Толковый военно-морской словарь
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАЙКА

Чайка - беспалубный плоскодонный челн запорожских казаков XVI - XVIIвв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Челн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар весел, но совой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4-6 фальконетов (пушки калибром 30 мм).

-----------------------------------

1) речное судно запорожских казаков 1617 вв. для военных походов по Днепру и в прибрежной зоне Черного моря. Длина до 20 м, ширина и высота до 4 м, имела до 15 пар весел и мачту с парусом, вооружение до 4 небольших орудий. Днище «Чайки» выдалбливалось из ствола дерева, борта были из досок, имела острую корму и нос

2) Небольшие суда в странах Средиземноморья.

ЧАКИ

1) короткие доски, которыми обшиваются шпации внутри судна между шпангоутами

2) Короткие доски палубного настила, устанавливаемые в промежутки, образованные продольными и поперечными досками.

ЧАРТЕР

ЧАРТЕР - договор о морской перевозке грузов с условием предоставления отправителю всего судна его части или определенных помещений.

ЧАСОВОЙ

ЧАСОВОЙ - вооруженный караульный выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста. Является лицом неприкосновенным его права и личное достоинство особо охраняются законом. Обязанности часового и порядок несения им службы определяются Уставом гарнизонной и караульной служб и конкретизируются в табеле постам.

ЧАСТИ СВЕТА

Части света - регионы суши Земли включающие материки или их крупные части вместе с близлежащими островами. Обычно выделяют шесть частей суши - Европу, Азию, (один материк Евразия), Африку, Австралию, Америку (два материка Южная Америка и Северная Америка), Антарктиду, иногда Океанию. Деление суши на части света сложилось исторически, его не следует смешивать с делением на материки, а также на Старый и Новый Свет.

ЧАСЫ МОРСКИЕ

ЧАСЫ МОРСКИЕ - прибор для точного измерения времени на кораблях (судах). Имеют часовую и минутную стрелки. Заводятся раз в неделю в определенный день, сверяются с хронометром ежедневно до подъема флага специально расписанным матросом (старшиной) из личного состава боевой части корабля (БЧ-1). Прикрепляются к переборкам во внутренних помещениях корабля, ставятся по поясному (судовому) времени.

ЧЕЛН

Челн - гребная лодка из досок или цельного ствола дерева, обычно без киля, с острым носом и тупой кормой. Длина челнока

от 33,5 до 67 м и более. Иногда имел съемную мачту с небольшим парусом. Использовался для рыбной ловли и переправ на реках.

ЧЕЛНОК

См. Челн

"ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ"

"ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ" - команда подаваемая на корабле при обнаружении человека за бортом. В случае падения человека за борт командир корабля в мирное время принимает все меры к спасению упавшего за борт и покидает район после того, как полностью исчерпает меры спасения упавшего. В военное время он действует сообразно с обстановкой.

ЧЕЛОВЕКО-ТОРПЕДА

Человеко-торпеда - подводный аппарат, управляемый человеком и предназначенный для поражения крупных кораблей и гидротехнических сооружений противника, а также для скрытной доставки водолазов-разведчиков и подводных диверсантов. Во 2-й мировой войне использовались Англией, Германией, Италией. Доставлялись в район действий на подводных лодках. Конструкция человеко-торпеды предусматривала возвращение водителя на подводную лодку. В японском флоте человеко-торпеды направлялась в цель водителем, погибавшим при взрыве. Современные человеко-торпеды входят в состав подводных диверсионных средств флотов ряда стран.

ЧЕМОДАН МАТРОССКИЙ

Чемодан матросский - специально сшитый парусиновый мешок со шнуровкой для хранения вещей матросов на корабле. Различают большой и малый чемоданы морские.

"ЧЕРПАТЬ БОРТОМ"

"Черпать бортом" - принимать воду бортом при больших размахах во время качки или при крутых поворотах на спортивных судах, когда создаются большие крены.

ЧЕТВЕРКА

См. Четырехвесельный ял

ЧЕТЫРЕХВЕСЕЛЬНЫЙ ЯЛ

Четырехвесельный ял - шлюпка с четырьмя веслами, обычно вальковыми, иногда с распашными.

ЧИК-БЛОКИ

ЧИК-БЛОКИ - планки со шкивами у топа фор- и грота-стеньги.

ЧИКСЫ

1) на больших старинных парусниках два боковых бруса, являвшиеся частями составных по толщине деревянных мачт. В верхней части мачт под топом в чиксы врезались кронштейны из целого куска дуба, называвшиеся чиксовыми кницами, поддерживающие марсы

2) На современных парусных спортивных судах прикрепленные к мачте бруски с углублением для троса, удерживающие от сползания вниз надетые на мачты огоны вант, штагов и блоков.

-------------------

наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов.

"ЧИСТ ЯКОРЬ"

"Чист якорь" - доклад с бака на мостик корабля (судна) при съемке с якоря. Доклад делается, как только якорь покажется из воды, и означает, что якорь при подъеме не зацепил за якорную цепь, за подводный кабель и т. д.

ЧИСТКА ОРУЖИЯ

Чистка оружия - удаление порохового нагара, коррозии, пыли, грязи и старой смазки со всех частей оружия. Является важным мероприятием по содержанию оружия в исправном состоянии, постоянно готовым к боевому применению. Порядок и периодичность чистки оружия устанавливаются нормативной документацией. Осуществляется личным составом, за которым закреплено оружие в специально отведенных местах под руководством офицеров и старшин (сержантов).

"ЧИСТО ЗА КОРМОЙ"

"Чисто за кормой" - доклад с кормы при съемке корабля (судна) со швартовых (якоря, бочки). Доклад делается перед дачей заднего хода и означает, что за кормой нет плавсредств, плавающих предметов и других опасностей.

ЧИСТЫЙ ГОРИЗОНТ

ЧИСТЫЙ ГОРИЗОНТ - понятие означает, что на горизонте не наблюдаются корабли (суда), плавающие предметы и низколетящие летательные аппараты.

ЧТЕНИЕ КАРТ

ЧТЕНИЕ КАРТ - умение понимать все надписи, условные обозначения на карте и ясно представлять местность, рельеф дна и всю навигационную обстановку на море.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная