Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НАТ")
Н (Наш) - буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду как сигнала - "Гружу боевой запас" (взрывчатые и огнеопасные вещества). Флаг "Н" по международному своду сигналов означает: "У меня есть на борту доктор". |
"НА ВАЛЕК" ("Toss up") - см. Весла на валек. |
НА ВЕТРЕ (Windward) - см. Быть на ветре. |
"НА ВОДУ" (Give way) - команда, подающаяся на гребных шлюпках. По этой команде гребцы одновременно заносят лопасти весел к носу, сразу опускают их и начинают грести. Баковые (на десятках и выше) со вторым гребком берут одновременно свои весла, поднимают их лопастями вверх и, хлопнув одну о другую, кладут в уключины, с третьим гребком вступают в греблю. |
"НА ВЫСТРЕЛ" (Secure to the boom) - приказание шлюпке тянуться к шкентелю на выстреле. |
"НА МАРСЕ", "НА ШЛЮПКЕ" (Aloft there) - оклик для привлечения внимания находящихся на марсе, на шлюпке и т. д. |
НА МЕРЕ (волж.) - означает, что уровень воды не изменился. |
"НА ПЛОТИК" (бел.) - "Рони парус на плотик" - спускай парус вниз. |
"НА ФАЛАХ" - 1. Подготовительная команда, подаваемая на парусных шлюпках перед подъемом парусов. По этой команде назначенные по расписанию гребцы берут в руки фалы, шкоты и галсы, ожидая команды - "паруса поднять", а при уборке парусов гребцы, сидящие на фалах, свертывают лишние шлаги с нагелей и держат фалы на руках, готовясь травить их по команде "паруса долой". 2. Команда, по которой сигнальщики снимают фалы с уток и берут их в руки, готовясь к подъему или спуску сигнала. |
"НА ШПИЛЬ" (Man the capstan) - приказание команде встать вокруг шпиля и приготовиться его вращать. |
НАБЕЖАТЬ НА СВОЙ ЯКОРЬ (То go over her own anchor) - говорится о судне, когда оно под действием изменившегося течения или ветра развернется так, что встанет над своим якорем. |
НАБЕРЕЖНАЯ (Quay, wharf, embankment) - береговая полоса, укрепленная вертикальным ограждением или откосом, приспособленная для причала судов и снабженная оборудованием для их погрузки и выгрузки, а также складами и путями (ж.-д.). |
НАБИВАТЬ, НАБИТЬ КАНАТ (цепь, конец, снасть) - тянуть, натягивать, выбирать слабину. |
НАБИВКА (Packing) - эластичный материал или металл, служащий для уплотнения зазоров между частями механизмов, чтобы предупредить утечки пара, газа или жидкости. По назначению Н. можно подразделить на два вида: 1) для постоянных соединений, так называемые прокладки, и 2) для движущихся частей машин, собственно Н.: для сальников, поршневых и золотниковых штоков, пробок кранов, водомерных стекол и т. п. |
НАБИВНОЙ ЛЕД (Nabivnoy or rafting ice) - многослойный лед (подсовы), образовавшийся в результате попадания одних льдин под другие. |
НАБИВОЧНАЯ КОРОБКА (Stuffing-box, gland) - стакан сальника, отливаемый на днище цилиндра, золотниковой коробки и пр. в месте прохода штоков и заполняемый набивкой для сохранения непроницаемости. Н. К. разделяются на: коробки с мягкой набивкой (при небольшом давлении пара) и с жесткой металлической набивкой (при высоком давлении пара). См. Сальник. |
НАБИВОЧНЫЕ КОЛЬЦА - служат для уплотнения поршня, двигающегося в цилиндре. Состоят из нескольких металлических, обыкновенно чугунных, разрезных колец, устанавливаемых в желобках, протачиваемых в ободе поршня. |
НАБИРАТЬ ВЫСОТУ - вести самолет на высоту (на подъем). |
НАБИРУХА, НАКАТ (сев.) - большая океанская волна, вкатывающаяся через узкий пролив в небольшую бухту, отчего уровень воды в ней сразу повышается, затем быстро падает. |
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ ПОСТЫ - посты службы наблюдения и связи, развернутые на побережье морей для ведения непрерывного по времени и пространству наблюдения за обстановкой в пределах действия оптических средств. |
НАБЛЮДАТЬ - рассматривать, внимательно следить, замечать. Н. за воздухом - следить за появлением летательных аппаратов. Н. за горизонтом - следить за появлением на горизонте дымов, мачт или труб кораблей, вспышек, огней, знаков ограждения и пр. Н. за падением снарядов - замечать места падений снарядов относительно цели. Н. за подводными лодками - следить за появлением подводных лодок. Н. за сигналами (То look out for signals) - внимательно следить за производством сигналов на корабле-флагмане (соседнем мателоте, репетичном корабле). Н. светило - измерять его высоты. |
НАБОЙНЯ - небольшое речное судно (лодка); снабжается 2-4 веслами и съемной мачтой со шпринтовым парусом. |
НАБОР ВЫСОТЫ НАРУЖНЫМ СКОЛЬЖЕНИЕМ - фигура высшего пилотажа; выполняется следующим образом: набрав скорость на полном газе, делают крен, давая ручку в сторону крена и немного ноги; когда самолет повернет градусов на 20 от своего прежнего направления, ноги нейтрально и ручку на себя. Самолет, не будучи больше поддерживаем ногой, по закону инерции будет скользить вверх на крыло (наружное скольжение), а благодаря тяге мотора и ручке, взятой на себя, будет забирать высоту носом вверх. В последнем моменте важно не передрать самолет и не потерять скорость. Забрав, сколько можно, высоты, летчик выравнивает на некоторое время самолет, чтобы набрать скорость перед повторением фигуры. |
НАБОР СУДНА (Ship framing timbers) - остов или скелет судна; состоит из различных продольных и поперечных связей, придающих корпусу заданную форму и обеспечивающих крепость судна. Эти связи служат опорными контурами покрывающих их листов наружной обшивки судна, настилки палуб, переборок и т. п. В зависимости от назначения и месторасположения частей набора корпуса различают следующие главные части набора: а) набор днища, б) набор бортов, в) набор палуб, г) набор переборок, д) набор в оконечностях, е) набор позади брони. См. Система набора. |
НАБОРНЫЕ ЧЛЕНЫ (Frame timbers) - штуки дерева, из которых состоит остов деревянного судна. |
"НАВАЛИСЬ, ДАЙ ХОД" (Give way fore and aft! Stretch out! Pull away!) - команда, подающаяся на гребных шлюпках, по которой гребцы должны грести более сильно, наваливаясь. |
НАВАРХ (ист.) - звание командующего флотом в государствах Древней Греции (Афины, Спарта, Коринф). |
НАВЕДЕНИЕ, НАВОДКА ОРУДИЯ - придание оси канала орудия такого положения, при котором траектория при выстреле пройдет через цель. |
НАВЕСИТЬ РУЛЬ (То hang the rudder, to ship the rudder) - поставить руль на место. |
НАВЕСНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - для поражения горизонтальных целей необходимо, чтобы снаряд падал сверху на поверхность поражаемого предмета, т. е. чтобы траектория имела возможно большую крутизну; такие траектории называются крутыми, или навесными. |
НАВЕСНО-ПАЛУБНОЕ СУДНО, или ШЕЛЬТЕРДЕЧНОЕ (Shelter-deck vessel) - разновидность легкопалубных судов, у которых верхняя легкая палуба имеет в носу и в корме специальные люки (Tonnage openings), без приспособлений для плотного их закрытия; это дает право исключить из регистровой вместимости пространство под навесной палубой, а вместе с тем дает возможность использовать это пространство для перевозки грузов. |
НАВЕСНЫЙ КУБРИК (Hanging stage) (стар.) - помост в носовом и кормовом трюме. |
НАВЕСЬ (волж.) - кормовое весло на лодке, заменяющее руль. |
НАВЕТРЕННАЯ СТОРОНА (Weather-side, luff) - сторона судна, подверженная действию ветра; так, напр., если судно идет правым галсом, то правая сторона и будет в этом случае наветренной. |
НАВЕТРЕННЫЕ БРАСЫ (Weather braces) - если судно идет правым галсом, то Н. Б. будут брасы с правого борта; если судно идет левым галсом, то Н. Б. - брасы левого борта. |
НАВЕТРЕННЫЙ (Windward) - расположенный со стороны ветра. |
НАВЕТРЕННЫЙ БЕРЕГ - берег, расположенный с наветренной стороны судна. |
НАВЕТРЕННЫЙ ТРАВЕРЗ - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля с наветренной стороны. |
НАВИГАТОР (стар.) (Navigator) - мореплаватель. |
НАВИГАЦИОННАЯ МАШИНА ВИЛЛИСА - вычислительная машина, изобретенная американским инженером Виллисом; представляет собой комбинацию пяти точно разделенных кругов для отсчета значений пяти элементов сферического треугольника: широты, склонения, часового угла, высоты и азимута. Имеется два типа Н. М. В.: для моряков и для летчиков. Деления кругов первой машины отсчитываются с точностью до 1', а второй до 5' дуги. Вес первой - 12 кг, второй - 3-3,5 кг. Все круги снабжены верньерами. Длина машины 28 см (11 дюймов). Обращение с этой машиной весьма простое и удобное. Установив по условиям задачи соответствующие круги машины на заданные отсчеты, с других кругов прибора снимаем значения остальных элементов сферического треугольника, т. е. получаем искомый ответ. |
НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ - то же, что знаки предостерегательные (см.). |
НАВИГАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты, употребляемые в морском деле в целях обеспечения кораблевождения. К числу навигационных инструментов относятся: прокладочные инструменты (измерительный циркуль, параллельная линейка, транспортир, протрактор и др.), магнитные компасы, лаги и навигационные лоты. |
НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ - см. Морские карты. |
НАВИГАЦИОННЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ ЛОТА - прибор для механического решения астрономических задач. С помощью этого вычислителя можно решать следующие задачи: определение высоты и азимута светила по счислимой широте и месту светила; определение поправки компаса; определение долготы по известной широте и, наоборот; расчет момента наблюдений для определения долготы; определение момента восхода или захода светила и поправки компаса в этот момент; определение наименования звезды; определение ортодромического курса и длины ортодромии. |
НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД - промежуток времени, в течение которого данный порт или водный путь доступен для движения судов (свободен ото льда, имеет достаточную глубину и т. д.). |
НАВИГАЦИЯ (Navigation) - 1. Один из основных разделов науки кораблевождения, излагающий основания для вождения и определения на карте места корабля в море по береговым предметам или по счислению. Основными приборами для этой цели служат компас и лаг. Особую область Н. составляет тактическая навигация, изучающая законы и методы маневрирования как одиночного корабля, так и соединения кораблей. 2. Судоходство, мореплавание. 3. Время года, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. |
НАВОДКА (Aiming) - см. Наведение. |
НАВОДЧИК - боец орудийного расчета, главной обязанностью которого в бою является наведение орудия на цель. Первый, или горизонтальный, наводчик наводит орудие в горизонтальной плоскости, второй, или вертикальный, наводчик наводит орудие в вертикальной плоскости. |
НАВОЛОК (сев.) - большой высокий мыс; тупой, выдающийся в море мыс. |
НАГЕЛЬ (Tree-nail pin, axle, block pin) - 1. Болт с продолговатой фигурной головкой. 2. Деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. 3. Ось у шкива блока. |
НАГОН (касп.) - см. Выгон. |
НАГРЕВАТЕЛЬНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (Heating surface) парового котла - поверхность парового котла, омываемая с одной стороны дымовыми газами, а с другой стороны - водой. |
НАГРУЖАТЬ (То load) - наполнять судно грузом. |
НАГРУЖЕННОЕ СУДНО (Loaded ship) - судно, закончившее приемку грузов на борт. |
НАГРУЗКА (Load) - 1. Электрическая мощность, отдаваемая генератором при работе на внешнюю цепь. Различаются: а) Н. безындукционная (напр. электрические лампы накаливания); б) Н. индуктивная (напр. электродвигатели); в) Н. электродвигателя - мощность, развиваемая двигателем на валу; г) Н. пиковая - временное потребление электрической энергии, значительно превышающее среднесуточную нагрузку. 2. Совокупность сил, действующих на тело, к которым относятся внешние силы, вес и силы инерции. |
НАГРУЗКА КОТЛА - показателем использования поверхности нагрева (паропроизводительности) котла, по которому сравниваются различные котлы, является количество пара в кг, снимаемое с 1 м2 поверхности нагрева котла в час. Для судовых котлов эта величина при форсированной работе составляет 60-80 кг, а иногда и более. |
НАГРУЗКА СУДНА - подробная сводка всех грузов, составляемая во время проектирования или постройки судна для определения расчетным путем веса корабля и его центра тяжести. Для расчета крепости судна на тихой воде и на волне строится кривая нагрузки, ординаты которой выражают веса судна, отнесенные к единице его длины. |
НАДВОДНАЯ ЧАСТЬ СУДНА (Upper works, dead works of a ship or that part which is above water) - часть судна, возвышающаяся над ватерлинией. |
НАДВОДНЫЙ БОРТ (Freeboard) - борт судна, простирающийся от грузовой ватерлинии до верхней палубы. Высота Н. Б. судна, характеризующая запас его плавучести, имеет большое значение для обеспечения различных мореходных качеств судна. |
НАДГОРИЗОНТНАЯ ПОЛОВИНА СФЕРЫ НЕБЕСНОЙ - истинный горизонт наблюдателя делит сферу небесную на две половины; та половина, в которой расположен зенит, называется надгоризонтной. |
НАДДУВ - дополнительная против нормальной подача в цилиндр двигателя воздуха (или горючей смеси), сжатого до 1,1-1,3 атм посредством насоса, приводимого в движение от вала двигателя или от постороннего источника энергии. Применяется с целью повышения мощности, главным образом, двигателей внутреннего сгорания и, в частности, авиационных двигателей. |
НАДЕЛКА РУЛЕВАЯ - щит, навешиваемый на руль для увеличения его площади и улучшения поворотливости судна. |
НАДЕТЬ ЧАЛКУ (волж.) - означает накинуть петлю швартова на кнехт, пушку или тумбу при приставании (причаливании) судна к пристани или к другому судну. |
НАДИР (Nadir) - точка пересечения сферы небесной с отвесной линией, продолженной вниз из места наблюдения. Н. противоположен зениту. |
НАДКОННИК - продольный деревянный брус судового набора барки, проходящий над конем. |
НАДРАИТЬ - 1. Вытянуть снасть втугую. 2. Чистить, напр. надраить палубу, медяшку и т. п. |
НАДСТРОЙКИ (Superstructures) - всякого рода закрытые помещения, сооружаемые на верхней (основной) палубе судна и простирающиеся от борта до борта. Помещения, не удовлетворяющие последнему условию, называются рубками. |
НАДУВНАЯ ЛОДКА - складная лодка из прорезиненной материи, надуваемая воздухом. Применяется для переправ и как опора в понтонных мостах и паромах. |
НАДУЛЬНИК - парусиновый чехол, надеваемый на дульный срез артиллерийского орудия для защиты канала от воды, пыли и пр. |
НАДУЛЬНЫЙ - находящийся на дульной части орудия. |
НАЖДАК (Emery powder) - смесь корунда, окислов железа и силикатов. Естественный абразивный материал. |
НАЖДАЧНАЯ БУМАГА (Emery cloth, emery paper) - см. Шкурка. |
НАЖИВАЛЬЩИК, НАЖИВОЧНИК (сев.) - рабочий на шняке, насаживающий наживку или приманку для рыбы на крючья яруса. |
НАЖИМАТЬ, НАЖАТЬ - говорят про два (и более) идущих судна, что одно нажимает другое, т. е. медленно, но верно обгоняет. В другом смысле Н. означает - навалиться, работать с большей силой, энергичнее. См. Тали нажать. |
НАЗНАЧИТЬ КУРС (То shape the ship's course) - определить направление, по которому должно идти судно. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАЙТОВ (Lashing, seizing) - перевязка тросом двух или нескольких рангоутных деревьев или других предметов или соединение двух тросов одним тонким. |
НАЙТОВИТЬ (То lash, to seize) - связывать веревкой, делать найтов. |
НАЙТОВНЫЙ КОНЕЦ (Rounding) - трос, которым кладется найтов, обычно бывший уже в употреблении, но еще достаточно прочный. |
НАКАТ - 1. Автоматическое возвращение ствола орудия после отката от выстрела на свое прежнее место, совершающееся при помощи накатника. 2. Бурное продвижение приливной волны, как, напр., в устье реки Мезень. Иногда этим словом называют прибой. См. Набируха. |
НАКАТНИК орудийный - часть установки артиллерийского орудия, посредством которой ствол орудия возвращается на свое место после отката при выстреле. Н. действует силой сжатых при откате пружин или давлением на поршень воздуха, сжимаемого при откате. |
НАКИПЬ (Incrustation) - осаждение на поверхности нагрева котлов, испарителей, подогревателей и т. п. кристаллов различных солей, имеющихся в воде и образующих плотную или рыхлую корку Н. уменьшает теплопередачу в котлах, в связи с чем в настоящее время применяются различные средства для борьбы с Н. |
НАКЛАДНАЯ ГРУЗОВАЯ - документ, выписываемый иногда вместо погрузочного или грузового ордера на ту или иную партию груза; содержит в себе те же сведения и имеет то же значение, что и грузовой ордер. |
НАКЛЕПЫШ - утолщение в виде фланца, приклепываемого или привариваемого к частям корпуса, на которых устанавливаются клапаны. Н. имеет целью, с одной стороны, дать местное утолщение для возможности постановки шпилек, посредством которых крепятся фланцы клапанов, а с другой стороны, выровнять поверхность и дать оси клапана желаемое направление. В последнем случае Н. имеют по диаметру разную толщину. |
НАКЛОНЕНИЕ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА (Dip of the horizon) - угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на видимый горизонт. |
НАКЛОНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ЛУЧА - угол, представляющий отклонение от горизонтального направления луча зрения, идущего к видимому месту береговой черты. |
НАКЛОНЕНИЕ МАГНИТНОЕ - угол между горизонтальной плоскостью и магнитной осью свободно подвешенной стрелки. |
НАКРОЙ (Clinker built) - 1. Постройка деревянных шлюпок в накрой, подразумевающая расположение досок наружной обшивки кромка на кромку. 2. Соединение металлических листов посредством покрывания кромки одного листа кромкой другого листа. |
НАКРЫТИЕ (Straddling) - залп, у которого часть всплесков показала недолет, а другая перелет. Н. считается нормальным, когда средняя траектория проходит через центр поражаемого пространства цели. |
Нактоуз. (Binnacle) - шкапик из тикового дерева, дуба или красного дерева, на котором устанавливается компас на судне. Форма Н. бывает различной; так, напр., у 8-дюйм. компаса Н. имеет вид восьмигранной усеченной пирамиды, у 5-дюйм. - прямой призмы квадратного сечения, у компаса В. Томсона Н. имеет вид цилиндра. Н. делают высоким для установки главных судовых компасов и низким для установки путевого компаса. Вверху Н. помещается пружинный подвес, на который устанавливается котелок компаса цапфами своего карданова кольца. Внутри Н. устанавливается девиационный прибор, служащий для уничтожения полукруговой и креновой девиации. Для уничтожения же четвертной девиации Н. снабжается мягким железом различной формы и в надлежащем количестве. Мягкое железо помещается, главным образом, снаружи и частично внутри Н. Кроме перечисленных уже частей, в Н. имеются еще приспособления для освещения компаса ночью электрическим светом и для звонковой сигнализации между различными компасами. На судах Н. обычно устанавливается на деревянных подушках из крепкого дерева (дуб, тик). К подушке Н. крепится болтами, а для большей устойчивости его на качке он укрепляется с боков двумя медными бакштагами. |
НАКУРОК - бортовая ветвь шпангоута деревянного судна, снабженная внизу кокорой, в отличие от приставки, не имеющей кокоры. |
НАЛЕЧЬ (То haul) - тянуть сильнее снасть. Н. сильнее на весла (То stretch out) - сильнее грести. |
НАЛИВАТЬСЯ - принимать на судно жидкий груз наливом. Наливаться пресной водой (То take in fresh water) - принимать на судно пресную воду. |
НАЛИВКА (арх.) - ливень, проливной дождь. |
НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ - жидкие грузы, погружаемые в суда непосредственным наливом без тары (керосин, нефть, мазут, бензин и др.). По степени огнеопасности разделяются на три разряда. К первому относятся нефтепродукты с температурой вспышки до 28° С, ко второму - с температурой вспышки от 28 до 65° С и к третьему - свыше 65° С. |
НАЛИВНЫЕ СУДА, ТАНКЕРЫ (Oil carriers, tankers) - грузовые суда, служащие для перевозки различных жидких грузов при наливе их непосредственно в трюмы судов; эти суда в зависимости от рода перевозимого груза и особых условий их перевозки разделяются на нефтевозы, или нефтеналивные суда, и бензиновозы. |
НАЛИЧНИК (Plate) - металлическая планка на углах деревянных предметов для предохранения их от порчи. |
НАЛОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ - распоряжение, отдаваемое грузоотправителем мореходному предприятию, выдать груз получателю только при условии уплаты означенной отправителем суммы. Тем же названием определяется указываемая отправителем сумма. Наложенный платеж переводится в порт отправления и выдается отправителю. |
НАЛОЖИТЬ, ЗАЛОЖИТЬ ТАЛИ ЗА ТАЛИ (То put whip upon whip) - заложить на ходовой лопарь одних талей гак других талей для облегчения тяги. Н. найтов - перевязать тросом два или несколько рангоутных деревьев; соединить тонким тросом два троса или другие предметы. |
НАМЕЛИТЬСЯ СУДНОМ (арх.) - наткнуться на мель, приткнуться к мели. |
НАМЕТКА (Cover, wrapper) - откидная железная скоба на шарнире. Служит для удержания мачты и бушприта на шлюпках. Кроме того, Н. называют металлическую планку, накладываемую на деревянные или металлические соединения для крепости. ------------------- (волж.) - футшток, тонкий длинный шест, разбитый на деления, равные четверти аршина; служит для измерения глубины. Считая от нижнего конца, первые шесть делений красятся черной краской, 7 и 8 деления - белой, 9 и 10 - черной и т. д. Деление в две четверти называется волжским футом (более английского на один вершок). |
НАМЕТНОЙ (арх.) - намывной, наносный. Н. остров. |
НАМЕТЫВАТЬ (волж.) - измерить глубину наметкой. |
НАМОЙКА, НАМОЙНА (волж.) - наносная, песчаная или мелкокаменистая гряда у берега или в реке. |
НАПАРЬЕ (Borer, auger, wimble) - инструмент для высверливания дыр в дереве. |
НАПЕРСТОК у парусников (Palm, sail maker's thimble) - см. Гардаман и Платан. |
НАПИЛЬНИК (File) - многорезцовый режущий инструмент с мелким зубом, обычно прямолинейного движения. Режущие зубья Н. образуются путем насекания их посредством особого зубила. По степени тонкости насечки различают: Н. драчевые (самые грубые), личные (мелкая насечка) и бархатные (самая мелкая насечка). По форме поперечного сечения различают: Н. плоские, треугольные (трехгранные), квадратные, полукруглые, круглые, фигурные. Н. для обработки дерева и мягких металлов называют рашпилем. Мелкие для точных работ называются надфилями. |
НАПЛЫВЫ РАКОВЫЕ (Excrescence) - см. Кап (второе значение). |
НАПОЛНЕНИЕ ЦИЛИНДРА (степень наполнения) - отношение объема засосанной в цилиндр горючей смеси (приведенной к атмосферному давлению) к объему, описываемому поршнем за один полный ход. См. Ход поршня. |
НАПОЛНИТЬ ПАРУСА (То fill the sails) - после лежания в дрейфе или после крутого бейдевинда спуститься настолько, чтобы паруса надулись от действия на них ветра. |
НАПОР - гидравлическое давление, создаваемое в какой-либо точке жидкости под влиянием веса столба жидкости, расположенного над этой точкой (естественный Н.). Н. измеряется условно высотой указанного столба жидкости в метрах, причем для пресной воды Н. в 10 м отвечает давлению в 1 кг/см2 (техническая атмосфера) или в 10 т/м2. Для воздуха Н. измеряется обычно высотой водяного столба в мм. Различают Н. гидростатический - в покоящейся жидкости и Н. гидродинамический - в движущейся жидкости. |
НАПОРНАЯ ВОДЯНАЯ СИСТЕРНА (расходная) - систерна, располагаемая где-либо вверху судна, из которой вода под напором поступает самотеком по трубам к местам потребления, расположенным ниже Н. В. С. Запас воды в систерне по мере расходования периодически возобновляется накачиванием воды в нее, в связи с чем систерна часто называется расходной. |
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА (Direction of the wind, wind's eye) - см. Ветер. |
НАПРАВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЯ (Tideway, stream of the current) - направление, по которому идет течение. |
НАПРАВЛЕННАЯ АНТЕННА - специальная антенна, с помощью которой можно передавать радиосигналы или принимать их по некоторым определенным направлениям лучше, чем по всем другим. |
НАПРАВЛЕННОЕ РАДИО - радиопередача и радиоприем, осуществляемые при помощи направленных антенн. Н. Р. практически применяется для радиосвязи на коротких волнах и в мореплавании (радиомаяки, подающие сигналы в известном направлении, и рамочные антенны, позволяющие определить кораблю свое местонахождение). |
НАПРАВЛЯЮЩИЕ - неподвижная деталь механизма, заставляющая перемещаться другую связанную с ней движущуюся деталь в определенном направлении, напр. ползун. |
НАПРАВЛЯЮЩИЕ ЛОПАТКИ - см. Лопатка паровой турбины. |
НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТВОР - см. Створ. |
НАПРОТИВЕНЬ (арх.) - против воды, течения. |
НАПРОТИВЕТЬ (арх.) - о ветре, когда задует противный ветер. |
НАПРЯЖЕНИЕ (1. Strain, straining. 2. Voltage) - 1. Величина внутренней силы, возникающей в материале, образце или какой-либо конструкции от действия внешних сил и приходящаяся на единицу площади сечения. Н. измеряется обычно в кг/см2 или кг/мм2. 2. Н. электрическое вдоль данной линии - физическая величина, измеряемая в вольтах и характеризующая электрическое состояние вдоль этой линии. Н. электрическое вдоль данного провода можно определить как отношение электрической мощности, теряемой в этом проводе на нагревание его, к току, проходящему по проводу. В большинстве случаев можно считать Н. электрическое не зависящим от формы данной линии, а только от расположения ее концов. В этом случае Н. наз. также разностью потенциалов. 3. Н. магнитное вдоль данной линии - величина, характеризующая магнитное состояние вдоль этой линии, - то же, что и магнитодвижущая сила. Иногда термин Н. электрическое или магнитное неправильно применяют вместо напряженности поля. |
НАПРЯЖЕНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ - в данной точке - величина той механической силы, с которой магнитное поле действует на единицу магнитной массы, помещенной в этой точке. |
НАПРЯЖЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ НАГРЕВА КОТЛА - количество пара, приходящееся в час на 1 м2 поверхности нагрева котла. В новейших установках достигает при форсированной работе 60-80 кг на 1 м2 в час и более. См. Нагрузка котла. |
НАРЕЗКА - одной детали на другую - применяется при соединении между собой некоторых деталей деревянного судна, в которых делается вырезка, напр. нарезается на копани и шпангоут - лыжная, бархоут, воротовые; на конях делаются вырезки для бимсов и т. д. |
НАРЕЗКА ВИНТОВАЯ (Rifling) - канавка, вырезаемая особым инструментом на цилиндрической поверхности стержня или отверстия, по винтовой линии, с различным шагом (шаг нарезки). Различают диаметры Н. В.: а) внутренний - расстояние между противоположными впадинами; б) наружный - расстояние между противоположными выступами и в) средний - среднее арифметическое внутреннего и наружного диаметров. По формам сечения Н. В. различаются: а) квадратная с сечением канавки в форме квадрата: ширина канавки равна ширине выступа и равна глубине нарезки; б) круглая с сечением канавки и вершины выступа полукруглой формы; в) прямоугольная (ленточная) с канавкой прямоугольной формы; ширина канавки равна ширине выступа; г) трапециевидная с сечением канавки в форме трапеции; д) треугольная (остроугольная) с канавкой треугольной формы; применяются несколько систем, как то: α) система Витворта - угол при вершине Н. равен 55°, диаметры Н. измеряются в дюймах; шаг Н. определяется числом ниток на 1 дюйм; β) система Селлерса - угол при вершине Н. равен 60°, диаметры Н. измеряются в дюймах, шаг определяется числом ниток на 1 дюйм; γ) метрическая система - угол при вершине Н. равен 60°, шаг и все размеры выражаются в мм. В общесоюзные стандарты вошли переработанные системы Н. Витворта и метрическая. |
НАРЕЗНОЕ ОРУЖИЕ (Rifled guns) - огнестрельное оружие, имеющее на внутренней поверхности канала ствола винтовые желобки - нарезы. |
НАРЕЗЫ (Grooves) - винтовые канавки в канале огнестрельного оружия, сообщающие вращательное движение продолговатым снарядам для устойчивости их во время полета в воздухе. |
НАРЕПЕНЬ, НАРЕПЬ (арх.) - наледь на снегу, черепь по насту, гололедица. |
НАРУЖНЫЙ ПОВОРОТ - фигура высшего пилотажа; выполняется следующим образом, делают вертикальный крен и, поддерживая нос ногой, дают ручку от себя, самолет сделает поворот, причем летчик будет находиться снаружи. |
НАРУПАСИТЬ, НАРУПАСИТЬСЯ (арх.) - о льде, когда его ломает весной, и громоздящиеся одна на другую льдины образуют ропаки. |
НАРЫ (Boards) - дощатый широкий помост для спанья матросов в казармах флотских экипажей дореволюционного времени. В экипажах и береговых частях РКВМФ каждый боец имеет свою кровать. |
НАРЯДЫ КОРАБЕЛЬНЫЕ - см. Служба корабельных нарядов. |
НАСАД - речное плоскодонное, беспалубное судно, грузоподъемностью до 20 000 пудов (ок. 330 т). Имело одну мачту и парус. Н. строились на Каме и Вятке, почему их называли камскими и вятскими. Их нагружали лесом и сплавляли вниз до Астрахани, откуда уже не возвращали, а продавали на слом или для других целей. |
НАСАДКА - 1. Толстые брусья, насаженные шипами на сваи, входящие в состав сооружения, напр. в основании стапеля. 2. См. Турбина паровая. |
НАСЕСТЬ - так в петровские времена называлась банка на шлюпке. |
НАСЛУД (Nasslood) - наслуз, насслюд, когма - лед, образовавшийся на поверхности воды, скопившейся на более старом льду в результате его таяния, или образовавшийся из воды, выступившей из-под льда через трещины. |
НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ ДОКА - состоит из нескольких агрегатов насосов для откачки воды из дока и из насосов для осушки дока и удаления фильтрационной воды, проникающей в док во время ремонта судна. Н. С. Д. располагается над водосборным колодцем, обыкновенно вблизи самого дока. |
НАСОСЫ (Pumps) - машины для подъема или перемещения жидкостей, чаще всего воды. В зависимости от конструкции делятся на следующие основные группы: поршневые, центробежные, инжекторы, водоструйные, пульсометры, пропеллерные. |
НАСОСЫ ТРЮМНО-ПОЖАРНЫЕ - насосы, предназначенные для откачки воды из трюма и для обслуживания пожарной системы. |
НАСТ (арх.) - 1. Образующаяся при первых морозах ледяная поверхность у берега озера, реки и морского залива. 2. Обледенелая после оттепели поверхность снега. |
НАСТИЛКА ВНУТРЕННЕГО ДНА (Inner-bottom plating) - составляется из стальных листов, несколько меньшей толщины, чем у наружной обшивки. Н. В. Д. располагается так же, как и наружная обшивка, в виде продольных поясов. Средний пояс настилки (над вертикальным килем) делается всегда много толще для увеличения прочности вертикального киля; равным образом настилка утолщается в машинных и котельных отделениях, из-за более быстрого ржавления ее в этих отделениях. |
НАСТИЛКА ПАЛУБНАЯ (Deck plating) - настилка на бимсах, состоящая из стальных листов, идущих продольными поясами, пазы которых располагаются параллельно диаметральной плоскости судна. Способы соединения листов Н. П. употребляются те же, что и для листов обшивки наружного борта. |
НАСТИЛКА ПАЛУБНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ - устраивается поверх стальной или же является самостоятельной; в последнем случае для более надежного скрепления бимсов между собой, кроме стального палубного стрингера, на бимсы кладутся продольные и диагональные стальные полосы, называющиеся связными поясами. Деревянные доски, обыкновенно сосновые, настилаются параллельно диаметральной плоскости корабля и притыкаются к более толстому поясу деревянного настила, идущему параллельно обводу борта и называемому ватервейсом. Каждая доска Д. П. Н. крепится к палубе железными оцинкованными болтами, с головками, утапливаемыми внутрь доски и закрепляемыми сверху круглыми деревянными пробками. На судах последней постройки Д. П. Н. устраивается особым способом; на палубу ставятся предварительно продольные и поперечные доски, образующие прямоугольные промежутки, которые заполняются короткими досками (чаками), причем чаки удерживаются на месте скосами у поперечных досок. Этот способ имеет следующие преимущества: а) дает возможность применять более дешевые сорта дерева; б) упрощает разборку Д. П. Н. и в) уменьшает продырявливание стального настила вследствие меньшего количества крепительных болтов. |
НАСТИЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - для поражения вертикальных целей необходимо, чтобы траектория была возможно более отлога, т. е. чтобы снаряд ударял в цель по направлению, образующему с нормалью к поражаемой поверхности малый угол; такие траектории называются отлогими, или настильными. |
НАСТРОЙКА РАДИОПРИЕМНИКА (Tuning) - подгонка частоты собственных колебаний контура приемника под частоту (длину волны) приходящих электромагнитных колебаний. Осуществляется плавным изменением емкости контура (переменный конденсатор) или индуктивности (вариометр) или тем и другим способами одновременно. |
НАСЫПЬЮ (In bulk) - груз зерна, угля и т. п., помещенный в трюм Н., т. е. без упаковки. |
НАСЫЩЕННЫЙ ПАР (Saturated steam) - пар, находящийся в тепловом равновесии с жидкостью. Увеличение давления пара или понижение температуры вызывает конденсацию части насыщенного пара. |
НАТАЩИТЬ КАНАТ, ЯКОРЦЕПЬ - набрать слабины у якорной цепи на верхней палубе. |
НАТРАПНИК (Ladder screen) - полоса из парусины, устанавливаемая под трапами. |
НАТРУСКА (стар.) - небольшой металлический цилиндр, имеющий с обоих концов крышечки. Одна из крышечек глухая, другая - с некоторым количеством небольших отверстий. Н. служила для хранения пороховой мякоти и употреблялась для опудривания ею привода или стопина у бомбовых трубок, брандскугелей и др. снарядов. |
НАТЯГИВАЕТ (сев.) - когда небо становится с подветра облачным и мрачным. |
Главная |