Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВОД")
ВЕСЛЯР - весельщик (стар.) - весельный мастер. |
ВЕСНОВАЛЬНЫЙ КАРБАС (сев.) - лодка местного производства, употребляемая весновальщиками; отличается легкостью и удобством для перетаскивания по льду, имеет боковые кили, заменяющие полозья. |
ВЕСНОВАЛЬЩИК (сев.) - промышленник, занимающийся тюленьим промыслом на льду в феврале, марте и апреле (весной). |
ВЕСНЯК (волж.) - юго-восточный ветер. |
ВЕСОВАЯ СПЕСИФИКАЦИЯ (Weight account) - документ, выдаваемый складами и содержащий вес брутто и нетто принятого складами груза. |
"ВЕСТ" - 1. Название одного из флагов военно-морского свода сигналов. Значение этого флага как сигнала - "Румб вест". 2. Сокращение слов "ведомственный стандарт" (ВСТ). -----------------------------------
ВЕСТ (West, W) - запад; название одного из главных румбов (см. Румб). От него к норду (северу) идут: вест-тень-норд (West-by-North) и вест-норд-вест (West-North-West), а к зюйду (югу) - вест-тень-эюйд (West-by-south) и вест-зюйд-вест (West-south-west). Соответственные сокращенные обозначения: WtN, WNW, WtS, WSW. |
ВЕСТИ - см. Водить. |
ВЕСТОВОЙ (Orderly) - краснофлотец, назначенный для обслуживания кают-компании и кают-командного состава. |
ВЕСТОВЫЙ (Western) - западный. В. ветер, или вест - западный ветер. |
ВЕТАР (слав.) - ветер. |
ВЕТАРНИЦА - яловчик (слав.) - вымпел. |
ВЕТЕР (Wind) - перемещения воздушных масс в горизонтальном направлении или, иначе говоря, горизонтальные потоки воздуха. Каждый В. характеризуется двумя элементами: направлением, в котором происходит перемещение воздуха, и скоростью, с которой это перемещение совершается. Направление В. всегда обозначается названием той части горизонта, откуда В. дует. Иначе говоря, В. всегда "дует в компас". В морском деле и в метеорологии направление В. обычно обозначается именем того румба, откуда он дует. Кроме того, часто применяется обозначение направления В. по четвертям горизонта. Направление В. в высоких слоях атмосферы обозначается или в градусах полной окружности горизонта, или же в градусах по четвертям горизонта. Скорость В. выражается расстоянием, пробегаемым массой воздуха в единицу времени; в громадном большинстве случаев - числом метров в секунду (м/сек) и гораздо реже числом километров в час. Для перехода от скорости в узлах к скорости, выраженной в метрах в секунду, применяется постоянный переводной множитель, равный 0,5144. Так как непосредственно измерить скорость перемещения воздушных масс невозможно, то приходится прибегать к косвенным методам, а именно: обычно измеряют силу давления В. и по ней судят о его скорости. См. также Шкала Бофорта. Отдельные выражения: "ветер задувает" (Windraises) - начинает дуть. "Ветер заходит" (Wind scants) - направление ветра, изменяясь, уклоняется к носу. "Ветер крепчает" - делается сильнее. "Ветер меняется" (Wind veers) - меняет свое направление. "Ветер отходит" (Wind draws aft) - направление ветра, изменяясь, уклоняется к корме. "Ветер переменился" (Wind has shifted) - изменил свое направление. "Ветер свежеет" (Wind freshens) - усиливается, крепчает. "Ветер стихает" (Wind lulls) - становится менее сильным, ослабевает. "Ветер установился" (Wind is fixed) - не изменяет своего направления. "Гнать к ветру" - идти бейдевинд, как можно круче. См. также Ветры. |
ВЕТЕР БАЛЛИСТИЧЕСКИЙ (Balistic wind) - величина фиктивно-постоянного ветра, действие которого на снаряд по данной траектории одинаково с действием истинного переменного ветра. |
ВЕТЕР БОКОВОЙ (Wind abreast) - ветер, дующий в борт (бок) судна. |
ВЕТЕР БОМ-БРАМСЕЛЬНЫЙ - ветер такой силы, когда кораблю представляется возможным нести все свои паруса. |
ВЕТЕР БРАМСЕЛЬНЫЙ - ветер такой силы, когда представляется возможным без вреда для рангоута нести брамсели. По шкале Бофорта - до 6 баллов включительно. |
ВЕТЕР ВЕРХОВОЙ - надувающий только верхние паруса или верхние их части. |
ВЕТЕР ГОРНИЙ, или ГОРНЫЙ (арх.) - дующий с материка, с берега. |
ВЕТЕР КРЕПКИЙ (Moderate gale) - ветер силой в 7 баллов и скоростью в 12,5-15,2 м/сек, или примерно в 31 мор. милю в час; при К. В. современное парусное судно с разрезными марселями может еще нести марсели и кливера. Ветер срывает с гребней белую пену и стелет ее полосами. Шум прибоя слышен на значительное расстояние. Сила волнения в открытом море достигает 6 баллов. |
ВЕТЕР ЛЕГКИЙ (Light breeze) - ветер силой в 2 балла и скоростью в 1,8-3,3 м/сек, или примерно в 6 мор. миль в час. Современное парусное судно с разрезными марселями может идти полным ветром под всеми парусами со скоростью 1-2 узлов. На поверхности моря - короткие, хорошо выраженные волны; гребни их начинают опрокидываться, но пена не белая, а стекловидная. Сила волнения в открытом море достигает 2 баллов. |
ВЕТЕР ЛОБОВОЙ - см. Лобач. |
ВЕТЕР МАРСЕЛЬНЫЙ - ветер такой силы, когда представляется возможным нести только марсели, а брамсели уже не ставят, опасаясь за целость рангоута. |
ВЕТЕР НАВАЛЬНЫЙ (волж.) - ветер, дующий поперек реки. |
ВЕТЕР НЕРОВНЫЙ - ветер с порывами, не превосходящими по скорости 5 м/сек. |
ВЕТЕР НИЗОВОЙ - 1. Ветер, дующий против течения (волж.). 2. "Легкий береговой ветер (черн.). |
ВЕТЕР ОТБОЙНЫЙ (волж.) - сильный ветер, производящий значительное волнение и препятствующий движению буксирного парохода. |
ВЕТЕР ОТВАЛЬНЫЙ (речи.) - ветер, препятствующий подходу (привалу) судна к пристани, но способствующий отходу (отвалу). |
ВЕТЕР ОТНОСНЫЙ (арх.) - сильный ветер с берега, отрывающий и относящий в глубь моря припаи (действие это называется относ и отсюда выражение : "попасть в относ" - если промышленников вместе с оторванной льдиной уносит в море). Кроме того, В. О. называют сильный попутный ветер, относящий звуки. |
ВЕТЕР ОЧЕНЬ КРЕПКИЙ (Fresh gale) - ветер силой в 8 баллов и скоростью в 15,3-18,2 м/сек, или примерно в 38 мор. миль в час. При В. О. К. современное парусное судно с разрезными марселями может еще нести зарифленные верхние марсели и нижние паруса. Высота и длина волн заметно увеличиваются. Пена "барашков" ложится по ветру более густыми полосами. Шум в открытом море приобретает характер раскатов. Сила волнения в открытом море достигает 7 баллов. |
ВЕТЕР ОЧЕНЬ ЛЕГКИЙ, ТИХИЙ (Light air) - ветер силой в 1 балл и скоростью в 0,6-1,7 м/сек, или примерно в 2,5 мор. мили в час. Судно под всеми парусами имеет едва заметный ход и только-только слушается руля. На поверхности моря образуются небольшие волны (рябь). Сила волнения в открытом море - 1 балл. |
ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ (Fair wind) - ветер, дующий по направлению курса (в корму судна) и дающий возможность идти под парусами одним галсом к намеченному пункту. |
ВЕТЕР ПОРЫВИСТЫЙ (Choppy wind) - ветер с порывами скоростью 6-10 м/сек. |
ВЕТЕР ПРИВАЛЬНЫЙ (речи.) - ветер, способствующий подходу (привалу) судна к пристани, но препятствующий отходу (отвалу). |
ВЕТЕР ПРИЖИМИСТЫЙ, ПРИЖИМНЫЙ (волж.) - дующий к берегу. |
ВЕТЕР ПРОТИВНЫЙ (Head Wind) - ветер, дующий по направлению, противному курсу судна, и не дающий возможности дойти одним галсом под парусами к намеченному пункту. Такой ветер моряки в шутку называют "мордавинд". |
ВЕТЕР ПРЯМОЙ (сев.) - фордевинд. |
ВЕТЕР РИФ-МАРСЕЛЬНЫЙ - ветер настолько свежий, что полных марселей без рифов нести нельзя. |
ВЕТЕР РИФ-УНТЕР-ЗЕЙЛЬ (стар.) - ветер такой силы, когда суда могут нести только нижние паруса и те зарифленными. |
ВЕТЕР РОВНЫЙ - ветер без заметных колебаний в скорости. |
ВЕТЕР СВЕЖИЙ (Fresh wind) - ветер силой в 5 баллов и скоростью в 7,5-9,8 м/сек, или примерно 19 мор. миль в час. При свежем ветре современное судно с разрезными марселями может еще нести бом-брамсели. Волны становятся длиннее. Все море покрывается барашками, шум прибоя усиливается и воспринимается, как безостановочное бормотание. Сила волнения в открытом море достигает 4 баллов. |
ВЕТЕР СИЛЬНЫЙ (Strong breeze) - ветер силой в 6 баллов и скоростью в 9,9-12,4 м/сек, или примерно 25 мор. миль в час. При сильном ветре современное парусное судно с разрезными марселями может еще нести брамсели. На поверхности моря начинают образовываться гребни большой высоты, пенящиеся вершины которых занимают большие поверхности. Прибой сопровождается глухими раскатами. Сила волнения в открытом море достигает 5 баллов. |
ВЕТЕР СЛАБЫЙ (Gentle breeze) - ветер силой в 3 балла и скоростью 3,4-5,2 м/сек, или примерно 10 мор. миль в час. Современное парусное судно с разрезными марселями может идти полным ветром под всеми парусами со скоростью 3-4 узлов. |
ВЕТЕР СРЕДНИЕ - то же, что марсельный ветер. |
ВЕТЕР ТИХИЙ - см. Ветер очень легкий. |
ВЕТЕР УГОННЫЙ (речи.) - дующий вниз по течению. |
ВЕТЕР УМЕРЕННЫЙ (Moderate breeze) - ветер силой в 4 балла и скоростью в 5,3-7,4 м/сек, или примерно 14 мор. миль в час. Современное парусное судно с разрезными марселями может идти полным ветром под всеми парусами со скоростью 5-6 узлов. Волны становятся длиннее; местами образуются пенящиеся барашки. Прибой сопровождается непродолжительным шумом. Сила волнения в открытом море достигает 3 баллов. |
ВЕТЕР УНТЕР-ЗЕЙЛЬ (стар ) - ветер такой силы, когда суда могут нести только нижние паруса. |
ВЕТЕР УРАГАННЫЙ (Hurricane) - ветер силой в 12 баллов и скоростью более 29,0 м/сек, или 65 мор. миль в час. При В. У. парусное судно не может нести никаких парусов, но имеет ход благодаря давлению ветра на его корпус, мачты и такелаж. Срываемая с гребней волн водяная пыль становится настолько густой, что значительно уменьшает видимость. |
ВЕТЕР ШКВАЛИСТЫЙ - ветер с порывами скорости, превосходящими 10 м/сек. |
