Морской словарь (Самойлов К.И., 1941)
Статьи на букву "М" (часть 3, "МИН"-"МЯТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МИН"-"МЯТ")

"МИНИМУМ ИСЛАНДСКИЙ"

"МИНИМУМ ИСЛАНДСКИЙ" - обширная депрессия, ось которой протягивается, в общем, с юго-запада на северо-восток, от Флориды до Исландии. Иначе называется североатлантическим минимумом. Исландский минимум обнаруживается на климатических месячных и годовых картах вследствие того, что над указанными расстояниями в течение всего года преобладают циклоны, которые особенно глубоки и интенсивны в зимнее время. Большинство циклонов, проходящих над Европой, берут свое начало в районе "Исландского минимума".

МИНИМУМЫ БАРИЧЕСКИЕ

МИНИМУМЫ БАРИЧЕСКИЕ (Minimum or low) или просто минимумы или циклоны - области, атмосферное давление в которых от периферии к центру понижается, так что в центральном районе области находится минимальное для этой области давление.

МИНИМУМЫ ДИНАМИЧЕСКИЕ

МИНИМУМЫ ДИНАМИЧЕСКИЕ - минимумы (циклоны), возникающие независимо от распределения температур в нижнем слое тропосферы над данным районом и являющиеся результатом вызванного какими-либо причинами оттока достаточно значительных масс воздуха поверху из высоких слоев столба тропосферы, расположенного над каким-либо районом.

МИНИМУМЫ СОПРЯЖЕННЫЕ

МИНИМУМЫ СОПРЯЖЕННЫЕ (Dumb-bell depressions) - минимумы, динамически друг на друга влияющие, что сказывается на направлении и скорости их перемещения. Сопряженными могут быть два и более минимумов. Частным случаем системы двух сопряженных минимумов является двуцентровый минимум (см.).

МИНИМУМЫ ТЕРМИЧЕСКИЕ

МИНИМУМЫ ТЕРМИЧЕСКИЕ - минимумы, возникающие вследствие достаточно сильного нагревания нижних слоев воздуха над каким-либо районом.

МИНИМУМЫ ЧАСТНЫЕ

МИНИМУМЫ ЧАСТНЫЕ - см. Минимум вторичный.

МИННАЯ БАНКА

МИННАЯ БАНКА - небольшая группа поставленных мин. Постановка мин банками применяется для стеснения плавания в водах противника на большом протяжении и на продолжительный срок.

МИННАЯ КАЮТА

МИННАЯ КАЮТА - помещение, в котором хранятся минные принадлежности.

МИННЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

МИННЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ (Barrage) - искусственные препятствия на водном пространстве, состоящие из мин. По своему назначению минные заграждения разделяются на следующие группы: позиционные, подразделяющиеся в свою очередь на основные, передовые и дополнительные; маневренные; маневренно-позиционные; активные и оборонительные.

МИННЫЕ МАШИНИСТЫ

МИННЫЕ МАШИНИСТЫ - специалисты рядового состава в старом русском флоте, обслуживавшие торпедное вооружение корабля. В РКВМФ подобные специалисты называются торпедистами.

МИННЫЕ ОФИЦЕРЫ

МИННЫЕ ОФИЦЕРЫ (Torpedo-officer) - офицеры старого флота, получавшие специальную подготовку и ведавшие на кораблях флота всеми минно-торпедными устройствами, минами, торпедами и электромеханической частью корабля.

МИННЫЕ ПУТИ

МИННЫЕ ПУТИ - рельсовые пути, проложенные на палубе корабля, по которым перекатывают мины при их постановке. См. Рельсовый путь.

МИННЫЕ СКАТЫ

МИННЫЕ СКАТЫ - см. Скаты забортные.

МИННЫЕ ТРАНСПОРТЫ

МИННЫЕ ТРАНСПОРТЫ - суда специальной постройки или переделанные из судов гражданского флота; предназначались для минных постановок, а некоторые, кроме того, носили на себе минные паровые катеры (миноноски). Прототип современного минного заградителя.

МИННЫЙ КИЛЕКТОР

МИННЫЙ КИЛЕКТОР (A hulk for planting torpedoes) (стар.) - портовое судно, служившее для постановки мин вблизи порта.

МИННЫЙ КРЕЙСЕР

МИННЫЙ КРЕЙСЕР - так одно время в русском флоте назывались относительно большие (для того времени) миноносцы.

МИННЫЙ ПЛОТИК

МИННЫЙ ПЛОТИК - два барказа, жестко соединенные, имеющие деревянный настил и минную стрелу. Применяется для уборки и постановки мин с учебной целью.

МИННЫЙ ЭЛЕКТРИК

МИННЫЙ ЭЛЕКТРИК - рядовой специалист РКВМФ, обслуживающий электротехнические установки, устройства и приборы минной части.

МИНОВАТЬ

МИНОВАТЬ (То go beyond, to outsail) - обойти, пройти мимо, оставить в стороне или позади себя, пройти.

МИНОНОСКА

МИНОНОСКА (Torpedo-boat) - маленький миноносец. Термин устаревший.

МИНОНОСЦЫ

МИНОНОСЦЫ (Torpedo-boats) - разновидность эскадренных миноносцев (см.). Отличаются от последних меньшими размерами, вооружением и скоростью хода и предназначаются для действия на небольших и стесненных (прибрежных, шхерных) районах.

МИНРЕП

МИНРЕП - стальной трос, соединяющий мину с ее якорем.

МИНУТА

МИНУТА (Minute) - единица измерения времени и углов. Равна 1/60 часа и 1/60 градуса или 1/216000 части окружности. См. Угол.

МИРАЖ

МИРАЖ - фата-моргана, марево (Looming) - оптическое явление, при котором становятся видимыми предметы, находящиеся за пределами горизонта. М. объясняется неравномерным нагреванием слоев воздуха, вследствие чего лучи от предметов при переходе из одного воздушного слоя в другой преломляются и изменяют направление.

МИРОШНИЧЕНКО

МИРОШНИЧЕНКО - см. Пеленгатор бортовой.

МИСТИКА

МИСТИКА (Mistic) - род каботажного судна Средиземного моря.

МИСТРАЛЬ

МИСТРАЛЬ (Mistral) - сильный, холодный ветер, северный или северо-восточный, дующий в Лионском заливе от Ниццы до Испании и зимою часто переходящий в шторм.

