Толковый военно-морской словарь
Статьи на букву "С" (часть 2, "СИС"-"СТА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СИС"-"СТА")

СИСТЕМЫ ЖИВУЧЕСТИ

Системы живучести - название общекорабельных систем, обеспечивающих восстановление боеспособности корабля после боевых и навигационных повреждений. Включают трюмные системы и пожаротушения систему.

СИСТЕМЫ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

Системы непотопляемости - часть систем живучести, обеспечивающая борьбу за сохранение запаса плавучести и запасов остойчивости. Включают: водоотливную систему, креновую и дифферентную систему, спускную систему и перепускную систему.

СКАМПАВЕЯ

СКАМПАВЕЯ - военное быстроходное судно русского галерного флота 18 в. Предназначалась для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десанта, разведки и охранения при действиях в шхерах. Имела длину до 30 м, 1-2 мачты с косыми парусами, до 18 пар весел, перевозила до 150 чел , вооружение - 1-2 пушки малого калибра.

-------------------

русская малая галера начала XVIII в. для операций в шхерах, имела до 18 пар весел и 1-2 мачты с треугольными парусами, 1-2 пушки малого калибра. Перевозила до 150 человек.

СКАТЫ МИННЫЕ КОРМОВЫЕ

Скаты минные кормовые - специальный настил, являющийся продолжением палубы корабля, с рельсовыми путями, предназначенный для сбрасывания мин при постановке минного заграждения. Скаты морские, выступая за кормовой срез корабля, прикрывают винты, руль и обводы корпуса.

СКАФАНДР

СКАФАНДР - индивидуальное герметичное газо- и водонепроницаемое снаряжение (оболочка, шлем, перчатки, ботинки), обеспечивающее жизнедеятельность и работоспособность человека в неблагоприятных условиях (в загазованных отсеках, при пожаре, под водой, в открытом космосе и т. п.). Различают скафандры вентиляционные (дыхательная смесь поступает из баллонов или от компрессора) и регенерационные (выдыхаемая смесь очищается от углекислого газа, обогащается кислородом и снова поступает в скафандр).

СКЕГ

Скег - конструкция, устанавливаемая по бортам днищевой части корабля (судна) на воздушной подушке, составляющая одно целое с его корпусом и служащая для удержания воздушной подушки с боков.

СКЕГОВОЕ СУДНО

Скеговое судно - корабль (судно) на воздушной подушке, заключенной между погруженными в воду боковыми стенками (скегами) и поперечными воздушными завесами или гибкими ограждениями в носу и корме. Устойчивость судна обеспечивается плавучестью боковых стенок и их стабилизирующими свойствами.

СКЛАДЫВАЮЩИЙСЯ КОРАБЕЛЬНЫЙ АНГАР

Складывающийся корабельный ангар - корабельный ангар, в конструктивном исполнении которого предусмотрено его частичное или полное складывание с целью увеличения площади полетной палубы корабля до размеров, обеспечивающих безопасный взлет и посадку корабельных летательных аппаратов.

СКЛОН ВОЛНЫ

Склон волны - поверхность волны от вершины до подошвы ее.

СКЛОН МАТЕРИКОВЫЙ

Склон материковый - часть морского дна, опускающаяся от бровки материковой отмели (шельфа) к ложу океана или моря (уклон от 4 до 40°).

СКЛОНЕНИЕ

Склонение - дуга небесного меридиана от экватора до некоторой точки на небесной сфере (например, до места светила). Отсчитывается от 0 до 90° к северу (имеет знак + и обозначается буквой N и к югу (имеет знаки - обозначается буквой S. Является одной из координат в экваториальной системе координат.

СКЛЯНКА

СКЛЯНКА - песочные часы. На старинных кораблях около получасовых часов безотлучно стоял вахтенный матрос, который переворачивал их каждые полчаса и отмечал это ударом в судовой колокол. Счет времени начинался с полудня, т. е. с 12 часов, когда били рынды (особый сигнал). В 12 ч 30 мин били в колокол один раз одна склянка, в 1 ч дня два раза (один сдвоенный удар) две склянки и т. д. до 4 ч пополудни, когда били 8 склянок (4 сдвоенных удара), и переворачивали одновременно четырехчасовую и получасовую склянку. Затем в 4 ч 30 мин били один раз и счет начинался сначала.

-------------------

песочные часы; различают четырехчасовые, часовые, получасовые, минутные, полуминутные и четвертьминутные.

СКОБА ЯКОРЯ

СКОБА ЯКОРЯ - скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.

СКОБ-ТРАП

СКОБ-ТРАП - лестница на вертикальной поверхности, выполненная из металлических П-образных скоб. Устанавливаются на мачтах, сходах в шахты, на башнях, дымовых трубах и др.

СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ ОРУЖИЯ

Скорострельность оружия - число выстрелов, которое можно произвести из данного оружия в единицу времени (обычно в 1 мин); одна из основных тактико-технических характеристик оружия, определяющих его мощность и действительность стрельбы. Различают техническую и боевую скорострельность оружия. Техническая скорострельность оружия - наибольшая скорострельность, допускаемая его техническими возможностями. Определяется временем между двумя последовательными выстрелами (временем перезаряжания и производства выстрела). Для автоматического оружия она называется темпом стрельбы и представляет собой наибольшую скорострельность при непрерывном огне. Боевая скорострельность оружия - практически возможная скорострельность в условиях его боевого применения, т. е. с учетом времени на прицеливание, перезаряжание и перенос огня с одной цели на другую; ее часто называют практической скорострельностью оружия. Повышение боевой скорострельности оружия - одно из основных средств обеспечения высокой плотности огня.

СКОРОСТЬ ВОЛНЫ

Скорость волны - скорость перемещения гребня волны в направлении ее распространения.

СКОРОСТЬ КОММЕРЧЕСКАЯ

Скорость коммерческая - скорость, полученная как частное от деления расстояния перехода на время от принятия капитаном транспорта ответственности за груз до момента предъявления груза получателю.

СКОРОСТЬ КОРАБЛЯ

Скорость корабля (скорость хода корабля)

одна из важнейших тактико-технических характеристик, численно равная расстоянию, проходимому кораблем в единицу времени (в узлах - милях в час). Определяется лагом. Замер скорости корабля на испытаниях производится на мерной линии. Для надводных кораблей различают наибольшую (при максимальной мощности энергетической установки, допускается в исключительных случаях), полную (при номинальной полной мощности двигателя), экономическую (при наименьшем расходе топлива), наименьшую (минимальная скорость при сохранении управляемости корабля рулем). Для подводных лодок различают соответственно скорости надводную, подводную и под РДП (устройство для работы дизеля под водой).

СКОРОСТЬ КОРАБЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Скорость корабля экономическая - скорость движения при наименьшем расходе топлива на милю плавания при условии работы лишь механизмов, обеспечивающих поддержание необходимой боевой готовности корабля. В зависимости от вида энергетической установки скорость корабля экономическая колеблется в пределах 0,3-0,7 от скорости полного хода. Скорость корабля экономическая устанавливается на испытаниях корабля прогрессивных для данного проекта корабля.

СКОРОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Скорость погружения подводной лодки - величина изменения глубины погружения подводной лодки в единицу времени, одна из важных тактико-технических характеристик. Различают скорость погружения с поверхности моря (без хода и на ходу) и в подводном положении (только на ходу). Скорость погружения с поверхности исчисляется временем погружения, отсчитываемым от момента открытия клапанов вентиляции цистерн главного балласта до прихода подводной лодки на перископную глубину. Скорость погружения из подводного положения исчисляется временем изменения глубины до заданной. Зависит от конструктивных особенностей подводной лодки, а на ходу - от ее скорости, величины дифферента подводной лодки на нос и других факторов.

СКОРОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

1) надводная - скорость подводной лодки в надводном положении. Обеспечивается у дизель-электрических (дизельных) подводных лодок работой дизелей, у атомных подводных лодок - главной энергетической установки. Учитывая, что основным преимуществом подводной лодки является ее относительная скрытность действий, надводная скорость существенной роли в деятельности подводной лодки не играет,

2) Подводная - скорость перемещения подводной лодки в подводном положении. При достаточной глубине отсутствует волновое сопротивление, что позволяет достигать большей скорости движения при одинаковых с надводным движением энергетических затратах.

СКОРОСТЬ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Скорость полета летательного аппарата - одна из летно-тактических (тактико-технических) характеристик, численно равная расстоянию, пролетаемому летательным аппаратом в единицу времени. Диапазон возможных скоростей полета выбирается при создании летательного аппарата с учетом его типа и назначения, зависит от аэродинамических форм и тяговооруженности. Скорость полета может быть дозвуковой (Маха число М<1), трансзвуковой (МСкорость полета летательного аппарата1), сверхзвуковой (1<М<5) и гиперзвуковой (М>5). Различают также скорости: воздушную, путевую, максимальную, минимальную, крейсерскую, посадочную, отрыва, а также соответствующие максимальной дальности полета, наибольшей продолжительности полета, наибольшей скороподъемности и др. Скорость полета баллистических ракет достигает максимума в конце активного участка траектории, а затем изменение ее происходит как у обычных артиллерийских снарядов.

СКОРОСТЬ СНАРЯДА

Скорость снаряда (пули, мины)

расстояние, пройденное центром масс снаряда (пули, мины) в единицу времени. Измеряется в м/с, иногда Маха числом. У снаряда (пули, мины) наибольшее практическое значение имеет начальная скорость.

СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ

СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ - скорость движения слоя воды, измеряемая в океанах морских милями в сутки, на морях узлами или м/с, в реках км/ч.

СКУЛА СУДНА

Скула судна - место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в носовую или кормовую часть, носовая или кормовая скулы, или в днище бортовая скула.

СКУЛОВЫЙ КИЛЬ

Скуловый киль - киль судна в виде наружной продольной листовой или профильной связи, укрепленной нормально к скуле для уменьшения бортовой качки. Относится к пассивным успокоителям качки. Располагаются в средней части судна и занимают обычно от 1/3 до 2/3 его длины. Ширина (обычно от 0,3 до 1 м) выбирается такой, чтобы скуловой киль не повреждался при швартовке к причалу.

СЛАБИНА

СЛАБИНА - обвислость, провисание, излишек нетуго натянутой снасти. Слабину выбрать - не тянуть снасть, а лишь подтянуть ее провисание. Дать слабину - ослабить снасть, ее натяжение, чтобы она обвисла.

СЛАБИНА ТРОСА

Слабина Троса - провисание, излишек нетуго натянутой снасти.

СЛАБЛИНЬ

См. Славлинь

СЛАВЛИНЬ

Славлинь - тонкий бельный, т. е несмоленый линь, которым шлюпочные паруса пришнуровываются к рангоуту.

СЛАЙДИНГ-ГЕНТЕР

СЛАЙДИНГ-ГЕНТЕР - короткий шест для натягивания паруса на мачте-однодревке. Заменяет гафель. Ходит вверх и вниз по верхней части мачты, чем увеличивает или уменьшает площадь паруса.

СЛАНЬ

СЛАНЬ - съемный днищевой настил в трюме судна, шлюпки и др.

СЛЕД ПОПУТНЫЙ

СЛЕД ПОПУТНЫЙ - то же, что Кильватерная струя.

СЛЕДЯЩИЕ СИСТЕМЫ

Следящие системы - системы автоматического регулирования (управления), воспроизводящие на выходе с определенной точностью входное задающее (управляющее) воздействие. Функционально необходимыми элементами. Следящими системами являются датчик сигнала, усилительно-преобразующие устройства, исполнительное устройство, объект управления и обратная связь. Широко применяются в РЛС сопровождения подвижных целей, системах наведения и т. д. Важным свойством следящей системы является возможность ее дистанционной работы, при которой объект управления может находиться на значительном удалении от датчика сигнала, а его контролируемые параметры и сигналы управления передаются по линиям связи.

СЛЕЖЕНИЕ

1) длительное наблюдение за подводными лодками и надводными кораблями противника в море, осуществляемое силами, находящимися в немедленной готовности к применению оружия. Ведется с целью систематически информировать командование о противнике, сорвать или ослабить его возможные внезапные удары. Осуществляется подводными лодками, надводными кораблями, самолетами и вертолетами с помощью визуальных и технических средств наблюдения. Может быть скрытным и нескрытным, непрерывным и дискретным (с потерями и восстановлениями контакта), одиночным (одиночными кораблями и самолетами) и групповым. Основными объектами слежения являются носители ядерного оружия

2) Режим работы РЛС, обеспечивающий ведение непрерывного наблюдения за движущейся целью при ее сопровождении.

СЛИП

1) сооружение для спуска судов на воду или подъема их из воды на тележках по наклонным рельсовым путям с помощью лебедок и тросов. Применяются при строительстве и ремонте судов

2) Наклонная площадка палубы в корме промыслового судна для подъема трала с уловом рыбы и т. п.

СЛИПЕРС

Слиперс - толстый брус, устанавливаемый внутри кормовой части деревянного судна Предназначен для скрепления транца с набором судна

СЛИПИНГ-ДОК

СЛИПИНГ-ДОК - сооружение для подъема судов на берег по наклонной плоскости с помощью тележек. Различают продольный слипинг-док и поперечный.

СЛОЙ СКАЧКА

Слой скачка - слой в толще морской воды (от нескольких до десятков метров), в котором ее плотность, соленость и температура резко отличаются от аиалогичных характеристик выше- и нижележащих слоев. В слое скачка в результате изменения скорости звука происходит значительное преломление акустических волн и уменьшение их интенсивности на выходе, что снижает эффективность гидроакустического наблюдения. Свойства слоя скачка учитываются в тактике подводных лодок и противолодочных сил.

СЛУЖБА ВОЙСК

Служба войск - повседневная воинская служба, обеспечивающая необходимые условия жизни, учебы и быта войск, соблюдение уставного порядка и поддержания воинской дисциплины в частях и воинских гарнизонах. Организуется и осуществляется соответствующими командирами (начальниками) и штабами на основе положений и требовании общевоинских уставов, наставлении, инструкций, приказов и распоряжений.

СЛУЖБА ВРЕМЕНИ НА КОРАБЛЕ

Служба времени на корабле - одна из функций штурманской боевой части корабля, заключающаяся в определении точного времени хранении его и распространении на командные пункты и боевые посты корабля, а также в обеспечении технической эксплуатации (завод, проверка, регулировка, ремонт) корабельных измерителей времени.

СЛУЖБА КОРАБЕЛЬНЫХ НАРЯДОВ

СЛУЖБА КОРАБЕЛЬНЫХ НАРЯДОВ - повседневная служебная воинская деятельность на кораблях ВМФ предназначенная для поддержания установленной боевой готовности (готовности к походу), распорядка дня, обеспечения внешней и внутренней безопасности корабля, контроля за выполнением всех мероприятий, обеспечивающих его живучесть и обслуживание средств, определяемых потребностью корабля и обстановкой По своему назначению наряды разделяются на корабельные и специальные, а по видам - на дежурство, вахту и наряды на работу. Организация службы корабельных нарядов и руководство ею возлагается на помощника командира корабля.

СЛУЖБА ПОГОДЫ

СЛУЖБА ПОГОДЫ - учреждение, обеспечивающее сведениями о погоде и прогнозами о ее состоянии. В России таким учреждением является Гидрометеорологический научно-исследовательский центр (Гидрометцентр). Некоторые министерства (например, обороны, гражданской авиации) имеют свои гидрометслужбы, работающие в тесном контакте с Гидрометцентром и его местными учреждениями.

СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ КОРАБЛЯ

Служебные помещения корабля - помещения корабля для размещения механизмов, агрегатов, приборов и других технических средств, обслуживание которых связано с присутствием личного состава. В служебных помещениях корабля имеется один или несколько боевых постов (командных пунктов).

СМЕРЧ

Смерч - вихрь, возникающий в грозовом облаке, вращающийся вокруг вертикальной оси и отличающийся большой разрушительной силой. При образовании смерча из низкой темной тучи вытягивается книзу отросток в виде хобота постепенно удлиняющийся. На море под хоботом вода начинает волноваться, как бы кипеть, а затем появляется из воды конус, оба конца соединяются и образуют один крутящийся водяной столб диаметром в десятки и даже сотни метров передвигающийся вместе с тучей. Смерч держится от нескольких минут до 3-4 ч. Чаще наблюдаются в малых широтах. Встреча со смерчем опасна, особенно для парусных судов.

СМЕШАННАЯ СИСТЕМА НАБОРА

Смешанная система набора - набор корабля (судна), в котором преобладают в средней части длины корабля (судна) продольные неразрывные связи, а в его оконечностях (1/4-1/3 длины)- поперечные непрерывные связи. Смешанная система набора была распространена в период применения клепаных соединении деталей и в начале применения сварки. Концентрация напряжений в районе перехода от продольных к поперечным связям приводила к разрушению корпуса, что было существенным недостатком смешанной системой набора.

СМЕШАННОЕ ВОЛНЕНИЕ

Смешанное волнение - волнение, образующееся в результате взаимодействия ветровых волн и зыби.

СМЕШАННЫЙ ПРИЛИВ

Смешанный прилив - приливы с неправильным ходом, сочетающие в себе оба вида приливов суточного и полусуточного. В процессе хода смешанным приливом иногда бывает ложная полная вода - маниха.

СМОТР КОРАБЛЯ

Смотр корабля - форма проверки состояния корабля и его личного состава в ВМФ (ВМС) многих государств. Проводится периодически командиром корабля и его прямыми начальниками для проверки боевой готовности, состояния корабля и его личного состава. Смотр корабля может назначаться заранее (плановый) или проводиться внезапно. Специальный и инспекторский смотры проводят лица, назначенные МО России, Главнокомандующим ВМФ и их заместителями при инспектировании (проверке). Смотр корабля начинается либо с объявления учебной тревоги, либо с «Большого сбора».

СНАБЖЕНИЕ КОРАБЛЕЙ В МОРЕ

Снабжение кораблей в море - пополнение кораблей материальными средствами (боеприпасами, топливом, продовольствием и т. д.) без захода в базы с целью увеличить срок пребывания в море при выполнении боевых или учебных задач. Осуществляется судами снабжения кораблей в назначенных местах (рандеву). В экстренных случаях снабжение может выполняться самолетами (вертолетами) путем сбрасывания контейнеров с грузами вблизи корабля с последующим подъемом на палубу. Вертолеты обычно передают грузы непосредственно на корабль. Снабжение кораблей в море производится на ходу, в дрейфе или на якорной стоянке.

СНАРЯДЫ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ

Снаряды артиллерийские - основные элементы артиллерийских выстрелов, предназначенные для поражения различных целей и выполнения других задач (освещения, задымления, обучения и т. п.). Состоят из корпуса, снаряжения и взрывателя. По конструкции делятся на обычные (активные), получающие движение за счет энергии пороховых газов в канале ствола, и активно-реактивные, которые выталкиваются из ствола как активные снаряды, но получают дополнительную скорость за счет имеющегося в снаряде реактивного заряда. Бывают основного (бронебойные, фугасные, осколочно-фугасные), специального (осветительные, дымовые, химические) и вспомогательного (практические, служащие для практических стрельб, учебные) назначения. По калибру делятся на снаряды малого (20-75 мм), среднего (76-152 мм) и крупного (свыше 152 мм) калибра. Снаряды характеризуются мощностью взрыва, дальнобойностью, безопасностью при стрельбе, стойкостью при хранении и др.

СНАСТИ

Снасти - вырубленные тросы для, применяемые для подъема (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.

СНАСТИТЬ

СНАСТИТЬ - оснащать, снабжать снастями судно, вооружать, накладывать и проводить снасти для управления судном.

СНАСТЬ

СНАСТЬ - всякий трос, применяемый для подъема, уборки парусов, управления ими, а также для поднятия грузов.

СНЕЖУРА

СНЕЖУРА - густая кашицеобразная масса, образующаяся при обильном выпадании снега на охлажденную воду. Снежура быстро смерзается в плотный эластичный покров сравнительно большой толщины, который затрудняет плавание судов.

СНОС КОРАБЛЯ

СНОС КОРАБЛЯ (судна)

отклонение корабля (судна) от заданного курса под действием гидрометеорологических факторов. Различают снос течением, суммарный (ветер, волны, течение), под действием дрейфующих льдов. Снос характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса.

СОГРЕВАТЕЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Согревательный выстрел - специальный выстрел, предназначенный для удаления из канала ствола смазки, инея и ледяной крошки и подогревания ствола и запирающих устройств орудия. Производится с целью подготовки орудия к боевой стрельбе.

СОЕДИНЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Соединение военно-морского флота - определенное число отдельных кораблей (тактических единиц) одного или различных классов, сведенных организационно в одно формирование для целеустремленной боевой подготовки и удобства управления ими в бою (операции). Состав сил соединения ВМФ ориентирован на выполнение характерных для него боевых задач. По признаку родов входящих в них классов кораблей. Соединения ВМФ подразделяются на однородные и разнородные. По своему назначению и боевым возможностям могут быть тактическими и оперативно-тактическими.

СОКРАЩЕННАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛЬБЫ

Сокращенная подготовка стрельбы - один из видов окончательной подготовки, при которой исходные данные для стрельбы определяют с привлечением некоторых приборов или посредством глазомера.

СОЛЕНОМЕР

Соленомер - прибор для определения солености воды. Принцип действия основан на изменении электропроводимости воды с изменением ее солености. Шкала соленомера градуируется в градусах Бранта (один градус соответствует содержанию 10 мг NaCl в 1 л воды).

СОЛЕНОСТЬ МОРСКОЙ ВОДЫ

Соленость морской воды - общее количество всех солей в граммах, растворенных в 1 кг (1000 г) морской воды. Выражается в тысячных долях промилле (0/00). В поверхностных слоях вод океанов соленость колеблется от 32 до 38 0/00. Средняя соленость вод Мирового океана 35 0/00.

СОЛНЕЧНЫЙ КОМПАС

Солнечный компас - прибор, при помощи которого направление меридиана определяется путем непрерывного слежения за небесным светилом (например, Солнцем) с помощью специального устройства.

СОЛНЦЕСТОЯНИЕ

СОЛНЦЕСТОЯНИЕ - момент прохождения центром Солнца точек эклиптики, наиболее удаленных от экватора и называемых точками солнцестояния: 22 июня Солнце проходит точку летнего солнцестояния, 21 или 22 декабря - зимнего, достигая своего максимального склонения 23°27' в течение некоторого времени, остающегося почти неизменным. Долгота дня в северном полушарии вблизи летнего солнцестояния - наибольшая, вблизи зимнего солнцестояния - наименьшая. В южном полушарии в это время наблюдаются соответственно самый короткий и самый длинный день.

СОПЛО

СОПЛО - канал переменного сечения, предназначенный для разгона жидкостей или газов до определенной скорости, придания потоку требуемого направления. Сопло широко используется в технике, в т. ч. военной (в ракетных и воздушно-реактивных двигателях, паровых и газовых турбинах, аэродинамических трубах, в струйных аппаратах и др.).