ВЕТКА - речная лодка в Сибири. Бывает выдолбленная из колоды и сшитая из бересты. Шпангоуты из тонких прутьев, связанных между собой в несколько рядов рейками. Нос и корма острые. Очень легка на ходу. Достигает в длину до 5 м. В. длиной 3-4 м, шириной 1 м подымает четырех человек. |
ВЕТОШЬ - тряпье, употребляемое в качестве обтирочного материала. |
ВЕТРЕНЫЙ НОС (сев.) - шквал. |
ВЕТРОГОН - ветролов - железный совок, вставляемый в открытый иллюминатор срезанной частью (желобом) против ветра (на ходу - в сторону носа судна). Служит для вентиляции кают, жилых и др. помещений, имеющих иллюминаторы. |
ВЕТРОЛОВ - см. Ветрогон. |
ВЕТРОМЕР - то же, что и анемометр (см.). |
ВЕТРОМЁТ (слав.) - курс, румб. |
ВЕТРОЧЕТ - прибор, позволяющий правильно держать курс полета и определить во время полета скорость, учитывая снос самолета ветром. |
ВЕТРЫ - в различных морских и речных районах СССР носят различные местные названия. Наиболее известные из них и распространенные следующие: баргузник, битезь, боковик, верховый, водогон, веток, выгон, глубник, голомянный, горник, горный, горыч, низовый, отдор, относный, паужник, перечень, побережник, поветер, погон, покачень, покосный, полуденник, полуношник, попутник, попутничек, привальный, прижимистый, прижимный, проносный, противень, противник, разломистый, свежак, сгон, хвиус, хвиюз, хивок, филина, хилок, хиус, шелоник. Объяснения этих названий см. под соответствующими словами. |
ВЕТРЫ ГОСПОДСТВУЮЩИЕ - 1. Ветры, по своему направлению чаще всего повторяющиеся в определенном районе в течение определенного промежутка времени. 2. В океанах В. Г. называют ветры, дующие в зонах примерно между 30 и 45 параллелями обоих полушарий. В северном полушарии они имеют направление SW - W; в южном - NW - W. |
ВЕТРЫ МЕСТНЫЕ - ветры, возникающие в каком-либо пункте или небольшом районе по местным условиям, напр.: бора, бакинский норд, фен и др. |
ВЕТРЫ ПЕРЕМЕННЫЕ (Variable winds) - ветры, направление которых изменяется в течение суток без определенной закономерности. |
ВЕТРЫ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ (Periodical winds) - ветры, направление которых периодически изменяется. К числу В. П. относятся бризы (см.) и муссоны (см.). |
ВЕТРЫ ПОСТОЯННЫЕ (Permanent winds) - ветры, направление которых остается постоянным в течение всего года, напр. пассаты (см.). |
ВЕТРЫ СЕЗОННЫЕ - периодические ветры, направление которых изменяется по полугодиям. См. Муссоны. |
ВЕТРЯНАЯ СВИНКА (арх.) - весьма темное, как бы в клочки разорванное облако. |
ВЕХА (Spar buoy) - 1. Длинный шест на поплавке, стоящий вертикально на воде. Поплавок, называемый шпирт-баканом, представляет собой бревно, распиленное вдоль на две части. В каждой из половин имеется внутри выбранный желоб. В эти желоба вставляется шест, а сами половины складываются и скрепляются между собой железными бугелями. К нижнему концу В. прикрепляется цепь с большим камнем, опускаемым на дно. В. окрашиваются в различные цвета, снабжаются голиками, флагами, крестами и шарами; служат для целей ограждения опасностей и указания фарватеров. Вехи. В СССР принята следующая система ограждения опасностей В.: а) Для ограждения опасности с севера и, следовательно, по южную сторону фарватера ставится белая В. с черным голиком, раструбом вниз (зюйдовая В.). б) То же с юга (на северной стороне фарватера) - красная В. с красным голиком, раструбом вверх (нордовая В.). в) То же с востока (по западную сторону фарватера) - В., верхняя часть которой белая, а нижняя красная с двумя красными голиками, раструбами врозь (вестовая В.). г) То же с запада (по восточную сторону фарватера) - В., верхняя часть которой черная, а нижняя белая, с двумя черными голиками, раструбами вместе (остовая В.).д) Для ограждения опасности, которую можно обходить со всех сторон, ставятся крестовые В., состоящие из бело-красного (полосатого) шеста с красной перекладиной. На некоторых В. для отличия их от соседних, а также для лучшей видимости укрепляются один или несколько шаров; бывают также В. с флагами. 2. См. Перевальные столбы. |
ВЕХИ БАЛЛАСТНЫЕ - вехи, не входящие в систему ограждения. Ограждают пространство, предназначенное для выбрасывания балласта или мусора. |
ВЕХИ КАРАНТИННЫЕ - вехи с желтыми флажками, не входящие в систему ограждения. Указывают районы для стоянки судов, выдерживающих карантины. |
ВЕХИ С КРАСНЫМИ ФЛАЖКАМИ - вехи, не входящие в систему ограждения. Ограждают землечерпательные, дноуглубительные, водолазные работы или работы, производящиеся по подводным сооружениям. |
ВЕХИ ТЕЛЕГРАФНЫЕ, или КАБЕЛЬНЫЕ - вехи, не входящие в систему ограждения. Окрашиваются в темно-желтый цвет с черно-желтыми щитами или флажками (в Черном м.). В других районах - сине-красные на внутренних рейдах, а в море - черные шесты с белыми голиками, раструбами вверх. Эти вехи указывают направление кабеля и, следовательно, предостерегают мореплавателей от отдачи якорей на подводные кабели. |
ВЕШНИЦА (арх.) - весенний разлив реки. |
ВЕШНЯКИ (сев.) - промышленники, прибывающие на Мурман для весенних промыслов сухим путем. |
ВЕЩЕВОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ - обеспечение частей флота предметами обмундирования, белья, обуви и снаряжения. |
ВЖАР (арх.) - убыль воды в морской отлив. |
ВЗАИМНАЯ СТРАХОВАЯ АССОЦИАЦИЯ (Mutual insurance association) - объединение судовладельцев капиталистических стран, работающее на основе бесприбыльности, взаимно страхующее своих членов от тех из морских рисков, которые не покрываются обычным морским полисом. В случае убытков участники покрывают их взносами пропорционально своему собственному страховому интересу. |
ВЗВОДЕНЬ (бел.) - зыбь. |
ВЗГЛАВЬЕ - взглавы (арх.) - выдавшаяся в море оконечность острова или матерого берега. См. также Хвост. |
ВЗДОХИ МОРЯ (арх.) - переход от прилива к отливу и обратно. |
ВЗДОХНУТЬ, ВЗДЫХАТЬ - 1. Море вздохнуло - состояние моря в самый полный прилив в полнолуние; самая высокая полная вода (арх.). 2. Вода вздохнула - остановилась после сильной продолжительной убыли (выгона) и начинает прибывать; самая низкая вода (астр.). 3. Прилив и отлив по часам (бел.). 4. Прилив и отлив от дождей и ветров (касп.). |
ВЗЛЕТ (Upward flight, flying up, take off) - отделение самолета или гидросамолета соответственно от земли или от воды. |
ВЗМОРЬЕ (Sea-shore) - часть моря, ближайшая к берегу. |
ВЗНОС АВАРИЙНЫЙ (Average payment) - доля убытков общей аварии, падающая, по раскладке этих убытков диспашером, на участвующие в общей аварии судно, груз и фрахт. |
ВЗРЫВ (Explosion) - химическая реакция, происходящая с очень большой скоростью, сопровождаемая выделением большого количества тепла и обычно газообразных продуктов. |
ВЗРЫВАТЕЛИ (Exploders) - см. Снарядные трубки. |
ВЗРЫВЧАТАЯ СМЕСЬ - см. Горючая смесь. |
ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА (Explosive matter) - вещества, которые способны дать явление взрыва в силу химического превращения их в газы или пары. В. В. делятся на метательные - пороха, бризантные - оказывающие дробящее действие и инициирующие - для воспламенения и детонации других взрывчатых веществ. |
ВЗЯТЬ - брать, подобрать, измерить, заметить, поднимать и пр. Взять на абордаж - абордировать (см.). Взять на буксир - подать на другое судно буксир и начать буксировку. Взять высоту светила (То take the altitude) - измерить угломерным инструментом высоту светила. Взять на гитовы (То brail, to clew up) - подобрать парус гитовами (см.) или гитовами и горденями. Взять пеленг (То take a compass bearing) - заметить по компасу направление на какой-либо видимый предмет. Взять рифы у паруса (То reef) - уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами - у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на рее - у прямых. Взять якорь на кат (То cat the anchor) - поднять якорь к крамболу с помощью ката. Взять якорь на фиш (То fish the anchor) - поднять якорь фишем. |
ВИБРАТОР - электрических колебаний - в радиотехнике приспособление для излучения электромагнитных волн. Вибратор звуковой - любое звучащее тело. |
ВИБРАЦИЯ (Vibration) - поперечные, продольные или крутильные колебания отдельных упругих тел или машин, сооружений и их частей, возникающие под влиянием тех или других возбуждающих сил. |
ВИБРОГРАММА - см. Виброграф. |
ВИБРОГРАФ (Vibrograph) - самопишущий прибор для записи колебаний (вибраций), дающий возможность по этой записи (виброграмме) определить период, частоту, амплитуду и вид кривой колебания отдельной детали машины, самой машины или конструкции. Применяется при изучении вибрации судов. |
ВИВ - см. Величина изменения высоты. |
ВИГАНДА измеритель видимости - см. Видимость. |
ВИДИМАЯ ИСПАРИТЕЛЬНОСТЬ - количество пара (в кг), произведенного котлом за какой-нибудь промежуток времени, отнесенное к единице расхода топлива. В. И. характеризует экономичность работы котла. |
ВИДИМОСТЬ (Visibility) - выражают наибольшим расстоянием, на котором можно различать предметы невооруженным глазом. Значение В. для различных отраслей военно-морского дела чрезвычайно велико. На флоте В. оценивается по следующей шкале: 0 - видимость до 0,5 каб. 1 - " " 1 мили 2 - " " 3 " 3 - " " 5 " 4 - " " 10 " 5 - " исключительная 6 - " сильно меняющаяся. Для различных градаций горизонтальной В. в море установлены следующие словесные обозначения: Предметы невидимы: На расст. 2 миль - плохая видимость. На расст. 5 миль - средняя видимость. Предметы видимы: На расст. до 10 миль - хорошая видимость. На расст. до 30 миль - очень хор. видимость. На расст. до 50 миль - отличная видимость. Для определения В. можно пользоваться клиновым измерителем видимости Виганда или дымкомером Шаронова. См. также Дальность видимости. |
ВИДШТРИК (стар.) - румб. |
ВИЗИРНАЯ ПЛОСКОСТЬ (коллимационная плоскость) - вертикальная плоскость, проходящая через щель глазного и нить предметного диоптра, или плоскость, описываемая оптической осью зрительной трубы при вращении ее вокруг горизонтальной оси. |
ВИЗИРОВАТЬ (То vise) - направлять визирную плоскость на какой-нибудь предмет. |
ВИЗИТАЦИЯ (Visitation) - проверка документов подозрительного по составу или грузу судна, обнаруженного в открытом море военным кораблем какого-либо государства. |
ВИЗИТЫ (Duty-call, visit) - официальные посещения командирами кораблей (флагманами) РК ВМФ в иностранных портах представителей власти. Обычно В. производятся в следующем порядке: старшему на рейде, дипломатическому и консульскому представителю своего государства, представителю министерства иностранных дел, старшему морскому начальнику в данном порту (если он имеет пребывание на берегу), старшему военно-сухопутному начальнику, начальнику гарнизона в данном городе, представителям гражданской власти (мэру, бургомистру города и т. д.). |
ВИКИНГИ (Viking) (ист.) - воинственные мореходы скандинавских стран (норманны-варяги) VIII-X ст. ст., занимавшиеся морскими набегами и торговлей награбленным (купцы-воины). С целью грабежа не только проникали по рекам в глубь европейского материка, но и совершали дальние океанские походы. |
ВИЛКА - разница между установками прицела при артиллерийской стрельбе, когда при одной установке получен недолет, а при другой - перелет. |
ВИЛЛИВАУЗ (Williwaws) - местный ветер, часто дующий очень сильными шквалами в Магеллановом проливе. |
ВИЛЛИС - см. Навигационная машина Виллиса. |
ВИЛЬКИЦКИЙ - см. Вычислитель широт Вилькицкого. |
ВИЛЯВЫЙ, ВИЛАВЫЙ, ВИЛОВОЙ (арх.) - извилистый. |
ВИЛЯТЬ - рыскать, кидаться из стороны в сторону, уклоняться от прямого пути туда и сюда. Вилять рулем (Swerve, yaw) - неаккуратно править, часто перекладывать руль. |
ВИН - см. Величина изменения направления. |
ВИНГРАД (Button, cascabel) (стар.) - прилив в виде ягоды винограда на конце казенной части орудий, заряжаемых с дула; служил для облегчения вспомогательных действий (при поднимании орудий, креплении орудий у борта корабля и т. д.). У каронад, морских и крепостных чугунных пушек винград делался цилиндрического вида с проушиной, в которую входил винт, служивший для вертикальной наводки орудия. У более поздних образцов морских орудий в отверстие винграда, находившееся сбоку (винградное ухо), продевался брюк для удержания орудия при отдаче после выстрела. |
ВИНД, ВИНТ (стар.) - ветер. |
ВИНДЗЕЙЛЬ, ВИНТЕЛЬ-ЗЕЙЛЬ, ВИНТЕР-ЗЕЙЛЬ (Wind-sail, ventub) - длинный парусиновый рукав со вставленными внутрь деревянными или металлическими обручами; служит для вентиляции внутренних помещений судна. Верхняя часть В. называется будкой или колоколом, имеет четырехугольное отверстие с двумя полками, к которым прикреплены бакштаги. С помощью бакштагов В. устанавливается так, чтобы отверстие его приходилось против ветра. Сверху рукав заканчивается конусом с привязанным к нему фалом для подъема В. |
ВИНДРИК (стар.) - см. Стрик. |
ВИНТ (Screw) - цилиндрический стержень, имеющий по поверхности винтовую нарезку. В. причисляется к простым машинам. |
ВИНТ ВОЗДУШНЫЙ - аэропланный винт, пропеллер (Airscrew propeller) - аппарат для приведения в движение самолетов и дирижаблей, а также глиссеров. Состоит обычно из 2, 3 или 4 лопастей, укрепленных на оси; служит для получения силы тяги, возникающей на лопастях за счет вращения винта. |
ВИНТ ГРЕБНОЙ (Screw propeller) - судовой реактивный движитель, в основу образования которого положена винтовая поверхность. В. Г., получая вращающий момент от главных механизмов (паровой машины, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания), превращает развиваемую им мощность в упор, идущий на преодоление сопротивления воды, и тем приводит судно в движение. В. Г. состоит из нескольких лопастей, укрепленных на общей ступице. Упорные стороны лопастей представляют собою части винтовых поверхностей. Число лопастей бывает 3 или 4 и редко 2; наиболее часто применяются трехлопастные В. Г. Часто лопасти отливаются заодно со ступицей (цельные В. Г.). Наибольший диаметр цельных В. Г. не превышает 4,5 м. В ступице цельного В. Г. делается коническое отверстие, которым он насаживается на конец гребного вала, а затем гайкой закрепляется на последнем. Часто лопасти, особенно В. Г. большого диаметра, отливаются отдельно и крепятся к последней на винтах. Обычно лопасти имеют овальную форму. Лопасти должны быть хорошо отполированы. В. Г. изготовляются из чугуна, литой стали, бронзы; в последнее время небольшие В. Г. изготовляются из пластмассы. Лучшим материалом является бронза, так как она хорошо льется, поддается обработке, прочна и обладает наибольшей стойкостью против разъедания морской водой и оборжавления. Диаметр В. Г. колеблется от 0,3 до 7,5 м, а вес - от нескольких килограммов до 30 т. Коэфициент полезного действия хорошо спроектированных и изготовленных винтов достигает 0,75. |
ВИНТ С ПОВОРОТНЫМИ ЛОПАСТЯМИ - гребной винт, основная идея устройства которого заключается в том, что лопасти винта делаются поворотными для возможности получения шага винта (перемещения по длине за один оборот винта), вполне соответствующего данной нагрузке (напр. у буксиров), а также для перемены хода с полного вперед на задний. Помимо этого, у парусных судов со вспомогательными моторами лопасти должны еще устанавливаться в плоскости наименьшего сопротивления, чтобы возможно меньше мешать при ходе под парусами. Поворот лопастей производится на небольших судах рычагом, на судах средних размеров - с помощью вращающейся рукоятки и на больших - специальным приводом. |
ВИНТ ТУРБИННЫЙ - тоннельный винт (Торникрофта) - гребной винт, предложенный английским заводчиком Торникрофтом для судов с малой осадкой порядка 0,5 м. В. Т. - обыкновенный гребной винт несколько уменьшенного размера, поставленный внутри трубы, образованной частично круговыми выемками в наружной обшивке корпуса судна, а частично выгнутыми по цилиндру стальными листами, присоединенными к корпусу судна. В. Т. погружается в воду в указанной трубе лишь частично, но при работе его подтекающая к нему вода заполняет трубу, и В. Т. работает, как обыкновенный винт. |
ВИНТ ЦЕЙЗЕ - тип гребного винта, применяющегося на мелких судах. Характерной для этой конструкции особенностью является сильно возрастающий радиально в направлении к оси винта шаг, очень тонкая лопасть с острой кромкой, а также плавные обводы ступицы винта. |
ВИНТОВАЛЬНАЯ ДОСКА - инструмент для нарезания вручную мелких винтов. |
ВИНТОВАЯ ЛИНИЯ (Helical line) - линия, образуемая какой-нибудь неподвижной точкой на боковой поверхности цилиндра при его вращении вокруг оси и при одновременном осевом перемещении (вдоль оси). Расстояние между двумя точками винтовой линии по образующей цилиндра называется шагом или подъемом. |
ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ - движение, при котором тело движется параллельно некоторой прямой и в то же время вращается вокруг этой прямой. |
ВИНТОВОЙ КОЛОДЕЦ (Screw-well) - шахта в кормовой части парусных с паровым двигателем судов, в которую убирался гребной винт во время хода под парусами, дабы он не тормозил движение судна. |
ВИНТОВЫЕ КОЛЕСА (Worm-wheel) - зубчатые колеса, зубцы которых имеют винтовые поверхности. Применяются для передачи между скрещивающимися валами. |
ВИНТОВЫЕ СУДА - см. Суда самоходные. |
ВИНТОМОТОРНАЯ ГРУППА - комплекс моторной установки на самолете. Составными элементами ее являются: а) авиамотор (один или несколько, в зависимости от типа самолета), устанавливаемый или в фюзеляже, или вне его (напр. на крыле при нескольких моторах); б) воздушный винт (пропеллер); в) моторная установка - ферма, поддерживающая мотор и укрепляемая в фюзеляже или на крыле самолета; г) арматура и оборудование, состоящие в основном из баков для горючего и смазочного, радиатора (в случае мотора с водяным охлаждением), бензино-, водо- и маслопроводки в виде трубок и шлангов, рычагов, секторов и тяг управления работой мотора и контрольных приборов моторной группы. |
ВИНТОРЕЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - режущий инструмент для производства винтовой нарезки. Для нарезания винтов служат плашки (лерки), для нарезания гаек - метчик. |
ВИН-ТРАНЕЦ (Wingtransom) - см. Транцы. |
ВИНТРИПЕЛЬ - см. Интрепель. |
ВИНЧМАН (Winchman) - лебедочник; рабочий, управляющий лебедкой во время грузовых операций. |
ВИП - см. Величина изменения пеленга. |
ВИР - см. Величина изменения расстояния. |
ВИР (сев.) - глубокое место в реке или озере, где бывает водоворот. |
"ВИРА" - термин, применяющийся в гражданском флоте. Означает - выбирай, поднимай, тащи вверх. |
ВИРАЖ (Veering) - поворот самолета, связанный с креном; полет по кривой. |
ВИСКА (сев.) - ручей, речка или проток, соединяющий озеро с рекою или два озера, или две реки. |
ВИФ (Whiff) - так называется на Темзе длинная, узкая гоночная шлюпка с выносными уключинами. Этот тип вытеснил клинообразные (Wedge-shaped) гоночные шлюпки и в свою очередь уступил место бест-боту, но его используют до сих пор для тренировки и в клубных гонках. |
ВИХРЕВЫЕ ДВИЖЕНИЯ (Vortex motion) - движение жидкостей или газов, при котором перемещающиеся частицы вращаются около какой-либо оси. |
ВИХРЬ (Vortex) - вращающаяся около некоторой оси масса газа или жидкости. |
ВИЦА - мягкие древесные корни или прутья, свиваемые веревкой. Употребляются для скрепления леса, сплавляемого по рекам в плотах. |
ВИЦЕ-АДМИРАЛ (Vice-admiral) - см. Адмирал. |
ВКЛАДЫШ (Bearing brass) - 1. См. Подшипник. 2. Деревянные прокладки между щеками блока. |
ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА (Humidity) - содержание водяного пара в воздухе. Для характеристики В. В. пользуются следующими величинами: абсолютная В. - упругость водяных паров (в мм ртутного столба) в числовом выражении, случайно почти совпадающая с количеством пара в граммах на 1 м3 воздуха. Относительная В. - отношение упругости водяных паров, содержащихся в воздухе, к упругости паров, насыщающих пространство при данной температуре; выражается в процентах. Удельная В. - масса паров в граммах на 1 кг воздуха. Влажный дефицит - недостающая до полного насыщения упругость паров. В. воздуха определяется при помощи гигрометра или психрометра. |
ВЛАЖНОСТЬ ПАРА (Wetness of Steam) - отношение содержащейся в паре капельно-жидкой воды к общему количеству по весу смеси жидкости и пара. |
ВЛАЖНЫЙ ДЕФИЦИТ - недостающая до полного насыщения упругость пара. См. Влажность. |
ВЛАЖНЫЙ НАСЫЩЕННЫЙ ПАР (Wet saturated steam) - пар, содержащий капельки жидкости. В. Н. П. можно рассматривать как смесь сухого насыщенного пара с водой той же температуры. |
"ВМЕСТЕ" (Together! All at once) - приказание команде производить какое-либо действие дружно, одновременно, напр. "Вместе гресть". |
ВМЕСТИМОСТЬ СУДНА ПОДПАЛУБНАЯ РЕГИСТРОВАЯ - объем всех помещений до верхней непрерывной палубы (у однопалубных и двухпалубных судов) или до второй палубы снизу (на судах, имеющих более двух непрерывных палуб). |
ВМЕСТИМОСТЬ СУДНА ПОЛНАЯ, или ВАЛОВАЯ РЕГИСТРОВАЯ (Gross tonnage) - или, что то же, брутто-вместимость - представляет собой объем всех судовых помещений под палубой, между палубами и в надстройках, за исключением помещений, расположенных в междудонном пространстве, служащих для приемки водяного балласта; не вполне защищенных от непогоды помещений на верхней палубе; помещений, расположенных на верхней палубе и содержащих механизмы для управления судном, и некоторых других. Выражается в регистровых тоннах (см.). Служит условным показателем размера судна. |
ВМЕСТИМОСТЬ СУДНА ЧИСТАЯ, или НЕТТО-РЕГИСТРОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ - условный измеритель, служащий для расчета величины взимаемых с судна различного рода пошлин и сборов. Получается из валовой регистровой вместимости (см. Вместимость судна полная) после вычитания из последней объема всех помещений, находящихся в пользовании судового экипажа, объема штурманской рубки и подшкиперской каюты, объема балластных систерн, расположенных вне двойного дна, и условного объема машинного и котельного отделений вместе с туннелем гребного вала. |
ВМЕСТИМОСТЬ ШЛЮПОК - см. Грузоподъемность шлюпок. |
ВНАХЛЕСТКУ, СОЕДИНЕНИЕ (Lapped soint) - способ соединения металлических листов заклепками или сваркой, когда в месте соединения листы накладываются друг на друга. |
ВНЕЗАПНЫЕ ОСАДКИ - см. Ливневые осадки. |
ВНЕСЕНИЕ СУДНА В СУДОВОЙ РЕЕСТР (правовая регистрация) - акт, выполняемый при вступлении судна в эксплуатацию. В СССР судовые реестры ведутся почти во всех портах. В судовом реестре указываются: порт приписки судна и его номер, сведения конструктивного характера о корпусе судна, машине и котлах, а также сведения, характеризующие состояние корпуса в отношении его исправности. После внесения в судовой реестр на судно выдаются судовое свидетельство и свидетельство на право плавания под флагом СССР (см.). |
ВНЕШНИЕ СООРУЖЕНИЯ ПОРТА - сооружения, ограждающие рейд морского порта; среди В. С. П. различаются молы и волноломы; молы связаны с берегом, а волноломы находятся обычно вне связи с берегом и сооружаются на некотором от него расстоянии. |
ВНЕШНИЙ РЕЙД (Outer harbour) - рейд, расположенный вне защищенной части порта. |
ВНЕШНЯЯ БАЛЛИСТИКА - см. Баллистика. |
ВНЕШНЯЯ СИЛА (External force) - сила, действующая на тело извне, напр. ветер, производящий давление на судно. |
ВНИЗ, "В НЕМЕЦКУЮ, ДАТСКУЮ СТОРОНУ" (сев.) - идти к северу из Белого моря в океан, к западу - в Норвегию, или к востоку - на Новую Землю. |
ВНУТРЕННЕЕ ДНО (Inner bottom) - настил второго дна, служащего для предохранения судна от попадания в него воды в случае повреждений наружной обшивки, а также для принятия водяного балласта, пресной воды для питания котлов и общесудовых надобностей и жидкого топлива. |
ВНУТРЕННЕЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ (Internal gear) - зацепление двух цилиндрических зубчатых колес, у одного из которых зубья нарезаны на наружной стороне обода, а у другого на внутренней. |
ВНУТРЕННЕЕ МОРЕ (Inland sea) - море, далеко вдающееся в материк и соединенное с океаном большей частью узким проливом, напр. Средиземное, Черное, Красное и Балтийское моря. |
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ (Inland risks) - риски при перевозке грузов внутри страны, при отправке их по железным дорогам, рекам и т. п. по направлению к порту погрузки или в обратном направлении из порта разгрузки. Эти риски часто включены в морские страховые полисы. |
ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ - силы напряжения, упругие силы (Internal force) - силы, возникающие в деформируемом упругом теле. |
ВНУТРЕННИЕ ЧАСТИ ПОРТА - части порта, к которым относятся гавани, причальные фронты, портовая территория и оборудование ее. |
ВНУТРЕННИЙ РЕЙД (Inner harbour) - водное пространство внутри порта для стояния судов, иногда для выполнения на плаву грузовых операций. Для удобства стоянки судов на В. Р. бывают установлены швартовные бочки или палы (свайные кусты или жел.-бет. колонны). |
ВНУТРЕННЯЯ БАЛЛИСТИКА - см. Баллистика. |
ВНУТРЕННЯЯ ПАРОПРИЕМНАЯ ТРУБА - стальная труба, проходящая по всей длине парового пространства котла и расположенная в самой верхней части его. С одного конца она закрыта, но по всей ее верхней половине прорезаны узкие щели, через которые пар входит в нее и отводится к стопорному клапану. |
ВОДА - 1. Период времени, в течение которого совершается морской прилив и отлив, почему говорят, что в сутках две воды. Отсюда выражения: полводы, треть воды (арх.). 2. Продолжительность каждого выхода в море на промыслы определяется словами: одна вода, две воды, на одну воду и т. д., т. к. В. - промежуток времени в 6 часов. Стоять целую В., т. е. прождать 6 часов (арх.). 3. Проплытое на шлюпке расстояние - около 30 км (арх.). 4. У поморов словом В. обозначаются годы существования судна, напр. "судно трех вод", т. е. судно служит три года (арх.). 5. Верховая В. - прибыль от дождей и верховых ветров (см.) или от половодья (волж.). 6. Вечерняя В. - вечерний отлив (арх.). 7. В. пухнет - идет на прибыль (сев.). 8. Вольная В. - глубина, на которой судно может стоять безопасно при самой большой убыли воды (бел.). 9. В. живая, вольная - место, где при отливе, в самую малую воду, судно может стоять свободно, не на мели, а также открытое место между льдинами, иначе говоря, рынчаги, полыньи (сев.). 10. Матерая В. - глубокая, вполне безопасная для плавания судов (арх.). 11. В. меженная - после спада весенней воды; весенняя или полая - во время весеннего разлива (волж.). 12. В. палая (арх.) - то же, что и малая вода. 13. В. погодная - нагонная моряной (арх.). 14. В. полая - полная, прибылая, большая В.; наибольшее в приливе возвышение В. "Скоро полая пойдет" - начнется прилив (бел.). 15. В. прибылая (арх.) - прибывающая, возвышающаяся во время морского прилива. 16. В. прижимная (волж.) - течение на реке, направленное к берегу (сев.). 17. В. сухая - а) Обсушенное место при отливе, а также малая вода, отлив, самый низкий уровень В. б) Малая В. в противоположность жирной, сочной, живой, свежей. 18. В. убылая - морской отлив (арх.) 19. В. упалая - низкая, убылая В. во время отлива. |
ВОДА БЕРЕГОВАЯ, ВОДА ПРЕСНАЯ (Fresh water) - В., принятая из какого-либо водохранилища или непосредственно из реки (озера). Называется также хозяйственной или мытьевой В. Для питья и изготовления пищи не применяется. |
ВОДА ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ (Distilled water) - вода, очищенная перегонкой от растворенных в ней примесей. |
ВОДА ЗАБОРТНАЯ - см. Забортная вода. |
ВОДА МАЛАЯ (Low-water) - наинизший уровень В. при отливе. |
ВОДА МОРСКАЯ (Salt water) - в состав В. М. входят многие тела, около 30, но большинство их в очень незначительных количествах. В среднем 77,8 % твердых веществ, содержащихся в В. М., состоят из поваренной соли. Соленый вкус В. М. дает находящийся в растворе хлористый натр, т. е. поваренная соль. Горький вкус получается от солей магния. Общее количество солей, находящихся с растворе, выраженное в долях на 1000 частей В. М. по весу, называется ее соленостью. Удельным весом В. М. называется отношение веса единицы объема ее при какой-либо температуре t° к весу единицы объема дистиллированной воды при какой-нибудь температуре t'. В океанографии принято эти обе температуры t° и t' приравнивать к 17,5°С (обыкновенная температура тех помещений, где определяют удельные веса). Плотностью В.М. называется масса единицы объема воды при той температуре, какую она имела в природе на своем месте, отнесенная к дистиллированной воде при температуре ее наибольшей плотности 4°. Удельный вес В. М. (океанской) колеблется между 1,021 и 1,028, соответственно ее температуре и проценту содержащихся в ней солей. В тропиках количество солей, содержащихся в поверхностной В. М., выше среднего. Наоборот, в высоких широтах количество солей ниже среднего. |
ВОДА МЯГКАЯ - вода с незначительным содержанием солей кальция и магния, вследствие чего она не дает большого количества накипи при ее выпаривании. |
ВОДА ОПРЕСНЕННАЯ - см. Вода питьевая. |
ВОДА ПИТАТЕЛЬНАЯ (Feed water) - пресная В. на судах, предназначенная для питания котлов. |
Главная |