МИТКАЛЬ

МИТКАЛЬ (Calico) - тонкая бумажная ткань, употребляемая для выделки картузов к орудиям мелкого калибра (ниже 130 мм).

МИТУСИТЬ

МИТУСИТЬ (арх.) - о дожде: моросить.

МИЧМАН

МИЧМАН (Sub-lieutenant) - первый офицерский чин в старом русском флоте.

МИШЕНЬ ГЛАЗНАЯ

МИШЕНЬ ГЛАЗНАЯ - см. Пеленгатор.

МИШЕНЬ ПРЕДМЕТНАЯ

МИШЕНЬ ПРЕДМЕТНАЯ - см. Пеленгатор.

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, ГАЛАКТИКА

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, ГАЛАКТИКА (Milky way, galaxy) - светлая полоса, проходящая через все небо. М. П. состоит из туманностей и огромного числа звезд, в большинстве невидимых невооруженным глазом. Наибольшая ширина полосы млечного пути, видимой глазом, достигает 40°, наименьшая - около 5°.

МНОГОЛЕТНИЙ ЛЕД

МНОГОЛЕТНИЙ ЛЕД (Old ice) - не растаявший за лето лед, просуществовавший не менее 2-х зим.

МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - двигатель с числом цилиндров более двух.

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ (Model, mould) - 1. Деревянное или металлическое изображение внешней формы предмета, подлежащего отливке из металла или какой-либо пластической массы. Изготовлением М. занимаются особые мастера - модельщики. 2. Образец соответствующего промышленного изделия, аппарата или сооружения. 3. Парафиновое масштабное отображение подводных обводов судна, служащее для опытного определения потребной мощности механизмов.

МОДЕРНИЗАЦИЯ КОРАБЛЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ КОРАБЛЯ (Modernization) - капитальный ремонт корабля с заменой, дополнением и усовершенствованием элементов его вооружения и оборудования современными образцами.

МОДУЛЬ УПРУГОСТИ

МОДУЛЬ УПРУГОСТИ (Modulus of elasticity) - см. Юнга модуль.

МОДУЛЯТОРНАЯ ЛАМПА

МОДУЛЯТОРНАЯ ЛАМПА - электронная лампа, применяемая в радиотелеграфном передатчике для модуляции колебаний.

МОДУЛЯЦИЯ

МОДУЛЯЦИЯ (Modulation) - изменение амплитуды тока в антенне при радиотелефонной передаче под влиянием звука, производимого перед микрофоном. М. характеризуется коэффициентом М., или отношением (выражаемым в %) прироста (или уменьшения) амплитуды тока при М. к амплитуде антенного тока без М. Коэффициент М. не должен превышать 60-80 % для получения чистой без искажения радиопередачи. Электромагнитные волны, излучаемые радиотелефонным передатчиком и модулированные (измененные) под воздействием воспроизводимого перед микрофоном звука (микрофонного или разговорного тока), обладают тремя частотами: основной, или несущей (частота передатчика), и двумя боковыми (верхней и нижней), отличающимися от основной на частоту разговорного тока.

МОЖЖИРА

МОЖЖИРА (стар.) - мортира.

МОЗАМБИКСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

МОЗАМБИКСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - см. Экваториальное южное течение Индийского океана.

МОКРАЯ ГНИЛЬ

МОКРАЯ ГНИЛЬ - см. Пороки дерева.

МОКРЫЕ КОРАБЛИ

МОКРЫЕ КОРАБЛИ - так называют корабли, подверженные сильному заливанию волной в свежую погоду в море.

МОКРЫЙ ПАР

МОКРЫЙ ПАР (Wet steam) - см. Влажность пара.

МОКРЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

МОКРЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК (The wet triangle) - так во время империалистической войны 1914-18 гг. была прозвана Гельголандская бухта. Ее также называли Германская бухта или просто Бухта.

МОКШАН

МОКШАН - речное деревянное судно длиною 21,3-36,6 м (70-120 фут.) и шириною 10,7-15,2 м (35-50 фут.). Грузоподъемность до 327-491 т (20-30 тысяч пудов) при осадке 2,1-2,4 м (7-8 фут.). Мачта одна; парус прямой, рейковый. Снабжается 6-10 веслами.

МОЛ

МОЛ (Mole, jetty, dam) - оградительное сооружение в портах для защиты их от морских волнений. М. может быть соединенным или несоединенным с берегом. В последнем случае он носит название волнолома, или брекватера. М. и волноломы возводятся либо в виде вертикальной стенки со дна моря, либо в виде каменной отсыпки трапецеидального сечения.

МОЛИБДЕНОВАЯ СТАЛЬ

МОЛИБДЕНОВАЯ СТАЛЬ (Molybdenum steel) - сталь с примесью небольшого количества молибдена (0,15- 3,0 %), обладает высокими механическими свойствами и широко применяется в авиастроении.

МОЛИТВЕННЫЙ ФЛАГ

МОЛИТВЕННЫЙ ФЛАГ (Church) - белый флаг с небольшим красным крестом посредине. Поднимался на мачте во время богослужения на корабле. Кроме того, означал "Отбой боевой тревоги".

МОЛНИЕПРОВОД

МОЛНИЕПРОВОД (слав.) - громоотвод.

МОЛНИЯ

МОЛНИЯ (Lightning) - электрический разряд между облаками или между облаком и землей. Наиболее часто наблюдающийся вид молнии - так называемая линейная М. Реже наблюдаются так называемые плоские М., которые представляют собой кратковременные разряды, охватывающие значительную часть облака и, по-видимому, состоят из светящихся разрядов, испускаемых отдельными капельками облака. Еще реже наблюдаются шаровые М., которые представляют собою огненные шары различной окраски, величиною то с кулак, то с голову, перемещающиеся с умеренной скоростью, в особенности при сквозняке, и могущие проникнуть внутрь здания. Наконец, наиболее редкая форма молнии - неточные М., которые, по-видимому, представляют собой переходный тип от линейных к шаровым молниям.

МОЛОДИК

МОЛОДИК (Young ice) - тонкий лед с шероховатой влажной поверхностью светло-серого цвета. Образуется из шуги, снежуры и блинчатого льда путем смерзания. Ветром и волнением разламывается труднее, чем нилас.

МОЛОДОЙ МАТРОС

МОЛОДОЙ МАТРОС - см. Новобранцы.

"МОЛОКО"

"МОЛОКО" - так называют моряки сильный туман, во время которого бывает подчас невозможно разглядеть пальцев вытянутой руки.

МОЛОТ

МОЛОТ (Hammer) - инструмент или машина, применяемая при ковке металлов и действующая ударом, чем отличается от прессов, действующих давлением. М. разделяются на ручные и механические.

МОЛОЧАНКА

МОЛОЧАНКА - пенька низшего качества.

МОМЕНТ ВЕСА

МОМЕНТ ВЕСА (Moment of load) - произведение из веса какого-либо груза на расстояние от этого груза до какой-либо оси или плоскости.

МОМЕНТ ИЗГИБАЮЩИЙ

МОМЕНТ ИЗГИБАЮЩИЙ (Bending moment) - момент внешних сил относительно сечения балки.

МОМЕНТ КРУТЯЩИЙ

МОМЕНТ КРУТЯЩИЙ (Torque, moment of torsion) - момент внешних сил относительно оси, перпендикулярной к сечению стержня.

МОМЕНТ МАЛОЙ ВОДЫ

МОМЕНТ МАЛОЙ ВОДЫ - момент, соответствующий самому низкому уровню воды при отливе.

МОМЕНТ ПАРЫ СИЛ

МОМЕНТ ПАРЫ СИЛ - см. Пара сил.

МОМЕНТ ПОЛНОЙ ВОДЫ

МОМЕНТ ПОЛНОЙ ВОДЫ - момент, соответствующий самому высокому уровню воды при приливе.

МОМЕНТ СИЛЫ

МОМЕНТ СИЛЫ - относительно точки (Moment of a force) - произведение величин силы на длину перпендикуляра, опущенного из точки на направление силы. М. С. относительно оси - произведение проекции силы на плоскость, перпендикулярную оси, на расстояние между осью и этой проекцией.

МОНИТОРЫ

МОНИТОРЫ (Monitor) - мощные артиллерийские корабли относительно небольшого водоизмещения, служащие для решения задач по борьбе с береговой артиллерией противника и для разрушения крупных (бетонированных) береговых сооружений. Вооружаются орудиями до 381 мм калибра. Условия прибрежного плавания, требующие малой осадки и небольшого водоизмещения, ограничивают количество орудий обычно одной башней.

Монитор.

Монитор.

Имеют противоминную и зенитную артиллерию. Особое внимание обращается на их защиту, как броневую, так и противоминную. Обладают плохой управляемостью и мореходностью. Скорость хода от 6 до 14 узлов. Район действия ограниченный. Водоизмещение у больших М. достигает 8000 т. Речные М. имеют водоизмещение до 1000 т и калибр артиллерии, обычно не превышающий 152 мм (6 дм.).

МОНОПЛАН

МОНОПЛАН (Monoplane) - самолет, у которого крылья расположены в один ряд (горизонтальный).

МОНТАЖ

МОНТАЖ (Assembling, mounting) - сборка отдельных частей машины и установка ее.

МОРАВИЯ, КРАСКА

МОРАВИЯ, КРАСКА - патентованная краска, служащая для окраски подводных частей судов в целях предохранения последних от оборжавления и обрастания. Краска дорогая и требует особых печей для нагревания состава и опытных мастеров для нанесения ее на окрашиваемые поверхности.

"МОРДАВИНД"

"МОРДАВИНД" - так в шутку называют ветер, дующий навстречу направлению движения судна.

МОРЕ

МОРЕ (Sea) - части океанов, более или менее окруженные сушей. Делятся на внутренние и краевые. Внутренние далеко вдаются в материк и соединены с океаном большею частью узкими проливами, напр. Средиземное, Черное, Красное, Балтийское моря. Краевые М. отделены от океанов островами, напр. Караибское М., Австрало-Азиатское (группа М. между Азией и Австралией), Японское, Охотское и Берингово, или совсем открыты в океан, напр. Бискайский залив.

МОРЕНО

МОРЕНО (астр.) - ветрено с моря.

МОРЕПЛАВАНИЕ, МОРЕХОДСТВО

МОРЕПЛАВАНИЕ, МОРЕХОДСТВО (Sailing, navigation) - искусство плавать по морям.

МОРЕСТАВ

МОРЕСТАВ (байкал.) - пора, время замерзания.

МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ

МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ (Nautical astronomy) - см. Астрономия.

МОРЕХОДНОЕ СУДНО

МОРЕХОДНОЕ СУДНО (Seaworthy) - судно, пригодное для плавания в открытом море и океане.

МОРЕХОДНОСТЬ ГИДРОСАМОЛЕТА

МОРЕХОДНОСТЬ ГИДРОСАМОЛЕТА - сумма качеств, обеспечивающих способность гидроаэроплана в любую погоду производить взлет и посадку на волну в открытом море, выдерживать длительное плавание и буксировку, испытывать качку без риска перевернуться.

МОРЕХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

МОРЕХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты, употребляемые в морском деле в целях обеспечения кораблевождения. К мореходным инструментам относятся: навигационные инструменты (см.) и астрономические инструменты (морские угломерные инструменты, хронометры и часы, вспомогательные астрономические приборы).

МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ

МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ - плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, поворотливость и плавность качки.

МОРЕХОДНЫЕ УЧИЛИЩА

МОРЕХОДНЫЕ УЧИЛИЩА - специальные учебные заведения для судоводителей гражданского флота в России. Первая школа в России для подготовки штурманов для Байкальского озера и Охотского моря была основана в 1753 г. в Иркутске. В течение XVIII и начала XIX в. были основаны навигацкие школы в Кеми, Холмогорах, Архангельске и С.-Петербурге, но эти первые М. У. не имели успеха и вскоре были упразднены. Прочное основание развитию мореходного образования было положено лишь в 1829 г., когда в С.-Петербурге было учреждено 1-е училище торгового мореплавания с 4-летним курсом. В 1834 г. аналогичное учебное заведение было открыто в Херсоне, а в последующие годы и в других городах. В 1867 г. было издано новое положение о мореходных классах. Классы были разделены на 3 разряда для подготовки к званиям: 1) штурмана каботажного плавания; 2) шкипера каботажного или штурмана дальнего плавания и 3) шкипера дальнего плавания. К 1837 году число классов в России достигло 41. В 1902 году все мореходные классы были закрыты и взамен их в течение 3-х лет открыты учебные заведения, согласованные с требованиями нового закона от 6 мая 1902 г., по которому судоводительские звания разделены на 2 степени - капитана и штурмана, а каждая степень на 4 разряда. Открытые после 1902 г. мореходные учебные заведения разделялись на 4 разряда: училища дальнего и малого плавания для подготовки на штурмана I и II разрядов и мореходные школы для подготовки на штурмана III и IV разрядов. Для судовых механиков были учреждены школы 2 типов. В 1909 г. система судоводительских званий была упрощена, но система учебных заведении оставлена без изменений.

МОРЗЕ

МОРЗЕ (Morse) - см. Азбука Морзе.

МОРЗЕ АППАРАТ

МОРЗЕ АППАРАТ (Morse telegraph) - электромагнитный, передаточный и приемный телеграфный аппарат. Прием телеграмм ведется на бумажную ленту знаками азбуки Морзе, передача - с помощью телеграфного ключа.

МОРИСТЕЕ

МОРИСТЕЕ - дальше от берега.

МОРОЗГА

МОРОЗГА (арх.) - мелкий с изморозью дождь.

МОРОК

МОРОК (арх.) - пасмурность с мокрым туманом; туман.

МОРОСЬ

МОРОСЬ - см. Осадки моросящие.

МОРОЧНАЯ ПОГОДА

МОРОЧНАЯ ПОГОДА (арх.) - туманная, ненастная погода.

МОРОЧНО

МОРОЧНО (арх.) - пасмурно, туманно.

МОРСКАЯ АРБИТРАЖНАЯ КОМИССИЯ

МОРСКАЯ АРБИТРАЖНАЯ КОМИССИЯ - образована постановлением ЦИК СССР от 13 декабря 1930 г. в Москве при Всесоюзной торговой палате для разбора, в порядке третейского суда, споров о вознаграждении за спасение судов на море. Кроме того, на эту комиссию возложено разрешение споров, вытекающих из столкновения морских судов, а также причинения морскими судами повреждений портовым сооружениям.

МОРСКАЯ ОПИСЬ

МОРСКАЯ ОПИСЬ (Coast survey) - совокупность работ, производимых на местности с целью собирания материалов для составления морских карт, планов и лоций. Полная М. О. должна состоять из съемки, нивелирования, промера, физического изучения данной местности и собирания сведений для лоции.

МОРСКАЯ ПРАКТИКА

МОРСКАЯ ПРАКТИКА (Seamanship) - отрасль морских знаний, исследующая вооружение (оборудование) корабля и управление им.

МОРСКАЯ СЪЕМКА

МОРСКАЯ СЪЕМКА - нанесение береговой черты на географическую сетку по пеленгам, взятым с корабля, двигающегося вдоль берега. См. Съемка.

МОРСКАЯ ТАКТИКА

МОРСКАЯ ТАКТИКА (Naval tactics) - предметом морской тактики является изучение наиболее совершенных способов применения оружия, кораблей и соединений морских сил. М. Т. обобщает боевой опыт и устанавливает методы использования различных частей морских сил во всех условиях боевой обстановки на море. Одновременно М. Т. указывает, как применить эти методы в конкретных боевых условиях для сокрушения противника ради достижения поставленной цели.

МОРСКИЕ ОПАСНОСТИ

МОРСКИЕ ОПАСНОСТИ - в русском языке этим названием определяются два понятия: 1) Marine perils, куда относятся все покрываемые морским полисом риски, возникающие в связи с плаванием судна, как, напр., кораблекрушение, пожар, объявление войны и блокады, пиратские нападения, баратрии, хищения и т. п., и 2) Perils of the seas - случайности и происшествия в море, за последствия которых судовладелец, согласно условию перевозки по чартеру или коносаменту, не несет ответственности перед грузовладельцем, убытки которых возмещаются страховщиком, если груз застрахован. Сюда относятся: 1) действия непреодолимой силы; 2) опасности и случайности на море и на других судоходных водах; 3) пожар; 4) действия и распоряжения власти (задержание, арест, карантин и т. д.); 5) военные действия и народные волнения; 6) действия или упущения отправителя или получателя; 7) свойства груза (внутренние порчи или нормальные убыли) и его скрытые недостатки; 8) незаметные по наружному виду недостатки упаковки груза; 9) недостаточность и неясность марок; 10) падеж или болезнь перевозимых животных; 11) действия или упущения капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном, за исключением, однако, действий или упущений в приеме, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке и сдаче груза; 12) спасания человеческих жизней, судов и грузов. По кодексу торгового мореплавания СССР в фрахтовый договор можно вносить только перечисленные выше ограничения ответственности судовладельца. В капиталистических странах эти ограничения не регламентированы законом и являются весьма многочисленными.

МОРСКИЕ ПУТИ

МОРСКИЕ ПУТИ - открытое море, затем проливы, соединяющие разные моря, и морские каналы, представляющие искусственное соединение различных морей. Открытое море доступно для движения во всех направлениях, поэтому о морских путях можно говорить лишь в смысле тех установившихся направлений, по которым следуют главные массы морского транспорта.

МОРСКИЕ САНИ

МОРСКИЕ САНИ - тип лодочного корпуса, имеющего в плане форму, близкую к прямоугольнику, и снабженного при отвесных бортах особым туннелем или сводом, идущим, постепенно понижаясь, от носа к корме. Этот тип отличается хорошими мореходными качествами, но развивает относительно меньшие скорости, чем чистый глиссер.

МОРСКИЕ СИЛЫ

МОРСКИЕ СИЛЫ (Navy) - часть вооруженных сил государства, имеющая своим назначением ведение войны на море и объединяющая флот, береговую оборону и морскую авиацию.

МОРСКИЕ СУДА

МОРСКИЕ СУДА - к морским судам согласно Кодекса торгового мореплавания Союза ССР относятся: 1) суда, занимающиеся перевозкой грузов и пассажиров, эксплуатацией морских рыбных и иных богатств, оказанием помощи судам, терпящим бедствие, поднятием затонувшего в море имущества или буксировкой других судов; 2) суда, несущие специально правительственную службу (ледоколы, портовые буксиры и иные портовые плавучие средства, суда, предназначенные исключительно для спасания человеческих жизней, охраны промыслов, суда таможенные, карантинные, служащие для прокладки телеграфных кабелей, учебные и т. п.); 3) суда, используемые исключительно для научных целей, и 4) суда, используемые для спорта и других целей, не предусмотренных в 1, 2 и 3 пунктах. На все эти суда имеют распространение положения Кодекса торгового мореплавания.

МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ - см. Течения.

МОРСКОЕ ДЕЛО

МОРСКОЕ ДЕЛО - совокупность знаний, относящихся к мореплаванию; в состав его входят: кораблестроение, теория корабля, морская практика, кораблевождение, главные и вспомогательные механизмы и котлы, торпедно-минное дело, морское артиллерийское дело, судовая электротехника и связь.

МОРСКОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ

МОРСКОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ - особый вид денежного вознаграждения, выдаваемого личному составу на кораблях военного флота во время кампании.

МОРСКОЕ ЗАЛОГОВОЕ ПРАВО

МОРСКОЕ ЗАЛОГОВОЕ ПРАВО (Maritime lien) - отличается от обычных залоговых прав тем, что оно не требует владения предметом залога, оно не связано с судном и может быть осуществлено, независимо от местонахождения его, путем ареста и продажи. В советской практике не имеет места. Под залоговым правом понимается также право судовладельца не выдавать груз получателю до уплаты фрахта и всех других причитающихся ему в силу договора платежей морской перевозки (ст. 112. Код. Торг. Мор. СССР).

МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО

МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО (Admiralty) - высшее государственное учреждение в буржуазных государствах, ведающее управлением морскими силами.

МОРСКОЕ ПРАВО

МОРСКОЕ ПРАВО (Sea law, maritime law) - совокупность норм (правил), определяющих как отношения между судовладельцем и клиентами транспорта либо третьими лицами, возникающие в связи с морской перевозкой или вообще плаванием судна, так и отношения между органами государства и судами. М. П. составляет предмет внутреннего законодательства данной страны и международного правового регулирования. М. П. Союза ССР охватывает большинство правоотношений по торговому мореплаванию; вместе с тем СССР состоит участником конвенций по вопросам, связанным со столкновением судов и оказанием помощи на море, санитарной охраной границ, охраной человеческой жизни на море и многих других. М. П. СССР регулируется в порядке внутреннего законодательства Кодексом торгового мореплавания СССР, утвержденным 14 июня 1929 г., и последующими изменениями и дополнениями к нему.

МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ (Marine insurance) - вид транспортного страхования. Заключается в страховании судов и грузов от всякого рода риска.

МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ

МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (Naval school) - военно-морское учебное заведение, имеющее назначением подготовку командных кадров для флота.

МОРСКОЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК

МОРСКОЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК - см. Ежегодник морской астрономический.

МОРСКОЙ ВЕТЕР

МОРСКОЙ ВЕТЕР (Sea-breeze) - ветер, дующий со стороны моря.

"МОРСКОЙ ВОЛК"

"МОРСКОЙ ВОЛК" (Sea dog, sea wolf, base, Jack-tar, old salt) - опытный, матерой моряк, знающий и любящий море и морское дело.

МОРСКОЙ ОФИЦЕР

МОРСКОЙ ОФИЦЕР (Naval officer) - лицо командного состава флота в буржуазных государствах.

МОРСКОЙ РАЗБОЙНИК

МОРСКОЙ РАЗБОЙНИК (Pirate, free-booter, buccaneer) - см. Пират.

МОРСКОЙ СУХАРЬ

МОРСКОЙ СУХАРЬ (Biscuit, sea-biscuit) - см. Галета.

МОРСКОЙ ТЕХНИКУМ

МОРСКОЙ ТЕХНИКУМ - специальное среднее учебное заведение, имеющее задачей подготовку командных кадров для морского транспорта. Выпускает судоводителей, судовых механиков, электротехников, радиотехников, радиотелеграфистов, эксплуатационников, механизаторов перегрузочных работ и т. п. в зависимости от специализации учебного заведения. Некоторые техникумы готовят специалистов от 3 до 5 профилей.

МОРТИРА

МОРТИРА (Mortar) - артиллерийское орудие, предназначенное, главным образом, для стрельбы под весьма значительными углами возвышения. Оно имеет очень малую относительную длину канала - от 6 до 9 калибров, и предназначено для стрельбы малыми относительно зарядами. На вооружении современных кораблей М. не ставят.

МОРТИРНЫЙ КОТЕЛ

МОРТИРНЫЙ КОТЕЛ (стар.) - канал гладкоствольной мортиры.

МОРТОНОВ ЭЛЛИНГ

МОРТОНОВ ЭЛЛИНГ - см. Слипинг-док.

МОРЦО

МОРЦО (касп.) - мелководное озеро на берегу моря, непосредственно сливающееся с ним, иногда окруженное островками.

МОРЯК

МОРЯК (Seaman, Sailor) - человек, имеющий специальную подготовку и работающий в военном или гражданском флоте.

МОРЯК ПРЕСНОЙ ВОДЫ

МОРЯК ПРЕСНОЙ ВОДЫ (Fresh-water sailor) - так называют моряков по профессии, но мало бывающих в плавании.

МОРЯНА

МОРЯНА (касп., волж.) - юго-восточный ветер. См. Выгон.

МОРЯНКА, МОРЯНА, МОРЯНИК

МОРЯНКА, МОРЯНА, МОРЯНИК (арх.) - 1. Нагоняемая в устья -рек морским приливом или ветром морская вода. 2. Поваренная соль, вывариваемая из морской воды. 3. Резкий северный ветер, дующий с моря в устьях.

МОРЯНО

МОРЯНО (арх.) - ветрено с моря.

"МОСКИТНЫЙ ФЛОТ"

"МОСКИТНЫЙ ФЛОТ" (Moskito craft) - совокупность мелких военных кораблей, предназначенных для боевых действий одновременно большими группами: производство внезапных торпедных атак, несение дозорной и разведочной службы, постановка небольших минных заграждений, выполнение тральных работ, переброска и высадка десантов, борьба против подводных лодок у своего побережья и т. п. Тактика этих кораблей невольно напоминает москитов, а именно: налететь большой массой на атакуемый объект, причинить ему трудно заживающие укусы и улететь обратно с незначительными потерями - вот характерная черта боевых действий этих кораблей, получивших во время минувшей империалистической войны в совокупности наименование "москитного флота".

МОСТИК ВИТСТОНА

МОСТИК ВИТСТОНА (Уитстона), мостик измерительный (Whitston bridge) - прибор для измерения электрических сопротивлений проводников.

МОСТИК КОРМОВОЙ, ИЛИ ЗАПАСНЫЙ

МОСТИК КОРМОВОЙ, или ЗАПАСНЫЙ (After bridge) - мостик, расположенный в кормовой части судна, на котором размещаются запасные приборы управления судном на ходу на случай выхода из строя носового мостика.

МОСТИК НОСОВОЙ, ПЕРЕДНИЙ, ИЛИ ХОДОВОЙ

МОСТИК НОСОВОЙ, ПЕРЕДНИЙ, или ХОДОВОЙ (Pilot bridge, captain's bridge) - мостик, находящийся в носовой части судна, впереди дымовых труб. Является основным постом управления судном на ходу.

МОСТИК ПРОДОЛЬНЫЙ

МОСТИК ПРОДОЛЬНЫЙ (Flying bridge) - легкий помост над верхней палубой, служащий для сообщения между поперечными мостиками и надстройками на оконечности судна.

МОСТИКИ СУДОВЫЕ

МОСТИКИ СУДОВЫЕ (Bridge) - возвышенные легкие надстройки над верхней палубой, защищенные от ветра и волны, на которых сосредоточиваются все приборы, необходимые для управления судном на ходу. Обычно М. С. представляют собою узкую поперечную платформу, идущую поперек судна, с одного борта до другого, огражденную поручнями. На военных кораблях мостики, кроме навигационных целей, служат для целей связи и наблюдения, для установки прожекторов, дальномеров и т. п. В этом случае мостики носят название: сигнальный, прожекторный, дальномерный и т. д.

МОСТОВОЙ КРАН

МОСТОВОЙ КРАН (Travelling crane) - см. Краны подъемные.

МОТНЯ

МОТНЯ - см. Траловая сеть.

МОТОК

МОТОК - связка линя. Означает примерно то же, что термин "бухта" в отношении троса.

МОТОР-ГЕНЕРАТОР

МОТОР-ГЕНЕРАТОР (Motor-generator) - см. Двигатель-генератор.

МОТОРИСТ

МОТОРИСТ - краснофлотец-специалист, обслуживающий двигатели внутреннего сгорания.

МОТОРНЫЕ СУДА

МОТОРНЫЕ СУДА (Motorships) - суда, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания (дизели, нефтяные, керосиновые и бензиновые двигатели, газовые двигатели), работающие за счет тепловой энергии сжигаемого непосредственно в двигателях жидкого или газообразного топлива.

МОТЫЛЬ

МОТЫЛЬ (Crank) - см. Кривошип.

МОЧАГ

МОЧАГ (астр.) - мелководный, илистый, заросший камышом морской залив.

МОЩНОСТЬ

МОЩНОСТЬ (Power) - механическая величина, определяющая количество работы в единицу времени. В качестве единицы измерения мощности в технике служит лошадиная сила (HP), киловатт (kW), а также килограммометр в секунду.

МОЩНОСТЬ БУКСИРОВОЧНАЯ

МОЩНОСТЬ БУКСИРОВОЧНАЯ - мощность, которая потребна для сообщения судну движения с заданной скоростью.

МОЩНОСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ, ИЛИ АКТИВНАЯ

МОЩНОСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ, или АКТИВНАЯ (в электротехнике) - количество энергии, отдаваемое или потребляемое машиной в одну секунду. Выражается всегда в W или kW. В случае переменного тока под активной мощностью понимают среднее значение мощности за полный период изменения тока.

МОЩНОСТЬ ИНДИКАТОРНАЯ

МОЩНОСТЬ ИНДИКАТОРНАЯ (Indicated horse-power) - мощность машины, определенная при помощи индикаторной диаграммы, или, иначе, мощность, развитая паром в рабочем цилиндре.

МОЩНОСТЬ КАЖУЩАЯСЯ

МОЩНОСТЬ КАЖУЩАЯСЯ (Apparent power) в электротехнике - произведение из действующего напряжения на действующую силу тока. Выражается VA или kVA. В случае многофазной системы под кажущейся мощностью понимается сумма мощностей всех фаз.

МОЩНОСТЬ МОРСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ

МОЩНОСТЬ МОРСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ (F) - определяется следующими элементами: вероятностью попадания в цель Р, количеством произведенных кораблем выстрелов S, т. е. числом снарядов, выпускаемых в одну минуту, разрушительным действием каждого снаряда R. Зависимость между этими элементами может быть выражена так: F = PSR.

С ростом каждого из элементов мощность удара артиллерии возрастает, но сводится к нулю, если хотя бы один из них обратился в нуль. Искусство использования морской артиллерии заключается в том, чтобы создать такую обстановку, при которой мощность удара своей артиллерии получилась бы наибольшая, а противника - наименьшая.

МОЩНОСТЬ НА ВАЛУ

МОЩНОСТЬ НА ВАЛУ (Shaft horsepower) - см. Мощность эффективная, или тормозная.

МОЩНОСТЬ НОМИНАЛЬНАЯ

МОЩНОСТЬ НОМИНАЛЬНАЯ (Nominal power) - придается на машиностроительных заводах наименованиям выпускаемых из производства типов двигателей и служит вернее признаком различных типов, нежели целям характеристики истинной мощности двигателя. Номинальная лошадиная сила (Nominal horse power) - число, условное обозначение, изменяющееся в пределах от 1/4 до 1/8 HP и нисколько не характеризующее мощности механизмов. Термин этот встречается иногда в судовых регистрах.

Номинальной мощностью электрических машин называется указываемая на щитке машины мощность, которую машина должна развивать или отдавать при своем номинальном режиме. Номинальной мощностью электродвигателей называется механическая мощность на валу машины, выражаемая в л. с. или квт.

МОЩНОСТЬ ПАРОВЫХ ТУРБИН

МОЩНОСТЬ ПАРОВЫХ ТУРБИН - определяется мощностью, развиваемой на валу. Эта мощность выражается формулой:

SHP = (M/30)(πn/75) э. л. с.

Символ SHP есть сокращенное обозначение валовой мощности на гребном валу, по-английски именуемой Shaft Horse Power, M - вращающий момент в кг, п - число оборотов вала в минуту.

Таким образом, для определения мощности на валу надо знать величины М и n. Вторая величина определяется непосредственным наблюдением. В основу же определения первой кладется явление скручивания вала, находящегося под действием данного вращательного момента М. Опыт показывает, что если круглый вал диаметром d, изготовленный из определенного материала, подвергнуть скручиванию, то каждому значению вращающего момента будет соответствовать вполне определенный угол смещения двух поперечных сечений, взятых на определенном расстоянии друг от друга. Для наблюдения за углом смещения служат специальные приборы, называемые торзиометрами.

МОЩНОСТЬ ТОРПЕДНОГО ОРУЖИЯ

МОЩНОСТЬ ТОРПЕДНОГО ОРУЖИЯ - характеризуется успешностью торпедной стрельбы (зависящей от меткости и скорострельности) и разрушительным действием торпеды. Эта зависимость может быть выражена формулой: F = PSR, где F - мощность торпедного оружия, Р - вероятный процент падания, S - количество торпед, выпущенных в единицу времени, и R - разрушительное действие торпеды. Чем больше будет каждый из множителей, тем мощность торпедного оружия будет больше.

МОЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНАЯ, ИЛИ ТОРМОЗНАЯ

МОЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНАЯ, или ТОРМОЗНАЯ (Brake horse power) - отнесенная к единице времени полезная механическая работа, отдаваемая двигателем на его валу. Эффективная мощность отличается от индикаторной на величину потерь, идущих на преодоление трения в двигателе.

МРАЧНАЯ ПОГОДА

МРАЧНАЯ ПОГОДА - пасмурная погода, характерная обилием темных туч на небе.

МРАЧНЫЙ ГОРИЗОНТ

МРАЧНЫЙ ГОРИЗОНТ (Gloomy, hazy horizon) - горизонт, закрытый темными тучами.

МТС-СИСТЕМА

МТС-СИСТЕМА - абсолютная промышленная система единиц, в основе которой лежит метр как единица длины, тонна как единица массы и секунда как единица времени.

МУЖЛУК

МУЖЛУК - порог или доски, положенные ребром поперек галеры в носу и в корме. М. отделяли нос и корму галеры от прочих частей ее. М. покрывали деревянным брусом, называющимся подушкой. В последней делали шкивы для продевания снастей, посредством которых двигали взад и вперед куршейную пушку.

МУМИЯ

МУМИЯ (Colcothar) - см. Красные краски.

МУМФОРД

МУМФОРД - см. Автоматы питания и Величина смачиваемой поверхности.

"МУРМАНСКИЙ ЯРУС"

"МУРМАНСКИЙ ЯРУС" - см. Ярусная сеть.

МУРМАНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

МУРМАНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - наиболее южная ветвь Нордкапского течения, отделяющаяся от него к востоку от меридиана Кольского залива. Идет к SO и в некоторые годы очень близко подходит к мурманскому берегу, а иногда значительно удаляется от него к северу, что, по-видимому, обусловливается господствующими ветрами. На меридиане о-ва Колгуева перестает быть заметным и не доходит до Новой Земли. По массе воды М. Т. - самая слабая ветвь Нордкапского течения, по температуре же оно теплее других. На всем своем протяжении оно имеет большое экономическое значение для советского северного побережья.

МУРСОМ

МУРСОМ - см. Система Мурсома и Тонна регистровая.

МУРЦОВКА

МУРЦОВКА - еда, приготовленная из сухарей, ошпаренных кипятком и заправленных коровьим маслом и луком. Обычный утренний завтрак команды на судах старого флота.

МУСИНГ

Мусина.

Мусина.

(Mouse of a stay) - кноп, сделанный не на конце снасти. В парусном флоте М. назывались узлы на каболяринге и на штаге.

МУСОРНАЯ БАРЖА

МУСОРНАЯ БАРЖА (Hopper barge) - баржа, предназначенная для отвозки мусора и нечистот и имеющая откидное днище.

МУСОРНЫЕ ЛЕБЕДКИ

МУСОРНЫЕ ЛЕБЕДКИ - см. Машины мусорные.

МУСОРНЫЙ РУКАВ

МУСОРНЫЙ РУКАВ (Shoot) - железная труба прямоугольного сечения с раструбом в верхней своей части, устанавливаемая вертикально на борту судна. Через М. Р. выбрасывают за борт мусор, отбросы, помои и пр. Служит для предохранения борта от загрязнения.

МУСОРОУДАЛИТЕЛИ

МУСОРОУДАЛИТЕЛИ - см. Машины мусорные.

МУССОННЫЕ ТЕЧЕНИЯ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА

МУССОННЫЕ ТЕЧЕНИЯ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА -в зиму Северного полушария к северу от экватора в общем идут на запад. В октябре начинает устанавливаться NO муссон, поверхностные же течения в это время отличаются неправильностью и начинают устанавливаться только в ноябре. В Бенгальском заливе течения в северной части неправильны, а в южной части от Малаккского пролива к Цейлону и к югу от него течения идут на W со скоростью 50-70 мор. миль. В Аравийском море течение идет на W и WSW со среднею скоростью 10-20 мор. миль и, подойдя к берегу Африки (берег Сомали), усиливается, доходя до скоростей 50-70 мор. миль. Это Сомалийское течение, перейдя экватор, встречается с ветвью экваториального течения, идущего с юга, и поворачивает на Ost, образуя экваториальное противотечение. Оно пересекает океан между 0° - 10° южн. ш. и у берегов Суматры бывает довольно значительной скорости (40-60 мор. миль); здесь оно частью идет на N, а главным образом поворачивает на S и соединяется с экваториальным течением. М. Т. зимней половины с марта начинают ослабевать, а в апреле начинается смена течений. М. Т. в лето Северного полушария - с мая в Северном полушарии устанавливаются течения приблизительно обратного направления. У берега Африки экваториальное течение, встретив материк, разделяется, и одна его ветвь идет на N вдоль Сомалийского берега. Перейдя экватор, она получает большую скорость и устойчивость под влиянием свежего здесь SW муссона. Скорость этой части муссонных течений (вдоль берега Африки) в среднем около 40 мор. миль, а наибольшая доходит до 80-120 мор. миль. Между Африкой и Цейлоном течение идет на восток со скоростью 25-50 мор. миль. К югу от Цейлона скорость снова увеличивается и, случается, достигает 70-80 мор. миль; дойдя до берега Суматры, течение поворачивает на S и присоединяется к экваториальному. В Бенгальском заливе течения имеют направление на NO и скорость 10-40 мор. миль. Такой характер течения сохраняют все время от мая до сентября; в октябре они начинают слабеть и становятся менее правильными, а в ноябре начинают устанавливаться течения обратных направлений.

МУССОНЫ

МУССОНЫ (Monsoons) - ветры, периодически изменяющие свое направление в зависимости от времени года. М. наблюдаются главным образом в тропическом поясе. М. образуются вследствие разницы в давлении воздуха, возникающей от неравномерного нагревания суши и моря. Зимою давление выше над материками, летом над океанами. Поэтому зимою М. дуют с материков на океаны, летом обратно, отклоняясь вследствие вращательного движения земли в Северном полушарии вправо, в Южном влево. Наблюдаются главным образом в северной половине Индийского океана (зимой - NO, летом - SW) и на западе Тихого океана, в частности в Японском море (зимой - NW, летом - SO).

МУТНИЦА

МУТНИЦА (арх.) - мутная вода, бывающая в Северной Двине за несколько дней до вскрытия ее в Архангельске.

МУТТЫ

МУТТЫ - небольшие парусные суда с плоским днищем и бортовыми шверцами; имеют острые оконечности, большую седловатость палубы и круглую корму. Прежде ими пользовались для речного судоходства, а в настоящее время их причисляют уже к морским судам.

МУФТА ДЖЕННИ

МУФТА ДЖЕННИ - редуктор, т. е. механизм, передающий движение от одного вала к другому с изменением числа оборотов вала. В М. Д. движение передается, в отличие от обычных редукторов, поступающей под давлением жидкостью. Применяются М. Д. у приборов наводки в башенных установках и у торпедных аппаратов.

МУФТЫ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

МУФТЫ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (Coupling-box) - детали для непосредственного соединения валов. Существуют разнообразные конструкции М. С. в зависимости от их назначения. См. Фрикционная муфта и Эластичная муфта.

МУХИ

МУХИ - деревянные плашки, в середине которых просверливается отверстие; они надеваются на гвозди перед тем как вбивать последние для прикрепления сильно погнутых брусков (плечевой обшивки), бархоутов и пр.; делается это для того, чтобы при неудачном ударе при вбивании гвоздя не расколоть прибиваемого гвоздем бруса. По миновании надобности мухи раскалываются и гвозди, смотря по надобности, или совсем забиваются, или вытаскиваются.

МУШКАРЬ

МУШКАРЬ (чекмарь) - деревянный молоток с кольцами, набитыми на его концах. Служит для осадки ладов и прядей и вбивания в лады пакли лебезой при тонкой обшивке. Преимущественно употребляется для конопатки тонкой обшивки.

МУШКЕЛЬ

Мушкель.

Мушкель.

(Maul, mallet, caulking mallet) - деревянный молоток, применяемый при такелажных работах.

МУШКЕТ

МУШКЕТ (Musket) - ручное огнестрельное оружие, появившееся в начале XVI в., калибром около 9 линий. Вследствие большого веса к М. полагалась подставка с развилиной наверху, на которую опиралась дульная часть оружия во время прицеливания; для ослабления удара при сильной отдаче каждый стрелок надевал на правое плечо кожаную подушку; М. были снабжены исключительно фитильным замком. В России до Петра I все иностранные образцы ручного огнестрельного оружия назывались мушкетами. При Петре I 8-линейные М. с фитильным замком, весившие 6,15 кг (15 фунтов), были заменены 8-линейными ружьями с кремневым замком и с 3-гранным коротким штыком. Название М. у нас сохранилось до 1810 г. для некоторых видов кремневого оружия.

МУШКЕТОН

МУШКЕТОН (Musketon, short musket) (стар.) - гладкоствольное ручное огнестрельное оружие, снабженное кремневым замком и стрелявшее дробью, для улучшения разлета которой дуло имело форму овального раструба. Употреблялось как абордажное оружие.

МУШКИ

МУШКИ (речн.) - утки для завертывания снастей.

МЫРИТЬ

МЫРИТЬ (арх.) - "Вода мырит" - клубится на пороге реки над камнем или кружится в сувое.

МЫС

МЫС (Саре) - часть суши, выдающаяся в море, озеро, реку более или менее острым углом. Синонимы - гук, кап. На севере СССР вместо термина мыс употребляют - нос.

МЫСЛЕТЕ

МЫСЛЕТЕ - см. "М".

МЫТЬ

МЫТЬ - очищать водой. М. палубу (То wash the deck) - очищать палубу судна водою с помощью уборочных принадлежностей. Мыть палубу камнем с песком (То holystone the deck) - очищать палубу с помощью камней (кирпичей) и песка с последующим скатыванием ее водой.

МЫТЬЕВАЯ ВОДА

МЫТЬЕВАЯ ВОДА - см. Береговая вода.

МЭНДЕК

МЭНДЕК (Maindeck) - главная палуба.

МЯГКИЙ ДИРИЖАБЛЬ

МЯГКИЙ ДИРИЖАБЛЬ - см. Дирижабль.

МЯКОТЬ ПАРУСА

МЯКОТЬ ПАРУСА (Prime, priming) - закатанная часть паруса.

МЯКОТЬ ПОРОХОВАЯ

МЯКОТЬ ПОРОХОВАЯ - состав из 75 % селитры, 10 % серы и 15 % древесного угля, в виде мелкопросеянного порошка, употребляемый при изготовлении стопина. Составные части обрабатываются во вращающихся железных и кожаных бочках с шариками для самого тщательного растирания и затем просеиваются черев шелковое сито.

МЯТНИК

МЯТНИК (байкал.) - переломанный волнением и прибитый к берегу лед.

МЯТЫЙ ПАР

МЯТЫЙ ПАР (Exhaust steam) - пар, давление которого снизилось вследствие того, что он прошел через паровую машину, турбину или дроссель.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная