Большой энциклопедический политехнический словарь
Статьи на букву "К" (часть 9, "КОН"-"КОР")

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 9, "КОН"-"КОР")

КОНТРОЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭВМ

КОНТРОЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭВМ - система мероприятий, проводимых для обнаружения таких элементов ЭВМ, параметры к-рых приближаются к предельно допускаемым (критическим) значениям. Причинами изменения параметров ЭВМ являются постепенное изменение электрич. параметров электронных деталей (старение) и изнашивание механнч. узлов с течением времени, окисление контактов и коррозия паек, изменение климатич. условий и т. п. Для К. п. искусственно создают утяжелённые режимы работы изменением питающих напряжений, увеличением частоты гл. синхронизирующих импульсов, изменением климатич. условий и т. д. Обнаружение критич. элементов производится визуально по приборам или с помощью испытательных программ. Периодичность К. п. зависит от особенностей и назначения ЭВМ.

КОНТРОЛЬНАЯ СКВАЖИНА

КОНТРОЛЬНАЯ СКВАЖИНА - спец. скважина, используемая в качестве наблюдат., оценочной, пьезометрич. и не числящаяся в фонде добывающих скважин.

КОНТРОЛЬНЫЙ КАБЕЛЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ КАБЕЛЬ - электрич. кабель для устройств сигнализации, контроля и управления электроустановок и т. п. Занимает промежуточное положение между силовыми кабелями и кабелями связи. В отличие от кабеля связи К. к. допускает токовую нагрузку. Содержит от 4 до 61 медной или алюм. жилы площадью сечения 0,75 - 10 мм2, изолированных преим. резиной или пластмассой. Жилы К. к. заключены в свинцовую, поливинилхлоридную или резиновую оболочку (см. рис.) и в большинстве случаев защищены бронёй. В СССР К. к. выпускают на перем. напряжение до 660 В и пост. напряжение до 1 кВ для прокладки как внутри помещений, так и в земле и воде (в зависимости от типа).

Контрольный кабель: 1 - токопроводяшая жила; 2 - резиновая изоляция жил; 3 - поясная изоляция; 4 - оболочка

Контрольный кабель: 1 - токопроводяшая жила; 2 - резиновая изоляция жил; 3 - поясная изоляция; 4 - оболочка

КОНТРРЕЛЬС

КОНТРРЕЛЬС - дополнит. рельс, укладываемый внутри рельсовой колен рядом с путевым рельсом в крестовинах стрелочных переводов, на кривых участках пути, на мостах и на переездах для направления колёс подвижного состава, повышения жёсткости конструкции пути, уменьшения его износа, предупреждения схода колёс с рельсового пути.

КОНТРРОТОРНЫЙ АГРЕГАТ

КОНТРРОТОРНЫЙ АГРЕГАТ - состоит из со-осной гидротурбины и контрроторного электрич. генератора, якорный ротор к-рого прикреплён к внеш. полому валу турбины, статор (контрротор) - к внутр. валу турбины. Ротор и контрротор генератора вращаются в разные стороны. Для К. а. характерны хорошая работа отсасывающей трубы, а также большая частота вращения ротора относительно контрротора, что позволяет уменьшить число полюсов генератора и, следовательно, его габариты.

КОНТРФОРС

КОНТРФОРС (от франц. contre-force - противодействующая сила) - поперечная стенка (вертик. выступ или ребро) из камня, бетона или ж.-б., усиливающая осн. несущую конструкцию (преим. наружную стену) и воспринимающая гл. обр. горизонтальные усилия (распор от сводов, перекрывающих здание, давление грунта на подпорные стенки, гидростатич. давление на основание плотины и т. п.). К. - один из осн. элементов готич. архитектуры (см. рис.).

Контрфорсы часовни Королевского колледжа в Кембридже (Великобритания)

Контрфорсы часовни Королевского колледжа в Кембридже (Великобритания)

КОНТРФОРСНАЯ ПЛОТИНА

КОНТРФОРСНАЯ ПЛОТИНА - плотина, в к-рой давление воды в верх. бьефе, воспринимаемое напорными перекрытиями (плитами, сводами и пр.), передаётся контрфорсам и через них основанию. По типу напорного перекрытия различают К. п. (см. рис.): массивно-контрфорсные (выполняемые из бетона, с массивными консольными выступами); с плоскими перекрытиями (из ж.-б. плит); многоарочные; с перекрытиями двоякой кривизны, в частности типа купола (наз. многокупольными). К. п. строят как глухими, так и водосбросными; высота их нередко превышает 100 м.

Типы контрфорсных плотин: а - массивно-контрфорсная; б - с плоскими перекрытиями; в - многоарочная

Типы контрфорсных плотин: а - массивно-контрфорсная; б - с плоскими перекрытиями; в - многоарочная

КОНТУРНОЕ ВЗРЫВАНИЕ

КОНТУРНОЕ ВЗРЫВАНИЕ (от франц. contcur - очертание, контур) - способ размещения шпуров или скважин, заряжания и инициирования в них зарядов, обеспечивающий получение гладкой поверхности подз. выработок или откоса уступа на карьере, без нарушения сплошности массива за пределами проектного контура. Применяется в скальных породах при проходке горных выработок шахт, туннелей, на карьерах, при стр-ве дорог и гидротехннч. сооружений.

КОНТУРНЫХ ТОКОВ МЕТОД

КОНТУРНЫХ ТОКОВ МЕТОД - метод расчёта электрич. цепей, осн. на втором Кирхгофа правиле. При расчётах по К. т. м. сначала определяются силы токов во всех независимых контурах цепи (число контурных токов равно числу ветвей цепи плюс число узлов, минус единица), далее путём алгебр. сложения сил контурных токов, текущих по соответствующей ветви, находят действительные силы токов в ветвях.

КОНУРБАЦИЯ

КОНУРБАЦИЯ - см. в ст. Агломерация населённых пунктов. .

КОНУС

КОНУС (лат. conus, от греч. konos) - коническая поверхность - множество прямых (образующих) пространства, соединяющих все точки нек-рой линии (направляющей) с данной точкой (вершиной) пространства. Простейший К. - круглый, или прямой круговой, направляющей к-рсго служит окружность, а вершина ортогонально проецируется в её центр. В элементарной геометрии К. наз. тело, образов, вращением прямоугольного треугольника около одного из его катетов (см. рис.). Его объём ПИr2h/3, а боковая поверхность ПИl. Если пересечь К. плоскостью, параллельной его основанию, то получается усечённый К., объём к-poro ПИ(R2+r2+Rr)h/3, а боковая поверхность ПИ(R + r)l.

2) Деталь, имеющая конич. или близкую к ней форму; устройство или механизм, осн. деталью к-рых является К. Примерами могут служить: инструментальный К. - конич. хвостовик инструмента (см. рис.) или гнездо для него в шпинделе станка или прибора; К. дробилки или мельницы; классификатор в грохоте, состоящий из неск. конусных сит; подвижный профилир. К. для регулирования проходного сечения сопла авиац. двигателя.

Конусы: а - круглый; б усечённый

Конусы: а - круглый; б усечённый

Инструментальные конусы: слева - трёхкулачкового патрона; справа - переходной втулки

Инструментальные конусы: слева - трёхкулачкового патрона; справа - переходной втулки

КОНФОРМНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ

КОНФОРМНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ (от позднелат. conformis - подобный) - отображение одной фигуры (области) на другую, при к-ром 2 любые кривые, пересекающиеся под нек-рым углом на первой фигуре, преобразуются в кривые на второй фигуре, пересекающиеся под тем же углом. Простейший пример К. о. - подобие.

КОНФУЗОР

КОНФУЗОР (от лат. confundo - вливаю, смешиваю, распределяю) - сужающаяся спрофилированная часть канала (трубы), в к-ром дозвуковая скорость газа (жидкости) возрастает в результате преобразования потенц. энергии в кинетическую. К. устанавливают перед рабочей частью дозвуковой аэродинамической трубы(газ ускоряется до рабочих скоростей), а в сверхзвуковой аэродинамич. трубе К. является входным участком Лаваля сопла (газ ускоряется до скорости звука). Осн. требование к К. - обеспечить равномерное поле скорости в выходном сечении. К. используется и как дозвуковое сопло.

КОНЦЕВОЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ

КОНЦЕВОЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ - конечный выключатель, - см. Путевой выключатель.

КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ

КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ - меры длины, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда или прямого кругового цилиндра с двумя плоскими параллельными измерит. поверхностями. Наиболее распространены плоскопараллельные К. м. длины (плитки), к-рые предназначены для передачи размеров от эталона ед. длины к изделию (проверки и градуировки мер и измерит. приборов). Различают осн. и дополнит. ряды К. м., а также К. м. со спец. размерами. При выполнении измерений К. м. соединяют в блоки, притирая одну к другой (см. рис.).

К ст. Концевые меры. Блок прямоугольных плоскопараллельных плиток

К ст. Концевые меры. Блок прямоугольных плоскопараллельных плиток

КОНЦЕНТРАТ

КОНЦЕНТРАТ [новолат. concentratus - сосредоточенный, концентрированный, от лат. con (cum) - с, вместе и centrum - центр, средоточие] в горнодобывающей промышленности - продукт обогащения полезных ископаемых (рудный К.) или хим. переработки сырья (химический К.), в к-ром содержание полезных компонентов выше, чем в исходном сырье. К., отвечающие определ. стандартным требованиям по содержанию полезных компонентов и примесей, а также влаги, крупности зёрен и т. д., наз. кондиционными; они отправляются с обогатит. ф-ки для непосредств. использования (напр., графитовые, слюдяные, тальковые, угольные К.), последующей металлургич. (К. металлов) или хим. (К. минер. удобрений) переработки. Промежуточные (ч е р н о в ы е) К. подвергаются доводке, а содержащие неск. ценных компонентов (коллективные К.) подвергаются разделению.

КОНЦЕНТРАТОР

КОНЦЕНТРАТОР - в телефонной связи - 1) аппарат с клавишной коммутацией, позволяющий вести одновременно телеф. переговоры 2 - 3 местных абонентов с абонентом автоматич. телеф. станции (АТС) или соединять местных абонентов между собой (см. рис.). Применяется на небольших пр-тиях для оперативной связи руководителя с отд. службами. 2) Выносной блок АТС, располож. в месте наибольшей концентрации абонентов. Обеспечивает группе абонентов подключение к данной I АТС по соединит. линиям. Число соединит. линий определяется телефонной нагрузкой и значением допустимых потерь телеф. сообщений (отказов в соединении из-за занятости всех соединит. линий). В отличие от телефонных подстанций, связь местных абонентов осуществляется с занятием двух соединит. линий (от К. к АТС и от АТС к К.).

Телефонный концентратор

Телефонный концентратор

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ СТОЛ

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ СТОЛ - аппарат для гравитационного обогащения полезных ископаемых путём их выделения из рудной массы в потоке воды, протекающей тонким слоем поперёк наклонённой рифлёной поверхности (деки), качающейся в продольном направлении: осевшие тяжёлые частицы перемещаются вдоль деки за счёт вибрации К. с., а лёгкие уносятся потоком роды.

КОНЦЕНТРАЦИЯ

КОНЦЕНТРАЦИЯ [новолат. concentratio, от лат. con (cum) - с, вместе и centrum - средоточие, центр] - 1) сосредоточение, скопление в одном месте или вокруг одного центра. 2) Относительное кол-во данного компонента в системе (смеси, р-ре, сплаве). К. массовая - размерная физ. величина, равная отношению массы компонента к объёму системы. Единица К. (в СИ) - кг/м3. 3)К. молярная - размерная физ. величина, равная отношению кол-ва компонента к объёму системы. Единица К. (в СИ) - моль/м3. Часто безразмерные величины массовая доля, объёмная доля, молярная доля неправильно наз. массовой, объёмной, молярной К.

КОНЦЕНТРАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЙ

КОНЦЕНТРАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЙ - резкое увеличение напряжений, возникающее в местах резких изменений формы тела (у краёв отверстий, в выкружках, углах, выступах). Зоны К. н. наиболее перегружены и служат местами начала пластич. деформации или разрушения. Наибольшее напряжение у места К. н. наз. местным напряжением. К. н. оценивается коэфф. К. н. (отношение местных напряжений к номинальным). Т. н. внутренняя К. н. возникает при неоднородной структуре материала или при наличии пор и микротрещин.

КОНШМАШИНА

КОНШМАШИНА - машина для конширования - механич. обработки (растирания) шоколадной массы с одноврем. нагревом до 45 - 60 °С в производстве шоколадных изделий. При коншировании улучшаются вкусовые и ароматич. св-ва массы и достигается её полная гомогенизация; длительность конширования 24 - 72 ч.

КОНЪЮНКЦИЯ

КОНЪЮНКЦИЯ (от лат. conjunctio - союз, связь) - логич. эквивалент союза "и"; одна из осн. логических операций - логич. умножение, реализуемая в ЭВМ по правилам алгебры логики.

КООПЕРИРОВАНИЕ Г

КООПЕРИРОВАНИЕ Г - от лат. cooperatio - сотрудничество, от со (cum) - совместно и opus (operis) - работа, труд] в промышленности СССР - плановая орг-ция изготовления продукции на ряде взаимосвязанных пр-тий либо на основе поставки комплектов деталей пр-тиями подетальней специализации, либо на основе использования свободных мощностей. К. органически связано со специализацией произ-ва. Различают внутриотраслевое и межотраслевое К., внутрирайонное (производств, связи между пр-тиями в рамках одного экон. р-на) и межрайонное К.

КООРДИНАТНАЯ АТС

КООРДИНАТНАЯ АТС - см. в ст. Автоматическая телефонная Станция.

КООРДИНАТНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ МАШИНА

КООРДИНАТНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (КИМ) - универс. средство контроля размеров в машиностроении. Принцип действия КИМ заключается в измерении перемещений наконечника измерит. головки относительно измеряемой детали в заданной системе координат (декартовых, цилиндрич.). Большинство КИМ автоматически проводит весь процесс измерения: согласование баз (систем координат) машины и детали, управление движением исполнит. органов для реализации относит. движения измерит. головки и измеряемой детали, считывание, обработку и запись результатов измерения. Управление движениями исполнит. органов КИМ и обработку результатов измерения выполняет ЭВМ. Различают КИМ высокой точности (прецизионные) с погрешностью измерения 3 - 6 мкм я менее точные (продукционные) с погрешностью измерения до 50 мкм. КИМ позволяют быстро и эффективно решать самые различные метрологические задачи.

КООРДИНАТНО-РАСТОЧНЫЙ СТАНОК

КООРДИНАТНО-РАСТОЧНЫЙ СТАНОК - см. в ст., Расточный станок.

КООРДИНАТОМЕР

КООРДИНАТОМЕР - координатная мерка, - устройство для измерений прямоугольных координат точек (ориентиров, целей и т. п.) на топографич. картах с координатной сеткой и для нанесения точек по координатам на карты. Представляет собой обычно прозрачную пластмассовую пластинку с квадратным или прямоугольным вырезом, по краям к-рого нанесены шкалы. Применяется в топографии, артиллерии, мор. деле и др.

КООРДИНАТЫ

КООРДИНАТЫ [от лат. со (cum) - совместно и ordinatus - упорядоченный, определённый] - числа, определяющие положение точки. 1) К. прямоугольные (декартовы координаты) точки М (см. рис.) на плоскости - это снабж. знаками "+" или "-" расстояния QM = OP = x (абсцисса) в РМ = OQ = у(ордината) точки М от двух взаимно перпендикулярных прямых Оу и Ох (осей К.). Систему прямоугольных К. в пространстве определяют 3 взаимно перпендикулярные плоскости, относительно к-рых положение точки М определяется К.: х, у и z (аппликата). Точка О в обоих случаях наз. началом К. Полярные К. точки М на плоскости определяются расстоянием ОМ = r этой точки от фиксир. точки О (полюса) и углом РОМ =ф между ОМ и полярной осью ОР (r - радиус-вектор, ф - полярный угол).

2) К. географические - угловые величины, наз. долготой и широтой, определяющие положение точек на сфере, в том числе на земной поверхности. Под долготой понимают двугранный угол между плоскостью нулевого (Гринвичского) меридиана и плоскостью данного меридиана, под широтой - угол, составл. отвесной линией, проходящей через данную точку, с плоскостью экватора. Различают К. геодезич. и астрономические. Геодезич. определяются проходящей через данную точку нормалью к поверхности земного эллипсоида, астрономия. - отвесной линией в данной точке.

3) К. небесные - см. Небесные координаты.

К ст. Координаты. Прямоугольные координаты на плоскости (а), прямоугольные координаты в пространстве (б) и полярные координаты (в)

К ст. Координаты. Прямоугольные координаты на плоскости (а), прямоугольные координаты в пространстве (б) и полярные координаты (в)

КООРДИНАЦИОННЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

КООРДИНАЦИОННЫЕ СОЕДИНЕНИЯ - тоже, что комплексные соединения.

КОПЕЛЬ

КОПЕЛЬ [от англ. сорper - медь и (никкель] - медно-никелевый сплав с 43% никеля и 0,5% марганца, применяемый в пирометрии. Из всех медно-никелевых сплавов К. обладает Макс. термоэдс в паре с хромелем. Применяется в термопарах в качестве отрицат. термоэлектрода (гл. обр. в паре с хромелем ) при измерении темп-р до 600 °С и кратковременно до 800 С. Используется также в качестве компенсац. проводов.

