Морской словарь (Самойлов К.И., 1941)
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БРА"-"БЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БРА"-"БЮР")

БРАСОПИТЬ РЕЙ, БРАСОВАТЬ

БРАСОПИТЬ РЕЙ, БРАСОВАТЬ (То brace) - ворочать рей брасами в горизонтальном направлении или, иначе говоря, если рей был прямо, то повернуть его брасами так, чтобы один его нок пошел вперед, а другой - назад. Отбрасопить рей - если рей был обрасоплен, то отбрасопить означает - поставить его в более прямое положение, чем он был. Перебрасопить рей - обрасопить их с одного галса на другой. Так, если реи были обрасоплены на правый галс и их нужно обрасопить на левый галс, то говорят: нужно перебрасопить реи на левый галс. Разбрасопить реи - обрасопить фоковые и крюйсельные реи на один галс, а гротовые - на другой. Разбрасопливают реи при съемке с якоря под парусами, в свежий ветер на якоре.

БРАСОПКА

БРАСОПКА - действие от глагола брасопить. См. Брасопить реи.

БРАС-ШКЕНТЕЛЬ

БРАС-ШКЕНТЕЛЬ - шкентель от нока-рея, кончающийся блоком, в который проходит брас.

БРАСЫ

БРАСЫ (Braces) - снасти бегучего такелажа, привязанные к нокам реев, с помощью которых поворачивают реи в горизонтальном направлении. Само поворачивание реев называется брасопкой их. Б., в зависимости от названия рея, к которому они прикреплены, получают дополнительные наименования.

Фока-брасы

Фор-марса-брасы

Фор-брам-брасы

Фор-бом-брам-брасы

Фор-трюм-брасы

Грота-брасы

Грот-марса-брасы

Грот-брам-брасы

Грот-бом-брам-брасы

Грот-трюм-брасы

Бегин-брасы

Крюйс-марса-брасы (или крюйсель-брасы)

Крюйс-брам-брасы

Крюйс-бом-брам-брасы

Крюйс- трюм-брасы.

Бом-брам-брасы сокращенно называют бом-брасами. У выстрела Б. называются выстрел-брасы, а у гика - гипа-брасы.

-------------------

(стар.) - сажени.

БРАТЬ

БРАТЬ (То take) - поднимать, измерять, принимать, Б. высоты светила (То take sights of the heavenly bodies) - измерять угломерным инструментом (секстаном) высоты светила. Б. глубины - измерять глубины моря. Б. на буксир (То take in tow) - подавать буксир. Б. пеленг (То take a bearing) - определять по компасу направление на предмет. Б. якорь на кат - подымать якорь из воды с помощью ката.

БРАУН

БРАУН - см. Стопор Брауна.

БРАШПИЛЬ

БРАШПИЛЬ (Windlass) - якорная машина для подъема якорей с горизонтальным валом в отличие от шпилей, имеющих вертикальный вал. Б. бывают ручные, паровые и электрические.

Брашпиль.

Брашпиль.

У первого типа Б. ручной привод состоит из коромысла, соединенного с обоймами, снабженными собачками (палами). Б. получает вращение при упоре собачек в зубчатые колеса. Обычно Б. имеет два цепных барабана, которые можно сообщать и разобщать с главным валом Б. посредством муфты трения или кулачного сцепления.

БРЕВНЯ

БРЕВНЯ (арх.) - островной мыс, раздваивающий течение.

БРЕДЕНЬ

БРЕДЕНЬ (Dry-net) - рыболовная снасть небольших размеров с узкой мотней посредине для ловли вброд в мелководных местах.

БРЕЗЕНДУК

БРЕЗЕНДУК (Tarpauling canvas) - см. Парусина.

БРЕЗЕНТ

БРЕЗЕНТ (Tarpaulin or tarpauling) - сшитые вместе полотна парусины, употребляемые для подстилки или накрытия предметов или грузов. В парусном флоте Б. называли кожу, а также крашеную или смоленую парусину, служащую в качестве покрышки.

БРЕЗЕНТОВКА

БРЕЗЕНТОВКА (Battening down) - работа по задрайке грузовых люков на торговых судах перед выходом их в море после окончания грузовых операций (выгрузки или нагрузки). Работа эта выполняется в следующей последовательности: сперва устанавливаются на свои места съемные бимсы и укладываются лючины, затем люк покрывается тремя парусиновыми брезентами. Брезенты хорошо растягивают, а края их, свисающие по стенкам комингса, тщательно подгибают, чтобы они аккуратно заходили в крючья, установленные на комингсах люка. После этого за крючья на брезент закладывают стальные шины и расклинивают их деревянными клиньями.

БРЕЗЕНТЫ ЛЮКОВЫЕ

БРЕЗЕНТЫ ЛЮКОВЫЕ - парусиновые брезенты, которыми покрывается грузовой люк при его задрайке после окончания грузовых операций перед выходом судна в море. Обычно каждый люк покрывается тремя брезентами, один поверх другого.

БРЕЙД-ВЫМПЕЛ, БРЕЙДЕ-ВЫМПЕЛ

БРЕЙД-ВЫМПЕЛ, БРЕЙДЕ-ВЫМПЕЛ (Broad-pendant, burgee) - широкий короткий вымпел установленного образца, поднимаемый должностными лицами (командирами дивизионов) на грот-мачте. В иностранных флотах брейд-вымпел присваивается командирам соединений, не состоящим в адмиральском чине.

БРЕЙД-ВЫМПЕЛ СТАРШЕГО НА РЕЙДЕ

БРЕЙД-ВЫМПЕЛ СТАРШЕГО НА РЕЙДЕ (Senior officer's pendant) - состоит из уменьшенного военно-морского флага с дополнением к нему косиц белого цвета, пришитых к наружной шкаторине его. Он присваивается старшему из командиров, стоящих на рейде, где нет флагмана, или старшему из флагманов, если на рейде находятся одновременно два и более флагмана. Поднимается на грот-стеньге под вымпелом и ниже флага или брейд-вымпела флагмана, но на одних с ними фалах.

БРЕКВАТЕР

БРЕКВАТЕР - волнолом, волнорез (Break-water) - оградительное сооружение (дамба или мол), защищающее рейд или гавань от разрушительного действия волн и течений.

БРЕСТГУК

БРЕСТГУК (стар.) - см. Брештук.

БРЕСТРЕЕЛЬ, БРЕСТРЕГЕЛЬ

БРЕСТРЕЕЛЬ, БРЕСТРЕГЕЛЬ (стар.) - карниз у нижней кромки кормовых окон капитанской каюты на парусных военных судах.

БРЕСТРИДЕРСЫ, БРЕСТРЕЙДЕРСЫ

БРЕСТРИДЕРСЫ, БРЕСТРЕЙДЕРСЫ - см. Ридерсы.

БРЕСТРОП, БРЕСТ-СТРОП

БРЕСТРОП, БРЕСТ-СТРОП (Breastrope) - широкий тканый сезень, охватывающий лотовому плечи и грудь. Оба конца Б. за спиной лотового надежно привязываются за какой-либо неподвижный, прочно укрепленный предмет. Упираясь грудью в Б., лотовый несколько свешивается над водой и, не рискуя свалиться в воду, имеет в то же время обе руки свободными для бросания лота.

БРЕТЛЕЙТ

БРЕТЛЕЙТ (Breadth line, extreme breadth of a ship) (стар.) - кривая, проводившаяся на боку и полушироте теоретического чертежа, определявшая место наибольшей ширины судна по его длине.

БРЕШТУКИ

БРЕШТУКИ (Breast-hooks) - 1. Горизонтальные треугольные листы, ставящиеся для скрепления сходящихся у штевней правой и левой ветвей кильсонов (стрингеров). 2. Связь, соединяющая у форштевня и ахтерштевня оба привальных бруса.

БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ

БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ - полет, совершаемый на наименьшей технически возможной высоте, исключающей лишь столкновение с землей. Нормальной высотой бреющего полета является 5-10 м от поверхности земли (воды) или над проходимыми препятствиями.

БРИГ

БРИГ (Brig) - 1. Двухмачтовое судно с прямым вооружением, но имеющее гафель на гроте. Б. становятся очень редкими судами, т. к. бригантины и шхуны вытеснили их. 2. Класс военных кораблей парусного флота с конца XVIII ст. для крейсерской и посыльной службы с вооружением от 16 до 28 пушек.

БРИГАДА КОРАБЛЕЙ

БРИГАДА КОРАБЛЕЙ (Brigade) - однородное соединение кораблей 1-го или 2-го ранга или дивизионов кораблей 3-го или 4-го ранга.

БРИГАНТИНА

БРИГАНТИНА (Brigantine) - 1. Бриг малого или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение Б. не является стандартным и может слегка изменяться. 2. В раннюю эпоху парусного флота с XVI ст. так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand - разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.

БРИГ-ГЕРМАФРОДИТ, ИЛИ ШХУНА-БРИГ

БРИГ-ГЕРМАФРОДИТ, или ШХУНА-БРИГ (Hermaphrodite brig) - имеет комбинированное вооружение брига и шхуны. От него происходит современная бригантина. Он имеет прямые паруса на фоке и косые на гроте.

БРИГРОТ

БРИГРОТ - парус, поднимаемый на грота-рей, когда нет постоянного грота.

БРИДЕЛЬ

БРИДЕЛЬ (Chain-cable, bridle) - цепь, идущая от мертвого якоря, на котором стоят корабли. Бридель или лежит на дне, или закрепляется за бочку. В первом случае за конец бриделя заводится тонкая цепочка или трос с томбуем на конце.

Бридель.

Бридель.

Чтобы стать на такой бридель, подходят к томбую, берут его или на шлюпку, спущенную с корабля, или прямо на корабль, освобождают от него тонкую цепочку, в которую ввязывают перлинь, поданный с корабля, выбирают на корабле перлинь вместе с Б. в клюз и склепывают его с корабельной якорной цепью. Чаще Б. проведен через бочку, в которой для этого сделан колодец; через последний проходит конец Б., кончающийся стержнем с рымом; назначение бочки в данном случае - поддерживать ходовой конец бриделя у поверхности воды.

БРИДЖДЕК

БРИДЖДЕК (Bridge-deck) - мостиковая палуба. Самая верхняя из навесных палуб на гражданских судах, где обычно располагаются штурманская и рулевая рубки, а также оборудования и приспособления, служащие для целей кораблевождения и управления судном.

БРИЗАНТНЫЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА

БРИЗАНТНЫЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА (Disruptive explosives) - см. Взрывчатые вещества.

БРИЗЫ

БРИЗЫ (Breezes) - ветры на морских побережьях, меняющие два раза в сутки свое направление. Дневной, или морской, бриз (Sea breeze) дует с моря, ночной, или береговой (Land breeze) - с суши. Б. распространяются не более 40 км внутрь берега и немного более в сторону моря. Время смены Б. бывает различно в зависимости от местных условий, но вообще морской Б. начинается около 9-10 часов, а береговые - после захода солнца. В тропических странах Б. чрезвычайно правильны и могут быть наблюдаемы в течение круглого года, а в умеренном поясе - только летом при установившейся жаркой погоде.

БРИКАНЕЦ

БРИКАНЕЦ - см. Брюканец.

БРИКЕТЫ

БРИКЕТЫ (Coal-dust brick) - сформированные под высоким давлением куски правильной формы из рыхлого мелкозернистого угля, каменноугольной мелочи, торфа и пр. Брикетирование производится со связывающими веществами или без них.

БРИТАНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ

БРИТАНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ (British corporation) - см. Классификационные общества,

БРИФОК

БРИФОК - название прямого фока у тендеров, шхун, авизо и т. п., когда он не остается привязанным постоянно к рею. В привязанном состоянии его обычно называют фоком.

БРИФОК-РЕЙ

БРИФОК-РЕЙ - рей на мелких судах с косым вооружением. Поднимаемый на нем парус заменяет фок. При спуске паруса Б.-Р. спускается вниз и устанавливается почти вертикально, упираясь нижним концом в борт.

БРИФОК-ТОПСЕЛЬ

БРИФОК-ТОПСЕЛЬ - прямой парус, поднимаемый над брифоком. Род летучего топселя. У каспийских моряков носит название брам-топа.

БРОВКА

БРОВКА (волж.) - вершина обрыва, яра над рекой.

БРОВЬ

БРОВЬ (касп.) - дугообразная деревянная подушка под клюзами снаружи судна. Служит для предохранения борта от трения об якорную цепь, когда якорь отдан.

БРОД

БРОД (слав.) - ладья, корабль, судно.

БРОДАР

БРОДАР (слав.) - матрос.

БРОД-КАМЕРА

БРОД-КАМЕРА - см. Броткамера.

БРОДОЛОМИЕ

БРОДОЛОМИЕ (слав.) - кораблекрушение.

БРОДЯЧИЕ СУДА

БРОДЯЧИЕ СУДА - см. Трампы.

БРОКЕР ПО ГРУЗАМ

БРОКЕР ПО ГРУЗАМ (Loading broker) - агент, занимающийся приисканием грузов для судов в иностранных портах. За свою работу они получают процентное отчисление с суммы предоставленного ими фрахта. В Советском Союзе, в условиях монополии фрахтования иностранного тоннажа, фрахтование иностранных судов осуществляется через Совфрахттранспорт, находящийся в системе Внешторга. Посредников между советскими мореходными предприятиями, с одной стороны, и торговыми и хозяйственными - с другой, само собой понятно, не требуется. Поэтому Б. в советских портах нет. При заграничных междупортовых перевозках советские суда часто пользуются услугами иностранных Б.

БРОКЕР СТРАХОВОЙ

БРОКЕР СТРАХОВОЙ (Insurance broker) - посредник в капиталистических странах между лицом, желающим застраховать свое имущество, - страхователем, и лицом, страхующим риски, - страховщиком. За посредничество брокер получает комиссионное вознаграждение.

БРОКЕР СУДОВОЙ

БРОКЕР СУДОВОЙ - см. Судовые брокеры или маклеры.

БРОКЕРАЖ

БРОКЕРАЖ (Brokerage) - комиссионное вознаграждение маклера, выражающееся обычно в определенном проценте договорной суммы. См. Брокер.

БРОКЕРСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

БРОКЕРСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - см. Брокераж.

БРОНЕВАЯ ПОДКЛАДКА

БРОНЕВАЯ ПОДКЛАДКА (Backing) - см. Подкладка.

БРОНЕВОЙ ЛЮК

БРОНЕВОЙ ЛЮК - см. Броневые крышки люков.

БРОНЕВОЙ ПОЯС

БРОНЕВОЙ ПОЯС (Armour belt) - см. Бортовая броня.

БРОНЕВОЙ ЩИТ

БРОНЕВОЙ ЩИТ - судовых орудийных установок - служит для защиты орудийного расчета от осколков снарядов; он крепится к лафету и вращается вместе со станком. В броневом щите имеются вырезы для прохода тела орудия и для прицелов. У палубных орудий употребляются трапецеидальные щиты, состоящие из передней и двух боковых стенок и крыши. У казематных орудий употребляются башенноподобные щиты; вращаясь вместе со станком, они постоянно закрывают амбразуру.

БРОНЕВЫЕ БОЛТЫ

БРОНЕВЫЕ БОЛТЫ (Armour bolt) - специальные болты, располагаемые между стойками позади брони, посредством которых крепится к обшивке каждая броневая плита поясной брони.

БРОНЕВЫЕ КОЛОСНИКИ

БРОНЕВЫЕ КОЛОСНИКИ (Armour gratings) - ряд брусков брони, установленных в виде решетки.

Броневые колосники.

Броневые колосники.

Такие колосники ставят в вырезах броневых палуб над котельными отделениями, в вентиляторных шахтах для предохранения от проникновения вниз осколков разорвавшегося над палубой снаряда; дым и воздух могут свободно проходить между брусками. В зависимости от толщины палуб Б. К. делятся на тяжелые и легкие.

БРОНЕВЫЕ КОЛПАКИ

БРОНЕВЫЕ КОЛПАКИ - колпаки из брони, закрывающие в крыше башни отверстия для орудийных прицелов и наблюдения за горизонтом. Иногда встречаются Б. К. на верхней палубе кораблей с казематной противоминной артиллерией; эти колпаки закрывают отверстия, предназначенные для наблюдений за горизонтом командиров батарей.

БРОНЕВЫЕ КРЫШКИ ЛЮКОВ

БРОНЕВЫЕ КРЫШКИ ЛЮКОВ (Armoured hatch covers) - крышки люков из брони, равной по толщине броне, в которой они прорезаны. Для поднятия их устраиваются специальные приспособления и механизмы.

БРОНЕВЫЕ ПЛИТЫ

БРОНЕВЫЕ ПЛИТЫ (Armour plates) - плиты, изготовленные из броневой стали (см. Броня). Применяются для покрытия как вертикальных поверхностей корабля (бортов, башен, подачных труб, боевых рубок и траверзов), так и горизонтальных поверхностей корабля (палуб, крыш рубок и пр.). Наибольшая толщина плит, применяющихся на иностранных кораблях для вертикального бронирования, - 406-457 мм и для горизонтального бронирования - 150-200 мм.

БРОНЕВЫЕ ТРАВЕРЗЫ

БРОНЕВЫЕ ТРАВЕРЗЫ (Athwartship armour) - броневые поперечные переборки, ставящиеся по концам броневого пояса; защищают жизненные части корабля от выстрелов с носа и кормы; толщина их равна толщине броневого пояса.

БРОНЕКАТЕР

БРОНЕКАТЕР - небольшой военный корабль, забронированный противопульной броней и предназначенный для действий на реках.

БРОНЕНОСЕЦ

БРОНЕНОСЕЦ (Ironclad ship, armour-clad) - см. Броненосец береговой обороны и Броненосец эскадренный.

БРОНЕНОСЕЦ БАШЕННЫЙ

БРОНЕНОСЕЦ БАШЕННЫЙ - броненосец, имеющий башенную артиллерию.

БРОНЕНОСЕЦ БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ

БРОНЕНОСЕЦ БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ (Coast-defence ironclad) - разновидность линейного корабля. Назначение - оборона берегов в обстановке стесненных морских районов, напр. в шхерах, вследствие чего имеет более ограниченную калибром артиллерию и меньшее бронирование по сравнению с линейными кораблями. Предназначенные для действий вблизи своих берегов Б. Б. О. имеют ограниченную дальность плавания.

Броненосец береговой обороны.

Броненосец береговой обороны.

Тоннаж существующих Б. Б. О. колеблется от 8000 т до 3600. Торпедное вооружение обычно отсутствует. При проектировании Б. Б. О. особое внимание обращается на обеспечение непотопляемости. Скорость хода в пределах 16-24 узлов.

БРОНЕНОСЕЦ ЭСКАДРЕННЫЙ

БРОНЕНОСЕЦ ЭСКАДРЕННЫЙ (Squadron ironclad, ironclad of high sea) - так назывался в русском флоте линейный корабль с начала эпохи броненосного судостроения до 1907 г.

БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА

БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА (Armoured cruisers) - прототип линейных крейсеров, просуществовавший до войны 1914-18 гг., с назначением выполнять поддержку корабельной разведки и торпедной атаки, вести бой с крейсерами противника и отражать атаки миноносцев. Обладали значительной дальностью плавания (до 10-12 тыс. миль). Их основное вооружение состояло из большого числа (15-20) бортовых пушек среднего калибра (от 150 до 254 мм) при бронировании борта и легкой палубной броне. Водоизмещение Б. К. имели до 15 тыс. т.

БРОНЕНОСНЫЙ КОРАБЛЬ

БРОНЕНОСНЫЙ КОРАБЛЬ (Armour-plated ship) - корабль, имеющий бронирование бортов и палубы.

БРОНЕНОСНЫЙ ФЛОТ

БРОНЕНОСНЫЙ ФЛОТ - в современном понятии включает в себя военные корабли, достаточно защищенные от артиллерийских снарядов и авиационных бомб броней и способные вести длительный артиллерийский бой в море. К составу Б.Ф. могут быть отнесены: линейные корабли, линейные крейсера, броненосные крейсера, мониторы, броненосцы береговой обороны. Легкие крейсера, авианосцы, канонерские лодки, бронекатеры хотя и имеют бронирование, но к Б.Ф. не относятся.

БРОНЕПАЛУБНАЯ СТАЛЬ

БРОНЕПАЛУБНАЯ СТАЛЬ (палубная броня) - качественный сорт брони, идущий на покрытие броневых палуб.

БРОНЕПАЛУБНЫЕ КОРАБЛИ

БРОНЕПАЛУБНЫЕ КОРАБЛИ - преимущественно крейсера, которые для получения большей скорости (главным образом для разведки в открытом море и действий на торговых путях) имели только легкую палубную броню в 25-37 мм. К войне 1914-1918 гг. эти корабли развились в класс легких крейсеров.

БРОНЗА

БРОНЗА (Bronze-metal) - сплав меди с другими металлами, напр. оловом, свинцом, алюминием. Широко применяется в машиностроении для подшипников и фасонного литья.

БРОНЗОВЫЕ КРАСКИ

БРОНЗОВЫЕ КРАСКИ (Bronze colours) - краски, состоящие из тонко измельченных металлов, напр. меди, алюминия и др.

БРОНИРОВАНИЕ

БРОНИРОВАНИЕ (Armouring) - покрытие борта, палуб и жизненных частей корабля броней. Б. имеет своим назначением защиту надводной части корабля от артиллерийских снарядов и авиационных бомб и должно обеспечивать кораблю: 1. Живучесть корпуса. 2. Живучесть вооружения. 3. Живучесть энергетических установок. 4. Живучесть командных пунктов. Б. современных кораблей осуществляется путем установки вертикальной брони (борт, стенки башен и рубок, траверзы) и горизонтальной (палубы, крыши башен и рубок). Существуют две системы Б. корпуса корабля. Первая система - "Английская", направлена к закрытию по возможности всего борта броней хотя бы за счет снижения толщины самой брони. Вторая система - "Американская", заключается в том, что средняя часть корабля бронируется по возможности наиболее толстой броней одной толщины на всем протяжении броневого пояса. Бортовые поясья в концах соединяются поперечными бронированными переборками (траверзами) той же толщины, как и бортовая броня. Таким образом, в средней части корабля получается сильно забронированная коробка (цитадель), которая сверху защищается броневой палубой. Внутри этой цитадели и располагаются все жизненные части корабля. В связи с увеличением дальности огня современной артиллерии и применением бомбардировочной авиации все большее значение приобретает палубное горизонтальное Б.

БРОНИРОВАННЫЙ КАБЕЛЬ

БРОНИРОВАННЫЙ КАБЕЛЬ (Armoured cable) - кабель со спирально навитой "броней" из стальной проволоки или ленты для предохранения от механических повреждений.

БРОНЯ

БРОНЯ (Armour) - плиты и листы различной толщины из специальных сортов стали, устанавливаемые на военных кораблях для защиты от неприятельских снарядов и бомб. По способу изготовления и свойствам различаются Б. цементованная и нецементованная. Б. цементованная имеет неоднородную структуру по ее толщине, а именно наружный ее слой на некоторой толщине имеет большую твердость, получаемую насыщением Б. углеродом (цементование), а внутренний слой обладает большой вязкостью. Б. нецементованная однородна по своему строению на всей толщине, в связи с чем эта Б. часто называется гомогенной. Кроме этих видов Б., изготовляется также маломагнитная Б., имеющая то же назначение, что и маломагнитная сталь (см.).

БРОНЯ БОЕВЫХ РУБОК

БРОНЯ БОЕВЫХ РУБОК (Conning tower armour) - состоит из вертикальной неподвижной брони, крыши и броневой трубы для защиты проводов и переговорных труб, идущих из рубки вниз в различные посты управления. Б. Б. Р. служит для защиты личного состава, управляющего боевыми действиями корабля, и является наиболее толстой броней на корабле.

БРОНЯ МАЛОМАГНИТНАЯ

БРОНЯ МАЛОМАГНИТНАЯ - см. Броня.

БРОНЯ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН

БРОНЯ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН (Turrets armour) - состоит из вращающейся брони самой башни и неподвижной брони подачной трубы, защищающей жизненные части башни. Б. О. Б. служит для защиты материальной части и личного состава, находящегося в башне.

БРОНЯ ОСНОВАНИЙ ДЫМОВЫХ ТРУБ

БРОНЯ ОСНОВАНИЙ ДЫМОВЫХ ТРУБ (Funnel uptake armour) - броня, покрывающая котельные кожухи и нижнюю часть дымовых труб, дабы избежать их повреждения осколками снарядов и тем самым падения тяги в котлах. Толщина брони 25-50 мм.

БРОНЯ ПРОТИВОПУЛЬНАЯ

БРОНЯ ПРОТИВОПУЛЬНАЯ - тонкая броня для защиты от действия пуль.

БРОНЯ СТАЛЕЖЕЛЕЗНАЯ

БРОНЯ СТАЛЕЖЕЛЕЗНАЯ - См. Компаунд-броня.

БРОНЯ ЭЛЕВАТОРОВ

БРОНЯ ЭЛЕВАТОРОВ (Elevator armour) - броня, служащая для защиты от осколков снарядов шахт подачи снарядов и зарядов (элеваторов) из погреба к орудиям на палубе. Она необходима лишь в том случае, если элеватор расположен вне бортовой броневой защиты.

БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ

БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ (Relieving rope) - специальный трос, служащий для подачи его на относительно большие расстояния при подходе к пристани, приемке к борту баржи, шлюпки и пр. Состоит из троса толщиной в 63,5-76,2 мм (2,5-3"), к которому приплеснен (ввязан) тонкий легкий линь, оканчивающийся грузом в виде оплетенного парусинового мешочка с песком, называемого легостью, или колотушкой.

БРОСАТЬ, БРОСИТЬ

БРОСАТЬ, БРОСИТЬ - кидать, метать, спускать, швырять. Бросать дип-лот (То heave the deep sea lead) - опускать дип-лот для измерения глубины. Для этого дип-лотлинь обносится снаружи всего судна на бак, откуда и бросается дип-лот. Выбирают же дип-лотлинь на юте. Бросать конец (То throw a line) - передать, швырнуть конец на другое судно, на берег, пристань и пр. Бросать лот (То heave the lead) - специальное выражение, означающее - измерять глубину лотом. Непрерывно бросать лот - команда для непрерывного измерения глубин лотом. Бросить лаг (То heave the log) - специальная команда, означающая в отношении механического лага - бросить в воду вертушку лаглиня после того, как лаг установлен и приготовлен к действию. В отношении лага ручного - бросить сектор в воду, набрав бухточку лаглиня, и заметить, сколько высучится лаглиня с вьюшки (от флагдука) за определенный отрезок времени (1/4 - 1/2 мин.); короче говоря, измерить скорость судна в данный момент. Применительно к механическому лагу иногда употребляют выражение выпустить лаг, поставить лаг, вместо бросить лаг. Бросить якорь (То cast or to drop anchor) - встать на якорь.

БРОСАТЬСЯ К ВЕТРУ

БРОСАТЬСЯ К ВЕТРУ - говоря о парусном судне: быстро восходить к линии ветра с возможным выходом из ветра.

БРОТКАМЕРА

БРОТКАМЕРА (Bread room) - помещение на корабле для хранения сухарей, муки или сухой провизии.

БРУС

БРУС (Timber, a square beam, jointgirder) - бревно, подвергнутое отеске или опиловке вдоль для придания ему соответствующей формы в сечении.

БРУСТВЕР

БРУСТВЕР (Breast-work) (стар.) - вертикальное броневое укрытие, устанавливавшееся у оснований дымовых труб, башен и др. мест.

БРУСТВЕР БАШЕННЫЙ

БРУСТВЕР БАШЕННЫЙ - устаревшая система бронирования крупных орудийных установок, предшествовавшая башням. Применялась на русских броненосцах "Чесма", "Синоп" и "Екатерина".

БРУСТВЕРНОЕ ОРУДИЕ

БРУСТВЕРНОЕ ОРУДИЕ (En barbette) (стар.) - артиллерийское орудие, находящееся за бруствером.

БРУСТВЕРНЫЙ БРОНЕНОСЕЦ

БРУСТВЕРНЫЙ БРОНЕНОСЕЦ (стар.) - броненосец, у которого артиллерия располагалась за бруствером.

БРУТТО

БРУТТО (Gross-weight) - см. Вес брутто.

БРУТТО-РЕГИСТРОВЫЙ ТОННАЖ, БРУТТО-ТОННАЖ

БРУТТО-РЕГИСТРОВЫЙ ТОННАЖ, БРУТТО-ТОННАЖ (Gross tonnage) - см. Вместимость судна, полная (валовая) регистровая и Тоннаж.

БРЫЗГАС, БРЫЗГАЛ

БРЫЗГАС, БРЫЗГАЛ (Borer) (стар.) - рабочий (плотник), специальностью которого при постройке деревянных судов было просверливание дыр для болтов и нагелей, заклепывание этих болтов и конопачение пазов.

БРЮГА

БРЮГА (сев.) - пристань.

БРЮК

БРЮК (стар.) - так назывался толстый трос, который своей серединой проходил через винградное ухо (см.) орудия, а концами с заведенными скобами прикреплялся к борту; имел назначение - удерживать орудие при откате.

БРЮКАНЕЦ

БРЮКАНЕЦ - брюкинс (Coat) - обивка из смоленой парусины на палубе у пяртнерсов (Mast coat), около помп, у руля (Rudder-coat) и в прочих местах для защиты их от попадания воды и сырости. Б. у руля иногда называется мамеринцем.

БРЮКИ, БРЮКАНГИ

БРЮКИ, БРЮКАНГИ - парусиновые матросские штаны.

БУВЕНЕТ

БУВЕНЕТ - см. Палубы парусного военного корабля.

БУГА

БУГА (арх.) - низменные речные берега, поросшие ивняком, осокорником и кустами на ширину поймы; лесная полоса, насколько она затопляется половодьем. Лес и кустарник по водопольному руслу. На всей этой полосе вода перебуравливает лес, образует овраги, водоройны и наклоняет всякую поросль по течению.

БУГАЛЕТ

БУГАЛЕТ (Bugalet) - небольшое двухмачтовое судно, встречавшееся у берегов Британии. На обеих мачтах поднимались четырехугольные паруса, а на гроте, кроме того, топсель. На бушприте поднимался один или два кливера.

БУГЕЛЬ

БУГЕЛЬ (Hoop) - кольцо или обруч из полосового железа, надетый (набитый) на предмет, напр. на мачту, рей для его укрепления или связи составных частей. Б. бывают глухие и шарнирные.

БУГЕЛЬ НОКОВЫЙ

БУГЕЛЬ НОКОВЫЙ (Boom irons) - Б. на ноке рея для лисель-спирта.

БУГЕЛЬ ПОДЪЕМНЫЙ

БУГЕЛЬ ПОДЪЕМНЫЙ (Parrel or guide) - Б. из круглого железа на мачтах шлюпок с рейковым вооружением.

БУГЕЛЬ ТРЕТНОЙ

БУГЕЛЬ ТРЕТНОЙ (Studding sail boom-iron) - Б., находящийся на нижнем рее на одной трети от всей длины его. В него проходит лисель-спирт.

БУГЕР

БУГЕР - бугор (волж.) - специальное название холмистых островов Волжской дельты.

БУГОР

БУГОР (астр.) - всякое возвышенное и отлогое песчаное место в волжских степях и на берегах Каспийского моря. Холм, островок.

БУГТА

БУГТА (ист.) - так назывались на парусных военных кораблях передняя часть судна от низу до конца фор-кастеля и часть выпуклости на корме, поддерживавшая балкон.

БУГТ-АНКЕР

БУГТ-АНКЕР - см. Бухт.

БУДАРКА

БУДАРКА (будара) - небольшое ловецкое судно, встречающееся в северной части Каспийского моря. Имеет сильно заостренную носовую часть с большим уклоном вперед. Поднимает груз до 1/2 т. То же название носят лодки, применяющиеся на р. Урал и на нижнем плесе Волги (от Куйбышева и ниже).

БУДКА

БУДКА (Opening of a wind-sail) - открытая верхняя часть виндзейля, служащая приемником ветра.

"БУДУЩАЯ СДАЧА"

"БУДУЩАЯ СДАЧА" (Forward delivery) - продажа товара с последующей сдачей, напр. продажа в январе со сдачей в мае.

"БУДУЩИЕ СДАЧИ"

"БУДУЩИЕ СДАЧИ" (Futures) - грузы, проданные на условии отправки через определенный срок.

БУЕК

БУЕК (Buoy) - плавающий снаряд, служащий или для спасения тонущего, или же для указания какого-либо места на поверхности воды.

БУЕК ГИДРОАВИАЦИОННЫЙ

БУЕК ГИДРОАВИАЦИОННЫЙ - небольшой пустотелый поплавок. Б. Г. служит для различных обозначений при оборудовании морских аэродромов.

БУЕР

БУЕР (Ice-yacht) - род саней с парусами, употребляющихся для катанья по льду. В старое время Б. называлось полупалубное одномачтовое судно.

БУИ КОНИЧЕСКИЕ

БУИ КОНИЧЕСКИЕ (Conical-buoy) - в английских водах ограждают правую сторону входа; они всегда одноцветные.

Буй конический.

Буй конический.

БУИ СТОЛБООБРАЗНЫЕ

БУИ СТОЛБООБРАЗНЫЕ (Pillar buoy) - употребляются в английских водах для обозначения отдельных опасностей у берега и при входах в гавани; они имеют высокую надстройку или столб, поставл

БУИ СФЕРОКОНИЧЕСКИЕ, ИЛИ ШАРООБРАЗНЫЕ

БУИ СФЕРОКОНИЧЕСКИЕ, или ШАРООБРАЗНЫЕ (Spherical buoys) - в английских водах ограждают окраины мелей, лежащие посередине входа или фарватера. Б. С на оконечностях мелей, лежащих посреди входа, всегда имеют в виде отличительного знака белые горизонтальные полосы.

БУИ ТУПОКОНЕЧНЫЕ

БУИ ТУПОКОНЕЧНЫЕ (Can buoys) - в английских водах ограждают всегда левую сторону входа, бывают одноцветные и двухцветные.

БУЙ

БУЙ (Buoy) - плавучее средство ограждения опасностей, устанавливаемое в открытых морских районах. Б. представляют собой бочки различных форм с надстройками для установки освещения или отличительных знаков. Б. различаются по форме, окраске, устройству для освещения и подачи туманных сигналов. Б., устанавливаемые в реках, каналах или на барах, называются баканами и имеют меньшие размеры, чем морские Б.

БУЙ ДЫМНЫЙ

БУЙ ДЫМНЫЙ - специальный прибор для постановки на море дымовых завес.

БУЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ

БУЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ - см. Спасательный буй.

БУЙ СТОРОЖЕВОЙ

БУЙ СТОРОЖЕВОЙ (Watch-buoy) - ставится в английских водах около плавучего маяка и красится в красный цвет; служит для указания командиру плавучего маяка, сохраняет ли маяк свое место.

БУЙ ТУМАННЫЙ

БУЙ ТУМАННЫЙ - особого устройства буй, буксируемый кораблем на манильском или тонком стальном тросе, при совместном плавании для удержания места в строю во время тумана, снега и т. п. Установленного образца буев не имеется. Один из образцов такого буя, применявшегося в русском флоте, представляет собой желоб, сколоченный из досок, треугольного сечения.

Буй туманный.

Буй туманный.

Спереди желоб закрыт, а сзади открыт. Через обух, находящийся снизу на железном угольнике, проводится конец троса, вытравливаемого на 11/2 - 2 кабельтова. Внутри желоба установлена трещотка, вал которой по концам снабжен лопастями. Вода давит на лопасти и приводит их в движение вместе с трещоткой. Деревянная полоса все время надавливает на трещотку и, соскакивая с ее зубцов, производит шум, хорошо слышимый на 1/2 кабельтова. Длина буя 1,8-2,4 м.

БУЙЗЕН

БУЙЗЕН - см. Буйса.

БУЙНА

БУЙНА (сев.) - брезент, которым закрывают припасы в лодке во время весновального промысла.

-------------------

(арх.) - свая, бревно, коряга посреди русла судоходного стрежня.

БУЙРЕП

БУЙРЕП (Buoy-rope) - снасть, привязанная одним концом за трент якоря или за скобу, специально для этого устроенную, а другим за поплавок (томбуй), служащий для указания места отданного якоря.

БУЙРЕП ДВОЙНОЙ

БУЙРЕП ДВОЙНОЙ - состоит из двух концов, из коих один вяжут за трент якоря, как обыкновенно, а другой выбленочным узлом - за его шток у веретена. Ходовые концы Б. Д. крепятся к одному томбую, а коренные, оканчивающиеся кнопами, принайтовливаются к веретену якоря.

Буйреп двойной.

Буйреп двойной.

БУЙСА, БУЙЗЕН

БУЙСА, БУЙЗЕН - голландское рыбачье судно с тремя короткими мачтами-однодревками; носила на всех мачтах четырехугольные паруса, а иногда топсель над гротом. В хорошую погоду к нижним парусам прибавлялся род ундер-лиселя. В корме имелся драйвер (см.). В настоящее время эти суда вышли из употребления.

БУКИ

БУКИ - см. Б.

БУКЛЯ

БУКЛЯ (волж.) - небольшая вымоина или впадина в берегах, преимущественно крутых; она образуется от размыва берега течением реки.

БУКСИР, БУГСИР

БУКСИР, БУГСИР (Towline, tow-rope, towing hawser) - 1. Трос, при помощи которого буксируют суда. Подать Б. - передать конец на другое (буксируемое или буксирующее) судно. Отдать Б. - убрать конец, на котором буксировали. Травить Б. - удлинить Б. Выбрать Б. - укоротить Б. Принять Б. - взять на судно подаваемый буксирный конец. Завернуть Б. - завернуть на кнехты. 2. См. Буксирное судно.

БУКСИРНАЯ ДУГА

БУКСИРНАЯ ДУГА - деревянная или стальная дуга, устанавливаемая в кормовой части судна с борта до борта. Б. Д. служат для проводки буксирного троса на достаточной высоте над палубой судна.

БУКСИРНАЯ СТОЙКА

БУКСИРНАЯ СТОЙКА - стояк в виде короткой мачты с бугелем и буксирным гаком в верхней части, за которые крепятся буксиры; употребляется на шлюпках. Б. С. вставляются в степс задней мачты и служат для крепления буксиров в средней части шлюпки, чтобы шлюпка не утратила поворотливости.

БУКСИРНОЕ СУДНО, БУКСИР

БУКСИРНОЕ СУДНО, БУКСИР (Tug-boat, tow-boat, tugboat) - служебное судно, предназначенное для буксировки как отдельных судов, так и возов, составленных из нескольких судов, а также для буксировки судов, потерпевших аварию, и, наконец, для вывода парусников и больших паротеплоходов из портов и ввода их в порты.

БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО

БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО (Towing arrangement) - специальное устройство, устанавливаемое на буксирах, ледоколах, а иногда и грузовых пароходах для буксировки судов. В простейшем случае Б. У. состоит из треноги, прочно укрепленной на палубе судна и снабженной в верхней части бугелем; на бугель вешаются буксирные гаки, за которые крепится конец буксирного троса. Обычно буксирный бугель крепится к переборке какой-либо надстройки и связывается тягами с продольными переборками, бимсами и пр., чтобы разнести усилие от буксира на большее число связей. Для возможности быстрой отдачи буксирного конца буксирные гаки делают шарнирными. Для проводки буксира на достаточной высоте над палубой судна в кормовой части последнего ставят буксирные дуги.

БУКСИРНЫЕ КНЕХТЫ

БУКСИРНЫЕ КНЕХТЫ - скрепленные с палубой тумбы, на которые завертываются буксиры.

БУКСИРНЫЕ ЛЕБЕДКИ

БУКСИРНЫЕ ЛЕБЕДКИ - специальные лебедки, устанавливаемые обычно на больших буксирных судах; Б. Л. имеют автоматическое устройство для травления и выбирания буксирного конца в зависимости от изменения величины его натяжения.

БУКСИРНЫЙ

БУКСИРНЫЙ - служащий для целей буксировки.

БУКСИРНЫЙ ГАК

БУКСИРНЫЙ ГАК - гак в буксирном устройстве, за который закрепляется конец буксирного троса. Для возможности быстрого разобщения буксирного каната от буксирующего судна Б. Г. делают шарнирными. Для смягчения рывков Б. Г. делаются иногда пружинными, причем пружина рассчитывается так, чтобы при полной буксирующей силе она не доходила до полного сжатия.

БУКСИРОВАНИЕ, БУКСИРОВКА

БУКСИРОВАНИЕ, БУКСИРОВКА (Towing) - тяга одного судна другим. Для приблизительного определения того натяжения, которое испытывают буксиры, можно пользоваться следующей формулой:

Р = V2/KF, где

Р - натяжение буксира в

т,

V - скорость буксирования в узлах,

F - площадь миделя буксируемого судна в

м2,

K - практический коэффициент, который при свободно вращающихся гребных винтах буксируемого судна может быть принят равным:

для больших быстроходных пароходов 377-390

для малых пассажирских пароходов 274-308

для больших грузовых пароходов 438-513

для малых грузовых пароходов 274-438

для буксиров 205-342

" речных колесных пароходов 103-205

для линейных кораблей 274-438

" больших крейсеров 308-438

" малых " 356-397

" канонерских лодок 240-342

" миноносцев 205-247

При застопоренных гребных винтах буксируемого судна усилие буксира Р следует увеличивать примерно на 60 %.

БУКСИРОВАТЬ

БУКСИРОВАТЬ (То tow) - вести за собой или борт о борт на концах, называемых буксирами, другое судно или какой-нибудь плавающий предмет.

БУКСИРОВАТЬСЯ

БУКСИРОВАТЬСЯ - идти на буксире другого судна или судов.

"БУКСИРОВКА"

"БУКСИРОВКА" (Towage) - оплата за буксировку.

БУКСИРУЕМЫЕ СУДА

БУКСИРУЕМЫЕ СУДА - несамоходные суда, получающие движение путем тяги, осуществляемой различными способами (судами, тракторами, лебедками и пр.). К этим судам, в частности, относятся баржи, шаланды и лихтеры разного назначения и типов; стояночные или стационарные суда разных назначений.

БУКСИРУЮЩЕЕ СУДНО

БУКСИРУЮЩЕЕ СУДНО - судно, выполняющее буксирование другого судна.

БУКСЫ, ПУКСЫ

БУКСЫ, ПУКСЫ (сев.) - непромокаемые брюки.

БУЛИ

БУЛИ (Bulges) - 1. Легкий корпус подводной лодки, идущий на значительной части ее длины и служащий для размещения систерн главного балласта.

Були подводных лодок.

Були подводных лодок.

Були лин. кр. Hood.

Були лин. кр. Hood.

2. Бортовые наделки у подводной части большого боевого корабля (линкора, тяжелого крейсера), значительные по ширине и простирающиеся по длине машино-котельных отделений и погребов боезапасов. У линейного крейсера Hood Б. продольной переборкой разделен на 2 части. Наружная часть образует камеру расширения (воздушную прослойку), в которой происходит понижение давления взрывных газов, а внутренняя часть заполнена легким материалом (пробка, кокосовые волокна). Позади Б. расположен широкий, открытый сверху, отсек, заполненный нефтью. Наружная обшивка Б. делается возможно легкой, чтобы при подводном взрыве не получилось осколков, способных пробить внутренний борт.

БУЛИНЬ

БУЛИНЬ (Bowline) - снасть у нижних парусов (фока и грота) и у марселей. Принимает название паруса, к которому прикреплен:

фока-булинь - булинь у фока,

грота-булинь - булинь у грота,

грот-марса-булинь - у грот-марселя,

крюйсель-булинь - булинь у крюйселя.

Фор-марса-булинь носит название магермана. Это сделано с той целью, чтобы во время командования с мостика на баке не могли смешать грот-марса-булиня с фор-марса-булинем. Фока- и грота-булинями оттягивают вперед наветренную боковую шкаторину фока и грота, чтобы удерживать в ней ветер, когда судно идет в бейдевинд. Назначение марса-булиней на походе - то же; на якоре же марса-булинями растягивают марсель при отдаче парусов для просушки.

БУЛИНЬ-ШПРЮЙТ

БУЛИНЬ-ШПРЮЙТ - булинь-спрюйт (Bowline bridle) - шпрюйты, привязывающиеся к краю паруса, за которые прикрепляются булини.

БУЛЛИВАН

БУЛЛИВАН - см. Стопор Булливана.

БУЛЬБ

БУЛЬБ (Bulb) - 1. Кругловидное утолщение на одной из кромок профильной стали. Говорят: углобульбовая сталь, бульбовая сталь и пр. 2. Местное кругловидное утолщение формы судна, напр. нос судна бульбовидный; каплеобразная форма носа (Bulbous bow).

БУЛЬБОВАЯ СТАЛЬ

БУЛЬБОВАЯ СТАЛЬ (Bulb bar) - см. Сталь сортовая.

БУНАЦО

БУНАЦО (черн., азов.) - штиль, тихо.

БУНКЕР

БУНКЕР (Bunker) - угольная яма на торговом судне, т. е. специальное помещение для хранения запасов топлива. На судах с жидким топливом бункер чаще называется топливной систерной.

БУНКЕРНЫЙ УГОЛЬ

БУНКЕРНЫЙ УГОЛЬ (Bunker coal) - уголь, идущий на заполнение угольных ям судов, т. е. предназначенный для отопления судовых котлов.

БУНКЕРОВКА

БУНКЕРОВКА (Bunkering) - погрузка на судно запасов топлива. Бункероваться - грузить запасы каменного угля на судно.

БУНТ

БУНТ (Bale, packet bundle) - груз, уложенный рядами в несколько ярусов.

БУНЫ

БУНЫ (Harbour booms) - плавучая цепь из бревен для ограждения какого-либо участка торгового порта.

БУНЫ БЕРЕГОВЫЕ

БУНЫ БЕРЕГОВЫЕ - один из типов укрепления берега в морских портах, служащий для защиты прилегающего пляжа, а иногда для защиты прибрежных частей моря от размыва береговыми течениями. Сооружаются на пляже и на руслах прибрежных потоков.

БУРАКИ

БУРАКИ - рыболовная снасть в виде конусообразной плетенки, опускаемой на дно реки отверстием вниз. Применяются для ловли миноги.

БУРГА

БУРГА (сев.) - артель, промышляющая морского зверя.

БУРЕВЫЕ СВАИ

БУРЕВЫЕ СВАИ - отбойные сваи - сваи, вбитые рядом с набережной для ограждения ее от повреждений судами.

БУРЛАКИ

БУРЛАКИ - рабочие артели на больших судоходных реках, занимавшиеся тягой речных судов и барок бечевой.

БУРСАК

БУРСАК (арх.) - густое, темное дождевое или снеговое облако.

БУРТИКИ

БУРТИКИ (Rubber) - 1. Продольные деревянные рейки, укрепленные с обоих бортов шлюпки. Служат для предохранения бортов от ударов и трения при приставании. Б. встречаются тросовые и даже резиновые. Иногда на Б. снаружи шлюпки ставится фальшборт. 2. Б. (Guard iron) называют также обделку из полукруглой стали по наружной обшивке для придания красоты судну.

БУРУН

БУРУН (Surf, breakers) - явление разбивания волны на некотором удалении от берега над отмелью или над подводным рифом (иногда в совершенно открытом море). Кроме того, Б. называют пенящуюся волну у форштевня и за ахтерштевнем, образующуюся вследствие хода судна.

-------------------

(волж.) - буря, коловоротный ветер, сильный вихрь.

БУРУНДУК

БУРУНДУК (Lower boom, afterguy) - задний выстрел-брас. При стоянке парусного судна на якоре эту снасть называли ахтертов (см.), однако в настоящее время этого различия не делают, и термин ахтертов вышел из употребления.

БУРЯ

БУРЯ (Tempest) - ветер, скорость (сила) которого настолько велика, что он причиняет разрушения и, в частности, представляет опасность для судоходства, как непосредственно, так и вследствие вызываемого им волнения; в отличие от шквала (см.) продолжается в течение более или менее продолжительного времени. В принятой сейчас терминологии для ветров различной скорости (см. Шкала Бофорта) вместо этого термина применяется термин "шторм" (см.); почти не применяется термин "буря" и в специальной литературе.

БУС, БУСЕНЕЦ

БУС, БУСЕНЕЦ - мелкий дождь с туманом, морось (чамра или читуга).

БУСЗ

БУСЗ - см. Секстан.

БУСОВА, БУСОТА

БУСОВА, БУСОТА (арх.) - темная синева облаков на горизонте перед восходом и заходом солнца.

БУССОЛЬ

БУССОЛЬ (Compass-dial) - прибор для измерения магнитных азимутов (углов между магнитным меридианом и линией визирования) или для первоначальной ориентировки на местности. Состоит из круглой коробки с кольцом внутри ее, разделенным на градусы, и магнитной стрелки.

БУФЕТЧИК

БУФЕТЧИК (Steward) - в старом флоте старший вестовой, заведующий столовым инвентарем кают-компании или салона. Кают-компанейский буфетчик, командирский буфетчик.

БУХМАННЫЙ

БУХМАННЫЙ - см. Бухмарный.

БУХМАРИТЬ, БУХМАРИТЬСЯ

БУХМАРИТЬ, БУХМАРИТЬСЯ - пасмурнеть, заволакиваться облаками. Бахмуриться, бухманиться.

БУХМАРНЫЙ

БУХМАРНЫЙ (арх.) - пасмурный, облачный.

БУХТ

БУХТ (Sheet-anchor) (стар.) - самый большой из становых якорей. Отдавался только в тех случаях, когда прочие якоря не держали и судно дрейфовало. Укладывался бухт позади дагликса.

БУХТА

БУХТА (Bay, bight, creek, cove) - небольшой залив, защищенный от ветра, открытый к морю с одной какой-либо стороны и удобный для стоянки судов.

БУХТА TPOCA

БУХТА TPOCA (Bight, coil of a rope) - трос или снасть, свернутая цилиндрами, кругами или восьмеркой.

Бухта троса.

Бухта троса.

В старое время называлась Бугттоу-бугт.

БУХТА СНАСТИ ПОХОДНАЯ И ЯКОРНАЯ

БУХТА СНАСТИ ПОХОДНАЯ И ЯКОРНАЯ - походными бухтами называются круглые бухты, в которые укладываются снасти на палубе во время похода, чтобы они были готовы для отдачи, травления и выбирания. По-якорному снасти укладываются в чистые длинные бухты и подвешиваются на балансы у своих мачт или по бортам у кофель-планок.

БУХТУ РАСПУСТИТЬ

БУХТУ РАСПУСТИТЬ - размотать новую бухту троса.

БУХТУ СКРУЖИТЬ

БУХТУ СКРУЖИТЬ - уложить снасть на палубе в виде круга или восьмерки.

БУЦЕНТАВР

БУЦЕНТАВР - галера венецианского дожа.

БУШЕЛЬ

БУШЕЛЬ (Bushel) - современная английская мера сыпучих тел (так называемый имперский бушель), равная 36,346 л. В колониях и США употребляется винчестерский Б., равный 35,236 л; применяется главным образом при объемном измерении зерновых грузов.

БУШКАР

БУШКАР (волж.) - круглый или четырехугольный деревянный брус, укрепленный на носу судна у форштевня. В наружном конце у Б. врезан шкив, через который проходит дректов (сука), служащий для подъема якоря.

БУШЛАТ

БУШЛАТ - двубортное короткое полупальто.

БУШПРИТ, БУГШПРИТ

БУШПРИТ, БУГШПРИТ (Bowsprit) - горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна. Б. служит для отнесения центра парусности от центра тяжести судна и увеличения вращательной силы кливеров и частично - для укрепления фок-мачты. На больших судах Б. делается составным: продолжение Б. составляет утлегарь, а продолжение утлегаря - бом-утлегарь.

БЫК-ГОРДЕНЬ

БЫК-ГОРДЕНЬ - бюк-гордень, бак-гордень (Buntline) - снасть бегучего такелажа нижних парусов. Б.-Г. привязывается к нижней шкаторине паруса (фока и грота) за середину ее и служит для подтягивания середины паруса к рею. Б.-Г. у нижних парусов бывает по два с каждой стороны: прямой и косой или круглый Б.-Г. У марселей Б.-Г. называется марса-Б.-Г., а у брамселей - брам-бычок.

БЫСТРИНЫ

БЫСТРИНЫ (Race) - на отдельных участках моря, где подводный скалистый кряж круто подымается со дна, приливное течение проходит через него с большой скоростью, причем поверхность воды бывает сильно взбаламучена; в таких местах приливное течение и называется быстриной.

БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО

БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО (Fast steaming ship, fast sailing ship) - судно, обладающее в своем классе или разряде относительно большой скоростью хода.

БЫСТРОХОДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

БЫСТРОХОДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (High-speed engine) - двигатель, делающий большое число оборотов в минуту.

БЫТЬ НА ВЕТРЕ

БЫТЬ НА ВЕТРЕ (То be to the windward) - быть ближе к тому месту, откуда дует ветер. Если два судна идут рядом правым (левым) галсом, то одно из них, имеющее соседа слева (справа), находится на ветре у другого, а последнее под ветром (То leeward, under the lee).

БЫЧИЙ ГЛАЗ

БЫЧИЙ ГЛАЗ (Bulls eye) - глухой иллюминатор в откидной крышке люка на небольших парусных яхтах.

БЮК

БЮК (от голл. Buik) - так называли прежде выгиб, или пузо, у паруса.

БЮК-ГОРДЕНЬ

БЮК-ГОРДЕНЬ - см. Бык-гордень.

БЮЛЛЕТЕНИ ЛЕДОВЫЕ

БЮЛЛЕТЕНИ ЛЕДОВЫЕ - см. Ледовая служба.

БЮЛЛЕТЕНЬ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ (Daily weather map) - издается ежедневно Бюро погоды для информации заинтересованных органов и населения своей области (Республики). На одной стороне этих бюллетеней печатается синоптическая карта погоды в области за утро данного дня, а также синоптические карты погоды в Европе за утро данного дня и за вечер кануна. На другой (так наз. "бланковой") стороне бюллетеня печатается состояние метеорологических элементов в 7 ч., в 13 ч. и в 19 ч. на станциях синоптической сети области, данные об уровне воды в реках и пр. Центральный институт погоды издает "Ежедневный гидрометеорологический бюллетень СССР", карта которого охватывает большую половину Северного полушария: от Лабрадора на западе до Аляски на востоке и от Северного полюса до параллели Центральной Сахары; на оборотной стороне бюллетеня печатается синоптическая карта всего Северного полушария.

БЮЛЛЕТЕНЬ ПОГОДЫ

БЮЛЛЕТЕНЬ ПОГОДЫ (Daily weather map) - см. Бюллетень гидрометеорологический .

"БЮРО ВЕРИТАС"

"БЮРО ВЕРИТАС" (Bureau Veritas) - см. Классификационные общества.

БЮРО ПОГОДЫ

БЮРО ПОГОДЫ (Weather bureau) - учреждения, получающие сведения с метеорологических станций и обрабатывающие их в целях предсказания погоды. В настоящее время отделы гидрометеорологической службы, которые несут эти функции, официально называются "Секторами информации и прогноза погоды".

Предыдущая страница Следующая страница
Главная