Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "З"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Заброс по перегрузке

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заводские испытания

Заводски́е испыта́ния, лётно-конструкторские испытания летательного аппарата, — проводятся для автономной и комплексной отработки надёжного функционирования планёра, силовой установки, общего и специального бортового оборудования, определения основных лётно-эксплуатационных данных летательного аппарата в пределах установленных ограничений, оценки их соответствия заданным требованиям и нормам, готовности летательного аппарата к государственным испытаниям. В процессе З. и. предварительно определяются особенности базирования, надёжность и эксплуатационные качества, средства технического обслуживания летательного аппарата, отрабатываются измерительно-информационные системы и математическое обеспечение, вырабатываются временные рекомендации по пилотированию и эксплуатации летательного аппарата. З. и. проводятся головным разработчиком летательного аппарата с участием соисполнителей и заказчика.

При положительной оценке результатов З. и., а также выполнении требуемых доработок принимается решение о передаче (приёмке) летательного аппарата на государственные испытания.

Литература:

См. при статье Государственные испытания.

Заглохание двигателя

Заглоха́ние дви́гателя — то же, что самовыключение двигателя.

Заглушённая камера

Заглушённая камера (ЦАГИ).

Заглушённая камера (ЦАГИ).

заглушённая ка́мера — помещение, предназначенное для измерения акустических характеристик источников звука в условиях, моделирующих распространение звука в свободном поле, то есть в пространстве без отражающих поверхностей. С этой целью стены, пол и потолок З. к. облицовывают звукопоглощающими конструкциями, выполненными обычно в виде клиньев (см. рис.) из звукопоглощающих материалов (поропласта, стекловолокна и др.), обеспечивающих поглощение 99% падающей на них звуковой энергии в исследуемом диапазоне частот. Нижняя граничная частота З. к. определяется высотой клина и размерами камеры. Для обеспечения требуемой звуко- и виброизоляции некоторые З. к. изготавливаются в виде коробки, установленной на амортизаторах на отдельном фундаменте и окружённой вторыми строительными стенками. Применяемые в авиационной акустике З. к. предназначены для исследований на моделях акустических характеристик аэродинамического шума источников (струя, вентилятор, турбина, воздушный винт и т. д.). Для моделирования реальных условий (например, условий полёта) работы источников в З. к. подаётся и отводится из неё поток воздуха, что приводит к необходимости защищать стенки З. к. от выдувания звукопоглощающим же покрытием, например, из капроновой ткани или стеклоткани. Размеры таких З. к., помимо указанных выше условий, будут определяться размерами исследуемого источника звука, например, для газовой околозвуковой струи диаметром 100 мм расстояние от оси струи до боковой стенки камеры должно быть не менее 4 м, до торцевой — 10 м. В З. к. могут также проводиться градуировки микрофонов, испытания громкоговорителей (в том числе измерение их диаграммы направленности), субъективные оценки шума. Контроль качества З. к. производится при измерениях закона спадания звукового давления. Оценкой качества З. к. является отклонение от закона обратной пропорциональности уменьшения звукового давления с удалением от источника звука. Обычно отклонение в области исследуемых частот не должно превышать ±0,5 дБ.

З. к. для исследования излучения и приёма электромагнитных волн обычно называются безэховыми, они имеют облицовку, предназначенную для полного поглощения электромагнитных волн.

А. Г. Мунин.

Зайцев Василий Александрович

Зайцев Василий Александрович.

В. А. Зайцев

За́йцев Василий Александрович (1911—1961) — советский лётчик, полковник, дважды Герой Советского Союза (1942, 1943). В Советской Армии с 1932. Окончил Луганскую (1933) и Борисоглебскую (1936) военные авиационные школы. Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был командиром эскадрильи, командиром истребительного авиаполка, заместителем командира истребительной авиадивизии. Совершил 427 боевых вылетов, сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника. Заставил два истребителя противника приземлиться на советском аэродроме. После войны в военно-воздушных силах. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Бронзовый бюст в г. Коломне Московской области.

Литература:

Кузовкин А. И., Макаров А. И., Бесстрашный рыцарь неба, в их кн.: Золотое созвездие коломенцев, М., 1976.

Закрылок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зализ

Зали́з — вспомогательный элемент конструкции летательного аппарата с плавными обводами, устанавливаемый снаружи в местах сочленения агрегатов для уменьшения аэродинамического сопротивления. Обычно З. используется на стыке крыла или оперения с фюзеляжем, на стыке силовой установки с крылом. В местах выступания в поток конструктивных элементов аналогичные функции выполняют обтекатели.

Заметность

Заме́тность — свойство объекта выделяться на окружающем фоне. Высокая З. летательных аппаратов приводит к их обнаружению системой противовоздушной обороны на больших дальностях. З. может быть снижена путем уменьшения габаритов летательного аппарата, ослабления интенсивности излучения двигательной установки в инфракрасном диапазоне длин волн, уменьшения эффективной отражающей поверхности и введения режимов излучения бортовых радиолокационных станций, затрудняющих обнаружение излучения средствами противовоздушной обороны. Интенсивность инфракрасного излучения ослабляется при введении таких компонентов в топливо или в выходную струю газов двигателя, которые уменьшают температуру струи, а также экранировкой струи и сопла оболочкой из аэрозолей, отводом струи в непросматриваемое пространство (например, вверх для вертолётов), Эффективная отражающая поверхность уменьшается при более плавных обводах фюзеляжа, воздухозаборников, крыльев, а также при использовании радиопоглощающих материалов в конструкциях и для покрытий поверхностей летательного аппарата. См. также Контрастность цели, Инфракрасное излучение, «Стелс» техника, Эффективная поверхность рассеяния.

Замороженная скорость звука

Заморо́женная ско́рость зву́ка — см. в статье Скорость звука.

Замороженное течение

Заморо́женное тече́ние — предельное состояние неравновесного течения, когда время релаксации физико-химического процесса (по которому течение неравновесно) велико по сравнению с характерным временем пребывания частиц в рассматриваемой области течения. При этом в соответствии с иерархией времён релаксационных явлений, которые могут иметь место в конкретных условиях, течение может быть замороженным по одним, неравновесным по другим и равновесным по третьим видам релаксации. Например, в аэродинамической трубе с высокими торможения параметрами может реализоваться течение, равновесное по вращательным, неравновесное по колебательным степеням свободы и замороженное по диссоциации молекул. В результате термодинамическое состояние и состав потока в рабочей части трубы не будут соответствовать реализующимся в атмосфере, что сужает возможности моделирования.

Запас прочности

Запа́с про́чности — мера превышения фактической разрушающей нагрузки (Pразр) над расчётной нагрузкой (Pрасч). З. п. характеризуется коэффициентом З. п. η = Pразр/Pрасч. Для элементов конструкции летательного аппарата З. п. может быть определён как отношение допускаемых напряжений к действующим при расчётных нагрузках. Значение коэффициента З. п. меньше единицы свидетельствует о недостатке прочности, а больше единицы соответствует часто используемому в расчётах коэффициент избытка прочности Δη = η-1, который может быть использован также либо для последующего уменьшения массы конструкции, либо для увеличения полезной нагрузки, переносимой летательным аппаратом.

Запас топлива

Запа́с то́плива — количество топлива на борту летательного аппарата, которое может быть полностью израсходовано двигателями в полете. В З. т. не включается топливо, расходуемое двигателями на земле от момента их запуска до начала разбега, и невырабатываемое в полёте топливо. При подготовке к полету потребный З. т. рассчитывается в соответствии с Руководством по летной эксплуатации летательного аппарата данного типа и подразделяется на расходуемое топливо, необходимо для выполнения полёта от аэродрома вылета до аэродрома назначения по установленному маршруту или схеме, и на аэронавигационный запас, предназначенный как для компенсации повышения расхода топлива, вызванного случайными причинами (в том числе изменениями условий полета), так и для обеспечения возможности продлить полёт до наиболее удалённого запасного аэродрома, предусмотренного полётным заданием (см. Аэронавигационный запас топлива).

Запас устойчивости

Запа́с усто́йчивости — см. Степень устойчивости.

Запасной аэродром

Запасно́й аэродро́м — аэродром, предусмотренный полётным заданием для посадки летательного аппарата в случае, если использование основного аэродрома (аэродрома назначения) окажется невозможным. З. а. выбирается, как правило, на расстоянии не менее 50 км от аэродрома назначения. Число З. а. определяется с учётом планируемой продолжительности полёта, а также фактической и прогнозируемой погоды на аэродроме назначения. В качестве З. а. может использоваться также аэродром вылета.

Заполнение несущего винта

Заполне́ние несу́щего винта́ — отношение площади лопастей несущего винта в плане к ометаемой площади. Определяется приближённо по формуле σ = zb/(πR), где R — радиус винта, z — число лопастей, b — хорда лопасти на радиусе 0,7R. Для каждого значения окружной скорости конца лопасти ωR (ω — угловая скорость) существует наивыгоднейшее З. н. в., при котором значение относительного (вентиляторного) коэффициента полезного действия винта на режиме висения (в отсутствии ограничивающих поверхностей) максимально.

Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс"

Запоро́жское машинострои́тельное констру́кторское бюро́ «Прогре́сс» — берёт начало от КБ, образованного в 1945 при авиамоторном заводе № 478 (ныне Запорожское производственное объединение «Моторостроитель»). Выделилось из него в 1959. О разработанных на предприятии под руководством А. Г. Ивченко и его преемника В. А. Лотарева авиационных поршневых и газотурбинных двигателях см. в статье АИ. Награждено орденами Ленина (1966), Трудового Красного Знамени (1981).

Запорожское производственное объединение "Моторостроитель"

Запоро́жское произво́дственное объедине́ние «Моторострои́тель» — берёт начало от завода в г. Александровске (ныне Запорожье), основанного в 1916 акционерным обществом «Дека». Завод выпускал авиационные двигатели иностранных моделей. В 20—30-е гг. строил поршневые двигатели М-6, М-11, М-22, М-85, М-86, М-87, М-88. КБ завода возглавляли А. С. Назаров, С. К. Туманский, Е. В. Урмин. В августе — сентябре 1941 завод (№ 29) был эвакуирован и продолжил свою деятельность в Омске (ныне это Омское моторостроительное производственное объединение имени П. И. Баранова). В октябре 1943 началось восстановление завода в Запорожье. В 1945—1959 в его состав входило ОКБ А. Г. Ивченко. В послевоенные годы (с 1947) завод № 478 выпускал поршневые двигатели АИ-26В, М-11ФР-1, АШ-62ИР. С начала 50-х гг. ведётся производство газотурбинных двигателей. Строились турбореактивный двигатель РД-45, турбовинтовые двигатели АИ-20, АИ-24, турбовальные двигатели ГВЗ-117, Д-136, турбореактивные двухконтурные двигатели АИ-25, Д-36, Д-18Т. В 1974 на основе завода образовано производственное объединение. Предприятие (объединение) награждено орденами Ленина (1966), Октябрьской Революции (1981), Трудового Красного Знамени (1977).

Заправка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заправка топливом в полёте

Статья большая, находится на отдельной странице.

Запретная зона

Запре́тная зо́на — воздушное пространство определенных размеров, находящееся над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды, в пределах которого полёты летательных аппаратов запрещены. Устанавливается государством над объектами, имеющими важное государственное, в том числе оборонное значение, над историческими памятниками, заповедными местами и др. Чикагская конвенция 1944 предусматривает право каждого государства в соответствии с принятыми им правилами потребовать от влетевшего в З. з. летательного аппарата произвести посадку в возможно кратчайший срок в пределах территории государства на указанном ему аэродроме.

Запуск двигателя

За́пуск дви́гателя газотурбинного — неустановившийся режим работы газотурбинного двигателя, характеризуемый процессом раскрутки его ротора (роторов) от неподвижного состояния или режима авторотации до выхода двигателя на режим малого газа или минимально установившийся режим работы (для двигателей, не имеющих режима малого газа). Различают несколько разновидностей З. д. в зависимости от климатических, высотно-скоростных условий, способа проведения и исходного режима. Так, например, в полёте запуск может выполняться с режима авторотации и с режима выбега — процесса торможения вращения («встречный» запуск).

З. д. оценивается временем с момента нажатия на кнопку запуска (переключения тумблера, перевода рычага управления двигателем) до момента достижения частоты вращения, равной 90—95% от её значения на конечном режиме (например, малом газе). Запуск современных турбореактивного двигателя на земле в стандартных атмосферных условиях выполняется за 20—30 с. В экстремальных климатических условиях допускается увеличение времени З. д. примерно на 50%. Для З. д. в полёте требуется такое же время. При этом область режимов полёта, в которой должен обеспечиваться надёжный З. д., ограничивается минимальной и максимальной скоростями полёта на режимах снижения самолёта и максимальной высотой полёта, которая должна превышать предельную высоту крейсерского режима полёта самолёта.

Продолжительность З. д. зависит от условий его проведения, коэффициента динамичности двигателя, мощности и характеристики пускового устройства, программы подачи топлива, определяющей температуру газа перед турбиной, запасов устойчивой работы компрессора и камеры сгорания, передаточного отношения между пусковым устройством и ротором двигателя и т. п. При таком большом числе факторов, оказывающих влияние на З. д., важное значение приобретает оптимизация характеристик элементов системы запуска и чёткая синхронизация их. Для этой цели используются специальные устройства, работающие по программному, функциональному или смешанному принципам.

Ю. А. Литвинов.

"Заслуженный военный лётчик СССР"

Нагрудный знак «Заслуженный военный лётчик СССР».

Нагрудный знак.

«Заслу́женный вое́нный лётчик СССР» — почётное звание, учреждённое 26 января 1965. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР лётному составу военно-воздушных сил, авиации военно-морского флота и войск противовоздушный обороны СССР, имеющему квалификацию военного лётчика 1-го класса или военного лётчика-инструктора 1-го класса, за особые заслуги в освоении новой авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу в военной авиации. Лицам, удостоенным этого звания, вручались Грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца (см. рис.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 звание упразднено, для представителей всех видов вооруженных сил было установлено единое почётное звание «Заслуженный специалист Вооружённых Сил СССР».

"Заслуженный военный штурман СССР"

Нагрудный знак «Заслуженный военный штурман СССР».

Нагрудный знак.

«Заслу́женный вое́нный шту́рман СССР» — почётное звание, учреждённое 26 января 1965. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР штурманскому составу военно-воздушных сил, авиации военно-морского флота и войск противовоздушной обороны СССР, имеющему квалификацию военного штурмана 1-го класса, за особые заслуги в освоении новой авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу в военной авиации. Лицам, удостоенным этого звания, вручались Грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца (см. рис.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 звание упразднено, для представителей всех видов вооруженных сил было установлено единое почётное звание «Заслуженный специалист Вооружённых Сил».

"Заслуженный лётчик-испытатель СССР"

Нагрудный знак «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

Нагрудный знак.

«Заслу́женный лётчик-испыта́тель СССР» — почётное звание, учрежденное 14 августа 1958. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР лётчикам-испытателям 1-го класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации. Лицам, удостоенным этого звания, вручались Грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца (см. рис.).

"Заслуженный парашютист-испытатель СССР"

Нагрудный знак «Заслуженный парашютист-испытатель СССР».

Нагрудный знак.

«Заслу́женный парашюти́ст-испыта́тель СССР» — почётное звание, учреждённое 13 июля 1984. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР парашютистам испытателям авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу и особые заслуги в проведении летных испытаний парашютной техники и других средств спасения и десантирования личного состава. Лицам, удостоенным этого звания, вручались Грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца (см. рис.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 звание упразднено.

"Заслуженный пилот СССР"

Нагрудный знак «Заслуженный пилот СССР».

Нагрудный знак.

«Заслу́женный пило́т СССР» — почетное звание, учреждённое 30 сентября 1965. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР лётному составу гражданской авиации, имеющему квалификацию пилота 1-го класса, за особые заслуги в освоении современной авиационной техники, применение наиболее совершенных методов самолётовождения, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров, многолетнюю безаварийную лётную работу и за выдающиеся достижения по применению авиации в народном хозяйстве страны. Лицам, удостоенным этого звания, вручались Грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца (см. рис.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 звание упразднено, было установлено почётное звание «Заслуженный работник транспорта СССР».

"Заслуженный штурман СССР"

Нагрудный знак «Заслуженный штурман СССР».

Нагрудный знак.

«Заслу́женный шту́рман СССР» — почётное звание, учреждённое 30 сентября 1965. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР штурманскому составу гражданской авиации, имеющему квалификацию штурмана 1-го класса, за особые заслуги в освоении современной авиационной техники, применение наиболее совершенных методов самолётовождения, высокие показателя в воспитании и обучении лётных кадров, многолетнюю безаварийную работу и за выдающиеся достижения по применению авиации в народном хозяйстве страны. Лицам, удостоенным этого звания, вручались Грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца (см. рис.). Указом президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 звание упразднено, было установлено почётное звание «Заслуженный работник транспорта СССР».

"Заслуженный штурман-испытатель СССР"

Нагрудный знак «Заслуженный штурман-испытатель СССР».

Нагрудный знак.

«Заслу́женный шту́рман-испыта́тель СССР» — почётное звание, учреждённое 14 августа 1958. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР штурманам-испытателям 1-го класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации. Лицам, удостоенным этого звания, вручались Грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца (см. рис.).

Затухание колебаний

Статья большая, находится на отдельной странице.

Затягивание в пикирование

Затя́гивание в пики́рование — самопроизвольное уменьшение нормальной перегрузки и переход самолёта на малые и отрицательные углы атаки при полёте с фиксированной ручкой управления. Является внешним проявлением неустойчивости летательного аппарата по скорости (см. Степень устойчивости) в трансзвуковом диапазоне скоростей и сопровождается увеличением нагрузки на рулях управления при разгоне. Наиболее сильно проявлялось на дозвуковых самолётах с безбустерным управлением. На сверхзвуковых самолётах с бустерным управлением выражено слабо. При неудачной аэродинамической компоновке З. в п. может возникать в дозвуковом полёте вследствие потери устойчивости по перегрузке на околонулевых углах атаки.

Захаров Яков Дмитриевич

Заха́ров Яков Дмитриевич (1765—1836) — русский химик. С 1790 адъюнкт, с 1798 академик Петербургской АН. 30 июня (12 июля) 1804 совершил один из первых полётов на воздушном шаре (совместно с фламандским физиком и воздухоплавателем Э. Робертсоном) для научных наблюдений и экспериментов в высоких слоях атмосферы. Полёт З. положил начало научному воздухоплаванию.

Захват воздушного судна

Захва́т возду́шного су́дна — одна из форм незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Впервые определение понятия «З в. с.» в полёте было дано в Токийской конвенции 1963, квалифицировавшей З. в. с. как действия или намерение осуществить их по завладению воздушным судном или по установлению контроля над ним с помощью силы, угрозы её применения или любой другой формы запугивания. В то время как в международном праве незаконным считается З. в. с., совершённый в полёте, в национальном праве ряда государств незаконным признаётся З. в. с. как в полёте, так и на земле. УК РСФСР устанавливает ответственность за угон воздушного судна или за З. в. с. с целью угона. Гаагская конвенция 1970 рассматривает такие действия как преступления и обязывает государства принимать в отношении них суровые меры. От З. в. с. следует отличать правомерные действия (в том числе и обратный З. в. с.) по восстановлению контроля над незаконно захваченным воздушным судном, в целях пресечения противоправных действий экипажа и т. д.

Заход на посадку

Захо́д на поса́дку — этап полёта, включающий предпосадочное маневрирование в районе аэродрома и постепенное изменение конфигурации самолёта от полётной к посадочной. В соответствии с действовавшими в СССР Нормами лётной годности З. на п. должен начинаться не ниже 400 м и заканчиваться на высоте 15 м над уровнем взлётно-посадочной полосы. Для небольших самолётов местных линий допускается заканчивать З. на п. на высоте 9 м. Начальным этапом З. на п. может быть полёт по «коробочке». Изменение конфигурации самолёта начинается с выпуска шасси, затем осуществляется выпуск предкрылков и в последнюю очередь выпуск закрылков (иногда в несколько приёмов). При этом скорость полёта самолёта постепенно уменьшается. Последний этап выпуска закрылков может заканчиваться уже на глиссаде. Минимальная скорость полёта на этапе З. на п. должна не менее чем на 30% превышать скорость сваливания самолёта в соответствующей полётной конфигурации. При возникновении отказных состояний допускается З. на п. со скоростью, превышающей скорость сваливания в соответствующей конфигурации на 25%. З. на п. заканчивается посадкой или уходом на второй круг, если при снижении по глиссаде отклонения траекторных параметров самолёта от номинальных превысили допустимые значения.

Литература:

Котик М. Г., Динамика взлета и посадки самолётов, М., 1984;

Нормы летной годности гражданских самолётов СССР, 3 изд., [б. м.], 1984.

А. В. Климин.

Защита бортового оборудования

Методы и средства защиты БО.

Методы и средства защиты БО.

защи́та бортово́го обору́дования — обеспечивает выполнение им заданных функций при эксплуатации летательного аппарата в нормируемых диапазонах изменения внешних воздействующих факторов с сохранением основных характеристик и показателей надёжности бортового оборудования (БО) в установленных пределах. Она предотвращает или ограничивает вредное воздействие на БО различных помех, а также неблагоприятных факторов природной и искусственной среды. Вредное влияние па работу БО могут оказывать: электрические, магнитные и электромагнитные воздействия, не связанные с полезным сигналом, искажающие его или приводящие к выходу БО из строя; механические воздействия (вибрации, удары, ускорения, акустический шум); такие факторы природной или искусственной среды, как температура, давление и влажность, атмосферные осадки и электричество, солнечная радиация, пыль и песок, микроорганизмы, взрывоопасные среды и др. Многообразие БО и решаемых им задач требует специализированного подхода при выборе методов и средств защиты (см. схему) в каждом конкретном случае (см., например, Молниезащита, Электромагнитная совместимость).

Звено

Звено́ самолётов (вертолётов) — наименьшее летно-производственное (в гражданской авиации) или тактическое (в военно-воздушных силах) подразделение, насчитывающее 3—4 самолёта (вертолёта) и предназначенное для выполнения соответственно народно-хозяйственных или боевых задач как самостоятельно, так и в составе эскадрильи. В предприятиях гражданской авиации России, проводящих авиационно-химические работы в сельском хозяйстве за З. самолётов (вертолётов) закреплялся, как правило, постоянный район выполнения производственных полётов.

"Звено" Вахмистрова

«Звено» № 1 В. С. Вахмистрова (самолёт-носитель ТБ‑1 и два истребителя И‑4).

Рис. 1. Самолёт-носитель ТБ‑1 и два истребителя И‑4.

«звено́» Вахми́строва — комбинация летательного аппарата, состоящая из тяжёлого самолёта-носителя и жёстко сцепленных с ним истребителей. Различные варианты «Звена» отрабатывались в 30-х гг. под руководством военного инженера В. С. Вахмистрова и преследовали цель увеличить дальность действия истребителей при решении ими различных боевых задач («З» В. можно рассматривать как некоторый вариант заправки топливом в полёте). Они отличались типом носителей (бомбардировщики ТБ-1 — см. рис. 1 и ТБ-3 — см. рис. 2), числом и типом истребителей (от 1 до 5 И-4, И-5, И-Z, И-16), расположением истребителей на носителе (на крыле, на фюзеляже, сверху, снизу), способом образования «Звена» (подцепление истребителей на земле, в воздухе). Взлёт и полёт «З» В. происходили с работающими двигателями всех самолётов. После отцепления истребители могли снова стыковаться в воздухе с носителем. В Великую Отечественную войну неоднократно применялись «З» В., включающие ТБ-3 с двумя И-16 под крылом («Звено-СПБ»); И-16 несли по 2 фугасные авиабомбы ФАБ-250 и использовались в качестве скоростных пикирующих бомбардировщиков, наносивших внезапные и точные бомбовые удары. До отцепления они расходовали топливо из баков ТБ-3, а свой запас топлива обеспечивал им самостоятельное возвращение на аэродром.

«Звено» Вахмистрова: ТБ-5 с пятью истребителями.

Рис. 2. ТБ-5 с пятью истребителями.

Зверева Лидия Виссарионовна

Зверева Лидия Виссарионовна.

Л. В. Зверева

Зве́рева Лидия Виссарионовна (1890—1916) — первая русский лётчица. Окончила лётную школу 1-го русского товарищества воздухоплавания в Гатчине. В 1911 во Всероссийском аэроклубе получила диплом пилота-авиатора № 31. Успешно выполняла показательные полёты в ряде городов России. Выступала в печати с целью вовлечения в авиацию женщин. З. и В. В. Слюсаренко (её муж) а 1913 организовали в Риге авиационные мастерские и лётную школу, в которых сами же испытывали самолёты, обучали полётам. В начале 1-й мировой войны мастерские были перебазированы в Петроград и реорганизованы в небольшой завод, выполнявший заказы военного ведомства. З. работала на этом заводе. Умерла от тифа в мае 1916.

Звуковое давление

Звуково́е давле́ние — дополнительное давление, возникающее в среде при распространении звуковой волны, характеризующее собой колебание давления относительно среднего давления в среде. З. д. — основная количественная оценка звука. Диапазон З. д., с которым приходится иметь дело, простирается от еле слышимых звуков (~ 10 мкПа) до звуков, вызывающих болевое ощущение у человека (~ 10 Па) или разрушение самолётных конструкций (~ 10Па). Измерение З. д. производится с помощью микрофонов давления, градуировка которых осуществляется по эталону, калибруемому в свою очередь так называемым методом диска Рэлея в трубе-резонаторе. См. также Давление звука.

Звуковое поле

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звуковой барьер

Звуково́й барье́р — резкое увеличение сопротивления аэродинамического летательного аппарата при Маха числах полёта M, несколько превышающих критическое число M*. Причина состоит в том, что при числах M > M* наступает волновой кризис, сопровождающийся появлением волнового сопротивления. Коэффициент волнового сопротивления летательных аппаратов очень быстро возрастает с ростом числа M, начиная с M = M*.

Наличие З. б. затрудняет достижение скорости полёта, равной скорости звука, и последующего перехода к сверхзвуковому полёту. Для этого оказалось необходимым создать самолёты с тонкими стреловидными крыльями, что позволило значительно снизить сопротивление, и реактивными двигателями, у которых с ростом скорости тяга возрастает.

В СССР скорость, равная скорости звука, впервые была достигнута на самолёте Ла-176 в 1948.

Звуковой удар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звукоизоляция

Схема типовой звукоизолирующей конструкции салона летательного аппарата:1 — обшивка фюзеляжа;2 — воздушные промежутки;3 — слои звукопоглощающих материалов;4 — силовой элемент (шпангоут);5 — виброизоляция;6 — панель интерьера.

Схема типовой звукоизолирующей конструкции салона летательного аппарата.

звукоизоля́ция в летательных аппаратах — обеспечивает в них допустимые в соответствии с нормативными требованиями уровни шума при заданном акустическом нагружении внешней поверхности (см. Нормы шума). Как правило, З. выполняется в виде многослойных звукоизолирующих конструкций, включающих слои с высокой отражающей способностью (так называем стенки), слои звукопоглощающих материалов и воздушные промежутки. Наиболее широко используются двухстенные звукоизолирующие конструкции (см. рис.): функции одной стенки выполняет обшивка фюзеляжа, другой — панели интерьера, Требуемое ослабление передаваемой в салон звуковой энергии достигается установкой звукоизолирующих конструкций разной эффективности в соответствии с действующими на внешнюю поверхность фюзеляжа акустическими нагрузками.

Звукопоглощающие материалы

Звукопоглоща́ющие материа́лы — материалы, в которых осуществляется необратимый переход звуковой энергии в тепловую. В составе звукоизолирующих и звукопоглощающих конструкций З. м. используются в авиации для снижения уровней шума в пассажирском салоне, кабине экипажа и отсеках летательного аппарата (см. Звукоизоляция). Наиболее широкое распространение получили лёгкие З. м. из супертонкого волокна на основе стекла, капрона и базальта в виде холстов или стёганых матов разной толщины. Акустические свойства рыхловолокнистого материала зависят от типа и толщины волокна, от объёмной плотности материала, определяемой степенью его поджатия. Параметрами, определяющими акустические свойства рыхловолокнистых З. м., являются постоянная распространения и волновое сопротивление (см. Импеданс акустический).

Зеленко Екатерина Ивановна

Зеленко Екатерина Ивановна.

Е. И. Зеленко

Зеле́нко Екатерина Ивановна (1916—1941) — советская лётчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза (1990, посмертно). Окончила Оренбургскую Военную авиационную школу лётчиков (1934). Летала на самолётах 7 типов.

Наряду со службой в авиачасти испытывала самолёты и авиационное оборудование. Участвовала в советско-финляндской войне. Входила в состав группы лётчиков, проводивших войсковые испытания ближнего бомбардировщика Су-2. Участница Великой Отечественной войны. Совершила 40 боевых вылетов. 12 сентября 1941 вела на бомбардировщике неравный бой с 7 истребителями противника, сбила один из них, а другой уничтожила тараном. Погибла. Это первый в истории авиации воздушный таран, совершённый женщиной. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени. Бронзовый бюст в с. Анастасьевка Сумской области. Её именем название одна из малых планет.

Земная скорость

Земна́я ско́рость — скорость начала связанной системы координат летательного аппарата относительно какой-либо из земных систем координат.

"Земной резонанс"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зенитная артиллерия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зенитная управляемая ракета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зимин Георгий Васильевич

Зимин Георгий Васильевич.

Г. В. Зимин

Зими́н Георгий Васильевич (р. 1912) — советский военачальник, маршал авиации (1973), профессор (1974), доктор военных наук (1972), Герой Советского Союза (1943). В Советской Армии с 1931. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков (1933), Энгельсскую военную школу лётчиков (1935), Высшую военную академию (1948). Участник боёв в районе озера Хасан. Во время Великой Отечественной войны был командиром авиаполка, командиром авиадивизии. Совершил 249 боевых вылетов, сбил лично 18 самолётов противника и 20 в составе группы. После войны 1-й заместитель главнокомандующего противовоздушной обороной (1960—1966), начальник Военной командной академии противовоздушной обороны имени Г. К. Жукова (1966—1981). Депутат Верховного Совета СССР в 1958—1966. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Сочинения:

Истребители, М., 1988.

Змейка

Змейка.

Змейка.

зме́йка — фигура пилотажа: слитно выполненные противоположные развороты летательного аппарата на заданный угол в горизонтальной плоскости (см. рис.). После каждого разворота крен изменяется на противоположный.

Знаки опознавательные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зона выполнения

Зо́на выполне́ния — высота полета, на которой оболочка свободного или привязного аэростата или газовместилище дирижабля полностью наполнены подъёмным газом. Наибольший объём, который может занимать подъёмный газ в мягких дирижаблях, соответствует объёму их корпуса (оболочки дирижабля). У полумягких и полужёстких дирижаблей объём газовместилища (газовый объём) меньше общего объёма корпуса на объём, занимаемый килем и другими устройствами, расположенными внутри корпуса и заполненными воздухом. Наибольший газовый объём жёстких каркасных дирижаблей на 7—10% меньше общего объёма корпуса из-за наличия воздушной прослойки между газовыми отсеками и наружной обтяжкой корпуса.

Отношение фактического объёма газа к газовому объёму называется степенью выполнения аэростата. Не полностью наполненный подъёмным газом аэростат называется невыполненным. Обычно аэростаты всех видов поднимаются с земли будучи не полностью выполненными, что определяется задаваемой высотой полёта (подъёма привязного аэростата).

Зона испытательных полётов

Зо́на испыта́тельных полётов — воздушное пространство над сухопутной или водной территорией, предназначенное для проведения испытательных полётов. Размеры зон, их удаление от аэродрома устанавливаются в зависимости от типа летательного аппарата и условий базирования, а также с учётом требований безопасности (при непрерывном радиолокационном контроле — не менее 10 км от границ соседних зон и воздушных трасс). З. и. п., как правило, находятся под непрерывным радиолокационным контролем, содержат специальные маршруты и измерительные трассы, полёты по которым обеспечиваются наземными радиотехническими и электронно-оптическими средствами управления воздушным движением, а также средствами внешнетраекторных и радиотелеметрических измерений. В З. и. п. иногда организуются полигоны, над которыми проводятся испытания и отработка средств спасения, вооружения, сбрасываемой с борта техники.

Зона ограничения полётов

Зо́на ограниче́ния полётов — воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого полёты летательных аппаратов ограничены рядом условий (время, высота полёта и др.). Устанавливается государством в пределах национального воздушного пространства. В соответствии с Чикагской конвенцией 1944 в отношении регулярных международных воздушных сообщений предусмотренные в зоне ограничения должны применяться на единообразной основе к летательным аппаратам всех договаривающихся государств.

Зона равновесия

Зо́на равнове́сия — высота, на которой вес аэростата (включая вес находящегося в нем подъёмного газа и воздуха) равен весу воздуха, вытесненного объёмом аэростата (см. Аэростатика). Если это равновесие нарушается, аэростат начинает перемещаться вверх или вниз. Чтобы увеличить высоту подъёма или прекратить спуск, сбрасывается часть балласта или нагревается газ внутри аэростата. Для уменьшения высоты необходимо выпустить часть газа через клапан или охладить газ.

Зубец Прокофий Филиппович

Зубец Прокофий Филиппович.

П. Ф. Зубец

Зубе́ц Прокофий Филиппович (р. 1915) — советский конструктор авиационных двигателей, профессор (1972). доктор технических наук (1968), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1966). Окончил Московский авиационный институт (1939). С 1954 главный конструктор авиамоторостроительного завода в Казани. Под его руководством разработана модификация турбореактивного двигателя РД-3М-500 для самолёта Ту-104 и ряд других силовых установок различного назначения. Ленинская премия (1957), Государственная премия CCCP (1978), Награждён 2 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.

"Зубцы"

«зубцы́» — совокупность последовательно чередующихся установившихся режимов набора высоты и снижения (длительность каждого 15—40 с); вид пилотирования при проведении лётных испытаний летательного аппарата. Выполняются около заданной высоты, поочерёдно, при максимальной и минимальной тяге двигателей. При этом выдерживаются на «З» неизменными скорость летательного аппарата (обычно задаются лётчику 8—12 её значений в допустимом диапазоне скоростей летательного аппарата) и угол наклона траектории. В течение всего времени выполнения «З.» конфигурация летательного аппарата остаётся неизменной.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная