Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕХ"-"МЯТ")
МЕХАНИЧЕСКИЕ ТАЛИ - тали специальной конструкции, состоящие обычно из нескольких металлических блоков с перекинутой через них замкнутой такелажной цепью, имеющие механические зацепления в виде зубчатых колес и бесконечных винтовых передач, а также приспособления для застопоривания. Применяются для подъема тяжелых грузов (массой до 10-15 т). |
Механический лот - лот, состоящий из ручной лебедки, троса и груза, к которому прикрепляется пенал со стеклянной трубкой, запаянной с верхнего конца и окрашенной изнутри специальной краской (глубина определяется по высоте слоя оставшейся несмытой водой краски). Для измерения особо больших глубин служат специальные механические лоты длиной троса до 11 тыс. называемые глубиномерными машинами. |
МИГАЛКА - обиходное название проблескового светящего навигационного знака. |
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ - линия пересечения теоретической поверхности корпуса вертикальной поперечной плоскостью (плоскость мидель-шпангоута), проходящей по середине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж судна. |
МИЛЯ МОРСКАЯ - единица для измерения расстояний на море, равная длине дуги земного меридиана в 1’. В различных странах миля определяется на разных широтах, поэтому она имеет неодинаковые значения. В России морская миля берется по широте 44°30’ и составляет 1852 м, в Великобритании и Японии - 1853,18 м, в США - 1853,24 м, в Италии - 1851,85 м. Международная морская миля равна 1852 м. ------------------- морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м. Cтарая русская миля равнялась 7.468 м. |
Мина морская - боеприпас, установленный в воде и предназначенный для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника. Представляет герметически укупоренный заряд взрывчатого вещества массой до 350 кг (а иногда и больше), снабженный запальным устройством и приборами, входящими в комплект взрывателя, обеспечивающими установку и взрыв его под водой. По степени подвижности различают якорные мины, донные мины, плавающие мины. В послевоенный период в ряде флотов появились самонаводящиеся мины-торпеды. По принципу действия мины бывают контактные и неконтактные. Контактные мины по способу взрывания делятся на гальваноударные, антенные и др. Неконтактные - на магнитные мины, индукционные мины, гидродинамические мины, акустические мины и комбинированные. Мины могут ставиться надводным кораблем, самолетом и подводными лодками. |
Мина-ловушка - морская мина, замаскированная под безопасный предмет, способный привлечь внимание человека (плавающие в море ящики, плотики, шлюпки и др.) и срабатывающая в момент прикосновения или приближения к ней. |
Мина-торпеда (самонаводящаяся мина) устройство, состоящее из герметичного контейнера с торпедой, имеющего положительную плавучесть, и донного якоря с механизмом заглубления, соединенных между собой тросом. По получении гидроакустического контакта с целью торпеда освобождается от контейнера, который под действием системы затопления тонет, а торпеда начинает движение в режиме самонаведения на цель. |
Минер - военнослужащий ВМФ, специалист по боевому использованию, хранению и обслуживанию минного и противоминного оружия. |
Минимальная дальность обнаружения объектов - расстояние вокруг корабля, в пределах которого по техническим причинам объект не наблюдается на экране радиолокационной станции. |
Минирование - создание минных полей, установление групп мин и одиночных мин в целях нанесения противнику потерь, затруднения его маневрирования. Минирование водных преград и прибрежной полосы моря на небольших глубинах производится противодесантными минами. Минирование может выполняться с надводного или подводного корабля, самолета, вертолета и др. |
Минная атака - боевое маневрирование корабля для сближения с кораблем противника на дистанцию, обеспечивающую поражение его шестовыми или буксируемыми минами. С появлением самодвижущихся мин (торпед) минная атака стала осуществляться миноносцами, подводными лодками, торпедными катерами, самолетами. Позднее термин «Минная атака» был заменен термином «торпедная атака». |
МИННАЯ БАНКА - заграждение протяженностью не более 0,5 мили из небольшого числа морских мин. Ставится подводной лодкой, надводным кораблем или самолетом в узкостях, на фарватерах и т. п. |
Минная война - термин, обозначающий совокупность действий сил флота, связанных с использованием минного оружия. Ныне употребляются понятия «миннозаградительные действия» и "противоминное обеспечение". |
Минная обстановка - характеризует степень минной опасности для кораблей и судов на океанском (морском) театре военных действий или в его отдельных районах и определяется наличием своих минных заграждений, данными о выявленных или предполагаемых минных заграждениях противника. |
Минная палуба - нижняя палуба надводного минного заградителя, имеющая минные пути к кормовым забортным скатам. |
Минная партия - штатная команда минеров, которая обслуживает минный боевой запас на складах, арсеналах и выполняет постановку мин с кораблей, не имеющих штатного состава минеров. |
Минная полоса - площадь, в пределах которой мины располагаются на различных интервалах и дистанциях. |
Минно-артиллерийская позиция - совокупность морских минных заграждений и прикрывающих их береговых артиллерийских батарей, установленных с целью не допустить корабли противника в обороняемый водный район. |
Минное заграждение - заграждение, создаваемое из морских мин в определенных районах океанов, морей, озер, на участках рек для поражения надводных кораблей и подводных лодок противника и затруднения их плавания. Минное заграждение может состоять из одной или нескольких линий мин, минных полос, минных банок. Подразделяются на активные минные заграждения и оборонительные. Применяются также комбинированные минные заграждения. |
Минное оружие - вид корабельного оружия, включающий все типы морских мин. |
Минное поле - район моря, озера или участок реки, на котором выставлено одно или несколько минных заграждений. |
Минно-заградительные действия - вид боевых действий сил флота, основным содержанием которого является постановка минных заграждений, чтобы уничтожить (вывести из строя) корабли (суда) противника, а также затруднить их плавание. При этом принимаются меры к обеспечению скрытности постановки минных заграждений и защите постановщиков мин от ударов противника |
Минно-торпедная авиация (МТА) род авиации ВМФ (ВМС) для уничтожения кораблей (судов) в море или пунктах базирования авиационными торпедами, бомбами и путем постановки активных минных заграждений. Просуществовала до начала 70-х гг. |
Минные классы - учебное заведение в Кронштадте (основано в 1874), в котором готовились минные офицеры (специалисты минного дела). Состояли из минного офицерского класса и класса минных механиков. Принимались офицеры, закончившие Морской корпус. Срок обучения 1-2 года. Расформированы в 1900. |
Минные постановки - вид боевых действий надводных кораблей, подводных лодок, авиации, содержанием которого является создание минных заграждений. |
МИННЫЕ ПУТИ - рельсы специального профиля, проложенные по палубе корабля для размещения, крепления и подкатки мин к забортным скатам. |
Минные скаты кормовые - специальный настил, являющийся продолжением палубы, имеет рельсовые пути. Минные скаты предназначаются для сбрасывания мин при постановке минного заграждения. |
Минный заградитель - надводный корабль или подводная лодка для постановки минных заграждений против надводных кораблей (судов) и подводных лодок противника. Широко использовались в 1-ю и 2-ю мировые войны. Надводные имели специально оборудованную минную палубу со скатами для сбрасывания мин в воду и, минные трюмы. |
Минный защитник - устройство для защиты морских якорных мин от контактных тралов караванных охранителей кораблей. Ставятся перед минным заграждением. Минные защитники бывают патронные (разрушают трал или охранитель взрывом специального патрона) и резаковые (перерезают тралящие части специальными резаками), одно- или многократного действия. Изобретен в 1914 морским офицером П. П. Киткиным. |
Минный катер - паровой катер, предназначавшийся для минных атак неприятельских кораблей. Вооружался вначале шестовыми или буксируемыми минами, а впоследствии - самодвижущимися минами (торпедами). Прообраз современных торпедных катеров. В России использовались по предложению С. О. Макарова в русско-турецкой войне 1877-1878. |
МИННЫЙ КРЕЙСЕР - большой миноносец с усиленным артиллерийским и минным (торпедным) вооружением для уничтожения миноносцев противника. |
Минный ликвидатор - прибор, устанавливаемый в мине для ее уничтожения путем подрыва или приведения в небоеспособное состояние по истечении установленного срока или при попытке обезвреживания мины. |
Минный погреб - корабельное помещение, расположенное ниже верхних жилых палуб, для размещения и хранения мин. |
Минный полигон - специально оборудованный участок суши или моря, предназначенный для испытания мин. |
Минный прорыватель (прорыватель минных заграждений) специальное судно повышенной живучести и непотопляемости для создания проходов (фарватеров) в минных заграждениях. Для подрыва неконтактных мин имели устройства, создающие различные физические поля с целью воздействия на взрыватели мин. С середины 70-х гг. в составе флотов минных прорывателей нет. |
Минный склад - помещение, специально оборудованное для долговременного хранения минных боеприпасов, отвечающее требованиям их надежной защиты. |
Миноносец - боевой надводный корабль для уничтожения кораблей противника торпедами. |
МИНРЕП - трос (стальной, пеньковый, капроновый) или цепь для соединения морской мины с ее якорем. |
МИРАЖ (марево) оптическое явление в атмосфере, при котором в воздухе появляется изображение реально существующего удаленного предмета в искаженном, иногда в перевернутом виде. |
Мировой океан - водная оболочка Земли, занимающая 70,8% всей поверхности земного шара. В Северном полушарии 61%, а в Южном 81% поверхности приходится на долю мирового океана. Площадь около 362 млн. км2, объем воды 1340,74 млн. км3. Наибольшая глубина 11 022 м. Мировой океан о материками делится на четыре части: Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан и Тихий океан. |
МИЧМАН - воинское звание военнослужащих ВМФ. В России впервые было введено в 1716 как унтер-офицерское звание, а с 1732 по 1917 как первый офицерский чин. |
Мишень - искусственная цель, имитирующая один, несколько или все наиболее характерные признаки реальной цели. Делятся на наземные, воздушные и морские. Морские мишени имитируют надводные и подводные цели, поражаемые бортовым оружием кораблей, морской авиацией, а также средствами береговых ракетно-артиллерийских войск. |
Младший лейтенант - воинское звание младших офицеров. |
Многозарядная головная часть ракеты (разделяющаяся головная часть ракеты) система из несколько боевых частей, размещенная в головной части баллистической ракеты (называется также боевыми элементами), которые имеют относительно небольшие габариты и массу по сравнению с моноблочной головной частью. Каждая боевая часть оснащена ядерным зарядом и может быть нацелена на определенный объект. |
Многоступенчатая ракета - ракета, состоящая из двух или большего количества отдельных ракет (ступеней), работающих последовательно. Обеспечивают большую дальность доставки полезного груза, а при заданной дальности - большую его массу по сравнению с одноступенчатой ракетой. |
Многоцелевая подводная лодка - подводная лодка, по характеру своего вооружения (торпеды, крылатые ракеты, мины и др.) способная решать несколько боевых задач. |
Многоцелевой авианосец - авианосец, способный решать не только свои специфические задачи по нанесению базирующейся на них авиацией ракетных, бомбовых и штурмовых ударов по морским и береговым целям, но и вести эффективную борьбу с современными подводными лодками. |
Многоцелевой корабельный летательный аппарат - корабельный летательный аппарат, предназначенный для решения различных целевых задач без переоборудования или с частичным его переоборудованием в условиях эксплуатации. |
Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил и перестройке экономики и государственных институтов для обеспечения нужд войны. |
Моделизм спортивный - термин, которым объединяются несколько массовых технических видов спорта (авиа-, авто- и судомоделизм, ракетный моделизм). |
МОДЕРНИЗАЦИЯ КОРАБЛЯ - переоборудование корабля с заменой, дополнением и усовершенствованием элементов его вооружения и оборудования современными образцами. Модернизация корабля, как правило, приурочивается к установленным срокам очередных ремонтов |
Модификация военной техники - конструктивные варианты однотипных образцов военной техники для использования в условиях, отличающихся от условий применения основного (базового) образца. Модифицированные образцы получают к своему обозначению добавления в виде букв, цифр или, что значительно реже, новое обозначение. |
Мокрая ватерлиния - полоса мокрой поверхности борта корабля, введенного в док, которая возникает при откачке воды из дока и свидетельствует о касании корабля кильблоков. В этот момент проверяется точность его посадки. |
МОЛ - оградительное сооружение, защищающее портовую акваторию от волнения. Может служить также для размещения причалов, перегрузочных и др устройств. На выдвинутой в море части мол устанавливают сигнальный огонь или маяк. |
"Молниеносная война" - скоротечная война (в течение недель, месяцев). Теория разработана германскими милитаристами в начале 20 в. и была положена ими в основу агрессивной стратегии Германии в 1-ю и 2-ю мировые войны. Расчеты германского генштаба на «Молниеносную войну» потерпели крах в Московской битве 1941-1942. |
Монитор - низкобортный боевой бронированный корабль для операций у мор берегов и на реках. После 2-й мировой войны строительство мониторов прекращено. ------------------- Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских - до 8000 т, речных - до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра ( до 381 мм). Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса "Монитор", построенного в США в 1861-62. |
Моноласты - плавник, надеваемый на стопы двух ног для увеличения скорости движения человека в воде, спаренные ласты. |
МОНТАЖ - сборка вооружения, механизмов, систем, устройств и оборудования на корабле из отдельных готовых деталей Осуществляется в период постройки, модернизации и ремонта корабля. |
МОРЕ - часть Мирового океана, обособленная сушей либо возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от остальной части океана гидрологическими, метеорологическими и климатическими особенностями. Различают моря средиземные, краевые (окраинные) и межостровные. |
Море открытое - море, в котором все государства имеют равное право свободно и безопасно плавать, производить научные и другие исследования, не направленные против других стран. Водное пространство моря открытого лежит за пределами территориальных вод государств. |
Мореплавание (мореходство) искусство плавать по морям |
Моретрясение - землетрясение с эпицентром на дне моря (океана). Моретрясение сопровождается образованием на поверхности моря (океана) гравитационных волн (цунами), представляющих большую опасность для портовых сооружений, на селенных пунктов и кораблей в прибрежной зоне. |
МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ - раздел практической астрономии, разрабатывающий приемы определения места корабля (судна) в море и вычисления поправок к приборам курсоуказания по наблюдениям небесных светил и данным навигационных спутников. |
МОРЕХОДНОЕ СУДНО - судно, пригодное для плавания в открытом море, океане. |
Мореходность корабля - способность корабля плавать и сохранять возможность боевого использования всех видов оружия и технических средств в сложных метеорологических условиях. Мореходность зависит от главных размерений корабля, прочности корпуса, соответствующего размещения вооружения и ряда других факторов. |
МОРЕХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - устаревшее название навигационных инструментов. |
МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ - совокупность свойств, определяющих поведение корабля при различном состоянии моря. К ним относятся плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость и управляемость |
Мореходные таблицы - справочники, содержащие навигационные, астрономические, математические и другие справочные таблицы, с данными, необходимыми для выполнения расчетов при ведении счисления, определении места корабля различными способами и решения других навигационных задач. |
МОРЕХОДНЫЕ УЧИЛИЩА - специальные высшие (средние) учебные заведения, готовящие специалистов гражданского (торгового) флота |
Морзе код - неравномерный телеграфный код, в котором каждой букве или знаку соответствует определенная комбинация кратковременных (точка) и втрое более длинных (тире) посылок импульсов тока. Используется в радиосвязи, гидроакустики, световой и звуковых сигнализациях. |
МОРИСТЕЕ - выражение, указывающее на то, что какой-либо корабль или предмет находится дальше от берега, чем другие. |
Морская артиллерия - артиллерия состоящая на вооружении кораблей и береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ. Предназначена для поражения морских, воздушных и береговых целей. Подразделяется на корабельную артиллерию и береговую артиллерию. |
Морская астронавигация - научно прикладная дисциплина, решающая задачи и разрабатывающая приемы автоматизированного определения корабля (судна) в море специальным комплексом бортового оборудования на основе использования радио или светового излучения небесных светил. |
Морская блокада - вид боевых действий на море, направленных на пресечение внешних связей противника морскими сообщениями и воспрещение выхода сил его флота за пределы блокируемого района. |
Морская болезнь - болезненное состояние организма, вызываемое качкой и сопровождающееся тошнотой и общей слабостью Причиной морской болезни может быть и самовнушение. Большинство моряков привыкают к морю и не страдают морской болезнью. С прекращением качки все признаки морской болезни обычно быстро исчезают. |
Морская вода - представляет собой естественный водный раствор различных солей (в среднем около 35 г/кг) с преобладанием хлоридов натрия, калия и магния и сульфатов кальция и магния. Состав морской воды, концентрация солей и плотность колеблется в широких пределах в зависимости от географических, климатических и других факторов данного района Мирового океана. Средняя плотность 1,025 т/м3 |
Морская выучка - сочетание теоретических знаний и практических навыков экипажа корабля по выполнению своих обязанностей в различной обстановке. Является фактором, определяющим боеспособность корабля. Морская выучка достигается и совершенствуется в ходе боевой подготовки. |
Морская граница территориальных вод - линия, отстоящая на определенном расстоянии от береговой черты и являющаяся морской государственной границей прибрежного государства. |
Морская грунтовая съемка - морские гидрографические работы, выполняемые с целью получения информации о распределении грунтов дна моря. |
Морская десантная операция - согласованные в соответствии с планом действия по формированию, переходу морем, преодолению сопротивления противника, высадке морского десанта и выполнению им боевых задач на обороняемом противником побережье. Морская десантная операция проводится совместными усилиями соединений сухопутных войск и флота во взаимодействии с другими видами и родами ВС. |
Морская карта-сетка - морская карта, во внутренней рамке которой нанесена только картографическая сетка. Предназначена для решения задач кораблевождения в открытых районах Мирового океана. Изготовляются масштабом от 1: 100 000 до 1:750 000 |
Морская крепость - крепость на морском побережье для защиты базирования флота и портов, важных районов и т. д. |
Морская мощь государства - составная часть военной мощи государства, характеризующая возможности государства по ведению военных действий на океанских (морских) театрах военных действий. Морская мощь государства определяется прежде всего качественным и количественным составом ВМФ (ВМС), уровнем боевой и морально психологической подготовки личного состава и его способностью выполнять задачи. Важными составными частями морской мощи государства является транспортный (торговый) и промысловый флоты. |
Морская навигационная обстановка - обстановка в море, обусловленная совокупностью физико-географических, гидрографических, гидрометеорологических условий и рекомендаций, регламентирующих движение кораблей (судов), оказывающих влияние на решение задач морской навигации. |
Морская навигационная опасность - препятствие, опасное для плавания судна в море. |
1) теория и практика вождения кораблей (судов), составная часть кораблевождения. Морская навигация решает широкий круг вопросов в целях обеспечения точного, своевременного и безопасного плавания корабля (судна) и производства необходимых расчетов тактического маневрирования при совместном плавании в составе соединения, для встречи (или уклонения от встречи) с противником, а также для применения оружия и выполнения других боевых задач 2) Период года, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. |
Морская оборонительная позиция - район (зона, рубеж) на морском театре военных действий, заблаговременно оборудованный для прикрытия определенного направления (объекта) от проникновения группировок кораблей противника. Ее основу составляли морские минные заграждения, береговые артиллерийские батареи, корабли и самолеты дозор службы. |
Морская обстановка - совокупность факторов и условий, оказывающие влияние на подготовку и ведение боевых действий на океанском (морских) театрах военных действий. К ним относятся положение, состав, состояние, боевые возможности противника и своих сил, задачи и районы действий соседей (взаимодействующих сил), оперативное оборудование театра военных действий, навигационные, гидрографические, гидрометеорологические, гидрологические, физико-географические, ледовые условия и миниобстановка. По масштабу различают стратегическую, оперативную и тактическую морскую обстановку. |
Морская операция - форма использования военно-морских сил. Представляет собой согласованные и взаимосвязанные по цели, месту и времени сражения, бои и удары, проводимые на морском (океанском) театре военных действий или стратегическом (оперативном) направлении. |
МОРСКАЯ ОПИСЬ - совокупность работ на местности с целью собирания данных, необходимых для составления морских карт, планов и лоций (топографическая съемка, промер и т. п.) |
Морская пехота - род сил ВМФ (ВМС) - специально подготовленный для ведения боевых действий в морских десантах, а также для обороны военно-морских баз, портов и выполнения других задач. В России 1-й полк морской пехоты был создан в 1705 (главным образом для абордажного боя). Современная морская пехота зародилась в годы гражданской войны Имеет на вооружении плавающие танки и бронетранспортеры, артиллерию (противотанковую и зенитную), автоматическое стрелковое оружие и т. д. |
1) комплекс знаний необходимых для практического управления судном и его механизмами в любых условиях плавания и выполнения различных судовых работ по содержанию судна в исправном техническом состоянии и чистоте 2) Предмет, изучаемый в военно-морских училищах |
Морская прибрежная полоса (побережье) полоса суши, прилегающая к морю. Форма и строение морской прибрежной полосы несут ярко выраженные следы взаимодействия суши и моря. Изучение береговых форм рельефа важно для строительства портов, берегоукрепительных сооружений. |
Морская разведка - вид разведки, ведется специально предназначенными и всеми выполняющими боевые задачи подводными лодками, надводными кораблями (судами), самолетами а также стационарными радиотехническими, гидроакустическими, оптическими, фотографическими и другими средствами в целях получения данных о противнике, особенностях театра военных действий и др, необходимых для успешного ведения военных действий. |
6 футов (1.83 м). |
МОРСКАЯ ТАКТИКА - составная часть оперативного искусства ВМФ. Состоит из тактики родов сил флота, а также из общей тактики ВМФ. Морская тактика рассматривает подготовку, организацию и ведение боя на море и занимает подчиненное положение по отношению к оперативному искусству и стратегии. |
Морские гидрографические исследования - исследования отдельных районов мирового океана с целью получения информации о рельефе дна и грунтах. |
Морские гидрографические работы - работы, выполняемые в пределах моря и его береговой полосы при морских гидрографических исследованиях |
Морские заграждения - искусственные препятствия, создаваемые на морских и других водных акваториях в поверхностном слое, в толще воды и на грунте с целью нанести урон кораблям и судам противника, помешать их плаванию (в том числе через проливы и узкости), не допустить проникновения подводных лодок, катеров, подводно-диверсионных средств и торпед в базы, порты и на рейды, прикрыть подступы к своему побережью с моря от кораблей противника. Различают боновые заграждения, минные заграждения, сетевые заграждения и комбинированные заграждения. |
Морские карты - карты, предназначенные для обеспечения мореплавания, решения специальных задач ВМФ и использования природных ресурсов. Подразделяются на навигационные карты, геофизические карты, морские карты-сетки, обзорные карты и т. д. |
Морские коммуникации - установленные в итоге длительных морских перевозок безопасные морские (океанские) пути сообщения. |
Морские навигационные пособия - официальные издания для мореплавателей, содержащие навигационно-гидрографические, гидрометеорологические, геофизические, астрономические и различного рода справочные данные, предназначенные для использования при решении задач кораблевождения. |
Морские навигационные руководства - официальные издания для мореплавателей, в содержание которых входят правила, наставления, указания либо рекомендации навигационного и правового характера, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия. |
Морские отложения - геологические осадки, образовавшиеся на дне моря или океана. Разделяются на обломочные, накапливающиеся у берегов в процессе их разрушения прибоем волн, органические, возникающие путем скопления остатков организмов, и химические. |
Морские перевозки - перевозки различных грузов и людей, осуществляемые по морских коммуникациям на судах и судах обеспечения ВМФ. Для морских перевозок могут использоваться надводные корабли (в том числе на воздушной подушке, подводных крыльях) и подводные лодки. |
Морские плавучие предостерегательные знаки - плавучие средства навигационного оборудования морей в виде буев или вех, устанавливаемые на якоре для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, рыболовных снастей, мест якорных стоянок. |
МОРСКИЕ ПУТИ - пути следования судов между мор портами. |
Морские сообщения - пути установившегося океанского (морского) судоходства. Включают порты погрузки и разгрузки, а также систему обеспечения судоходства. |
МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ (океанические течения) поступательное движение масс воды (на поверхности или в толще) в океанах и морях. Морские течения обусловлены действием силы трения между водой и воздухом, перемещающимся над поверхностью океана (моря), градиентами давления, возникающими в воде, а также приливообразующими силами Луны и Солнца, на направление течений большое влияние оказывает вращение Земли. Могут быть холодными и теплыми. Оказывают сильное влияние на жизнь Мирового океана и климат. Учитываются при прокладке курса корабля. |
1) собирательный термин, который в широком понимании охватывает все вопросы военно-морской теории и практики, связанные со строительством, подготовкой и действиями ВМФ (ВМС) 2) Система знаний, необходимых военнослужащим для успешного выполнения задач, стоящих перед ВМФ (ВМС). |
МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО - государственный орган, ведавший строительством, материальным обеспечением подготовкой и деятельностью военного флота. Впервые учреждено 8 (20) сентября 1802 под наименованием Министерства морских сил, в 1815 переименовано в Морское министерство. После Великой Октябрьской социалистической революции Морское министерство было подчинено Комитету по военным и морским делам. В дальнейшем работой Морского министерством руководит Верховная морская коллегия, созданная по указанию Совета правительства (1 декабря 1917), которая возглавлялась народным комиссаром по морским делам П. Е. Дыбенко. В феврале 1918 был учрежден Народный комиссариат по морским делам, которому и были переданы функции Морского министерства (с 1923 - Народный комиссариат по военным и морским делам СССР). |
Морское побережье - полоса суши, примыкающая к морю, рельеф которой носит следы взаимодействия с морем. |
Морское сражение - решающая часть операции; совокупность боев и боевых действий на море с участием основных группировок противоборствующих сторон. По целям и видам боевых действий морское сражение может быть наступательным (разновидность - встречное) и оборонительное. Морским сражениям присущи большие массы участвующих сил, решительность в достижении конечной цели, упорство сторон, большой размах и динамичность. |
"Морской астрономический ежегодник" - сборник таблиц с вычисленными на данный год на определенные моменты времени координатами Солнца, Луны, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и 159 наиболее ярких звезд, которые используются в кораблевождении для астрономических наблюдений. Издается ежегодно. |
Морской атлас - специализированное собрание морских карт с пояснительным текстом, объединенных общей программой и изданных в виде тома (нескольких томов) или набора отдельных листов. |
Морской бой - организованные действия соединений (кораблей) воюющих флотов с применением различных средств поражения. Состоит из развертывания сил, их маневра, ударов, атак и контр-атак, выполняемых по единому замыслу командования. Ведется с целью уничтожения противника на море или подавления его способности к сопротивлению. |
Морской генеральный штаб - высший оперативно-стратегический орган управления ВМС некоторых государств. Впервые был создан в России в 1906 и действовал наряду с Главным морским штабом. С августа 1921 Морской генеральный штаб был упразднен и его функции перешли к созданному Морскому штабу Республики, с 1926 - к штабу РККА, а с 1938 - к Главному морскому штабу. В настоящее время он называется Главный штаб ВМФ. |
Морской климат - климат океанов и больших внутренних морей, а также частей материка, находящихся под его воздействием. Характеризуется малой суточной и годовой амплитудой температуры воздуха (6-8°С), повышенной влажностью, относительно большим количеством атмосферных осадков. |
Морской корпус (морской кадетский корпус) привилегированное военно-морское учебное заведение царской России, из которого русский флот в основном комплектовался строевыми морскими офицерами. Основан в Москве в 1699, затем переведен в Петербург (несколько раз менял название). В здании, где находился Морской корпус, ныне Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. |
Морской моделизм - включает проектирование, конструирование, изготовление и испытания действующих и стендовых моделей судов, кораблей и других устройств для научно-технических, спортивных и демонстрационных целей. |
Морской навигационный огонь (навигационный огонь) средство навигационного оборудования морей, представляющее собой световой прибор, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях специальной постройки. |
Морской навигационный створ - створ, образованный средствами навигационного оборудования морей, предназначенный для обеспечения кораблевождения в пределах ходовой части створа. |
Морской охотник - небольшой надводный корабль для поиска и уничтожения подводных лодок противника в прибрежных районах. Снабжались шумопеленгаторами. Широко применялись в 1-ю и 2-ю мировые войны для борьбы с германскими подводными лодками. Впервые начали строиться в США. |
Морской полигон - район моря, выделенный для испытаний боевых и технических средств флота и авиации ВМФ или для проведения боевой подготовки кораблей и самолетов. Морские полигоны могут быть артиллерийские, торпедные, авиационные, гидроакустические, мерной линии, девиационные, для подводных лодок. |
Морской рубеж - условная линия (полоса) на акватории моря (океана), с которой отсчитываются начало (конец) или определенный этап каких-либо действий сил или использования средств (например, линия выявления, линия наблюдения, линия перехода в атаку, пуска ракет). |
Морской устав 1720 - свод правил, в котором определялись организационные принципы русского регулярного флота, метода обучения и воспитания его личного состава. В нем Петр 1 обобщил опыт Северной войны России со Швецией (1700-1721); именовался «Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море». |
Морской флот - собирательное наименование морских (океанских) судов и плавательных средств. Подразделяется на транспортный (торговый), промысловый, экспедиционный. (исследовательский) флоты, а также суда для добычи минеральных ресурсов из недр морского дна и др. В военное время морской флот имеет важное значение для обеспечения деятельности военной промышленности, снабжения вооруженных сил, перевозки войск, является резервом ВМФ (ВМС). |
Морской ценз - порядок прохождения службы офицерами дореволюционного русского флота. Был введен в 1885 существовал до 1913. Морской ценз предусматривал продвижение офицеров по службе только при условии определенного срока плавания на кораблях. |
Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров. |
Моря средиземные - моря, вдающиеся далеко в сушу и соединяющиеся с океаном одним или несколькими проливами. Подразделяются на междуматериковые (например, Средиземное) и внутриматериковые (например, Балтийское). |
МОРЯК - человек, профессией которого является служба в военно-морском или торговом флоте. |
Морянка (моряна, моряник) 1) северный ветер, дующий с моря в устьях рек. 2) Морская вода, нагоняемая в устье рек морским приливом или ветром. 3) Поваренная соль, вывариваемая из морской воды. 4) Юго-восточный ветер (волжский, каспийский). |
Москитный флот - собирательное наименование большого числа малых быстроходных и маневренных боевых кораблей: торпедных катеров, охотников за подводными лодками, катерных тральщиков, высадочных средств, бронекатеров и др. Москитный флот предназначался для проведения внезапной атаки кораблей противника, высадки десантов и т. п. Термин вышел из употребления в ходе 2-й мировой войны. |
Мостик корабельный - помещения в надстройках корабля с приборами и аппаратурой для управления кораблем и его оружием. По месту расположения и назначению подразделяются на носовые, кормовые, ходовые, сигнальные, дальномерные и др. |
Моторесурс - время работы двигателя или другого механизма до их капитального ремонта. Измеряется в часах работы механизма или километрах пробега машин. Устанавливается на основе опыта эксплуатации или путем сравнительных испытаний предшествующих образцов. |
МОТОРИСТ - специалист рядового или старшинского состава по обслуживанию главных или вспомогательных двигателей внутреннего сгорания. |
Мощность взрыва - характеристика разрушительного действия боеприпасов, в которых эффект поражения обеспечивается подрывом заряда взрывчатого вещества. Для морских боеприпасов определяется размерами пробоин, создаваемых в днище или борту корабля, в результате которых он теряет боеспособность, приобретает крен, дифферент или тонет. Мощность взрыва ядерного заряда характеризуется тротиловым эквивалентом. |
Мощность оружия огнестрельного - характеристика результатов стрельбы в единицу времени. Определяется тремя элементами действием (энергией) снаряда (пули) у цели, вероятностью попадания в цель и скорострельностью оружия. |
Мощность судна буксировочная - сила тяги в тоннах на гаке буксирующего судна при буксировке Мощность судна буксировочная находится в прямой зависимости от секундного расхода энергии двигателя (т. е. его мощности), а также кпд двигателя. При данной скорости движения сила тяги уравновешивается силой сопротивления воды, создаваемой как буксиру, так и буксируемому судну, что в конечном итоге при данной мощности двигателя определяет скорость буксировки. Ориентировочно она может быть определена для буксира на стадии его проектирования в опытовом бассейне на модели. |
МУСИНГ - Кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине. |
Мусинги - утолщения (кнопы), сделанные на тросе, служащие опорой для рук и ног при лазании по нему. |
Муссонные течения - поверхностные морские течения Индийского океана, зависящие от муссонов и изменяющие поэтому свое направление по сезонам. |
Муссонный климат - тип климата в области муссонной циркуляции умерен ного пояса (Индия, Индокитай и др ). Зимой, когда муссон дует с суши, стоит ясная и сухая погода, летом, наоборот, муссон дует с океана и приносит много влаги. |
МУССОНЫ - устойчивые сезонные ветры, направление которых резко меняется на противоположное 2 раза в год. Возникают вследствие разницы давления воздуха от неравномерного нагревания суши и моря зимой и летом. Тропические муссоны наиболее хорошо выражены в экваториальной Африке, в северной части Индийского океана, Южной Азии, в северной Австралии и близких к ней районах, нетропические - на Дальнем Востоке, в северо-восточном Китае, Корее и Японии. |
Мушка - передний визир механического прицельного приспособления огнестрельного оружия, размещаемый на его дульной части и служащий совместно с другими узлами прицельного устройства для визуального наведения оружия на цель. |
МУШКЕЛЬ - такелажный инструмент в виде деревянного молотка, боек которого изготовляется из твердых пород дерева. Употребляется при различных такелажных работах (выделке сплесней, огонов и т д ), а также при конопатке деревянных судов. |
МУШКЕТ - ручное огнестрельное оружие с фитильным замком. Появилось в начале 16 в. в Испании, калибр 20-23 мм, дальность стрельбы до 250 м В конце 17 в заменены кремневыми ружьями. В России до начала 19 в кремневые ружья называли мушкетами |
МЫС - часть суши, острым окончанием вдающаяся в море, озеро или реку. |
Мытьевой воды система - санитарно-бытовая система, служащая для подачи пресной воды (холодной и горячей) в судовые бани, душевые, ванные и прачечные Аналогична системе питьевой воды, однако мытьевую воду разрешается также хранить в корпусных цистернах (в ахтерпике, отсеках двойного дна и т д ). На некоторых судах с малым расходом пресной воды система мытьевой и питьевой воды бывает единой. |
МЭНДЕК - название главной палубы |
МЯКОТЬ ПАРУСА - закатанная часть паруса |
МЯТЫЙ ПАР - пар на выходе из паровой турбины, машины или дросселя. Температура и давление мятого пара снижены по сравнению с паром на входе, что связано с превращением части его энергии в механическую работу. Более правильное название - отработавший пар |
Главная |