Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НЯШ")
НАУГОЛЬНИК - угольник, винкель (Square) - инструмент для проверки прямых углов. |
НАУГОЛЬНИК НА ШЛЮПКАХ (Pule square) - согнутый по лекалу кусок полосового железа. Крепится одной частью к шпангоуту над банкой, другой к банке. Н. удерживают банки от срыва вверх. |
НАУТОФОН - прибор для производства туманных сигналов на маяках, действующий при помощи электричества и снабженный рупором. |
НАЦЕЛЬНИК (стар.) - мишень. |
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ (Colours) - см. Флаг государственный. |
НАЧАЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ (Initial stability) - остойчивость при малых углах крена корабля. |
НАЧАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ - вертикальная плоскость, проведенная через точку сбрасывания и расположенная в направлении начальной воздушной скорости бомбы. |
НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ БОМБЫ - скорость, с которой она перемещается вместе с аппаратом в момент сбрасывания. Эта скорость равна: относительно самого аппарата - нулю; относительно воздуха - воздушной скорости аппарата; относительно земли - путевой скорости аппарата. Начальную скорость относительно воздуха называют воздушной начальной скоростью, а начальную скорость относительно земли - просто начальной скоростью бомбы. |
НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ СНАРЯДА (Initial velocity) - скорость поступательного движения снаряда (пули) при вылете из дула. Н. С. - одно из главнейших баллистических данных всякого огнестрельного оружия. Увеличение начальной скорости содействует увеличению дальности полета снаряда, меткости стрельбы, настильности траектории и увеличению ударного действия снаряда. |
НАЧАЛЬНИК ШТАБА (Chief of the staff) - лицо начальствующего состава, стоящее во главе штаба соединения или части флота. В боевых условиях и в случае внезапной убыли командира соединения является первым его заместителем. |
НАЧАЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ - напряжения, которые появляются в данной детали или целой конструкции вследствие условий ее изготовления, напр. при отливке, поковке, штамповке, сборке и пр. |
НАЧАЛЬНЫЙ МЕРИДИАН - меридиан Гринвичской обсерватории (см. Гринвич); меридиан, от которого начинается счет долгот. |
НАЧИНАТЬ, НАЧАТЬ КАМПАНИЮ - см. Вступить в кампанию. |
НАШ - см. Н. |
НАШВЫ (бел.) - нашитые, возвышенные борта; фальшборт. |
НАШИВКИ (Stripes, badges) - знаки различия на рукавах форменной одежды военнослужащих. |
НАШИВКИ НА ПАРУСАХ (Tablings) - нашивные полотнища парусины в тех местах, где парусу нужно дать особую крепость или где парус трется о что-либо (снасть, мачту и пр.). |
НАШТЫ, НАБОИНЫ (сев.) - доски, временно прибитые к планширю для повышения борта (фальшборт). |
НАЩЕЧИНЫ - доски, прибиваемые (поверх обшивки) к шпангоутам в носовой и кормовой частях деревянного судна под крамболами для защиты обшивки от ударов лап якоря при его уборке. |
"НЕ БЕРЕТ" - говорят про лебедку, брашпиль, шпиль и пр., когда они перестают работать вследствие того, что нагрузка на них дана значительно превышающая их мощность. |
"НЕ ЗЕВАТЬ НА РУЛЕ" (Mind the helm) - указание рулевому, чтобы он внимательно правил и не вилял рулем. |
НЕ МАЯЧИТ (волж.) - выражение, означающее, что наметка не достает до дна. |
"НЕ ПРИДЕРЖИВАЙСЯ" (No near, no nearer) - не уменьшай угол между линией курса и направлением ветра. |
"НЕ РАЗВОДИТЬ РУЛЕМ" (стар.) - не вилять рулем то вправо, то влево. |
НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА - см. Звезды, Планеты и Кометы. |
НЕБЕСЬЕ, НЕБЕСЬЯ (арх.) - облако, облака. |
НЕБО, НЕБОСВОД (Heaven) - полушар несколько приплюснутой формы, обычно голубого цвета, видимый нами днем. Голубая окраска неба объясняется тем, что вследствие малых размеров молекул воздуха в атмосфере рассеиваются главным образом те лучи солнечного спектра, которые вызывают в нашем глазу впечатление голубого цвета. Приплюснутая форма Н. объясняется обманом зрения: расстояние до центра Н. кажется нам короче, чем до горизонта, так как между горизонтом и наблюдателем последний видит множество предметов, тогда как в направлении, близком к вертикальному, никаких промежуточных земных предметов не имеется. Этим объясняется и то, что размеры Луны и Солнца у горизонта кажутся нам значительно большими, чем когда они находятся высоко в небе. |
НЕВЕЛЬВУДС (Navelwoods) - толстая штука дерева, в которую врезан клюз. |
НЕВОЛЯ - средней толщины бревно длиной до 10 м, служащее рычагом при спуске деревянного судна с берега на воду. |
НЕВСКИЙ АДМИРАЛ - звание, которое при Петре I носил комиссар, начальствующий над так называемым Невским флотом. Этот флот, являясь прообразом яхт-клуба, был создан Петром I для того, чтобы приучить жителей Петербурга к воде. Указом 1718 г. повелевалось обывателям завести гребные суда, для постройки которых на Фонтанке у Летнего сада существовала особая "партикулярная" верфь. Каждое воскресенье все суда по пушечному выстрелу выходили на Неву и под командой комиссара часа 2 или 3 упражнялись в эволюциях. Не прибывшие или не приславшие за себя своих людей подвергались штрафу. |
НЕДГЕДСЫ (Knight-heads, bollard, timbers) - брусья с обеих сторон форштевня деревянного судна, между которыми укрепляется бушприт. |
НЕДГЕДЦЫ - см. Недгедсы. |
НЕДОЛЕТ - наименование знака падения снарядов при стрельбе. Недолетное падение снарядов или Н означает, что снаряды упали перед целью (если смотреть со стороны стреляющего корабля), не долетев до нее. |
НЕЗАТУХАЮЩИЕ КОЛЕБАНИЯ (Undamped oscillations) - колебания, амплитуда которых не убывает со временем, а остается постоянной. Электрические незатухающие колебания в радиотехнике создаются машинами высокой частоты, дуговыми и ламповыми генераторами. Применяются в радиотелеграфе и радиотелефоне. |
НЕЙЗИЛЬБЕР (German silver) - сплав меди (55-65 %), цинка (5-34 %) и никеля (10-30 %), отличающийся высоким электросопротивлением и химической стойкостью Н. применяется в машиностроении и в судовом оборудовании для изготовления реостатов. |
НЕЙТРАЛЬНОЕ СУДНО (A neutral vessel) - судно, плавающее под флагом нейтрального государства. |
НЕЙТРОДИН (Neutrodyne) - ламповый приемник с несколькими каскадами усиления высокой частоты. Отличается большой чувствительностью и избирательностью. |
"НЕМЦЫ" (касп.) - мешки с землей, употребляемые на лодках вместо балласта. |
НЕПОВОРОТЛИВОЕ СУДНО (Unwieldy) - судно, которое плохо слушается руля. |
НЕПОГОДЬ (арх.) - буря на море. |
НЕПОЛНОЕ СТРАХОВАНИЕ (Underinsurance) - страхование груза на сумму, меньшую его действительной стоимости; в этом случае разница между действительной стоимостью и суммой, предусмотренной в полисе, остается как бы на собственном страхе грузохозяина. |
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПРИЧИНА (Causa proxima) - основное положение в договоре морского страхования, в силу которого страховщик принимает на себя ответственность только за те убытки, которые произошли непосредственно от застрахованных им рисков, а отнюдь не за убытки, нанесенные какими-либо иными, не предусмотренными страховым полисом причинами или рисками. |
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ (Unsinkability) - способность судна плавать и сохранять свои мореходные и боевые качества, если какие-либо его отсеки будут затоплены водой вследствие полученных пробоин. |
"НЕПТУН" - см Лаги механические. -----------------------------------
НЕПТУН (Neptune) - одна из больших планет. Невооруженным глазом не виден. Открыт астрономом Леверье в 1846 г. путем математических вычислений; обращается вокруг Солнца 164 года и 281 день. Удален от Солнца в среднем на 4701 млн. км. Поперечник Н. 54 400 км. |
НЕРВЮРЫ (Ribs) - балочки, соединяющие лонжероны и удерживающие их на определенном расстоянии друг от друга. П. придают крылу нужную форму. |
НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ (Stainless steel) - сталь, содержащая хром (12-14 %) или хром и никель (до 4,5 %). В закаленном и отполированном состоянии отличается очень высоким сопротивлением коррозии. |
"НЕРУНГИ" - см. Гаф. |
НЕСОВЕРШЕННОЕ СГОРАНИЕ - неполное сгорание, имеющее место, когда количество подводимого к горящему топливу воздуха меньше необходимого. Основным признаком является наличие окиси углерода в сгоревших газах. |
НЕСУЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (несущая площадь) - полная площадь крыла самолета, за вычетом площади неработающих частей его. В неспециальной литературе Н. П. часто неправильно называют крылья самолета вообще. |
НЕСУЩАЯ ЧАСТОТА - см. Модуляция. |
НЕСЯК (Floeberg) - высокое, глубоко сидящее плотное образование из смерзшихся глыб льда, имеющее сравнительно малое горизонтальное протяжение. |
НЕТТО - вес нетто (Net, net weight) - чистый вес груза без упаковки, за вычетом обычно допускаемых для данного груза весовых скидок. Слово Н. часто применяется в качестве приставки при наименовании численных величин в целях указания, что данная величина показана за вычетом посторонних, обременяющих ее величин. |
НЕТТО-РЕГИСТРОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ (Netto register tonnage) - см. Вместимость судов. |
"НЕТЧИК" - краснофлотец, не явившийся с берега на корабль с назначенной шлюпкой или точно к назначенному сроку. С момента явки на корабль перечисляется в разряд "опоздавших". "Быть в нетчиках" - быть в числе не явившихся своевременно с берега. "Заправить Н." - не явиться своевременно с берега. "Показать число Н." - сообщить флагману тем или иным средством связи количество не явившихся своевременно с берега бойцов. |
НЕУСТОЙЧИВОСТЬ НА КУРСЕ - суда с небольшим углублением, а равно и с чрезмерно срезанными кормовыми дейдвудами имеют небольшое сопротивление воды сравнительно с их моментом инерции. Поэтому такие суда чрезмерно поворотливы, весьма чутки к отклонению руля даже на небольшой угол и являются неустойчивыми на курсе, т. е., раз покатившись в одну сторону, они сохраняют это стремление, и даже перекладка руля на другой борт не может изменить это стремление. |
НЕУСТОЙЧИВЫЕ МАССЫ воздуха - см. Холодная масса воздуха. |
НЕУЯЗВИМОСТЬ КОРАБЛЯ - устаревающий термин, означавший способность боевого корабля противостоять воздействиям оружия противника (попаданиям снарядов, торпед, взрывам мин и пр.). |
НЕФ - общее название первых мореходных парусных судов Средних веков, появившихся в XII в. и просуществовавших до XVIII в. Использовались как для военных, так и для торговых целей и достигали водоизмещения в 500 т. Обычно имели две мачты с латинским вооружением. Постепенно совершенствуясь и увеличиваясь в размерах, переродились к XVIII в. в линейные корабли. |
НЕФОСКОП (Nephoscope) - прибор, служащий для определения на сухопутных метеостанциях направления движения и относительной скорости облаков, |
НЕФТЕВОЗЫ, НЕФТЕНАЛИВНЫЕ СУДА (Oiler, tanker) - наливные суда (танкеры) специальной постройки, предназначенные для перевозки наливом различных тяжелых сортов нефти. |
НЕФТЕКАЧКИ (речи.) - суда баржевого типа, служащие для перекачки нефтяных грузов и для подачи их на паротеплоходы как топлива. |
НЕФТЕНАЛИВНОЕ СУДНО - см. Нефтевоз. |
НЕФТЕПРОВОДЫ НА НАЛИВНЫХ СУДАХ, ГРУЗОВЫЕ - для производства грузовых операций, как то: погрузки, разгрузки и перекачки нефтепродуктов на наливных судах (танкерах) устанавливаются специальные трубопроводы: погрузочный, разгрузочный и зачистной. Погрузка и разгрузка производятся по одному и тому же трубопроводу, и только для того, чтобы не производить погрузки через насосы, вокруг каждого из них устанавливается обводный трубопровод того же сечения, что и разгрузочный. Зачистная магистраль представляет собой совершенно независимую от погрузочного трубопровода вспомогательную магистраль, отростки от которой идут в каждую систерну. Приемники этой магистрали не доходят до днища судна всего лишь на 20 мм, что дает возможность разгрузить судно почти полностью. |
НЕФТЬ - горное масло, петролеум (Rock oil, mineral oil, petroleum) - органическое вещество очень сложного состава и различной плотности - от газов до твердого состояния (парафинистая нефть). По химическому составу Н. представляет сложную смесь жидких углеводородов, в которой растворены газообразные и твердые углеводороды. Кроме углеводородов, Н. содержит примеси (азотистые соединения, органические соединения и др.). В большинстве случаев нефть темного, бурого или зеленовато-бурого цвета, реже светло-желтая и даже бесцветная жидкость. Путем перегонки Н получают бензин, керосин, различные смазочные масла, мазут, гудрон, вазелин, парафин и др. нефтепродукты. |
НЕФТЯНОЙ ДВИГАТЕЛЬ (нефтянка, полудизель) - двигатель с калоризатором, работающий на нефти по циклу Отто. Обычно двухтактный, сравнительно небольшой мощности. От газовых и карбюраторных двигателей, работающих по циклу Отто, отличается тем, что сжатию подвергается не горючая смесь, а воздух, как у дизеля. |
НЕФТЯНОЙ НАСОС - см. Топливный насос. |
НЕФТЯНЫЕ ОСТАТКИ - см. Мазут. |
НЕЧИСТАЯ ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ (Foul hawse) - говорится о якорной цепи, когда она запуталась вокруг штока или лапы якоря. |
НЕЧИСТЫЙ КАНАТ - см. Нечистая якорная цепь. |
НЕЧИСТЫЙ ЯКОРЬ (Foul anchor) - говорится о якоре, когда он при поднятии его из воды оказывается опутанным якорной цепью (канатом) или когда он со дна поднимает какой-нибудь предмет, как, напр., чужую якорную цепь, кабель и т. п. |
НЕЧИСТЫЙ ЯР (речи.) - крутой берег, вблизи которого находятся в воде те или иные опасности для судоходства. См. Обрезной яр. |
НИВА (арх.) - незначительные пороги в реках. |
НИВЕЛИР (Level) - геодезический инструмент, видоизменение угломерного инструмента теодолита (см.). Состоит из горизонтальной зрительной трубы со скрепленным параллельно к ней уровнем. Служит для нивелирования. |
НИВЕЛИРОВАНИЕ - нивелировка, гипсометрия (Levelling) - определение разности высот двух или нескольких точек земной поверхности. Высота точки определяется или от уровня океана (абсолютная высота), или от какой-нибудь условной точки (условная высота). |
НИВЕЛИРОВАТЬ - 1. Определять высоту положения различных точек поверхности земли относительно условного уровня. 2. Уравнивать, приводить к одному уровню. |
НИЖНЕЕ ДУТЬЕ - дутье воздуха под колосниковую решетку, применимое в том случае, если колосниковая решетка и слой топлива образуют большое сопротивление проходу воздуха. |
НИЖНИЕ ПАРУСА (Courses) - так обычно называли фок и грот на судах с прямыми парусами, ибо на бегин-рей-парус не привязывался, но поскольку на современных парусных судах этот парус появился (бизань), то следует и его отнести к Н. П. |
НИЖНИЕ РЕИ (Lower yards) - реи, к которым привязываются нижние паруса. Н. Р. называют фока-рей и грота-реи, если же на бегин-рее привязан парус, то в том случае и его следует считать Н. Р. |
НИЖНЯЯ ШКАТОРИНА (Foot of a sail) - нижняя кромка паруса, обшитая лик-тросом. |
НИЗКАЯ ЧАСТОТА (Acoustic frequencies, audible frequencies), звуковая частота - колебания с частотой ниже 20 000 периодов в сек.; при превращении электрических колебаний в механические (напр. с помощью телефонной мембраны) последние воспринимаются слухом как звук. |
НИКЕЛЕВАЯ СТАЛЬ (Nickel steel) - сталь с примесью никеля (1-5 %, а иногда и больше). Отличается большой вязкостью и прочностью. |
НИКЕЛИРОВАНИЕ (Nickel-plating) - процесс нанесения на поверхность металлов слоя никеля с целью защитить поверхность металла от коррозии, увеличить твердость наружного слоя металла и придать изделиям более красивый вид. Производится путем электролиза. |
НИКОЛЬСОН - см. Лаг Никольсона, самопишущий. |
НИЛАКСЫ (сев.) - ряд длинных, подводных осыхающих корг. На Новой Земле - песчаный риф. |
НИЛАС (Nyllas) - тонкая, эластичная, блестящая ледяная кора. Образуется на спокойной поверхности моря путем смерзания сала. Ветрами легко разламывается на стеклообразные куски - палабажник. |
НИППЕЛЬ (Nipple) - муфта с внутренней резьбой по концам, служащая для соединения водопроводных и др. труб. |
НИРАЛ, НИРГАРДЕР (Downhauler) - снасть, с помощью которой убираются косые паруса, В зависимости от того, какому парусу принадлежит Н., он получает дополнительное наименование, напр. кливер-нирал, бом-кливер-нирал, фока-стаксель-нирал. |
НИСХОДИТЬ - уваливаться под ветер при лежании в дрейфе. В отношении противоположного движения применяют термин - восходить. |
НИСХОДЯЩАЯ ВЕТВЬ ТРАЕКТОРИИ - см. Траектория снаряда. |
НИТЕЛЬСЫ (Netting) (стар.) - сетки по бортам судна. |
НИТЛЕГОР (стар.) - не спускайся под ветер. |
НИТОГОРЬ (стар.) - не подымайся высоко к ветру. |
НИТРОГЛИЦЕРИН (Nitroglycerine) - одно из важнейших взрывчатых веществ, находящее много разнообразных применений. Н. служит основным материалом для нитроглицериновых бездымных порохов. |
НИТЬ - каболка в лине. |
НОВОБРАНЦЫ - новонабранцы (Apprentice) (стар.) - так назывались в царской России военнообязанные, принятые для пополнения флота, но еще не явившиеся в свои части. С момента прибытия в части Н. уже назывались молодыми матросами. В СССР военнообязанные, призываемые в ряды РКВМФ, называются призывниками, a с момента прибытия в часть - молодыми краснофлотцами. |
"НОВОЕ ЗА СТАРОЕ" (New for old) - условие при страховании судового корпуса, по которому с суммы убытка страховщик или диспашер удерживает разницу за замену изношенных частей корпуса новыми. |
НОВОЛУНИЕ (New moon) - см. Фазы луны. |
НОВЧЕВА (сев.) - сизигийный прилив. |
НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ - звезды очень слабой яркости, которые от неустановленных пока причин внезапно увеличивают свою яркость во много тысяч раз и, постепенно бледнея, возвращаются к прежней яркости. |
НОГА ЯРУСА (сев.) - начало яруса, ближний к берегу его конец. |
НОГИ ЛЬДА (арх.) - подводная ледяная коса, идущая иногда далеко от стамухи; ледяной риф. |
НОЖНЫ (Scabbard) - футляр для клинка холодного оружия при его ношении; делается из кожи или из дерева, обтянутого кожей, резиной, сафьяном и т. п. или, наконец, из металла. |
НОЖОВКА (Hand-saw) - 1. Пила для металла; состоит из станка (рамки), в который вставляются сменные полотна. 2. Пила-одноручка. Н. с узким полотном применяется для криволинейных пропилов. Н. с широким полотном применяют для различных работ. |
НОЗДРЯ (речи.) - клюз. |
НОЙТАЛИ (Guntackle) (стар.) - снасти, которыми в шторм прикреплялись орудия к борту. |
НОК (Arm) - так называются концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и внешние концы лисель-спиртов, выстрелов и стрел. Кроме того, Н. называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря. |
НОК-БЕНЗЕЛЬ (Yard-arm earings) - бензель, которым принайтавливается парус к ноку рангоутного дерева. |
НОК-ГОРДЕНИ (Leech-line) - снасти, с помощью которых подтягиваются боковые шкаторины прямых парусов к нокам рея. |
НОКОЛЬ-ТИМБЕРСЫ - передние поворотные шпангоуты деревянных судов, на которых стоят нижние концы гасписы. |
НОК-ТАЛЕЙ-ШКЕНТЕЛЬ (стар.) - шкентель от нока рея, оканчивающийся коушем. |
Нок-тали (Pendent yard-tackle, yard-arm tackle) - тали, основанные так же, как и сей-тали (см.), но с той лишь разницей, что одношкивный блок нок-талей имеет ввязанным в шейку своего стропа коуш. |
НОКТУРЛЯБИЯ, НОКТУРНАЛ (Nocturnal) - вспомогательный инструмент, которым пользовались в старину для определения широты ночью по высоте Полярной Звезды, взятой градштоком или астролябией. |
НОМЕР БОЕВОЙ - для облегчения расчетов, удобства проверки личного состава на учениях и тревогах и наглядности при обращении с расписанием рядовому и младшему начальствующему составу (исключая старшин) присваивают боевые номера. Н. Б. краснофлотца должен служить точным указанием: к какой боевой части (службе) принадлежит данный краснофлотец; в какой боевой смене он состоит и в каком боевом посту находится во время боя. Все Н. Б. четырех- или пятизначные. |
НОМЕР ТАКТИЧЕСКИЙ - номер, присваиваемый каждому кораблю в строю, начиная с головного или правофлангового, для установления порядка их расположения. |
НОМЕРАЦИЯ КОРАБЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ - см. Номер боевой. |
НОМОГРАММА (Nomogram, nomograph) - графическое отображение в числовых пометках математического выражения, позволяющее во много раз сократить вычислительную работу. Н. применимы всюду, где не требуется большой точности расчетов, и предохраняют от случайных ошибок, свойственных всяким вычислениям. |
НОМОГРАФИЯ - часть математики, имеющая своим предметом разработку графических приемов для производства различных вычислений и методов построения номограммы. |
НОНИУС (Vernier) - измерительное приспособление, позволяющее отсчитывать доли основных делений масштаба. Круговой Н. для отсчета углов носит название верньер (см.). |
НОРВЕЖСКИЙ ВЕРИТАС - см. Классификационные общества. |
НОРВЕЖСКИЙ ИОЛ (Norwegian jawl) - скандинавский промысловый парусный бот, оснащенный, как иол, и обладающий исключительной остойчивостью. Из всех малых судов Н. И. считается наилучшим по своим мореходным качествам. |
"НОРД" ("North") - название одного из флагов военно-морского свода сигналов. Значение этого флага как сигнала: "Румб-норд". -----------------------------------
НОРД (North) - север; название одного из главных румбов (см. Румб). От него к осту (востоку) идут промежуточные румбы: норд-тень-ост (North by east), норд-норд-ост (North north east), норд-ост-тень-норд (North-east by north), норд-ост (North east), норд-ост-тень-ост (North-east by east), а к весту (западу): норд-тень-вест (North by west), норд-норд-вест (North north west), норд-вест-тень-норд (North west by north), норд-вест (North west), норд-вест-тень-вест (North west by west). Соответственные сокращенные обозначения перечисленных выше румбов: NtO, NNO, NOtN, NO, NOtO, NtW, NNW, NWtN, NW, NWtW. |
НОРДКАПСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - ветвь норвежского Атлантического течения, идущая между Норвегией и Медвежьим о-м: несет теплые и соленые воды в Баренцево море. К востоку от меридиана Кольского зал. Н. Т. разделяется на несколько ветвей. |
НОРИЯ (Noria) - многочерпаковая лента, представляющая собой аппарат непрерывного действия. Применяется в качестве перегрузочных устройств для массовых грузов (зерно, уголь, руда, отчасти лес, строительные материалы и пр.). Производительность Н. выражается в пределах от 30 до 100 т в час, а иногда до 200 т в час. |
НОРИЯ ПЛАВУЧАЯ - представляет установленный на понтоне многочерпаковый подъемник, в общем той же конструкции, что и в береговых установках. |
НОРМАЛЬНЫЙ ПАР - сухой насыщенный пар с температурой 100° С, имеющий теплосодержание 637 кал/кг в предположении начальной температуры воды в О°С. Понятие Н. П. применяется для сравнения паропроизводительности котлов, имеющих различные характеристики пара и температуру питательной воды. |
НОРМАН - см. Автоматы питания. |
НОРМЫ ПРОЧНОСТИ - требования относительно величины временного сопротивления металла, удлинения при разрыве и др. механических качеств, которым должен удовлетворять известный сорт материала. |
НОРФОЛКСКОЕ ВЕРРИ (Norfolk wherry) - парусная баржа, применяющаяся в районе главных рек Норфолка и Суффолка. Корпус заострен к носу и к корме. Имеет одну мачту и только один парус, верхний задний угол которого поднимается на большую высоту. Эти суда считаются непревзойденными в своих собственных водах, однако в других местах использование их не было особенно успешным. Грузоподъемность их от 30 до 60 т. В последнее время на них с успехом применяется паровой двигатель. |
НОС (Ness) - мыс, т. е. часть суши, выдающаяся в море более или менее острым углом. Употребляется это слово на севере СССР. |
НОС СУДНА (Bow, prow) - передняя оконечность судна как надводная, так и подводная. Н. у современных кораблей бывает прямой, ледокольный, бульбовый и разваливающийся вперед (клиперный). Последняя форма называлась в старом деревянном судостроении княвдигедом. Во второй половине XIX в. весьма распространенным видом Н. был так называемый таранный (см. Таран). |
НОСОВАЯ КЛАДЬ (сев.) - шестое отделение в шинке от кормы. |
НОСОВАЯ ЧАСТЬ СУДНА (Forebody) - передняя часть судна, простирающаяся от мидель-шпангоута до форштевня. |
НОСОВОЕ УКРАШЕНИЕ КОРАБЛЯ - украшения в виде символических фигур, зачастую художественного исполнения, помещавшихся в прежнее время на носу у кораблей. |
НОСОВОЙ ЛЮК - съемная деревянная решетка, служащая носовым сиденьем на шлюпке. |
НОСОВЫЕ ШВАРТОВЫ - швартовы, поданные с носа судна на берег, пристань, другое судно. |
НОСОК (Bill of an anchor) - острие у лапы якоря. ------------------- (арх.) - каменный скалистый острый мыс. |
НОСЯК (арх.) - обмелевшая при отливе льдина. |
НОТ (стар.) -ют. |
НОТ, ПОДДОН (сев.) - кошельковая сеть для ловли сайды (от норвежского Synkenot). |
НОТИС (Notice) - уведомление о полной готовности судна к погрузке или выгрузке; сообщается соответственно грузоотправителю или грузополучателю непосредственно капитаном судна или через морского агента. Н. всегда дается в письменной форме, причем, если капитан посылает Н. через агента, он вправе требовать от агента расписку о точном (до минут) времени вручения последним Н., что важно в отношении правильности начала счета сталийных дней. |
НОЧНИК - медная кружка с крышкой, в которой помещался пропущенный через отверстия в крышке тлеющий фитиль, служивший для закуривания. Сам ночник помещался в кадке, находившейся на баке корабля в месте, отведенном для курения. |
НОЧНОЙ СИГНАЛ (Night signal) - сигнал, подаваемый ночью вспышками специальных фонарей, пиротехническими средствами и т. п. |
НОЧЬ ПОЛЯРНАЯ - промежуток времени, выраженный в сутках, в течение которого Солнце в широтах, больших 66,°5, не показывается над горизонтом. |
"НУЛЬ ГЛУБИНЫ" - тот наинизший уровень, когда-либо наблюдавшийся в данном месте, к которому приводятся глубины на советских, американских и французских картах; на английских картах Н. Г. приведен к среднему уровню малых сизигийных вод. |
НУТАЦИЯ (Nutation) - небольшие периодические колебания земной оси, вызываемые влиянием периодических изменений в движении и положении орбит Земли и Луны. |
НУТАЦИЯ СНАРЯДА - периодическое незначительное колебательное движение оси вращающегося артиллерийского снаряда при его полете. |
НУТРОМЕТР - инструмент для измерения внутренних размеров изделия. |
НЫЛАС - см. Нилас. |
НЫРЯЛО, ПЛУНЖЕР (Plunger) - поршень насоса, имеющий вид длинной (по отношению к диаметру) скалки. Приводится в движение с помощью эксцентрика или кривошипного механизма. Насосы с подобного типа поршнями называются плунжерными. |
НЬЮТОН Исаак (1643-1727) - величайший английский математик, астроном и физик. Главным трудом Н. считается его книга "Математические основы естественной философии", в которой излагается теоретическая и небесная механика, причем дается математический вывод известных законов Кеплера о движении планет с точки зрения установленного Н. закона всемирного тяготения. |
НЮРА (арх.) - подводная мель. |
НЯША (бел.) - иловатая, топкая поверхность морского побережья при обсушке. |
НЯШЕВАТЫЙ, НЯШИСТЫЙ (арх.) - иловатый, илистый. |
Главная |