Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕЛ"-"РЯЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕЛ"-"РЯЗ")

Релаксация

Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление) в газах — процесс установления термодинамического равновесия (выравнивание физических параметров — давления, температуры, концентрации компонентов и т. п.) между всеми частями газовой системы. Проходит в результате столкновений частиц и для каждого параметра характеризуется своим временем установления равновесия (так называемым временем Р.). При относительно невысоких температурах (обычно менее 1000 К) в газах быстрее всего устанавливается равновесие по поступательным степеням свободы. Равновесие между поступательными и вращательными степенями свободы, связанное с обменом энергии между ними, устанавливается значительно медленнее. При гиперзвуковых скоростях полёта, когда в области возмущающего течения проявляются реального газа эффекты, в многоатомных газах существенную роль играют релаксационные явления, связанные с обменом энергией между поступательными и внутренними степенями свободы, которые оказывают влияние на газо-термодинамические характеристики течения и на аэродинамическое нагревание. Процесс установления термодинамического равновесия по внутренним степеням свободы описывается уравнениями газо- и термодинамики (Навье—Стокса уравнениями, уравнениями теплопроводности, диффузии и др.), дополненными уравнениями химической кинетики и другими релаксационными уравнениями, если времена Р. соответствующих физико-химических процессов сравнимы с характерным газодинамическим временем течения.

Ренар Шарль Александр

Ренар Шарль Александр.

Ш. А. Ренар

Рена́р Шарль Александр (Renard) (1847—1905) — французский воздухоплаватель, один из пионеров дирижаблестроения. С 1871 член комиссии военного министерства по воздухоплаванию. На созданных Р. ротативных установках исследовалось аэродинамическое сопротивление дирижаблей в зависимости от скорости обтекания и формы корпуса. Р. разработал теорию статической устойчивости дирижабля в полёте. В 1884 на средства военного министерства Р. совместно с А. Кребсом разработал и построил дирижабль «Франция» с электродвигателем мощностью 6,6 кВт и аккумуляторной батареей, более совершенный, чем дирижабль А. Жиффара. Общая масса силовой установки 0,6 т, масса дирижабля 2 т. 9 августа 1884 дирижабль совершил полёт на 7,5 км и обратно за 23 мин. В 1884—1885 выполнено ещё 6 полетов. На основе опыта полётов дирижабля «Франция» Р. определил необходимую площадь оперения дирижабля. Р. первым разработал методику оценки собственной скорости дирижабля с учётом скорости ветра, создал конструкции привязных аэростатов наблюдения, применявшихся во французской армии, построил модель планёра-полиплана с закрытым корпусом и шасси.

Ресурс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ресурсные испытания

Ресурсные испытания крыла самолёта в ЦАГИ.

Ресурсные испытания крыла самолёта в ЦАГИ.

ресу́рсные испыта́ния авиационной конструкции — воспроизведение в лаборатории внешних воздействий, соответствующих условиям типовой эксплуатации планёра летательного аппарата, включая циклические нагружения и функционирование элементов конструкции летательного аппарата. Р. и. определяют наработку до достижения конструкцией предельного состояния, при котором её дальнейшая эксплуатация небезопасна или нецелесообразна из-за снижения эффективности. В процессе Р. и. выявляют критические элементы конструкции, влияющие на безопасность эксплуатации, а также отрабатывают методы технического обслуживания конструкции летательного аппарата в течение всего срока эксплуатации. На основе сравнения внешних воздействий, создаваемых в стендовых условиях (см. рис.) и в реальной эксплуатации, а также исследований напряженности и температурного состояния испытываемой конструкции определяют и обеспечивают эквивалентность стендовых условий условиями реальной эксплуатации.

При дефектоскопическом контроле (см. Дефектоскопия) в испытываемой конструкции выявляют повреждения (трещины, износ, коррозию и т. д.), вызванные циклической наработкой, и воздействием среды, с целью определения условий достижения требуемого ресурса и календарного срока службы (до списания парка конструкций).

Разновидностью Р. и. являются усталостные испытания, в процессе которых производится нагружение конструкции совокупностью низкочастотных (до 1 Гц) и высокочастотных (до 50 Гц) нагрузок, эквивалентных нагрузкам типовой эксплуатации. Низкочастотные нагрузки воспроизводят повторно-статическим способом (см. Повторно-статические испытания), высокочастотные — путём возбуждения колебаний конструкции на собственных частотах.

С. И. Галкин.

Речкалов Григорий Андреевич

Речкалов Григорий Андреевич.

Г. А. Речкалов

Речка́лов Григорий Андреевич (р. 1920) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1957). дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). В Советской Армии с 1938. Окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков (1939), Военно-воздушную академию (1951; ныне имени Ю. А. Гагарина). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-истребителем, командиром звена, командиром эскадрильи, командиром истребительского авиаполка. Совершил 450 боевых вылетов, сбил лично 56 и в составе группы 5 самолётов противника. После войны на ответственных должностях в ВВС. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст в с. Зайково Свердловской области.

Решётка профилей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Решётчатые крылья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Римская конвенция 1952

Ри́мская конве́нция 1952 об ущербе, причинённом иностранными воздушными судами третьим лицам. На 1 января 1990 участниками конвенции являлись 35 государств (СССР — с 1982). Р. к. 1952 применяется, если вред причинён во время нахождения воздушного судна в полёте, и предусматривает ответственность за причинение вреда третьим лицам на поверхности эксплуатанта воздушного судна, который отвечает также за действия своих служащих и представителей. Возмещению подлежит ущерб, причинённый в результате смерти, телесного повреждения и уничтожения или порчи имущества. Правовая доктрина и судебная практика некоторых стран считают также, что подлежит возмещению вред, причинённый шумом, однако в таких случаях учитывается, были ли нарушены правила полётов.

Конвенция устанавливает принцип ответственности независимо от вины. Предусматриваются пределы ответственности за причинённый ущерб, которые зависят от максимальной взлётной массы воздушного судна (вместе с топливом). Претензии в соответствии с Р. к. 1952 могут предъявляться в течение двух лет с даты происшествия. Конвенция определяет, суды какого государства компетентны рассматривать иски о возмещении причинённого ущерба, и устанавливает условия, при которых решения судов одного договаривающегося государства подлежат исполнению на территории другого.

Конвенция устанавливает также правила обеспечения ответственности эксплуатанта, в том числе путём страхования воздушного или вклада в депозит в соответствующем государстве регистрации судна, предоставления банковской гарантии и др.

Литература:

Международное воздушное право, кн. 2, М., 1981.

Ю. Н. Малеев.

"Рипаблик"

Статья большая, находится на отдельной странице.

РК

Экспериментальный самолёт РК (раздвижное крыло) Г. И. Бакшаева.

Экспериментальный самолёт РК Г. И. Бакшаева.

РК (раздвижное крыло) — экспериментальный самолёт конструкции Г. И. Бакшаева. Построен в 1937 в Ленинградском институте Гражданского воздушного флота (другое название самолёта — ЛИГ-7). Особенность конструкции — возможность изменять в полёте площадь крыла: увеличивать её на взлёте и посадке и уменьшать в полёте для увеличения максимальной скорости. Это достигалось телескопическим надвиганием со стороны фюзеляжа на основное крыло 6 концентрических секций, которые имели увеличенную хорду и занимали свыше 50% размаха (рис.). Взлётная масса 897 кг, двигатель М-11 мощностью 80,9 кВт, максимальная скорость 150 км/ч. Выдвижные секции позволяли увеличивать площадь крыла с 16,56 до 23,85 м2 и уменьшать посадочную скорость со 100 до 75 км/ч, а пробег с 210 до 110 м. Одна из ранних попыток реализации принципа изменяемой в полёте геометрии крыла. Из-за значит, увеличения массы конструкции и ряда других недостатков РК развитие получили другие идеи (см. Самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности).

Ро Аллиот Вердон

Ро Аллиот Вердон.

А. В. Ро

Ро Аллиот Вердон (Roe) (1877—1958) — один из английских пионеров авиации, конструктор и пилот. В 1909 совершил полёт на триплане собственной разработки (рис.); официально считается первым британцем, поднявшим в воздух самолёт английской конструкции и постройки. В 1910 организовал самолётостроительную фирму, известную как «Авро» (название фирмы включает инициалы и фамилию её основателя).

Триплан «Ро II» (Великобритания).

Триплан «Ро II»

Роза ветров

Роза ветров.

Роза ветров.

ро́за ветро́в в метеорологии — диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям. В выбранном масштабе откладывают значения повторяемости направлений или значения средней и максимальной скоростей ветра. Концы векторов соединяют ломаной линией (см. рис.). Р. в. используется при проектировании аэродромов, строительстве взлетно-посадочных полос, эксплуатации временных посадочных площадок и т. п.

"Розьер"

«розье́р» — термин, часто употребляемый (в основном в публикациях, связанных с историей воздухоплавания) применительно к аэростату состоящему из верхнего баллона, наполненного подъёмным газом (водородом), и нижнего, наполненного тёплым воздухом. Аэростат этого типа изобретён Ж. Ф. Пилатром де Розье (отсюда название).

"Рокуэлл"

Многоцелевой самолёт OV-10 «Бронко».

Многоцелевой самолёт OV-10 «Бронко».

«Ро́куэлл» (Rockwell International Corporation) — военно-промышленная фирма США с крупным авиаракетно-космическим сектором. Образована в 1967 под названием «Норт Американ Рокуэлл» (North American Rockwell Corporation) в результате слияния фирм «Норт Американ» и «Рокуэлл стандард» (Rockwell Standard Corporation). Современное название с 1973. Выпускала лёгкий многоцелевой боевой самолёт OV-10 «Бронко» с двумя турбовинтовыми двигателями (первый полёт в 1965, см. рис.), административные, туристские и сельскохозяйственные самолёты серии «Коммандер» с поршневыми двигателями и турбовинтовыми двигателями, реактивные административные самолёты серии «Сейбрлайнер» (1958). В 1974 начала лётные испытания сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1A с крылом изменяемой стреловидности (построено четыре опытных самолёта), на основе которого создан (1984) усовершенствованный вариант B-1B (рис.) с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой тягой по 133 кН, построенный серией в 100 экземпляров (до 1988). Основные данные самолёта B-1B: длина 44,81 м, высота 10,36 м, размах крыла 23,84 м (минимальный) и 41,67 м (максимальный), площадь крыла (максимальный) 181,2 м2, взлётная масса (максимальная) 216,36 т, масса пустого самолёта 87,09 т, боевая нагрузка во внутренних отсеках до 34 т, на внешних узлах до 26,8 т, нормальная нагрузка (обычное оружие) 29 т, способен нести до 20 крылатых ракет, или до 36 управляемых ракет, или ядерные бомбы, дальность полёта 10 400 км (с боевой нагрузкой 10,9 т на большой высоте), максимальное Маха число полёта M = 1,25. Фирма была основным разработчиком орбитальной ступени космического корабля «Спейс шаттл», в середине 80-х гг. участвовала в работах по программе экспериментального воздушно-космического самолёта NASP.

М. А. Левин.

Бомбардировщик Рокуэлл B-1B (США).

Бомбардировщик B-1B.

"Роллс-Ройс"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Романюк Василий Григорьевич

Романюк Василий Григорьевич.

В. Г. Романюк

Романю́к Василий Григорьевич (р. 1910) — советский парашютист, полковник, заслуженный мастер парашютного спорта СССР (1949), заслуженный тренер СССР (1962), Герой Советского Союза (1957). В Советской Армии с 1928. Окончил пехотное училище в Орджоникидзе (1931), Военную авиационную школу лётчиков в Оренбурге (1933), Военно-воздушную академию (1951; ныне имени Ю. А. Гагарина). В 1934—1964 испытатель парашютов и катапультных установок в НИИ ВВС. Испытал свыше 100 образцов парашютов, приборов-автоматов, скафандров и других средств спасения для ВВС и Воздушно-десантных войск. Прыгал с летательных аппаратов 31 типа (самолёты, планёры, аэростаты). Совершил 3475 прыжков с парашютом, в том числе 18 рекордных. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Сочинения:

Заметки парашютиста-испытателя, 4 изд., М., 1973.

Ростовское вертолётное производственное объединение

Росто́вское вертолётное произво́дственное объедине́ние — берёт начало от Рязанского завода № 168, образованного в 1933. Осенью 1941 этот завод был эвакуирован в г. Волжск Марийской АССР, а в 1944 реэвакуирован в Ростов-на-Дону. Первоначально завод изготовлял воздушные винты для самолётов, а затем освоил производство крыльев истребителей МиГ-3, выпускал десантные планёры КЦ-20 конструкции Д. Н. Колесникова и П. В. Цыбина. В эвакуации завод производил самолёт УT-2М1 Выпуск самолётов затем был продолжен в Ростове-на-Дону (УТ-2М, По-2, Як-14, Ил-10). С 1952 завод перешёл на производство вертолётов марки Ми: Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-26. В 1977 на основе Ростовского вертолётного завода образовано производственное объединение. Объединение награждено орденом Трудового Красного Знамени (1982).

Ротор турбины

Статья большая, находится на отдельной странице.

РП-318-1

Экспериментальный ракетопланёр РП‑318‑1 С. П. Королёва.

Экспериментальный ракетопланёр РП‑318‑1.

РП-318-1 — ракетопланёр конструкции С. П. Королёва, первый советский реактивный пилотируемый летательный аппарат (рис.). Создан на базе двухместного планёра СК-9 посредством установки топливных баков за кабиной лётчика и жидкостного реактивного двигателя РДА-1-150 Л. С. Душкина в хвостовой части фюзеляжа. Размах крыла 17 м, площадь крыла 22 м2, длина 7,88 м. Масса конструкции 345 кг, масса двигательной установки 136,8 кг, взлётная масса 656,8 кг. Максимальная тяга жидкостного реактивного двигателя 1370 Н, топливо — керосин и азотная кислота. В полёте 28 февраля 1940 лётчик В. П. Фёдоров на РП-318-1 после отцепки от самолёта-буксировщика на высоте 2800 м произвёл планирование до высоты 2600 м со скоростью 80 км/ч, затем включил жидкостный реактивный двигатель и после разгона в течение 5—6 с в горизонтальном полёте до скорости около 140 км/ч перешёл в набор высоты со скоростью 120 км/ч, который продолжался 110 с (до конца работы двигателя) и был завершён на высоте 2900 м. Последующие планирование и посадка производились с неработающим жидкостным реактивным двигателем. Ещё 2 полёта состоялись 10 и 19 марта 1940. Испытаниями руководил А. Я. Щербаков. См. также Ракетный самолёт, Ракетоплан.

Руа Морис

Руа Морис.

М. Руа

Руа́ Морис (Roy) (р. 1899) — французский учёный в области механики, академик Французской АН (1949; член-корреспондент 1935), почётный член Национальной АН США (1964). Окончил Политехническую школу в Париже. Генеральный директор Национального управления по авиационным и космическим исследованиям Франции (1949—1962). Президент Комитета по космическим исследованиям — КОСПАР (1962—1972). Основные труды по гидро- и аэротермодинамике, динамике и устойчивости полёта летательных аппаратов, фундаментальные теоретические исследования в области реактивных двигателей. Золотая медаль имени М. В. Ломоносова АН СССР (1976).

Сочинения:

О полезном действии и условиях применения ракетных аппаратов, пер. с франц., М.—Л., 1936.

Руденко Сергей Игнатьевич

Руденко Сергей Игнатьевич.

С. И. Руденко

Руде́нко Сергей Игнатьевич (1904—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1955), профессор (1972), Герой Советского Союза (1944). В Советской Армии с 1923. Окончил Первую военную авиационную школу лётчиков (1927), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1932; ныне ВВИА), оперативный факультет той же академии (1936). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был командиром авиадивизии, командующим ВВС армии, командующим ВВС фронта, командующим воздушной армией. После войны на ответственных должностях: командующий Воздушно-десантными войсками (1948—1950), первый заместитель главнокомандующего ВВС (1958—1968), начальник Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина (1968—1973). С 1973 в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Депутат ВС СССР в 1946—1950, 1962—1966. Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

Литература:

Игошев И., Полководец крылатых, в кн.: Героя огненных лет, кн. 5, М., 1982.

Руководство по лётной эксплуатации

Руково́дство по лётной эксплуата́ции — см. в статье Документация эксплуатационная.

Руководство по технической эксплуатации

Руково́дство по техни́ческой эксплуата́ции — см. в статье Документация эксплуатационная.

Рулевая машинка

Рулева́я маши́нка — см. в статье Сервопривод.

Рулевой винт

Рулевой винт вертолёта (выделен чёрным цветом).

Рулевой винт вертолёта.

рулево́й винт — воздушный винт изменяемого шага, применяемый на вертолётах одновинтовой схемы для уравновешивания реактивного момента несущего винта и для обеспечения управляемости в путевом направлении (см. рис.). Р. в. устанавливается на хвостовой балке (ферме) и приводится во вращение хвостовой трансмиссией вертолёта обычно через промежуточный и хвостовой редукторы. Управление шагом Р. в. осуществляется педалями из кабины пилота. Вместо открытого Р. в. иногда применяют туннельный винт — фенестрон. Основные узлы Р. в.: лопасти, втулка, механизм изменения шага. В зависимости от размеров вертолёта может иметь от 2 до 6 лопастей. Р. в. имеют, как правило, большие нагрузки на ометаемую поверхность и относительно большие значения коэффициента заполнения (отношение площади лопастей к сметаемой винтом площади).

Различают Р. в.: двухлопастные на общем горизонт, шарнире (коромысле) с осью качания, не перпендикулярной оси лопастей; многолопастные с индивидуальным креплением лопастей на втулке посредством горизонтального и осевого шарниров; многолопастные со втулкой на кардановом подвесе (шарнире); винты с вертикальными шарнирами (наименее употребляемые из-за проблем обеспечения безопасности от «земного резонанса» и конструктивного усложнения втулки).

Р. в. ограничивают угловую скорость разворотов вертолёта в режиме висения и поступательную скорость полёта вбок.

Ю. А. Мягков.

Рулевой привод

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рулёжная дорожка

Рулёжная доро́жка — часть аэродрома, предназначенная для руления и буксировки летательного аппарата. Р. д. подразделяются на магистральные, соединительные и вспомогательные. Магистральная Р. д. соединяет концы взлётно-посадочной полосы между собой, располагается вдоль неё и обеспечивает руление летательного аппарата от одного конца взлетно-посадочной полосы к другому по кратчайшему расстоянию. Соединительные Р. д. связывают магистральную Р. д. с взлетно-посадочной полосой в местах предполагаемого окончания пробега летательного аппарата после посадки. Для увеличения пропускной способности взлетно-посадочной полосы и сокращения пути руления летательного аппарата устраиваются соединит. Р. д. скоростного схода, сопрягающиеся с взлетно-посадочной полосой под углом 30—45°. Вспомогательные Р. д. связывают места стоянки летательного аппарата и отдельные площадки специального назначения с магистральными Р. д.

Руление

Руле́ние — самостоятельное передвижение летательного аппарата по аэродрому с малой скоростью, обеспечиваемое тягой собственных двигателей, для изменения места расположения летательного аппарата на аэродроме. Р. выполняет командир летательного аппарата (или по его указанию второй пилот) по линиям маркировочных знаков, предназначенных для Р., под руководством диспетчера службы движения. Скорость Р. выбирается командиром летательного аппарата в зависимости от состояния аэродрома, наличия препятствий и условий видимости.

Рули управления

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Руслан"

«Русла́н» — название транспортного самолёта Ан-124.

"Русский витязь"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русско-балтийский вагонный завод

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рутан Бёрт

Рутан Бёрт.

Б. Рутан

Рута́н Бёрт (Rutan) (р. 1944) — американский авиаконструктор. Начал заниматься разработкой самолётов как любитель в конце 60-х гг. Автор 18 проектов самолётов оригинальных схем, изготовленных полностью или почти полностью из композиционных материалов. В 1982 основал фирму «Скейлд композитс» (Scaled Composites), которая в 1987 стала отделением фирмы «Бич». Р. по контракту с НАСА построил экспериментальный самолёт AD-1 с асимметричным крылом, а по контракту с фирмой «Фэрчайлд-Рипаблик» — учебно-тренировочный самолёт Т-46. Является автором проекта рекордного самолёта «Вояджер».

Ручка управления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рыбинский авиационный технологический институт

Ры́бинский авиацио́нный технологи́ческий институ́т (РАТИ) — высшее учебное заведение в области технологии производства авиационных двигателей. Основан в 1955 как Рыбинский вечерний авиационный технологический институт, в 1973 преобразован в Рыбинский авиационный технологический институт. В составе института (1990): факультеты — авиамеханический, авиаметаллургический, радиотехнический: факультет повышения квалификации инженерно-технических работников: вечернее и подготовительные отделения и курсы; 22 кафедры, научно-исследовательский сектор, студенческое КБ. Институт ведёт подготовку инженерных кадров по специальностям: авиационные двигатели и энергетические установки; технология машиностроения; металлорежущие станки и инструменты; литейное производство чёрных и цветных металлов; машины и технология обработки металлов давлением; программное обеспечение вычислит, техники и автоматизированных систем; промышленная электроника; конструирование и технология электронных вычислит, средств, конструирование и технология радиоэлектронных средств. В 1989/90 учебном году в институте обучилось более 2,5 тыс. студентов, работало 225 преподавателей, в том числе 9 профессоров и докторов наук, 150 доцентов и кандидатов наук. Издаются (с 1974) «Труды».

Рыбинское конструкторское бюро моторостроения

Ры́бинское констру́кторское бюро́ моторострое́ния (РКБМ) — берёт начало от КБ-2 МАИ, образовано в 1939. Для постройки разработанного поршневого двигателя М-250 это КБ в 1940 было переведено в Воронеж на завод № 16, а с октября 1941 находилось (как ОКБ-250) в эвакуации в Уфе. С октября 1943 базируется в г. Рыбинске Ярославской области (ОКБ-36, с 1966 — РКБМ). О поршневых и газотурбинных авиационных двигателях, созданных на предприятии под руководством В. А. Добрынина и его преемника П. А. Колесова, см. в статье ВД.

Рыбинское моторостроительное производственное объединение

Ры́бинское моторострои́тельное произво́дственное объедине́ние. В 1916 в г. Рыбинске (ныне Ярославской области) начал строиться автозавод «Руский Рено». В 1918 он был национализирован, занимался ремонтом автомобилей, а в 1924 передан Авиатресту как Государственный авиационный завод № 6 (позднее завод № 26). С 1928 завод строил авиационный поршневой двигатель М-17, М-34 (опытную партию), а в 1934—1941 — поршневой двигатель М-100, М-103, М-105 конструкции В. Я. Климова, КБ которого работало при заводе. В ноябре 1941 завод был эвакуирован и продолжил свою деятельность в Уфе (ныне это Уфимское моторостроительное производственное объединение). Завод, воссозданный в феврале 1942 в Рыбинске (№ 36), продолжал выпускать поршневые двигатели (АШ-62ИР, АШ-73ТК в 1944—1957), а затем освоил производство газотурбинных двигателей. В 50—80-х гг. строились турбореактивные двигатели ВД-7Б, ВД-7М, РД-7М2, АЛ-7Ф-1, ТРДД Д-30КУ, Д-30КП, Д-30КУ-154. В 1976 на основе завода образовано ПО. Предприятие (объединение) награждено орденами Ленина (1966), Октябрьской Революции (1981).

Рыбко Николай Степанович

Рыбко Николай Степанович.

Н. С. Рыбко

Рыбко́ Николай Степанович (1911—1977) — советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). Окончил Московский авиационный техникум (1933), Качинскую военную авиационную школу пилотов (1935). Работал в ЦАГИ, ЛИИ, ОКБ А. Н. Туполева. Летал на самолётах 96 типов, в том числе на Ту-4, Ту-16, «Стрела» (первом советском самолёте с треугольным крылом малого удлинения). Награждён 4 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.

Рыжов Юрий Алексеевич

Рыжов Юрий Алексеевич.

Ю. А. Рыжов

Рыжо́в Юрий Алексеевич (р. 1930) — советский учёный в области механики жидкости и газа, акад. АН СССР (1987; член-корреспондент 1981). По окончании Московского физико-технологического института (1954) работал в ЦАГИ и НИИ тепловых процессов. С 1960 в МАИ: заведующий кафедрой аэродинамики (с 1972), проректор по учебной и научной работе (1972—1986), ректор (1986—1992). Основные труды по аэродинамике летательных аппаратов, взаимодействию разреженных потоков высоких энергий с поверхностью материалов, нестационарным процессам в соплах и струях. Премия имени Н. Е. Жуковского (1982). Государственная премия СССР (1983). Народный депутат СССР с 1989. Награждён орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. «Знак Почёта».

Сочинение:

Основы теплопередачи в авиационной и ракетно-космической технике, М., 1975;

Прикладная динамика разреженного газа, М., 1977 (совместно с др.).

Рыкачёв Михаил Александрович

Рыкачёв Михаил Александрович.

М. А. Рыкачёв

Рыкачёв Михаил Александрович (1840/1841 — 1919) — русский учёный в области воздухоплавания, метеорологии, земного магнетизма и физической географии, член Петербургской АН (1896). Окончил Морскую академию (1865). С 1867 работал в Главной физической обсерватории (в 1896—1913 директор). В 1868 и 1873 совершил полёты на аэростатах для исследования свободной атмосферы; по его инициативе при Главной физической обсерватории в России была создана служба погоды, значительно расширена сеть метеорологических станций. Первый председатель основанного в 1881 при его участии VII (воздухоплавательного) отдела Русского технического общества. В 1871 нашёл экспериментальный способ определения подъёмной силы «винта, вращаемого в воздухе». Участник организованного Н. Е. Жуковским «1-го Русского воздухоплавательного собрания» — подсекции воздухоплавания на десятом съезде русских естествоиспытателей и врачей (1898). Председатель организационного комитета четвертого съезда международной учёной воздухоплавательной комиссии (1904, Петербург).

Литература:

Вуханов М. С, Юркевич М. П., М. А. Рыкачёв — выдающийся деятель метеорологии и воздухоплавания. Л., 1954.

Рыскание

Ры́скание — отклонение летательного аппарата от некоторого заданного направления полёта; характеризуется углом Р. и скоростью Р. Угол рыскания ψ — угол между осью OXg нормальной системы координат (СК), определяющей заданное направление движения, и проекцией продольной оси OX на горизонтальную плоскость OXgZg. Угол ψ положителен, когда ось OXg совмещается с проекцией оси OX на плоскость OXgZg поворотом вокруг оси OY по часовой стрелке, если смотреть вдоль этой оси; изменяется от ‑180° до + 180°; угол ψ является одним из углов Эйлера, определяющих ориентацию летательного аппарата. При определении ориентации скоростной СК относительно нормальной СК используется скоростной угол рыскания ψa — угол между осью OX нормальной СК и проекцией скоростной оси OXg на горизонтальную плоскость OXgZg. Знак скоростного угла Р. определяется аналогично знаку угла ψ).

Одной из существенных величин при исследовании динамики полёта летательного аппарата (особенно его бокового движения) является скорость рыскания ωy, — составляющая угловой скорости летательного аппарата по нормальной оси OY связанной СК; ωy положительна при вращении летательного аппарата вокруг оси OY по часовой стрелке, если смотреть вдоль этой оси.

Нежелательное Р. может возникать при неизменном положении органов управления рысканием под действием бокового ветра, аэродинамических сил и моментов, возникающих при отклонении других органов управления.

М. А. Ерусалимский.

Рычаги управления

Рычаги́ управле́ния, командные рычаги, — установленные в кабине экипажа летательного аппарата устройства, с помощью которых лётчик воздействует на органы управления. К Р. у. самолётом относятся ручка управления или колонка штурвальная (для продольного и поперечного управления) и педали управления (для путевого управления). Р. у. связаны с органами управления механической проводкой управления самолётом или электрическими коммуникациями (см. Электродистанционная система управления). При использовании необратимого бустерного или электродистанционного управления для создания лётчику ощущения управления летательным аппаратом применяется рычагов управления загрузка. Р. у. устанавливаются на рабочих местах командира корабля и второго пилота, а на учебных самолётах у инструктора и курсанта. О Р. у. вертолётом см. в статье Вертолёт.

Рычагов Павел Васильевич

Рычагов Павел Васильевич.

П. В. Рычагов

Рычаго́в Павел Васильевич (1911—1941) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1936). В Красной Армии с 1928. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде (1930), Борисоглебскую военную школу лётчиков (1931). Был лётчиком, командиром отряда, командиром эскадрильи. Участник войны в Испании (1936—1939), боёв с японскими захватчиками в Китае (1937—1938). С 1938 командующий ВВС и член Военного совета Приморской группы Дальневосточного фронта и первой Отдельной Краснознаменной армии. Во время советско-финляндской войны начальник ВВС девятой армии. В 1940 заместитель, 1-й заместитель начальника ВВС, с августа начальник Главного управления ВВС РККА. С февраля 1941 заместитель наркома обороны СССР. Депутат ВС СССР в 1937. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, медалями. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Рычагов управления загрузка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рэлей Джон Уильям

Рэлей Джон Уильям.

Дж. Рэлей

Рэле́й Джон Уильям, Рейли (Rayleigh), (1842—1919) — английский физик, один из основоположников теории колебаний. Фамилия до получения титула лорда Рэлея (1873) — Стретт (Strutt). Член (1873) и президент (1905—1908) Лондонского королевского общества, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1896). Окончил Кембриджский университет (1865), с 1879 профессор этого университета. Директор Кавендишской лаборатории (1879—1884). Сформулировал ряд фундаментальных теорем линейной теории колебаний. Рассмотрел вопросы дифракции и рассеяния упругих волн в различных средах, а также распространения звука в газах: Развил теории устойчивости течений жидкостей при различных условиях, обтекания тел с отрывом струи, кавитации, движения вязкой жидкости и др. Нобелевская премия (1904).

Сочинения:

В русском переводе: Теория звука, 2 изд., т. 1—2, М., 1955.

Рязанов Алексей Константинович

Рязанов Алексей Константинович.

А. К. Рязанов

Ряза́нов Алексей Константинович (р. 1920) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1970), заслуженный военный лётчик (1967), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Советской Армии с 1939. Окончил Борисоглебскую авиационную школу пилотов имени В. П. Чкалова (1939), Военую академию имени М. В. Фрунзе (1950), Военную академию Генштаба Вооруженных Сил СССР (1958). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-истребителем, командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка. Совершил 509 боевых вылетов, сбил лично 31 и в составе группы 16 самолётов противника. После войны на командных и штабных должностях в ВВС и Войсках ПВО. Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст в посёлке Токаревка Тамбовской области.

Литература:

Зарубин А., Над полями сражений, в кн.: Герои огненных лет, кн. 4, М., 1980.

Рязанов Василий Георгиевич

Рязанов Василий Георгиевич.

В. Г. Рязанов

Ряза́нов Василий Георгиевич (1901—1951) — советский лётчик, генерал-лейтенант авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1920. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков (1926), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1935; ныне ВВИА). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был заместителем командующего ВВС армии, командир авиадивизии, командующий манёвренной группой ВВС фронта, командующий истребительной авиационной армией, командир штурмового авиакорпуса. После войны на командных должностях в ВВС. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами. Бронзовый бюст в селе Большое Козино Нижегородской области.

Литература:

Рязанов Л. А., Чесноков Н. И., Командир гвардейского корпуса «Илов», М., 1983.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная