Статьи на букву "В" (часть 1, "В"-"ВЕС")
"В БАЛЛАСТЕ" (In ballast) - говорят, что "судно ушло В Б.", когда оно ушло без груза. |
В (Веди) - буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду как сигнала - "Курс ведет к опасности". Флаг "В" по международному своду сигналов означает: "Да" (утвердительный). |
"В" и "ОТ" (At and From) - условие морского страхования, по которому риск считается покрытым еще до отхода судна из порта и далее, после отхода из порта и во время нахождения в пути. |
"В ЛАПУ" - в деревянном судостроении: когда два дерева соединяются под прямым углом, причем в одном из них делается вырубка, а второе дерево вкладывается в нее с соответствующей его пригонкой. |
"В ОТРУБЕ" - когда употребляется это выражение, надо подразумевать, что речь идет о толщине дерева в поперечном разрезе вершины. |
В ПОЛМАЧТЫ, В ПОЛСТЕНЬГИ - выражения, употребляемые для определения площади паруса, напр.: "Мы имели марсели в полстеньги" - значит зарифленные. |
"В ПОРЯДКЕ ОЧЕРЕДНОСТИ" (Regular turn) - условие, противоположное фритерну. Согласно этому условию судно должно ожидать причала в порту и становиться к нему в порядке очереди, причем время ожидания относится ва счет судна. |
"В ПУТИ" (On passage) - время между отходом судна из последнего порта и прибытием в первый порт выгрузки. |
ВАГА (Swing letree) - 1. Толстый брус, которым как рычагом поднимают тяжести на небольшую высоту, напр., при подъеме на подставки вытащенного на берег небольшого судна. 2. Рычаг, один конец которого упирается в наделку на спусковых полозьях, а на другом конце основаны тали. Служит для страгивания с места судна силой людей, когда после отдачи всех задержников оно остается на месте и не имеет тенденции к сходу со спускового фундамента. |
ВАГНЕР - см. Руль Вагнера. |
ВАДБОТ - ловецкая лодка, очень распространенная на побережье Балтийского моря. |
ВАДЕГА, ВАДИГА (арх.) - глубокое место на реке, где течение поэтому слабее. |
ВАЕР - см. Оттер-трал. |
ВАЗЕЛИН (Vaseline) - густая масса без запаха, белая или оранжевая. Получается из нефти. Применяется для смазки некоторых приборов и механизмов. |
ВАЙГА (арх.) - ход, проход для судов. См. Фарватер. |
ВАЙГАЧ - наносный, намывной, нижний (по течению) конец острова; наносная мель, коса, кошка. Вайгачный конец - берег насыпной, намывной, наносный. |
ВАКУРНИК (арх., астр.) - ледяная масса из нагромоздившихся одна на другую льдин при вскрытии рек. |
ВАКУУМ (Vacuum) - разреженное состояние газа. В технике В. часто измеряют в процентах. Выражение "вакуум 95 %" означает, что давление составляет 0,05 атм. |
ВАКУУММЕТР (Vacuumgauge) - прибор для измерения давлений, меньших атмосферного. |
ВАЛ (Billow, roller, surge) - 1. Большая волна. "Девятый вал" - по поверью, больше и опаснее других (на самом деле не существует). 2. Стержень, вращающийся в опорах и служащий для передачи крутящего усилия. При работе В. подвергается кручению или совместно действию изгиба и кручения. |
ВАЛ ГРЕБНОЙ (Propeller shaft or screw-shaft) - часть коренного вала судового двигателя, на которую насаживается гребной винт. |
ВАЛ ДЕЙДВУДНЫЙ (Tail shaft, tail of a shaft) - часть коренного вала судового двигателя, проходящего через дейдвудную трубу. |
ВАЛ КОЛЕНЧАТЫЙ (Crank shaft) - вал, имеющий одну или несколько пар кривошипов, соединенных в одно целое посредством мотылевых шеек. Является частью механизма, служащего для превращения возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение (или обратно). Вал коленчатый. Составные В. К. - коленчатые валы двигателей, у которых колена и шейки составлены из отдельных частей, соединенных между собой впрессовкой или при помощи болтового соединения. |
ВАЛ КУЛАЧКОВЫЙ (Camshaft, tappetshaft) - см. Вал распределительный . |
ВАЛ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (Intermediate shaft) - вал, соединяющий коленчатый вал поршневого судового двигателя или вал судовой турбины с дейдвудным валом. |
ВАЛ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ - вал кулачковый (Distribution shaft, lay shaft) - вал, механически управляющий открытием и закрытием клапанов двигателя при помощи кулачков, насаженных на него и в нужный момент действующих на клапаны обычно через так наз. толкатели. |
ВАЛ УПОРНЫЙ (Thrust shaft) - вал, передающий судну упорное давление, развиваемое винтом, при помощи откованных на нем нескольких упорных колец, входящих в соответствующие выточки корпуса упорного подшипника Пенна, надежно закрепленного на судовом фундаменте. Так как упорный подшипник не должен принимать на себя вес упорного вала, то по обеим сторонам его устанавливаются два опорных подшипника. |
ВАЛЕК (Oar loom) - см. Весло. |
ВАЛЕССИ - см. Прибор Валесси. |
ВАЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА - передача для связи между постами управления кораблем и рулевыми двигателями. Эта передача состоит из системы валиков, оканчивающихся коническими шестернями, которые сцепляются между собой и передают вращение штурвала золотнику рулевой машинки. |
ВАЛКОСТЬ СУДНА (Crankness) - способность судна наклоняться (крениться) под действием ветра или вследствие перемещения груза. Большая В. С. является недостатком судна. Отсюда термин "валкое судно", "валкий корабль", "валкая шлюпка" (Unsteady ship, crank ship). |
ВАЛОПОВОРОТНЫИ ПРИВОД - см. Привод для проворачивания машины. |
ВАЛОПРОВОД (Propeller shafting) - система валов, составленная из нескольких частей, соединенных болтами на фланцах; на пути от двигателя до выхода из корпуса корабля она поддерживается промежуточными опорными подшипниками. |
ВАЛУНЫ (Bowlder, Boulder) - обломки горных пород различной величины, округленные деятельностью воды. В., перенесенные ледниками, называются эрратическими. |
ВАЛЬЦОВКА (Rolling) - прибор, служащий для раскатки концов трубок котла, холодильника и др. подобных установок после их постановки на места для закрепления в трубных досках. |
ВАЛЬЦОВКА ТРУБ - технологический процесс соединения трубы с днищем или барабаном котла, холодильника или иной подобной установки, при котором конец трубы, вставленный в соответствующее отверстие днища или барабана, расширяется специальным инструментом (вальцовкой), в результате чего стенки трубы плотно прижимаются к стенкам отверстия. |
ВАНАДИЕВАЯ СТАЛЬ (Vanadium steel) - сталь, содержащая около 0,2 % ванадия; применяется для частей машин, подвергающихся большим напряжениям. В. С. имеет мелкозернистое строение, вязка и хорошо сопротивляется ударам. Инструментальные стали могут содержать 1-2 % ванадия. |
ВАНГА - то же, что шкало (см.). |
ВАНТИНА - так обычно называют ванты у малых шлюпок, швертботов и яхт. |
ВАНТ-КЛОТНИ (Turned in shrouds) - деревянные кружки, привязывающиеся к вантам. Через отверстия, имеющиеся у этих кружков, проходят снасти бегучего такелажа и тем самым предохраняются от трения о ванты. |
ВАНТ-КНОП - вантовый кноп (Shroud knot) - см. Кнопы сдвижные. |
ВАНТ-ПУТЕНСЫ - вант-путины, вант-путены, вант-путни, вант-пютенсы (Chain-Plates) - железные цепи, полосы или прутья, проходящие снаружи борта судна, к верхним концам которых иногда укрепляются нижние юферсы вант и стень-фордунов. Не смешивать с путенс-вантами. |
ВАНТ-ТРОС (Shroud-lad rope) - особый трос (4-стрендный кабельной работы), применяемый специально для выделки вант. В настоящее время пеньковые ванты употребляются редко и почти повсюду заменены проволочными. |
ВАНТЫ (Shrouds) - снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с боков. В зависимости от того, какое рангоутное дерево В. удерживают, они получают дополнительные наименования: фок-ванты, фор-стень-ванты, фор-брам-ванты, грот-ванты, грот-стень-ванты, грот-брам-ванты, бизань-ванты, крюйс-стень-ванты, крюйс-брам-ванты. Пара вант (A couple of shrouds) - две смежные В., сделанные из одного троса. Разбивная ванта (Bentick shrouds) - В., составленная из двух концов, сплесненных разрубным огоном, или из одного конца троса, середина которого обделана подковообразным огоном. Разбивная В. накладывается в том случае, когда число В. на стороне нечетное. Тянуть В. (То set up the shrouds) - вытягивать их с помощью тросового или винтового талрепа. Ослабить ванты (То ease the shrouds) - отдать талрепа. Это делается во время разоружения судна, чтобы В. не надрывались и не лопались. |
ВАНТЫ НИЖНИЕ - общее название фок-, грот- и бизань-вант. |
ВАР, ПЕК - твердая часть смолы хвойных деревьев, остающаяся после отгона летучих, богатых скипидаром частей. Существует несколько сортов В. Высший - корабельный В. - твердый и хрупкий, применяется для осмолки судов. |
ВАРА, БАРАКА (арх.) - возвышенное место, крутой холм, скалистая гора на берегу моря. |
ВАРИОМЕТР (Variometer) - прибор в виде двух плоских или цилиндрических катушек самоиндукции для получения плавно изменяющейся самоиндукции. Применяется для настройки радиопередатчиков и приемников. |
ВАРРАНТ (Warrant) - см. Свидетельство складское. |
ВАТАГА (Gang, band, horde) - артель рыбаков на Волге, Днепре, в Каспийском и Черном морях, а также пристанище рыбаков. |
ВАТЕРБАК - прежде так называлась выгородка в носу на верхней палубе судна, служащая для того, чтобы вода, попадавшая через клюзы, не разливалась по палубе. В. назывался также писбаком. |
ВАТЕР-БАКШТАГИ (Water backstay) - стоячий такелаж (тросовый или цепной) бушприта, удерживающий его с боков. |
ВАТЕРВЕЙС - ватервельс (Waterway) - толстые деревянные брусья, идущие по бортам вдоль всего судна; составляют часть деревянного палубного настила. В. также называют толстые деревянные брусья, окаймляющие комингсы люков и шахт. На деревянных судах В. называют продольный деревянный брус, накладываемый сверху на концы бимсов и идущий вдоль по борту судна. В настоящее время В. часто называют водопроток (см.) на палубе по бортам судна, что следует признать явно неправильным. |
ВАТЕР-ВУЛИНГ (Water-woolding) - скрепления бушприта с водорезом. Прежде В.-В. делались тросовые или цепные, а теперь они заменяются железными бугелями и скобами. |
ВАТЕР-ЗЕЙЛЬ (Water-sail) (стар.) - прежде так назывался лисель, ставившийся на мелких судах под гиком. В.-З. растягивался по рейку, выстреливавшемуся с гика. |
ВАТЕРЛИНИЯ (Water-line) - кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды. См. Теоретический чертеж судна. |
ВАТЕРЛИНИЯ ГРУЗОВАЯ (Load water-line) - ватерлиния, которая совпадает с уровнем роды, соответствующим углублению судна при полной его нагрузке. |
ВАТЕРЛИНИЯ КОНСТРУКТИВНАЯ - ватерлиния, отвечающая проектной осадке судна. |
ВАТЕРЛИНИЯ ЛЕГКАЯ (Light water-line) - В. для судна порожнем, т. е. без груза. |
ВАТЕРЛИНИЯ НАКРАШЕННАЯ - линия, отмеченная цветной (чаще белой) полосой вдоль борта судна, отвечающая определенной осадке судна, обычно в полном грузу. |
ВАТЕРПАС (Water-level) - прибор для проверки горизонтального положения предмета на плоскости и измерения небольших углов. |
ВАТЕР-ТАЛИ - тали, посредством которых прежде поднимались из люков бочки с водой. Верхним блоком тали закладывались обычно на ноке грота-рея. В.-Т. служили также для постановки и удержания трапов. |
ВАТЕРШЛАНГ (Water-hose) - резиновый или парусиновый шланг, присоединяемый к брандспойту. |
ВАТЕР-ШТАГИ (Water-stay, bob-stay) - стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу. |
W или вт (Watt) - международная электрическая единица мощности в практической системе единиц, равная мощности тока в 1 ампер при напряжении в 1 вольт. В. равен 1 джоулю в секунду, или 107 эрг/сек. |
ВАТТМЕТР (Wattmeter) - прибор для измерения электрической мощности, расходуемой в данном участке электрической цепи. |
ВАТТ-СЕКУНДА - международная электрическая единица работы, равная работе, совершаемой в одну секунду током мощностью в 1 ватт. 1 В.-С. равна одному джоулю. |
Wh или вт-ч (Watt-hour) - единица работы, равная 3600 ватт-секундам (джоулям). |
ВАХТА (Watch) - 1. Особый вид дежурства на судне, для несения которого выводится часть личного состава на определенные посты и на несколько часов в сутки, но не свыше 6 часов непрерывно. 2. Часть экипажа корабля (половина, треть), представляющая собой специальное подразделение для несения вахтенной службы. 3. В. также называются определенные промежутки времени, в течение которых несется эта служба одной сменой. В этом смысле сутки на военных кораблях делятся на 5 или 6 вахт. |
ВАХТА СОБАЧЬЯ - собака (Dogwatch) - так в старом флоте называлась В. с полуночи до четырех часов. |
ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА - см. Вахта. |
ВАХТЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (Quarter watch) - отделение, стоящее на вахте, несущее в данный момент вахтенную службу. |
ВАХТЕННЫЙ - лицо, несущее в данный момент вахтенную службу. На кораблях РК ВМФ: В. командир, В. командир электромеханической части, В. на шлюпке, В. на концах, В. у гальюнов, В. у мусорных рукавов, В. рассыльный. |
ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ (Log-book) - см. Журнал вахтенный. |
ВАХТЕННЫЙ КОМАНДИР (Chief of the watch) - лицо командного состава, которому в данный момент вверено непосредственное управление общекорабельной вахтенной службой. |
ВАХТЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК (Chief of the watch) - лицо командного состава, правящее вахтой. В РКВМФ именуется вахтенным командиром (см.). |
ВАХТЕННЫЙ ОФИЦЕР (Officer of the watch) - помощник вахтенного начальника. |
ВАХТЕР (Store-keeper) - прежде так назывался содержатель судового имущества. См. Шкипер, Подшкипер, Содержатель. |
ВАХТМАН (Watchman) - матрос из местного (заграничного) порта, подряжаемый за особое вознаграждение для несения на судне вахт (особенно в ночное время) в тех случаях, когда своя команда занята выполнением других обязанностей. |
ВАШИНГТОНСКИЕ КРЕЙСЕРА (Washington cruiser) - крейсера, имеющие в соответствии с условиями Вашингтонского договора стандартное водоизмещение 10 000 т и калибр артиллерии 203 мм. |
ВВЕРХ, В РУСЬ (сев.) - идти или возвращаться из океана, из Норвегии, с Новой Земли - домой, в Белое море. |
ВЕВЛИНГИ (стар.) - см. Выбленки. |
ВЕГЕРСЫ (стар.) - внутренние обшивные поясья судов при сплошной обшивке. |
ВЕДЖЕР-БОТ (Wager boat) - гоночная шлюпка. Очевидно, называется так потому, что в профессиональных гонках участники и их сторонники заключают пари на исход состязания (Wager - пари). |
ВЕДИ - см. В. |
ВЕДИЛО (сев.) - плот из тонких бревен с перилами по краям. |
ВЕДРА - судовые (Bucket, pail) - на судах, кроме обыкновенных, деревянных и железных В., употребляются парусиновые (Canvas bucket), которые шьются из парусины № 1 и обшиваются по верху тросом. Под этим тросом делаются два люверса для привязывания штерта. Пожарные В. (Fire bucket) - железные или деревянные В., употребляющиеся только во время пожаров на судне. |
ВЕДРО - прежняя русская мера жидких тел, равная 12,3 л. Одно В. равно 16 винным или 20 водочным бутылкам. ------------------- (Clear weather or fair weather) - ясная, тихая, сухая и хорошая погода. |
ВЕДУЩИЙ КАБЕЛЬ - кабель, проложенный по дну моря по оси фарватера, ведущему в порт. По В. К. пропускается переменный ток. Корабли, имеющие специальные приемники, улавливают сигналы, даваемые В. К., и, руководствуясь этими сигналами, точно проходят по фарватеру над В. К. |
ВЕДУЩИЙ ПОЯСОК - особый поясок из красной меди или из сплава меди с никелем, укрепленный на поверхности снаряда. В. П. врезается в нарезы ствола, вследствие чего при выстреле снаряду сообщается устойчивое вращение, чем в свою очередь достигается увеличение меткости стрельбы. |
ВЕКША (стар.) - блок. |
ВЕЛИЧИНА ИЗМЕНЕНИЯ ВЫСОТЫ - или сокращенно ВИВ - величина изменения высоты воздушной цели в единицу времени. |
ВЕЛИЧИНА ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ - или сокращенно ВИН - величина изменения направления на цель в единицу времени. |
ВЕЛИЧИНА ИЗМЕНЕНИЯ ПЕЛЕНГА - или сокращенно ВИП - величина изменения пеленга на цель (противника) в одну минуту, выраженная в градусах. При изменении пеленга по часовой стрелке ВИП считается положительным и со знаком (+), а в противном случае - отрицательным и со знаком (-). |
ВЕЛИЧИНА ИЗМЕНЕНИЯ РАССТОЯНИЯ - или сокращенно ВИР - величина изменения расстояния до цели (противника) в одну минуту, выраженная в кабельтовых. При этом если расстояние увеличивается, то ВИР имеет знак (+), если уменьшается, то знак (-). |
ВЕЛИЧИНА СМОЧЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ - может быть определена по формуле Мумфорда: S = L·(1,7T + δB) или по формуле Тейлора-Ловетта: S = 3,44 4√(T/B)β2√DL, где S - смоченная поверхность в м2, L - длина, В - ширина и T - осадка судна в м, D - водоизмещение в т, β - коэффициент полноты мидель-шпангоута. енный на палубе буя. |
ВЕЛИЧИНА СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРЕНИЯ - при движении судна в воде определяется формулой: Rf=f·S·v1,83, где Rf - сопротивление трения, f - коэффициент трения, равный силе трения в кг на 1 м2 смоченной поверхности при скорости хода в 1 узел, v - скорость хода в узлах, S - смоченная поверхность судна в м2. |
ВЕЛЬ (Well) - льяло (см.). |
ВЕЛЬБОТ (Whale-boat) - легкая военная быстроходная шлюпка без транца, с острыми обводами носа и кормы, служащая для посылок и разъездов. В. встречаются 4, 5, 6 и 8-весельные. На больших кораблях бывают специальные спасательные В. с воздушными ящиками. В. могут быть полезны для сообщения с берегом на прибое; применяются также при китобойном промысле. |
ВЕЛЬБОТ КИТОБОЙНЫЙ (Whale-boat) - быстроходная, прочная и остойчивая шлюпка с острыми образованиями носа и кормы, применяющаяся в китобойном промысле. Китобойный В. не имеет руля, а управляется кормовым веслом. Обычные размеры В. К. таковы: длина 9 м, ширина 1,85, высота в середине 0,50, в оконечностях 1,30. Площадь парусов при довольно низкой мачте 15 м2. Продольный и поперечный набор - дубовый, обшивка - сосновая, поставленная вгладь. Ходит как под веслами, так и под парусами. |
ВЕЛЬМОГА (Backboard of a boat) (стар.) - заспинная доска на шлюпке. |
ВЕЛЬПСЫ, ВЕЛЬПЫ (Whelps) - выступы, ребра на барабане шпиля, препятствующие скольжению тросов, обнесенных на барабан. |
ВЕЛЬСЫ (Wales) - 1. Баргоут. Надводные поясья наружной обшивки деревянного судна. 2. Надводный борт. |
ВЕНЕРА (Venus, evening star) - вторая планета от Солнца. Хорошо видна невооруженным глазом вечером на западе, а утром на востоке, поэтому ее называют "вечерней" и "утренней" звездой. Период обращения вокруг Солнца 225 дней. Отстоит от Солнца в среднем на 108 млн. км. Поперечник В. почти равен поперечнику Земли (12 200 км). |
ВЕНЕЦ - см. Венцы. |
ВЕНТИЛЬ (Cock, valve) - см. Клапан. |
ВЕНТИЛЬ ДАЛЕНА - клапан, автоматически выключающий газ в светящихся буях (при действии дневного света) и включающий поступление газа с наступлением сумерек. |
ВЕНТИЛЯТОР (Ventilator) - механизм, служащий для перемещения воздуха. В. бывают крыльчатые (винтовые) и центробежные. Вентилятор потолочный крыльчатый. Вентилятор центробежный. Винтовые В. сообщают воздуху довольно энергичное движение, но создают незначительный напор (до 20 мм вод. ст.), вследствие чего применяются только для приведения в движение воздуха. Не улучшая качества воздуха, они создают в помещении известное состояние прохлады. Применяются потолочные и настольные винтовые В. Центробежный В. состоит из крылатки и спиралевидного кожуха (диффузора). Диффузор служит для придания струям воздуха надлежащего направления, а также для увеличения статического напора. Кожух центробежного В. в зависимости от назначения устраивается водонепроницаемым или водогазонепроницаемым. Действие центробежных В. основано на том, что при вращении колеса воздух, заключенный между лопатками, увлекается последними и действием центробежной силы отбрасывается к периферии. Вследствие образовавшегося у оси крылатки разрежения в колесо засасываются новые порции воздуха, чем и обусловливается непрерывный процесс всасывания воздуха в отверстие В. у оси и нагнетания в отверстие трубопровода. Если отверстие В. у оси соединено с шахтой, подающей свежий воздух, то получается вдувной (нагнетательный) В., а если это отверстие соединено с трубопроводом, идущим из помещения, то получается вытяжной В. Центробежные В. пригодны для движения воздуха по длинному трубопроводу. В качестве двигателей для центробежных В. применяются: электродвигатели, паровые машины и паровые турбины. Производительность В. определяется количеством воздуха Q в м3, которое он должен пропустить в час, причем Q = nq, где q - объем вентилируемого помещения, п - число обменов воздуха в этом помещении в час. |
ВЕНТИЛЯТОР КОЧЕГАРНЫЙ - В., посредством которого нагнетается воздух или в закрытую кочегарку, или непосредственно в топку, чем достигается форсированная тяга в котлах. Дутье в закрытые кочегарки состоит в том, что воздух нагнетается В. К. в герметически закрытые кочегарки и не имеет другого выхода, как только через газоходы в дымовую трубу. Эта система применяется на военных кораблях. Дутье непосредственно в топку чаще всего применяется на гражданских судах, где В. нагнетают воздух по особому каналу в воздухоподогреватель или в воздушную коробку. Этим на военных кораблях устраняется возможность попадания зараженного отравляющими веществами воздуха в кочегарки. Обычно применяются турбовентиляторы. |
ВЕНТИЛЯТОРЫ МАШИННЫЕ - В., посредством которых нагнетается и удаляется воздух из машинного отделения. Этим в последнем понижается температура, улучшаются условия работы обслуживающего личного состава и охлаждаются механизмы. На случай газовой атаки в машинном отделении военных кораблей иногда устанавливаются газофильтры. Целесообразнее во время газовой атаки пропускать воздух машинного отделения в замкнутом процессе через воздухоохладитель, а для обогащения воздуха кислородом обеспечить доставку атмосферного воздуха, пропущенного через газофильтры, только в объеме 7-10-кратного обмена. Для вентиляции машинных отделений применяются В., приводимые в действие электродвигателями. В последнее время на военных кораблях нашли применение турбовентиляторы. |
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ЗАПОРЫ - запоры в вентиляционных трубопроводах; применяются главным образом откидные запоры (регистры) вследствие простоты и быстроты управления, а также вследствие того, что эти запоры в открытом состоянии создают незначительное сопротивление для свежего воздуха; значительно реже применяются вентиляционные заслонки. |
ВЕНТИЛЯЦИЯ (Ventilation) - система воздухопроводов и вентиляторов или дефлекторов, имеющая назначение: а) удалять непригодный для организма людей воздух и возобновлять его свежим; б) очищать воздух грузовых трюмов с целью сохранения доброкачественности перевозимых в трюме грузов; в) удалять из угольных грузовых трюмов и бункеров выделяющиеся из угля газы; г) освежать воздух помещений тепловых механизмов; д) осуществлять противогазовую защиту корабельных помещений; е) охлаждать помещения боевых запасов. В соответствии с этим В. делится на группы: а) общесудовая В., куда входят жилые и служебные помещения, помещения общественного пользования, боевые посты и рубки, помещения судовых запасов и пр.; б) В. машинно-котельных отделений и помещений тепловых двигателей; в) В. угольных и нефтяных ям; г) противогазовая В., д) охлаждения погребов боезапасов; е) В. грузовых трюмов. На подводных лодках В. разделяется на общелодочную и батарейную, обеспечивающую В. помещений аккумуляторов и отдельных аккумуляторов. Различается вдувная (нагнетательная) В., осуществляющая подачу свежего воздуха, и вытяжная - для удаления испорченного или нагретого воздуха. |
ВЕНТИЛЯЦИЯ БАЛЛАСТНЫХ СИСТЕРН - устройство на подводных лодках для удаления воздуха из систерн главного балласта при заполнении их водой; состоит из труб, выведенных из этих систерн и снабженных в надстройке особыми клапанами. |
ВЕНТИЛЯЦИЯ БАТАРЕЙНАЯ - служит для удаления опасной смеси воздуха с водородом, выделяющимся при зарядке и разрядке аккумуляторов и стоянке их в бездействии. Наиболее интенсивно выделение водорода происходит в конце зарядки и при перезарядках. Концентрация водорода в воздухе выше 4 % образует опасную, легко воспламеняющуюся смесь. Максимально допустимое содержание водорода в любом отсеке лодки не должно превышать 3,5 %; в аккумуляторных ямах допускается повышение концентрации до 3 %. В. Б. состоит из вентилятора и воздухопровода, изготовленного из кислотоупорного материала. Воздухопровод подводится не только в аккумуляторную яму, но часто и к каждой отдельной батарее. |
ВЕНЦЫ (Corona) - светлое сияние, окружающее диск Солнца или Луны, когда они видны через тонкий слой облаков. Явление В. объясняется дифракцией света при прохождении его между водяными или ледяными частичками, составляющими облако. |
ВЕРБЛЮД, ВЕРБЛЮЖОНОК - накладка (плаха, горбыль), которую ставят на деревянном румпеле в целях увеличения его прочности и предупреждения свисания. Термин применяется в деревянном судостроении. |
ВЕРДЕК - см. Палубы парусного военного корабля. |
ВЕРЕЖА (арх.) - круги на воде от брошенного камня или иного твердого тела. |
ВЕРЕЙКА, или ВЕРЕЯ (от англ. Wherry) - небольшое парусное судно со значительной седловатостью по длине и острым образованием днища; форштевень, откинутый вперед, корма прямоугольная. Судно одно- и двухмачтовое со стеньгой или без нее, с бушпритом и двумя-тремя передними парусами. Разновидности верейки: верейка-кан, верейка рыболовная. В петровские времена - большие суда, употреблявшиеся даже при осаде крепостей. |
ВЕРЕТЕНО у весла - см. Весло. |
ВЕРЕТЕНО ЯКОРЯ (Shank of the anchor) - см. Якорь адмиралтейский и др. |
ВЕРЕТЬЕ (арх.) - насыпь на морском берегу, образовавшаяся от наноса песка волнами. |
ВЕРЕХА - речное судно; то же, что паузок. |
ВЕРИТАС (Veritas) - см. Бюро Веритас. |
ВЕРНЬЕР - верниер (Vernier) - приспособление на секстане (см.), линейках и лимбах, позволяющее отсчитывать минуты и доли минут или десятки секунд в зависимости от устройства В. |
ВЕРП, ВЕРП-АНКЕР (Kedge or kedge anchor) - судовой якорь меньшего веса, чем становой. Самый тяжелый из В. называется стоп-анкером. В. и стоп-анкера предназначаются для завозов их с судна на шлюпках в тех случаях, когда бывает необходимо закинуть корму в ту или другую сторону, перетянуться на другое место, снять с мели небольшое судно и т. п. В. делаются в виде либо адмиралтейских якорей, либо якорей с вращающимися лапами. Для удобства погрузок В. и стоп-анкера размещаются обычно на верхней палубе, вблизи стрел, кранов и шлюпбалок, которыми их можно подать на шлюпку. |
ВЕРПОВАЛЬНЫЕ СУДА (Warping vessel) - служебные суда, служащие для увеличения скорости движения сплавных плотов в условиях недостаточной быстроты течения путем так называемой перетяжки; эти суда становятся на якорь в некотором отдалении от плота и буксируют его тросом определенной длины при помощи лебедки, установленной на судне, причем, когда весь трос выбран, судно вновь отходит от плота и повторяет ту же операцию. |
ВЕРПОВАТЬ (Warp, warping) - тянуть, тащить судно посредством завозов верпа. Верповаться - идти, тянуться с помощью завозов верпа. Верпование - передвижение судна с помощью завозов верпа. |
ВЕРРИ - уерри (Wherry) - лодка, ялик. Англичане предполагают, что это название произошло от слова "Ferry", т. е. паром, так как часто В. применялись в качестве парома. В старое время В. бывали различной постройки и назначения. В. в различных географических пунктах имеют различное применение. Старые темзенские В. встречаются и в настоящее время. |
ВЕРРИ НОРФОЛЬКСКИЕ (Norfolk wherry) - баржа особой конструкции, вооруженная одной мачтой и парусом, один из верхних углов которого поднимается на очень большую высоту. |
ВЕРТИКАЛ - круг высоты (Vertical circle) - большой круг небесной сферы, проходящий через зенит и надир наблюдателя и перпендикулярный к истинному его горизонту. |
ВЕРТИКАЛЬНАЯ БРОНЯ (Vertical Armour) - см. Бронирование. |
ВЕРТИКАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ - см. Скороподъемность. |
ВЕРТИКАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИЛЫ ЗЕМНОГО МАГНЕТИЗМА - см. Земной магнетизм. |
ВЕРТИКАЛЬНОЕ НАВЕДЕНИЕ (Elevation of the gun) - придание орудию нужного угла возвышения. |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - двигатель с вертикально расположенными цилиндрами. |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРУГ (Vertical circle) - всякий круг небесной сферы, проведенный через зенит перпендикулярно к горизонту. |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ УГОЛ ОПАСНОСТИ (Vertical danger angle) - в тех случаях, когда вблизи опасности или на берегу имеется какой-либо хорошо видимый предмет, высота которого известна, то для обеспечения безопасного плавания корабля можно поступить так: приняв точку А, обозначающую на карте этот предмет, за центр, описать окружность, которая заключала бы в себе не только все лежащие банки, камни, но и часть пространства, свободного от опасностей. Взяв радиус r этой окружности в морских милях и зная высоту предмета на берегу Н в ф., В. У. О. можно определить из формулы: ctg α = (6080 r)/H и α = 4H/7r, или по таблицам Lecky. Тогда, проходя мимо банки или камней и измеряя угол между основанием предмета (поверхностью воды) и его вершиной, можно считать себя в безопасности до тех пор, пока измеренный угол будет меньше вычисленного угла. Для получения удовлетворительного результата необходимо, чтобы угол α не был менее 20', а расстояние до предмета не превышало 6 м |
ВЕРТЛЮГ (Swivel) - соединение двух частей какого-либо предмета, позволяющее одному из них вращаться вокруг оси. Напр., блок с вертлюжным гаком, В. в первой и последней смычках якорной цепи и пр. Вертлюг. |
ВЕРТЛЮГ ОРУДИЙНЫЙ - см. Орудийные станки. |
ВЕРТЛЮГИ СИСТЕМЫ АДМИРАЛА ДЕ ЛА ГАРДИ - см. Скоба фертоинговая. |
ВЕРТЛЯВОСТЬ (Restlessness) - при задних ветрах, особенно при ходе на фордевинд, парусные суда часто бывают вертлявы, самопроизвольно поворачивая нос то в одну, то в другую сторону. Причина В. судна заключается в том, что при ходе на фордевинд действие ветра на задние паруса значительно больше действия его на передние, отчего центр парусности сильно переходит в корму. Наиболее вертлявыми судами являются суда небольшой длины, у которых грот-мачта слишком отставлена в корму (расстояние между фок- и грот-мачтами невелико) и, следовательно, носовые паруса закрываются от ветра кормовыми. |
ВЕРТОЛЕТ - см. Автожир. |
ВЕРТУШКА - прибор, с помощью которого измеряется скорость течения, а иногда и направление, как, напр., вертушка системы Экмана. |
ВЕРТУШКА механического лага (Rotator) - состоит из цилиндрической втулки обтекаемой формы, снабженной четырьмя перьями особой формы под углом около 10° к оси втулки. Вертушка механического лага. При буксировке В. на лаглине за кормой судна она приводится во вращение давлением воды на поверхности этих перьев. Числом оборотов этой В. измеряется скорость судна. |
ВЕРФЬ (Dockyard, shipyard, stocks) - производственное предприятие для постройки и ремонта судов, расположенное на берегу моря, реки или озера. В. обычно представляет собой совокупность сооружений: эллингов, стапелей, доков, бассейнов для достройки судов, кранов, мастерских, складов и т. п. |
ВЕРХ РЕКИ - вершина, исток, начало; место, лежащее выше по течению, ближе к истокам. |
ВЕРХОВКА (арх.) - прибылая вследствие разлива южных ветров и дождей вода с верховья Сев. Двины. |
ВЕРХОВОЙ ВЕТЕР (черн.) - свежий, морской. |
ВЕРХОВЬЕ (Source) - начало реки, верхняя ее часть. |
ВЕРШИНА бревна - более тонкий конец бревна. |
ВЕРШИНА ВОЛНЫ - см. Гребень волны. |
ВЕРШИНА ТРАЕКТОРИИ - см. Траектория снаряда. |
ВЕС - тяжесть (Weight) - сила притяжения тела к земле. За единицу веса принимают силу, с которой притягивается к земле масса в 1 г или 1 кг на уровне моря и широте 45°. |
ВЕС БРУТТО (Gross weight) - вес товара с упаковкой. Вес самого груза называется весом нетто, а вес одной упаковки - тарой. |
ВЕС НЕТТО (Netweight) - см. Вес брутто. |
ВЕС ПОГРУЗОЧНЫЙ (Shipping weight) - вес груза к моменту погрузки на судно. |
ВЕС ПУСТОГО САМОЛЕТА - вес конструкции (Weight empty) - В. С. с мотором и частью оборудования без горючего, смазочного, экипажа и вооружения. |
"ВЕС, СТОИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НЕИЗВЕСТНЫ" (Weight, value and contents unknown) - оговорка, обычно включаемая в коносамент, не освобождающая, однако, судовладельца от ответственности, а лишь перелагающая доказательства на держателя коносамента, предъявляющего (судовладельцу) ту или иную претензию. |
ВЕСЕЛЬНИК (касп.) - гребец. |
ВЕСЕЛЬНЫЙ МАСТЕР (Oarmaker) (стар.) - мастер по выделке весел. |
ВЕСЕЛЬЩИК (сев.) - член шнячной артели, занимающийся только греблей, и помощник тяглецу при вытаскивании снасти (яруса). |
"ВЕСЛА!" ("Out!") - команда, подаваемая на шлюпке. По этой команде гребцы приподнимают весла и кладут их серединой кожи в уключины. Команда "В." на распашных шлюпках не подается, так как на них весла берутся в уключины по команде "Отваливай". |
"ВЕСЛА В ВОДУ!" (Hold water) - команда, подаваемая на шлюпке для уменьшения или приостановки хода последней. По этой команде гребцы опускают лопасти весел ребром в воду (на одну треть); при большом ходе лопасти верхней кромкой слегка разворачиваются к носу. |
"ВЕСЛА ЗА БОРТ!" - команда, подаваемая на шлюпках, по которой гребцы разворачивают весла лопастями на корму, вынимают их из уключин и выбрасывают за борт. Команда эта подается, если весла прихвачены к шлюпке штертами и не могут быть уложены на банки по команде "Шабаш", напр., в случаях загруженности шлюпки. |
"ВЕСЛА НА ВАЛЕК!" (Toss Oar) - команда, подаваемая на шлюпках, по которой гребцы поднимают весла лопастями вверх, ставят их на дно шлюпки, разворачивают лопастями вдоль диаметральной плоскости и выравнивают. "Весла на валек!" Рука, обращенная к борту, будучи вытянута горизонтально и перпендикулярно к борту, должна держать весло в обхват у кожи, другая ниже - за валек. Весла поднимаются, нажимая одной рукой за рукоять, а другой, пропущенной под валек, подхватывая его, отнюдь не вставая с места. Взятие весел "на валек" практикуется при оказании почестей - при встрече на воде с шлюпкой флагмана, командира, при подъеме и спуске флага и т. п. |
"ВЕСЛА НА УКОЛ!" - команда, подаваемая на шлюпках обычно при стаскивании их с мели. По этой команде гребцы встают, вынимают весла из уключин и, упираясь вальками весел в грунт (лопастями не рекомендуется, так как они могут расколоться), проталкивают шлюпку на глубину. Раньше эта команда подавалась иначе, а именно - "Весла на упор". |
"ВЕСЛА ПО БОРТУ!" (Unship oars) - команда, подаваемая на шлюпках, по которой гребцы, не вынимая весел из уключин, быстро относят лопасти к корме так, чтобы они легли по наружному борту шлюпки и были бы в разрез воде. |
"ВЕСЛА ПОД ПЛАНШИРЬ!" - команда, подаваемая на распашных шлюпках для отдыха гребцов. Выполняется так же, как и команда "Весла под рангоут" (см.), но только рукоятки закладываются не под рангоут, а под планширь. |
"ВЕСЛА ПОД РАНГОУТ!" - команда, подаваемая на шлюпках (не распашных), для отдыха гребцов. По этой команде гребцы закладывают рукоятки весел под рангоут, оставляя весло лежащим в уключине. Лопасти должны быть выровнены. |
"ВЕСЛА РАЗОБРАТЬ!" - команда, подаваемая на шлюпках, по которой на шлюпках с распашными веслами каждый гребец готовит весло для впереди сидящего (гребцы правого борта готовят весла на левом борту и наоборот), вставляя его в уключину лопастью по направлению к корме шлюпки. На шлюпках, где на одной банке сидят два гребца, все гребцы, кроме баковых (на десятках и выше), берут свои весла: гребцы правого борта - правой рукой за рукоять, а левой под валек, гребцы левого борта - левой рукой за рукоять, а правой под валек; весла кладутся лопастями на планширь за третью уключину (на десятках и выше), развернув лопасти слегка на нос. Баковые (на барказах, полубарказах и катерах) переносят весла через головы гребцов и кладут их на рангоут лопастями к корме. |
ВЕСЛАРНЯ (Oarmaker's shed) (стар.) - особая мастерская, в которой выделывались весла не только для шлюпок, но и для галер. Теперь весла изготовляются обычно в весельном отделении шлюпочной мастерской. |
ВЕСЛАТИ (слав.) - грести. |
ВЕСЛО (Oar) - деревянное орудие для гребли. В., употребляемые на шлюпках, разделяются на: вальковые, распашные (безвальковые), парные и гребки. Всякое В. имеет лопасть в виде лопатки, которой гребут. Во избежание раскалывания конец лопасти по кромке оковывается медной полоской. Лопасть с одной стороны делается гладкой, а с другой стороны - с утолщением, причем во время гребли В. обращено к корме гладкой стороной. Продолжение лопасти в виде круглого дерева называется веретеном В. У В. безвальковых и распашных веретено у конца стачивается в рукоять; у вальковых В. веретено приблизительно на 1/4 его длины утолщается в валек и уже валек на конце стачивается в рукоять. Весло вальковое и безвальковое. Для предохранения от перетирания в уключине В. в соответствующем месте обиваются кожей. Для облегчения гребли В. стараются уравновесить, т. е. сделать так, чтобы весло, положенное в уключину на кожу, чуть склонялось к воде, т. к. при этом условии В. будут сами легко опускаться в воду, а на волне их не будет выбивать из уключин. В вальковых В. уравновешиванию помогает валек; в веслах безвальковых для этого приходится врезать в веретено у рукоятки кусок свинца. Вальковые весла полагаются на те шлюпки, где два гребца сидят на одной банке. Распашные - на те шлюпки, где на банке сидит один гребец, напр. на вельботах и гичках. Парные употребляются на шлюпках, где один гребец работает на двух В., напр. на тузах. Гребками называются В., имеющие две лопасти по концам общего веретена для гребли поочередно с бортов, напр. на байдарках. |
ВЕСЛО ГАЛЕРНОЕ (ист.) - весло, употреблявшееся на галерах (см.). Длина такого В. достигала 9,1-13,7 м. На каждом весле сидело от 4 до 7 человек. |
ВЕСЛО ЗАГРЕБНОЕ (Stroke oar) - весло, которым гребет загребной, т. е. первый от кормы гребец. |
Главная |