КОПЁР

1) горнотехническое сооружение над шахтным стволом, предназначенное для установки направляющих (копровых) шкивов, разгрузочных кривых для скипов и опрокидных клетей, посадочных устройств клетей, а также для расположения подъёмных машин. К. сооружаются из дерева, металла и бетона (башенные К.). Различают К. временные (проходческие) и постоянные (эксплуатационные), по конструкции - А-образные, четырёхстоечные, башенные и шатровые.

2) Самоходная или прицепная строит. машина для подвешивания и направления свайного молота или вибропогружателя, подтягивания, подъёма и направления сваи и шпунта при их забивке. К. бывают универс., полууниверс. и простые (для забивки только вертик. свай). См. рис.

3) Установка для разбивки на мелкие куски крупного металлич. лома и застывших глыб мартеновского шлака. Различают К. стационарные и передвижные (кранового типа).

4) Устройство для ударных механич. испытание (б. ч. надрезанных образцов на изгиб). Состоит из станины, на к-рой подвешен груз ("маятник"), ударяющий по испытываемому образцу, и приспособления для измерения работы, поглощ. образцом.

Свайный копёр

Свайный копёр

КОПИЛЬНИК

КОПИЛЬНИК - ниж. часть вагранки, где скапливается стекающий из горна расплавл. перегретый чугун; по мере надобности чугун через лётку выпускают в разливочный ковш (стационарный К.). Чаще в качестве К. используют индукц. или газовую печь барабанного типа (поворотный К.). Такой К. обеспечивает получение заданных хим. состава и темп-ры металла.

КОПИР

КОПИР (нем. Kopierschablone) - деталь копировального устройства, имеющая фигурный профиль (фасонная линейка, кулачок, шайба и т. п.).

КОПИРОВАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

КОПИРОВАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - узел или приспособление металлореж. либо деревореж. станка с копиром, к-рый служит аналогом воспроизводимой в процессе обработки поверхности (обычно криволинейной). Различают механич., электромеханич., гидравлич. К. у., управляющие перемещениями суппорта, несущего один резец. См. рис.

Копировальное устройство фрезерного станка

Копировальное устройство фрезерного станка

КОПИРОВАЛЬНО-МНОЖИТЕЛЬНАЯ МАШИНА

КОПИРОВАЛЬНО-МНОЖИТЕЛЬНАЯ МАШИНА - в полиграфии - механизир. или автоматизир. устройство для многократного копирования изображений на пластину, покрытую светочувствит. слоем. Рама К.-м. м. с копируемым изображением (негативом или диапозитивом) передвигается в двух взаимно перпендикулярных направлениях, обеспечивая копирование на отд. участки пластины. Используется для изготовления печатных форм гл. обр. офсетной печати.

КОПИРОВАЛЬНО-МНОЖИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

КОПИРОВАЛЬНО-МНОЖИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА - комплекс средств для размножения и копирования документов. К ним относятся средства оперативной полиграфии и репрографии.

КОПИРОВАЛЬНЫЙ СТАНОК

КОПИРОВАЛЬНЫЙ СТАНОК - станок для обработки деталей либо поверхностей с применением копировального устройства. К К. с. относятся и фрезерно-гравиров. станки, воспроизводящие по копиру знаки (буквы, цифры и т. п.), узоры, рисунки, кривые линии и т. п.

КОПИРОВАНИЕ

КОПИРОВАНИЕ - в полиграфии - процесс передачи изображения с фотоформы на поверхность формного материала или пигментной бумаги. К. применяется при изготовлении фотомеханич. печатных форм (напр., клише, офсетных форм). Оно осн. на изменении под действием сильных потоков света растворимости нек-рых полимерных соединений, используемых в качестве копировальных слоев.

КОПИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

КОПИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ (от нем. kopie-геп - копировать, от лат. copia - множество) - процесс изготовления копий разл. документов (оригиналов). К. д. - один из важных этапов процесса механизации управления, связанный с оперативной подготовкой необходимой конструкторской, технологич., справочно-информац., управленч. и т. п. документации. Выбор способа копирования зависит от тиража (количества копий), требуемой быстроты его изготовления, качества и стоимости изготовления копий. Наиболее распространены электрофотография, светокопирование, фотокопирование, термокопирование и электронное копирование (используется при изготовлении печатных форм для размножения копий оригиналов на ротаторах).

КОПИРЭФФЕКТ

КОПИРЭФФЕКТ - искажение записанной любым способом информации, вызванное взаимодействием близко расположенных на сигналограмме трактов записи. Наиболее сильно К. проявляется при магнитной записи громких звуков и в значит. мере зависит от качества магнитной ленты.

КОПНОВОЗ

КОПНОВОЗ - с.-х. машина для транспортирования копен сена и соломы к месту скирдования, а также для погрузки навоза, силоса, сыпучих грузов в трансп. средства. Применяемый в СССР К. КУН-10, навешиваемый на трактор "Беларусь", оборудуется передней и задней платформами для подбора, удержания и выгрузки копен, ковшом-бульдозером, вилами и грузоподъёмным устройством с крюком. Механизмы К. приводятся в действие от гидросистемы трактора. Производительность при транспортировании копен на расстояние 1 км - 4.7 т/ч, на погрузке - до 40 т/ч (см. рис.).

Копновоз КУН-10

Копновоз КУН-10

КОРАБЕЛЬНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

КОРАБЕЛЬНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ - см. Морская артиллерия.

КОРАБЛЬ

КОРАБЛЬ (от греч. karabos) - то же, что судно. В эпоху парусного флота К. ваз. трёхмачтовое воен. судно с полным парусным вооружением (см. Парусное судно). В совр. рус. языке термин "К." употребляется применительно к воен. судам (см. Корабль военный). Возд. К. наз. крупный самолёт, космич. К. - ЛА для полёта людей в космос.

-----------------------------------

в архитектуре - то же, что неф.

КОРАБЛЬ ВОЕННЫЙ

КОРАБЛЬ ВОЕННЫЙ - судно, входящее в состав ВМФ и способное решать определ. боевые или спец. задачи. Согласно Женевской междунар. конвенции 1958 об открытом море, К. в. должен иметь внеш. знаки, определяющие его гос. принадлежность, находиться под командой офицера, состоящего на гос. службе, и иметь экипаж, подчинённый регулярной воен. дисциплине. К. в. являются собственностью гос-ва, подчиняются только его законам и пользуются правом экстерриториальности при офиц. нахождении в иностр. водах. Совр. К. в. имеют мощные паровые, дизельные, газотурбинные, атомные или комбиниров. энергетич. установки (напр., дизель-газотурбинные). В зависимости от боевого назначения К. в. вооружены ракетным, арт., торпедным или минным оружием или неск. видами оружия. К. в. классифицируются в зависимости от физ. среды, в к-рой они действуют, на подводные и надводные; по характеру решаемых задач - на боевые корабли, составляющие основу флота, вспомогат. суда, предназнач. для обеспечения сил флота в море, рейдовые и базовые суда и плавучие средства.

КОРАБЛЯ ТЕОРИЯ

КОРАБЛЯ ТЕОРИЯ - наука, изучающая мореходные качества судна в состоянии покоя (статика корабля) и в движении (динамика корабля); приложение законов теоретич. гидромеханики и аэродинамики к судам. Разделы статики корабля: плавучесть, непотопляемость, статическая остойчивость; динамики - динамическая остойчивость, качка, ходкость судна, его управляемость и спуск на воду.

КОРВЕТ

КОРВЕТ (франц. corvette) - парусное мор. воен. судно 18 - 19 вв. с тремя мачтами, вооружённое 10 - 40 пушками. Использовались К. в качестве посыльно-разведыват. судов и для крейсерских операций. К. наз. также один из типов эскортных кораблей в воен. флотах Великобритании и США.

КОРД

КОРД (от франц. corde - верёвка, шнур) - 1) кручёная нить большой прочности из хим. (реже хл.-бум.) волокна. Используется при изготовлении автомоб., авиац. и др. покрышек, прорезин. текст. изделий. 2) Шерстяная ткань особого строения, создающего на её лицевой поверхности продольные рубчики шириной ок. 3 - 8 мм. Употребляется для пошива одежды, обивки сидений легковых автомобилей.

КОРЖ

КОРЖ - отслоившаяся пластина (небольшой толщины) кровли или почвы пласта полезного ископаемого в подз. горной выработке.

КОРИОЛИСА СИЛА

КОРИОЛИСА СИЛА [по имени франц. математика и инженера Г. Кориолиса (G. Coriolis; 1792 - 1843)] - сила инерции, с помощью к-рой учитывается влияние вращения системы отсчёта на относительное движение материальной точки. Это влияние проявляется в том, что во вращающейся системе отсчёта движущаяся материальная точка либо отклоняется в направлении, перпендикулярном к её относит. скорости VOTH и угловой скорости СО вращения системы отсчёта, либо оказывает давление на связь (см. Связи механические), препятствующую такому отклонению. К. с. FK = - так, где т - масса материальной точки, ак = 2[w. VOTH] - Кориолиса ускорение. Напр., суточное вращение Земли приводит к тому, что реки, текущие в меридиональном направлении, подмывают в Северном полушарии правый (по течению) берег, а в Южном - левый. К. с. учитывают в баллистике, метеорологии, технике (напр., в расчётах турбин, сепараторов, гироскопов).

КОРИОЛИСА УСКОРЕНИЕ

КОРИОЛИСА УСКОРЕНИЕ - см. в ст. Кориолиса сила.

КОРКОВАЯ ФОРМА

КОРКОВАЯ ФОРМА - то же, что оболочковая форма.

КОРМА

КОРМА - задняя оконечность судна. По очертаниям верх. части различают К. (см. рис.) обыкновенную (эллиптическую), крейсерскую (с большим погружением), транцевую (с плоским срезом). К. с незамкнутым ахтерштевнем наз. открытой. На нек-рых реч. судах К. образует над гребными винтами свод, улучшающий условия их работы, - т. н. тоннельная К.

К ст. Корма. Формы кормовой оконечности у судов: а - обыкновенная; б - крейсерская; в - транцевая

К ст. Корма. Формы кормовой оконечности у судов: а - обыкновенная; б - крейсерская; в - транцевая

КОРМОЗАГРУЗЧИК

КОРМОЗАГРУЗЧИК - см. Загрузчик кормов.

КОРМОЗАПАРНИК

КОРМОЗАПАРНИК - см. Запарник-смеситель кормов.

КОРМОРАЗДАТЧИК

КОРМОРАЗДАТЧИК - см. Раздатчик кормов.

КОРМОУБОРОЧНЫЙ КОМБАЙН

КОРМОУБОРОЧНЫЙ КОМБАЙН - самоходная с.-х. машина для скашивания или подбора из валков с одноврем. измельчением кормовых трав, кукурузы, используемых для приготовления сенажа, травяной муки, силоса и на зелёную подкормку. К. к. КСК-100. выпускаемый в СССР (см. рис.), снабжён жаткой или подборщиком, питателем, измельчающим аппаратом. Измельчённая масса загружается в прицеп или автомобиль. Производительность комбайна КСК-100 на кошении трав до 36 т/ч, на подборе трав до 25 т/ч, на кошении кукурузы до 90 т/ч.

Кормоуборочный комбайн КСК-100

Кормоуборочный комбайн КСК-100

КОРМОЦЕХ

КОРМОЦЕХ - помещение животноводч. фермы, оборудованное для приготовления полнорационных кормов. К. для фермы крупного рогатого скота на 800 - 2000 голов имеет 6 технологич. линий: подготовки грубых кормов, накопления и дозирования грубых кормов и силоса, концентрир. кормов, корнеклубнеплодов, приготовления и выдачи питат. р-ров, приготовления и выдачи рассыпных кормосмесей. В СССР выпускаются также комплекты оборудования для К. на 5, 10 и 20 тыс. голов крупного рогатого скота, для К. свиноводч. и овцеводч. ферм. Производительность К. от 2 до 15 т/ч. См. рис.

Схема размещения оборудования кормоцеха КЦС-100/1000: 1 - питатель концентрированных кормов; 2 - транспортёр корнеклубнеплодов; 3 - измельчитель корнеклубнеплодов; 4 - фекальный насос; 5 - измельчитель зелёной массы; 6 - загрузочный транспортёр; 7 - смеситель; 8 - бак для обрата; 9 и 11 - шнеки; 10 - варочный котёл; 12 - транспортёр для выгрузки готового корма в кормораздатчик; 13 - пульт управления

Схема размещения оборудования кормоцеха КЦС-100/1000: 1 - питатель концентрированных кормов; 2 - транспортёр корнеклубнеплодов; 3 - измельчитель корнеклубнеплодов; 4 - фекальный насос; 5 - измельчитель зелёной массы; 6 - загрузочный транспортёр; 7 - смеситель; 8 - бак для обрата; 9 и 11 - шнеки; 10 - варочный котёл; 12 - транспортёр для выгрузки готового корма в кормораздатчик; 13 - пульт управления

КОРНЕУБОРОЧНАЯ МАШИНА

КОРНЕУБОРОЧНАЯ МАШИНА - самоходная с.-х. машина для двухфазной уборки корней сах. свёклы. В СССР выпускаются К. м. КС-6 (см. рис.), РКС-6 и РКС-4. К. м. КС-6 снабжена дисковыми копачами активного типа, шнековым очистителем корней и комкодробителем. Выкопанные корни очищаются от остатков ботвы и почвы и загружаются в трансп. средства. Ширина захвата 2,7 м. Производительность до 1,9 га/ч. К. м. РКС-6 и РКС-4 оборудованы активными вилками для выкапывания корней, корнезаборниками, транспортёром-очистителем корней и др. сборочными единицами. Ширина захвата 2,7 и 2,4 м. Производительность 1,9 - 1,7 га/ч.

Корнеуборочная КС-6

Корнеуборочная КС-6

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ - многозвенный механизм, в к-ром ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещ. в отд. корпусе (коробке) или в общем корпусе с др. механизмами. К. п., предназ-нач. для изменения частоты вращения ведомого вала при пост. частоте вращения ведущего, наз. также коробкой скоростей, напр. в приводе гл. движения резания металлореж. станков. К. п., предназнач. для изменения подачи в металлореж. станках, наз. коробкой подач. К. п. широко применяются в приводах ведущих колёс автомобилей и др. трансп. средств, работающих от двигателей внутр. сгорания. Конструкция К. п. зависит от её назначения, способа переключения передач и технич. хар-ки машины или станка: передаваемой мощности, быстроходности, числа передач (до 48), диапазона регулирования. Для ускорит. передач передаточное отношение обычно принимают не менее 1/2, для замедляющих - не более 4; число передач между двумя валами не более 6 - 8. По способу переключения передач различают: К. п. со скользящими зубчатыми блоками (с кулачковыми и зубчатыми муфтами); К. п., имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами; К. п. с фрикц. муфтами и тормозами; К. п. с муфтами свободного хода. См. рис.

Схема трёхступенчатой коробки передач: 1 - ведущий вал; 2 - ведущая шестерня постоянного зацепления; 3 - кулачковая муфта; 4 - шестерня второй передачи; 5 - шестерня первой передачи и заднего хода; 6 - ведомый вал; 7 - промежуточная шестерня заднего хода; 8, 9, 10 - ведущие шестерни заднего хода, первой передачи и второй передачи; 11 - промежуточный вал; 12 - ведомая шестерня постоянного зацепления

Схема трёхступенчатой коробки передач: 1 - ведущий вал; 2 - ведущая шестерня постоянного зацепления; 3 - кулачковая муфта; 4 - шестерня второй передачи; 5 - шестерня первой передачи и заднего хода; 6 - ведомый вал; 7 - промежуточная шестерня заднего хода; 8, 9, 10 - ведущие шестерни заднего хода, первой передачи и второй передачи; 11 - промежуточный вал; 12 - ведомая шестерня постоянного зацепления

КОРОБКА ПОДАЧ

КОРОБКА ПОДАЧ - многозвенный механизм металлорежущего станка, предназнач. для изменения скорости и направления подачи; состоит из переключаемых зубчатых передач, к-рые помещены в корпус (коробку). Особенности кинематики К. п. позволяют согласовать движение подачи инструмента при обработке детали с др. движениями инструмента относительно заготовки. Напр., в токарно-винторезном станке К. п. обеспечивает перемещение резца вдоль заготовки за один её оборот на размер, равный шагу нарезаемой резьбы.

КОРОБКА СКОРОСТЕЙ

КОРОБКА СКОРОСТЕЙ - многозвенный механизм, предназнач. для изменения частоты вращения ведомого вала при пост. частоте вращения ведущего путём изменения передаточного отношения. Состоит из переключаемых зубчатых передач, размещённых в отд. корпусе (коробке) или в общем корпусе с др. механизмами. Наряду с термином "К. с." применяют термин коробка передач, напр. для механизма, входящего в привод ведущих колёс автомобиля.

КОРОБЛЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

КОРОБЛЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ - изменение формы пиломатериалов, заготовок и деталей при их высыхании (разбухании). Осн. причина поперечного К. д. - различие в усушке (разбухании) в радиальном и тангенциальном направлениях. Продольное К. д. вызывается разницей усушки вдоль волокон отд. зон доски (напр., при наличии такого порока древесины, как крень). Винтовое К. д. образуется при наличии тангенциального наклона волокон. Временное К. д. может наблюдаться при неравномерных увлажнении или сушке пиломатериалов. К. д. происходит также при механич. обработке пиломатериалов или заготовок, имеющих значит. остаточные напряжения, сохранившиеся после камерной сушки. См. рис.

Виды коробления древесины: а, б ч в - поперечное; г и о - продольное; е - винтовое

Виды коробления древесины: а, б ч в - поперечное; г и о - продольное; е - винтовое

КОРОМЫСЛО

КОРОМЫСЛО - звено рычажного механизма, деталь в виде двуплечего рычага, к-рый может совершать только неполный оборот вокруг неподвижной оси. Применяется в приборах (напр., в весах) и машинах (напр., в кривошипно-коромысловых механизмах).

КОРОНКА

КОРОНКА - буровая - разновидность бурового долота, осн. породоразрушающий элемент бурового инструмента. К. применяются гл. обр. для бурения шпуров диам. 36 - 60 мм. Разрушение породы производится лезвиями, армиров. пластинками твёрдого сплава, или цилиндрич. штырями со сферич. рабочей поверхностью. Осн. типы К. показаны на рис. Иногда К. неправильно называют буровое долото для погружных пневмоударников и алмазный породоразрушающий элемент (алмазный наконечник).

Буровые коронки: а - зубильная; б - крестовая; в - ступенчатая

Буровые коронки: а - зубильная; б - крестовая; в - ступенчатая

КОРОННЫЙ РАЗРЯД

КОРОННЫЙ РАЗРЯД - корона (от лат. corona - венец, венок), - электрический разряд в газе, возникающий обычно при давлении не ниже атмосферного, если электрич. поле между электродами (в виде острий, тонких проводов) неоднородно. Проявляется в виде свечения ионизиров. газа в приэлектродной области. К. р. на проводах ЛЭП сверхвысокого напряжения вызывает потери на корону энергии и создаёт радиопомехи, помехи телевиз. приёму и акустич. шум. К. р. находит применение в электронно-ионной технологии, в частности для электрогазоочистки и электроокраски.

КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ (КЗ) - не предусмотренное норм. условиями работы соединение точек электрич. цепи, имеющих различные потенциалы, друг с другом или с др. цепями через достаточно малое сопротивление. В сети перем. тока КЗ может быть между фазами (2- и 3-фазное) или вследствие замыкания фазы на землю (однофазное). В сети пост. тока КЗ бывает между полюсами или между полюсом и землёй. КЗ возникает из-за нарушения изоляции частей электрич. установки и обычно сопровождается значит. увеличением силы тока в цепи, что создаёт опасность повреждения электросборудования. У потребителей при КЗ резко снижается электрич. напряжение. Для предотвращения опасных последствий КЗ применяют токоограничивающие реакторы, секционирование электрич. сети, устройства для быстрого автоматич. отключения участков с КЗ (релейную защиту, автоматич. выключатели и др.).

КОРОТКОЗАМЁДЛЕННОЕ ВЗРЫВАНИЕ

КОРОТКОЗАМЁДЛЕННОЕ ВЗРЫВАНИЕ - последовательное инициирование группы или отд. зарядов ВВ с интервалами в 15 - 250 мс. При электрич. инициировании замедления осуществляются электродетонаторами короткозамедл. действия, при инициировании детонирующим шнуром - пиротехнич. реле. К. в. улучшает качество дробления горных пород взрывом. Применяется при взрывной отбойке на карьерах и в шахтах, снижает сейсмич. действие массового взрыва. В шахтах, опасных по взрыву газа и угольной пыли, К. в. используется для перехода от многоприёмного к одноприёмному взрыванию, когда врубовые, отбойные и оконтуривающие шпуры заряжаются и инициируются с суммарным интервалом 135 мс при ведении работ в угольных и смешанных забоях и 195 мс в породных забоях.

КОРОТКОЗАМКНУТАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА

КОРОТКОЗАМКНУТАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА - асинхронная мамина, у к-рой обмотка ротора выполнена короткозамкнутой (типа т. н. беличьей клетки). Простота изготовления и надёжность в эксплуатации определили массовое применение К. а. м. в различных отраслях нар. хоз-ва. Наиболее часто К. а. м. используются в качестве двигателей мощностью от долей Вт до неск. МВт.

КОРОТКОЗАМЫКАТЕЛЬ

КОРОТКОЗАМЫКАТЕЛЬ - электрич. аппарат с автоматич. управлением, обеспечивающий быстрое (менее 0,5 с) искусств. КЗ на электрич. подстанциях 35, 110 и 220 кВ без выключателей на стороне высшего напряжения при повреждениях в силовых трансформаторах. Под действием тока КЗ отключается выключатель на питающем конце ЛЭП, после чего автоматич. отделителем отключается повреждённый трансформатор, а ЛЭП вновь включается в работу с помощью устройства автоматического повторного включения.

КОРОТКОХОДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

КОРОТКОХОДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - двигатель внутр. сгорания, у к-рого отношение хода поршня к диаметру цилиндра S/D <1. Использование К. д. позволяет, напр., повысить частоту вращения коленчатого вала, снизить тепловые потери вследствие уменьшения отношения поверхности цилиндра к его объёму, Короткоходные дизели имеют неблагоприятную форму камеры сгорания и по этой причине более высокий, чем у длинноходных дизелей, уд. расход топлива.

КОРПУС

КОРПУС (от лат. corpus - тело, сущность, единое целое) - деталь машины, обычно служащая её основанием и несущая все осн. механизмы.

-----------------------------------

полигр. шрифт, кегль к-рого равен 10 пунктам (3,76 мм).

КОРПУС СУДНА

КОРПУС СУДНА - осн. часть судна, состоящая из каркаса (балок разл. направления - набора) и оболочки (нар. обшивки и настила верх. палубы). Внутри К. с. может быть разделён вертик. или наклонными поперечными и продольными переборками, а по высоте - промежуточными палубами и платформами; на крупных судах устраивают двойное дно. К К. с. крепят фундаменты судовых механизмов и оборудования. К. с. воен. кораблей имеют броню. Обычно К. с. изготовляют из стали,используются также дерево, ж.-б., алюм. сплавы, пластмассы.

КОРПУСНАЯ МЕБЕЛЬ

КОРПУСНАЯ МЕБЕЛЬ - изделия мебели, полностью или в осн. представляющие собой замкнутую ёмкость (корпус) для хранения разл. вещей. К К. м. относятся, напр., шкафы, комоды, одно- и двухтумбовые столы, секретеры, кухонные полки.

КОРПУСНОЙ РЕАКТОР

КОРПУСНОЙ РЕАКТОР - ядерный реактор, активная зона к-рого заключена в прочный корпус, обычно цилиндрич. формы. Сверху корпус перекрыт съёмной крышкой. Активная зона, составленная из тепловыделяющих сборок, располагается в спец. "корзине". Теплоноситель, часто служащий одновременно замедлителем, нагревается, проходя через сборки, и выносит теплоту из реактора. Ввиду компактности (например у реактора ВВЭР-1000 корпус имеет диам. ж 4,3 м и выс. ~ 13,5 м) и высокой надёжности корпусные водо-водяные реакторы получают наибольшее распространение в энергетике и являются осн. типом реакторов для ядерных силовых установок.

КОРРЕКС

КОРРЕКС - пластмассовая лента с выступами вдоль краёв, обеспечивающими свободный доступ обрабатывающего р-ра к поверхности фотоплёнки и предохраняющими её от слипания во время обработки в р-рах; фотоплёнку вместе с К. сматывают в рулон.

КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОДЫ

КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОДЫ - коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки при передаче и обработке информации в линиях связи или сложных информац. системах. В основе корректирования лежит использование избыточности сообщений, при к-рой часть символов кодового слова можно выделить для обнаружения и исправления ошибок. В процессе кодирования при передаче информации из информац. символов (разрядов) в соответствии с определ. для каждого К. к. правилами формируются дополнит. символы - проверочные разряды. При декодировании из принятых кодовых соотношений по тем же правилам вновь формируют проверочные разряды и сравнивают их с принятыми; если они совпадают, значит при передаче произошла ошибка. Существуют коды, обнаруживающие факт искажения сообщения, и коды, исправляющие ошибки, т. е. такие коды, с помощью к-рых можно восстановить первичную информацию.

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СВЕТОФИЛЬТР

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СВЕТОФИЛЬТР - цветной светофильтр для изменения (коррекции) спектрального состава света, применяемый в фотоувеличителях, кинокопировальных аппаратах и т. п. при печатании цветных изображений.

КОРРЕКТОР

КОРРЕКТОР (от лат. corrector - исправитель) в измерительной технике - приспособление для установки указателя измерит. прибора на нулевую отметку шкалы.

КОРРЕКТУРА

КОРРЕКТУРА (от лат. correctura - исправление) - 1) процесс исправления ошибок и неточностей, допущ. при подготовке издательского оригинала и изготовления печатной формы. Различают К. типограф., издательскую и авторскую. 2) Оттиск с набранного текста издания, предназнач. для корректуры. Исправления в оттиск обычно вносят с помощью корректорских знаков.

КОРРЕКЦИЯ

КОРРЕКЦИЯ (от лат. correctio - исправление, поправка) - исправление ошибок или недостатков машин и механизмов, результатов их работы, измерений, траекторий движения и т. д. К. механизмов проводят путём изменения их расчётных конструкций или при помощи особых устройств - корректоров.

КОРРЕКЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

КОРРЕКЦИЯ ДВИЖЕНИЯ - в космическом полёте - исправление орбиты (траектории) при движении КА. Выполняется путём сообщения КА соответствующих импульсов на нек-рых участках орбиты (траектории). К. д. выполняют в соответствии с результатами траекторных измерений и вытекающим из них прогнозом движения. Примеры К. д. - коррекция орбиты связных ИСЗ для поддержания периода их обращения, коррекция траектории КА при полётах к небесным телам, а также при длит. полётах космич. кораблей по околоземной орбите.

КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ - системы - придание системе, требуемых дина-мич. св-в при помощи устройств с легко изменяемыми параметрами и хар-ками. Цель К. д. с. - удовлетворение требований, предъявляемых к запасу устойчивости, форме переходного процесса, динамич. точности системы. По способу включения корректирующих устройств различают последоват. и паралл. К. д. с., а также их комбинации.

КОРРЕЛОМЕТР

КОРРЕЛОМЕТР (от корреляция и ...метр), коррелограф, коррелятор, - прибор для измерений коэфф. корреляции (в пределах от 0,01 до 1); предназначен для анализа физ. явлений, имеющих вероятностный (случайный) характер (напр., шумы в радиоприёмных устройствах, поток космич. частиц, биопотенциалы). К. бывают аналоговые и цифровые (последние более точны, но сложнее конструктивно).

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - раздел матем. статистики, объединяющий практич. методы исследования корреляц. зависимости между двумя (или большим числом) случайными признаками или факторами. См. Корреляция.

КОРРЕЛЯЦИЯ

КОРРЕЛЯЦИЯ (от позднелат. correlatio - соотношение) - вероятностная или статистич. зависимость. В отличие от функцион. зависимости К. возникает тогда, когда зависимость одного из признаков от другого осложняется наличием случайных факторов. Используется для установления статистич. и вероятностных закономерностей в физике, химии, технике; применяется также в теории вероятностей, кибернетике и т. д.

КОРРИГИРОВАНИЕ

КОРРИГИРОВАНИЕ (от лат. corrigo - исправляю, улучшаю) - приём улучшения формы зубьев эвольвентного зубчатого зацепления, заключающийся в том, что при нарезании зубчатых колёс стандартный исходный контур производящей рейки смещают в радиальном направлении так, что её делительная прямая не касается делительной окружности колеса. При этом используют норм. реечный зуборезный инструмент (зуборезную гребёнку, червячную фрезу и т. п.) или долбяки. Обработку ведут на зуборезных станках методом обкатки. К. может быть использовано для повышения качества зацепления двух колёс или колеса с рейкой, для изменения межосевого расстояния в зубчатых передачах. Целесообразный выбор смещений при К. может уменьшить проскальзывание, снизить опасность заедания, уменьшить износ, повысить кпд передачи.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная