Большой энциклопедический политехнический словарь
Статьи на букву "К" (часть 10, "КОР"-"КРЕ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 10, "КОР"-"КРЕ")

КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ

КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ - св-во материалов противостоять коррозии. К. с. определяется отношением массы материала, превращённого в продукты коррозии, к произведению площади изделия, находящейся во взаимодействии с агрессивной средой, на время этого взаимодействия, а также толщиной разруш. слоя за год.

КОРРОЗИОННАЯ УСТАЛОСТЬ

КОРРОЗИОННАЯ УСТАЛОСТЬ - понижение предела выносливости материала при одноврем. воздействии многократных нагружений и агрессивной среды.

КОРРОЗИЯ

КОРРОЗИЯ (от позднелат. corrosio - разъедание, от лат. corrodo - грызу) - 1) К. металлов -  разрушение металлов вследствие хин. или электрохим. взаимодействия их с внеш. (корроз.) средой. К. классифицируют: по геом. характеру корроз. разрушений (напр., сплошная, подповерхностная, межкристаллитная, избират.); по характеру взаимодействия металла со средой - хим., протекающая в средах, не проводящих электрич. ток (газы, нефть и т. д.), и электрохим. - в водных р-рах электролитов; по типу корроз. среды (напр., атмосферная, газовая); по характеру дополнит. воздействий, к-рым подвергается металл одновременно с действием корроз. среды (напр., К. под напряжением, К. при трении, контактная К., фреттинг-коррозия). В результате К. изделия теряют свои св-ва вплоть до полного разрушения материала. Для предотвращения К. в металлы вводят компоненты, устойчивые к К. (так получают, напр., спец. стали - нержавеющие, коррозионностойкие), наносят на поверхность металла защитные покрытия на основе др. металлов (хромирование, никелирование и т. п.), применяют окраску изделий и т. д.

2) К. бетона и железобетона - разрушение бетона и ж.-б. под действием агрессивной внеш. среды гл. обр. в результате фильтрации воды и водных р-ров через бетон и их взаимодействия с компонентами бетона и арматуры. Способы защиты: выбор стойких материалов (цементов, заполнителей), применение бетонов повыш. плотности, увеличение водонепроницаемости и стойкости бетона в агрессивной среде введением воздухововлекающих и гидрофобно-пластифицирующих добавок, нанесением лакокрасочных покрытий, пропиткой полимерами, увеличением толщины защитного слоя у арматуры, обмазкой арматуры защитными составами.

КОРУНД

КОРУНД (нем. Korund; слово др.-инд. происхождения) - минерал, кристаллич. глинозём Аl2О3. Цвет серый, синеватый, также белый, красноватый, желтоватый, зеленоватый до чёрного. Тв. по мине-ралогич. шкале 9; плотн. ок. 4000 кг/м3. Прозрачные разновидности К. носят особые назв.: красный - рубин, синий и др. цветов - сапфир, бесцветный - лейкосапфир. Применяется (в т. ч. синтетич. К. - электрокорунд, алунд и др.) как абразив и технич. камень для подпятников часов и др. точных механизмов. Прозрачные разновидности К. - драгоц. камни. Синтетич. прозрачные кристаллы К. - важнейший материал лазерной техники.

КОРЧЕВАЛЬНАЯ МАШИНА

КОРЧЕВАЛЬНАЯ МАШИНА - корчеватель, - съёмное оборудование на тракторе (а также сам трактор с таким оборудованием), предназнач. для корчевания пней и деревьев, удаления камней при мелиоративных работах, стр-ве дорог, освоении новых земель. Рабочие органы (клыки, отвалы) приводятся в действие гидросистемой трактора. В СССР выпускаются К. с шириной захвата 0,7 - 2 м, производительностью 20 - 40 дней в 1 ч при Макс. расчётном диаметре корчуемых пней 25 - 60 см. См. рис.

Схема работы корчевальных машин: а и б - с передней и задней навесками оборудования для корчевания и собирания пней и деревьев; в - с оборудованием роторного типа

Схема работы корчевальных машин: а и б - с передней и задней навесками оборудования для корчевания и собирания пней и деревьев; в - с оборудованием роторного типа

Корчевальная машина КМ-1 (СССР)

Корчевальная машина КМ-1 (СССР)

К ст. Корчевальные машины. Поворотный корчеватель-собиратель КСП-20

К ст. Корчевальные машины. Поворотный корчеватель-собиратель КСП-20

КОРЧЕВАТЕЛЬ-ВАЛКОУКЛАДЧИК

КОРЧЕВАТЕЛЬ-ВАЛКОУКЛАДЧИК - с.-х. машина для корчевания стеблей хлопчатника после уборки с них хлопка-сырца и курака и сбора стеблей в валок или ряд небольших копен. В СССР выпускаются четырёхрядные К.-в. КВ-4А и КВ-3.6А (см. рис.) для корчевания стеблей из рядов с междурядьями 60 и 70см. Производительность 1,6 - 3,3 га/ч.

Корчеватель-валкоукладчик КВ-3,6А

Корчеватель-валкоукладчик КВ-3,6А

КОСАЯ ПРОКАТКА

КОСАЯ ПРОКАТКА - то же, что винтовая прокатка.

КОСЕКАНС

КОСЕКАНС (новолат. cosecans, сокращение от complementi secans - секанс дополнения) - одна из тригонометрических функций.

КОСИЛКА

КОСИЛКА - с.-х. машина для скашивания трав и др. растений. По способу агрегатирования К. бывают прицепные, полунавесные и навесные, по числу реж. аппаратов - 1-, 2- и 3-брусные, по типу реж. аппарата - сегментно-пальцевые и ротационно-дисковые. Реж. аппараты располагают спереди трактора (фронтальные К.), сбоку и сзади. К. приводятся в действие от вала отбора мощности трактора или от ходовых колёс. Различают собственно К., косилки-измельчители и косилки-плющилки. Общая ширина захвата К., применяемых в СССР, 1,6 - 10 м. Производительность до 9,7 га/ч. К. с ротац. реж. аппаратом в СССР применяют для кошения травы на высокоурожайных участках, в садах, на газонах (газонокосилки). См. рис.

Навесная ротационная косилка КРН-2.1М

Навесная ротационная косилка КРН-2.1М

Трёхбрусная косилка КТП-6,0

Трёхбрусная косилка КТП-6,0

КОСИЛКА-ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬ

КОСИЛКА-ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬ - с.-х. машина для скашивания, одноврем. измельчения и транспортирования измельчённой массы (травы, силосуемых культур) в прицеп. К.-и. может подбирать скошенные растения из валка с одноврем. измельчением. Роторная К.-и. КИР-1,5Б (см. рис.) имеет ширину захвата 1,5 м, производительность 0,7 га/ч. Эта К.-и., снабжённая бункером для сбора измельч. массы, используется для скашивания ботвы картофеля и корнеклубнеплодов.

Косилка-измелъчитель КИР-1,5Б (Болгария)

Косилка-измелъчитель КИР-1,5Б (Болгария)

КОСИЛКА-ПЛЮЩИЛКА

КОСИЛКА-ПЛЮЩИЛКА - с.-х. машина для скашивания и расплющивания стеблей трав с целью резкого ускорения сушки. При движении К.-п. скошенная трава подаётся в плющильные вальцы, расплющивается и выбрасывается на стерню. Применяемые в СССР К.-п. КПВ-3 и КПРН-3 имеют ширину захвата 3 м, производительность до 2,7 га/ч. Самоходная К.-п. КПС-5Г (см. рис.) имеет ширину захвата 5 м, производительность 5 га/ч.

Самоходная косияка-плющилка КПС-5Г

Самоходная косияка-плющилка КПС-5Г

КОСИНУС

КОСИНУС (новолат. cosinus, сокращение от complementi sinus - синус дополнения) - одна из тригонометрических функций.

КОСИНУС ФИ

КОСИНУС ФИ (cos ф) для синусоидального тока - то же, что мощности коэффициент.

КОСИНУСОИДА

КОСИНУСОИДА - плоская кривая, являющаяся графиком ф-ции у = cos x.

КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ

КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ (от греч. kosmikos - мировой, вселенский) - комплекс биол. наук, изучающих особенности жизнедеятельности организмов в условиях космич. пространства и космич. полёта; принципы построения биол. систем обеспечения жизнедеятельности экипажей космич. кораблей; внеземные формы жизни. Исследования по К. 6. ведутся в земных лабораториях с частичным моделированием условий космич. полёта и пространства. В 1940-х гг. в СССР и США начаты запуски ракет с животными на высоты до 500 км. Первым биол. ИСЗ стал второй сов. ИСЗ с собакой Лайкой (1957). В СССР и США созданы специализир. биол. ИСЗ, используются также космич. корабли и орбит. станции, автоматич. аппараты.

КОСМИЧЕСКАЯ ГЕОДЕЗИЯ

КОСМИЧЕСКАЯ ГЕОДЕЗИЯ - раздел геодезич. науки, использующий для решения науч. и практич. задач результаты наблюдений ИСЗ и КА. Осн. задачи К. г. - определение взаимного положения пунктов в век-рой геодезич. системе координат; определение положения центра земного эллипсоида относительно центра масс Земли; определение координат пунктов в абс. системе, отнесенной к центру масс Земли, и создание единой мировой геодезич. системы координат; изучение внешнего гравитац. поля и формы Земли.

КОСМИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

КОСМИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА - комплекс наук, охватывающий мед., биол. и др. науч. исследования и мероприятия, направл. на обеспечение безопасности и создание оптим. условий жизнедеятельности человека в космич. полёте и при выходе в космич. пространство. Разделы К. м.: исследование влияния условий и факторов космич. полёта на организм человека, устранение их неблагоприятного действия и разработка профилактич. мер и средств; обоснование и разработка мед. требований к системам жизнеобеспечения обитаемых космич. объектов; профилактика и лечение заболеваний; разработка мед. обоснований для рацион, построения систем управления космич. объекта; разработка мед. методов отбора и подготовки космонавтов.

КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА

КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА - то же, что ракета-носитель.

КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ - связь между КА, между КА и земными станциями и между земными станциями через ИСЗ (спутниковая связь). Осуществляется в диапазоне частот 1 - 10 ГГц. Земные средства К. с. - мощные радиопередатчики (десятки кВт), антенны большой эффективной площади (десятки м2, в уникальных 2 - 5 тыс. м2) и малошумящие радиоприёмные устройства. Бортовая аппаратура КА для К. с. имеет высокую надёжность, малые массу и объём, мощность излучения передатчика - единицы - десятки Вт. Системы К. с. применяют для передачи информации (телеметрич., измерит., телеф., телегр., ТВ и пр.), сигналов команд, для проведения траекторных измерений. Системы спутниковой связи позволяют осуществлять передачи (ретрансляцию через ИСЗ) радиовещат., ТВ программ, связь с кораблями, самолётами и т. д. (см. "Горизонт", "Молния", "Москва", "Орбита", "Радуга", "Экран").

КОСМИЧЕСКАЯ СЪЕМКА

КОСМИЧЕСКАЯ СЪЕМКА - съёмка Земли, небесных тел, туманностей и др., выполняемая приборами, находящимися за пределами земной атмосферы (в отличие от аэрофотосъёмки): снимки охватывают огромные площади (десятки, сотни тысяч км2). Используется кинофотоаппаратура, ТВ, спектрометрирование и др. методы. К. с. широко используется при решении задач космического землеведения.

КОСМИЧЕСКИЕ ЛУЧИ

КОСМИЧЕСКИЕ ЛУЧИ - поток атомных ядер высокой энергии (в осн. протонов), приходящих на Землю из мирового пространства (первичное излучение), а также образуемое ими в атмосфере Земли вторичное излучение, в к-ром встречаются практически все известные элементарные частицы. Ср. энергия частиц в первичных К. л. ~1010 эВ, а Макс. энергия отд. частиц достигает 1021 эВ. По совр. представлениям первичные К. л. имеют в основном галактич. происхождение. Нек-рая их часть (с энергией частиц, меньшей 1010 эВ) приходит от Солнца. Частицы сверхвысоких энергий, возможно, зарождаются вне нашей Галактики. Интенсивные потоки солнечных К. л. могут представлять опасность для нек-рых элементов КА и его экипажа, а также вызывать нарушение радиосвязи.

КОСМИЧЕСКИЕ СКОРОСТИ

КОСМИЧЕСКИЕ СКОРОСТИ - первая, вторая, третья - критич. значения скорости К А в момент его выхода на орбиту, определяющие форму траектории его движения в космич. пространстве. В литературе встречаются 2 варианта матем. определения К. с. В первом варианте К. с. могут быть вычислены для любого расстояния r от центра Земли, во втором варианте К. с. определяются только для поверхности шаровой однородной модели Земли (радиусом 6371 км).

Первая К. с. - миним. скорость, при к-рой космич. аппарат в гравитац. поле Земли может стать ИСЗ. Вычисляется по ф-ле v1 = корень из GM/r, где GM = 398 603 км32 (G - пост. тяготения, М - масса Земли). Первая К. с. наз. также круговой скоростью; если в момент выхода на орбиту КА имеет скорость, перпендикулярную направлению на центр Земли и равную vi, то его орбита (при отсутствии возмущений) будет круговой. Согласно второму варианту определения (у поверхности Земли), первая К. с. имеет значение vi = 7,91 км/с.

Вторая К. с. - миним. скорость, необходимая для того, чтобы КА вышел из сферы действия Земли и превратился в искусств. спутник Солнца. Применяются также и др. названия: скорость убегания, ускользания, а также параболическая скорость, т. к. КА с нач. скоростью vII движется по параболич. траектории, удаляясь сколь угодно далеко от Земли. Скорости меньше параболической наз. эллиптическими, больше - г и п е р 6 о л и ч е с к и м и. Вторая К. с. определяется по ф-ле vII = корень из 2GM/r. Согласно второму варианту определения, v1I = 11,186 км/с.

Третья К. с. - миним. скорость, необходимая для того, чтобы КА, запущенный у Земли, преодолел притяжение Солнца и покинул Солнечную систему. Третья К. с. определяется из условия, что КА, достигнув границы сферы действия Земли, должен иметь параболич. скорость относительно Солнца. Согласно второму варианту определения, v1II = = 16,67 км/с. Понятия К. с. применяются также при анализе движения КА в гравитац. полях др. планет или их спутников, Солнца.

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ (КА) - общее назв. разл. технич. устройств, предназнач. для выполнения целевых задач в космосе (вместо термина "космический аппарат" иногда используют термин "космический летательный аппарат"). Средством достижения необходимой скорости для осуществления космич. полёта КА является ракета-носитель(космич. ракета). КА делятся на 2 осн. группы: околоземные орбит. КА, движущиеся по геоцентрич. орбитам, не выходя за пределы сферы действия гравитац. поля Земли (ИСЗ), и межпланетные КА. При этом различают автоматич. КА (искусств. спутники Земли - ИСЗ, Луны - ИСЛ, Марса - ИСМ, Венеры - ИСВ, Солнца - ИСС и т. п., автоматич. межпланетные КА) и пилотируемые космич. корабли-спутники, обитаемые орбит. станции, межпланетные космич. корабли. Большая часть указанных типов КА уже создана. Для доставки грузов на пилотируемые КА служат автоматич. трансп. КА (см. "Прогресс"), В 1981 - 86 в США производились запуски пилотируемых трансп. КА многоразового использования "Спейс шаттл".

Полёт КА делится на след. участки: выведения - КА сообщается необходимая космич. скорость в заданном направлении; орбитальный, на к-ром движение КА происходит в осн. по инерции, по законам небесной механики; участок посадки (для КА, совершающих посадку на Землю или др. небесное тело). Особенность большинства КА - способность к длит. самостоят. функционированию в условиях действия специфич. факторов космич. пространства (глубокий вакуум, наличие метеорных частиц, интенсивная радиация, невесомость). На КА имеются системы регулирования теплового режима, энергопитания бортовой аппаратуры (на совр. этапе гл. обр. с помощью СБ и аккумуляторов, к-рые используют обычно в качестве буферных батарей), радиосвязи с Землёй. Все пилотируемые и большинство автоматич. КА имеют системы управления движением и бортовые ракетные двигатели, что позволяет осуществлять коррекцию траектории, маневрирование, торможение перед спуском и т.д. Мн. КА снабжены системой ориентации в пространстве. В КА с экипажем в герметич. кабине обеспечиваются необходимые условия для жизни и работы человека - осуществляется регенерация атмосферы с регулированием её темп-ры и влажности, снабжение водой и пищей. Спуск КА на поверхность Земли и др. небесных тел возможен 2 способами: с помощью ракетного (для посадки на небесные тела, лишённые атмосферы) или аэродинамич. (основной при посадке К А на Землю) торможения. Первый в мире КА - сов. ИСЗ, запущенный 4 окт. 1957, первый пилотируемый КА корабль "Восток" (12 апр. 1961).

КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - совокупность функционально взаимосвязанных КА и наземных технич. средств, предназнач. для самостоят. решения задач в космосе и из космоса или для обеспечения таких задач в составе космич. системы; включает ракету-носитель, КА, технический комплекс, стартовый комплекс, средства измерит. комплекса космодрома и наземный комплекс управления КА.

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ (КК) - пилотируемый космический аппарат. Отличительная особенность пилотируемых КК - наличие герметической кабины с системой жизнеобеспечения для космонавтов. КК для полёта по геоцентрич. орбитам наз. кораблями-спутниками, а для полёта к др. небесным телам - межпланетными КК. Созданы и осуществили полёты: сов. КК-спутники одноразового действия серий "Восток", "Восход", "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ"; амер. КК-спутники одноразового действия серий "Меркурий", "Джедшны", КК многоразового действия "Спемс шаттл" и КК "Аполлон" для полёта на Луну. Пилотируемые КК состоят из неск. отсеков и снабжены двигат. установками, системами жизнеобеспечения, управления движением, энергопитания, связи и др.

КОСМИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ

КОСМИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ - исследование состава, структуры, ритмики и динамики атмосферы, гидросферы, литосферы и антропосферы Земли по результатам космической съёмки (фотогр. и ТВ изображениям, спектрограммам и др.). Осуществляется с помощью бортовой аппаратуры КА (пилотируемых и беспилотных) и служит для изучения и освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды.

КОСМОГОНИЯ

КОСМОГОНИЯ (греч. kosmogonfa, от kosmos - мир, Вселенная и gone, goneia - рождение) - раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космич. тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы и всех входящих в неё тел - Солнца, планет (включая Землю), их спутников, астероидов (малых планет), комет, метеорных тел.

КОСМОДРОМ

КОСМОДРОМ (от космос и греч. dromos - бег, место для бега) комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенный для сборки, испытаний, подготовки к пуску и пуска РН с космич. объектами. Космич. объекты запускаются со след. К.: Байконур, Капустин Яр, Плесецк (СССР), Вост. испытат. полигон, Зап. испытат. полигон, Уоллопс (США), Куру (Франция), Сан-Марко (Италия), Утиноура, Танегасима (Япония), Чанчэн-цзе, Сичан (КНР), Шрихарикота (Индия). См. Космический комплекс, Технический комплекс, Стартовый комплекс.

КОСМОЛОГИЯ

КОСМОЛОГИЯ (от космос и ...логия) - раздел астрономии, учение об общих закономерностях строения всей охватываемой астрономия, наблюдениями Вселенной. К. вместе с космогонией имеют особое значение для формирования правильного материалистич. мировоззрения.

КОСМОНАВТИКА

КОСМОНАВТИКА (от космос и греч. nаutike - искусство мореплавания, кораблевождения) - полёты в космич. пространстве; совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих исследование и освоение космич. пространства и внеземных объектов для нужд человечества с использованием космич. аппаратов (КА), управляемых с Земли или пилотируемых. К. включает проблемы: теории космич. полётов - расчёты траекторий и др.; научно-технич. - конструирование и создание ракет-носителей (РН), двигателей, бортовых систем управления, пусковых сооружений, автоматич. станции и космич. кораблей, систем связи и передачи информации, науч. оборудования и пр.; медико-биол. - создание бортовых систем жизнеобеспечения, компенсация неблагоприятных явлений в организме в условиях космич. полёта и пр. Впервые науч. разработка вопросов космич. полётов дана в работах К. Э. Циолковского в кон. 19 - нач. 20 вв. (4Исследование мировых пространств реактивными приборами", 1903, и др.). Начало космич. эры - практич. развития К. - 4 окт. 1957, когда в СССР был запущен первый в истории искусств. спутник Земли (ИСЗ). Вторая важнейшая дата космич. эры - 12 апр. 1961 - день первого космич. полёта Ю. А. Гагарина, начало эпохи непосредств. проникновения человека в космос. Третье историч. событие К. - первая лунная экспедиция 16 - 24 июля 1969, выполн. Н. Армстронгом, Э. Олдрином и М. Коллинзом (США). Совр. задачи К. - дальнейшее исследование космич. пространства и отд. небесных тел Солнечной системы, галактич. и внегалактич. объектов; изучение из космоса Земли, её атмосферы и природной среды; практич. использование КА для связи, метеорологии, навигации, геодезии, поиска природных ресурсов и др. К. открывает перед многими отраслями науки и техники новые возможности, стимулирует прогресс науки и произ-ва.

См. Автоматическая межпланетная станция. Искусственный спутник Земли, Космический корабль, Космический аппарат, Космодром, Орбитальная станция, Ракета.

"КОСМОС"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОС

КОСМОС (греч. kosmos - мир, Вселенная) - космич. пространство со всеми его объектами (синоним Вселенной); включает околоземное ("ближний" К.), межпланетное, межзвёздное и межгалактич. ("дальний" К.) пространство со всеми его объектами.

КОСМОХИМИЯ

КОСМОХИМИЯ (от космос и химия) - наука о хим. составе космич. тел, законах распространённости и распределения хим. элементов во Вселенной, о синтезе ядер хим. элементов и изменении изотопного состава элементов, о процессах миграции и взаимодействия атомов при образовании космич. в-ва. К. - новая область знания, быстро развивающаяся со 2-й пол. 20 в. благодаря успехам космонавтики. Геохимия входит в состав К. как её старейшая и наиболее изученная область.

КОСОЙ ИЗГИБ

КОСОЙ ИЗГИБ - в сопротивлении материалов - вид деформации, характеризующийся искривлением (или изменением кривизны) стержня (бруса) под действием внеш. сил, проходящих через его ось и не совпадающих ни с одной из гл. плоскостей (напр., проходящих через ось симметрии поперечного сечения) бруса. К. и. - частный случай сложного сопротивления.

КОСОСЛОЙ

КОСОСЛОЙ - то же, что наклон волокон древесины.

"КОСПАС - САРСАТ"

"КОСПАС - САРСАТ" - наименование спутниковой системы для определения в аварийных ситуациях с помощью ИСЗ координат радиобуев, установл. на судах и самолётах. "Коспас" - сов. часть системы, "Сарсат" - часть системы, создаваемой по кооперации США, Канадой и Францией; в системе "К. - С." принимает участие ряд др. стран. Погрешность определения координат потерпевшего аварию объекта 2 - 20 км. В зоне видимости ИСЗ определяются координаты не менее 20 буев, работающих одновременно, а в "памяти" можно удерживать координаты 200 судов, терпящих бедствие. Первый ИСЗ системы "К. - С." ("Космос-1383") запущен в 1982. В системе работают сов. и амер. ИСЗ.

КОСТРОВАЯ КРЕПЬ

КОСТРОВАЯ КРЕПЬ - горная крепь, устанавливаемая в очистных забоях шахт при управлении кровлей обрушением и плавным опусканием, в подготовит. выработках - для крепления и закладки пустот над крепью. Состоит из костров (клетей) квадратной или прямоугольной формы, сложенных дерев. стойками или металлич. балками (см. рис.), к-рые устанавливают по линии обрушения пород на расстоянии от 2 до 4 м и переносят вслед за обрушением пород.

К ст. Костровая крепь. Костры: а - деревянный; б - из рельсов

К ст. Костровая крепь. Костры: а - деревянный; б - из рельсов

КОСТЫЛЬ ПУТЕВОЙ

КОСТЫЛЬ ПУТЕВОЙ - стальной стержень квадратного сечения с овальной головкой и со скошенным с двух сторон концом; служит для прикрепления рельсов к дерев. шпалам или брусьям. К. п. повсеместно заменяются шурупами.

КОТАНГЕНС

КОТАНГЕНС (новолат. cotangens, сокращение от complementi tangens - тангенс дополнения) - одна из тригонометрических функций.

КОТЁЛ

КОТЁЛ - устройство, в к-ром для получения пара (см. Паровой котёл) или нагрева воды, потребляемых вне этого устройства, используется теплота, выделяющаяся при сгорании органич. топлива, протекании технологич. процесса, преобразовании электрич. энергии в тепловую, а также теплота отходящих газов. В К. могут входить топка, парогенерирующие поверхности, пароперегреватель, водяной экономайзер, воздухоподогреватель, каркас, обмуровка, тепловая изоляция, обшивка. См. рис.

Котёл ТГМП-1202 блока 1200 МВт (паропроиз-водительность 3950 т/ч. давление пара 25,5 мПа, температура первичного и вторичного пара 545 °С): 1 - ширма конвективного перегревателя высокого давления; 2 и 8 - выходная и входная ступени конвективного перегревателя высокого давления; 3 - выходная ступень конвективного перегревателя низкого давления; 4 - промежуточная и входная ступени конвективного перегревателя низкого давления; 5 - водяной экономайзер; 6 - горелочное устройство; 7 - панель радиационной части котла

Котёл ТГМП-1202 блока 1200 МВт (паропроиз-водительность 3950 т/ч. давление пара 25,5 мПа, температура первичного и вторичного пара 545 °С): 1 - ширма конвективного перегревателя высокого давления; 2 и 8 - выходная и входная ступени конвективного перегревателя высокого давления; 3 - выходная ступень конвективного перегревателя низкого давления; 4 - промежуточная и входная ступени конвективного перегревателя низкого давления; 5 - водяной экономайзер; 6 - горелочное устройство; 7 - панель радиационной части котла

КОТЁЛ-АККУМУЛЯТОР

КОТЁЛ-АККУМУЛЯТОР - то же, что тепловой аккумулятор.

КОТЁЛ-УТИЛИЗАТОР

КОТЁЛ-УТИЛИЗАТОР - паровой котёл, не имеющий собств. топки и обогреваемый отходящими газами к.-л. пром. или энергетич. установки. В нек-рых случаях между энергетич. установкой и К.-у. размещают дополнит. горелки для дожигания топлива. Водогрейные К.-у. обычно наз. утилизац. экономайзерами или подогревателями. Чаще всего применяются водотрубные К.-у. с многократной принудит. циркуляцией (см. рис.), реже - с естеств. циркуляцией и прямоточные сепараторные. Темп-pa дымовых газов, поступающих в К.-у., колеблется от 350 - 400 °С (при установке К.-у. за двигателями внутр. сгорания) до 900 - 1500 °С (за отражат., рафинировочными и цем. печами).

Схема котла-утилизатора с принудительной циркуляцией: 1 - барабан; 2 - испарительная часть; 3 - пароперегреватель; 4 - водяной экономайзер

Схема котла-утилизатора с принудительной циркуляцией: 1 - барабан; 2 - испарительная часть; 3 - пароперегреватель; 4 - водяной экономайзер

КОТЕЛЬНАЯ

КОТЕЛЬНАЯ - отд. здание или помещение, в к-ром располагаются котельные установки, бытовые и служебные помещения. По назначению К. разделяют на энергетич. (ТЭС), производств., производств.- отопит. и отопительные. В СССР К. сооружают в соответствии с правилами Госгортехнадзора.

КОТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА

КОТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА - совокупность котла и вспомогат. оборудования, к к-рому относятся тягодутьевые машины, устройства очистки поверхностей нагрева, топливоподачи и топливоприготовления в пределах К. у., оборудование шлако- и золоудаления, золоулавливающие и др. газоочистит. устройства, не входящие в котёл газовоздухопроводы, трубопроводы воды, пара и топлива, арматура, гарнитура, автоматика, приборы и устройства контроля и защиты, а также относящиеся к котлу водоподготовит. оборудование и дымовая труба.

КОТЁЛЬНО-ПЕЧНОЕ ТОПЛИВО

КОТЁЛЬНО-ПЕЧНОЕ ТОПЛИВО - все виды твёрдого, жидкого и газообр. топлива, используемые для сжигания в паровых и водогрейных котлах стационарных и передвижных установок, в печах разл. назначения.

КОТЛОВАН

КОТЛОВАН - выемка в грунте, предназнач. для устройства оснований и фундаментов зданий и сооружений. К. обычно разрабатывается с поверхности земли землеройными машинами.

КОТЛОВАН ОКОПАТЕЛЬ

КОТЛОВАН ОКОПАТЕЛЬ - землеройная машина, для образования котлованов под опоры линий связи, электропередачи, контактной сети ж.-д., троллейбусных и трамвайных линий и т. д. К. с многоковшовым баром разрабатывает котлованы размером 66 X 90 см, глуб. до 4 м. Буровой К. разрабатывает круглые котлованы диам. 50 - 80 см, глуо. до 4,8 м.

КОТЛОНАДЗОР

КОТЛОНАДЗОР - в СССР - контроль за соблюдением Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, и подъёмных сооружений. Осуществляется Управлением по котлонадзору и подъёмным сооружениям Госгортехнадзора.

КОТЛОТУРБИННЫЙ БЛОК

КОТЛОТУРБИННЫЙ БЛОК - паросиловая установка, состоящая из одного (моноблок) или двух (дубльблок) паровых котлов и одной паровой турбины со вспомогат. оборудованием, в к-рой гл. трубопроводы подачи пара и воды между котлом и турбиной не имеют поперечных связей с соседними установками. Поскольку турбина обычно служит на электростанции для привода генератора, не имеющего связей с др. генераторами, такой блок, включающий котёл, турбину, электрич. генератор и трансформатор, наз. энергетич. блоком. Блочный принцип компоновки оборудования обладает рядом преимуществ перед др. схемами паросиловых установок (проще схемы трубопроводов для воды и пара, особенно при двойном перегреве, меньше требуется арматуры, легче осуществляются регулирование и автоматизация, лучше условия прогрева турбины, значительно удешевляется установка). Мощность сооружаемых блоков достигает 1200 МВт.

КОТОННАЯ МАШИНА

КОТОННАЯ МАШИНА (от франц. coton - хлопок) - то же, что плоская кулирная машина.

КОУШ

КОУШ (от голл. kous) - круглая или овальная стальная обойма с жёлобом по наружной стороне. К. вкладывают в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания, в К. вставляют скобу или валик для соединения троса с блоком, гаком или др. тросом. См. рис.

Коуши: а - круглый; б продолговатый

Коуши: а - круглый; б продолговатый

КОФФЕРДАМ

КОФФЕРДАМ (англ. cofferdam, голл. kofferdam) - непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. К. изолируют, напр., жилые помещения от цистерн для жидкого топлива. На танкерах грузовые цистерны отделены К. от носовых помещений и машинного отделения; при перевозке грузов с низкой темп-рой вспышки К. заполняют водой.

КОШКА

1) устар. наименование каретки, предназнач. для подвешивания талей.

2) Приспособление для отыскания и подъёма затонувших предметов. Напоминает 3- или 4-лопастный якорь.

3) Серповидные скобы с зазубринами на рабочей стороне, прикрепляемые к обуви, для подъёма на дерев. столбы и мачты.

КОЭРЦИМЕТР

КОЭРЦИМЕТР - устройство для измерений коэрцитивной силы разомкнутой магнитной цепи. Существуют К. магнито динамические, с феррозондом, с вибрирующими катушками и др.

КОЭРЦИТИВНАЯ СИЛА

КОЭРЦИТИВНАЯ СИЛА (от лат. coercitio - удерживание) - напряжённость магнитного поля, необходимая для полного размагничивания предварительно намагнич. ферромагнетика (см. Гистерезис). Различают К. с. Не или мНс и вНс, когда обращаются в нуль соответственно намагниченность М или магнитная индукция В. В зависимости от значения К. с. вНс ферромагнитные материалы разделяют на маг-нитомягкие (Нс <4 кА/м) и магнитотвёрдые (Нс

КОЭФФИЦИЕНТ

КОЭФФИЦИЕНТ [от лат. со (cum) - совместно и efficiens (efficientis) - производящий, выполняющий] - множитель, обычно выражаемый цифрами. Если произведение содержит одну или неск. переменных (или неизвестных) величин, то произведение всех постоянных, в т. ч. и выраженных буквами, также наз. К. Мн. К. имеют особые названия, например К. трения, К. поглощения света.

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ (кпд) - безразмерная величина т|, характеризующая степень совершенства к.-л. технич. устройства в отношении осуществления в нём процессов передачи энергии или её преобразования из одной формы в другую. Кпд показывает, какая часть (Wполез) суммарной подводимой энергии W полезно используется в рассматриваемом устройстве: n = Wполез/W. Напр., для электрич. двигателя Wполез - работа на валу двигателя, совершаемая за счёт потребляемой им электрич. энергии W. Для электрич. генератора Wполез - работа электрич. тока во внеш. цепи генератора, совершаемая за счёт энергии W, расходуемой на его привод. Для трансформатора Wполез - электроэнергия, получаемая со вторичной обмотки, a W - энергия, подаваемая на первичную обмотку. Для котельной установки Wполез - часть теплоты W, выделяющейся при полном сгорании топлива, к-рая пошла на нагрев воды и образование пара. Для двигателя внутр. сгорания Wполез - работа на валу двигателя, a W - энергия, выделяющаяся при полном сгорании топлива. Вследствие разл. рода потерь энергии (из-за выделения джоулевой теплоты, из-за гистерезиса, трения, неполноты сгорания топлива и т. д.), а для тепловых двигателей также в силу второго начала термодинамики кпд любой реальной установки всегда меньше 1. Так, кпд лучших тепловых электростанций достигает 0,4, двигателей внутр. сгорания 0,4 - 0,5, электрич. генераторов 0,95, трансформаторов 0,98.

КОЭФФИЦИЕНТ СМЕННОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ СМЕННОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ - показатель, характеризующий эффективность использования технологич. оборудования, определяемый отношением времени фактич. работы к номин. фонду времени. Напр., при 2-сменной работе предприятия коэфф. сменности станка 1,2 означает, что в течение двух смен станок работает 1,2 времени одной смены при Макс. возможном значении коэфф. 2.

КРАЕВОЙУГОЛ

КРАЕВОЙУГОЛ - см. Смачивание.

КРАЕВЫЕ ЗАДАЧИ

КРАЕВЫЕ ЗАДАЧИ - задачи, в к-рых из данного класса ф-ций, определённых в нек-рой области, требуется найти ту, к-рая удовлетворяет на границе (крае) этой области к.-л. заранее заданному условию (краевому условию). Обычно этим классом ф-ций служит совокупность решений данного дифференц. ур-ния.

КрАЗ - марка грузовых автомобилей, выпускаемых Кременчугским автомоб. з-дом им. 50-летия  Советской Украины с 1959. В 1986 полная масса 19,4 - 24 т, грузоподъёмность 7,5 - 14,5 т, мощность двигателей 177 - 220 кВт. См. рис.

Грузовой автомобиль КрАЗ-257 Б1

Грузовой автомобиль КрАЗ-257 Б1

"КРАЙСЛЕР"

"КРАЙСЛЕР" (Chrysler) - назв. легковых автомобилей, выпускаемых с 1925 одноимённым концерном в США. В 1986 изготовлялись легковые автомобили ср. и большого классов. Рабочий объём двигателей 2,2 - 5,2 л, мощность 72 - 108 кВт, Макс. скорость 160 - 200 км/ч. См. рис.

Легковой автомобиль Крайслер

Легковой автомобиль "Крайслер"

КРАН

КРАН (от голл. kraan) трубопроводный - запорное устройство, в к-ром подвижная деталь затвора имеет форму тела вращения с отверстием для пропускания потока и при его перекрытии вращается вокруг своей осн. перпендикулярной к направлению потока. К. состоит из двух осн. деталей; неподвижной - корпуса и вращающейся - пробки. По направлению потока К. разделяются на проходные - с прямолинейным движением потока, угловые - с отклонением потока на 90° и трёхходовые - с произвольным сообщением трёх трубопроводов.

КРАН ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ

См. Грузоподъёмный кран.

КРАН МАШИНИСТА

КРАН МАШИНИСТА - устройство для управления автоматич. тормозами поезда (трамвая); устанавливается в кабине локомотива на трубах, идущих от главного возд. резервуара и от тормозной возд. магистрали.

КРАН-БАЛКА

КРАН-БАЛКА (от голл. kraanbalk) - разновидность грузоподъёмного крана мостового типа, у к-рого электроталь передвигается по пролётной ездовой балке, оборудованной концевыми балками с ходовыми тележками (см. рис.). Тележки перемещаются по рельсам, уложенным обычно на верхних полках подкрановых балок, опирающихся на колонны, или по нижнему поясу балок, подвешенных к стропильным фермам (подвесная К.-б.). Грузоподъёмность К.-б. до 5 т. К.-б. на судах, или катабалка, - простейший поворотный кран для подъёма и спуска становых (носовых) якорей. Имеет вид изогнутой балки с блоком на конце или стрелы с укосиной. Подъём якоря осуществляют вручную или от брашпиля. На нек-рых судах роль К.-о. выполняют 2 неподвижных кронштейна - т. н. крамболы.

Кран-балка: 1 - электроталь; 2 - кнопочный

Кран-балка: 1 - электроталь; 2 - кнопочный пульт; 3 - ферма; 4 - концевая балка

КРАНЕЦ

КРАНЕЦ (от голл. krans) - приспособление для смягчения ударов бортов судна о причал или о др. судно. К. вывешиваются за борт перед подачей швартовов. Изготовляют К. из дерева, резины, плетёными из растит. тросов или надувными.

КРАНОВОЕ СУДНО

КРАНОВОЕ СУДНО - самоходное судно технич. флота, оснащённое одним или неск. кранами большой грузоподъёмности (от 250 до 3000 т), с вылетом стрелы до 40 м и высотой подъёма гака до 100 м. Чаще всего используется на мор. нефтепромыслах.

КРАНОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

КРАНОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - электродвигатель перем. или пост. тока для привода подъёмно-трансп. механизмов с повторно-кратковрем. режимом работы. К. э. изготовляют вентилируемыми в закрытом исполнении. К К. э. перем. тока относятся асинхр. двигатели с фазным или короткозамкну-тым ротором. Мощность - от единиц до сотен кВт.

КРАН-УКОСИНА

КРАН-УКОСИНА - простейший грузоподъёмный кран, у к-рого треугольный кронштейн-укосина с блоками закрепляется на колонне, стене и т. п. Через блоки пропускается канат подъёмной лебёдки. Грузоподъёмность К.-у. до 5 т.

КРАН-ШТАБЕЛЁР

КРАН-ШТАБЕЛЁР - грузоподъёмный кран со сменным оборудованием для штабелирования грузов (пакетов, тюков, лесоматериалов и др.). Грузоподъёмность до 6 т, высота подъёма до 16,2 м.

КРАСИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ

КРАСИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ - цветные хим. соединения (гл. обр. синтетич.), применяемые для крашения текст. материалов, кожи, меха, бумаги, пластмасс, резины, древесины и т. п. Классифицируются по хим. строению (напр., азокрасители, антрахиноновые красители, фталоцианиновые красители) и по областям и методам применения (напр., активные красители, катионные красители, кислотные красители, кубовые красители). См. также Пигменты, Крашение.

КРАСКИ

КРАСКИ - однородные суспензии пигментов в плёнкообразующих в-вах (связующих). Могут содержать наполнители, матирующие в-ва, пластификаторы, растворители и др. добавки. Связующими в К. служат олифы (масляные краски), лаки (эмалевые краски), водные дисперсии или водные р-ры полимеров (соответственно эмульсионные краски и клеевые краски), жидкое стекло (силикатные краски). Особый вид К. - порошковые краски. При нанесении на поверхность тонким слоем образуют непрозрачные (укрывистые) прочные плёнки, придающие поверхности красивый внеш. вид и предохраняющие её от вредного воздействия среды. Применяются для отделки металла, дерева, пластмасс, бетона, для художеств. целей и др.

КРАСКОПУЛЬТ

КРАСКОПУЛЬТ - переносный аппарат, применяемый при строит. отделочных работах для механич. нанесения на поверхность невязких красочных составов, засасываемых и подаваемых насосом (плунжерным, поршневым или диафрагменным) в чудочку" с распыляющей форсункой. Применяют К. о ручным и электрич. (см. рис.) приводом. Производительность электрич. К. до 500 м2/ч.

Электрический краскопульт: 1 - токоподводя-щий кабель; 2 - выключатель; 3 - электродвигатель; 4 - диафрагменный насос; 5 - штуцер для присоединения всасывающего шланга; 6 - штуцер для присоединения сливного шланга; 7 перепускной клапан; 8 - рукоятка; 9 - штуцер для присоединения нагнетательного шланга с удочкой и форсункой

Электрический краскопульт: 1 - токоподводя-щий кабель; 2 - выключатель; 3 - электродвигатель; 4 - диафрагменный насос; 5 - штуцер для присоединения всасывающего шланга; 6 - штуцер для присоединения сливного шланга; 7 перепускной клапан; 8 - рукоятка; 9 - штуцер для присоединения нагнетательного шланга с "удочкой" и форсункой

КРАСКОТЁРКА

КРАСКОТЁРКА - установка для измельчения (перетирания) окрасочных материалов при малярных работах. К. бывают вальцовые, жерновые и дисковые. Производительность вальцовых К., применяемых в крупных краскозаготовит. мастерских, 400 1000 кг, жерновых 100 - 400 кг материала в 1 ч.

КРАСНАЯ МЕДЬ

КРАСНАЯ МЕДЬ - устар. название меди и нек-рых медных сплавов, имеющих характерный для меди красный цвет.

КРАСНОЕ СМЕЩЕНИЕ

КРАСНОЕ СМЕЩЕНИЕ - увеличение длин волн X в спектре оптическом источника излучения (смещение спектральных линий в сторону красной части спектра) по сравнению с X линий эталонных спектров. К. с. возникает, когда расстояние между источником излучения и наблюдателем увеличивается (см. Доплера эффект) или когда источник находится в сильном гравитац. поле (гравитац. К. с.). Наибольшее К. с. наблюдается в спектрах далёких внегалактич. объектов (галактик и квазаров) и рассматривается как следствие космологич. расширения Вселенной. Используя Мёссбауэра эффект, удалось измерить К. с. в гравитац. поле Земли.

КРАСНОЛОМКОСТЬ

КРАСНОЛОМКОСТЬ - охрупчивание сплавов при высоких темп-pax, вызываемое оплавлением примесей по границам кристаллов. К. стали вызывается примесью серы, образующей с железом эвтектику, точка плавления к-рой ниже темп-ры горячей обработки давлением, например горячей прокатки.

КРАСНОСТОЙКОСТЬ

КРАСНОСТОЙКОСТЬ - способность материала сохранять при повыш. темп-pax высокую твёрдость и износостойкость. Этим св-вом должны обладать, напр., стали и др. материалы для изготовления инструмента, работающего при больших скоростях резания.

КРАТКОВРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ

КРАТКОВРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ - электротехнического устройства - режим, при к-ром относительно редкие периоды нагрузки сменяются периодами отключённого состояния, причём за время нагрузки части электротехнич. устройства не успевают нагреться до установившейся темп-ры, а за время паузы успевают охладиться до темп-ры охлаждающей среды.

КРАТНАЯ ЕДИНИЦА

КРАТНАЯ ЕДИНИЦА - физической величины - единица, в целое число раз бблыпая системной единицы или внесистемной единицы. Примеры К. е. - километр (103 м), мегаватт (106 Вт), гигапаскаль (109Па), минута (60с), сутки (24ч), ярд (3 фута).

КРАТНОСТЬ СВЕТОФИЛЬТРА

КРАТНОСТЬ СВЕТОФИЛЬТРА - число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить экспозицию при съёмке со светофильтром по сравнению с экспозицией при съёмке без светофильтра. К. с. равна отношению общей светочувствительности фотоматериала к его эффективной светочувствительности (определяемой при расположении светофильтра на пути экспонирующих фотоматериал световых лучей при его сенситометрическом испытании).

КРАТНЫЕ СВЯЗИ

КРАТНЫЕ СВЯЗИ - хим. связи, в образовании к-рых участвует более чем одна пара электронов (см. Двойная связь, Тройная связь). В молекуле соединения, содержащей 2 или большее число К. с., эти связи могут примыкать к одному и тому же атому, как, напр., в аллене H2C=C=CH2 (кумулированные К. с.), или чередоваться с простыми связями. К. с., разделённые одной простой связью, как, напр., в бутадиене Н2С=СН - СН=СН2, наз. сопряжёнными; разделённые более чем одной простой связью, как, напр., в гексадиене H2C=CH - СН2-CH2-CH=CH2, - изолированными. В результате сопряжения К. с. порядок и длина связей в молекуле выравниваются, что обусловливает ряд специфич. эффектов, особенно значительных в ароматич, системах (см. Ароматические соединения).

КРАТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАКОН

КРАТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАКОН - один из осн. законов химии: если 2 вещества (простые или сложные) образуют друг с другом более одного соединения, то массы одного в-ва, приходящиеся на одну и ту же массу др. в-ва, относятся как целые числа, обычно небольшие.

КРАХМАЛ

КРАХМАЛ (польск. krochmal, от нем. Kraftmehl) - осы. резервный углевод растений; смесь двух полиса-харидов - амилозы и амилопектина; белое аморфное в-во. Осн. компонент важнейших продуктов питания: пшеничной муки (75 80% ), картофеля (25%), кукурузы, риса, саго; калорийность К. - ок. 16,75 МДж/кг. К. и его производные применяют в пищ. пром-сти (произ-во кондитерских изделий, колбас), в медицине и фармацевтич. пром-сти (получение антибиотиков, витаминов, приготовление мазей, присыпок), для шлихтования тканей, проклеивания бумаги, картона, в аналитич. химии (индикатор на иод, с к-рым даёт интенсивное синее окрашивание).

КРАШЕНИЕ

КРАШЕНИЕ - совокупность физ.-хим. и механич. процессов, цель к-рых получение окраски материалов (текстиля, кожи, бумаги, пластмасс и др.), обладающей достаточной для практич. использования водо- и светостойкостью, устойчивостью к трению и др. эксплуатац. факторам. Для К. применяют красители органические, пигменты и др. красящие в-ва, к-рые удерживаются в материале благодаря таким взаимодействиям, как хим. связь (ковалентная, ионная, водородная) или силы Ван-дер-Ваальса. Выбор метода К. и типа красителя определяется видом и хим. природой окрашиваемого материала. Так, К. волокнистых материалов осуществляют обычно в водной среде; при этом для К. полиамидных волокон применяют дисперсные или кислотные красители, полиакрилонитрильных волокон - катионные, вискозных волокон - прямые и активные, ацетатных и полиэфирных волокон - дисперсные. При К. термопластов краситель (пигмент) может быть введён в мономер перед полимеризацией или в полимер в ходе его переработки в изделие.

КРЕЗОЛЫ

СН3С6Н4ОН - бесцветные жидкости с неприятным запахом. Известны орто-, мета-, пара-К. (tкип соответственно 191; 202,8; 201,9 °С). Содержатся в кам.-уг. смоле. Применяются для получения синтетических смол, дезинфекц. средств, отдельные изомеры - для синтеза красителей и др. органич. продуктов.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная