы и т. д.

КАЛИБРОВКА ВАЛКОВ

КАЛИБРОВКА ВАЛКОВ - определение размеров, формы, числа н характера расположения калибров в прокатных валках, а также последующая нарезка на них ручьёв, образующих калибры.

КАЛИБРОВКА ОТВЕРСТИЙ

КАЛИБРОВКА ОТВЕРСТИЙ - обработка отверстий для повышения точности их формы и размера, а также уменьшения шероховатости поверхности и упрочнения поверхностного слоя после обработки резанием; выполняется продавливанием стального шарика или стержня (дорна) либо проталкиванием оправки с неск. полированными утолщениями (в том числе дорна).

КАЛИЙ

КАЛИЙ (от араб, аль-кали - поташ K2CO3, издавна известное соединение К.) - хим. элемент, символ К (лат. Kalium), ат. н. 19, ат. м. 39,102. К. - серебристо-белый металл, лёгкий, мягкий н легкоплавкий; относится к группе щелочных металлов. Плотн. 862 кг/м3, t 63,55 °С. На воздухе легко окисляется. Широко распространён в природе в виде соединений, из к-рых наиболее важны минералы сильвин, карналлит и др. калийные соли. К. необходим для питания растений; ок. 90% его солей применяются как калийные удобрения. Сам же металл в пром-сти получают в небольших кол-вах; его применение ограничено (произ-во K2O, служащей для регенерации кислорода в подводных лодках; сплавы К - Na служат теплоносителями в ядерных реакторах). Разнообразное применение имеет карбонат К. - поташ.

КАЛИЙНЫЕ СОЛИ

КАЛИЙНЫЕ СОЛИ - гр. минералов, гл. обр. хлоридов н сульфатов калия и магния, совместно встречающихся в составе агрономич. руд соляных месторождений. Гл. минералы К. с.: сильвин, карналлит, б и ш о ф и т MgCl2*6Н2О, каинит KMg[SO4]Cl*3H2O, эпсомит Mg[SO4]*7H,O и др. Сырье для получения калийных удобрений, а также соединений калия и магния.

КАЛИФОРНИЙ

КАЛИФОРНИЙ (от назв. штата Калифорния, США) - хим. радиоактивный элемент, полученный искусственно, символ Cf (лат. Californium), ат. н. 98, наиболее устойчив изотоп 251Cf; относится к актиноидам. Препараты 252Cf используют как мощные малогабаритные источники нейтронов(в активац. анализе, медицине и др.).

КАЛИЯ ГИДРОКСИД

КОН бесцветные кристаллы, плотн. 2120 кг/м3, tпл 405 °С, tкип 1324 °С. В 100 г воды растворяется 112 г КОН (при 20 °С). Сильное основание, разрушает кожу, бумагу, шерсть, вызывает сильные ожоги на коже человека. К. г. получают электролизом р-ров хлорида калия КС1. Применяют в щелочных аккумуляторах, в производстве жидких мыл и т.д.

КАЛИЯ КАРБОНАТ

КАЛИЯ КАРБОНАТ - поташ, K2CO3 - белый порошок, t 900 оС, хорошо растворим в воде. Получают действием диоксида углерода СО2 на гидроксид калия КОН. Применяют при производстве оптич. стекла, жидкого мыла, пигментов, при крашении и т. д.

КАЛОРИЗАТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

КАЛОРИЗАТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - устар. тип двигателя внутр. сгорания с низкой степенью сжатия н воспламенением впрыскиваемого в цилиндр топлива от спец. калильной (калоризаторной) головки.

КАЛОРИМЕТР

КАЛОРИМЕТР (от лат. calor - топливо н ...метр) - прибор для определения разл. тепловых хар-к и величин: уд. теплоёмкости, теплоты сгорания, теплоты растворения, энергии излучения (напр., лазеров) и т. д. Действие К. осн. на измерении кол-ва теплоты, переходящей от одного тела к другому. Различают К. для измерения кол-ва теплоты, выделившейся на разных стадиях процесса (К.-осциллогоафы) и в течение всего процесса (К.-интеграторы). В жидкостных К. введённое кол-во теплоты определяется по изменению темп-ры калориметрич. системы прибора (сосуд с жидкостью, камера и др. части К.); в изотермнч. К. измеряется масса в-ва, изменившего агрегатное состояние (напр., растаявший лёд). К. используют также для изучения скорости процессов, структуры р-ров н др.

КАЛОРИМЕТРИЯ

КАЛОРИМЕТРИЯ - совокупность методов измерения уд. теплоёмкости в-в, а также тепловых эффектов разл. физ.-хим. процессов. Калориметрич. измерения проводятся в широком интервале темп-р (от 0,1 до 4000 К) и давлений калориметрами. Дифференц. сканирующая К. применяется для идентификации в-в н изучения разл. процессов.

КАЛОРИФЕР

КАЛОРИФЕР (от лат. calor - тепло и fero - несу) - прибор для нагревания воздуха в системах возд. отопления, вентиляции и сушки. К., в к-рых воздух нагревается паром или горячей водой, бывают пластинчатые, со спирально-ленточным и накатным оребрением. Применяют также электрич. и огневоздушные К.

КАЛОРИЯ

КАЛОРИЯ (от лат. calor - тепло) - не подлежащая применению внесистемная ед. кол-ва теплоты, термодинамич. потенциала (внутр. энергии, энтальпии, свободной энергии, свободной энтальпии), теплоты фазового превращения, теплоты хим. реакции. Обозначение - кал. В СССР применяли К. международную, равную 4,1868 Дж, К. термохимическую, равную 4,1840 Дж (см. Джоуль). За рубежом результаты исследований часто выражают с помощью т. н. 15-градусной К., равной 4,1855 Дж.

КАЛЬКУЛЯТОР

КАЛЬКУЛЯТОР (лат. calculator - счётчик) - портативное вычислительное устройство. В отличие от предшествующих ему арифмометра с ручным приводом или электромеханич. счётных машин, современные К. являются электронными приборами. К., выполненный на основе микропроцессора, наз. микрокалькулятором.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

КАЛЬКУЛЯЦИЯ (от лат. calculatio - счёт, вычисление) - исчисление себестоимости произведённой единицы продукции или выполненных работ (перевозок, ремонта л др.) по установл. номенклатуре затрат.

КАЛЬМАЛЛОЙ

КАЛЬМАЛЛОЙ - термомагнитный сплав на основе никеля, содержащий 30% меди. Характеризуется линейной зависимостью намагниченности от темп-ры в интервале 20 - 80 °С. Применяется в электроизмерит. приборах (гальванометрах, счётчиках электроэнергии и др.) в качестве шунтов пост. магнитов для уменьшения температурной погрешности приборов.

КАЛЬЦИЙ

КАЛЬЦИЙ [от лат. calx(calcis) - известь; впервые был выделен из гашёной извести] - хим. элемент из группы щёлочноземельных металлов, символ Са (лат. Calcium), ат. н. 20, ат. м. 40,08. К. - серебристо-белый, лёгкий металл; плотн. 1540 кг/м3, t 842 °С. По распространённости в земной коре занимает среди элементов 5-е место (после кислорода, кремния, алюминия и железа). Гл. минералы: кальцит (мел, мрамор, известняк), ангидрит, гипс, флюорит (плавиковый шпат). В виде чистого металла К. применяют как восстановитель мн. редких и тугоплавких металлов из их соединений. К. используют также как раскислитель сталей, бронз и др. сплавов. Компонент свинцовых сплавов (антифрикц., кабельных и аккумуляторных). Соединения К. (известь, цемент и др.) широко применяются в стр-ве.

КАЛЬЦИТ

КАЛЬЦИТ - распространённый породообразующий минерал, карбонат кальция СаСОа. Цвет белый, желтоватый, розоватый, буроватый и др. до чёрного; чистый К. бесцветен (исландский шпат). Тв. по минералогия, шкале 3; плотн. 2700 - 2800 кг/м3. Слагает целиком карбонатные породы - известняк, мел, мрамор, карбонатит. строит. и поделочный материал, металлургия, флюс. См. рис.

Друза кальцита

Друза кальцита

КАЛЬЦИЯ КАРБИД

КАЛЬЦИЯ КАРБИД - соединение кальция с углеродом, бесцветные кристаллы; плотн. 2210 кг/м3, t 2160 °С. С водой взаимодействует с образованием ацетилена. При нагревании соединяется с азотом, образуя цианамид кальция CaCNi. Применяется для произ-ва ацетилена, цианамида кальция и восстановления щелочных металлов.

КамАЗ - марка грузовых автомобилей, выпускаемых Камским объединением по произ-ву большегрузных автомобилей с 1976. В 1986 полная масса 13,9 - 18,5 т, грузоподъёмность 5 - 10 т, мощность двигателей 154 кВт. На автомобилях К. впервые в СССР установлены 10-ступенчатые коробки передач. См. рис.

Грузовой автомобиль КамАЗ-5320м

Грузовой автомобиль КамАЗ-5320м

КАМБУЗ

КАМБУЗ (отголл. kombuis) - судовая кухня. Первоначально так называлась судовая кухонная печь, сложенная из кирпича.

КАМВОЛЬНОЕ ПРЯДЕНИЕ

КАМВОЛЬНОЕ ПРЯДЕНИЕ (от нем. Kammwolle - чёсаная, гребенная шерсть) - гребенное прядение шерсти.

КАМЕДИ

КАМЕДИ - гумми (от греч. kommfdion, kdmmi, лат. gummi), - густые соки, к-рые выделяются при механич. повреждениях коры или заболеваниях растений (напр., аравийская К., или гуммиарабик); содержатся также в семенах нек-рых растений и в водорослях. Применяются в качестве клеёв, для произ-ва искусств. волокна, плёнок, красок, ВВ и т. д.

КАМЕННАЯ ПЛОТИНА

КАМЕННАЯ ПЛОТИНА - плотина, осн. конструкции к-рой выполнены из кам. материалов без применения вяжущих. Различают К. п. каменно-набросные (насыпные), полунабросные, из каменной сухой кладки. К. п. строят, как правило, глухими с пропуском воды через водосбросы в берегах, реже в теле плотины. Возможность использования местных строит. материалов определяет экономичность К. п., их широкое применение в разл. геогр. р-нах. См. рис.

Типы каменных плотин: а и б - каменно-набросные; в - из каменной сухой кладки; г - полунабросная (с напорной частью из сухой кладки и низовой - из каменной наброски); д - набросная (с бетонной напорной стенкой); 1 - металлический шпунт

Типы каменных плотин: а и б - каменно-набросные; в - из каменной сухой кладки; г - полунабросная (с напорной частью из сухой кладки и низовой - из каменной наброски); д - набросная (с бетонной напорной стенкой); 1 - металлический шпунт

КАМЕННАЯ СОЛЬ

1) то же. что галит. 2) Осадочная горная порода, состоящая в осн. (на 99%) из галита. Важнейшее сырьё для хим. пром-стн.

КАМЕННОЕ ЛИТЬЁ

КАМЕННОЕ ЛИТЬЁ - базальтовое литьё, шлаковое литьё, - произ-во из расплавл. горных пород или металлургич. шлаков с добавками разл. изделий, имеющих св-ва природного камня. Литые изделия подвергают обжигу (при 800 - 900 °С) и медленно охлаждают для придания прочности, антикорроз. и др. свойств. Сырьё для К. л. - гл. обр. базальты, реже диабазы и др. Изделия отличаются высокой износостойкостью и кислотоупорностью. К. л. применяют при изготовлении труб, кислотоупорной аппаратуры, брусчатки для мостовых, электротехнич. изоляторов, скульптурно-художеств. изделий, облицовочных плиток и т. п.

КАМЕННО-ЗЕМЛЯНАЯ ПЛОТИНА

КАМЕННО-ЗЕМЛЯНАЯ ПЛОТИНА - плотина, в к-рой большая часть её тела выполнена из кам. материалов, а противофильтрац. устройство - из ма-лопроницаемого грунта. В зависимости от применяемых материалов и способов обеспечения водонепроницаемости различают 5 осн. типов К.-з. п. (см. рис.). Сравнит. простота конструкции и возможность использования местных строит. материалов обусловили широкое распространение К.-з. п.

Типы каменно-земляных плотин с водонепроницаемой частью, выполненной: а - в виде земляного экрана; б - отсыпкой из малопроницаемого грунта на призме каменной наброски; в - на слое более проницаемого материала; г в виде центрального ядра из глины, суглинка или глинобетона; д - с отсыпкой более проницаемыми материалами (призмы из каменной наброски)

Типы каменно-земляных плотин с водонепроницаемой частью, выполненной: а - в виде земляного экрана; б - отсыпкой из малопроницаемого грунта на призме каменной наброски; в - на слое более проницаемого материала; г в виде центрального ядра из глины, суглинка или глинобетона; д - с отсыпкой более проницаемыми материалами (призмы из каменной наброски)

КАМЕННОУГОЛЬНАЯ СМОЛА

КАМЕННОУГОЛЬНАЯ СМОЛА - каменноугольный дёготь, - вязкая тёмная жидкость, побочный продукт коксового или газового произ-ва. Сложная смесь гл. обр. ароматич. соединений (бензола, толуола, ксилола, нафталина, антрацена, фенола и мн. др.); сырьё для их получения.

КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕК

КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕК - твёрдый остаток от перегонки каменноугольной смолы, используемый и дорожном стр-ве, в производстве кровельных материалов, при изготовлении угольных и графитовых электродов и т. д.

КАМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

КАМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ - несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений (фундаменты, стены, столбы, перемычки, арки, своды и др.), выполненные из природного камня, кирпича или бетонных камней. К. к. долговечны, огнестойки, могут быть изготовлены из местных строит. материалов. Осн. недостатки К. к. - большая средняя плотность мн. видов кам. кладки и недостаточная прочность её на растяжение. Для уменьшения массы и повышения прочности К. к. применяют комплексные конструкции.

КАМЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КАМЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - материалы, получаемые из горных пород и применяемые для кам. кладки, обли-цопки, устройства кровель, дорожных покрытий и т. п. В зависимости от способа обработки К. п. с. м. делятся на след. осн. разновидности: песок и гравий, получаемые просеиванием и промывкой рыхлых горных пород; бутовый камень, добываемый при разработке (взрывным способом) известняков, песчаников и др. осадочных пород; щебень, получаемый дроблением горных пород; пилёные камни и блоки из лёгких горных пород (туфы, ракушечники и пр.); тёсаный штучный камень (бортовой или бордюрный, брусчатка, мостовой и др.); облицовочные камни, плиты и фасонные изделия (см. Отделочные материалы). Горные породы широко используют в качестве сырья для изготовления искусств. кам. материалов (керамич., теплоизоляц. и др.), а также вяжущих материалов. См. также Каменное литьё.

КАМЕННЫЕ РАБОТЫ

КАМЕННЫЕ РАБОТЫ - строит. работы, выполняемые при возведении кам. конструкций зданий и сооружений. В состав К. р., кроме осн. операций (кладка кирпича или др. камней на р-ре), включаются вспомогат. процессы (установка лесов и подмостей, заготовка материалов и т. п.).

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ - твёрдое горючее полезное ископаемое растит. происхождения более высокой степени углефикации, чем бурый уголь. С её возрастанием снижается выход летучих веществ (от 45 до 9% на горючую массу). Плотная порода чёрного, иногда серо-чёрного цвета с блестящей, полуматовой или матовой поверхностью. Уд. теплота сгорания (горючей массы) К. у. 30 - 36 МДж/кг, содержание углерода 75 - 97%. Наиболее ценны коксовые (спекающиеся, металлургич.) угли, имеющие Макс. теплоту сгорания. К. у. используется в коксохимич. производстве и как энергетич. топливо, а также для полукоксования, газификации, получения жидкого топлива, смазочных масел, пластмасс и др.

КАМЕРА

КАМЕРА (позднелат. camera - комната, от греч. kamara - свод, комната со сводом) - 1) К. в горном деле - подз. горная выработка сравнительно больших поперечных размеров и небольшой длины. К. предназначаются для размещения оборудования (К. насосная, К. вентиляторная, подз. подстанция и др.), для хоз. или сан. целей (К. ожидания, диспетчерская, мед. пункт и др.), для размещения ВВ при проведении взрывных работ камерными зарядами и др., а также для ведения очистных работ при нек-рых системах разработки месторождений.

2) К. ракетного двигателя - осн. агрегат, создающий реактивную тягу при истечении из него рабочего тела. Состоит из К. сгорания (разложения) и сопла, обычно соединённых в одно целое. В К. сгорания жидкостного ракетного двигателя через смесит. головку, являющуюся её составной частью, впрыскиваются компоненты топлива. В К. сгорания ракетного двигателя твёрдого топлива находится весь заряд топлива.

3) К. колеса - см. в ст. Шина.

4) Термин, широко используемый применительно к киносъёмочным и фотогр. аппаратам.

КАМЕРА С БЕГУЩИМ ЛУЧОМ

КАМЕРА С БЕГУЩИМ ЛУЧОМ - передающее телевиз. устройство, в к-ром объект передачи (напр., кинокадр, фотография) освещается узким лучом света пост. яркости, перемещающимся по закону ТВ развёртки. Световой сигнал, полученный в результате отражения луча от объекта (или прохождения сквозь него), преобразуется фотоэлектронными умножителями в соответствующий электрич. сигнал. Наибольшее распространение К. с б. л. получила в цветном телевидении для передачи кинофильмов и диапозитивов. К. с б. л. используют также в качестве эпипроектора для передачи непрозрачных изображений (открыток, фотографий, карт и т. д.).

КАМЕРА СГОРАНИЯ

КАМЕРА СГОРАНИЯ - замкнутое пространство для сжигания газообр., жидкого или твёрдого топлива. Сжигание топлива происходит периодически (напр., в К. с. поршневых двигателей внутр. сгорания) или непрерывно (напр., в К. с. газотурбинных двигателей).

КАМЕРА СЖАТИЯ

КАМЕРА СЖАТИЯ - миним. объём надпоршневого или межпоршневого пространства цилиндра двигателя внутр. сгорания или компрессора. См. Степень сжатия.

КАМЕРНАЯ ПЕЧЬ

КАМЕРНАЯ ПЕЧЬ - печь, работающая с периодич. загрузкой изделий и с одинаковой во всех точках рабочего пространства темп-рой; предназначена для нагрева или термич. обработки материалов. В К. п. используют жидкое, твёрдое и газообр. топливо; имеются также электрич. К. п.

КАМЕРНАЯ ТОПКА

КАМЕРНАЯ ТОПКА - топка котла, выполн. обычно в виде вертик. прямоугольной призматич. камеры, в к-рой топливо сгорает в струе воздуха (в факеле). В таких топках (см. рис.) сжигают твердое пылевидное топливо под котлами паропроизводительностью от 50 до 4000 т/ч, а также газообр. и жидкое топливо под котлами той же и меньшей производительности. Устанавливают К. т. и к крупным водогрейным котлам. На внутр. поверхностях К. т. размещают топочные экраны, а также пароперегреватель (в паровых котлах). Топливо вводится в К. т. вместе с необходимым для горения воздухом через горелочные устройства. См. также Вихревая топка, Факельная топка, Циклонная топка, Шахтно-мельничная топка.

Камерная топка: 1 - горелка; 2 - топочная камера; 3 - обмуровка; 4 - топочный экран; 5 - пароперегреватель

Камерная топка: 1 - горелка; 2 - топочная камера; 3 - обмуровка; 4 - топочный экран; 5 - пароперегреватель

КАМЕРТОН

КАМЕРТОН (нем. Kammerton) - источник звука в виде U-образного металлич. стержня, закреплённого так, что его концы могут свободно колебаться (см. рис.). К. в музыке служит эталоном высоты звука при настройке муз. инструментов и в пении (для первой октавы соответствует частоте 440 Гц); К. в технике применяют в низкочастотных генераторах, синхронизирующих работу буквопечатающих телегр. аппаратов, в приборах измерений времени как источник стабильной частоты и в др. устройствах. К. изготовляются чаше всего из элинвара, упругость к-рого при изменении темп-ры почти не изменяется.

Камертон

Камертон

КАМНЕОБРАБОТКА

КАМНЕОБРАБОТКА - процесс придания естеств. камню требуемой формы и внеш. отделки (фактуры). К. состоит из трёх осн. операций: распиловки, окантовки и фактурной обработки лицевой поверхности. Процессы К. подразделяют на механич. и немеханические. Первые включают абразивную и ударную обработку камня; вторые - термич., УЗ, гидравлич., электрогидравлич., обработку токами ВЧ, а также обработку с использованием лазеров.

КАМНЕРЕЗНАЯ МАШИНА

КАМНЕРЕЗНАЯ МАШИНА - применяется для выпиливания из массива горных пород штучного стенового камня, а также блоков-заготовок, используемых для распиловки на облицовочные плиты и архитектурно-строит. изделия (см. рис.). Режущим органом К. м. могут быть дисковые, канатные или цепные пилы, кольцевые фрезы, цепные и штанговые бары, оснащённые твердосплавными зубками.

Крупноблочная универсальная камнерезная машина (слева) Многобаровая камнерезная машина (справа)

Крупноблочная универсальная камнерезная машина (слева) Многобаровая камнерезная машина (справа)

КАМНЕУБОРОЧНАЯ МАШИНА

КАМНЕУБОРОЧНАЯ МАШИНА - машина для удаления камней при очистке с.-х. угодий, гидротехнич. стр-ве и др. работах. В СССР для корчевания камней используют корчевальные машины, для сбора и вывозки камней - К. м. УКП-0,6, КУМ-1,2 и КУМС-100 производительностью соответственно 3; 47 и 115 т/ч, а для вывозки камней с поля - прицепы-самосвалы 2ПТО-8 и ПВК-5,0 и лыжу-самосвал ЛС-4Л. Для уборки и дробления камней применяют К. м. КДК-50.

Камнеуборочная машина УКП-0,6: 1 - гребёнка для подбора камней; 2 - бункер для камней; 3 - гидроцилиндр

Камнеуборочная машина УКП-0,6: 1 - гребёнка для подбора камней; 2 - бункер для камней; 3 - гидроцилиндр

Предыдущая страница Следующая страница
Главная