Морской словарь (Самойлов К.И., 1941)
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОД"-"ПОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОД"-"ПОР")

ПОДЧАЛОК

ПОДЧАЛОК -

(касп.) - лодка, не поднимающаяся на борт судна, а держащаяся на бакштове.

ПОДШИБИТЬ

ПОДШИБИТЬ (арх.) - подойти с моря к берегу.

ПОДШИВКА

ПОДШИВКА (Ceiling) - широкая плоская складка, делающаяся вокруг паруса, с загибом края его самого на себя для укрепления паруса.

ПОДШИПНИК

ПОДШИПНИК (Bearing) - опора для вала со всеми укрепленными на нем деталями; воспринимает силы, действующие на вал. Различают П. трения, скольжения, в которых трущиеся поверхности скользят друг по другу, и П. трения качения - шариковые, роликовые и игольчатые. П., воспринимающий нагрузку, действующую в осевом направлении, называется упорным.

ПОДШИПНИК РОЛИКОВЫЙ

ПОДШИПНИК РОЛИКОВЫЙ (Roller bearing) - подшипник, аналогичный шариковому, в котором шарики заменены роликами (цилиндриками). Бывают однорядные, двухрядные и с коническими роликами. Последние употребляются при наличии осевых давлений.

ПОДШИПНИК СИСТЕМЫ МИТЧЕЛЯ

ПОДШИПНИК СИСТЕМЫ МИТЧЕЛЯ (Segmental pivoted block) - упорный подшипник особой конструкции, имеющий всего лишь один гребень; устройство этого подшипника основано на результатах произведенного Митчелем теоретического исследования о рациональной смазке двух плоских поверхностей, из которых одна неподвижна, а другая движется с некоторой скоростью.

ПОДШИПНИК УПОРНЫЙ

ПОДШИПНИК УПОРНЫЙ (Adjusting block, thrust block) - см. Подшипник.

ПОДШИПНИК УПОРНЫЙ ПЕННА

ПОДШИПНИК УПОРНЫЙ ПЕННА - см. Вал упорный.

Подшипник Пенна.

Подшипник Пенна.

ПОДШИПНИК ШАРИКОВЫЙ

ПОДШИПНИК ШАРИКОВЫЙ (Ball bearing) - см. Шарикоподшипник.

ПОДШИПНИКИ ОПОРНЫЕ

ПОДШИПНИКИ ОПОРНЫЕ - опоры (подшипники), воспринимающие на себя вес вала.

ПОДШИПНИКИ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ

ПОДШИПНИКИ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ - подшипники, трущиеся поверхности которых скользят друг по другу. Подшипники, у которых расточено отверстие по диаметру вала, наз. глухими и являются наиболее невыгодными. Более совершенны и выгодны подшипники со вставными вкладышами, состоящими из двух половин, расточенных для шейки или цапфы вала. Вкладыши делаются бронзовыми или чугунными и заливаются антифрикционным сплавом. Корпус подшипника со вкладышами состоит из неподвижно закрепляемой части, наз. подушкой, и съемной части, наз. крышкой. Вкладыши могут быть неподвижными, употребляющимися в сильно нагруженных подшипниках (коренных), и качающимися (т. наз. подшипники Селлерса).

ПОДШКИПЕР (ПОДШХИПЕР)

ПОДШКИПЕР (ПОДШХИПЕР) (Storekeeper's assistant) - помощник шкипера или самостоятельный содержатель корабельного имущества унтер-офицерского звания в царском флоте.

ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ В ПОРТАХ

ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ в портах - пути, служащие для подвозки грузов от складов или магистральных путей к пристаням и судам или обратно. Подъездные пути в портах бывают: водные - в виде каналов или рек, по которым грузы подаются к борту морского судна или складам на баржах или на самоходных судах; гужевые или автогужевые дороги и, наконец, железнодорожные пути.

ПОДЪЕМ

ПОДЪЕМ (касп.) - фал.

ПОДЪЕМ И СПУСК ФЛАГА

ПОДЪЕМ И СПУСК ФЛАГА (кормового) на кораблях ВМФ - подъем кормового флага производится в 8 час. В зимнее время в замерзающих районах флаг поднимается в 9 час. В заграничном плавании время подъема флага назначается в зависимости от местных обычаев и условий. При стоянке корабля на якоре одновременно с подъемом флага поднимается гюйс. Если на данный день назначен подъем стеньговых флагов и флагов расцвечивания, то они поднимаются одновременно с подъемом военно-морского флага. Спуск флага производится с заходом солнца (в полярных морях согласно особым указаниям). Гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания спускаются одновременно со спуском флага. Подъем и спуск флага может назначаться торжественный и обыкновенный. Порядок подъема флага определяется "Положением о знаменах, флагах, салютах и воинских торжествах на кораблях ВМФ".

ПОДЪЕМ ЦЕПНОЙ

ПОДЪЕМ ЦЕПНОЙ - короткий кусок цепи; нижний конец ее заложен за обух или рым, пропущенный сквозь киль шлюпки, а верхний оканчивается кольцом, скобой или гаком, за который закладываются шлюпочные тали.

ПОДЪЕМ ШЛЮПОК

ПОДЪЕМ ШЛЮПОК (Hoisting the boats) - перед уходом в море каждый корабль поднимает свои шлюпки - частью на палубу (на ростры), частью оставляет висеть с найтовами и грунтовыми на шлюпбалках. Военные корабли, даже стоя на якоре, избегают иметь на воде много шлюпок, особенно ночью, и поднимают их, оставляя на воде лишь крайне необходимые. Подъем шлюпок производится посредством талей, которые нижними концами закладываются в носовые и кормовые подъемные рымы шлюпок, а верхними надеваются на шлюпбалки. Каждая шлюпка висит на двух шлюпбалках. Самый подъем совершается вручную, причем при помощи канифас-блоков можно тянуть ходовые концы талей вдоль судна беспрерывно, до момента сближения верхних блоков с нижними. На шлюпке при подъеме ее один человек находится на носу, другой - на корме, они наблюдают за чистотой хода талей и, когда шлюпка поднимается до места, закрепляют тали. Шлюпки больших размеров поднимаются с помощью стрел или кранов.

ПОДЪЕМКА

ПОДЪЕМКА - подъем деревянного судна на клеть, подъем его из воды и т. д.

ПОДЪЕМНАЯ БАНКА

ПОДЪЕМНАЯ БАНКА - см. Банка шлюпочная.

ПОДЪЕМНАЯ РАМА

ПОДЪЕМНАЯ РАМА - рама, вместе с которой подымался винт на одновинтовых рангоутных судах, когда последние прекращали пары и вступали под паруса. Рама поднималась на винтлопарях или гинях, основанных между металлическими шкивами в верхней части самой рамы и блоками, которые закладывались на гик или на особо устраивавшиеся козлы.

ПОДЪЕМНИК МНОГОЧЕРПАКОВЫЙ

ПОДЪЕМНИК МНОГОЧЕРПАКОВЫЙ - перегрузочное устройство для руды и угля, осуществляемое в виде норий и транспортерных желобов. Производительность норий от 20 до 40 т в час и более, а транспортерных желобов - около 60 т в час и более.

ПОДЪЯКОРНАЯ ДОСКА

ПОДЪЯКОРНАЯ ДОСКА - доска или толстый железный лист, укрепленный в носовой части судна с наружной стороны; предназначается для того, чтобы якорь, когда его берут на рустов, касался лапой этой доски, а не портил наружной обшивки корпуса судна. На современных судах отсутствует.

ПОДЪЯРИТЬ

ПОДЪЯРИТЬ (касп.) - взять на гитовы.

