Война и мир в терминах и определениях (словарь)
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ (БАЛАНС СИЛ)

ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ (БАЛАНС СИЛ) - уравновешенность войск (сил флота) и обычных вооружений противостоящих государств (их коалиций) по интегральным характеристикам их боевой мощи и боевым возможностям в определенном регионе мира.

Под стратегическим паритетом ("равенством в мускулах") понимается примерная количественно-качественная симметрия противостоящих сторон в силах и средствах для ведения вооруженной борьбы, прежде всего, в ядерных и обычных высокоточных видах оружия.

Характеризуется примерным равенством:

-стратегических ядерных сил;

-сил общего назначения;

-степени боеготовности и боеспособности ВС;

-условий развертывания войск и сил флота;

-мобилизационных и оборонных производственных возможностей;

-защищенности военных объектов и эффективности систем управления войсками и оружием.

До ХХI века стратегический паритет военными кругами ведущих государств мира, в том числе и СССР, признавался основным критерием достаточности военных потенциалов сторон, важнейшим стратегическим фактором сдерживания агрессии. В то же время он стал основным стимулятором военно-технического соревнования великих ядерных держав в годы "холодной войны".

ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ В СИЛАХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ В СИЛАХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ - примерное равенство количества, состава, качественного состояния, боеготовности, боеспособности в решении стратегических, оперативных и тактических задач в различных условиях вооруженной борьбы с применением обычных сил и средств. Определяется как в суммарном составе, так и по отдельным видам ВС: сухопутным войскам, ВВС и ВМФ.

Обеспечивается пропорциональным количественно-качественным развитием видов ВС, родов войск, модернизацией ВВТ, функциональной межвидовой увязкой сил и средств, минимальным временем устранения дисбаланса в тех или иных силах и средствах ВС, отсутствием, так называемых, стратегических и технологических «прорывов».

Стратегические «прорывы», как правило, связаны с коренными преобразованиями в ВС, изменениями в их структуре, боевом составе, распределении по ТВД и в способах применения. Примером таких «прорывов» явилось в прошлом создание воздушно-десантных войск, крупных бронетанковых сил, полная механизация армии, разработка принципов глубокой операции.

Технологические прорывы вызываются применением качественно новых военных технологий, которые позволяют на порядок повысить эффективность боевого применения военной техники и оружия. В ХХ веке, например, они были связаны с созданием ядерного, ракетного, высокоточного оружия, средств РЭБ и АСУ. В перспективе они могут явиться следствием создания оружия на новых физических принципах, ядерного оружия «четвертого поколения», реализации программы полномасштабной ПРО и других средств борьбы.

В интересах обеспечения международной стабильности и безопасности государств важно на договорной основе исключить возможность реализации таких «прорывов» в военно-техническом оснащении ВС сторон или, по крайней мере, ограничить развертывание принципиально новых средств. Если достичь этого невозможно, то не упустить время для создания средств их нейтрализации или аналогичных (паритетных) средств войны.

ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ

ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ - обладание противостоящими друг другу государствами (их коалициями) схожими боевыми возможностями стратегических ударных (наступательных - по терминологии США) ядерных и стратегических оборонительных сил, а также средств обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации. Характеризуется идентичным потенциалом для осуществления ядерного нападения и нанесения неприемлемого ущерба противнику, отражения его ударов и снижения их эффективности.

Обеспечивается примерным равенством:

-числа стратегических баллистических ракет наземного базирования, ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;

-степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;

-информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, а также систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны.

Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны, особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными высокоточными неядерными средствами.

Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады».

Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.

В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных боеприпасов, средств их доставки (носителей) и систем управления. Их наличие обеспечивает каждой стороне (при осуществлении разоружающего, ответно-встречного или ответного удара) нанесение противнику гарантированного (заданного) «неприемлемого ущерба». Этот уровень должен рассчитываться и обеспечиваться с учетом имеющихся у сторон средств противоракетной обороны, оперативной готовности, мобильности и боевой устойчивости ударных (наступательных) средств всех видов базирования, боевой живучести ядерных средств и их средств боевого управления.

ПВО АРМЕЙСКАЯ ЗОНА

ПВО АРМЕЙСКАЯ ЗОНА - зона действия оперативного объединения войск ПВО бывшего СССР. Предназначалась для прикрытия от ударов с воздуха важных административно-политических центров, промышленных районов, группировок войск и объектов в пределах установленных для нее Генштабом границ. Состояла из дивизий и корпусов. Обеспечивала отражение воздушного нападения противника с одного-трех воздушных операционных направлений. В начале ХХI века в связи с военной реформой и сокращением ВС Российской Федерации войска ПВО организационно вошли в состав ВВС и обеспечивают прикрытие зон, районов и важных объектов страны.

ПВО ОБЪЕДИНЕННАЯ СИСТЕМА

ПВО ОБЪЕДИНЕННАЯ СИСТЕМА - коалиционная система ПВО государств-участников блока. До 1991 г. существовала в блоке государств ОВД, затем распалась и вновь воссоздается, но только в масштабах СНГ. В начале ХХI века сохраняется в НАТО, охватывая всю Западную Европу, и состоит из четырех зон:

-Северной (оперативный центр - Колсос, Норвегия);

-Центральной (оперативный центр - Брюнсон, Нидерланды);

-Южной (оперативный центр - Неаполь, Италия);

- Атлантической (оперативный центр - Станмюр, Великобритания).

Зоны разделены на районы и секторы. Основу обороны составляют зенитные ракетные комплексы и истребительная авиация ПВО, автоматизированная система управления «Нейдж», предназначенная для централизованного оповещения командования о воздушной обстановке, наведения боевых средств ПВО на воздушные цели.

Система тесно взаимодействует с системой ПВО американского континента «Норад», а также с французскими, испанскими, португальскими национальными системами ПВО и корабельными средствами противовоздушной обороны 6-го флота США в Средиземном море. В начале ХХI века перестраивается в связи с изменением общей обстановки в мире.

ПЕДАГОГИКА ВОЕННАЯ

ПЕДАГОГИКА ВОЕННАЯ - составная часть общей педагогики и область военной науки. Изучает закономерности обучения, воспитания и психологической закалки военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к выполнению боевых задач, определяет принципы, формы и методы учебно-воспитательного процесса.

Как область научно-практических знаний тесно связана с оперативной, мобилизационной и боевой подготовкой, военной психологией. Дает руководящие установки командному составу и штабам по организации всех видов подготовки войск (сил флота) и их боевого применения.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕВОД ВС НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕВОД ВС НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - начальный этап стратегического развертывания ВС, процесс их реорганизации в соответствии с требованиями войны. Включает приведение ВС в высшие степени боевой готовности с их отмобилизованием, приведение объединений, соединений и частей в полную боевую готовность.

Может осуществляться поэтапно или одноразово, для всех ВС или их части, по районам и направлениям. Решение на указанные действия принимается высшим политическим руководством государства и реализуется через министерство обороны.

ПЕРЕВОД ВС С ВОЕННОГО НА МИРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕВОД ВС С ВОЕННОГО НА МИРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - процесс реорганизации ВС после окончания войны. Включает сокращение ВС до установленного уровня, демобилизацию личного состава, перевод объединений, соединений и частей на штаты мирного времени, консервацию техники и вооружения, реорганизацию органов управления и обеспечения, организацию службы и подготовки войск (сил флота) в соответствии с условиями и требованиями мирного времени. Может осуществляться в короткие сроки или последовательно, по этапам, в течение продолжительного времени.

ПЕРЕВОД ВС С МИРНОГО НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕВОД ВС С МИРНОГО НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - процесс приведения ВС в высшие степени боевой готовности, их отмобилизования, доукомплектования до штатов военного времени, частичной реорганизации с учетом требований войны и завершения подготовки войск (сил флота) к ведению военных действий. Может осуществляться постепенно, с введением промежуточных степеней готовности или сразу в полную боевую готовность с отмобилизованием (См. также ПЕРЕВОД ВС НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ).

ПЕРЕВОД ХОЗЯЙСТВА НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕВОД ХОЗЯЙСТВА НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - процесс перестройки всех отраслей хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, здравоохранение и т.п.) для наиболее полного обеспечения потребностей страны и вооруженных сил в угрожаемый период и в условиях войны.

Включает частичную или полную мобилизацию экономики, перевод промышленности на расширенное производство продукции по «планам военного времени», перестройку сельского хозяйства с учетом военной обстановки и отвлечения значительной части трудовых ресурсов в вооруженные силы, подчинение деятельности транспорта, связи, здравоохранения, науки, культуры и просвещения интересам войны.

Предполагает радикальное изменение всей структуры производства, реконверсию и перевод в военный сектор значительной части гражданского сектора экономики, установление особого режима его работы, перераспределение трудовых, энергетических и топливных ресурсов, реорганизацию управления всем хозяйственным комплексом государства, усиление его защиты.

Основными задачами перевода экономики на военное положение являются обеспечение защищенности основных его объектов от ударов противника, в том числе путем проведения мероприятий по гражданской обороне, организация дублирующих производств основной военной продукции, развертывание производства «легко воспроизводимых» образцов ВВТ, расширение ремонтной базы. (См. ПЕРЕВОД ВС НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ).

ПЕРЕВОД ХОЗЯЙСТВА С ВОЕННОГО НА МИРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕВОД ХОЗЯЙСТВА С ВОЕННОГО НА МИРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - процесс обратной экономической мобилизации, постепенный перевод хозяйства на расширенное производство гражданской продукции и услуг, а также на сокращение военного производства в соответствии с государственными программами (планами), потребностями внутреннего и внешнего рынков государства.

Сопровождается крупномасштабной реорганизацией практически всех основных секторов экономики, форсированными темпами конверсии военной промышленности, сокращением состава ВС, восстановлением разрушенных в ходе войны гражданских и промышленных объектов. (См. ПЕРЕВОД ВС С ВОЕННОГО НА МИРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ).

ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ - объективно необходимый процесс (цикл) смены или замены значительной части находящегося в войсках и на флотах морально устаревающего или физически изношенного оружия, военной техники, военного имущества на новое или модернизированное.

Носит планомерный характер, зависящий от уровня развития вооруженных сил и вооружений вероятного противника, его подготовки к войне, а также от военно-экономических (научных, технических, производственных, ресурсных) возможностей государства. Осуществляется, как правило, в соответствии с программой военно-технического строительства ВС по двум взаимодополняющим направлениям:

-посредством вывода из боевого состава оружия, военной техники и имущества и замены (смены) их на новое (модернизированное);

-посредством модернизации оружия, военной техники, капитальных военных объектов в войсках и на флотах путем замены (смены) или доработки их составных элементов (систем, агрегатов, узлов, и т.п.).

В современных условиях цикл перевооружения обычно составляет 7-12 лет и имеет тенденцию к удлинению, что обусловлено ростом технической сложности военной продукции и, как следствие, удлинением сроков ее разработки и испытаний, а также растущими экономическими затратами на ее разработку, производство и обслуживание.

Как свидетельствует мировая практика, продолжительность разработки некоторых систем и комплексов ВВТ (самолетов, зенитных ракетных средств ПВО, подводных и надводных боевых кораблей и т.п.) увеличилась в 70-80 годах ХХ века в два-три раза, закупочные цены на основные виды ВВТ возросли в четыре-пять раз, расходы на эксплуатацию ВВТ возросли в пять и более раз по сравнению с 40-50 годами.

Темпы роста этих факторов, значительно опережающих темпы роста военно-экономических возможностей любого государства, объективно вынуждают его к численному сокращению ВС и разработке, наряду со сложной и, как следствие, дорогостоящей, сравнительно простой, в том числе легко воспроизводимой в военное время военной продукции.

Вместе с тем ряд государств, прежде всего США, Япония, Великобритания, осуществив значительные вложения средств в технологии исследований, разработок и подготовки производства, широко применяя компьютерные технологии осуществления этих видов творческой и организационной деятельности, смог резко сократить время инновации (от появления идеи до появления серийного образца) многих изделий ВВТ.

В итоге тенденция удлинения сроков разработки была сломлена. Одновременно достигнут и экономический эффект.

ПЕРЕГОВОРЫ ВОЕННЫЕ

ПЕРЕГОВОРЫ ВОЕННЫЕ - контакты между государствами в мирное время, в основе которых лежит обсуждение военных вопросов, в том числе направлений совместной деятельности ВС сторон, оснащения ВС сторон вооружением и военной техникой. В военное время военные переговоры между противоборствующими сторонами могут быть связаны с условиями прекращения военных действий.

Военные переговоры могут быть двусторонними и многосторонними, одноразовыми и многократными. Как правило, успешные военные переговоры завершаются подписанием соглашения или договора по обсуждаемым проблемам.

ПЛОТНОСТЬ ВОЙСК, СИЛ И СРЕДСТВ

ПЛОТНОСТЬ ВОЙСК, СИЛ И СРЕДСТВ - степень насыщенности района операции или определенного операционного направления (участка) войсками и военной техникой, исчисляемая средним числом соединений, сил и средств на 1 км фронта. Является показателем уровня массирования войск, сил и средств, а также одним из важнейших расчетных критериев при планировании операций и боевых действий.

Различают потребную и реальную плотность. Потребная плотность определяется штабом на основе оценки обстановки, подсчета соотношения сил и средств во всей полосе, назначенной оперативному объединению, и на направлениях ударов (сосредоточения основных усилий). Реальная плотность устанавливается, исходя из фактических возможностей войск, сил и средств. При этом отдельно рассчитывается плотность в общевойсковых соединениях, по артиллерии, танкам, авиации (в расчетных единицах).

В ряде случаев определяется также тактическая плотность войск, сил и средств, исчисляющаяся по составу войск, сил и средств первого эшелона, развернутых в очередной полосе на 1 км фронта.

ПОБЕДА

ПОБЕДА - успешный итог войны, военной операции, военной кампании или сражения для одной из противоборствующих сторон. Характеризуется разгромом или капитуляцией противника, полным подавлением его способности к сопротивлению.

Победа в крупномасштабной войне приобретает всемирно-историческое значение, а память о ней становится одним из ключевых элементов национального самосознания победившей нации.

ПОДГОТОВКА БОЕВАЯ

ПОДГОТОВКА БОЕВАЯ - система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, частей и соединений всех видов ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с предназначением. Главная цель боевой подготовки - повышение боеспособности и боевой готовности войск (сил флота), выработка у военнослужащих необходимых качеств для ведения успешных боевых действий.

Включает одиночную подготовку солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и офицеров войскового звена, подготовку подразделений и частей, слаживание частей и соединений, командирскую подготовку офицерского состава и подготовку штабов, служб и органов управления.

Охватывает ряд дисциплин. Важнейшие из них: тактическая, огневая, тактико-специальная, специальная, физическая, строевая и другие виды подготовки. Содержание и общая направленность боевой подготовки определяются военной доктриной государства, вероятным характером возможной войны, требованиями боевых уставов, наставлений и руководств, учебными курсами, приказами, планами, программами.

К основным формам боевой подготовки относятся теоретические и практические занятия, групповые упражнения, учебные сборы, показные и инструкторские методические занятия, тактические и специальные маневры и учения различных родов войск.

Главное требование к боевой подготовке - ее приближение к боевой действительности (учить войска тому, что необходимо на войне), системность, высокое качество, организованность, постепенный переход от простого к сложному, сочетание обучения и воспитания в едином учебном процессе и др.

Эффективность боевой подготовки определяется ее тщательным планированием, всесторонней творческой подготовкой каждого занятия и учения, развитой современной материально-учебной базой, умелым использованием обучающей аппаратуры, тренажеров, средств объективного контроля и т.п.

ПОДГОТОВКА ВОЙСК (СИЛ ФЛОТА) К ПРЕДСТОЯЩИМ ОПЕРАЦИЯМ

ПОДГОТОВКА ВОЙСК (СИЛ ФЛОТА) К ПРЕДСТОЯЩИМ ОПЕРАЦИЯМ - комплекс мероприятий по обеспечению боевой готовности и непосредственной подготовки органов управления, объединений, соединений, частей и кораблей к выполнению предстоящих задач.

Включает совершенствование их боевой выучки применительно к предстоящим условиям действий, отработку способов отражения первых ударов, а также порядок осуществления мер по повышению боеготовности и боеспособности объединений, соединений, частей, подразделений и кораблей, доукомплектованию их личным составом, оружием и боевой техникой, доведению запасов материальных средств до установленных норм, подготовку оружия и военной техники к боевому применению, боевое слаживание частей и соединений, принятие решений на всех уровнях, конкретное планирование боевых действий, доведение задач до исполнителей, организацию взаимодействия всех видов обеспечения и управления

ПОДГОТОВКА ВС ПОВСЕДНЕВНАЯ

ПОДГОТОВКА ВС ПОВСЕДНЕВНАЯ - система мероприятий по боевому обучению и воспитанию личного состава войск и сил флота, подготовке военных кадров и боевому слаживанию подразделений, частей, соединений и объединений. Включает оперативную, боевую, психологическую и мобилизационную подготовку.

Каждая из этих видов подготовки имеет свои разновидности. Подготовка ВС должна вестись систематически, целеустремленно, с переходом от простого к сложному. В случае принятия государством оборонительной военной доктрины, она направлена преимущественно на отработку оборонительных боевых действий, подготовку войск и сил флота к отражению внезапной агрессии ответными действиями.

Вместе с тем, системой подготовки должна обеспечиваться готовность ВС ко всем другим действиям, в том числе к нанесению мощных ударов по противнику, ведению контрнаступления и наступления, способности успешно решать задачи в любых условиях обстановки, местности и погоды.

В ходе оперативной, боевой и мобилизационной подготовки могут использоваться различные формы и методы обучения: стратегические, оперативные, тактические и специальные учения, командно-штабные и штабные учения, военные игры, занятия, тренировки, учебные сборы, рекогносцировочные поездки, маневры, боевые стрельбы, учебные полеты, походы кораблей и т.п.

Во всех случаях подготовки войск и сил флота должны сводиться к минимуму условности, исключаться послабления. Подготовка в полной мере должна соответствовать задачам военного времени.

ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ

ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ - особый вид подготовки командных кадров, штабов, военных комиссариатов, других органов управления войсками (силами флота). Представляет собой совокупность организационных и учебных мероприятий, направленных на повышение мобилизационной готовности войск (сил флота) и отработку действий при осуществлении войсковой мобилизации.

Заключается в изучении основ войсковой мобилизации, мобилизационных планов, должностных обязанностей офицерского и всего личного состава по управлению отмобилизованием, планированию, организации и выполнению мобилизационных мероприятий всех видов, в отработке действий подразделений и частей при переходе на штаты военного времени, вводе в строй военнообязанных, подготовке оружия и военной техники к боевому применению.

Осуществляется путем проведения мобилизационных сборов и занятий, тренировок по практической отработке отдельных мобилизационных мероприятий, выборочных проверок с учебным отмобилизованием частей и соединений, приведением их в полную готовность.

ПОДГОТОВКА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - комплекс мероприятий, проводимых в армии и на флоте для формирования высоких морально-боевых качеств и психологической устойчивости личного состава.

Предполагает воспитание у военнослужащих моральных устоев, закалки, активности, самоотверженности, мужества, храбрости, войскового товарищества, дисциплинированности, верности своему воинскому долгу, готовности к самопожертвованию, взаимовыручке, способности стойко переносить высокие морально-психологические нагрузки, противостоять растерянности и панике.

Достигается всей системой службы и подготовки ВС, совершенствуется на учениях и непосредственно в бою. Для выработки психологической устойчивости широко применяется имитация сложных боевых условий, критической обстановки, выполнения задач при массовых поражениях и больших потерях войск.

В современных условиях, особенно в случае применения ядерного и высокоточного обычного оружия, приобретает особое значение, становится одним из решающих факторов достижения успеха в операции и бою.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТИВНАЯ

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТИВНАЯ - основной вид подготовки оперативных органов управления, командных кадров и штабов стратегического и оперативного звена, слаживания объединений всех видов ВС. Включает изучение теоретических основ стратегии и оперативного искусства своих войск (сил флота) и вероятного противника, театра военных действий, совершенствование знаний и практических навыков должностных лиц в руководстве подчиненными войсками (силами флота) в повседневной деятельности и при проведении всех видов операций, совершенствование методов анализа и оценки обстановки, принятия обоснованных решений, планирования и подготовки операции и боевых действий, организации взаимодействия и всех видов обеспечения, развития искусства управления войсками (силами флота) при ведении боевых действий.

Важнейшей задачей оперативной подготовки является также слаживание органов управления и поддержание их в готовности к выполнению задач в мирное и военное время, овладение современными методами работы командующих и штабов по руководству повседневной жизнью, службой войск (сил флота) и их боевой деятельностью.

Основными формами оперативной подготовки являются теоретические занятия, групповые упражнения, оперативные тренировки, военные игры на картах, оперативные и оперативно-тактические командно-штабные учения, в том числе с обозначенными войсками (силами флота), маневры, стратегические и оперативные учения объединений, полевые поездки, оперативные, рекогносцировочные и военно-исторические поездки.

ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ КАК ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ КАК ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - оборудование территорий, которые могут стать ареной военных действий в оперативном, аэродромном, транспортном, инженерном и других отношениях для развертывания ВС и ведения предстоящих операций, создание инфраструктуры, обеспечивающей организованное вступление ВС в войну и возможность успешного ведения вооруженной борьбы.

Осуществляется в мирное время и продолжается в ходе войны. Включает систему оперативных, инженерно-технических, организационных и других мероприятий по подготовке ТВД к войне.

Главными из них являются:

-создание укрепленных районов на особо важных участках границ;

-развитие и строительство новых железных и автомобильных дорог, аэродромной сети;

-создание военно-морских баз и других пунктов базирования сил флота;

-оборудование позиционных районов боевых ракетных комплексов, береговых ракетных войск, средств ПВО, пунктов управления; развитие системы связи; создание арсеналов, складов и тыловых баз, накопление на них запасов материальных средств; проведение навигационных, топогеодезических, метеорологических и других работ.

ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ К ОБОРОНЕ (К ВОЙНЕ)

ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ К ОБОРОНЕ (К ВОЙНЕ) - система мер, связанных с развитием военной экономики, ее возможностей по функционированию в условиях войны и удовлетворением потребностей ВС в военное время.

Включает создание мощных отраслей военной промышленности, наращивание их производственных возможностей, соответствующее географическое размещение военных (оборонных) предприятий на территории страны, установление между ними устойчивых экономических и научно-технических связей, освоение новых технологий, подготовку энергетики, развитие сельского хозяйства, здравоохранения, сети государственной связи, транспортной сети с учетом обеспечения военных операций, проведение защитных мероприятий по гражданской обороне.

ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ

ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ - система мероприятий по подготовке экономики к работе в условиях войны. Мобилизационная подготовка проводится в мирное время и включает:

-разработку и регулярную коррекцию мобилизационного плана, предусматривающего форсированное поквартальное наращивание производства военной продукции до уровня, обеспечивающего потребности ВС в войне (военном конфликте);

-создание и поддержание мобилизационных резервов (производственных площадей, станочного оборудования, запасов сырья и т.п.), топливно-энергетической базы, упрощенных технологий по производству военной продукции и соответствующей документации, реорганизацию управленческого аппарата;

-отработку (проверку) мобилизационной готовности экономики к работе в военное время.

ПОДГОТОВКИ БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ МЕТОДИКА

ПОДГОТОВКИ БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ МЕТОДИКА - совокупность правил, форм, способов и приемов обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления войсками (силами флота). Определяет порядок организации и проведения занятий и учений по различным дисциплинам. Базируется на основных положениях военной педагогики.

Предусматривает создание поучительной учебной обстановки, повышение интенсивности, эффективности и качества учебного процесса, рациональное использование учебно-материальной базы, выработку обоснованных критериев оценки и контроля результатов обучения и воспитания.

Рекомендации по методике боевой и оперативной подготовки содержатся в организационно-методических указаниях штабов, учебных пособиях, руководствах и наставлениях по проведению учений и занятий, программах и курсах боевой подготовки и т.п.

Методика боевой и оперативной подготовки должна постоянно развиваться и совершенствоваться, перестраиваться с учетом использования новых учебных средств, автоматизированных систем управления, средств обозначения и воспроизведения обстановки.

Для совершенствования методики организуется методическая подготовка, которая включает проведение учебно-методических сборов, показных занятий и учений, инструкторско-методических занятий, показ учебных кинофильмов и т.п.

ПОДРЯДЧИК

ПОДРЯДЧИК - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором подряда обязуется выполнить по заданию Заказчика определенную работу за вознаграждение и сдать ее результат Заказчику.

ПОЕЗДКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ

ПОЕЗДКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ - поездка руководящего состава в район прошедших операций для изучения на местности их хода, ознакомления с военно-географическими условиями выполнения задач, характера действий войск и сил.

Проводится как одна из форм оперативной подготовки и военно-исторической исследовательской работы. Является важным средством изучения военной истории, овладения боевым опытом, извлечения уроков на будущее. Может проводиться различными методами: путем заслушивания докладов на избранных точках или рубежах, разбора боевых эпизодов, их воспроизведения с участием обозначенных войск и т.п.

Глава 16. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ ОПЕРАТИВНАЯ

ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ ОПЕРАТИВНАЯ - особый вид оперативных занятий, проводимых на местности и маршрутах движения. При этом изучаются оборонительные рубежи, исходные районы, направления действий, водные преграды, участки их форсирования, оперативные объекты, а на установленных точках отрабатываются способы выполнения возможных оперативных или оперативно-тактических задач.

Может использоваться также для отработки вопросов взаимодействия или отдельных вариантов ведения боевых действий войск.

ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ РЕКОГНОСЦИРОВОЧНАЯ

ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ РЕКОГНОСЦИРОВОЧНАЯ - выезд на местность группы руководящего состава для ознакомления с военно-географическими условиями определенных направлений или районов, проверки целесообразности решений, принятых по карте, разработанных планов.

На каждую рекогносцировочную поездку определяются ее цель, основные задачи, район и время проведения, состав групп рекогносцирования, маршруты движения, точки работы, вопросы, решаемые на каждой точке. Составляется план рекогносцировки, назначаются и соответствующим образом оборудуются рабочие точки, устанавливается порядок работы на каждой из них.

ПОЛЕВАЯ (ВОЗДУШНАЯ, МОРСКАЯ) ВЫУЧКА

ПОЛЕВАЯ (ВОЗДУШНАЯ, МОРСКАЯ) ВЫУЧКА - основа боевой выучки войск, авиации и сил флота, комплекс знаний, умения и практических навыков, необходимых для успешного выполнения боевых задач на поле боя, в воздухе и на море.

Предполагает высокий уровень практической обученности личного состава, боевой слаженности подразделений, частей, соединений и органов управления, их способность умело применять оружие и военную технику, использовать выгодные условия местности и погоды, успешно вести боевые действия в сложной, быстроменяющейся боевой обстановке в любое время года и в любых метеорологических условиях.

Составляет один из главных показателей боеспособности и боевой готовности войск (сил флота) и характеризует степень готовности частей и соединений родов войск сухопутных войск вести общевойсковой бой в сложных условиях местности и погоды.

Воздушная выучка - комплекс практических навыков летного состава, а также степень обученности и слаженность подразделений, частей и соединений ВВС ведению боевых действий в воздухе и нанесению эффективных ударов с воздуха по наземным и морским целям противника, преодолению его системы ПВО и уклонения от ударов врага в любых условиях воздушной, наземной и метеорологической обстановки.

Морская выучка - комплекс практических навыков экипажей кораблей по ведению боевых действий в море в различных условиях боевой, морской и гидрометеорологической обстановки.

Во всех случаях полевая, воздушная и морская выучка предполагает наличие высоких профессиональных навыков личного состава, умелое использование предельных возможностей военной техники и оружия.

ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИКА С ПОЗИЦИИ СИЛЫ

ПОЛИТИКА С ПОЗИЦИИ СИЛЫ - разновидность внешней политики, в которой достижение поставленных политических целей связывается, главным образом, с оказанием военного давления и прямым применением средств вооруженного насилия со стороны одного государства против другого, более слабого в военном отношении государства.

Политика с позиции силы предполагает:

-достижение подавляющего или, по меньшей мере, значительного военного превосходства над потенциальным противником, особенно в решающих средствах вооруженной борьбы;

-создание мощного военного потенциала (как правило, далеко за пределами оборонной достаточности) и постоянное его наращивание;

-организацию превентивных военно-политических акций;

-использование методов военного диктата, угроз и демонстрации военной мощи, преднамеренного подрыва военного и экономического могущества других государств

-оказание давления на нейтральные государства в целях их подчинения своей политике.

В прошлом политика с позиции силы считалась наиболее действенной и рациональной, открывающей кратчайшие пути к решению поставленных военно-политических задач. В современных условиях взаимозависимости между национальной и международной безопасностью, развития политической и экономической интеграции, могущества оружия политика с позиции силы обычно не приводит к достижению ожидаемых результатов.

Тем не менее, попытки реализовать такую политику в расчете на использование определенных преимуществ продолжают иметь место со стороны крупнейших в военном отношении государств и военно-политических блоков.

ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ

ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ - разновидность внешней политики миролюбивых государств, основной целью которой является снижение уровня военной опасности, ограничение возможности осуществления агрессии, активное сдерживание агрессора от любых попыток военно-силовых действий и развязывания военных конфликтов и войн.

Такая политика предполагает эффективное использование комплекса политических, экономических, военных и дипломатических мер для:

-поддержания международной стабильности;

-создания благоприятного баланса военных сил, сохранения паритета в стратегических средствах борьбы, нераспространения ядерного и обычного высокоточного дальнобойного оружия;

-заблаговременного выявления и предупреждения возможных агрессивных акций, подготовки сил, средств и действий, направленных на их срыв;

-создания потенциала, способного в случае агрессии в любых формах нанести агрессору неприемлемый ущерб (решающий фактор сдерживания).

При этом важнейшее значение имеет предупреждение ядерной войны, а также случайного или провокационного применения любого ядерного и обычного высокоточного стратегического оружия.

Политика сдерживания в принципе не исключает ограниченного применения военной силы, но, в основном, она должна строиться на угрозе ее применения в случае агрессии с неотвратимо тяжелыми последствиями для агрессора. Она может проводиться как отдельными государствами, так и группой государств в рамках коллективной обороны, использования миротворческих сил и «механизмов» ООН.

ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ

ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ - особая разновидность внешней военной политики миролюбивых государств, основанная на компромиссах и уступках агрессору в расчете удержать его от применения крайних мер и нарушения мира.

Как показывает исторический опыт, такая политика обычно не давала ожидаемых результатов. Напротив, чаще всего она побуждала потенциального агрессора на более решительные действия и, в конечном счете, влекла за собой подрыв системы международной безопасности. Характерным примером этого является Мюнхенское соглашение 1937 года, которое не остановило фашистскую Германию, а, наоборот, подтолкнуло ее к развязыванию Второй мировой войны.

В современных условиях политика умиротворения может принять новые формы, базироваться на политической и экономической основе и реализовываться заключением компромиссных соглашений. Однако, при ее проведении важно не перейти ту грань, за которой агрессор может получить решающие военно-политические, военно-технические и стратегические преимущества, которые позволят ему рассчитывать на успешное достижение поставленных политических целей силовым путем.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФРОНТАЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФРОНТАЦИЯ - прямое, открытое противопоставление политических интересов и принципов, а также практической внешней (в том числе и военной) политики одних государств (коалиций) другим; открытое враждебное отношение к ним, вплоть до демонстрации готовности применить крайние меры политического, экономического и военного давления.

Ведет к резкому обострению обстановки и может вызвать прямое военное столкновение государств.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ - комплекс взглядов на осуществление политики государством, общественными организациями, отдельными гражданами. В системном и глубоко проработанном виде становится доктриной, в изложении, применимом в целях партийно-политической борьбы - идеологией.

Необходимо отличать декларируемую концепцию от реально проводимой политики.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ СТРАТЕГИИ СДЕРЖИВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ЗОНА ПРИКРЫТИЯ)

ПОЛОСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ЗОНА ПРИКРЫТИЯ) - часть зоны боевых действий (тактической зоны обороны), предназначенная для прикрытия главной группировки обороняющихся войск от внезапного удара сухопутных войск противника, ослабления созданных им ударных группировок и выигрыша времени для организованного отражения вторжения противника.

Простирается от государственной границы до переднего края главной полосы обороны передового (основного) оборонительного рубежа. Оборудуется системой оборонительных позиций, узлов сопротивления, опорных пунктов и заграждений всех видов. Обороняется войсками прикрытия. Поддерживается огнем с главной полосы. Может создаваться на глубину 60-80 км и более. В ряде случаев включает укрепленные районы (УР), занимаемые войсками специальной организации (артиллерийско-пулеметными частями и соединениями).

ПОМОЩЬ ВОЕННАЯ

ПОМОЩЬ ВОЕННАЯ - форма военного сотрудничества, при которой государство, располагающее большими военными возможностями, содействует укреплению обороны дружественных (нейтральных, развивающихся) государств.

Может осуществляться в форме военных консультаций, направления военных специалистов, поставок оружия и военной техники, строительства объектов инфраструктуры, подготовки национальных военных кадров этих государств, оказания им помощи в подготовке войск и сил флота, в разработке боевых уставов и других документов.

Высшей формой военной помощи является прямое или косвенное участие в отражении агрессии, совершенной против этих государств, собственными силами и средствами, проведение совместных операций и боевых действий.

ПОМОЩЬ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ

ПОМОЩЬ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ - предоставление иностранным государством продукции и/или услуг военного назначения на безвозмездной или иной основе в соответствии с международными обязательствами государства, а также по политическим, гуманитарным, экологическим и другим причинам.

ПОСТАВЩИК

ПОСТАВЩИК - физическое или юридическое лицо, способное поставить нужные Заказчику товары, выполнить требуемые работы или оказать необходимые услуги, и участвующее в процедуре конкурса.

Обычно условиями конкурса не устанавливается никаких ограничений на организационно-правовую форму и форму собственности поставщиков. Чаще встречаются ограничения, связанные с местом регистрации Поставщика или местом, где Поставщик платит налоги.

К поставщикам обычно устанавливаются определенные требования, связанные с наличием гражданской правоспособности (правомочности) и квалификации (опыта работы).

Под гражданской правоспособностью подразумевают, что не существует никаких законодательных ограничений на возможности Поставщика участвовать в конкурсе и заключать договор (контракт). Поставщик должен быть законно зарегистрирован на территории какого-либо государства, должен иметь необходимые лицензии или сертификаты, должен выполнять обязательства по уплате налогов, не должен находиться в состоянии реорганизации, против Поставщика не должно быть возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом), на имущество Поставщика не должен быть наложен арест.

Под квалификацией обычно понимают наличие у поставщика достаточного опыта выполнения аналогичных договоров, наличие материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов.

ПРАВО ВОЕННОЕ

ПРАВО ВОЕННОЕ - система общеобязательных принципов и правил (норм), регламентирующих отношения субъектов государства в военной (оборонной) области, в области строительства вооруженных сил и их деятельности.

Субъектами государства, на которых распространяется военное право, являются высшие и местные органы законодательной, исполнительной и судебной государственной власти и управления, в первую очередь, министерства обороны, командующие и командиры (начальники) всех степеней, граждане государства, в том числе военнослужащие.

Исходным основным положением военного права является его направленность на обеспечение вооруженной защиты Отечества. Военное право носит комплексный характер, сочетая в себе нормы национального (внутригосударственного) и международного права.

В национальном военном праве существуют основные нормы:

-государственного права (принципы и правила обороны, охраны государственных границ, оборонной деятельности органов государственной власти);

-гражданского права (принципы и правила военных перевозок, трудовые, жилищные, брачно-семейные, земельные, природоохранные кодексы);

-административного права (ответственность за нарушение правил дорожного движения, противопожарных правил);

-уголовного права (ответственность за особо тяжкие правонарушения).

К нормам международного военного права относятся договоры и соглашения о защите мира, уважении территориальной целостности государств, о нерушимости государственных границ, невмешательстве во внутренние дела государств, запрещении пропаганды войны и т.п.

Военное право закрепляется в Конституции государства, законах, указах, постановлениях, приказах, директивах, распоряжениях, положениях, уставах, наставлениях, инструкциях и в других правовых актах органов государственной и военной власти, а также в международных договорах и соглашениях.

Действие военного права распространяется на всю территорию государства, на все воинские контингенты, в том числе и за границей, если законы государства пребывания, отраженные в межгосударственных соглашениях, не требуют иного.

Военное право создает надежную юридическую базу для деятельности вооруженных сил, позволяющую в любой обстановке, в самых сложных и непредсказуемых ситуациях успешно решать задачи по защите Отечества.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЙНЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЙНЫ - одна из важнейших задач укрепления международной и национальной безопасности. Решается коллективными усилиями всех миролюбивых государств.

Предусматривает:

-осуществление комплекса военно-политических, дипломатических, военных и других мер, направленных на блокирование потенциальных военных угроз, ликвидацию очагов военной напряженности, устранение причин военных столкновений, выявление на самой ранней стадии военных планов агрессора и его прямых военных приготовлений;

-принятие в отношении потенциального агрессора различных мер и санкций принудительного характера, в том числе организацию надежной коллективной обороны;

-сохранение эффективных сил сдерживания, а также разработку способов совместных действий по гарантированному срыву агрессии.

ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РЕЭКСПОРТ

ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РЕЭКСПОРТ - вывоз иностранным государством в третьи страны продукции военного назначения, экспортированной из страны или произведенной по ее лицензиям, а также работ и услуг военного назначения и/или прав на результаты интеллектуальной деятельности, являющихся собственностью конкретного государства.

ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИМПОРТ

ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИМПОРТ - ввоз на таможенную территорию государства из-за границы продукции военного назначения без обязательств об обратном вывозе, а также получение от иностранных государств работ и услуг военного назначения и/или прав на результаты интеллектуальной деятельности в области военно-технического сотрудничества.

ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПОРТ

ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПОРТ - вывоз с таможенной территории государства за границу продукции военного назначения без обязательств об обратном ввозе, а также предоставление иностранным государствам работ и услуг военного назначения и/или прав на результаты интеллектуальной деятельности в области военно-технического сотрудничества.

ПРОДУКЦИЯ КОНТРФАКТНАЯ

ПРОДУКЦИЯ КОНТРФАКТНАЯ - продукция, при производстве которой применяются ОИС без соответствующего оформления права их использования (лицензии) и/или на которой незаконно используются обозначения или его части (товарные знаки, фирменные наименования и т.п.) известных фирм и товаров в целях введения потребителей в заблуждение.

ПРОЕКТ ТЕХНИЧЕСКИЙ (РАБОЧИЙ)

ПРОЕКТ ТЕХНИЧЕСКИЙ (РАБОЧИЙ) - этап полномасштабной разработки образца ВВСТ, выполненный в объеме, позволяющем начать детальную конструкторскую разработку всех его элементов и образца в целом (рабочее проектирование).

Этот этап обычно сдвинут по времени на 1-1,5 года относительно сроков утверждения эскизного проекта и рассматривается, как правило, совместно с макетом образца специальной Комиссией Заказчика с включением в ее состав представителей Генерального конструктора и представителей организаций-соразработчиков.

Одним из достоинств рассмотрения технического проекта является наличие полноразмерного макета образца и его составных частей, что дает возможность обстоятельно рассмотреть многие компоновочные и конструктивно-схемные решения и дать по ним достаточно уверенную объемную и физическую оценку.

Большая часть согласованных замечаний и предложений по рассмотрению макета должна реализовываться или устраняться до начала рабочего проектирования образца.

Логическим продолжением этапа рабочего проектирования является изготовление 1-2 опытных образцов для натурных (полигонных, ходовых, летных и др.) испытаний и один образец для испытаний на прочность (статическую, динамическую и т.п.).

Первые образцы могут не полностью укомплектовываться системами и приборами, а установленное на них основное оборудование может быть не принято представителями Заказчика в организациях-соразработчиках, иметь ограниченный уровень стендовой или лабораторной отработки, а в ряде случаев представлять собой массогабаритные эквиваленты комплектующих элементов.

В дальнейшем, в ходе и по результатам проведения так называемых заводских (конструкторских) испытаний все недостатки по «конструктивному лицу», ресурсу и надежности образца и его комплектующих систем и оборудования должны быть устранены.

Опытный образец с устраненными недостатками, выявленными в ходе заводских испытаний, соответствующий всем согласованным с Заказчиком тактико-техническим требованиям, предъявляется на официальные (государственные, совместные, межведомственные) испытания.

ПРОЕКТ ЭСКИЗНЫЙ

ПРОЕКТ ЭСКИЗНЫЙ - этап полномасштабной разработки образца ВВСТ, подкрепленный теоретическими разработками, конструкторскими расчетами и результатами экспериментальных работ, подтверждающими соответствие выбранных конструктивно-схемных решений требованиям ТТЗ Заказчика.

На этапе эскизного проекта Разработчик должен располагать большим объемом расчетных данных, чем на этапе «технического предложения», а также завершенным объемом экспериментальных исследований, включая предварительные результаты прочностных (статических, динамических и т.п.) на ресурс, оцененных на элементах-аналогах наиболее ответственных элементов разрабатываемого образца

ПРОЛИВНАЯ ЗОНА

ПРОЛИВНАЯ ЗОНА - район, включающий морские проливы (узости водного пространства, разделяющие два водных бассейна или их часть) и примыкающие к ним территории. Имеет важное политическое, экономическое и военное значение, является узлами морских коммуникаций, ограничивает развертывание группировок военно-морских сил, обеспечивает возможность создания эффективных стационарных противолодочных рубежей.

В связи с этим, обладание проливными зонами дает большие стратегические преимущества и в значительной мере предопределяет обстановку на морских ТВД. В таких условиях борьба за проливы, как правило, отличается большим упорством, высоким напряжением и остротой. В отдельную категорию выделяются международные проливы, пользование которыми определяется соответствующими межгосударственными договорами.

К важнейшим проливным зонам, имеющим решающее военно-политическое и стратегическое значение, относятся балтийская, дарданелльская, гибралтарская, Ла-Манш, цусимская, малакская.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ - характер политических и военных отношений соперничающих государств (их коалиций), определяемый противоборством в политической области и острым соперничеством на достигнутом уровне военных потенциалов (в количестве и качестве вооружений и, прежде всего, ракетно-ядерных и высокоточных, в темпах их разработки, производства и развертывания в вооруженных силах).

Военно-политическое противостояние характерно проведением жесткой информационной политики, явно враждебной по отношению к государству-противнику, экономическими и дипломатическими действиями, направленными на подрыв его позиций в мировом сообществе. Оно является основой и главной причиной стратегического противостояния между конфликтующими государствами.

Стратегическое противостояние в мирное время обходится, как правило, без военных инцидентов, но может использоваться для оказания военного давления. Оно заключается в создании направленных друг против друга группировок ВС и в постоянном противоборстве между ними за военное превосходство. С началом войны это противоборство выливается в прямое военное столкновение сторон.

В свою очередь от характера стратегического противостояния зависит острота взаимоотношений и в политической области. В совокупности они образуют источник напряженности во всех регионах, где сталкиваются государственные и военные интересы сторон.

ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ - специально оборудованные и оснащенные техническими средствами места (сооружения, устройства), с которых командующие (командиры) и штабы управляют войсками (силами флота) при подготовке и ведении операций (боевых действий) или во время боевого дежурства.

Различают:

-по назначению - командные, передовые командные, запасные, тыловые и вспомогательные пункты управления;

-по мобильности - стационарные и подвижные, в том числе полевые подвижные, воздушные, корабельные и железнодорожные пункты управления;

-по масштабу - центральные, стратегические, оперативные и войсковые пункты управления;

-по защищенности - защищенные и обычные пункты управления;

-по принадлежности - общевойсковые, авиационные, авиационные и противовоздушные, военно-морские , а также пункты управления родов войск (сил флота) и тыла.

В состав пунктов управления входят оперативный состав (командование, штаб, представители родов войск и службы), оборудование, узел связи, приемно-передающие центры, части обеспечения, система охраны и обороны.

На каждую операцию (бой) создается особая система пунктов управления, которая должна обеспечить их скрытность, живучесть и надежность управления войсками (силами флота) в любой обстановке.

В зависимости от вида боевой деятельности пункт управления размещается и функционирует по различным схемам, меняя состав.

Перемещение пунктов управления планируется заблаговременно и осуществляется последовательно в зависимости от обстановки, с задачей обеспечить непрерывное управление войсками (силами флота). О начале перемещения и прибытии в новый район начальники штабов обязаны немедленно докладывать в вышестоящий штаб и информировать штабы подчиненных и взаимодействующих объединений, соединений и частей.

Исходя из складывающейся обстановки, на пунктах управления могут устанавливаться различные режимы работы: повседневный, усиленный и боевой. При любом из этих режимов пункты управления функционируют круглосуточно. В любых условиях расположение пунктов управления тщательно скрывается от противника. Организуется их противовоздушное прикрытие, охрана, оборона и тщательная маскировка. В районах пунктов управления устанавливается особый режим передвижения и допуска.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ ВС И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ИНТЕНСИВНЫЙ

ПУТЬ РАЗВИТИЯ ВС И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ИНТЕНСИВНЫЙ - способ качественного повышения боевой мощи ВС. Существенная доля военного бюджета государства целенаправленно выделяется на проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что гарантирует преимущественное развитие вооружений по новым, в том числе нетрадиционным направлениям.

Ассигнования на проведение НИОКР и закупку военной продукции, как правило, распределяются преимущественно для развития тех видов вооружений, которые предназначены для решения наиболее приоритетных боевых задач.

Создание нетрадиционных средств вооруженной борьбы и разработка способов их эффективного боевого применения, как правило, сопровождаются высоким уровнем технического риска. Поэтому проведению полномасштабных ОКР должны предшествовать теоретические и экспериментальные исследования и научные заделы.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ ВС И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ЭКСТЕНСИВНЫЙ

ПУТЬ РАЗВИТИЯ ВС И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ЭКСТЕНСИВНЫЙ - преимущественно количественное наращивание боевого потенциала ВС. При этом способе развития средства выделяются непосредственно на количественное увеличение состава ВС, на создание и производство в возрастающих количествах конкретных образцов, систем и комплексов военной техники.

К моменту распределения ассигнований «технический облик» и характеристики образцов мало отличаются от образцов-аналогов предшествующих поколений. Развиваются, главным образом, традиционные виды вооружений, при этом уровень технического риска снижен до минимума. Новые средства и способы вооруженной борьбы стимулируются недостаточно. Финансирование научных исследований и экспериментальных работ осуществляется по остаточному принципу.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная