Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КУЧ")
Коммуникации военные - транспортные линии (пути) сообщения, подготовленные и оборудованные для переброски войск, военной техники и всех видов их снабжения. Различают сухопутные, водные и воздушные. |
Комната боевой славы - красочно оформленное помещение на корабле, в котором содержатся материалы и документы, рассказывающие о героическом пути и традициях корабля (части), показывающие героику несения службы в мирные дни. |
КОМПАС - мореходный прибор, служащий для непрерывного указания в море (воздухе) компасного курса корабля и для определения курсовых углов и пеленгов на различные видимые с корабля земные предметы или небесные светила. Различают компасы магнитный, астрономический, гироскопический, гиромагнитный, радиокомпас. ------------------- (голл. kompass) - основной мореходный инструмент, показывает направление стран света и направление, по которому идет судно. |
Компасный север - северная часть плоскости компасного меридиана. |
КОМПАСНЫЙ ЯЩИК - коробка для транспортировки и хранения магнитного компаса, снятого с нактоуза. |
1) устройство для устранения влияния колебаний температуры, давления и других факторов на работу машин, оборудования и т. д. На кораблях применяют компенсатор теплового расширения трубопроводов, объема воды и др. |
Комплекс вооружения - совокупность образцов военной техники, функционально связанных и совместно используемых для решения боевых задач. Обязательным элементом комплекса вооружения является оружие. |
Комплексные системы курсоуказания - комбинация различных курсоуказателей, конструктивно сведенных в единые системы в целях повышения точности и надежности. |
Композитное судно - судно с корпусом из нескольких (как правило, двух) различных материалов: например, наружная обшивка из дерева, набор - металлический. |
Конвенция морская - международно-правовой акт, заключенный между двумя или несколькими государствами на какой-либо срок и посвященный регламентации различных морских или военно-морских проблем в тех или иных районах моря или во всемирном масштабе. |
Конвенция о морском нейтралитете 1854 - подписанное в Вашингтоне в период Крымской войны соглашение между Россией и США о праве за судами всех нейтральных государств перевозить товары (за исключением предметов военной контрабанды) граждан воюющих стран, а также на судах воюющих государств товары граждан нейтральных стран. Конвенция была направлена против действий англо-французского флота и явилась успехом русской дипломатии. |
Конвенция о судоходстве в Тихом океане 1824 - соглашение между Россией и США, определившее границы русских владений в Северной Америке (по 54°40’ с. ш.), а также правила судоходства и рыбной ловли в прибрежных районах Тихого океана. Несмотря на конвенцию, США проводили экспансионистскую политику на тихоокеанском севере, что стало одной из причин продажи им Аляски царским правительством в 1867. |
Конвой морской - временное формирование из торговых, вспомогательных судов и кораблей охранения для обеспечения безопасности перехода транспортов морем. Охранение конвоем организуется с учетом угрозы ударов подводных лодок противника и его авиации на трассе перехода. |
Конвойная служба ВМФ - комплекс специальных мероприятий, проводимых в военное время с целью обеспечить безопасность морских перевозок. Включает планирование переходов конвоев и их формирование, а также подготовку транспортных и других судов для следования в составе конвоев. |
КОНДЕНСАТ - вода, полученная при охлаждении пара. Используется для питания котлов, в качестве питьевой воды. |
Кондиционирование воздуха - создание и автоматическое поддержание заданной температуры и влажности в герметизированных помещениях. Обеспечивается системой кондиционирования воздуха. Проводится на подводных лодках, в помещениях надводных кораблей при герметизации (например, в случае применения противником оружия массового поражения). Может сопровождаться регенерацией воздуха. |
КОНЕЦ - общее название любой снасти небольшой длины (например, бросательный конец). |
Конец Коренной - условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса. |
Конец Ходовой - условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла. |
КОНОПАТИТЬ (пробивать) наполнять смоляной паклей пазы и стыки деревянных палуб и наружной обшивки деревянных судов для достижения водонепроницаемости. |
Консервация военной техники - технические и организационное мероприятия для защиты техники от коррозии (при длительном хранении или транспортировании) путем изоляции от внешней среды и замедления окислительных процессов. Достигается покрытием маслами и смазками, ингибиторами (замедлителями атмосферной коррозии), осушением воздуха, применением герметизации и т. п. средствами и способами. |
Конструктивная защита корабля - система усиления конструкции корпуса корабля, повышающая его живучесть при боевых и аварийных повреждениях. Подразделяется на надводную и подводную. Конструктивная защита корабля непрерывно совершенствуется и видоизменяется по мере развития боевых средств. Надводная конструктивная защита корабля на кораблях броненосного флота состояла из броневых листов на бортах и палубах, подводная включала создание водонепроницаемых отсеков двойного дна и бортовых булей (для отдаления центра взрыва от жизненно важных районов корабля). С появлением ракетно-ядерного оружия общее бронирование утратило свое значение. Конструктивная защита корабля в настоящее время осуществляется при помощи конструкций, напоминающих либо пчелиные соты, либо многослойные покрытия из металла и пластиков, а также соответствующим взаимным расположением помещений, позволяющим сохранить боеспособность при выходе из строя какой-либо одной из частей корабля. |
Контактное траление - вид траления, при котором уничтожение морской якорной мины обеспечивается с помощью контактных тралов, буксируемых на заданной глубине одним или двумя тральщиками. |
Контейнеровоз - грузовое судно для перевозки грузов в, контейнерах, размещаемых как в трюме, так и на палубе. |
Континентальный шельф - прибрежная часть дна Мирового океана, окаймляющая материки и имеющая общее с ним геологическое строение. |
КОНТРАБАНДА ВОЕННАЯ - материалы и предметы, запрещенные воюющей стороной к перевозке судами нейтральных государств в страну противника. Контрабанда военная делится на абсолютную (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, обмундирование и оборудование для производства и ремонта военной техники) и относительную (материалы, предметы, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях). Списки предметов контрабанды военной устанавливаются воюющими государствами. К контрабанде военной не относятся предметы ухода за больными и ранеными. |
Контрабанда морская - тайный провоз на морских судах (перемещение через государственную границу) товаров и ценностей, запрещенных к ввозу в данную страну без соответствующего досмотра таможней. |
КОНТР-АДМИРАЛ - воинское звание высших офицеров ВМФ ряда государств. Впервые введено Петром 1 в 1699. |
Контратака - встречная атака, т. е. переход в наступление против атакующего противника Контратака является средством активной обороны |
КОНТРГАЛС - противоположный галс. |
Контрдесант - десант (морской, воздушный, комбинированный), высаживаемый на захваченный десантом противника плацдарм с целью уничтожения или локализации действий противника. |
КОНТРКУРС - встречный (противоположный) курс. |
КОНТРМИНА - якорная или донная мина с большим количеством взрывчатого вещества, устанавливаемая среди морских мин противника для их уничтожения. От взрыва контрмины последние детонируют и взрываются или получают повреждения, приводящие их в небоеспособное состояние. Употреблялась в конце 19 в. |
Контрольные артиллерийские приборы - электрические приборы, устанавливаемые в командном пункте и в центральном артиллерийском посту для контроля передаваемых задающими приборами приказаний, сигналов и т. п. |
КОНТРПРОПЕЛЛЕР - направляющее устройство в виде профилированных лопастей, неподвижно устанавливаемое непосредственно за гребным винтом или перед ним (контрвинт) для уменьшения закручивания воды винтом путем придания последней вращательного движения в противоположном направлении. Используется для повышения кпд гребного винта. |
Контрразведка военная - деятельность, осуществляемая системой специальных органов, создаваемых в ВС данной страны для борьбы с разведкой других государств, действующих непосредственно против ее армии и флота. В капиталистических государствах важнейшей задачей военной контрразведки является обеспечение тайны подготовки к войне против других стран и народов, в т. ч. внезапности военное нападения. |
КОНТРРУЛЬ - обтекаемая наделка на передней части рудерпоста, образующая с пером руля единый обтекаемый профиль и служащая как бы неподвижной частью пера. Применение контрруля улучшает поворотливость судна. |
Кончебас - турецкое гребное одномачтовое судно, вооруженное легкой артиллерией. |
Координаты светил на небесной сфере - дуги больших кругов небесной сферы или углы при ее центре, определяющие положение того или иного светила в соответствующей системе координат (например, в горизонтной системе координат). |
Координаты славы - места славных побед и героической гибели кораблей русского и советского ВМФ, где отдаются воинские почести, определенные Корабельным уставом и приказами командующего флотами. |
Координаты цели - угловые или линейные числовые величины, определяющие положение цели на поверхности или в пространстве в соответствующей системе координат. Координаты цели необходимы для подготовки и нанесения ударов по надводным, подводным, воздушным и наземным целям. Выбор средств и способов определения координат цели зависит от характера цели, требуемой точности и условий обстановки. |
КООРДОНАТ - маневр, при котором корабль описывает две равные по длине и симметрично расположенные в разные стороны от линии пути дуги циркуляции для уклонения от опасности или смещения линии пути. Применяется как в одиночном, так и при совместном плавании по сигналу флагмана, при уклонении от плавающих мин и авиабомб. |
Корабельная авиация - самолеты и вертолеты авиации ВМФ (ВМС), базирующиеся на корабли и вспомогательных суда и используемые с них. Применяется в удаленных районах моря (океана), находящихся за пределами досягаемости авиации берегового базирования. Основная часть корабельной авиации составляет палубная авиация. В нее входят также самолеты и вертолеты различных типов, созданные или приспособленные для взлета с кораблей, не имеющих полетных палуб. |
Корабельная артиллерия - вид морской артиллерии, устанавливаемой на кораблях и судах и предназначенной для поражения надводных, береговых и воздушных целей. Может быть башенной, палубно-башенной и палубной. |
1) научная дисциплина, изучающая общее устройство корабля и отдельных его частей. 2) Система основных конструктивных элементов корабля (судна), определяющая его внешний вид и конструкцию. Определяется научно-техническим прогрессом, назначением корабля, условиями его эксплуатации, составом вооружения (авиационное, ракетное, артиллерийское) и рядом других факторов. |
Корабельная боевая схема - продольный разрез корабля, на котором показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений, а также расположение средств и линий внутренней связи. Корабельная боевая схема вносится в книгу корабельных расписаний. Дает информацию о состоянии отсеков и действии того или иного технического средства. Располагаются в посту энергетики и живучести и главном командном пункте. |
Корабельная нумерация карт - система нумерации карт для удобства их отыскания в корабельном комплекте, а также размещения карт в определенном порядке по районам плавания. |
Корабельная поисково-ударная группа - тактическая группа из нескольких надводных кораблей, предназначенных для совместного поиска подводных лодок противника и их уничтожения. В группу входят противолодочные корабли, эсминцы, фрегаты и сторожевые корабли. Может действовать самостоятельно и во взаимодействии с противолодочными подводными лодками и авиацией. |
Корабельная разведка - вид разведки, осуществляемый одиночными надводными (подводными) кораблями (группой кораблей) для получения сведений о ВМС противника в интересах подготовки и ведения боевых действий на море. |
КОРАБЕЛЬНАЯ СЛУЖБА - деятельность личного состава (экипажей) по обслуживанию оружия, технических средств и устройств корабля, а также по управлению ими в повседневных и боевых условиях. |
Корабельная ударная группа - тактическое соединение боевых кораблей (катеров) различных классов, создаваемое на период операции (боя) для действия против надводных сил флота противника, его конвоев, морских десантов и береговых объектов. |
Корабельная энергетическая установка - комплекс энергетических машин, приводящих корабль (судно) в движение (главная энергетическая установка) и обеспечивающих питание всех потребителей энергии (вспомогательная силовая установка). Корабельные энергетические установки могут быть: паросиловыми, дизельными, газотурбинными, атомными и комбинированными. |
Корабельное боевое учение - форма подготовки экипажа корабля к применению оружия и технических средств, а также к борьбе за живучесть корабля. В зависимости от целей корабельное военное учение может быть подготовительным, тренировочным, зачетным, контрольным и показным. Высшей формой корабельного боевого учения является корабельное боевое упражнение (решение кораблем конкретной тактической задачи с фактическим применением оружия в комплексе с мероприятиями по защите от оружия массового поражения и борьбе за живучесть корабля). |
Корабельное вооружение - корабельное оружие и технические средства, обеспечивающие его боевое применение. |
Корабельное оружие - оружие, устанавливаемое на корабле, для поражения морских, воздушных и береговых целей. Различают корабельное оружие ракетное, артиллерийское, минное, торпедное и бомбовое (глубинные бомбы). |
Корабельные боевые инструкции - указания мичманам, старшинам и матросам о методах и последовательности действий по приготовлению и обслуживанию боевого поста в бою, при борьбе за живучесть корабля, выполнении других обязанностей, не отраженных в боевых расписаниях. |
Корабельные наряды - распределение личного состава корабля на дежурство, вахту и работы в соответствии с табелями дежурных и вахтенных постов корабля. |
Корабельные огни (судовые огни) средства световой сигнализации на корабле (судне), информирующие о его местонахождении, размерах и характере действий для предупреждения столкновеиий с другими судами. Включаются от захода до восхода солнца, а при тумане - круглосуточно. Имеют три цвета: белый, красный и зеленый. Значение корабельных огней определяется по их расположению на корабле, их цветовому сочетанию и сектору освещения. |
Корабельные плавсредства - шлюпки и моторные катера, положенные данному кораблю по табелю снабжения. Обеспечивают сообщение корабля с берегом, спасение людей, упавших за борт, выполнение промерных и водолазных работ и т. д. Корабельные плавсредства располагаются на верхней палубе и надстройках с учетом наименьших помех в использовании оружия и наибольших удобств спуска на воду. |
Корабельные правила - положения и предписания, регламентирующие поведение личного состава кораблей и всех временно находящихся на них лиц. |
Корабельные работы - мероприятия, проводимые на корабле с целью поддержания корпуса, оружия и технических средств корабля в исправности, а его помещений в чистоте. Корабельные работы включают осмотры корпуса, уход за корпусом и корабельной приборки. |
Корабельные расписания - документы, распределяющие личный состав и определяющие его действия в различных условиях жизни корабля. Корабельные расписания делятся на повседневные (по заведованиям, приборкам, по приемке и сдаче боеприпасов, топлива и т. п.) и боевые расписания. |
Корабельные системы - совокупность механизмов вспомогательных, трубопроводов с арматурой, емкостей, контрольно-измерительных приборов и элементов управления, предназначенных для определенных целей. Подразделяются на системы общекорабельного назначения, обслуживающие весь корабль (водоотливные системы, пожаротушения системы, жизнеобеспечения системы, воздуха высокого давления система и др.) и специальные системы (например, системы энергетической установки, торпедного и ракетного оружия). |
Корабельный артиллерийский комплекс - совокупность функционально связанных боевых и технических средств, служащих для поражения артиллерийскими снарядами морских, воздушных и береговых целей. Включает артиллерийские установки, приборы управления стрельбой и боеприпасы, а также системы их хранения и подачи к артиллерийским установкам. |
Корабельный боевой расчет - личный состав, обеспечивающий работу главного командного пункта. Включает операторов средств информации о надводной, воздушной и подводной обстановке, операторов-вычислителей и т. д. |
Корабельный летательный аппарат - летательный аппарат, специально спроектированный или приспособленный к базированию и эксплуатации на корабле. |
Корабельный приказ - название учреждений, ведавших строительством кораблей в России в конце 17-начале 18 в. (Владимирский судный приказ, Адмиралтейский приказ и др.). |
Корабельный пункт управления и наведения истребительной авиации - пост на корабле для выведения своих истребителей в тактически выгодное положение относительно воздушного противника на расстояние радиолокационной (зрительной) видимости с целью обороны своих кораблей. |
Корабельный ракетный комплекс - совокупность функционально связанных боевых и технических средств, служащих для поражения ракетами морских (надводных и подводных), воздушных и береговых целей. Включает пусковые установки, ракеты, средства их хранения и подачи, а также системы управления и наведения. Средства управления связаны с радиолокационными (для надводных и воздушных целей) и гидроакустическими (для подводных целей) комплексами, обеспечивающими обнаружение целей и выработку данных для пуска ракет. |
Корабельный распорядок - распределение времени на служебные и бытовые нужды личного состава корабля. |
Корабельный самолет вертикального взлета-посадки - самолет, способный осуществлять взлет вертикально или с коротким разбегом с использованием только бортовых двигателей, а посадку - вертикально или со свободным пробегом. |
Корабельный самолет катапультного взлета - самолет, использующий при взлете корабельную катапульту, а при посадке - корабельный аэрофинишер. |
1) боевые корабли (подводные лодки и надводные), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения, входящие в состав корабельного соединения или всего ВМФ (ВМС) государства. 2) Военнослужащие, несущие службу на кораблях. Имеют специфические (морские) воинские звания, погоны, нарукавные знаки различия. При назначении для прохождения службы в береговых учреждениях сохраняют воинские звания корабельного состава. |
Корабельный устав ВМФ России - свод положений и правил, регламентирующий основы корабельные организации и подготовки кораблей (судов, плавсредств ВМФ), обязанности их должностных лиц, а также порядок повседневной службы и жизни на кораблях. Требования Корабельного устава обязательны для личного состава экипажей кораблей и всех лиц, временно находящихся на них. |
КОРАБЛЕВОЖДЕНИЕ (судовождение) наука о точном и безопасном плавании кораблей по избранным курсам и способах определения их места в море (океане), основах маневрирования и практических методах решения указанных задач. Включает: навигацию, мореходную астрономию, лоцию, технические средства кораблевождения, общую теорию маневрирования. Кораблевождение связано с гидрометеорологией и океанографией, данные которых учитываются при вождении кораблей. |
Кораблестроение (судостроение военное) отрасль судостроительной промышленности, занимающаяся проектированием, строительством и испытанием кораблей и судов ВМФ. В широком смысле включает также такие научные дисциплины, как корабельная архитектура, строительная механика корабля, теория корабля. |
Кораблестроительная программа - определяет основные направления совершенствования и конкретные планы проектирования и строительства кораблей различных классов, исходя из задач, стоящих перед флотом, научно-технических достижений и экономических возможностей государства. |
Корабли на воздушной подушке (Суда на воздушной подушке) корабли (суда), имеющие воздуходувные агрегаты для создания под корпусом воздушной подушки, приподнимающей корабль над водой и снижающей тем самым сопротивление среды его движению. Движителем служат главным образом воздушные винты, изменение курса осуществляется с помощью аэродинамических поверхностей, воздухоструйных рулей (на малом ходу), изменением тяги винтов и другими способами, остойчивость обеспечивается стабилизатором, соплами остойчивости. Корабли на воздушной подушке способны преодолевать участки суши, болота, ледовые участки. В ВМС некоторых стран применяются в качестве высадочных средств, патрульных катеров, существуют проекты противолодочных кораблей. |
Корабли на подводных крыльях (Суда на подводных крыльях) корабли (суда), имеющие крылья под днищем, приподнимающие корабль при движении, что резко снижает сопротивление воды. Движителями служат гребные винты или водометные движители. В ВМФ (ВМС) применяются в качестве ракетных, торпедных, сторожевых и дозорных катеров и кораблей охранения. |
Корабли-ракетоносцы - корабли, имеющие в качестве главного оружия ракетные комплексы. Могут быть любого класса. |
КОРАБЛЬ - термин употребляется главным образом в отношении военных кораблей. ------------------- (гр. karabos) - то же, что судно, т.е. плавучее сооружение для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, добычи полезных ископаемых, а также для военных целей. |
Корабль Новоизобретенный - тип военного корабля, применявшегося в русском флоте в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Отличался уменьшенными размерами, низкой прочностью корпуса, плохими мореходными качествами. Корвет (от лат. "corbita" - корабль) - в XVIII-ХIХвв. трехмачтовый корабль водоизмещением 400-600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий. С 40-х годов XIX в. - колесный, а затем винтовой парусно-паровой корабль (водоизмещение во 3500 т, скорость до 14 уз). |
Корабль ПВО (корабль противовоздушной обороны) боевой надводный корабль для охранения соединений кораблей (судов) от воздушных средств нападения. Имеет мощное радиолокационное оснащение для обзора зоны охранения, зенитное ракетно-артиллерийское вооружение и средства радиоэлектронной борьбы. В современных условиях функции корабля ПВО выполняют также крейсера и эсминцы с мощными комплексами РЛС и зенитного оружия. |
Корабль управления - корабль со специальным радиоэлектронным оборудованием (в том числе радиолокационные станции, ЭВМ) для сбора, обработки и отображения информации, приема донесений и передачи команд, помещениями для работы командующего и штаба, предназначенным для управления силами флота в операции (бою). |
Корабль-цель - корабли (суда, подводные лодки) специальной постройки или переоборудованные, представляющие собой мишени, по которым производятся пуски ракет, артиллерийские и торпедные стрельбы, а также бомбо- и торпедометание с самолетов. Имеют повышенную непотопляемость; управление при стрельбах - дистанционное (по радио с другого корабля). |
Коралловый риф - подводная или невысокая надводная гряда, образованная из известковых скелетов кораллов. Коралловый риф покрывают или окаймляют в некоторых районах Мирового океана скалистые участки морского дна. |
1) трехмачтовое военное судно 17-19 вв. с прямым парусным вооружением и 18-30 орудиями на верхней палубе, используемое главным образом для разведывательной и посыльной службы. 2) Эскортные корабли специальной постройки в ВМС США и Великобритании периода 2-й мировой войны. |
коридор гребного вала (Туннель гребного вала) водонепроницаемый туннель, в котором проходит судовой валопровод от машинного отделения до ахтерпиковой переборки. Изолирует валопровод от соседних помещений, дает возможность осмотреть его, вместе с тем предохраняет машинное отделение от затопления при повреждении дейдвудного сальника. |
КОРМА - задняя оконечность корпуса корабля (судна). Подразделяется на ее надводную и подводную части. Форма подводной части оказывает определенное влияние на управляемость корабля и сопротивление воды движению корабля. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля и его размеров (на крейсерах она имеет обычно овальные обводы, на эскадренных миноносцах для удобства постановки мин на ходу она выполняется в виде отвесной вертикальной стенки - транцевая корма и т. д.). ------------------- задняя оконечность судна. |
КОРМОВОЕ ВЕСЛО - весло, имеющее точку опоры на корме шлюпки и служащее для сообщения движения и управления ею. На парусно-весельных кораблях (судах) античного периода. Кормовое весло служило основным органом управления. |
Кормовой подзор судна - наклонная верхняя часть кормовой оконечности корпуса судна, выступающая за ахтерштевень. |
КОРМОВОЙ ФЛАГШТОК - деревянный или пустотелый металлический шток, установленный у гакаборта для поднятия Военно-морского флага днем и кормового якорного огня ночью при стоянке корабля на якоре (бочке) или у стенки. |
КОРОТКИЙ СПЛЕСЕНЬ - сплесень, для получения которого концы сращиваемых тросов распускаются на пряди на длину 40-80 см, затем пряди одного конца пробивают в нераспущенные пряди другого, а пряди последнего - в нераспущенные пряди первого. Короткий сплесень вдвое утолщает место соединения тросов. |
1) деталь машины, являющаяся обычно ее основанием и несущая все основные механизмы. 2) Одна из проекций теоретического чертежа корабля, изображающая его поперечные вертикальные сечения. |
Корпус корабля - основная часть корабля, обеспечивающая плавучесть, общую прочность, размещение оружия, механизмов, жилых помещений, различных запасов и т. д. Состоит из набора (остова), наружной обшивки, переборок, настилов палуб и платформ корабля. Корпус корабля характеризуется главными размерениями, изготавливается из стали, легких сплавов, дерева и т. д. |
Корректирование артиллерийской стрельбы - введение поправок (корректур) в установки прицела и целика (по дальности и направлению), производимые в процессе стрельбы артиллерии на основании наблюдения за ее результатами и определения отклонений разрывов снарядов. Ведется с корректировкой, наземных постов и воздушных наблюдательных пунктов. |
Корректировочный пост - специальный артиллерийский расчет во главе с офицером высаженный с корабля на берег или находящийся на аэростате, самолете (вертолете) и предназначенный для корректирования артиллерийской стрельбы корабля по невидимой с корабля береговой цели. |
КОРРОЗИЯ - разрушение металлов вследствие химического и электрохимического процессов взаимодействия их с окружающей средой. Особо опасна для механизмов, систем и оружия, постоянно находящихся под воздействием влаги, морской воды и воздуха. Под воздействием коррозии увеличивается шероховатость корпуса судна. Для борьбы с коррозией применяются различные смазки, антикоррозийные краски, катодная защита и т. д. |
Корсары (пираты) морские разбойники, действовавшие на быстроходных, хорошо вооруженных судах и грабившие торговые и даже военные корабли в открытом море и прибрежных районах. Термин впервые стал употребляться в 14 в. в Италии. К 16 в. называли также во Франции судовладельцев, которым правительство выдавало разрешение на захват и уничтожение судов противника. ------------------- частные лица, действующие на хорошо вооруженных легких судах против торгового судоходства с целью разбоя. |
КОРТИК - небольшой кинжал с обоюдоострым клинком; личное холодное оружие офицерского состава. |
КОСА - низкая и узкая полоса суши, идущая от берега в сторону моря (озера, реки). |
Косой галс - курс, пересекающий под углом канал, судовой ход (фарватер). Применяется при промерах русла реки или канала при наличии больших скоростей течения. |
Котел-утилизатор (утилизационный котел) судовой вспомогательный котел, использующий теплоту отходящих газов дизелей или газотурбинных установок. Котелы-утилизаторы могут быть как водотрубными, так и газотрубными. Применение котла-утилизатора повышает экономичность энергетической установки. |
Котельная арматура - приборы и устройства для управления работой парового котла и обеспечивания его безопасного обслуживания. По назначению разделяются на запорно-разобщительную (клапаны для сообщения и разобщения различных частей котла с паровыми, питательными, продувочными и другими трубопроводами) и предохранительную (клапаны для предотвращения повышения давления пара, питательной воды, топлива выше допустимого значения). Безопасность котла также обеспечивается контрольно-измерительными приборами и манометрами. |
Котельная установка судовая - состоит из одного или нескольких паровых котлов, нефтяных и питательных насосов (подают нефть в топку, воду питательную в котел), котельных вентиляторов или наддувочных агрегатов (подают воздух в топку), систем водоподготовки и топливоподготовки, а также расходных цистерн, трубопроводов, арматуры и контрольно-измерительной аппаратуры |
КОТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - помещение на корабле для размещения паровых котлов главной энергетической установки, оборудования и устройств, необходимых для работы котлов, а также ряда вспомогательных механизмов корабля. Их расположение может чередоваться с размещением машинных отделений или располагаться одно за другим. На кораблях, где паровые котлы установлены в одном отсеке с паровой турбиной, помещение называется машинно-котельным. |
КОТЕЛЬНЫЙ МАШИНИСТ - специалист рядового или старшинского состава по обслуживанию корабельных паровых котлов. |
КОТЛОВИНА (впадина) понижение дна океана округлых очертаний с глубинами 3500 м и более. Крупнейшими котловинами являются Южно-Тихоокеанская, Северо-Американская и Северо-Африканская. |
КОУШ - металлическое кольцо с желобом на наружной стороне. Коуш вкладывают в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания. ------------------- металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса. |
КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬ - металлический или деревянный стержень, вставленный в гнездо кофель-планки. Вокруг кофель-нагеля крепится снасть. ------------------- деревянный иди металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа. |
Кофель-планка - деревянный или металлический брус с гнездами, куда вставляются кофель-нагели. Крепится к фальш-борту судна или у мачт. ------------------- деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта. |
КОФФЕРДАМ - непроницаемый для газов и нефтепродуктов узкий сухой разделительный отсек между соседними помещениями и цистернами на судне (изолирует, например, цистерны питьевой воды от цистерн с топливом). |
Коч - старинное поморское палубное одномачтовое парусно-гребное судно. Конструкции его однотипны с ладьей, которой он уступал в размерах. Были приспособлены к плаванию во льдах. ------------------- мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников, совершавших плавания для отыскания новых земель и островов. |
Кочмара - большая парусная одномачтовая промысловая лодка. |
1) четырехлапый якорь небольшого размера и массы. При помощи кошки отыскивают на дне затонувшие предметы. 2) Плеть для телесного наказания в эпоху парусного флота. |
Коэффициент лага - отношение пройденного кораблем расстояния к разности отсчетов лага за то же время. Определяется по результатам испытаний на мерной линии. Используется для определения пройденного пути по показанию лага. |
Коэффициент остойчивости - то же, что Мера остойчивости. |
Краевое море (окраинное море) море в океане, окруженное островами (например, Северное, Японское, Берингово, Охотское). |
Крамбал (крамбол) толстый короткий брус в виде консоли на парусных деревянных судах, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницей. На внешнем конце крамбала-шкив для кат-талей, посредством которых якорь после его выхода из воды подтягивался на высоту палубы и закреплялся. |
Крамбол - толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей. |
КРАН ПЛАВУЧИЙ - плавучее средство в виде понтона (металлический или железобетонный) с подъемным краном. Используется при постройке и ремонте кораблей, а также выполнении гидротехнических работ. Подразделяются на самоходные и несамоходные. |
Кранбалка - то же, что Катбалка, крамбалка. |
КРАНЕЦ - устройство, устанавливаемое временно или постоянно вдоль борта судна и предназначенное для смягчения ударов судна бортом о причал или о борт другого судна. В качестве кранца применяются деревянные брусья, парусиновые мешки, плотно набитые крошеной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами, надуваемые цилиндрические баллоны (пневматические кранцы) и т. д. |
Кранец первых выстрелов - герметический ящик на палубе вблизи орудия, где хранится некоторое количество унитарных патронов для первых выстрелов (до подачи боеприпасов из погребов). |
Крановое судно - судно специальной постройки для погрузки, транспортировки, выгрузки и установки крупногабаритных блоков и забивки свай при строительстве стационарных морских нефтегазопромысловых сооружений. |
Кранцы - плетённые из верёвок подкладки, которые кладут между судном и пристанью, чтобы борт не попортить. |
Краны корабельные - стреловые поворотные краны, устанавливаемые на верхней палубе (как правило, в диаметральной плоскости) для подъема плавсредств и проведения погрузочно-разгрузочных работ. |
Краснофлотец - воинское звание рядового состава ВМФ СССР с 1918 по 1946. Заменено званием матрос. |
1) поперечный брус на мачте, лежащий на лонгосалингах и являющийся составной частью марса и салинга. Служит для обеспечения правильной растяжки вант. 2) Стальные брусья круглого или Т-образного сечения на мачтах современных кораблей для подъема флажных сигналов. |
Кратность траления - число повторяемых тральных галсов в пределах одной и той же полосы, обеспечивающее уверенность в отсутствии в пределах данной полосы после траления невытраленных контактных или неконтактных мин |
Крейсер - боевой надводный корабль для ведения морского боя, нарушения морских коммуникаций противника и т. д ------------------- крупный корабль с сильной артиллерией, торпедным оружием, имеющий большую скорость и дальность плавания. Основное назначение-ведение боя в море с крейсерами противника, разрушение береговых объектов, прикрытие конвоев и десантов, действия на морских сообщениях противника, постановка минных заграждений и т. д. В современном ВМФ имеются противолодочные крейсера. |
Крейсерская операция (крейсерство) самостоятельные боевые действия кораблей на морских и океанских коммуникациях с целью нарушения морских перевозок противника. Зародилась в эпоху парусного флота, широко применялась в годы 1-й и ограниченно в годы 2-й мировой войн. |
Крейсерская скорость корабля - устаревшее название экономической скорости корабля. |
Крейсерское положение подводной лодки - надводное положение удифферентованной подводной лодки с осушенными главными балластными цистернами и заполненной цистерной быстрого погружения (подводная лодка находится в готовности к срочному погружению). |
Крейсировать - нести дозорную службу в определенном районе моря. |
Кремальерный затвор - замок (затвор), устанавливаемый на крышках люков и переборочных дверей подводных лодок для быстрого их задраивания. |
КРЕН - положение судна, при котором его диаметральная плоскость отклонена на некоторый угол от вертикали и поверхности воды. Измеряется кренометром. |
Крен на циркуляции - крен при выполнении поворота. Вначале после перекладки руля корабль кренится во внутреннею сторону поворота, а затем начинает наклоняться во внешнюю сторону. На этой стадии значение крена на циркуляции достигает 7-12° (в зависимости от скорости корабля). |
КРЕНГЕЛЬС - кольцо из прядей троса, используемое в шкаторинах парусов и служащее для закладывания снастей (шкотов и галсов). ------------------- кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж. |
КРЕНГОВАНИЕ (креньгование) килевание с меньшим углом наклонения (без выхода киля из воды). Применяется на малых рыболовных судах для очистки подводной части от обрастаний и для мелкого ремонта обшивки корпуса. |
Кренование - искусственное создание крена для экспериментального определения положения центра тяжести корабля по высоте с целью получения исходных данных по определению остойчивости корабля. |
Креновая и дифферентная система - общекорабельная трюмная система (включает насосы и цистерны, трубопроводы и водонепроницаемые отсеки), используемая в процессе борьбы за живучесть корабля для ликвидации или уменьшения кренов и дифферентов корабля, возникших после затопления какого-либо из отсеков в результате боевых или навигационных повреждений, путем заполнения противоположно расположенных отсеков (цистерн) водой в соответствии с таблицами непотопляемости. На ледоколах применяется для искусственного раскачивания или утяжеления носовой оконечности с целью обеспечения плавания в тяжелых льдах. |
Креновый магнит - постоянный магнит для снижения вертикальной составляющей магнитного поля судна в области нахождения магниточувствительного элемента с целью исключения креновой девиации. Относится к магнитным компенсаторам. |
КРЕНОМЕТР - прибор для измерения угла крена (например, при качке судна ). Различают кренометры: вески (отвес, перемещающийся по сектору, разбитому на градусы), жидкостные кренометры (основой служат сообщающиеся сосуды, пузырьковые уровни). |
КРЕПОСТЬ - укрепленный пункт (город) с постоянным гарнизоном, подготовленный к длительной борьбе в условиях осады. Подразделяются на сухопутные и морские (приморские). В период 1-й мировой войны значительно повышали оборонительные возможности частей и соединений. Позднее крепости были заменены укрепленными районами (линиями). |
КРИНОЛИН - конструкция за линией наружной обшивки корпуса судна для предохранения от повреждения винтов, рулей, подводных крыльев и других выступающих частей судна. ------------------- площадка, где размещались гребцы. |
Критерий боевой эффективности - показатель, по численному значению которого оценивают эффективность оружия, боевой техники и действия войск (сил флота); например, вероятность поражения объекта, попадания в цель и т. п. |
Критический курсовой угол - наибольшее значение курсового угла корабля (судна) - цели, при котором атакующий корабль (например, подводная лодка) с меньшей скоростью, чем скорость цели, еще может сблизиться с ней при постоянстве пеленга на дистанцию использования оружия, а при необходимости вплотную. |
Кромка льда - граница между чистой водой и акваторией, покрытой льдами. Различают сплоченную (резко очерченную) и разреженную (расплывчатую и нечетко выраженную) кромку льда. |
Кронштадт (до 1723 - Кроншлот) город, сыгравший важную роль в защите западных морских рубежей, строительстве русского флота. Расположен на о. Котлнн в восточной части Финского залива, в 29 км к западу от Санкт-Петербурга. Основан как крепость Петром 1 в 1703 для зашиты Петербурга с моря, не раз отражал попытки вражеских кораблей прорваться к городу. |
Кронштадтский футшток - рейка с делениями, установленная на водомерном посту Кронштадта для наблюдений уровня воды в Финском заливе. |
Круг СМО - то же, что Ветрочет. |
Круг спасательный - индивидуальное спасательное средство в виде тора, наполненного пробкой или другим материалом легче воды. Одна половина круга окрашивается с обеих сторон в белый цвет, другая - в красный. На белой половине красной краской наносится название корабля или его бортовой номер. Может иметь сигнальный фонарик (буек), который зажигается сам после выбрасывания круга на воду (время свечения несколько часов). На кораблях крепятся с помощью обойм, обеспечивающих их быструю отдачу. |
Круговой обзор - режим работы радиолокационной (гидролокационной) станции с непрерывным вращением антенны (излучателя). Наблюдение обстановки производится на индикаторе кругового обзора. |
Кругосветное плавание атомных подводных лодок - совместное плавание под водой группы атомных подводных лодок вокруг Земного шара без всплытия на поверхность. Впервые в мировой истории совершено советской подводной лодкой в феврале - марте 1966 под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина. |
Кругосветные и дальние плавания русских кораблей в 19 в. - морские путешествия, осуществлявшиеся из Кронштадта через Атлантический в Тихий океан, к Камчатке, Сахалину, Аляске, оттуда через Индийский океан - в Кронштадт. Вызваны военными и экономическими причинами. Налаженные в 19 в. регулярные плавания позволяли снабжать всем необходимым Дальний Восток и Аляску. Одновременно русские корабли несли охрану границ и промыслов, осваивали Тихоокеанский театр. |
Крупнокалиберная артиллерия - морская артиллерия калибром свыше 180 мм. |
КРУТИЗНА ВОЛНЫ - угол между горизонтальной плоскостью и касательной к профилю волны. Крутизна волны характеризуется отношением высоты волны к половине ее длины. |
Крылатая ракета - беспилотный летательный аппарат, траектория полета которого определяется аэродинамической подъемной силой крыла, тягой реактивного двигателя и силой тяжести. Может запускаться с кораблей, самолетов и т. д. и нести обычный или ядерный заряд, аппаратуру для проведения разведки, электронного противодействия и самонаведения. |
КРЫЛО МОСТИКА - часть мостика, выдающаяся в сторону наружного борта. Используется для обзора кормового сектора корабля. |
Крыльевой режим - режим движения корабля (судна) на подводных крыльях, при котором его корпус полностью приподнят над водой и поддерживается в этом положении только за счет гидродинамической подъемной силы, действующей на подводные крылья. |
Крыльчатый движитель - судовой движитель с вертикальными подвижными лопастями, расположенными по окружности диска, установленного заподлицо с днищем судна. При вращении диска лопасти совершают по отношению к нему такие колебательные движения вокруг вертикальной оси, при которых каждая лопасть за время одного оборота диска создает силу, направленную в одну и ту же сторону. Меняя положение лопастей (с помощью специального механизма) можно при неизменной скорости вращения диска изменять как направление этой силы, так и ее значение (вплоть до нуля). Применяются на судах, требующих большой маневренности (буксирах, тральщиках, плавучих кранах и др.), а также в качестве подруливающих устройств. |
Крюйс - первая составная часть слов, обозначающая обычно название рангоута, парусов и такелажа, относящихся к бизань-мачте (например крюйс-брамсель). ------------------- слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса. |
КРЮЙСЕЛЬ - прямой парус на бизань-мачте между крюйсель-реем и бегин-реем. |
КРЮЙС-ПЕЛЕНГ - способ определения места судна по двум пеленгам на один и тот же ориентир (маяк), взятым через определенный промежуток времени, и пройденному судном расстоянию по курсу (пути) за это время. |
Крюйс-Рей - второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем. |
КРЮЙТ-КАМЕРА - помещение на парусном корабле для хранения порохов. Вход в крюйс-камеру разрешался лишь определенным лицам (без огня, босиком или в мягкой обуви). Крюйс-камеру также называли помещение на ледоколах для хранения взрывчатых веществ. ------------------- (голл. kruit-kamer) - пороховой погреб на корабле. |
Крюк отпорный - древко (длина 2,5 или 1,5 м) с металлическим наконечником, двумя загнутыми рогами и прямым стержнем с шариком на конце между ними. Служит для подтягивания или отталкивания шлюпки. Шток длинного крюка опорного маркируется как футшток. |
Крючковый - матрос на разъездном катере, который при помощи крюка подтягивает или отталкивает катер или удерживает его на месте при стоянке у трапа (пристани). |
1) жилое помещение для команды на военных кораблях и гражданских судах. 2) Жилая палуба на парусных военных кораблях 18 в. ------------------- 1) Жилое помещение для команды. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда. |
Кульминация светила - прохождение светила при его суточном движении через полуденную (верхняя кульминация светила) или полуночную (нижняя кульминация светила) часть плоскости небесного меридиана наблюдателя. |
Кумулятивный эффект (кумуляция) усиление действия взрыва путем его концентрации в заданном направлении. Достигается применением заряда с т. н. кумулятивной выемкой, обращенной в сторону поражаемого объекта. Кумулятивный эффект заряда существенно повышается, если выемку покрыть металлической оболочкой (облицовкой). При взрыве заряда с облицовкой образуется тонкая струя расплавленного металла, перемещающаяся с большой скоростью, которая и пробивает преграду. |
Курок - деталь стреляющего механизма огнестрельного оружия, предназначенная для нанесения удара по капсюлю патрона или по ударнику с целью воспламенения порохового заряда при выстреле. |
Курс судна - угол между северным направлением меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, отсчитываемый в градусах по часовой стрелке (от 0 до 360°) В зависимости от принятого меридиана различают курс истинный, магнитный и компасный. |
Курсант - военнослужащий, обучающийся в военных учебных заведениях. |
КУРСОВАЯ ЧЕРТА - вертикальная риска на внутренней стенке котелка компаса, по которой компас устанавливается параллель но диаметральной плоскости судна. Так как вертикальная плоскость, проходящая через курсовую черту и центр картушки совпадает с диаметральной плоскостью судна или параллельна ей, то деление картушки компаса, находящееся против курсовой черты, соответствует курсу судна. |
Курсовой параметр движущейся цели - кратчайшее расстояние от точки, относительно которой он определяется (прибора, пусковой установки), до проекции курса воздушной цели на горизонтальную плоскость. Курсовой параметр является одной из исходных величин при определении данных для стрельбы по воздушной цели. |
КУРСОВОЙ УГОЛ - угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на какой-либо предмет. Измеряется от 0 до 180° левого и правого борта. |
КУРСОГРАФ - прибор для автоматической записи на движущейся ленте курсов и моментов поворотов корабля. Курсограф работает совместно с гирокомпасом. |
КУРСОУКАЗАТЕЛЬ - прибор для определения направления истинного меридиана в море и измерения направлений относительно его (истинные, курс и пеленг). Курсоуказатель различаются по физическим принципам измерения направлений и по конструктивным признакам. В кораблевождении применяются следующие курсоуказатели: магнитные и гироскопические компасы (гирокомпасы, гироазимуты, комплексные системы курсоуказания. |
КУРСЫ КОРАБЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА - углы между направлением ветра и диаметральной плоскостью корабля. Выражаются в угловых градусах или румбах. Различают курсы противный, бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд. |
Кучность стрельбы - свойство оружия группировать точки падения (разрывов) снарядов (ракет, пуль и др.) на некоторой ограниченной площади при стрельбе на одинаковых установках прицела. Один из основных показателей качества оружия. Чем меньше эти отклонения, тем выше (лучше) кучность стрельбы. |
Главная |