ПОЖАМ

ПОЖАМ (ист.) - род галер, употреблявшихся в Швеции.

ПОЖАРНАЯ СИСТЕМА

ПОЖАРНАЯ СИСТЕМА - предназначается для тушения пожаров, могущих возникнуть на судне. Помимо этого, водой пожарной системы пользуются при мытье палуб. Далее пожарная система может снабжать водой магистраль забортной воды, которая нужна для промывания гальюнов. От нее проводятся отростки в шахты котельных отделений, где устраиваются души для конденсации пара в случае аварии котла или паропровода. От пожарной системы берутся отростки для орошения погребов. Наконец, от нее же берутся отростки для подвода воды к гидравлическим установкам, служащим для пуска и работы водоотливных центробежных насосов. П. С. изготовляется из труб красной меди и состоит из магистрали и отростков, идущих от нее вверх и вниз. На военных кораблях в целях обеспечения действия пожарной системы во время боя, когда магистраль может быть перебита, иногда устраивается кольцевая магистраль, идущая по обоим бортам корабля. Насосы, обслуживающие систему, берут забортную воду через особые клапаны (кингстоны) и накачивают ее в пожарную магистраль под напором 12-18 атм. П. С. всегда должна быть залита водой. Для тушения пожара в угольных ямах, а также в грузовых трюмах с возгораемым грузом пользуются паром, проводя его от котлов по специальному трубопроводу. На некоторых судах для тушения пожара в закрытых помещениях ставят аппараты Клайтона (см.) или пеногонные установки.

ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА

ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА (Fire quarters) - вызов специальным сигналом личного состава корабля на места по особому расписанию для тушения пожара.

ПОЖАРНЫЕ СУДА

ПОЖАРНЫЕ СУДА (Firefighting boats) - технические суда, служащие для тушения пожаров на берегу в пределах портовых вод, а также на судах.

ПОЖАРНЫЙ ТРУБОПРОВОД

ПОЖАРНЫЙ ТРУБОПРОВОД - см. Пожарная система.

ПОЗУМЕНТ, ГАЛУН

ПОЗУМЕНТ, ГАЛУН (Lace) - тесьма, имеющая шелковую или шерстяную основу и золотой, серебряный или же мишурный уток. Из позумента нашиваются на рукава форменной одежды знаки различия у начальствующего состава.

ПОЗЫВНЫЕ

ПОЗЫВНЫЕ (Numbers) - сокращенные условные обозначения передающих, иногда приемных радиостанций, состоящие обычно из условных трех букв или звуковых сигналов (звон, короткая мелодия, удары метронома и т. п.) и служащие для обозначения радиостанции. См. также Сигналы позывные.

ПОЙМА, ЗАЙМИЩЕ, ЛУГА

ПОЙМА, ЗАЙМИЩЕ, ЛУГА (волж.) - часть долины, заливаемая весенней водой.

ПОЙМА, ПОЕМНЫЙ ЛУГ

ПОЙМА, ПОЕМНЫЙ ЛУГ (речн.) - часть речной долины, прилегающая к руслу реки и затопляемая во время половодья и паводка. См. также Русло реки.

ПОКАЧЕНЬ, ПОКОСНЫЙ ВЕТЕР

ПОКАЧЕНЬ, ПОКОСНЫЙ ВЕТЕР (арх.) - боковой ветер.

ПОКИНУТОЕ СУДНО

ПОКИНУТОЕ СУДНО - судно, потерпевшее аварию и оставленное его личным составом.

ПОКОЙ

ПОКОЙ - см. П.

ПОКОСИТЬ

ПОКОСИТЬ (сев.) - лавировать, реить.

ПОКОСЫ

ПОКОСЫ (сев.) - галсы или курсы, делаемые судном при лавировке.

ПОКРОИ

ПОКРОИ - в парусном деле это слово имеет несколько значений. В одном смысле П. есть умение кроить паруса, т. е. определить размеры и полотна их по величине мачт, реев и т. д., которые должны их носить. П. также означает самое действие по кройке парусов. В этом понимании П. бывает трех родов: П. по масштабу, П. на руках и П. вразбивку. Покрой по масштабу производится отдельно для каждого полотна по чертежу или вычислению. При покрое вручную первое скроенное полотно служит мерой для следующего, второе для третьего и т. д. Покрой вразбивку состоит в покрывании парусиной площади чертежа паруса, разбитого в натуральную величину. П. делается всегда ножом. Направление, по которому следует нож, отделяя полотно от штуки, носит также название покроя. Если нож следует по направлению утка, то говорят: покрой по прямой нитке. Во всех других случаях он называется косым покроем. П. понимается еще в смысле действия поставленного паруса. Говорят: парус имеет хороший П., когда хотят выразить, что он стоит и брасопится хорошо.

ПОКРЫТИЕ

ПОКРЫТИЕ (Cover) - защита груза страхованием.

ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ ОСМОТР ГРУЗА

ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ ОСМОТР ГРУЗА (Inspection by merchant) - производится в капиталистических странах в тех случаях, когда по одному образцу нельзя получить точного представления о качественном состоянии всей массы груза. Осмотр груза в доке или складе вызывает особый расход за работы, связанные с осмотром.

ПОКХЕМ

ПОКХЕМ - см. Полотнище Покхема.

ПОЛ

ПОЛ (сев.) - шкот.

ПОЛ КРЫЖА

ПОЛ КРЫЖА (An elbow in the cable) - см. Крест.

ПОЛАТИ

ПОЛАТИ (касп.) - подмостки на берегу, на которые вытаскивают судно для ремонта.

ПОЛАЯ ВОДА

ПОЛАЯ ВОДА - см. Половодье.

ПОЛВЕТРА

ПОЛВЕТРА (Wind upon the beam) - когда ветер дует перпендикулярно к диаметральной плоскости судна. См. Галфвинд.

ПОЛВОДА

ПОЛВОДА (арх.) - середина глубины между дном и поверхностью воды.

ПОЛДЕНЬ

ПОЛДЕНЬ (Noon, noonday, midday) - момент верхней кульминации Солнца. Различают истинный П. (True noon), указываемый солнечными часами, и средний (Mean noon), т. е. 12 час. по местному среднему времени. Разность между ними называют уравнением времени. П. по поясному времени не совпадает ни с тем, ни с другим, отличаясь от среднего П. на постоянную величину, зависящую от положения данного места в часовом поясе.

ПОЛЕ ОГНЯ

ПОЛЕ ОГНЯ (стар.) - угол, составленный крайними направлениями орудий - кормового на нос, а носового - на корму.

ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА

ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА - вес полезного груза самолета, состоящего из горючего, смазочного, экипажа, вооружения и пр.

"ПОЛЕТ ВНИЗ ГОЛОВОЙ"

"ПОЛЕТ ВНИЗ ГОЛОВОЙ" - полет на самолете по горизонтали или с небольшим снижением, с поднятым вверх шасси (вверх колесами). Порядок выполнения: делается первая половина мертвой петли (см.) и, когда самолет перевернется на спину, закрывается газ и дается ручка от себя до отказа.

ПОЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

ПОЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА - полный вес самолета в полете, складывающийся из весов: конструкции самолета, двигателя, горючего, экипажа и багажа или военного оборудования.

ПОЛЕТНЫЙ ВЕС

ПОЛЕТНЫЙ ВЕС - вес самолета в воздухе, состоящий из веса пустого самолета и поднятого им груза (экипажа, горючего, смазочного и пр.).

ПОЛЗУН

ПОЛЗУН (Slide-block) - деталь механизма, скользящая по какой-нибудь направляющей поверхности, чаще по плоскости (напр. крейцкопф).

ПОЛЗУЧЕСТЬ

ПОЛЗУЧЕСТЬ (крип) - способность металла давать остаточные деформации при напряжениях, меньших предела упругости, под длительным воздействием высокой температуры. Пределом П. при данной температуре называется напряжение материала, при котором скорость нарастания остаточной деформации не превышает заданной или допустимой. Напр. допустимое остаточное удлинение для турбинных лопаток можно принять равным 0,000001 % в час, и напряжения, при которых появятся соответствующие деформации, будут пределом П.

ПОЛИВА

ПОЛИВА (арх.) - проливной дождь, ливень.

ПОЛИВНОЙ БЕРЕГ

ПОЛИВНОЙ БЕРЕГ (арх.) - остров, заливаемый в половодье.

ПОЛИВНЫЙ БЕРЕГ

ПОЛИВНЫЙ БЕРЕГ (волж.) - отлогий берег, песок и т. п., постепенно спускающиеся в русло реки.

ПОЛИВУХА

ПОЛИВУХА (сев.) - плоский, гладкий камень, лежащий в море почти на поверхности воды, через который ходят волны.

ПОЛИГОН

ПОЛИГОН - обширный участок суши или моря для производства испытаний боевых и технических средств флота и армии. Полигоны бывают научно-испытательные, учебные, заводские и т. п., а по роду испытываемых средств: авиационные, зенитные, артиллерийские, минные и т. п.

ПОЛИПЛАН, МНОГОПЛАН

ПОЛИПЛАН, многоплан - аэроплан с числом крыльев более чем 3, располагаемых одно под другим.

ПОЛИС

ПОЛИС (Policy) - документ, являющийся договором на страхование. Полис должен содержать следующие данные: наименование страхователя, принятое страховщиком на себя обязательство страхования, объект страхования, рейс или срок страхования, страховые суммы и наименование страховщика.

ПОЛИС АЗАРТНЫЙ

ПОЛИС АЗАРТНЫЙ (Gaming policy) - страхование какого-нибудь морского транспортного объекта с чисто спекулятивной целью, т. е. когда страхователь, не имея материальной заинтересованности в страхуемом объекте, в целях обогащения делает ставку на возможное возникновение страхового случая. Такие страхования законодательствами разных стран обычно воспрещаются.

ПОЛИС ЛЛОЙДА

ПОЛИС ЛЛОЙДА (Lloyd's policy) - стандартный тип морского страхового полиса, условия которого заимствованы большинством форм действующих морских полисов.

ПОЛИС НА СРОК

ПОЛИС НА СРОК (Time policy) - морской страховой полис, покрывающий страхование на определенный срок, в отличие от страхования на определенные рейсы (рейсовые полисы). Так обычно страхуются корпуса судов сроком на 1 год.

ПОЛИС ОТКРЫТЫЙ

ПОЛИС ОТКРЫТЫЙ (Open cover) - соглашение между страхователем и страховщиком, по которому последний обязуется принимать на страх все отправки по заранее согласованным рейсам, страховым премиям и условиям страхования по мере уведомления страхователя о произведенных им отправках. Такой открытый полис обычно выдается сроком на один год, причем все авизированные отправителем грузы считаются автоматически застрахованными.

ПОЛИС ПОСТОЯННЫЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ

ПОЛИС ПОСТОЯННЫЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ (Floating policy) - страховой договор на ряд предстоящих в разное время отправок. Полис выставляется на общую страховую сумму, которая списывается по мере отправки товара. При отправках груза страхователь обязан давать полные сведения страховщику для включения в полис, однако при неумышленном пропуске отдельной отгрузки последняя, тем не менее, считается застрахованной.

ПОЛИС РЕЙСОВЫЙ

ПОЛИС РЕЙСОВЫЙ (Voyage policy) - морской полис, покрывающий страхование данного предмета на определенный рейс. См. также Полис на срок.

ПОЛИС С ОБЪЯВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ

ПОЛИС С ОБЪЯВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ (Valued policy) - название полиса, в котором указывается заранее согласованная стоимость страхуемого груза; все расчеты ведутся, исходя из этой стоимости.

ПОЛИСПАСТ

ПОЛИСПАСТ - соединение нескольких подвижных и неподвижных блоков для поднимания тяжелых грузов.

ПОЛИТУРА

ПОЛИТУРА (Polish, varnish) - жидкий спиртовой лак (преимущественно из смеси шеллака с другими смолами), употребляемый при полировке для придания блеска изделиям из дерева.

ПОЛИЦА

ПОЛИЦА (волж.) - так называют нижнюю террасу низкого песчаного берега, когда последний спускается к реке двумя уступами.

ПОЛКА

ПОЛКА - см. Полы.

ПОЛНОВА

ПОЛНОВА (сев.) - прибылая вода в полнолуние.

ПОЛНОЕ ГОРЕНИЕ

ПОЛНОЕ ГОРЕНИЕ - горение, при котором весь углерод топлива превращается в углекислоту; при неполном горении часть углерода превращается в окись углерода, а часть в углекислоту.

ПОЛНОЛУНИЕ

ПОЛНОЛУНИЕ (Full moon) - см. Фазы Луны.

ПОЛНОНАБОРНЫЕ СУДА

ПОЛНОНАБОРНЫЕ СУДА - могут иметь одну или несколько непрерывных стальных палуб. Размеры составных частей корпуса этих судов являются наибольшими по сравнению с судами той же величины, но другого типа. У П. С. допускается минимальная высота надводного борта и, следовательно, максимальная осадка, почему они являются более удобными для перевозки грузов большого веса, но малого объема, или, как говорят, тяжелых грузов.

ПОЛНОЧЬ

ПОЛНОЧЬ (Midnight) - момент нижней кульминации Солнца. Так же, как и полдень (см.), бывает истинным и средним.

ПОЛНЫЙ БАКШТАГ

ПОЛНЫЙ БАКШТАГ (Wind on the quarter, quartering wind) - см. Бакштаг.

ПОЛНЫЙ ВЕТЕР

ПОЛНЫЙ ВЕТЕР - см. Фордевинд.

ПОЛНЫЙ КУРС

ПОЛНЫЙ КУРС - направление движения судна под прямым или тупым углом к ветру, в отличие от острого курса.

ПОЛНЫЙ ХОД

ПОЛНЫЙ ХОД (Full speed) - ход, при котором корабли держат число оборотов машин, соответствующее назначенной скорости хода (см.).

ПОЛО, ПУЛО

ПОЛО, ПУЛО (арх.) - открытое место в море, загражденное окружающими его со всех сторон льдами. Судно в поло попало - заперло его льдами.

ПОЛОВИНА ПРИЛИВА

ПОЛОВИНА ПРИЛИВА (Half-tide) - понятие, означающее, что прошла половина времени между моментами малой и полной вод.

ПОЛОВИНКИ

ПОЛОВИНКИ (сев.) - см. Гасписы.

ПОЛОВОДЬЕ, ПОЛАЯ ВОДА

ПОЛОВОДЬЕ, ПОЛАЯ ВОДА - весенний разлив рек.

ПОЛОЕ РУСЛО, ПОЙМА

ПОЛОЕ РУСЛО, ПОЙМА - см. Русло реки.

ПОЛОЖЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Крейсерское положение - надводное положение, при котором лодка удифферентована, имеет систерны главного балласта незаполненными и готова к срочному погружению. Позиционное положение - полунадводное положение, при котором лодка удифферентована, имеет систерны главного балласта заполненными, за исключением средней, а иногда и палубных, и готова к срочному погружению. Подводное положение - лодка находится под водой.

ПОЛОЖИТЬ

ПОЛОЖИТЬ -

- класть, помещать. Положить бензель (То make a seizing) - сделать бензель. Положить грот-марсель на стеньгу (То back the main topsail) - поставить его так, чтобы ветер дул в переднюю сторону паруса и нажимал его на стеньгу. П. найтов - снайтовить, связать одну вещь с другой. П. паруса на стеньгу (То lay flat aback) - обстенить паруса. П. руля - повернуть перо руля на тот или иной угол от диаметральной плоскости для поворота корабля. П. стопора на якорную цепь (То stopper the cable) - закрепить якорную цепь стопорами, после того как судно пришло на цепь и якорь забрал. Положило судно - говорят про парусное судно, когда оно сильно накренилось под действием ветра на паруса. П. шкало (То fish a mast, a yard) - наложить реек на сломанное рангоутное дерево для его скрепления и стянуть бугелями или найтовами. П. якоря гуськом (То back an anchor with another) - завести впереди отданного якоря другой якорь или стопанкер.

ПОЛОЗ

ПОЛОЗ (Way, bilge-way) - ряд соединенных между собой сосновых брусьев, установленных на верхней грани надводного спускового фундамента, представляющего собой продолжение подводного фундамента. На П. накладывается подбрюшник, и по всей длине судна между ними вырезываются через известные промежутки отверстия, в каждое из которых загоняют с разных сторон по два дубовых клина. Когда все клинья достаточно нажаты, то весь вес судна передается на П.

ПОЛОЙ

ПОЛОЙ - 1. Низменные луговые берега реки, которые весной заливаются прибылой водой на далекое расстояние (волж.). 2. Глубокая ложбина, где в половодье застаивается вода (арх.).

ПОЛОЙ, ПРОЛОЙ, ПРОМОЙ

ПОЛОЙ, ПРОЛОЙ, ПРОМОЙ (арх.) - 1. Прорва, водороина, образующаяся в весенний разлив между двумя в близком между собой расстоянии протекающими реками. 2. Новое русло или канал, образующиеся между двумя реками. 3. Речной пролив между двумя мелями.

ПОЛОСКАТЬ

ПОЛОСКАТЬ (То flap, to flop). Паруса полощут - стали в плоскости ветра, который колеблет их туда и сюда. Парус полощется - не вздувается. Волна всполоснула на палубу - всплеснула. Волна дополаскивает до - такого-то места. Паруса заполаскивают. Его "полощет" - его рвет, тошнит.

ПОЛОСОВАЯ СТАЛЬ

ПОЛОСОВАЯ СТАЛЬ (Steel bars) - листовая сталь, ширина которой не превосходит 400 мм.

ПОЛОСЫ ЛЬДА

ПОЛОСЫ ЛЬДА (Ice in sheet) - поясины - битый лед, расположенный полосами на чистой воде.

ПОЛОТНИЩЕ ПАРУСА

ПОЛОТНИЩЕ паруса (Cloth of a sail) - паруса шьются из цельных полотнищ или из разрезанных, т. е. из полотен, предварительно разрезанных пополам. П. парусов сшиваются кромка на кромку, двойным или тройным парусным швом; у некоторых парусов ширина шва по одному и тому же П. делается неодинаковой, что называется затиркой.

ПОЛОТНИЩЕ ПОКХЕМА

ПОЛОТНИЩЕ ПОКХЕМА - специальное средство односторонней связи с воздушными летательными аппаратами. Представляет собой полотнище темно-синего цвета с нашитой на нем белого цвета буквой "Т" с девятью отростками.

Полотнище Попхема.

Отростки открываются и закрываются помощью девяти откидных клапанов темно-синего цвета, размерами несколько шире отростков. Комбинация открытых и закрытых отростков выражает собой определенный сигнал самолету.

Отростки открываются и закрываются помощью девяти откидных клапанов темно-синего цвета, размерами несколько шире отростков. Комбинация открытых и закрытых отростков выражает собой определенный сигнал самолету.

ПОЛРУМБА

ПОЛРУМБА (Half-point) - см. Румб.

ПОЛТИННЫЕ ДЕНЬГИ

ПОЛТИННЫЕ ДЕНЬГИ - см. Кумпанства.

ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ

ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ - артиллерийские орудия, у которых силой отдачи открывается после выстрела замок для нового заряжания.

ПОЛУБАЙДАК

ПОЛУБАЙДАК - байдак малого размера, грузоподъемностью до 2-5 тыс. пудов (30-80 т). Встречаются на Днепре и его притоках.

-------------------

- байдак малого размера, грузоподъемностью до 2-5 тыс. пудов (30-80 т). Встречаются на Днепре и его притоках.

ПОЛУБАРКАЗ

ПОЛУБАРКАЗ - малый барказ. См. Барказы.

ПОЛУБЕНЗЕЛЬ

ПОЛУБЕНЗЕЛЬ - прямой бензель, положенный в один ряд шлагов. П. прикрепляется самый конец комеля при ввязывании юферсов в стоячий такелаж.

ПОЛУБЕНЗЕЛЬ СО ЗМЕЙКОЙ

ПОЛУБЕНЗЕЛЬ СО ЗМЕЙКОЙ - полубензель, у которого ходовой конец не обрезается, а продевается между крайними шлагами; змейка имеет назначение придерживать крайние шлаги.

Полубензель.

Полубензель.

ПОЛУБИМС

ПОЛУБИМС (Halfbeam) - бимс в районе грузовых трюмов, кожухов, люков, перерезанный пополам и идущий от борта до карлингса.

ПОЛУГАЛЕРА

ПОЛУГАЛЕРА (Half-galley) - галера малых размеров.

ПОЛУДЕННАЯ ВЫСОТА

ПОЛУДЕННАЯ ВЫСОТА (Meridian altitude) - см. Высота меридиональная.

ПОЛУДЕННАЯ ЛИНИЯ

ПОЛУДЕННАЯ ЛИНИЯ - линия, по которой плоскость меридиана места наблюдения пересекается с плоскостью горизонта.

ПОЛУДЕННАЯ ПУШКА

ПОЛУДЕННАЯ ПУШКА - см. Сигналы времени.

ПОЛУДЕННИК

ПОЛУДЕННИК (волж.) - южный ветер.

ПОЛУДЕННИК, ПОЛУДЕННЫЙ ВЕТЕР, ПОЛДНИК

ПОЛУДЕННИК, ПОЛУДЕННЫЙ ВЕТЕР, ПОЛДНИК (байкал.) - южный ветер.

ПОЛУДЕННОЕ МЕСТО

ПОЛУДЕННОЕ МЕСТО - обсервованное место корабля, нанесенное на карту по наблюдениям, произведенным в полдень. Место корабля в полдень.

ПОЛУДЕННЫЙ ШАР

ПОЛУДЕННЫЙ ШАР (Time ball) - см. Сигналы времени.

ПОЛУДИАМЕТР СВЕТИЛ

ПОЛУДИАМЕТР СВЕТИЛ (Semi diameter) - угловые величины видимых радиусов светил.

ПОЛУДИЗЕЛЬ

ПОЛУДИЗЕЛЬ (Semi-diesel engine) - неправильный термин. См. Нефтяной двигатель.

ПОЛУДНИЩЕ

ПОЛУДНИЩЕ - речное гребное судно типа барки, но без крыши.

ПОЛУКЛЮЗ

ПОЛУКЛЮЗ (Mooring pipe) - отверстие в фальшборте с чугунной рамой, через которое пропускаются швартовные или буксирные концы.

ПОЛУКОЛЕСО КНОПА

ПОЛУКОЛЕСО кнопа - см. Кноп.

Полуколесо.

Полуколесо.

ПОЛУКРУГЛАЯ СТАЛЬ

ПОЛУКРУГЛАЯ СТАЛЬ - см. Сталь сортовая.

ПОЛУЛОДОК

ПОЛУЛОДОК - несамоходное деревянное речное судно полулодочной постройки (класса Б). Часто встречается на Мариинской системе. Характерны ложкообразный нос, несколько отогнутый в верхней части назад, корма того же очертания или с транцем. П. бывают или полупалубные с крытыми люками, или беспалубные. Длина полулодки - до 60 м. К той же системе относятся: тихвинки, межеумки, соминки, третники, фонтанки и т. п.

ПОЛУМУШКЕЛЬ

ПОЛУМУШКЕЛЬ (Serving mallet) - мушкель с кипом, т. е. с полукруглой выемкой на его верхней части. Полумушкель.

Полумушкель.

Употребляется при клетневании.

ПОЛУНДРА

ПОЛУНДРА (Stand from under) - см. Палундра.

ПОЛУНОШНИК

ПОЛУНОШНИК (бел.) - северо-восточный ветер.

ПОЛУОСТРОВ

ПОЛУОСТРОВ (Peninsula) - часть суши, выдающаяся в море, озеро, реку так, что по крайней мере на 3/4 она окружена водой. По происхождению и геологическому строению одни П. представляют продолжение материка и возникли или вследствие поднятия уровня моря, или вследствие опускания соседних участков суши (отчленившиеся П.). Другие П. представляют собою остатки самостоятельной суши, соединившиеся впоследствии с другим материком (причленившиеся П.).

ПОЛУПОВОРОТ

ПОЛУПОВОРОТ - делается на шлюпке, идущей под парусами, если, идя в бейдевинд, видно, что шлюпка только немного не пройдет на ветре какого-нибудь предмета. Для этого надо не спеша приводить, пока не заполощут паруса и шлюпка не начнет терять ход, тогда снова лечь на старый галс. Благодаря такому маневру шлюпка несколько выиграет на ветер.

ПОЛУПОРТИКИ

ПОЛУПОРТИКИ (Half-ports) - 1. Ставни в борту корабля, состоящие из двух частей, каждая из которых называется П.; служат для закрывания пушечных портов, окон или амбразур. 2. См. также Уключины.

ПОЛУСЛИПЕР

ПОЛУСЛИПЕР - один из сортов тесаного леса; измеряется единицами, известными под наименованием лод (см.).

ПОЛУСТАМЕД

ПОЛУСТАМЕД (стар.) - см. Армяк.

ПОЛУТОПСЕЛЬ

ПОЛУТОПСЕЛЬ - рейковый парус, подымаемый с наветра на тендере над брифоком.

ПОЛУТОРАКОРПУСНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

ПОЛУТОРАКОРПУСНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - промежуточный тип подводных лодок между однокорпусными и двухкорпусными. Лодки этого типа имеют по бокам прочного корпуса легкие наделки (були). Пространство между прочным корпусом и наделкой используется под систерны главного балласта.

ПОЛУТОРАМАЧТОВЫЕ СУДА

ПОЛУТОРАМАЧТОВЫЕ СУДА - суда, имеющие одну большую и одну малую мачты - грот и бизань.

ПОЛУТОРАПЛАН

ПОЛУТОРАПЛАН - самолет бипланного типа, у которого площадь верхнего крыла значительно больше площади нижнего. См. Биплан.

ПОЛУТРЕНЬ

ПОЛУТРЕНЬ - тонкая трень, положенная по сторонам толстой.

Полутрень.

Полутрень.

П. кладется на очень толстом тросе, где одной тренью нельзя выравнять поверхности троса под клетень.

ПОЛУФОК

ПОЛУФОК - передняя часть разрезного фока.

ПОЛУХРОНОМЕТР

ПОЛУХРОНОМЕТР - см. Четыредесятник.

ПОЛУЧИТЬ ТЕЧЬ

ПОЛУЧИТЬ ТЕЧЬ (То spring a leak) - получить повреждение в подводной части корпуса судна (расхождение швов, трещина, разрыв обшивки), связанное с поступлением воды внутрь.

ПОЛУШИРОТА

ПОЛУШИРОТА (Half-breadth plane) - изображение судна на плоскости уровня воды. См. Теоретический чертеж судна.

ПОЛУШТЫК

ПОЛУШТЫК - см. Штык.

Полуштык.

Полуштык.

ПОЛУЮТ

ПОЛУЮТ (Half-poop) - см. Ют.

ПОЛЫ ИЛИ ПОЛКИ

ПОЛЫ или ПОЛКИ (Side of an awning) - полотнища у тента, спускающиеся от тентового леера вертикально.

ПОЛЫНЬЯ

ПОЛЫНЬЯ (Polynya) - майна - пространство чистой воды среди льдов всякого вида. П. между припаем и плавучим льдом иногда называется рынцалой.

ПОЛЮС

ПОЛЮС - часть электрической машины, на которой размещается обмотка возбуждения. В машинах постоянного тока П. обычно располагаются в неподвижной, а в машинах переменного тока - на вращающейся части машины.

ПОЛЮС ЗЕМЛИ

ПОЛЮС ЗЕМЛИ (Pole) - точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью.

ПОЛЮС МИРА

ПОЛЮС МИРА - земная ось, продолженная до пересечения со сферой небесной, образует на ней две точки, называемые полюсами мира. Высота П. М. равна широте места наблюдателя. П. М., расположенный в надгоризонтной части сферы, называется повышенным, другой же П. М., находящийся в подгоризонтной части сферы, называется пониженным.

ПОЛЮСЫ МАГНИТНЫЕ

ПОЛЮСЫ МАГНИТНЫЕ (Magnetic poles) - две противоположные точки тела, где предполагаются сосредоточенными противоположные магнитные силы; существуют северный и южный полюсы.

ПОЛЮСЫ ХОЛОДА

ПОЛЮСЫ ХОЛОДА - области наиболее низких температур воздуха на земном шаре. В СССР полюс холода - в Верхоянске.

ПОЛЯКРА

ПОЛЯКРА (Polacre) - см. Полярка.

ПОЛЯНЫ

ПОЛЯНЫ (сев.) - ледяные ровные поля, занимающие без перерыва значительное пространство.

ПОЛЯРКА, ПОЛЯКРА

ПОЛЯРКА, ПОЛЯКРА (Polacre) - род парусного судна, встречавшегося в Средиземном море, но теперь уже прекратившего свое существование. Это судно имело три мачты-однодревки, не имевшие ни марсов, ни салингов. Не имели они и пертов на реях, так как для уборки или постановки парусов реи соответственно опускались или поднимались. П. имели на гроте прямые паруса, а на фок- и бизань-мачтах - косые. Некоторые П., однако, имели прямое вооружение на всех трех мачтах, в особенности суда из района Прованс.

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА (Polar star) - звезда (альфа) в созвездии Малой медведицы, иначе называется Polaris или Ursae Minoris. Звезда второй величины. Отстоит в настоящую эпоху от Северного полюса мира на расстоянии, близком к одному градусу. Благодаря такому незначительному полярному расстоянию видимое суточное движение этой звезды совершается по параллели весьма малых размеров и притом чрезвычайно медленно. Имея при этом в виду, что расстояние повышенного полюса от горизонта равно широте места, легко понять, что высота П. З. в любое время суток только незначительно отличается от широты наблюдателя Северного полушария. Последнее обстоятельство и послужило основанием к определению широты места по П. З., сущность которого сводится к вычислению разности, существующей во всякий момент между высотой ее и широтою места. Кроме сказанного, П. З. служит для определения стран света.

ПОЛЯРНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ

ПОЛЯРНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ - см. Карты гномонические.

ПОЛЯРНОЕ РАССТОЯНИЕ

ПОЛЯРНОЕ РАССТОЯНИЕ (Polar distance) - небесная координата; дуга меридиана светила, считаемая всегда от повышенного полюса до места светила. П. Р. может быть и меньше, и больше 90°, но не больше 180°. Меньше 90° П. Р. бывает, если широта наблюдателя и склонение светила одноименны. При разноименных же широте и склонении П. Р. больше 90°.

Для всякой точки экватора (небесного) П. Р. равно 90°, для повышенного полюса оно равно 0°, а для пониженного полюса 180°.

ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ

ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ (северное сияние) (Aurora borealis) - свечение высоких слоев атмосферы (от 50 до 1000 км) под влиянием проникающих в них из мирового пространства заряженных материальных частиц. Наблюдается чаще в приполярных областях (у нас Северный Ледовитый океан и его побережье). П. С. имеют самый разнообразный вид; одна из их разновидностей представляется в виде дуги на небе с темным сегментом между нею и горизонтом; вверх от дуги идут светлые лучи, чаще окрашенные в изумрудно-зеленый и карминно-красный цвет. П. С. наблюдаются также в виде лент и занавесей, наиболее часто на высоте 100 км.

ПОЛЯРНЫЕ КРУГИ

ПОЛЯРНЫЕ КРУГИ (Arctic circles) - параллельные экватору круги земной поверхности, отстоящие на 231/2° от полюсов земли. П. К. отделяют страны умеренных поясов от стран полярных.

ПОЛЯРНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК СВЕТИЛА (ПАРАЛЛАКТИЧЕСКИЙ)

ПОЛЯРНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК СВЕТИЛА (ПАРАЛЛАКТИЧЕСКИЙ) - сферический треугольник на сфере небесной, вершинами которого являются: точка зенита, повышенный полюс и место самого светила. Дуги больших кругов, образующих этот треугольник, следующие: меридиан наблюдателя, меридиан светила и вертикал светила. Треугольник этот имеет в астрономии огромное значение. П. Т. С. связывает между собой широту наблюдателя с горизонтными и экваториальными координатами светила; если в нем известно достаточное число элементов (углов и сторон), то он может быть решен и вычислен по обычным правилам решения сферических треугольников. Параллактический треугольник может быть косоугольным, прямоугольным и четвертным.

ПОМАЗОК

ПОМАЗОК - шест длиной около 2 м, к концу которого прикреплена небольшая прядь пакли; помощью П. смолят суда.

ПОМЕЩЕНИЯ КОРАБЛЯ

ПОМЕЩЕНИЯ КОРАБЛЯ - часть междупалубного пространства, ограниченная со всех сторон переборками или бортами и переборками.

ПОМОР

ПОМОР - житель поморского берега Белого моря.

ПОМОРЕЦ

ПОМОРЕЦ (слав.) - матрос.

ПОМОЩНИК КОМАНДИРА

ПОМОЩНИК КОМАНДИРА - второй заместитель командира корабля; ему непосредственно подчинены начальники служб и боцманская команда. В повседневной жизни П. К. руководит службой общекорабельных нарядов, авральными и сложными работами по морской части, наблюдает за соблюдением порядка и дисциплиной на корабле, а равно и за чистотой.

ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА

ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА (Mates) - лица командного состава на судах торгового флота.

ПОМПА

ПОМПА (Pump) - название различных насосов на судах. Говорят: трюмная помпа, балластная помпа, циркуляционная помпа, хотя наравне с этим употребляются выражения: трюмный насос, балластный насос и т. д. Помповые отделения (Pump room) - насосное отделение в наливном судне.

ПОМПА ВОДОЛАЗНАЯ

ПОМПА ВОДОЛАЗНАЯ - см. Водолазный аппарат.

ПОМПА ВОРТИНГТОНА

ПОМПА ВОРТИНГТОНА - наиболее употребительная на судах паровая помпа поршневого типа.

ПОМПА ДАУТОНА

ПОМПА ДАУТОНА - наиболее употребительная на судах ручная помпа поршневого типа.

ПОМПА СТОНА

ПОМПА СТОНА - ручная помпа поршневого типа. Устанавливается на одной из нижних палуб судна и может выкачивать воду из отделений, заполнять водой систерны, а также накачивать воду в главную пожарную магистраль.

ПОМПФЕЙЕР

ПОМПФЕЙЕР - бумажная гильза, наполненная составом из пороховой мякоти, селитры и угля попеременно с порохом и звездками. Нижний конец загнут или насажен на деревянный колышек, которым П. втыкают в землю вертикально. Горит фонтаном, беспрерывно выбрасывая звездки вверх на довольно большую высоту.

ПОНИЖЕННО-БОЕВОЙ ЗАРЯД

ПОНИЖЕННО-БОЕВОЙ ЗАРЯД - см. Заряд.

ПОНИМАЕТ БЕРЕГ, КАМЕНЬ, МЕЛЬ

ПОНИМАЕТ БЕРЕГ, КАМЕНЬ, МЕЛЬ (сев.) - покрывает водой.

ПОНОС

ПОНОС - 1. Бег (движение) речного судна по течению при попутном ветре (арх.). 2. Попутный ветер (волж.).

ПОНОСНО, ПОНОСНА

ПОНОСНО, ПОНОСНА (бел.) - большое весло (правило), устанавливаемое на оконечностях барки и служащее в качестве руля.

ПОНОСУХА

ПОНОСУХА (арх.) - метель снизу без падающего сверху снега.

ПОНОЧА

ПОНОЧА (слав.) - север.

ПОНТОН

ПОНТОН (Pontoon) - в древности квадратный паром для переправы через реки, описанный Цезарем и Авлом Гелием. В настоящее время П. называют плоскодонную лодку с отвесными бортами, служащую плавучей опорой для понтонных мостов, плавучих кранов и пр. В старину П. называли разоруженные палубные суда, служившие каторжными тюрьмами, а также местом заключения военнопленных. См. также Док плавучий.

ПОПЕРЕЧНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ

ПОПЕРЕЧНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ - см. Остойчивость судна.

ПОПЕРЕЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА

ПОПЕРЕЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА - см. Бразильское течение.

ПОПЕРЕЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА

ПОПЕРЕЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА - холодное течение Индийского океана, образующееся к востоку от банки м. Игольного из вод Игольного течения и холодных вод, идущих из Атлантического океана; идет на ост со скоростью 10-25 мор. миль в сутки. К П. Т. И. О. с норда присоединяется теплое Мадагаскарское течение. Подойдя к Австралии, часть. П. Т. И. О. идет далее на ост южнее Австралии, а часть поворачивает на норд под именем Западно-Австралийского течения со скоростями 15-30 миль. Подойдя к тропику, Западно-Австралийское течение поворачивает на вест и дает начало Экваториальному течению.

ПОПЕРЕЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ ТИХОГО ОКЕАНА

ПОПЕРЕЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ ТИХОГО ОКЕАНА - идет из Индийского океана, огибая Австралию, Тасманию и Новую Зеландию с зюйда. Далее это течение продолжает двигаться на ост, причем его северная граница лежит около 40° ю. ш. Здесь к северной окраине течения присоединяются более теплые воды, ответвления южного Экваториального течения; а с зюйда к нему притекают холодные антарктические воды, несущие ледяные горы. Скорость П. Т. Т. О. невелика - около 15 мор. миль (в сутки) в среднем, наибольшая - до 20 мор. миль.

ПОПЕРЕЧНЫЙ РУМПЕЛЬ

ПОПЕРЕЧНЫЙ РУМПЕЛЬ (Yoke) - см. Румпель.

ПОПЛАВ

ПОПЛАВ (волж.) - плавание, путь водою, путина.

ПОПЛАВКИ

ПОПЛАВКИ (Floats) - 1. Небольшие пустотелые деревянные или металлические конструкции лодочного типа, не имеющие помещений для экипажа или грузов. П. с помощью специальных стоек приделываются к сухопутному самолету вместо колес для взлета с воды и посадки на нее. В лодочных самолетах небольшие П. ставятся симметрично с обеих сторон для достижения поперечной остойчивости. 2. Небольшие плавучие тела, применяемые в тральном деле.

ПОПЛАВКИ МИТЧЕЛЯ

ПОПЛАВКИ МИТЧЕЛЯ - прибор, служащий для определения направления и скорости течения.

ПОПЛАВОК ОСВЕЩАЕМЫЙ

ПОПЛАВОК ОСВЕЩАЕМЫЙ (Light float) - разновидность маячных судов; П. О. имеет вид плота с надстройкой. Показывает проблески, обыкновенно снабжается колоколом, звучащим от движения поплавка.

ПОПОВКИ

ПОПОВКИ - см. Круглые суда.

ПОПОЛОЧ

ПОПОЛОЧ (астр.) - пришивка к парусу для его удлинения.

ПОПРАВКА ЖИВРИ

ПОПРАВКА ЖИВРИ - если расстояние до радиостанции значительное (больше 80-100 миль), то при прокладке на меркаторской карте радиопеленгов необходимо учитывать т. наз. поправку на дальность, известную под названием поправки Живри:

ΔA = 1/2(l0 - ls)sin φm

где ΔA - искомая поправка, l0 - ls - разность долгот радиопеленгатора и пеленгуемой станции, φm = (φ0 + φs)/2 - средняя широта тех же мест.

Знак поправки получается из таблицы, исходя из условия, что радиопеленг берется с судна на радиостанцию и что северная широта считается со знаком плюс, а южная - со знаком минус.

ПОПРАВКА КОМПАСА

ПОПРАВКА КОМПАСА - угол между истинным и компасным меридианами; общая величина (d + δ), представляющая собою алгебраическую сумму склонения и девиации компаса.

"ПОПРАВКА ЛОТА", ИЛИ " ПОПРАВКА УРОВНЯ"

"ПОПРАВКА ЛОТА", или " ПОПРАВКА УРОВНЯ" - разность между высотой уровня воды в рассматриваемый момент и средней высотой малой воды при сизигийном отливе (средняя высота малых сизигийных вод - Chart datum). Поправка лота определяется с помощью особых табличек, которые имеются в Tide tables, или же пользуясь следующей формулой:

h = а + r/2 cos θ,

где h - искомая промежуточная вода, а - высота среднего приливного уровня, r - амплитуда прилива на данный день, θ - угол, равный 180°, умноженный на отношение промежутка между моментом искомой воды и моментом полной или малой воды к продолжительности подъема или падения (Duration of rise or fall).

ПОПРАВКА ПРИКЛАДНОГО ЧАСА

ПОПРАВКА ПРИКЛАДНОГО ЧАСА - разность между лунным промежутком и прикладным часом.

ПОПРАВКА ХРОНОМЕТРА

ПОПРАВКА ХРОНОМЕТРА - разность между гринвичским временем и показанием хронометра. Поправка хронометра, выражаясь некоторым числом часов, минут и секунд, на которое хронометр впереди или позади гриничского времени, в первом случае считается со знаком минус, а во втором - со знаком плюс. П. X. иначе называется состоянием хронометра относительно гринвичского времени.

ПОПУТНИК, ПОПУТНИЧЕК

ПОПУТНИК, ПОПУТНИЧЕК (арх.) - попутный ветер.

ПОПУТНЫЙ

ПОПУТНЫЙ - имеющий общее с данным судном направление движения. Попутный ветер. Попутная волна. Попутное течение. Попутный шторм.

ПОРАЖЕНИЕ

ПОРАЖЕНИЕ - период стрельбы, следующий непосредственно за пристрелкой. В этот период, имея уточненные установки, развивают (переходят на поражение) необходимую по условиям стрельбы скорострельность с тем, чтобы в каждую минуту дать по противнику возможно большее число попаданий.

ПОРИЦА

ПОРИЦА (сев.) - подпорка или подставка в виде бревна под строящееся или ремонтирующееся на берегу судно.

ПОРОГИ ПРИРОДНЫЕ

ПОРОГИ природные (Rapids) - участки реки со значительно большим уклоном русла, чем в других местах, вследствие чего скорость течения на них очень велика. Так как П. обычно образуются при пересечении рекой каменистой гряды (отрогов гор), то русло реки содержит в этом месте большое количество камней, что часто делает реку совершенно несудоходной.

ПОРОКА

ПОРОКА (арх.) - порошка, небольшой снег.

ПОРОКИ ДЕРЕВА

ПОРОКИ ДЕРЕВА - недостатки дерева, понижающие его технические качества. К числу таких недостатков относятся: сучки гнилые, уменьшающие гибкость и крепость древесины; в местах их расположения изменяется правильное расположение волокон. Роговой сучок образуется при естественном отмирании ветвей; древесина сучка заволакивается свежими волокнами, пропитывается смолой и делается очень твердой. Ивлевый сучок - результат загнивания, темно-коричневого или черного цвета, мягкий; при высыхании дерева часть выпадает. Крапивный сучок буроватого цвета и губчатого строения считается опасным пороком, т. к. загнивание может повредить окружающую древесину. Табачный порошок считается пороком, т. к. наличие этих сучков понижает прочность дерева - от них заражается окружающая древесина. Свилеватость выражается в том, что волокна вместо прямого направления, параллельно оси ствола, имеют неправильное и перепутанное направление. Косослой, когда волокна дерева уклоняются от направления, параллельного оси дерева, под большим углом, превышающим нормы, установленные техническими условиями; при распиловке бревна на доски волокна перерезаются и прочность ослабляется. Поэтому дерево с большой косослойностью избегают употреблять на распиловку. Трещины разного рода, появляющиеся в дереве как во время его роста, так и по распиловке, хотя и не сопровождаются разложением древесины, но уменьшают прочность и делают поверхность нечистой. Наиболее характерные трещины следующие: метик - трещины в растущих деревьях, идущие от сердцевины радиально и по оси ствола; вред этого порока зависит от размеров и направления трещин. Отлупы - трещина по годичному кольцу, иногда захватывает только часть кольца, а иногда полное кольцо; значение порока зависит от его размера. Гниль. Помимо указанных выше пороков, появляющихся в условиях роста и высыхания дерева, у него могут быть пороки или болезни, характеризующиеся загниваниями древесины как органического вещества. Дерево на корню, а также и срубленное может подвергаться разрушительному действию грибных болезней. Споры гриба попадают через поврежденные места дерева и производят разрушение древесины, носящее название белой и красной гнили. Срубленное дерево, а также сырое, находящееся в условиях сырого влажного воздуха и при отсутствии вентиляции, поражается т. наз. домовым грибом, быстро разрушающим древесину. Сухая гниль распространяется на деревянных судах в тех помещениях, где воздух, насыщенный испарениями, остается застойным (напр. в провизионных погребах и т. п.). Мокрой гнилью называют гниль, развивающуюся при действии на дерево наружной сырости, когда древесина начинает разлагаться, обращаясь в бурую массу.

ПОРОХ БЕЗДЫМНЫЙ

ПОРОХ БЕЗДЫМНЫЙ (Smokeless powder) - взрывчатое вещество, получаемое в результате растворения пироксилина спирто-эфирным растворителем и последовательного прессования, вальцовки и сушки. Выпускается в виде пластинок, лент, трубок (макарон), цилиндров. Некоторые П. Б. (балиститы, корлиты, филит, соленит и др.) содержат в своем составе, кроме пироксилина, нитроглицерин. Для стабилизации и флегматизации к бездымному пороху примешивают дифениламин, вазелин и др. вещества.

ПОРОХ ДЫМНЫЙ

ПОРОХ ДЫМНЫЙ - взрывчатое вещество, представляющее собой смесь калийной селитры (ок. 75 %), древесного угля (ок. 15 %) и серы (ок. 10 %). Выпускается в виде полированного зерна. По содержанию углерода различают черный (80-85 %), бурый (70-75 %) и шоколадный П. (52-54 %). Существуют П. Д. - артиллерийские, ружейные, минные и т. д.

ПОРОХА

ПОРОХА (арх.) - то же, что пороша.

ПОРОХОВАЯ КАЗЕНКА

ПОРОХОВАЯ КАЗЕНКА (стар.) - крюйт-камера.

ПОРТ

ПОРТ (Port) - отверстие в борту судна: для погрузки товаров - грузовой П. (Cargo port); для стрельбы из орудий - орудийные (пушечные) П. (Gun port); для погрузки угля - угольный П. (Coal port). П. обозначает также отверстие в фальшборте для осушения палубы - осушительный П., штурмовой полупортик (Freeing port, wash port). В петровском флоте порт назывался окном.

ПОРТ МОРСКОЙ

ПОРТ МОРСКОЙ (Sea port) - место, служащее для укрытия судов от непогоды, для выполнения перегрузочных операций, а также для ремонта, снабжения топливом и всем необходимым для плавания. В зависимости от своего назначения морские порты разделяются на: торговые (коммерческие), военные, рыбачьи, порты-убежища и т. п. По другим признакам П. М. (преимущественно торговые) разделяются: по месту расположения - на устьевые, канальные, береговые, островные и внутренние; по степени применения техники для их устройства - на естественные и искусственные; по значению для устройства порта приливов и отливов - на открытые и приливные; по характеру эксплуатационной работы - на транзитные, концевые, порты срочного и пассажирского движения; по своему торговому значению - на мировые, международные и каботажные; по размерам - на порты нескольких классов, устанавливаемых в зависимости от величины годового грузооборота, различно в различных странах. Деление портов на естественные и искусственные утрачивает в настоящее время свое значение, т. к. естественных в полном смысле слова портов не существует.

ПОРТ МОРСКОЙ ВОЕННЫЙ

ПОРТ МОРСКОЙ ВОЕННЫЙ (Naval port) - морской военный порт в отличие от портов торговых характеризуется наличием больших рейдов, служащих для стоянки и передвижения эскадр, наличием бассейнов для ремонта судов, складов для хранения всех видов снабжения военных кораблей, казарм для экипажей и т. п. Т. к. военные порты являются базами флота, то они, как правило, укрепляются с моря, а иногда и с суши.

ПОРТ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ

ПОРТ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ (Commercial port) - морской порт, служащий главным образом для выполнения перегрузочных операций. Поэтому современный торговый порт есть прежде всего перевалочный пункт для передачи грузов с суши на воду и обратно; в этом смысле он является соединительным звеном между морскими сообщениями и внутренними путями страны, в нем также производятся перегрузки с одних судов на другие. Среди торговых портов следует различать торговые порты общего назначения, выполняющие разнообразные грузовые операции (сюда относятся все более или менее значительные порты мировой или международной торговли), и порты специальные, служащие исключительно или преимущественно для операций с грузом одной категории, напр. углем, лесом, рудой и т. п. Специальные порты характеризуются в отличие от торговых портов сильным развитием устройств для одной категории операций, применением мощных, специальных для данного рода груза перегрузочных механизмов и отсутствием или слабым развитием прочих устройств и вспомогательных элементов, которыми обыкновенно оборудован торговый порт общего назначения.

ПОРТАЛЬНЫЙ КРАН

ПОРТАЛЬНЫЙ КРАН - см. Краны подъемные.

ПОРТДЕПЕШНИК

ПОРТДЕПЕШНИК - футлярчик для депеш, прикрепляемый к ножке почтового голубя, используемого в целях связи.

ПОРТИК

ПОРТИК - малый порт, т. е. небольшое отверстие (обычно четырехугольное) в борту судна.

ПОРТОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ПОРТОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ - в техническом смысле - сухопутная площадь всего района, занимаемого портом, в отличие от водной площади (акватории); в административном же отношении портовая территория означает весь район, на который распространяется заведование портового управления, включая в него как водные, так и сухопутные площади порта.

ПОРТОВЫЕ МАГАЗИНЫ

ПОРТОВЫЕ МАГАЗИНЫ - в военных портах склады предметов снабжения для судов и частей флота.

ПОРТОВЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ПОРТОВЫЕ МАСТЕРСКИЕ - производственные предприятия военных портов, предназначенные для выполнения ремонтных работ на судах и в частях флота, а также для производства предметов снабжения для них.

ПОРТОВЫЕ ОБЫЧАИ

ПОРТОВЫЕ ОБЫЧАИ (Customs of the port) - установленные в порту правила прохождения судов, погрузки, выгрузки, лихтерования, порядка найма рабочей силы и т. д. П. О. являются обязательными при толковании некоторых не оговоренных в цертепартиях положений.

ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ (Harbour facilities) - инженерные сооружения, обеспечивающие безопасность и удобства входа и выхода судов из порта, их стоянки и их обслуживание в порту. К портовым сооружениям относятся: набережные, молы, волноломы, доки, разгрузочные и погрузочные устройства, элеваторы и т. д.

ПОРТОВЫЕ СТАВКИ

ПОРТОВЫЕ СТАВКИ (Port rates) - название установленных Лондонским портовым управлением (Port of London Authority) сборов на все экспортные и импортные грузы, за исключением свежей рыбы, бункерного угля и всяких транзитных грузов. По импортным грузам эти сборы взимаются еще до оплаты пошлины, причем таможенная декларация должна содержать отметку об уплате этих сборов. По экспортным грузам сборы должны быть уплачены в течение 6 дней со времени кларирования судна. В Ливерпуле они называются "Town Dues" - городскими сборами.

ПОРТОВЫЕ СУДА

ПОРТОВЫЕ СУДА - суда различного назначения, обслуживающие как нужды самого военного порта, так и морских сил, базирующихся на него. К числу портовых судов относятся: буксиры, ледоколы, килекторы, землесосы, землечерпалки, баржи, плавучие краны и т. п. П. С носят особо присвоенный им флаг и составляют плавучие средства порта.

ПОРТО-ФРАНКО

ПОРТО-ФРАНКО (Free port) - порт (а иногда целая приморская область) с беспошлинным ввозом и вывозом товара, который может потребляться местным населением. В современных условиях - часть портового города, включающая пристань и склады, отведенная под беспошлинную торговлю.

ПОРТ-ТАЛИ, ПОРТ-ШКЕНТЕЛЬТАЛИ

ПОРТ-ТАЛИ, ПОРТ-ШКЕНТЕЛЬТАЛИ (Port tackle) - тали, посредством которых подымают и опускают портовые ставни. П.-Т. с одной стороны прикрепляют к порт-шкентелю, продетому сквозь борт, а с другой гаком закладывают на крюк, находящийся в бимсе.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная