Статьи на букву "М" (часть 1, "МАГ"-"МЕХ")
МАГАЗИН - плавучий склад. |
Магазин мин - число морских (речных) мин, которое может быть размешено на палубе корабля. |
Магазин оружия - специальное устройство в огнестрельном оружии для размещения патронов (выстрелов) и последовательной их подачи в патронник. Появление магазина значительно повысило скорострельность оружия. Магазина широко используются в стрелковом оружии, а также в малокалиберных зенитных автоматических пушках. |
Магазинное оружие - огнестрельное оружие, в котором патроны в патронник ствола подаются из специального устройства - магазина. |
МАГЕРИНГИ - кожаные ведра. |
МАГИСТРАЛЬ - главная линия распределительной сети. На кораблях бывают магистрали пожарные, паровые, топливные, масляные, электрические и др. |
МАГНЕТИЗМ - особая форма материальных взаимодействий, возникающая между движущимися электрически заряженными частицами и выражающаяся во взаимном притяжении или отталкивании этих частиц. Это взаимодействие осуществляется посредством магнитного поля. |
Магнетизм корабля - намагниченность судового железа под действием магнитного поля Земли. Является причиной девиации магнитного компаса. На магнетизм корабля реагируют магнитные и индукционные взрыватели морских мин. Для снижения магнетизма корабля применяют размагничивание корабля. |
Магнитная мина - неконтактная мина, взрыватель которой реагирует на абсолютное значение изменения магнитного поля, вызываемое вхождением судна в зону, где установлена мина, и взрывает ее в момент прохождения над ней судна. |
МАГНИТНАЯ СТРЕЛКА - деталь магнитного компаса в виде симметричной стрелки (постоянного магнита), подвешенной за центр тяжести так, что она может свободно вращаться вокруг оси в горизонтальной плоскости, устанавливаясь в плоскости магнитного меридиана (на корабле - в плоскости компасного меридиана). |
МАГНИТНОЕ НАКЛОНЕНИЕ - угол между вектором напряженности магнитного поля Земли (осью свободно подвешенной магнитной стрелки) и его горизонтальной составляющей. Магнитное наклонение считается северным, если северный конец магнитной стрелки наклонен вниз; южным - в противном случае. |
Магнитное поле Земли - пространство вокруг земного шара, в котором обнаруживается сила земного магнетизма. Магнитное поле Земли характеризуется вектором напряженности, магнитным наклонением и магнитным склонением. |
МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ - угол между истинным и магнитным меридианами. Магнитное склонение называется восточным (со знаком +), если северный конец магнитной стрелки отклонен к востоку, и западным (со знаком -), если он отклонен к западу от плоскости истинного меридиана. Значение магнитного склонения указывается на морских картах и используется для определения истинного меридиана по показанию магнитного компаса. |
МАГНИТНЫЕ БУРИ (геомагнитные возмущения) сильные возмущения магнитного поля Земли, вызываемые потоками солнечной плазмы. Могут длиться до нескольких суток. Во время магнитной бури радиосвязь на коротких волнах ухудшается и даже прекращается. |
Магнитные полюсы Земли - точки на Земле, в которых магнитное наклонение равно 90°, т. е. магнитная стрелка стремится занять вертикальное положение. Магнитные полосы не совпадают с географическими и медленно перемещаются относительно поверхности Земли. |
Магнитный компас - компас, основной деталью, которого служит магнитный чувствительный элемент (стрелочный или индукционный). Магнитный компас с магнитной стрелкой - древнейший навигационный прибор (известен за 2 тысячи лет до н. э.) Ныне используется на кораблях в качестве резервного компаса. Магнитный компас состоит из котелка с картушкой, пеленгатора, нактоуза, колпака и ряда других деталей. Основными недостатки: необходимость учета девиации, магнитного склонения, а также неустойчивость работы в высоких широтах, близких к магнитному полюсу Земли. Погрешность показаний современных магнитных компасов составляет 0,3-0,5°. |
Магнитный компенсатор - магнитная система, включающая технические средства для снижения магнетизма судна с целью уменьшения его воздействия на магниточувствительные элементы. В качестве магнитного компенсатора используются постоянные магниты (т. н. магниты-уничтожнтели) или специальные обмотки с током (т. н. электромагнитные компенсаторы). |
МАГНИТНЫЙ МЕРИДИАН - проекция силовой линии геомагнитного поля на поверхность Земли. Магнитные меридианы представляют собой сложные кривые, сходящиеся в северном и южном магнитных полюсах Земли. |
Магнитный обнаружитель подводных лодок (магнитометр) специальное устройство, регистрирующее изменение магнитного поля Земли, вызываемое нахождением в данном районе подводной лодки. Устанавливаются на самолетах и вертолетах ряда стран для обнаружения подводных лодок в подводном положении (дальность обнаружения достигает нескольких сот метров). |
Магнитный север - северная часть плоскости магнитного меридиана. |
МАГНИТНЫЙ ЭКВАТОР - линия на земной поверхности, в каждой точке которой вертикальная составляющая магнитного поля Земли равна нулю. Не совпадает с географическим экватором. |
Магнитоакустический трал - разновидность комбинированного трала. |
МАЗУТ - темная густая жидкость с резким специфическим запахом, являющаяся остатком нефти после удаления из ее состава керосина и бензина. На кораблях используется в качестве топлива для паровых котлов. |
Максимальная дальность обнаружения объектов - одна из основных тактико-технических характеристик радиолокационной станций (РЛС). Характеризуется географической дальностью радиолокационной видимости, учитывающей атмосферную рефракцию радиоволн, а также зависит от мощности в импульсе, эффективной площади антенны РЛС, эффективной площади отражения объекта, чувствительности приемника; она зависит также от условий распространения радиоволн и высоты расположения антенны РЛС. С учетом этих факторов максимальная дальность обнаружения морских целей достигает 16 миль (30 км). |
Максимальная мощность двигателя - наибольшая мощность, которую может развить двигатель в течение 1 ч без снижения его характеристик при последующей эксплуатации. Обычно за максимальную мощность двигателя принимают мощность, на 10% превышающую полную мощность двигателя. |
МАЛОВЕТРИЕ - практически штиль, нарушаемый легкими порывами неустойчивого по направлению ветра. |
Малокалиберная артиллерия - артиллерия калибра 20-75 мм. Современные орудия малокалиберной артиллерии являются автоматическими и обладают высокой скорострельностью. |
Малокалиберное стрелковое оружие - боевое и спортивное огнестрельное оружие калибром меньше 6,5 мм. Боевое малокалиберное стрелковое оружие начало разрабатываться после 2-й мировой войны в связи с необходимостью дальнейшего облегчения стрелкового оружия и повышения точности его стрельбы при ведении автоматического огня. |
Маломагнитное судно - научно-исследовательское судно для изучения земного магнетизма, у которого в целях снижения искажения земного магнитного поля корпус, большая часть оборудования и предметов обихода изготовлены из немагнитных материалов (дерева, алюминиево-магниевых сплавов и т д.). |
Малопогруженные подводные крылья - подводные крылья, которые при движении судна в крыльевом режиме находятся на глубине, не превышающей по значению расстояние между передней и задней кромкой крыла. На таких глубинах малопогруженные подводные крылья начинают терять подъемную силу по мере приближения к поверхности, что обеспечивает самостабилизацию движения судна, но делает его чувствительным к волнению. Отличаются простотой конструкции и надежностью. Малопогруженные подводные крылья снабжаются суда, предназначенные для плавания на укрытых от штормов водоемах, а так же реках. |
Малый артиллерийский корабль - один из подклассов ракетно-артилиллерийских кораблей в некоторых ВМС (ВМФ) |
МАЛЫЙ КРУГ - сечение шара (небесной сферы) плоскостью, не проходящей через его центр. |
Малый противолодочный корабль - боевой надводный корабль для обнаружения и уничтожения подводных лодок в прибрежных районах. Вооружение: гидроакустические станции для поиска подводных лодок, противолодочные комплексы, реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты с противолодочными торпедами, а также артиллерийские установки. |
"Малый сбор" - построение личного состава корабля (кроме лиц суточного наряда и уволенных на берег) для развода на работы, на вечернюю поверку и т. п. Сигнал о построении по «Малый сбор» подается средствами корабельной сигнализации и дублируется командой. |
"Малый флот" - флот, уступающий противнику прежде всего в линейных кораблях. «Малый флот» появился в начале 20 в. в теории военно-морского искусства и отражал поиски способов борьбы легкими силами флота против отдельных групп крупных кораблей противника, нарушения его коммуникаций и защиты своего побережья. |
МАЛЫЙ ЧЕМОДАН - небольшой парусиновый мешок для хранения вещей старшин и матросов на корабле. |
МАМЕРИНЕЦ - приспособление в артиллерийской башне, сделанное из парусины, кожи или войлока, препятствующее проникновению воды внутрь башни. Мамерианцы бывают атмосферные, амбразурные и башенные. |
Маневр - изменение скорости и направления движения корабля (соединения кораблей), а для подводных лодок также глубины погружения, с целью занятия или изменения его положения относительно какого-либо объекта при тактическом маневрировании, швартовке, постановке на якорь (бочку), прохождении узкостей или фарватеров, при плавании во льдах, на рейдах и т. д. |
Маневр воздушной цели - преднамеренное изменение параметров полета (направления, высоты, скорости) пилотируемым или беспилотным летательным аппаратом в целях снижения вероятности его поражения средствами противника. |
Маневр огнем - последовательное массирование огня артиллерии (ракет) по избранным объектам противника без смены огневой позиции. |
Маневр тактический - маневрирование корабля (соединения кораблей), применяемое в боевых действиях на море (в воздухе) для занятия, удержания или изменения своего положения относительно противника с целью создания выгодных условий для наибольшей эффективности использования своего оружия и технических средств, а также при уклонении от торпед, плавающих мин, атак самолетов и т. д. и для затруднения маневра противника. |
Маневренная оборона - вид обороны, цель которой - нанести противнику потери, выиграть время и сохранить свои силы при возможной потере части территории (водного пространства). Состоит из отдельных боев с отходом на заранее подготовленные позиции основного оборонительного района. При маневренной обороне на море широко используются минные заграждения, береговые ракетно-артиллерийские войска и т. п. |
Маневренное базирование флота - использование участков побережья и прилегающей акватории для непродолжительной стоянки кораблей (судов) в целях снабжения их основными видами запасов или для рассредоточения. Маневренное базирование флота организуется на оборудованных, необорудованных или частично оборудованных участках побережья. Маневренное базирование флота применяется также для приближения сил флота к районам боевых действий. Пополнение кораблей запасами при маневренном базировании флота производится с судов снабжения, подвижных береговых и плав. средств. |
Маневренное минное заграждение - вид минного заграждения. Ставится в условиях тактического соприкосновения с противником (например, впереди по его курсу) с целью обеспечения развертывания и прикрытия своих сил при отходе, затруднения развертывания и отхода сил противника и т. д. |
Маневренность - способность корабля (судна) быстро выполнять повороты, изменять передний ход на задний и наоборот, увеличивать и уменьшать скорость и преодолевать инерцию; для подводных лодок, кроме того, способность быстро погружаться на заданную глубину и всплывать на поверхность. Для корабельных соединений ВМФ маневренность выражается в способности в короткие сроки осуществлять перестроение боевых (походных) порядков. |
Маневренные элементы корабля - ходкость, инерция поворотливость, а для подводных лодок также скорость погружения и всплытия. |
Маневренный планшет - средство малой механизации для графического решения задач прямолинейного маневрирования. Используется как при боевом маневрировании (занятие позиции для использования оружия, сближение с целью на заданное расстояние, уклонение от встречи и другой задачи), так и при расхождении с судами в море. |
1) раздел кораблевождения, изучающий способы использования подвижности корабля (ходкости, поворотливости, инерции) для определенной цели 2) То же, что Маневр. |
Маневрирующая головная часть ракеты - головная часть ракеты, осуществляющая запрограммированные изменения траектории (маневры) на конечном участке полета. |
Маневрирующая торпеда - торпеда, система управления которой обеспечивает движение в начальный период поиска цели по заданной программе (движение по расходящейся спирали, циркуляция с набором глубины). После установления контакта с целью управления осуществляется от системы самонаведения |
Маневры флота - высшая форма обучения сил флота оперативно-тактического (оперативно-стратегического) масштаба для отработки подготовки и ведения операций, а также исследования вопросов военного искусства и организации сил, проверки положений уставов и наставлений, способов применения оружия, изучение особенностей театра военных действий. Участвующие силы делятся на две противостоящие части. |
Манильский трос - трос из манильской пеньки - волокон дикорастущего банана (абака). Мало намокает и не тонет в воде, под влиянием влаги не теряет эластичности и гибкости, быстро сохнет. Удлиняется без потери прочности на 20-25%. Изготовляются размером по окружности от 30 до 350 мм. ------------------- трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака - прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька. |
1) явление временного прекращения прилива (ложная полная вода) 2) Глубокое место в море, окруженное с трех сторон отмелями. |
МАНОМЕТР - прибор для измерения давления жидкостей, пара и газов. Различают манометры для измерения избыточного (над атмосферным) давления, абсолютного давления, разности двух давлений и давления ниже атмосферного. |
Мантыль - кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом - коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш - гак сейталей. |
Мантыль-тали - тали, за лопарь (снабжен коушем) которых заложен гак блока других талей, система из двух талей. |
МАРЕОГРАФ - стационарный прибор для автоматической непрерывной записи на ленте колебаний уровня моря в данном пункте. Чувствительным элементом служит обычно поплавок. Существуют мареографы прибрежные и для открытого моря. |
Маржен линия - предельная линия погружения корабля, учитываемая при расчете плавучести. |
1) способ заделки концов троса для предохранения их от распускания 2) Отметка на снасти или якорной цепи для определения длины вытравленной ее части. ------------------- несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения. его расплетания. |
Марки осадки (марки углубления) знаки на наружной обшивке в носу, корме и средней части корпуса судна, наносимые на некотором уровне от киля для определения осадки судна. Марки осадки - цифры или буквы с высотой и расстоянием между ними по 100 мм. Величину осадки носом и кормой можно определить, лишь зная расстояние каждой марки осадки от киля (дается в специальной схеме расположения марки осадки) |
МАРКИЗА - добавочный тент, который натягивался на палубе над обычным тентом (параллельно ему) при плавании в тропиках. |
Маркировка боеприпасов - система условных знаков и надписей, наносимых краской на элементы боеприпасов (артиллерийских выстрелов, авиабомб, ракет, торпед, мин и др.) и их укупорку. Вместе с клеймами и отличит окраской позволяет определять их назначение и характеристики, которые необходимо учитывать при обращении с боеприпасами и их применении. Порядок нанесения маркировки боеприпасов определяется технической документацией. |
Маркировка люков, дверей и горловин на корабле - условные буквенные обозначения, определяющие положение люков, дверей и горловин по готовностям и тревогам. Делится на четыре категории «Б», «З», «П», «Т», (первые буквы слов «Боеприпасы», «Задраено», «Приказание», «Тревога»). Литеры наносятся голубой краской и окантовываются кругом того же цвета диаметром 100 мм |
Маркировка минно-трального вооружения - условные обозначения, наносимые на минный боеприпас и минно-тральное вооружение. Производится для предотвращения возможного смешения различных партий и для отличия боевого вооружения от учебного. |
Маркировка судовых трубопроводов - нанесение на судовые трубопроводы знаков в виде сочетания цветных колец. Служит для отличия трубопроводов различного назначения друг от друга, а также для облегчения их распознавания. |
Маркировка якорной цепи - нанесение через каждые 20 м, начиная от скобы якоря, на распорки звеньев марок из отожженной проволоки для определения количества вытравленной якорной цепи. Маркированные звенья для облегчения распознавания окрашивают. |
МАРОЧНИЦА - деревянный такелажный инструмент для наложения марок на соединение двух тросов (бензель). |
Марс - площадка на мачте. На военных кораблях на марсе располагались посты управления артиллерийским огнем, дальномеры и др. На парусных судах - площадка, накладываемая на топ составной мачты; крепится к лонгосалингам и краспицам. Служит для разноса стень-вант и для выполнения различных работ по управлению парусами, а также для наблюдения. Носит название мачты (например, грот-марс на грот-мачте) ------------------- (марсовая площадка) - площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия. |
МАРСА - приставка, означающая принадлежность следующего за ним понятия к марселю или марса-рею (например, марса-фал, марса-брас, марса-шкот). Впереди всего выражения ставится название мачты, к которой относится понятие (например, фор-марса-гитов, грот-марса-фал) |
МАРСА-ГИТОВЫ - одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели. |
МАРСА-ДРАЙРЕП - снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен. |
МАРСА-РЕЙ - рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте. |
МАРСЕЛЬ - прямой, второй (иногда и третий) снизу парус на судах с прямым парусным вооружением. Носит название мачты (например, фор-марсель на фок-мачте) ------------------- второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем. |
Марсовый - специалист по такелажным работам в составе боцманской команды. На парусных судах матрос, работающий на марсе. |
МАРТИН-ГИК - рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа - утлегарь- и бом-утлегарь-штагов. |
Маршал - высшее воинское звание в вооруженных силах многих государств мира. |
Маршевый двигатель - двигатель, обычно работающий на всей траектории полета летательного аппарата в отличие от стартового, действующего только при взлете. Термин употребляется главным образом для двигателей управляемых крылатых ракет. |
МАСКИРОВКА - вид обеспечения боевых действий и повседневной деятельности войск (сил флота), комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на введение противника в заблуждение относительно наличия и расположения сил флота (войск), различных военных объектов, их состояния, боеготовности и действий, а также планов командования. Способствует достижению внезапности действий сил флота (войск), сохранению их боеготовности и повышению живучести объектов. Различают маскировку по способам создания - оптическую, тепловую, радиолокационную, радиотехническую, звуковую, гидроакустическую и др., а по масштабам - стратегическую, оперативную и тактическую. |
Маскировочные средства - имущество, техника, боеприпасы и изделия как табельные, так и войскового изготовления, используемые для маскировки военных объектов. Маскировочные средства являются: маскировочная одежда, маскировочные комплекты и маски (маскировочные покрытия), макеты военной техники, радиолокационные отражатели, ложные тепловые цели, имитационные гидроакустические средства и т п. |
Массирование средств и сил в бою (операции) сосредоточение на главных направлениях сил и средств или их огня (ударов) для обеспечения разгрома противника. Один из принципов военного искусства. Сохраняет свое значение и в условиях ядерной войны. |
Мастерство воинское - способность каждого воина и в целом воинского коллектива решать самые сложные задачи по эффективному использованию оружия и техники в целях достижения победы над сильным, технически оснащенным противником в любых условиях обстановки. Формируется в процессе боевой подготовки. |
Масштаб - отношение линейных размеров изображенного на карте, аэрофотоснимке и т. д предмета к его размерам в натуре. Различают масштаб уменьшения и увеличения, может быть выражен численным отношением (численный масштаб) или изображен графически (графический масштаб). |
Мат - коврик из пеньки. По способу изготовления маты бывают плетеные, шпигованные и тканые. Применяются на судах для заделки пробоин, тушения пожаров, а также для поддержания чистоты на палубе и во внутренних помещениях. |
МАТЕЛОТ - соседний корабль в строю. В зависимости от положения именуются передний, задний, правый или левый мателот. ------------------- соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым. |
МАТЕРИКОВАЯ ОТМЕЛЬ - то же, что Континентальный шельф. |
МАТЕРИКОВЫЕ ОСТРОВА - участки суши, отделившиеся от континентов в результате геологических или гидрологических процессов. |
МАТЕРИКОВЫЙ СКЛОН - часть океанического дна между континентальным шельфом и ложем. |
1) устаревшее название плавающей базы подводных лодок, торпедных и других малых катеров. 2) Так назывался магнитный компас у поморов в 15 в. |
МАТРАЦ КАПКОВЫЙ - матрац, набитый капоком (растительной шерстью), одновременно являющийся индивидуальным спасательным средством личного состава. |
МАТРАЦ ПРОБКОВЫЙ - матрац для корабельных подвесных и стационарных коек. Изготавливается из парусины и заполняется пробковой крошкой. Является одновременно индивидуальным спасательным средством личного состава корабля. |
МАТРОС - воинское звание лиц рядового состава ВМФ России. Введено в 1946 вместо звания краснофлотец. Существует также звание старшего матрос. В русском флоте имелись звания: матрос 2-й статьи (новобранец, только принявший присягу) и матрос 1-й статьи (прослужил более года). ------------------- (англ. seamen) - лицо из состава верхней команды на судне. |
Матросова якорь - якорь, состоящий из веретена, двух поворотных широких треугольных лап, примыкающих к веретену, и скобы якоря. По бокам матросова якоря сделаны приливы (штоки), которые предохраняют якорь от опрокидывания. В зависимости ат грунта держащая сила равна 10-20. Масса 5-1500 кг (иногда более). Матрсова якорь - основной тип вспомогательный якоря для кораблей ВМФ и станового якоря для небольших кораблей (судов) и катеров. |
Матросская книжка - книжка специального формата, в которую заносились данные о прохождении службы матросом (старшиной). При пребывании на берегу матрос обязан был иметь матросскую книжку постоянно при себе. В настоящее время матросы и старшины имеют военные билеты. |
Маха число (М-число) отношение скорости движения тела к скорости распространения звука в газовой среде. Важнейшая характеристика для оценки воздействия воздушного потока на полет самолета, ракеты, снаряда. При М<1 скорость дозвуковая, М= -звуковая и при М>1 - сверхзвуковая. Названо по имени австрийского физика Э Маха. |
Мачта - вертикальная конструкция на судне, устанавливаемая в диаметральной плоскости и возвышающаяся над верхней палубой. Различают мачты одинарные, А-образные, треногие, башенноподобные, ажурные (решетчатые) и др. На современных судах и кораблях используется для установки грузовых стрел, радиолокации и радиоантенн, приборов сигнализации и связи, подъема флажных сигналов и т. п. У парусных судов служит для постановки парусов. На судне, несущем три мачты, первую называли фок-мачта, вторую - грот-мачта и третью - бизань-мачта. Военные корабли обычно имеют фок- и грот-мачты. ------------------- вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д. |
МАЧТА НИЖНЯЯ - термин, которым иногда называют собственно мачту без стеньг. |
МАЧТА СОСТАВНАЯ - мачта, сделанная из частей. В мачту составную входят собственно: мачта, стеньга, брам-стеныа, бом-брам-стеньга, трюм-стеньга и флагшток (мачта со стеньгой соединена при помощи марса и эзельгофта, а стеньга с брам-стеньгой и т. д. при помощи салинга и эзельгофта). Широко применялись на больших парусных кораблях с прямым вооружением, на которых мачты достигали высоты в нескольких десятков метров. |
Мачта-однодеревка - мачта, сделанная целиком из одного дерева. |
МАЧТОВЫЙ ЛЕС - стволы сосен, употребляемые для мачт парусных судов в прошлом. |
Машинист трюмный - специалист рядового или старшинского состава по обслуживанию водоотливных, осушительных, пожарных и других систем корабля. |
МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - отсек судна для размещения главных двигателей (паровых или газовых турбин, дизелей) с обслуживающими их вспомогательными механизмами. |
Машинный телеграф - вид внутрисудовой связи. Соединяет пост управления судна с машинным отделением и служит для передачи команд об изменении хода судна. Состоит из двух одинаковых аппаратов (каждый имеет рукоятку-датчик и стрелку-приемник) и электрические или механические связи между ними. Поворотом рукоятки на посту управления подают команду в машинное отделение, а по ответному повороту стрелки получают подтверждение об исполнении команды. |
МАШИНЫ ШПИЛЕВЫЕ - паровые, электрический, механический или гидравлический приводы шпилей и брашпилей. |
МАЯК - средство навигационного оборудования морей, служащее для определения местоположения судна, ориентирования и т. д. Для исключения ошибки каждый маяк имеет характерный вид, окраску, индивидуальный световой сигнал. Кроме маячных огней, маяк оборудуют средствами подачи звуковых сигналов (во время тумана), радиотехническими и гидроакустическими устройствами. Сооружают маяки на берегу или мелководье, иногда устанавливают плавучие. Данные о маяках приводятся в сборниках «Огни и знаки», лоциях и на морских картах. Маяк для обеспечения ориентирования летательных аппаратов называется аэромаяком. |
Маяк донный - встречающееся название маяка-ответчика, установленного на морском дне. |
Маяк плавучий - маяк в виде судна специальной постройки, способного выдерживать сильные штормы, стоя на якоре в открытом море. Маячные огни зажигаются на невысокой мачте или башне. Судно обычно окрашено в красный цвет с названием маяк плавучий на бортах. |
Маяк-ответчик гидроакустический - подводный активный гидроакустический навигационный ориентир (стационарный или плавучий) с известными координатами, излучающий распространяющийся в воде звуковой сигнал после приема гидроакустического сигнала с корабля. Место надводного корабля или подводной лодки в море определяется по пеленгу и расстоянию до маяка-ответчика. |
МАЯЧНЫЕ ОГНИ - световые сигналы, подаваемые маяком в темное время суток для ориентирования судов в море. По цвету (белый, красный, реже зеленый, синий и оранжевый) и характеру (постоянный, затмевающий, постоянный с проблесками, проблесковый, группо-проблесковый и т. д.) сигнала, свойственным только одному маяку на данном морском театре, представляется возможным определить местоположение судна. |
Мгла - уменьшение видимости за счет наличия в атмосфере пыли, дыма, гари. Наблюдается в засушливую и безветренную погоду, исчезает после дождя. |
МЕГАФОН - конический рупор для концентрации звука голоса в нужном направлении. Применяется при подаче команд (например, при швартовке) в местах с повышенным уровнем шума. Мегафон с вмонтированным микрофоном и усилителем звука называется электромегафоном. |
Медицинское обеспечение - комплекс мероприятий, проводимых в ВС в целях сохранения и укрепления здоровья личного состава и быстрейшего восстановления боеспособности (трудоспособности) раненых и больных. Является видом тылового обеспечения войск. Значительное место в системе мероприятий медицинского обеспечения занимает противоэпидемиологическая защита личного состава. |
МЕЖДУДОННОЕ ПРОСТРАНСТВО - распространенное название двойного дна. |
МЕЖДУДОННЫЕ ОТСЕКИ - отсеки, на которые разделяется двойное дно водонепроницаемыми переборками. |
МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО - система норм и принципов, определяющих правовое положение морских пространств, военных кораблей и невоенных судов и регламентирующих отношения между государствами (их органами, кораблями, судами, должностными лицами) в области мореплавания, использования богатств моря и морских пространств в мирное и военное время. |
Международные каналы - искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством государств, которым они принадлежат. |
Международные проливы - проливы, служащие мировыми водными путями и вследствие этого являющиеся открытыми для прохода судов всех стран на условиях равенства всех флагов (независимо от того, перекрываются ли они территориальными водами прибрежных государств или нет). Международные проливы - выходы из закрытых морей в ряде случаев имеют особое правовое положение (например, ограничивают проход через них в закрытое море военных кораблей неприбрежных государств). |
Международные реки - реки, пересекающие территорию нескольких государств. Все иностранные суда, проходящие по международным рекам, должны соблюдать правила плавания, установленные странами, через воды которых они следуют. |
Международный период молчания (минуты молчания) установленный международным договором в целях обеспечения безопасности на море трехминутный период молчания всех радиостанций морских флотов, кораблей и судов (кроме терпящих бедствие) с несением слухового наблюдения на международной частоте бедствия (500 кГц). Международный период молчания должен соблюдаться в период от 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин каждого часа. |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СВОД СИГНАЛОВ - книги, содержащие перечень отдельных слов и предложений, наиболее часто встречающихся в морской практике с соответствующими условными их обозначениями в виде коротких сочетаний цифр и букв и предназначенный для ведения переговоров кораблей, судов и береговых постов связи и наблюдения с иностранными военными кораблями, судами и береговыми постами с помощью зрительных и технических средств связи. Международный свод сигналов предусматривает флажный, семафорный, световой, звуковой, радиотелеграфный и радиотелефонный виды сигнализации. |
МЕЖДУПАЛУБНОЕ ПРОСТРАНСТВО - внутренние помещения корабля, расположенные ниже верхней палубы между двумя смежными палубами. Термин межпалубное пространство, именуемое также твиндеком, относится только к помещениям, расположенным над трюмами и предназначенное для перевозки грузов |
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) баллистическая ракета, имеющая дальность полета свыше 6.5 тыс. км. Может оснащаться ядерными головными частями (одиночными или многозарядными - разделяющимися). Пуск осуществляется с наземных (шахтных) пусковых установок, а также с подводных лодок в надводном и подводном положениях. Конструктивно МБР выполняются многоступенчатыми с жидкостными или твердотопливными двигательными установками. Относятся к стратегическим ракетам. |
1) малые или относительно малые глубины. 2) Период низкого уровня воды в реке, особенно при засухе. |
МЕЛЬ - участок морского дна с малыми глубинами, отделенный от берега пространством с большими глубинами. Мель, глубина над которой не более 20 м, считается опасной для плавания крупных надводных кораблей (судов). |
Мемориалы военные - архитектурно-скульптурные комплексы, архитектурные и военно-инженерные сооружения, созданные в память выдающихся событий в истории государства и участников этих событий. Воздвигаются обычно на местах сражений, на братских кладбищах. |
МЕРА ОСТОЙЧИВОСТИ (коэффициент остойчивости) произведение массового водоизмещения судна на значение его метацентрической высоты поперечной. Измеряется в тонно-метрах, т. е. имеет размерность момента. |
1) географический - линия пересечения поверхности земного эллипсоида с плоскостью, проходящей через Северный и Южный географические полюсы. Каждый меридиан имеет одну и ту же долготу. Географический меридиан, проходящий через точку наблюдения, называется меридианом наблюдателя. 2) Меридиан небесный - большой круг небесной сферы, проходящий через полюсы мира. |
Меркаторская проекция - способ картографического изображения, при котором земная поверхность проектируется из центра Земли на поверхность цилиндра с осью, совпадающей с осью Земли. |
Мерная линия - участок прибрежной акватории, оборудованный системой створов для определения скорости корабля и проведения испытаний корабля прогрессивных. В районе мерной линии имеется участок длиной 3-5 миль (5,5-9,3 км) с достаточными глубинами, укрытый от влияния ветров и волн, с минимальными постоянными течениями. |
МЕРТВАЯ ЗЫБЬ - волнение моря, наблюдаемое при полном безветрии. |
Мертвое пространство (непоражаемое пространство) пространство в пределах дальности стрельбы данного оружия, в котором цель не может быть поражена непосредственным попаданием снаряда, ракеты, пули и пр. при стрельбе с назначенной огневой (стартовой) позиции. Мертвое пространство образуемое над зенитным орудием при стрельбе по воздушной цели, называется мертвой воронкой. |
Мертвый якорь - постоянно установленный в данном месте якорь в виде металлической или железобетонной конструкции, имеющей форму и массу, обеспечивающие нужную держащую силу (например, для швартовых бочек держащая сила мертвого якоря более чем вдвое должна превосходить держащую силу двух становых якорей судов, для которых предназначена бочка). Устанавливаются с помощью плавучего крана или килектора. |
Местная прочность корабля - способность отдельных конструкций корпуса корабля воспринимать без остаточной деформации непосредственное действие тяжести, давления воды, сил инерции, а также ударов, взрывов и других локально действующих усилий. Условиям местной прочности корабля должны удовлетворять конструкции корпуса в районе установки артиллерийских башен, водонепроницаемые переборки, фундаменты, переборки надстроек и т. п. |
МЕСТО КОРАБЛЯ ОБСЕРВОВАННОЕ - координаты корабля (судна), полученные путем наблюдения маяков, знаков, береговых ориентиров, а также небесных светил. Для получения места корабля обсерваторно широко используются радиотехнические средства и навигационные спутники. Самое точное положение (место) корабля на карте. |
МЕСТО КОРАБЛЯ СЧИСЛИМОЕ - координаты корабля (судна), полученные на основе расчета или графически по показаниям гирокомпаса и лага. |
МЕСТО КОРАБЛЯ СЧИСЛИМО-ОБСЕРВОВАННОЕ - координаты корабля (судна), полученные по ориентированию на береговой предмет (небесное светило) и с учетом пройденного кораблем расстояния между двумя последовательными наблюдениями. |
Месяцеслов морской - собрание таблиц и других астрономических сведений, относящихся к небесным светилам, необходимых для определения места корабля в море. Издавался в России Гидрографическим департаментом. Явился предшественником современного «Морского астрономического ежегодника». |
МЕТАЦЕНТР - центр кривизны траектории перемещения центра величины при наклонении корабля (плавающего тела). При наклонении с борта на борт положение метацентр отличается от положения метацентра при наклонении с носа на корму. Соответственно различают поперечный и продольный метацентр. Если центр тяжести судна лежит ниже метацентра (в первую очередь поперечного), то при наклонении судна на него будет действовать пара сил, возвращающая его в первоначальное положение. Поэтому метацентр следует рассматривать как предел, до которого можно поднимать центр тяжести судна (например, при расходовании запасов, разгрузке), не лишая последнее положительной остойчивости. |
МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА ПОПЕРЕЧНАЯ - возвышение поперечного метацентра над центром тяжести судна. Значение метацентрической высоты поперечной зависит от положения центра тяжести, определяемого размещением постоянных и переменных нагрузок на судне и его ширины. Рассматривается, как удельная мера остойчивости (т. е. приходящаяся на одну тонну весового водоизмещения судна). Влияет на амплитуду и период бортовой качки. Значение метацентрической высоты поперечной - от долей метра до 2-4 м. |
МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА ПРОДОЛЬНАЯ - возвышение продольного метацентра над центром тяжести судна. По значению равна 2-3 длинам корабля. Влияет на период и амплитуду килевой качки. |
Метеорограф - прибор для автоматической записи давления, температуры и влажности воздуха в области от поверхности Земли до высоких слоев атмосферы. Устанавливается на шарах-зондах, аэростатах, самолетах, метеорологических ракетах. |
"Метеорологическая война" - собирательное понятие, под которым подразумеваются способы активного воздействия на атмосферные процессы (интенсивные осадки, засуха, образование селевых потоков и т. п.) в целях нанесения противнику экономического ущерба и создания неблагоприятных условий для ведения им боевых действий. |
Метеорологическая служба - служба обеспечения фактической и прогностической информацией о метеорологических условиях тех или иных районов. Входит в состав гидрометеорологической службы. |
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ - условные знаки, применяемые на синоптических картах для обозначения различных метеорологических условий. |
Метеорологические условия - значение температуры воздуха, его влажности, атмосферного давления, видимости и направления ветра и т. п. в определенном районе на конкретный период времени. Метеорологические условия влияют на ведение боевых действий (применение технических средств разведки, средств поражения, темп продвижения сил и т. п.) |
Метеорологический бюллютень - документ, содержащий сведения о метеорологических условиях в определенном районе. Имеет вид кодограмм, в которых число групп и число знаков в каждой группе строго определенное, а значение цифры на надлежащем месте заранее договорено. Для различных видов ВС и родов войск различаются по содержанию (например, для ВМФ содержит сведения о состоянии моря, видимости, силе и направлении ветра, температуре воздуха, осадках, атмосферном давлении). |
Метеорологический спутник - искусственный спутник Земли, предназначенный для оперативного наблюдения за распределением облачности, теплового излучения Земли и других явлений природы. Данные с метеорологического спутника повышают надежность прогнозов погоды, позволяют обнаруживать мощные циклоны, тропические вихри в океане и заблаговременно предупреждать (например, суда) об их приближении. |
МЕТЕОРОЛОГИЯ - наука, изучающая состав и строение атмосферы, а также явления, происходящие в ней (тепловые режимы, движения воздуха, акустические и электрические). Военная метеорология изучает влияние метеорологических условий на действия войск (ВМС), на применение оружия и военной техники. |
Меткость стрельбы - степень совмещения средней точки попадания снарядов (пуль) с целью. Меткость стрельбы зависит от совершенства и технического состояния оружия, боеприпасов, приборов стрельбы и наблюдения, а также от умения стреляющего владеть оружием. Для стрелкового оружия понятия меткость стрельбы и точность стрельбы совпадают. |
Метод "засад" (позиционный метод) один из методов боевого использования многоцелевых подводных лодок иностранных ВМС. При таком методе каждая из подводных лодок получает свою зону патрулирования, в которой она, маневрируя на малых ходах, имеет низкий уровень собственных шумов, что благоприятствует работе гидроакустических средств в пассивном режиме (шумопеленгование) и затрудняет ее обнаружение. |
Метршток - шест для измерения небольших глубин (до 3-3,5 м) с нанесенными через один метр делениями. |
Механизмы вспомогательные корабельные - компрессоры, кондиционеры, насосы, опреснительные установки, холодильные установки и другие устройства, обслуживающие главную энергетическую установку корабля, а также обеспечивающие управление кораблем, его живучесть, обитаемость и использование вооружения. |
Механизмы наводки - устройства для придания стволу (направляющей пусковой установки) орудия, пулемета и т. д. требуемого положения в пространстве и фиксации его в этом положении перед выстрелом. Подразделяются на механизмы вертикальной и горизонтальной наводок. |
Главная |