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЦЕЛИ

Сопровождение цели - непрерывное наблюдение за движущейся целью и определение ее текущих координат и параметров движения (азимута, угла места, высоты, дальности, скорости движения) для обеспечения наведения на нее средств поражения или выбора момента открытия огня по цели. Может быть ручным, полуавтоматическим и автоматическим.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДЫ ДВИЖЕНИЮ КОРАБЛЯ

Сопротивление воды движению корабля (судна)

результирующая гидродинамическая сила (сумма всех сил), действующая на корпус корабля (судна) при его движении по воде. Усилия, создаваемые движителем корабля (судна) при данной скорости уравновешиваются силой сопротивления воды движению корабля (судна). Сила сопротивления воды движению корабля (судна) направлена под углом к горизонту и ее принято разлагать на вертикальную составляющую (вызывает изменение дифферента) и горизонтальную. По своей физической основе горизонтальная составляющая слагается из сопротивления трения и волнового сопротивления. Общая величина сопротивления изменяется в зависимости от скорости движения корабля (судна), растет с увеличением скорости.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРЕНИЯ

Сопротивление трения - сила, обусловленная вязкостью жидкости (газа). Возникает в пограничном слое, где происходит изменение скоростей движения частиц от нуля до скорости набегающего потока. Преодоление сил сцепления между частицами жидкости (газа) создает суммарное усилие, направленное в сторону, противоположную движению. Зависит от величины обтекаемой поверхности, степени ее шероховатости, скорости движения тела и вязкости среды, в которой происходит движение. С увеличением скорости корабля (судна) сопротивление трения растет, но растет медленнее, чем волновое сопротивление, поэтому доля сопротивления трения на больших скоростях составляет от 30 до 10 % от общей силы сопротивления воды движению корабля (судна).

СОРЛИНЬ

СОРЛИНЬ - линь, идущий на шлюпках с навесным рулем от передней части пера руля к транцу и служащий для удержания руля, если он почему-либо соскочил с петель.

-------------------

линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим - к судну. Назначение сорлиня - удержать руль, если он соскочит с петель.

СОРТИРОВКА БОЕПРИПАСОВ

Сортировка боеприпасов - распределение артиллерийских выстрелов и их элементов по партиям, т. е. по таким группам, в которых все они будут одинаковыми по назначению, массе, маркировке, типу взрывателя и т. п. Производится с целью исключить возможность применения боеприпасов не по назначению, обеспечить более высокую кучность боя оружия и удобство введения поправок дальности при полной подготовке установок для стрельбы.

СОСРЕДОТОЧЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ СТРЕЛЬБА

Сосредоточенная артиллерийская стрельба - совместная стрельба нескольких кораблей, маневрирующих совместно, по одной цели.

СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ ОГОНЬ

1) артиллерийский огонь, ведущийся одновременно несколькими батареями, дивизионами или кораблями по одной или группе целей

2) Вид огня стрелкового оружия, ведущегося одновременно несколькими пулеметами, гранатометами, автоматами, одним или несколькими подразделениями по одной цели (объекту).

СПАД УРОВНЕЙ РАДИАЦИИ

Спад уровней радиации - непрерывное уменьшение степени радиоактивного заражения после прекращения выпадания радиоактивных веществ в результате их естественного распада. Данные о спаде уровня радиации используются при оценке радиационной обстановки.

СПАРДЕК

1) название палубы верхней на трехпалубных (спардечных) судах

2) Платформа средней надстройки.

-------------------

верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.

СПАРЕННАЯ УСТАНОВКА

Спаренная установка - пулеметно-пушечное автоматическое оружие, включающее два пулемета или автоматические пушки (два одноствольных либо один двуствольный автомат), смонтированные на едином основании и имеющие общие прицельные устройства и механизмы наводки. Создаются для повышения эффективности стрельбы по скоростным воздушным целям за счет увеличения боевой скорострельности. Применяются для ПВО войск и кораблей. Могут использоваться для стрельбы по наземным и надводным целям, а также как оружие авиации. На кораблях и самолетах спаренные установки устанавливаются стационарно.

СПАСАТЕЛЬНАЯ РАКЕТА

СПАСАТЕЛЬНАЯ РАКЕТА - специальная ракета, служащая для переброски на берег или другой корабль линя, посредством которого в случае аварии подают, например, буксирный трос.

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО - судно специальной постройки, предназначенное для оказания помощи кораблям (судам), терпящим бедствие в море, а также выполнения судоподъемных и подводных работ. В состав оборудования спасательного судна входят водолазные колокола, подъемное оборудование, мощная тральная лебедка, стационарные и переносные пожарные и водоотливные насосы большой производительности, компрессоры. На спасательных судах имеется оборудование для выполнения сварочных корпусных работ и станочное оборудование. В качестве главной энергетической установки на спасательных судах применяются дизели или газовые турбины. Спасательные суда обладают хорошей мореходностью и большой автономностью плавания.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - технические средства для спасения личного состава при морских авариях. Входят в снабжение кораблей и судов, подразделяются на коллективные спасательные средства и индивидуальные спасательные средства.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЭКИПАЖЕЙ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Спасательные средства экипажей подводных лодок - устройства и приспособления для самостоятельного выхода личного состава затонувшей подводной лодки. Делятся на коллективные (всплывающие камеры на 20 человек и более, всплывающие отсеки и т. п.) и индивидуальные (гидрокомбинезоны, изолирующие дыхательные аппараты для выхода из подводной лодки через шлюзовые камеры, входные люки и торпедные аппараты).

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ВОЙСК

Специальная обработка войск (сил)

комплекс организационно-технических мероприятий, включающих строго регламентированное по месту и времени проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции личного состава, оружия, техники, средств защиты и обмундирования, составная часть ликвидации последствий применения оружия массового поражения (химического, биологического, ядерного и др). Имеет целью сохранение и восстановление боеспособности войск (сил флота), подвергшихся заражению отравляющими, радиоактивными веществами и бактериальными средствами, снижение вероятности поражения личного состава и обеспечение выполнения поставленных задач без средств защиты. Может быть частичной и полной.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Специальные профилактические мероприятия - меры, предпринимаемые для повышения устойчивости личного состава к ионизирующим излучениям, воздействию отравляющих веществ и боевых биологических средств. Заключаются в применении противорадиационных препаратов, антидотов, а также средств экстренной специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний.

СПИНАСА

СПИНАСА - небольшое парусно-гребное судно. Были распространены в 16-17 вв. Имели длину до 44 м, плоскую корму, три мачты и три паруса, но ходили и на веслах.

СПИННАКЕР

Спиннакер - добавочный треугольный парус из парашютной ткани на спортивных парусных судах. Применяется для увеличения скорости яхты, идущей полным ветром. Площадь спиннакера при обмере парусности не учитывается, но его размеры ограничены правилами.

СПЛАВНЫЕ СУДА

СПЛАВНЫЕ СУДА - несамоходные суда для транспортировки грузов по течению реки.

СПЛЕСЕНЬ

СПЛЕСЕНЬ - соединение троса в месте разрыва или сращивание двух тросов одинаковой толщины. Различают длинный и короткий сплесень.

-------------------

соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.

СПОНСОН

СПОНСОН - участок верхней палубы, выступающий за линию борта корабля. На кораблях броненосного флота на спонсоне размещались орудия универсальной артиллерии. Спонсон имеется на современных авианесущих кораблях в виде выступающей части палубы угловой.

СПОРТИВНЫЕ СУДА

СПОРТИВНЫЕ СУДА - моторные, парусные и гребные суда, предназначенные и приспособленные для гонок, состязаний, прогулок, занятий спортом и водного туризма. Гребные спортивные суда подразделяются на учебные шлюпки для гребли, байдарки и академические гребные суда. Парусные спортивные суда делятся на три основные группы: гоночные яхты, крейсерские яхты и шлюпки, используемые для парусных и гребных гонок, для учебных целей и туризма. Парусные спортивные суда различаются по конструкции корпуса, форме его обводов. Моторные спортивные суда (скутера и моторные катера) по назначению делятся на учебные, гоночные и туристские. Спортивные суда смешанного типа обычно каютного типа, с внутренними помещением применяются в основном для туризма.

СПРЯМЛЕНИЕ КОРАБЛЯ

Спрямление корабля - изменение аварийного крена дифферента корабля и восстановление его остойчивости до величин, обеспечивающих безопасное плавание корабля и эксплуатацию его боевых и технических средств. В зависимости от характера повреждения корпуса, количества принятой воды и района затопления спрямление корабля осуществляется за счет перемещения грузов (перекачки, перепуска запасов воды или топлива) или за счет контрзатоплении с использованием рекомендаций таблиц непотопляемости.

СПУСК КОРАБЛЯ НА ВОДУ

Спуск корабля на воду - процесс перевода корабля из положения на поддерживающих опорах в положение на плаву. Осуществляется после окончания постройки корпуса, ремонтных и других работ, связанных с докованием корабля. По принципу используемых сил подразделяется на гравитационный спуск корабля на воду, методом всплытия в доке и методом перетягивания корабля по наклонной плоскости при помощи лебедок. Спуск корабля на воду малого водоизмещения (катеров) может осуществляться подъемным краном.

СПУСКНАЯ СИСТЕМА

Спускная система - трюмная система, предназначенная для удаления воды самотеком из верхних помещений корабля (судна) в нижние, в которых имеются водоотливные и осушительные средства.

СПУСКОВАЯ МАССА КОРАБЛЯ

Спусковая масса корабля - масса корабля, подготовленного к спуску. Зависит от степени насыщения корабля комплектующими изделиями к моменту спуска (колеблется от 70 до 100 % водоизмещения). Спусковая масса корабля определяется прочностными характеристиками спускового устройства и механическими характеристиками состава, обеспечивающего скольжение (насалку) спусковых полозьев по стапельным дорожкам.

СПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО

СПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО - специальное устройство, предназначенное для быстрого и безаварийного спуска на воду строящегося или ремонтируемого на стапеле корабля (судна).

СПУСКОВЫЕ ПОЛОЗЬЯ

СПУСКОВЫЕ ПОЛОЗЬЯ - опорная часть конструкции спусковою устройства, движущаяся по спусковым дорожкам стапеля. Представляют собой брусья из твердых пород дерева, прочно соединенных между собой, размещаются двумя-тремя участками под корпусом корабля.

СПУСТИТЬСЯ

Спуститься - отойти от линии ветра, увеличивая угол между направлением ветра и курсом корабля (судна).

СПУТНИКОВАЯ СУДОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ АППАРАТУРА

Спутниковая судовая навигационная аппаратура - судовая аппаратура, предназначенная для определения координат судна по сигналам навигационных спутников.

СРЕДСТВА ЗРИТЕЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Средства зрительного наблюдения - оптические приборы, предназначенные для увеличения дальности видимости зрительного наблюдения. К этим приборам относятся: бинокли, стереотрубы, дальномеры, визиры.

СРОК БОЕВОЙ СЛУЖБЫ МИН

Срок боевой службы мин - время, в течение которого поставленные в море или реке мины сохраняют свою боеспособность.

"СРОЧНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ"

"Срочное погружение" - команда, подаваемая командиром подводной лодки или вахтенным офицером для перехода в кратчайший срок лодки из надводного или позиционного положения в подводное. Выполняется при заполненной цистерне быстрого погружения, которая продувается после достижения подводной лодки глубины, безопасной от таранного удара (обычно 30 м).

СРУБАТЬ

Срубать (срубить)

убрать, завалить, снять. «Срубать мачты» значит убрать поставленные на шлюпке мачты; «Срубать рангоут» - вынуть на шлюпке мачты из степсов, убрать бушприт и гик, скатать паруса и все уложить на середину банок, завернув в рангоутный чехол; «Срубать флагшток (гюйсшток)» - снять, убрать.

СТАБИЛИЗАТОР

1) устройство для автоматического поддержания заданного значения параметров в определенных пределах при изменяющихся внешних воздействиях. Одним из примеров применения стабилизатора является создание стабилизированных платформ артиллерийских установок корабля, используемых в условиях качки.

2) Часть горизонтального оперения самолета в виде крыла в хвостовой его части. Обеспечивает продольную устойчивость полета

3) Обтекаемая пространственная конструкция, аналогичная крылу, возвышающаяся над верхней палубой или надстройкой и предназначенная для обеспечения продольной устойчивости кораблей (судов) на подводных крыльях и кораблей (судов) на воздушной подушке.

СТАБИЛИЗАТОР ГЛУБИНЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Стабилизатор глубины подводной лодки - устройство для автоматического удержания удифферентованной подводной лодки на заданной глубине погружения без хода. Использовались на дизельных подводных лодках послевоенной постройки для экономии электроэнергии при выполнении ими задачи обнаружения надводных кораблей и подводных лодок противника в заданном районе (на заданном рубеже). Включал чувствительный элемент, действующий от глубиномера, и исполнительное устройство, обеспечивавшее осушение или прием забортной воды в уравнительную цистерну (для поддержания плавучести подводной лодки, соответствующей заданной глубине погружения). Подобные устройства используются и на современных подводных лодках.

СТАБИЛИЗАЦИЯ

Стабилизация - приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния. Стабилизация оружия - автоматическое удержание в пространстве углового положения наведенного на цель ствола орудия (направляющих пусковых установок, ракет) независимо от колебания корпуса корабля при движении, существенно повышает точность стрельбы (пуск ракет) на ходу.

СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА

Стабилизированная артиллерийская установка - артиллерийская установка, у которой система наведения орудия для стрельбы при значительной качке корабля автоматически осуществляется в трех плоскостях вертикальной, горизонтальной и по оси цапф.

СТАКСЕЛИ

СТАКСЕЛИ - косые паруса треугольной формы.

СТАКСЕЛЬ

Стаксель - парус треугольной формы. Ставится впереди фок-мачты, между фок- и грот-мачтами, между грот- и бизань-мачтами.

СТАЛЬНОЙ ТРОС

Стальной трос - трос, свитый из стальной проволоки диаметром от 0,2 до 3 мм. Вырабатываются диаметром до 66,5 мм, длиной 250-750 м и более. Имеет относительное удлинение не более 3 % (это недостаток, т. к. при резких рывках стальной трос рвется).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная