Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕН"-"ПЛА")
ПЕНТОД (Pentode) - пятиэлектродная электронная лампа, имеющая катод, анод и три сетки. |
ПЕНЬ (сев.) - мачта. |
ПЕНЬКА КОНОПЛЯНАЯ (Hemp) - волокна, добываемые из луба конопли. Пенька идет на производство тросов, а также для конопатки пазов брусьев, досок и бревен. |
ПЕНЬКА МАНИЛЬСКАЯ - см. Абака. |
ПЕНЬКА ОСТ-ИНДСКАЯ - см. Сунн. |
ПЕНЬКОВЫЙ СТРОП (Selvage strop) - строп из пенькового троса. |
ПЕПА (галерн.) - так назывался верхний нок рея на галерах. |
ПЕПЬКА НОВОЗЕЛАНДСКАЯ - пенька, добываемая из листьев льнообразной лилии; идет на изготовление пеньковых тросов. |
ПЕРВИЧНАЯ ОБМОТКА (Primary winding) - во многих электрических машинах и аппаратах размещают по нескольку обмоток, связанных между собой общим магнитным потоком. Если к одной из обмоток подводят переменный электрический ток, то в других обмотках возникает переменная электродвижущая сила той же частоты, но другой величины. П. О. называется в этом случае та из обмоток, к которой подводится электрическая энергия. Так, напр., П. О. является обмотка трансформатора индукционной катушки, к которой подводится электрическая энергия, подлежащая преобразованию. |
ПЕРВЫЙ ВЕРТИКАЛ - вертикал, проходящий через точки О и W. Иначе его еще называют остовым и вестовым вертикалом. П. В. разделяет сферу небесную на две половины; северную, в которой лежит точка N, и южную, в которой находится точка S. |
ПЕРЕБОР - 1. Мелководье, банка при устье реки, а иногда внутри залива или губы (арх.). 2. Шивера, сарма, перекат каменистый, мелкое место поперек всей реки, на котором иногда видны камни (бел.). 8. См. Перекат. |
ПЕРЕБОРКА (Bulkhead) - всякая вертикальная перегородка из отдельных листов, разделяющая помещения внутри судна или ограничивающая их на верхней палубе. П. бывают продольные (Longitudinal or fore and aft bulkheads) и поперечные (Athwart bulkheads, transversal bulkheads). |
ПЕРЕБОРКА ДИАМЕТРАЛЬНАЯ - ставится для разделения механизмов правого и левого борта. В современном судостроении употребляется в виде исключения только для машинных отделений, причем на случай затопления отделений одного борта устраивается автоматическое перепускание воды по трубам в бортовые отсеки другого борта. |
ПЕРЕБОРКА КОРМОВАЯ - главная поперечная переборка в кормовой части судна, имеющая назначением ограничить доступ воды внутрь судна при повреждении кормовой оконечности. |
ПЕРЕБОРКА ТАРАННАЯ (Collision bulkhead) - главная поперечная переборка в носовой части судна, имеющая назначением ограничить доступ воды внутрь судна при повреждении носовой оконечности. |
ПЕРЕБОРКИ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ (Watertight bulkheads) - переборки, служащие для изолирования отделения, затопленного при пробоине, от смежных с ним. |
ПЕРЕБОРКИ ВОДОПРОНИЦАЕМЫЕ - перегородки между различными судовыми помещениями. В обеспечении непотопляемости судна никакой роли не играют. В настоящее время водопроницаемые переборки называют обычно перегородками. |
ПЕРЕБОРКИ КОТЕЛЬНЫЕ - поперечные водонепроницаемые переборки, ограничивающие котельные отделения. |
ПЕРЕБОРКИ МАШИННЫЕ - поперечные водонепроницаемые переборки, ограничивающие машинные отделения. |
ПЕРЕБОРКИ ПОПЕРЕЧНЫЕ ГЛАВНЫЕ (Athwat bulkheads, transversal bulkheads) - водонепроницаемые переборки, идущие от борта до борта и разделяющие судно на ряд автономных отсеков. Переборки эти по высоте распространяются до средней палубы, в исключительных случаях - до нижней, а в оконечностях судна - до верхней палубы. На малых военных судах главные поперечные переборки доводятся до верхней палубы. Назначение их - изоляция поврежденных отсеков от соседних и недопущение распространения воды по судну. Распределение главных поперечных переборок в отношении их числа и расположения зависит от величины и назначения судна. |
ПЕРЕБОРКИ ПРОДОЛЬНЫЕ ГЛАВНЫЕ (Longitudinal or fore and aft bulkheads) - переборки, устанавливаемые на больших судах, по одной с каждого борта. Такие переборки обычно располагаются на расстоянии 4-5 и более м от борта и простираются не менее как на 3/4 длины судна. По высоте они идут от второго дна до нижней палубы, а иногда до средней. Служат для защиты жизненных частей судна от действия подводных взрывов. |
ПЕРЕБОРКИ УГОЛЬНЫХ ЯМ - продольные переборки, идущие параллельно диаметральной плоскости на протяжении котельных отделений; между ними и главной продольной переборкой находятся угольные ямы. |
ПЕРЕБРАСОПИТЬ РЕИ (То counter-brace) - обрасопить их с одного галса на другой. Так, если реи были обрасоплены на правый галс и их нужно обрасопить на левый галс, то отдают приказание перебрасопить рей на левый галс. |
ПЕРЕБРАСЫВАНИЕ ПАРУСА - действием ветра (Gybing of a sail) - случается с косым парусом, когда судно, идя на фордевинд, рыскнет сильно в сторону. |
ПЕРЕВАЛ (речн.) - часть русла, где летний фарватер переходит от одного берега к другому; он может быть крутым, длинным, коротким, кривым, прямым, глубоким и мелким; в последнем случае он затрудняет судоходство и уже называется перекатом. |
ПЕРЕВАЛ, ПЕРЕВАЛЬЕ (арх.) - крутой поворот, изменение направления морского течения. |
ПЕРЕВАЛЬНЫЕ СТОЛБЫ - обстановочные знаки на реке; представляют собой высокие столбы с шестигранными фонарями наверху. П. С, устанавливаемые на правом берегу, окрашиваются красными и белыми полосами; доски на этих столбах окрашиваются в красный цвет; средние стекла в фонаре тоже красные. П. С. на левом берегу окрашиваются полосами зеленого и белого цвета; доски и все стекла - белые. Назначение П. С. - обслуживать перевалы. Поставленный П. С. обозначает, что, идя на него, будешь держаться наиболее глубокого и безопасного хода (речного фарватера). Обыкновенно П. С. ставятся одновременно на обоих берегах. П. С. часто называют вехой. |
ПЕРЕВЕЙ-ТОПЕНАНТ, ПРЕВЕНТЕР-ТОПЕНАНТ - добавочный топенант, заводящийся в помощь штатному топенанту при подъеме больших тяжестей на рее. Один из его концов имеет гак и закладывается сам за себя вокруг эзельгофта, между мачтой и стеньгой, а другой - оканчивается очком с коушем, в который закладываются нок-тали. Выше очка по П.-Т. ходит коуга от стропа, который закладывается на ноке рея. Перевей-топенант. |
ПЕРЕВОД РАСХОДОВ НА ПОЛУЧАТЕЛЯ (Charges forward) - термин в счетах, употребляемый, когда расходы по перевалке и перевозке груза идут за счет покупателя и оплачиваются при получении груза. |
ПЕРЕВОД РУМБОВ - перевод истинных направлений в компасные. |
ПЕРЕВОДИТЬ, ПЕРЕВЕСТИ - перемещать; выводя из одного места (положения), оставлять в другом. Переводить руль - переложить руль с одной стороны на другую, с правой на левую или обратно. |
ПЕРЕВОДНЫЙ ВЕКСЕЛЬ (Bill of exchange) - безусловный приказ в письменной форме, направленный одним лицом другому, с требованием учинить платеж ему или иному лицу в обусловленный срок. П. В. являются одним из общепринятых средств для учинения расчетов по отправленным за границу товарам. Векселя бывают на разные сроки платежа: "After sight" - по предъявлении; "....days after date" - через столько-то дней от сего числа; "....days after sight" - через столько-то дней по предъявлении и "at usance" - через обычное время, т. е. вексель находится в обращении в течение обычного для данного места срока. |
ПЕРЕВОЛЖЬЕ (волж.) - так на Волге называется то место, где от нее отделяется проток или рукав (не судоходный). |
ПЕРЕВОРОТ ЧЕРЕЗ КРЫЛО, РЕТУРНЕМАН - одна из фигур высшего пилотажа. Самолет начинает вращаться вокруг своей продольной оси, сохраняя горизонтальное направление. Перейдя в положение полета на спине, самолет переходит в пикирование, откуда выводится в нормальный горизонтальный полет, но в направлении, противоположном первоначальному. |
ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ ПУНКТ (Ambulance, sick berth) - помещение на корабле, оборудованное и приспособленное для оказания медицинской помощи пострадавшему в бою личному составу корабля. По новой терминологии перевязочный пункт называется постом медицинской помощи. |
ПЕРЕГИБ КОРПУСА СУДНА (Camber of a ship) - изгиб, при котором середина корпуса выгибается вверх, а оконечности опускаются. Перегиб корпуса судна. |
ПЕРЕГОВОРНЫЕ ТРУБЫ (Speaking tubes) - служат на судах флота одним из средств связи. П. Т. делаются из латуни или красной меди и проводятся по кораблю в защищенных местах, оканчиваясь в пунктах, которые они соединяют, амбушюрами (раструбами) конической или параболической формы для передачи и восприятия звуков. Конец труб обыкновенно затыкается пробками со свистком, служащим для вызова. Общепринятый диаметр П. Т. 38-51 мм (11/2 и 2 дм.); на больших расстояниях рекомендуется проводить трубы большего диаметра, в 76 (3 дм.) и даже 102 мм (4 дм). При проводке П. Т. по кораблю избегают крутых изгибов, а также прикасаний к резонирующим предметам, вибрирующим или шумящим механизмам во избежание ослабления передаваемого звука. В тех случаях, когда П. Т. предназначается для передачи распоряжений только в одну сторону, а для получения ответов проводится параллельно другая труба, употребляется особый прибор с мундштуком, соединенным с одной из переговорных труб и с наушниками, присоединенными к другой трубе. Подобные же приборы (светоскопы) применяются часто и при ординарных П. Т., так как они легче улавливают передаваемые звуки и уменьшают возможность попадания в трубу постороннего шума. |
ПЕРЕГРЕВ (арх.) - 30-верстное плавание под веслами. |
ПЕРЕГРЕТЫЙ ПАР (Superheated steam) - пар, который получается посредством подогрева насыщенного пара в пароперегревателе. Для паровых машин и турбин применяется почти исключительно перегретый пар, т. к. перегрев пара значительно повышает экономичность паросиловой установки. Обычно применяемые температуры перегретого пара составляют для паровых машин 400-450°. В самое последнее время в новых установках начинают применять перегрев пара до 500°. При работе с паром высокого давления (свыше 80 атм.) применяют вторичный перегрев, заключающийся в том, что недоработавший еще в машинах пар, но уже ставший влажным, отводят во второй специально для этого установленный в котельном агрегате пароперегреватель, заново перегревают (в новых установках до 400°) и опять направляют для дальнейшей работы в паровой турбине. |
ПЕРЕГРУЖАТЕЛЬ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ - см. Пневматические перегружатели зерна. |
ПЕРЕГРУЖЕННОЕ СУДНО (Overloaded vessel, heavily laden vessel) - судно, имеющее осадку свыше грузовой марки. |
ПЕРЕГРУЗКА - 1. Перемещение груза из судна в склад и обратно, из судна в судно, из судна в вагон или обратно. П. встречается и в складских операциях. 2. Увеличение построечного веса судна выше запроектированного. |
ПЕРЕДАВАТЬ, ПЕРЕДАТЬ - передавать что-либо от одного лица к другому. П. командование, конец, приказание, радиограмму, семафор, сигнал и т. п. |
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО - передаточное отношение - отношение числа оборотов ведомого вала к числу оборотов ведущего вала. |
ПЕРЕДАТЧИК (Transmitter) - см. Радиопередатчик. |
ПЕРЕДАЧА (Transmission) - устройство для передачи механической энергии из одного места в другое. Обычно П. применяется как сокращенное название ременной, зубчатой, фрикционной, гидравлической, цепной и др. передач. |
ПЕРЕДНИЙ МАТЕЛОТ (Ship next ahead) - см. Мателот. |
ПЕРЕДНЯЯ ШКАТОРИНА (Fore leech luff) - см. Шкаторина. |
ПЕРЕЙМА - 1. Перешеек между двумя озерами (арх.). 2. Закол, запор речной (арх.). |
ПЕРЕКАЛЬ (арх.) - промежуток, промежек. Перешеек между двумя озерами. |
ПЕРЕКАТ - 1. Часть русла реки с подводными отмелями, фарватер которых вследствие мелководья затрудняет судоходство. См. также Русло реки. Перекат (волж.). Мелководный участок русла реки, плавание на котором представляет затруднения для судов (волж). 2. Ветер, попутно дующий судну от места до места (касп.). П. на некоторых реках носят название переборок (Сев. Двина, Сухона и др.). |
ПЕРЕКАТАТЬ ЮФЕРСЫ - перевести юферсы выше по вантине. |
ПЕРЕКАТНЫЙ ЛОВ (астр.) - в межень лета, когда вода идет на убыль. |
ПЕРЕКАЧЕЧНАЯ МАШИНКА - небольшое вспомогательное судно, снабженное насосом (камероном) для перекачивания нефтепродуктов. |
ПЕРЕКИНУТЬ ПАРУС - см. Паруса. |
Переложить руль - положить руль влево, если он был положен справа, или наоборот. П. якорь - выбрать якорь и затем вновь его отдать, но в другой точке. |
ПЕРЕКЛИЧКА (Tatoo, roll call) - термин, замененный теперь термином вечерняя поверка. |
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ (Switchgear) - выключатель, который, кроме включения и выключения тока, может также менять и его направление. |
ПЕРЕЛЕТ - наименование знака падения снарядов при стрельбе. Перелетное падение снарядов, или П., означает, что снаряды упали за целью (если смотреть со стороны стреляющего корабля), перелетев ее. |
ПЕРЕМАЙДАНКА (касп.) - закаболка на гаке. Говорится: положить перемайданку - значит закаболить. |
ПЕРЕМЕНА ДИФФЕРЕНТА - см. Изменение дифферента. |
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ - звезды, яркость которых подвержена периодическим изменениям. Изменение яркости некоторых П. З. объясняется тем, что звезда в действительности является двойной звездой, причем менее яркая, обращаясь вокруг более яркой, затмевает ее для земного наблюдателя на известный срок в течение каждого оборота. Другие причины изменения яркости переменных звезд установить пока не удалось. |
ПЕРЕМЕННЫЙ КОНДЕНСАТОР (Variable condenser) - конденсатор, емкость которого может изменяться в известных пределах; для этого изменяют или расстояние между обкладками, или чаще рабочую поверхность обкладок. |
ПЕРЕМЕННЫЙ ОГОНЬ - см. Маячные огни. |
ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК - см. Ток переменный. |
ПЕРЕМЕНЯТЬ, ПЕРЕМЕНИТЬ - сменить, обменить одну вещь на другую, заменить одно другим. Переменить курс (То alter the course) - изменить направление движения корабля. Переменить марса-рей (То shift a topsail yard) - заменить марса-рей другим, запасным. Переменить паруса (То shift a sail) - заменить одни паруса другими. |
ПЕРЕМЕТ (сев.) - небольшой ярус. |
ПЕРЕМЫЧКА (волж.) - 1. Пространство между колодцами, вырубаемыми при выморозках судов. П. оставляются между колодцами не более одного аршина, для того чтобы в случае появления воды в одном из колодцев она не могла проникнуть в соседние и залить их. 2. Водонепроницаемое ограждение (из шпунтовых свайных рядов глины, ряжей), устраиваемое для возведения гидротехнического сооружения на местности, покрытой водой, с последующей откачкой воды; иногда для ремонта подводных частей сооружений. |
ПЕРЕМЫЧКА ПОВЫШЕННОГО ДАВЛЕНИЯ (Ridge) - частный случай седла, противоположный коридору пониженного давления, а именно седло, сильно вытянутое между двумя достаточно обширными антициклонами и большей частью узкое. По характеру погоды П. приближаются к барическому клину, а широкие - к отрогам. |
ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ - увеличение напряжения по линиям передач в электрических сетях до величины, могущей повредить изоляцию. |
ПЕРЕНОС (вост. ок.) - низменный перешеек. |
ПЕРЕНОСНЫЙ БАКШТАГ - передний из бакштагов на каждой стороне. |
ПЕРЕПАД - разница уровней воды в местах ниже и выше ее падения (порога, водопада). |
ПЕРЕПАД ТЕПЛА (тепловой напор) - разность содержаний тепла в 1 кг пара перед началом процесса и после его окончания. П. Т. выражается в калориях и определяется из тепловых таблиц или диаграмм по следующим параметрам пара: давлению р и температуре t или его сухости х. |
ПЕРЕПЛЕТ (арх.) - плетень из хвороста, от берега в глубь реки, для постановки выше переплета гарвы, мережки для лова семги. |
ПЕРЕПРАВКА СУДОВАЯ - см. Судовые переправы. |
ПЕРЕРЫВ (Interruption) - в условиях работы в доках перерывом в работе называется установление дополнительной операции над грузом в добавление к производящимся основным работам, как, напр., взвешивание при выгрузке, что замедляет ход выгрузочных работ. За такие П. взимается добавочная плата. |
ПЕРЕСЕЧЬ ДЕМАРКАЦИОННУЮ ЛИНИЮ - см. Демаркационная линия. |
ПЕРЕСЕЧЬ КУРС - пройти под носом судна, пересекая направление его движения. |
ПЕРЕСЕЧЬ ЭКВАТОР - перейти на судне из Северного полушария в Южное или обратно. |
ПЕРЕСКОЧИТЬ БАНКУ, КАМЕНЬ и пр. - коснуться днищем судна банки, камня и пр., не задержавшись на них. |
ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ (Re-insurance) - перестраховка принятых одним страховщиком рисков у другого страховщика. К П. страховщики прибегают в случаях, когда ими превышен обычный их лимит по страхованию одного риска. Такими П. не задеваются интересы страхователя, и первоначальный страховщик остается ответственным перед ним в полной мере. |
ПЕРЕСТРОЕНИЕ - маневр, производимый кораблями для изменения строя, ордера или порядка движения. |
ПЕРЕСЫПЬ (черн.) - узкая, сухая гряда, отделяющая заливы (лиманы) от моря; песчаная П. образуется в заливах прибоем волны. |
ПЕРЕТИШЬ, ПЕРЕТИШЬЕ (сев.) - кратковременное отсутствие ветра или течения. |
ПЕРЕХОД (Passage) - плавание от одного пункта до другого. |
ПЕРЕЧНИ - соединения концов (торцов) досок и брусьев днищевой и бортовой обшивки, а также палубы деревянных судов. Они также называются стыками. |
ПЕРЕШЕЙКИ (Isthmus, neck of land) - узкие полосы суши, соединяющие более крупные части последней, вплоть до целых материков. Разделяя моря и даже океаны, П. являются препятствием для мореплавания. |
ПЕРИАГВЫ - двойные или ординарные челноки, встречающиеся на островах Тихого океана. |
ПЕРИГЕЙ (Perigee, perigeum) - ближайшая в Земле точка лунной орбиты, противоположная апогею. |
ПЕРИГЕЛИЙ (Perihelium, perihelion) - см. Апсиды. |
ПЕРИКОНОВЫЙ ДЕТЕКТОР (Perikon detector) - кристаллический детектор с кристаллами цинкита и халькопирита. |
ПЕРИОД ВОЛНЫ - промежуток времени, в течение которого волна пробегает путь, равный своей длине, или, иначе говоря, промежуток времени между прохождением вершин двух последовательных гребней через одну и ту же точку пространства. |
ПЕРИОД КАЧКИ КОРАБЛЯ - время его полного размаха из одного крайнего положения в другое и обратно. Период качки для линейных кораблей и крейсеров составляет 15-18 сек., для легких крейсеров 10-12 сек., для миноносцев 4-8 сек. |
ПЕРИОД СВОБОДНЫХ КАЧАНИЙ КОРАБЛЯ НА ТИХОЙ ВОДЕ - продолжительность полного размаха. Теоретическое исследование показывает, что период свободных качаний корабля выражается следующим образом: Т = 2π√[К/(Р∙MG)] где: К - момент инерции массы корабля относительно продольной оси его, проходящей через центр тяжести корабля, Р - вес корабля, MG - метацентрическая высота. |
ПЕРИСКОП - оптический прибор, позволяющий наблюдать за горизонтом моря и воздухом с подводной лодки, идущей под водой на некоторой небольшой глубине (около 5 м). |
ПЕРКАЛЬ (Cambric muslin) - специальная ткань, применяемая для обтяжки крыльев и хвостового оперения самолетов деревянной и смешанной конструкции. |
ПЕРЛИНЬ (Hawser) - так называют трос кабельной работы, толщиной от 4 до 6 дюймов (от 102 до 152 мм). |
ПЕРО - см. Битенг. |
ПЕРО РУЛЯ (Afterpiece of the rudder) - действующая часть руля, сконструированная в виде литой рамы, пространство между ребрами которой с обеих сторон прикрывается стальными листами на потайных заклепках или шурупах. |
ПЕРСПЕКТИВНАЯ АЭРОФОТОСЪЕМКА - аэрофотосъемка, производимая под углом к горизонтали 30-40°; позволяет выяснить некоторые детали неприятельских сооружений, не захватываемых плановой съемкой, и рельеф местности. |
ПЕРТУЛИНЬ, ПЕРТУЛЕНЬ, ПОРТУЛЕНЬ (Anchor-stopper at the cathead) - цепочка, удерживающая якорь за скобу, когда последний убран и лежит на якорной подушке. |
ПЕРТЫ (Foot horse, foot horse-ropes) - тросовые подвески под реями, на которых стоят люди при креплении парусов. |
ПЕРУАНСКОЕ или ГУМБОЛЬДТОВО ТЕЧЕНИЕ - течение Тихого океана, особенно резко выделяющееся низкой температурой своей воды. П. Т. идет от 50° ю. ш. на север вдоль берегов Чили и Перу до 5° ю. ш., т. е. до крайнего выступа берега Южной Америки к западу, после чего течение, уклоняясь влево, отходит от Америки. Далее П. Т. омывает архипелаг Галапагосских островов, и его холодные струи замечаются в начале Южного Экваториального течения далеко на запад от этих островов. Скорость П. Т. невелика, около 12-15 мор. миль в сутки. |
ПЕСОК (Sand) - осадочная, обломочная, зернистая, несцементированная горная порода, образовавшаяся главным образом вследствие разрушения горных пород, преимущественно содержащих кварц. Различают П.: горные, овражные, речные, морские, дюнные и др. ------------------- (речн.) - низкий, отлогий берег в виде пляжа, лежащий против яра; очертание его выпуклое; вообще же все наносы в русле реки, не покрытые растительностью, носят название песков. |
ПЕСОЧНАЯ БУМАГА - см. Шкурка. |
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (Watch glass, sand-glass) - см. Склянка. |
ПЕСЧАНАЯ КОСА (речн.) - невысокий песчаный берег, выдающийся узким длинным клином в русло реки. |
ПЕСЧАНКА (арх.) - небольшая мелеющая от наносных песков речка. |
ПЕТЛИ РУЛЕВЫЕ (Gudgeons) - специально сделанные выступы с отверстиями на ахтерштевне судна, на которые подвешивается посредством болтов или штыров руль. |
ПЕТТ - см. Спусковые устройства. |
ПЕХОТА МОРСКАЯ (Marines) - особый вид войск, специально предназначенный и приспособленный для нужд морской войны. Имеется во флотах Англии, США и Японии. В ряде других стран (напр. Франция) П. М. обычно составляет гарнизоны береговой обороны и колоний; в отличие от английской и американской П. М. она не входит в состав экипажей кораблей военного флота. |
ПЕЧИНА (речн.) - твердая глина, не подвергающаяся размыву и входящая углом в русло. |
ПИКА (Pike, lance, spear) - 1. Крепкое древко с насаженным на конце заостренным железным наконечником различного очертания. Применялась на флоте в качестве абордажного оружия. 2. См. Лотки. |
ПИКЕ - см. Пикирование. |
ПИКИ (Peak) - собственно концевые заострения судна и отсюда концевые отсеки: форпик в носу от форштевня до таранной переборки и ахтерпик - в корме от ахтерштевня до крайней кормовой переборки. |
ПИКИРОВАНИЕ - стремительный полет самолета вниз с большой скоростью под углами от 45° до 90°. |
ПИККА (сев.) - незамерзшая морская вода, выступившая поверх льда и снега. |
ПИКРИНОВАЯ КИСЛОТА, ТРИНИТРОФЕНОЛ (Picric acid) - взрывчатое кристаллическое вещество, получаемое нитрованием фенола. Плавленая П. К. под названием мелинита, лиддита, шимозы и др. применяется в снаряжении снарядов морской артиллерии. |
ПИЛЛЕРС (Pillar, stanchion) - вертикальная стойка круглого или иного сечения, служащая для поддержания бимса. П. ставятся в междупалубных пространствах и в трюме, П. к бимсам выше лежащей палубы крепятся помощью наголовников, а к палубам, на которые они опираются, - помощью башмаков. П. бывают постоянные и откидные. |
ПИЛОТ (Pilot) - 1. См. Лоцман. 2. Человек, управляющий сферическим аэростатом или дирижаблем. Иногда термин П. применяется также к летчику, управляющему аппаратом тяжелее воздуха (аэропланом). |
ПИЛОТАЖ - искусство управления летательным аппаратом. |
ПИЛОТИРОВАНИЕ - управление сферическим аэростатом или дирижаблем. |
ПИЛЯСТР (Pilaster) - стойки между кормовыми портами. |
ПИНАС (Pinnace) - открытая гребная шлюпка английского военного флота. В последнее время на П. ставят двигатели. Длина П. 8,5-9,7 м (28-32 фут.). |
ПИНКА (Pink) - голландский двухмачтовый рыболовный бот типа кэч. В "Морском словаре" Фальконера говорится: "Название П. дается судам с очень узкой кормой. П., плавающие в Средиземном море, отличаются от шебек тем, что они более высокобортные и имеют острое днище; применяются для перевозки грузов; имеют три мачты и латинские паруса". Средиземноморский тип П. следует считать прекратившим свое существование. |
ПИНКЬЕ (Pinkia) - голландское рыбацкое судно. |
ПИПКА (Pump-nozzle) - металлический или резиновый наконечник, прикрепляемый к шлангу. Служит для направления струи воды. |
ПИРАМИДА (Arm-rack) - приспособление для хранения винтовок. |
ПИРАТ (Pirate, pickaroon) - морской разбойник. В древности и в Средние века пиратство часто составляло доходную статью некоторых государств (Алжир, Тунис, Триполи). Значительно сократилось с развитием морских путей. См. Корсары. |
ПИРОГА (Pirogue) - длинный и узкий челн у караибов, название которого было перенесено европейцами и на сходный с ними челн у островитян Океании. Обычно делается из древесного ствола помощью выдалбливания или выжигания. Для устойчивости П. соединяют при помощи жердей по две; тогда на них можно ставить паруса. Такая двойная П. отличается быстрым ходом. |
ПИРОКОЛЛОДИЙ (Pyrocollodium) - см. Пироксилин. |
ПИРОКСИЛИН - нитроцеллюлоза, нитроклетчатка, пироколлодий (Guncotton, pyroxyline) - взрывчатое вещество из группы азотнокислых эфиров углеводов, получаемое нитрованием клетчатки (целлюлозы). При большой степени нитрования получается нерастворимый П. Растворимый П. (пироколлодий, коллодионный хлопок) применяется для приготовления бездымного пороха. При смешивании П. с нитроглицерином (взаимная флегматизация) получается гремучий студень. Прессованный П. по количеству содержимой в нем воды разделяется на сухой, запальный и влажный. |
ПИРОСКАФ (стар.) - пароход. |
ПИРОТЕХНИКА (Pyrotechnics) - отрасль техники, занимающаяся изготовлением взрывчатых и горючих смесей, сигнальных огней, фейерверков, ракет. |
ПИРОТЕХНИЧЕСКАЯ МИНА - так назывались раньше мины, у которых заряд воспламенялся путем механического воздействия на различные химические составы, находившиеся в соприкосновении с зарядом. |
ПИРСЫ (Piers) - в случае необходимости развить на некотором участке берега причальную линию, превышающую длину фронта этого участка, устраивается ряд выступающих нормально или под острым углом к берегу сооружений, к обеим продольным сторонам которых могут причалиться суда. В американской практике под П. разумеют узкий выступ причальной линии - сплошной или сквозной конструкции. |
ПИСАРЬ - краснофлотец, выполняющий канцелярскую работу на корабле. |
ПИСВАК - см. Ватербак. |
ПИСПОД (стар.) - снасть, помощью которой поворачивался нижний нок бизань-рея; брас. |
ПИСТОЛЕТ (Pistol) - короткое ручное огнестрельное оружие для самообороны, изобретенное в XIV или XV в. Пистолеты автоматические, принятые в современных армиях на вооружении, представляют собой ручное огнестрельное оружие с использованием силы отдачи. |
ПИСТОЛЕТ СИГНАЛЬНЫЙ - большой пистолет, в который закладывается патрон с ракетным составом. С помощью П. С. сигнализация производится в светлое время суток цветными звездами и звездами, а в темное время - цветными звездами. Пистолетом передается ограниченное число сигналов, поэтому он используется для боевых и эволюционных сигналов. Дальность действия: днем примерно 20 каб., ночью - до 100 каб. Принятый в ВМФ П. С. известен под названием пистолета Верри. |
ПИСТОН (Percussion cap) - медный колпачок с ударным (взрывчатым) составом, надевающийся на затравочный, стержень ружей. Курок, ударяя по пистону, взрывает состав и воспламеняет заряд. |
ПИТАНИЕ КОТЛОВ (Feeding) - подача воды в котел. П. К. осуществляется при помощи питательных насосов. Количество подаваемой воды сообразуется с нагрузкой котла. |
ПИТАТЕЛИ (Feeder) - см. Фидеры. |
ПИТАТЕЛЬНАЯ ВОДА - см. Вода питательная. |
ПИТАТЕЛЬНАЯ ПОМПА (Feed pump) - насос, подающий питательную воду в паровой котел. Применяются обычно поршневые П. П. в соединении с приводящей их в движение паровой машиной. |
ПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН обратный (Feed valve) - клапан, который включается в питательный трубопровод и при перерыве в подаче воды автоматически закрывается, чем предупреждает выход воды из котла. |
ПИТАТЕЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД (Feed piping) - трубопровод, по которому питательная вода поступает в котел. |
ПИТЕР-БОТ (Peter-boat) - парусные и гребные боты, короткие с заостренными носом и кормой, почти полупалубные и имеющие нечто вроде колодца (садка) для хранения рыбы. Используется пресноводными рыбаками на Темзе. Прежде, когда выше и ниже Лондона шла оживленная ловля рыбы, миноги и пр., П.-Б. имели широкое применение. В настоящее время их можно встретить еще на верхнем плесе, но и там они становятся редкими. П.-Б. в устье Темзы больше по размерам, чем на верхнем плесе, но того же типа. Прототипом П.-Б. является норвежский иол. |
ПИХТА - мягкое дерево, легко обрабатывается. Употребляется преимущественно для изготовления днищевого настила и нижних частей внутреннего оборудования мелких судов. |
ПИЧНЫЕ ЛОШКИ - см. Лошки. |
ПИЧПАЙН - белая американская сосна; употребляется для изготовления палубных досок, рангоута и пр. |
ПИЩИК - см. Зуммер. |
ПЛАВ (стар.) - лодка, судно. |
ПЛАВАНИЕ (Floating, navigation, natation, swimming) - 1. В физике - состояние тела, погруженного в жидкость, когда его вес уравновешивается давлением среды, равным (по закону Архимеда) весу вытесненной жидкости. 2. В навигации - пройденное расстояние. 3. В физкультуре - поддержание тела на поверхности воды и передвижение по ней с помощью согласованных толчкообразных движений конечностей, использующих воду как опору. Основные способы спортивного плавания: брасс, кроль, треджен и др. |
ПЛАВАНИЕ ПО ДУГЕ БОЛЬШОГО КРУГА (Great circle sailing) - см. Плавание по наивыгоднейшим путям. |
ПЛАВАНИЕ ПО НАИВЫГОДНЕЙШИМ ПУТЯМ - при выборе пути для большого океанского перехода, когда расстояние между отшедшим и пришедшим пунктами измеряется тысячами миль, нужно выбрать путь, который привел бы корабль к месту назначения наилучшим способом. Следовательно, в первую очередь необходимо выбрать путь наиболее короткий. Кратчайшее расстояние между двумя точками на шаре есть дуга большого круга. Поэтому, имея гномоническую карту данного океана, находят на ней пункты отшествия и пришествия и, соединив их прямой линией, получают искомую дугу большого круга. Однако плавание по дуге большого круга, являясь самым коротким по расстоянию, не всегда является самым выгодным, т. к. дуга большого круга может пролегать по таким областям океана, где кораблю придется весь путь бороться с противным ветром или противным течением. Поэтому при выборе наивыгоднейшего пути для совершения большого океанского перехода необходимо прежде всего обратиться к картам наивыгоднейших путей из I секции английских карт или к американским ежемесячным картам "Pilot charts", специально указывающим наивыгоднейшие пути между различными точками земного шара в разное время года. |
ПЛАВАНИЕ ПО СЧИСЛЕНИЮ - см. Счисление. |
ПЛАВАЮЩАЯ МИНА - см. Мина. |
ПЛАВКИЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ (Fuse) - предохранитель из свинцовых или серебряных проволочек или пластинок, соединенных с обоих концов в контакт и зажатых в латунных клеммах. П. П. концами включается в линию. Если проходящий по линии ток превысит допустимую величину, то проволочки расплавляются и цепь размыкается. |
ПЛАВНА (арх.) - низкие места, временно заливаемые водой, пойма. |
ПЛАВНИК, ПЛАВИК (сев.) - бревна, деревья, жерди и доски, принесенные течением, нередко издалека, и выкинутые на прибрежье приливом или волнением. |
ПЛАВНЫЕ СЕТИ - сети, применяющиеся в дрифтерном промысле. Поддерживаются в вертикальном положении на определенной глубине с помощью поплавков (пробковых балбер) и буйков. Состоят из небольших прямоугольных сеток длиной от 15 до 50 м и высотой от 6 до 16 м, соединенных между собой и образующих порядок (сеть) длиной от 1 до 5 км. Весь порядок удерживается тросом, называемым вожаком, или буксиром. Встретив на своем пути подобную сеть, рыба, не имея возможности проскользнуть через ячею, повисает на жаберных крышках. |
ПЛАВУН (арх.) - мокрый песок на морском берегу, оседающий под ногами. |
ПЛАВУХА (арх.) - труп морского зверя, плавающий по морю. |
ПЛАВУЧАЯ БАТАРЕЯ (Floating battery) - военные корабли, предназначенные для обстрела сухопутных и морских позиций при использовании рек и плесов. Их главное оружие артиллерия, калибр которой может быть любых имеющихся размеров. Водоизмещение П. Б. различно: от 100 до 2500-3000 т. Обычно П. Б. имеют очень слабую броневую защиту, а иногда и совершенно ее лишены. Эти корабли обладают незначительной скоростью хода, а некоторые из них вовсе не имеют двигателей и передвигаются на буксире. |
ПЛАВУЧЕСТЬ (Buoyancy) - способность судна плавать на воде, неся на себе назначенные по роду его службы грузы, имея при этом заданную осадку носом и кормой (грузовую ватерлинию). |
ПЛАВУЧЕСТЬ БОЕВАЯ - см. Запас боевой плавучести. |
ПЛАВУЧИЕ БАЗЫ - суда специальной постройки или типа, переделанные из торговых судов. Придаются к соединениям подводных лодок, торпедных катеров и др. кораблей для обслуживания их на стоянке и в море. |
ПЛАВУЧИЕ БАЗЫ-ФАБРИКИ - промысловые суда, имеющие своим назначением прием объектов лова того или другого промысла и полную переработку их. К плавучим базам-фабрикам относятся китобойные матки и краболовы. |
ПЛАВУЧИЕ КРАНЫ (Floating-cranes) - краны той или иной системы, установленные на специальных понтонах и служащие для погрузки на суда и выгрузки с них тяжелых предметов (штучных грузов) в тех случаях, когда эта работа не может быть выполнена береговыми кранами. |
ПЛАВУЧИЕ МАСТЕРСКИЕ - суда вспомогательного назначения, соответствующим способом оборудованные и служащие для выполнения ремонтных работ на военных кораблях, не требующих пребывания последних в базе. |
ПЛАВУЧИЕ МАЯКИ (Lightships, light-vessels) - стационарные суда (часто паровые), устанавливаемые для ограждения удаленных от берегов или отдельно лежащих опасностей. На мачте П. М. ночью зажигается маячный фонарь, а днем поднимается шар. На борту П. М. пишут его название. См. также Бот освещаемый и Поплавок освещаемый. |
ПЛАВУЧИЕ ПЕРЕГРУЖАТЕЛИ - см. Пневматические перегружатели зерна. |
ПЛАВУЧИЕ ПРИСТАНИ, ДЕБАРКАДЕРЫ - стационарные суда, служащие для причаливания и стоянки у них различных судов. |
ПЛАВУЧИЕ РЕМОНТНЫЕ СРЕДСТВА - суда технического флота, обычно стационарные, обслуживающие ремонтные нужды судов. К П. Р. С. относятся плавучие мастерские, плавучие доки, плавучие краны и пр. |
ПЛАВУЧИЕ САНАТОРИИ и СУДА ОТДЫХА - суда, служащие для целей лечения трудящихся и их отдыха. |
ПЛАВУЧИЕ СРЕДСТВА ПОРТА - см. Портовые суда. |
ПЛАВЩИНА (арх.) - всякий плавающий по воде предмет: обломки судна, бревно и пр. |
ПЛАЗ РАЗБИВОЧНЫЙ (Mould loft) - большой и светлый зал с гладким полом, покрытым черной масляной краской. На этом полу вычерчивается (разбивается) мелом теоретический чертеж судна в истинную его величину. По согласовании чертежа корпус прорезается на полу ножом или накрашивается особой краской. |
ПЛАЗ СБОРОЧНЫЙ - гладко выстроганный помост, сколоченный из досок, на котором перечерчивается с разбивки чертеж корпуса судна с истинными обводами всех шпангоутов, причем каждый шпангоут вычерчивается с обеими ветвями. На сборочном плазе проверяют флоры и угольники шпангоутов после изготовления последних в мастерской по шаблонам. |
ПЛАЗОВАЯ КНИГА - книга, в которую вписывают все ординаты, снятые с готового чертежа корпуса на плазе. |
ПЛАКИРОВАНИЕ - покрытие листа металла в процессе прокатки тонким слоем какого-нибудь другого металла, более устойчивого в отношении коррозии для предохранения от разрушения. См. Альклад. |
ПЛАН (Plan) - изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности, принимаемого за плоскость. См. также Карты морские. |
ПЛАНЕРИЗМ - искусство летать на безмоторных аппаратах (планерах). |
ПЛАНЕРЫ (Gliders) - аппараты, родственные по конструкции аэропланам, но без винтомоторной группы. Необходимую для полета планера энергию дают сильные восходящие воздушные потоки, почему полет на планере (парение) возможен лишь при наличии некоторых условий местности и погоды. При отсутствии воздушных потоков непродолжительный полет на планере (планирование) возможен лишь или при сбрасывании его с некоторой высоты (холм, гора), или путем сообщения планеру некоторой начальной скорости запуском на амортизаторе, или буксировкой какими-либо другими средствами транспорта (автомобиль, аэроплан). |
ПЛАНЕТОИДЫ (Planetoid) - см. Астероиды. |
ПЛАНЕТЫ (Planet) - небесные тела, сходные в некоторых отношениях с Землей и подобно ей обращающиеся вокруг Солнца. Размеры планет весьма разнообразны, но каждая из них гораздо меньше Солнца. Планеты представляют собою остывшие темные шары, видимые только потому, что их освещает Солнце. Для невооруженного глаза планеты имеют вид звезд. В настоящее время известно 9 больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Кроме того, известно свыше 1000 малых планет (астероидов). |
ПЛАНЕТЫ БОЛЬШИЕ, или ГЛАВНЫЕ - см. Планеты. |
ПЛАНЕТЫ ВЕРХНИЕ - все планеты, более удаленные от Солнца, чем Земля. К числу верхних планет относятся все планеты, кроме Меркурия и Венеры. |
ПЛАНЕТЫ МАЛЫЕ - см. Астероиды. |
ПЛАНЕТЫ НИЖНИЕ - так называются планеты Меркурий и Венера, менее удаленные от Солнца, чем Земля. |
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОЛЕТА - плавный спуск самолета с выключенным мотором под действием силы тяжести. При вертикальном положении продольной оси самолета планирование самолета переходит в пикирование. |
ПЛАНИСФЕРА (Planisphere) - стереографическая проекция сферы на плоскости. |
ПЛАНКА (Cleat, clamp, kevel) - деревянный или металлический брусок, прикрепленный горизонтально к борту внутри судна. Иначе называется кофельпланкой и служит для проводки снастей в имеемые в ней шкивы и прикрепления их на вкладываемых в нее кофель-нагелях. Кроме того, П. называются всякие металлические или деревянные дощечки, имеющие форму прямоугольника и прибиваемые сверх досок. |
ПЛАНОВАЯ АЭРОФОТОСЪЕМКА - аэрофотосъемка, производимая под прямым углом к горизонтальной плоскости объекта; позволяет достаточно точно определять расстояние и величину предметов. |
ПЛАНШЕТ (Plane-table) - 1. Часть мензулы - особая доска, обычно 60 х 60 см. К П. прикрепляется бумага, на которую наносится план местности при съемке. 2. План, полученный мензульной съемкой. |
ПЛАНШИРЬ (1. Rail, woodrail, bulwark rail. 2. Solid gunwale) - 1. Деревянный брус с закругленной поверхностью или стальной из особого вида фигурной стали, ограничивающий фальшборт судна в верхней его части. 2. На гребных судах - брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вокруг всей шлюпки, с гнездами для уключин. Служит добавочным креплением бортов. 3. На деревянных судах - толстые доски, связывающие верхние концы топтимберсов. |
ПЛАСТИКИ - см. Пластические массы. |
ПЛАСТИНА - главная часть составного рея. |
ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ, ПЛАСТМАССЫ, пластики - класс материалов, обнимающий все промышленные вещества или смеси веществ, способные при тех или иных условиях подвергаться пластическим деформациям для выделки изделий требуемой формы и обладающие надлежащей крепостью и жесткостью. П. классифицируются по исходному сырью, по их химическим и физико-механическим свойствам, а также по химизму самого технологического процесса. Наиболее широкое применение получили П. из искусственных смол, как по своей дешевизне, так и по высоким физико-механическим качествам. Основными достоинствами П. являются: высокая механическая прочность, высокие диэлектрические свойства, большая огнестойкость, химическая стойкость, малая теплопроводность, пластичность, способность к формированию, негорючесть большинства из них, хорошая окрашиваемость и небольшой удельный вес. П. начинают находить применение в судостроении (напр. некоторые трубы, части приборов и т. п.). |
ПЛАСТИЧНОСТЬ (Plasticity) - способность вещества (металла, глины и т. д.) принимать под давлением любую форму, не подвергаясь при этом разрушению, и в дальнейшем сохранять эту форму. |
ПЛАСТЫРНАЯ ПАРТИЯ - так раньше называлась группа краснофлотцев, назначенная по так наз. аварийному расписанию для заводки пластыря. |
ПЛАСТЫРЬ - приспособление для временной заделки небольших пробоин. Второе значение слова пластырь (стар.) - см. Фляст. |
ПЛАСТЫРЬ ДЕРЕВЯННЫЙ - см. Шведский план. |
ПЛАСТЫРЬ КОЛЬЧУЖНЫЙ БАРАНОВА - пластырь, состоящий из сетки, свитой из колец стального троса и обшитой с каждой стороны двумя слоями парусины. Пластырь оканачен 76 мм (3") тросом. Сетка имеет особый стальной проволочный трос в 25 мм (1"). Пластырь Баранова. Оба троса скреплены между собой бензелями, пропущенными через люверсы в парусине. В середине колец сетки имеются шайбы в несколько слоев парусины, через которые прошиваются и, следовательно, соединяются друг с другом все слои парусины. Сетка или кольчуга придает пластырю большую крепость и не позволяет парусине вдавливаться внутрь пробоины под напором воды. |
ПЛАСТЫРЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ, или ПЛАСТЫРЬ ДВОЙНОЙ ПАРУСИНЫ - пластырь, сделанный из толстой двойной парусины со шпиговкой из старых парусиновых обрезов. Он имеет форму трапеции, к четырем углам которой прикрепляются коуши для ввязывания длинных концов кабельной работы, называемых шкотами. Для подводки к месту пробоины к нижней части пластыря привешивают грузы и укрепляют его помощью двух верхних шкотов к борту в районе пробоины. Нижние шкоты (подкильные концы) проводят под судно (если не были заведены заранее) на противоположную сторону и затем оттуда одновременно тянут их. Пластырь, подойдя к назначенному месту, приляжет к обшивке и закроет пробоину. |
ПЛАСТЫРЬ РЕЙКОВЫЙ С. О. МАКАРОВА (Makaroff's mat) - пластырь, состоящий из двух рядов парусины № 1, сшитых как у шпигованного пластыря. На одну из сторон параллельно верхней кромке накладываются рейки из тикового или ясеневого дерева и покрываются парусиной № 6. Другая сторона парусины покрывается сукном. Все слои (парусина, покрывающая рейки, оба ряда толстой парусины и сукно) прошиваются по основанию рейков тройным швом. Весь пластырь оканачен 89 мм (3,5") ликтросом. Сверху парусины № 6 к рейкам привинчены железные оцинкованные полосы, которые придают пластырю еще и отрицательную плавучесть. К верхнему, более толстому рейку привинчены ушки. Размер пластыря 3 х 4,5 м, его вес - 2,4 т. |
ПЛАСТЫРЬ ШПИГОВАННЫЙ - четырехугольный пластырь, состоящий из двух рядов парусины № 1. Оба ряда располагаются полотнищами, один перпендикулярно к другому, и прошиваются вдоль и поперек тройным швом. Кругом пластырь оканачен ликтросом. На одну из сторон его нашит шпигованный мат. Размеры шпигованных пластырей: 3 х 3 м, 4,5 х 4,5 л, 6 х 6 м. Ликтросы от 88 до 112 мм. |
ПЛАТАН (Sailmaker's palm) - род перчатки, сделанной из кожи для кисти рук. К ней прикрепляется круглая металлическая пластинка с маленькими ямками, называемая парусным наперстком. П. называют также гардаманом. Применяется при сшивании парусины. |
ПЛАТАН, ПЛАТИН, ПЛАТИНГ - плетеный мат, употребляемый на обертывание частей стоячего такелажа, рангоута и пр. в целях предохранения их от трения во время походов. |
ПЛАТ-БЛОК - блок с открытым с одной стороны шкивом для закладывания в него снастей. |
ПЛАТИНГИ - плетенки из каболок. |
ПЛАТЛОГ (Apron of the cannon) (стар.) - пушечная покрышка. В дословном переводе с голландского - свинцовая покрышка. |
ПЛАТФОРМА (Platform) - 1. Палуба, идущая не по всей длине судна, а только на части ее. На военных судах под нижней палубой располагается I П., именуемая также кубриком, далее идет II П., или просто платформа, ниже ее III П., называемая трюмом. 2. Короткая навесная палуба, расположенная у мачты и служащая для установки грузовых лебедок на торговых судах. 3. См. Судоремонтная платформа. |
ПЛАШКИ - режущий инструмент для нарезания наружной резьбы на металлических винтах; состоит из двух пластинок, снабженных винтовыми углублениями и зажимаемых при нарезке в клупп. |
Главная |