Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н37"-"НЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н37"-"НЕР")

Н-37

Н-37 — авиационная пушка, созданная в 1946 А. Э. Нудельманом и В. Я. Неменовым. Калибр 37 мм, скорострельность 400 выстрелов в 1 мин, масса снаряда 735 г, начальная скорость 690 м/с, масса пушки 103 кг. Широко применялась на советских реактивных истребителях первых поколений.

Набор высоты

Набо́р высоты́ — этап полёта, на котором происходит существенное увеличение высоты. При Н. в. крейсерского полёта после взлёта самолёта время и расход топлива, могут составлять значительную часть их суммарных значений на траектории полёта. Поэтому необходима оптимизация режима Н. в. Наибольший эффект оптимизация Н. в. даёт при выходе в условия сверхзвукового крейсерского полёта. Для истребителей-перехватчиков характерны траектории Н. в. с минимальными затратами времени, а для пассажирских и транспортных самолётов — с минимальным расходом топлива.

Наведение ракет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Навигационные системы координат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Навигация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Навье Луи Мари Анри

Навье Луи Мари Анри.

Л. М. А. Навье

Навье́ Луи Мари Анри (Navier)(1785—1836) — французский учёный и инженер в области механики, член французской АН (1824). С 1820 профессор. Основные работы по строительной механике, сопротивлению материалов, теории упругости, гидравлике и гидромеханике. Вывел уравнения движения несжимаемой вязкой жидкости (см. Навье—Стокса уравнения), общие уравнения равновесия и движения упругого тела, уравнения изогнутой оси прямого и кривого брусков при изгибе. Исследовал изгиб прямоугольной пластины и т. д.

Сочинения:

Mémoire sur les lois du mouvement des fluides, P., 1827.

Награды ФАИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нагрузка

Нагру́зка летательного аппарата, полезная нагрузка, — запас топлива и целевая нагрузка. Определяет основные размеры и массу летательного аппарата. Запас топлива складывается из топлива, расходуемого при взлёте, наборе высоты, крейсерском полёте и посадке, а также нормируемого аэронавигационного запаса топлива. Топливо, расходуемое на земле до старта, в Н. не входит.

Состав целевой нагрузки зависит от назначения летательного аппарата. Для гражданских летательных аппаратов — это коммерческая нагрузка (иногда её называют платной нагрузкой) — пассажиры, багаж, почта, грузы. Для военно-транспортных — десантируемая техника, грузы, личный состав. Для боевых летательных аппаратов — боевая нагрузка (ракеты, бомбы и т. п.). Для пассажирских летательных аппаратов коммерческая нагрузка ограничивается в основном прочностью или объёмом конструкции, для военно-транспортных — взлётной массой, соответствующей минимальному значению эксплуатационной перегрузки, для боевых летательных аппаратов — нормальной и перегрузочной взлётной массой.

Нагрузка на ометаемую поверхность

Нагру́зка на омета́емую пове́рхность — отношение взлётной массы вертолёта к ометаемой площади его несущего винта (или нескольких винтов) или, что точнее, тяги винта к ометаемой его лопастями площади. Значение Н. на о. п. определяет скорость отбрасываемого винтом потока (индуктивную скорость), которая падает с уменьшением нагрузки, что приводит к снижению индуктивных потерь мощности. Поэтому уменьшение Н. на о. п. при неизменной мощности силовой установки вертолёта позволяет увеличить тягу несущего винта, однако необходимое для этого увеличение диаметра несущего винта приводит к возрастанию массы конструкции вертолёта. Максимум весовой отдачи достигается при оптимальной Н. на о. п., которая в зависимости от массы вертолёта, его схемы и типа силовой установки обычно составляет 12—70 кг/м2. Снижение удельной массы двигателей, появление тяжёлых вертолётов, возрастание их энерговооружённости приводят к увеличению оптимальной Н. на о. п.

Существуют эксплуатационные ограничения Н. на о. п., обусловленные значением индуктивной скорости потока. Для транспортных вертолётов максимальная Н. на о. п. исходя из условий безаэродромного базирования не должна превышать 70—80 кг/м2. Для вертолётов-кранов, используемых на монтажных работах (когда под вертолётом находятся люди в специальном снаряжении), Н. на о. п. допускается не выше 50—60 кг/м2. Для спасательных вертолётов, подбирающих людей на режиме висения, Н. на о. п. должна быть не выше 30—35 кг/м2.

Наибольшие значения Н. на о. п. имеют преобразуемые аппараты вертикального взлёта: аппараты с поворотными винтами — 50—150 кг/м2, аппараты с винтами на поворотных крыльях — 200—300 кг/м2, самолёты вертикального взлета и посадки с вентиляторами — до 2500 кг/м2. Увеличение Н. на о. п. приводит также к увеличению скорости снижения аппарата на режиме авторотации, что затрудняет выполнение аварийной посадки при отказе силовой установки или делает такую посадку невозможной.

М. П. Логинов.

Нагрузки на летательный аппарат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нагурский Ян Иосифович

Нагурский Ян Иосифович.

Я. И. Нагурский

Нагу́рский Ян Иосифович (1888—1976) — военный и полярный лётчик, штабс-капитан русской армии. По национальности поляк. Участник 1-й мировой войны. Окончил Одесское юнкерское пехотное училище (1909), Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (1913). В августе 1914 вместе с механиком Е. В. Кузнецовым совершил полёт в Арктику (в поисках пропавшей русской экспедиции Г. Я. Седова; вдоль западного побережья Новой Земли на самолёте «Морис Фарман», удаляясь от суши на расстояние до 100 км и покрыв 448 км за 4 ч 20 мин. Н. выполнил ещё 4 продолжительных полёта в Арктике. В 1914—1917 командовал воздушными отрядами, дивизионом Балтфлота. 17 (30) сентября 1916 Н. первым в мире совершил «мёртвую петлю» на гидросамолёте (М-9). В 1919 он возвратился в Польшу и больше не летал. На Земле Франца-Иосифа его именем названа полярная станция. Награждён 5 русскими боевыми орденами и орденом Возрождения Польши.

Надашкевич Александр Васильевич

Надашкевич Александр Васильевич.

А. В. Надашкевич

Надашке́вич Александр Васильевич (1897—1967) — советский конструктор авиационного вооружения, доктор технических наук (1947). Окончил Киевский университет (1916), Московскую военную авиационную школу высшего пилотажа (1918), а затем работал в ней инструктором. С 1925 член научно-технического комитета Воздушного Флота РККА. Дважды подвергался необоснованным репрессиям и, находясь в заключении, работал в ЦКБ-39 ОГПУ (1930—1931) и ЦКБ-29 НКВД (1937—1941) над новой авиационной техникой. С 1932 помощник А. Н. Туполева по оснащению самолётов авиационным вооружением. Под руководством Н. созданы пулемёт ПВ-1 с ленточным питанием для истребителей, турельные стрелковые установки, бомбардировочные установки самолётов Р-1, Р-5, ТБ-1, ТБ-3, СБ, Пе-8, Ту-2, Ту-4, Ту-16 и др. Ленинская премия, Государственная премия СССР (дважды). Награждён орденом Ленина, 4 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Надёжность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Назаров Аркадий Сергеевич

Назаров Аркадий Сергеевич.

А. С. Назаров

Наза́ров Аркадий Сергеевич (1899—1987) — советский конструктор авиационных двигателей. Окончил Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1925, ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). В 1930 организовал и возглавил КБ на авиамоторном заводе №29 в Запорожье. Под его руководством были внедрены в серийное производство первый советский поршневой двигатель М-11 конструкции А. Д. Швецова и лицензионные поршневые двигатели М-22, М-85, разработан ряд их модификаций, в том числе М-86, М-87. В 1937 назначен главным конструктором авиамоторного завода № 16 в Воронеже. В том же году был необоснованно репрессирован; находясь в заключении, работал в спецорганизациях над созданием новой авиационной техники. После освобождения из заключения (1947, реабилитирован в 1956) работал до 1970 в различных КБ. Награждён орденом Красной Звезды.

Наземные испытания

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Накадзима"

Истребитель Накадзима Ki‑43 (Япония).

Истребитель Накадзима Ki‑43.

«Накадзи́ма» (Nakajima Hikoki Kabushiki Kaisha; Nakajima Aircraft Co) — авиастроительная фирма Японии. Основана в 1914, указанное название с 1924 (до этого — Японские авиационные заводы). Функционировала до 1945, выпуская гражданские и военные самолёты и авиационные двигатели. В 20-х и в начале 30-х гг. значительное место в продукции «Н.» занимали самолёты и поршневые двигатели, производившиеся по лицензиям Великобритании, Франции, Нидерландов и США. В начале 20-х гг. был создан первый японский цельнометаллический самолёт (бомбардировщик B-6 и его гражданский вариант P-6), а в начале 30-х гг. — первый истребитель японской конструкции («тип 91»). К известным самолётам фирмы периода 2-й мировой войны относятся истребители Ki-43 (первый полёт в 1939, выпущено свыше 5900, см. рис.), Ki-44 (1940), Ki-84 (1943) и палубные торпедоносцы B5N (1937) и B6N (1941). В 1945 был построен опытный реактивный бомбардировщик Kikka с двумя турбореактивными двигателями (по образцу немецкого самолёта Мессершмитт Me262). Всего в 1914—1945 было выпущено около 26 тысяч самолётов различных типов. В 1956 предприятия «Н.» отошли промышленному концерну «Фудзи» и фирме «Ниссан мотор». Производство летательных аппаратов «Фудзи» возобновил лицензионным выпуском лёгких самолётов фирм «Бич» и «Цессна». В числе собственных разработок концерна тренировочный самолёт Т-1 (1958; первый реактивный самолёт японской конструкции), четырёхместный административный самолёт F-200 (1965) с поршневым двигателем и др. Начатое в 60-х гг. лицензионное производство вертолётов фирмы «Белл» продолжалось в 70-х и 80-х гг.

Наньчанский авиационный завод

Наньча́нский авиацио́нный заво́д — авиационное предприятие Китайской Народной Республики. В конце 50-х и в 60-е гг. выпускал по лицензии советские самолёты Ан-2 (под обозначением Y-5). В конце 60-х гг. был начат выпуск штурмовика Q-5/A-5 (на основе самолёта МиГ-19), с 1961 — учебно-тренировочного самолёта CJ-6 (на основе Як-18). Завод разработал учебно-тренировочный самолёт «Хейян» с поршневым двигателем (первый полёт в 1985, на основе CJ-6) и учебно-тренировочный реактивный самолёт К-8 (1990).

Наплыв крыла

Статья большая, находится на отдельной странице.

Напряжённо-деформированное состояние

Статья большая, находится на отдельной странице.

Насадки аэродинамические

Наса́дки аэродинами́ческие — то же, что приёмники давлений.

Научно-исследовательский институт авиации и космонавтики ФРГ

Нау́чно-иссле́довательский институ́т авиа́ции и космона́втики ФРГ (Deutsche Forschungs- und Versuchsanstalt fur Luft- und Raumfahrt, DFVLR) — ведущая организация ФРГ по научным исследованиям в области авиации и космонавтики. Институт образован в 1969 в результате объединения трёх ранее существовавших исследовательских центров авиационного профиля. Имеет отделения механики полёта и навигации, механики жидкости, материаловедения и конструкций, систем связи и изучения окружающей среды, энергетики, разработки проектов летательных аппаратов, экспериментальных установок. Исследовательские центры института располагают высокоразвитой экспериментальной базой.

Научно-исследовательский институт авиационного оборудования

Нау́чно-иссле́довательский институ́т авиацио́нного обору́дования (НИИАО). Создан в 1983 в г. Жуковском Московской области на базе филиала и специализированного КБ Лётно-исследовательского института. Является головным институтом авиационной промышленности России в области бортового оборудования летательных аппаратов и эргономики. В институте проводятся теоретические и экспериментальные исследования по созданию на базе новых физических принципов и технологий, структур перспективных образцов оборудования для самолётов и вертолётов различных типов, опытно-конструкторские разработки электронных бортовых комплексов и их элементов, систем отображения информации и органов управления пилотируемых космических аппаратов, комплексных тренажёров для подготовки космонавтов. Институт располагает вычислительным центром, экспериментально-стендовой базой для проведения исследований и отработки комплексов, систем и отдельных образцов бортового оборудования, опытным и макетно-экспериментальным производством. Издаёт тематические сборники.

Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства

Нау́чно-иссле́довательский институ́т авиацио́нной техноло́гии и организа́ции произво́дства (НИАТ) — организован из Центрального института труда, созданного в 1920 А. К. Гастевым в Москве. Указанное название с 1947. Имеет несколько филиалов в других городах. В состав института входят ряд специализированных технологических конструкторских отделений. Основные задачи института: технологическое обеспечение создания новых образцов авиационной техники; постоянное повышение эффективности и технического уровня серийного производства в целях повышения производительности труда и качества продукции; разработка общих теоретических основ технологии и научных основ всех видов технологических процессов; совершенствование методов и средств технологической подготовки производства; разработка новых технологических процессов изготовления заготовок, обработки деталей, их сборки и контроля; разработка методов и средств комплексной механизации и автоматизации производства; повышение качества, надёжности и ресурса изделий технологическими методами; совершенствование организации и управления производством; подготовка научных кадров. Издаются «Труды» института (с 1948). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Научно-производственное объединение

Нау́чно-произво́дственное объедине́ние имени С. А. Лавочкина — берёт начало от авиационного завода №301, образованного в 1937 в г. Химки Московской области на базе мебельной фабрики. Завод серийно выпускал самолёты УТ-2, УТ-3, Як-1, Як-7. В ОКБ, организованном при заводе, сначала проводились (под руководством А. А. Дубровина) работы по созданию учебно-тренировочного истребителя на основе французского самолёта «Кодрон», а в 1939 оно было передано С. А. Лавочкину, В. П. Горбунову и М. И. Гудкову, по проекту которых на заводе были изготовлены истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3. Для обеспечения серийного производства ЛаГГ-3 Лавочкин (с частью ОКБ) был переведён в ноябре 1940 на завод № 21 в Горьком, а Горбунов — на завод № 31 в Таганроге; Гудков продолжил работы по дальнейшему развитию ЛаГГ-3 в Химках. В октябре 1941 завод был эвакуирован в Новосибирск, а на его месте образован ремонтный завод, проводивший в годы Великой Отечественной войны капитально-восстановительный ремонт боевых самолётов (в том числе непосредственно в воинских частях), а также сборку самолётов из привозных узлов (было собрано и сдано 397 самолётов). ОКБ Лавочкина в Горьком создало в годы войны истребители Ла-5 и Ла-7. В октябре 1945 авиационное опытное производство в Химках было воссоздано (снова как завод № 301), и возглавил его Лавочкин. Здесь были продолжены разработки его самолётов (см. статью Ла), а в 50-х гг. были также развёрнуты работы по ракетной технике: созданы комплексы зенитных управляемых ракет, стратегическая крылатая ракета «Буря» с маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В 1960 предприятие стало именоваться Государственным союзным машиностроительным заводом имени С. А. Лавочкина, а в 1974 получило указанное название.

С середины 60-х гг. специализируется в области беспилотных космических средств для исследований околоземного пространства, Луны, планет и малых тел Солнечной системы дистанционными и контактными методами и астрофизических наблюдений. Созданы автоматические космические аппараты и межпланетные станции серий «Луна», «Венера», «Марс», самоходные автоматические зонды (типа «Луноход» и др.), автоматические аппараты по международным проектам «Вега» и «Фобос», автоматической обсерватории «Астрон», «Гранат» и другие объекты космической техники. В этот период с предприятием связана деятельность таких конструкторов и учёных, как Г. Н. Бабакин, В. М. Ковтуненко. Предприятие награждено орденом Ленина (1944), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1956, 1971).

И. Л. Шевалев.

Научно-производственное объединение "Молния"

Нау́чно-произво́дственное объедине́ние «Мо́лния». Образовано в 1976. В НПО были включены КБ «Молния» (Москва), Машиностроительное КБ «Буревестник» (Москва) и Экспериментальный машиностроительный завод. В НПО «Молния» под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского разработан планёр орбитального корабля многоразового использования «Буран».

Научно-производственное объединение "Сатурн"

Нау́чно-произво́дственное объедине́ние «Сату́рн» имени А. М. Люльки — разработчик авиационных двигателей семейства АЛ. Образовано в 1982 на основе московского Машиностроительного завода «Сатурн». В числе предприятий, входящих в НПО — Машиностроительное конструкторское бюро «Гранит». С 1984 НПО носит имя А. М. Люльки.

Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением

Нау́чно-эксперимента́льный центр автоматиза́ции управле́ния возду́шным движе́нием (НЭЦ АУВД). Учреждён в январе 1974 в Москве. Создание НЭЦ АУВД связано с интенсивным развитием воздушного транспорта, необходимостью повышения уровня безопасности, регулярности и экономичности полётов самолётов и вертолётов гражданской авиации. Является головным НИИ по вопросам развития и совершенствования Единой системы управления воздушным движением страны; разработки, испытаний и внедрения перспективных автоматизированной систем управления воздушным движением; наземных и бортовых технических средств навигации, посадки и связи; ведёт научные исследования по эргономическому обеспечению управления воздушным движением и подготовке диспетчерского состава. Имеет лабораторную базу для проведения всех видов исследований по закреплённой тематике. С 1979 на НЭЦ АУВД возложены функции международного научно-экспериментального центра УВД для совершенствования и дальнейшего развития систем и средств управления воздушным движением. НЭЦ АУВД представляет гражданскую авиацию страны в Международная организация гражданской авиации и других международных организациях.

Национальная принадлежность воздушного судна

Национа́льная принадле́жность возду́шного су́дна — см. в статье Воздушное судно.

Национальное управление авиационно-космических исследований

Национа́льное управле́ние авиацио́нно-косми́ческих иссле́дований (Office National d’Etudes et de Recherches Aérospatiales, ONERA) — ведущая организация Франции по научным исследованиям в области авиации и космонавтики. Основана в 1946. Находится в ведении министерства обороны, тесно сотрудничает с организациями других ведомств. Имеет отделения аэродинамики, энергетики, прочности конструкций, материалов, общей физики, комплексных исследований, больших экспериментальных установок, средств информации. Исследовательские центры управления располагают высокоразвитой экспериментальной базой.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нашлемный визир

Нашле́мный визи́р — совокупность размещаемых на шлеме лётчика-оператора и в кабине самолёта оптико-электронных устройств, обеспечивающих сопровождение цели (объекта) поворотом головы и определение угловых координат линии визирования, цели по положению головы лётчика-оператора. На шлеме установлены коллиматорный оптический визир с полупрозрачным отражательным стеклом (размещается в поле зрения одного из глаз лётчика) и фотоприёмники системы съёма координат, воспринимающие излучение специальных оптических облучателей. В кабине самолёта находятся облучатели, а также электронный блок системы съёма координат, преобразующий сигнал фотоприёмников в сигналы, пропорциональные углам поворота головы лётчика в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Угловые координаты цели (объекта), полученные с помощью Н. в., используются для выдачи углового целеуказания головкам самонаведения управляемых ракет перед их пуском, а также бортовым радиолокационным станциям и оптико-электронным станциям для решения задач прицеливания при стрельбе и бомбометании, для коррекции навигационных систем по ориентирам с известными географическими координатами. Дальность действия Н. в. определяется дальностью визуального обнаружения и сопровождения цели, а зона действия по углам составляет ±(60—90)° (у индикатора на лобовом стекле не более 20°) — и ограничивается предельными углами поворота головы лётчика-оператора в полёте. Коллиматорный оптический визир может быть заменён малогабаритным нашлемным индикатором телевизионного типа, позволяющим выводить непосредственно перед глазом лётчика-оператора пилотажную и обзорную информацию, полученную от бортовой радиолокационной станции, оптико-телевизионного визира, тепловизора и пилотажных датчиков самолёта, что обеспечивает одновременное сопровождение цели в широком диапазоне углов и контроль режимов полёта без обращения к индикаторам на приборной доске самолёта. Первые сведения о разработках Н. в. относятся к концу 60-х — началу 70-х гг. Н. в. используются на самолётах-истребителях и боевых вертолётах.

А. Г. Зайцев.

Недбайло Анатолий Константинович

Недбайло Анатолий Константинович.

А. К. Недбайло

Недба́йло Анатолий Константинович (р. 1923) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1970), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (1943), Военно-воздушную академию (1951; ныне имени Ю. А. Гагарина). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи. Совершил 219 боевых вылетов. После войны на преподавательской и руководящей работе в военно-учебных заведениях ВВС. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст в г. Изюме Харьковской области.

Сочинения:

В гвардейской семье, Киев, 1975.

Литература:

На «летающем танке», в кн.: Подвиги во имя Отчизны, Харьков, 1974.

Неждановский Сергей Сергеевич

Неждановский Сергей Сергеевич.

С. С. Неждановский

Неждано́вский Сергей Сергеевич (1850—1940) — русский изобретатель, конструктор и исследователь в области летательных аппаратов. Окончил Московский университет (1873), в течение многих лет сотрудничал с Н. Е. Жуковским. В 1880-х гг. исследовал различные проблемы создания реактивных летательных аппаратов, в середине 1890-х гг. предложил ряд оригинальных схем вертолётов (двухвинтовая с перекрытием несущих винтов, одновинтовая с аэродинамическим рулём, одновинтовая с рулевым винтом), предложил несущий винт с приводом от реактивных горелок, установленных на концах лопастей и др. В 1893 выдвинул идею самолёта бесфюзеляжной схемы с крылом толстого профиля («летающее крыло»). Записи Н. были обнаружены лишь в конце 1950-х гг., поэтому результаты его изысканий не были использованы в практических разработках. В различные периоды своей деятельности, в том числе во время работы в Кучинском аэродинамическом институте (1904—1906) и в Центральном аэрогидродинамическом институте (1919—1929), Н. занимался разработкой и испытаниями воздушных змеев, змеев-планёров, летающих моделей (в том числе изучением устойчивости и управляемости этих устройств), воздушных винтов, аэросаней, глиссеров и т. п.

Литература:

История воздухоплавания и авиации в СССР, под ред. В. А. Попова, М., 1944;

Чаплыгин С. А., Работы С. С. Неждановского по планёрам, аэропланам…, Собрание сочинений, т. 3, М.—Л., 1950.

Нейланд Владимир Яковлевич

Нейланд Владимир Яковлевич.

В. Я. Нейланд

Не́йланд Владимир Яковлевич (р. 1932) — советский учёный в области механики, член-корреспондент АН СССР (1987). После окончания Московского физико-технического института (1956) работает в Центральным аэрогидродинамическом институте (с 1987 заместитель начальника), преподаёт в Московском физико-техническом институте (с 1966, проф. с 1979). Исследовал взаимодействие пограничного слоя с внешними сверхзвуковыми и гиперзвуковыми потоками и скачков уплотнения с пограничным слоем. Разработал асимптотическую теорию отрыва ламинарного пограничного слоя в этих условиях. Создал методики определения аэродинамических характеристик и аэродинамического нагревания гиперзвуковых летательных аппаратов. Премия имени Н. Е. Жуковского (1969, 1974). Награждён орденом «Знак Почёта».

Сочинения:

К теории отрыва ламинарного пограничного слоя в сверхзвуковом потоке газа, «Известия АН СССР, сер. Механика жидкости и газа», 1969, № 4;

Асимптотическая теория отрыва и взаимодействия пограничного слоя со сверхзвуковым потокам газа, «Успехи механики», 1981, т. 4, в. 2.

Некрасов Александр Иванович

Некрасов Александр Иванович.

А. И. Некрасов

Некра́сов Александр Иванович (1883—1957) — советский учёный в области теоретической механики и аэро- и гидромеханики, академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1932), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Окончил Московский университет (1906); ученик Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина. В 1906—1911 преподавал математику и физику в средних учебных заведениях Москвы, вёл педагогическую работу в ряде вузов; в 1911—1956 (с перерывом) работал в Московском университете (в 1911—1917 доцент, с 1918 профессор, заведующий кафедрой теоретической механики). С 1930 заместитель начальника Центрального аэрогидродинамического института по науке. Был необоснованно репрессирован и в 1937—1943 находился в заключении, работая в ЦКБ-29 НКВД над новой авиационной техникой. В 1943—1956 начальник и консультант теоретической и расчётной части ОКБ А. Н. Туполева; с 1945 заведующий отделом аэромеханики Института механики АН СССР. Основные исследования посвящены фундаментальным проблемам аэро- и гидродинамики и математики, в особенности теории волн и струй, теории флаттера, линейным и нелинейным интегральным и интегро-дифференциальным уравнениям. Первый лауреат премии имени Н. Е. Жуковского (1922). Государственная премия СССР (1952). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями.

Сочинения:

Собрание сочинений, т. 1—2, М., 1961—1962.

Неман Иосиф Григорьевич

Неман Иосиф Григорьевич.

И. Г. Неман

Не́ман Иосиф Григорьевич (1903—1952) — советский учёный и конструктор в области авиационной техники, профессор (1938). Участник Гражданской войны. Окончил Харьковский технологический институт (1929). С 1926 в КБ К. А. Калинина (впоследствии начальник отдела, заместитель главного конструктора). Принимал участие в создании пассажирских самолётов К-3, К-4, К-5. С 1932 руководитель КБ, с 1936 главный конструктор ОКБ. В 1931—1938 и 1944—1952 заведующий кафедрой конструкций самолётов Харьковского авиационного института. Под руководством Н. созданы скоростной пассажирский самолёт ХАИ-1 [первый в Европе самолёт с убирающимся в полёте шасси (рис.)], учебно-боевой самолёт ХАИ-3, скоростные разведчики ХАИ-5 (Р-10) и ХАИ-6, штурмовики «Иванов», ХАИ-51, ХАИ-52. Был необоснованно репрессирован и в 1939—1941 находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД (принимал участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2). Награждён орденом Красной Звезды.

Пассажирский самолёт ХАИ‑1 И. Г. Немана.

Пассажирский самолёт ХАИ‑1.

Непосредственное управление подъёмной и боковой силами

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неравновесное течение

Неравнове́сное тече́ние — течение газа, в котором время релаксации сравнимо с характерным временем течения в условиях проявления реального газа эффектов, в том числе скачка конденсации и сопутствующего ему переохлаждения потока. Кроме того, в многофазных средах рассматривают неравновесный тепло- и массообмен и обмен импульсом между фазами. Энергетической характеристикой Н. т. является степень неравновесности — отношение энергии, связанной с проявлением соответствующего релаксационного процесса, к энтальпии торможения потока (см. Торможения параметры). Так, для течения двухатомного газа с возбуждением колебаний атомов максимальное значение степени неравновесности 0,22. Поскольку релаксационные явления влияют на теплопередачу и аэродинамические характеристики тел, причём это влияние может быть немонотонным неравновесное обтекание, например клина, сопровождается искривлением ударной волны и изменением распределения давления по его поверхности. При этом значения координат центра давления и производных аэродинамических коэффициентов cy и mz, по углу атаки α могут выходить за пределы интервала значений, которые реализуются в равновесном течении и замороженном течении. Н. т. в аэродинамических трубах по мере разгона потока сменяется замороженным, и газ в рабочей части находится в диссоциированном (возбуждённом) состоянии, что ограничивает эксплуатационные возможности установок. Так, для воздуха при температуре торможения T0 = 8000 К и полном давлении р0 = 10 МПа состав газа в рабочей части типичной высокоэнтальпийной аэродинамической трубы (трубы с высокими параметрами торможения) соответствует показателю адиабаты 1,46, причём с диссоциированным состоянием связано около 20% энтальпии торможения. Эта энергия может выделиться в поле течения у испытываемой в аэродинамической трубе модели и заметно повлиять на релаксационные явления в нём. Например, при неравновесном обтекании клина в атмосфере давление по его образующей падает, а при обтекании возбужденным потоком в аэродинамической трубе оно может расти. Всё это указывает на невозможность моделирования натурных условий неравновесного обтекания летательного аппарата.

Литература:

Неравновесные физико-химические процессы в аэродинамике, М., 1972.

А. В. Чирихин.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная