Морской словарь (Самойлов К.И., 1941)
Статьи на букву "С" (часть 6, "СТР"-"СЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СТР"-"СЮР")

СТРОЙ ОБРАТНЫЙ

СТРОЙ ОБРАТНЫЙ - строй, при котором корабли расположены в обратном порядке тактических номеров.

СТРОЙ ПЕЛЕНГА

СТРОЙ ПЕЛЕНГА (Line of bearing) - строй, при котором угол строя есть любой заданный угол между 0° и 180°.

СТРОЙ ПЕЛЕНГА В ВОЗДУХЕ

СТРОЙ ПЕЛЕНГА В ВОЗДУХЕ - отличается от принятого в морском флоте тем, что каждый последующий самолет, соблюдая точно интервал и линию пеленга, обычно летит с превышением или с принижением относительно впереди идущего самолета.

СТРОЙ ПРОСТОЙ

СТРОЙ ПРОСТОЙ - строй, в котором все корабли располагаются на одной прямой линии.

СТРОЙ ПРЯМОЙ

СТРОЙ ПРЯМОЙ - строй, при котором корабли расположены по порядку тактических номеров.

СТРОЙ РАЗОМКНУТЫЙ

СТРОЙ РАЗОМКНУТЫЙ - строй, при котором расстояния между кораблями более нормальных, определенных правилами. С. Р. в воздушном флоте, когда самолеты находятся на увеличенных против установленных уставом расстояниях.

СТРОЙ СЛОЖНЫЙ

СТРОЙ СЛОЖНЫЙ - строй, в котором корабли располагаются в несколько линий или на одной ломаной линии. Каждый сложный строй состоит из двух или нескольких простых строев, и элементы строя для каждой линии остаются те же. Для С. С. вводится еще одно расстояние между колоннами, которое считается между одинаковыми точками кораблей-уравнителей двух соседних колонн: при строе кильватера - по линии, перпендикулярной к курсу, при строе фронта - по линии курса. Подобно простым строям, они могут быть сомкнутыми и разомкнутыми. При одном и том же числе кораблей С. С. будут компактнее простых и более удобны в отношении зрительной связи, но маневрирование сложнее. С. С. мало применимы как боевые и являются главным образом походными строями. К числу наиболее употребительных сложных строев относятся строй двух кильватерных колонн, строй двойного фронта и строй клина.

СТРОЙ СОМКНУТЫЙ

СТРОЙ СОМКНУТЫЙ (Close formation) - строй, когда расстояние между кораблями менее нормального, определенного правилами. С. С. в воздушном флоте - когда самолеты находятся на определенных уставом расстояниях.

СТРОЙ УСТУПА

СТРОЙ УСТУПА (Bow and quarter line) - строй, при котором корабли идут, несколько (на две-три ширины корабля) отступая в сторону от линии кильватера (в перпендикулярном к ней направлении).

СТРОЙ ФРОНТА

СТРОЙ ФРОНТА (Line abreast) - строй, в котором корабли расположены по линии, перпендикулярной диаметральной плоскости корабля-уравнителя, т. е. при котором угол строя равен 90°.

СТРОЙ ФРОНТА ВОЗДУШНЫЙ

СТРОЙ ФРОНТА ВОЗДУШНЫЙ - строй, в котором самолеты идут в одну линию на одной горизонтальной высоте. См. Строй фронта.

СТРОП

СТРОП (Strop, sling, strap) - простейшее приспособление для погрузки различных грузов. Представляет собой чаще всего тросовое кольцо - кусок проволочного или пенькового троса, концы которого сплеснены или связаны вместе. В зависимости от материала, из которого выделываются С., они носят названия пеньковых, манильских, проволочных, цепных и пр. С., сделанный из одной пряди, называется кренгельс-стропом. Гибкий С., применяющийся для погрузки верпа или для закладывания за кабельтов, изготовляется из шкимушгара, а также из шкимушек, спущенных из каболок новой ворсы. Такой С. носит название каболочного С.

Строп.

Строп.

При погрузке бочек пользуются т. наз. бочечным С.; он состоит из двух кусков цепи или проволочного троса, соединенных между собой кольцом и имеющих на концах плоские и широкие крюки, называемые храпами. Вообще же разновидностей бочечных С. встречается большое количество.

Строп без сплесней.

Строп без сплесней.

Стропы, применяющиеся для остропливания блоков, в зависимости от обделки носят названия: ординарный, или простой, двойной, со свитнем, с двумя лапками.

Строп каболочный.

Строп каболочный.

Кроме того, С. в зависимости от обделки и назначения принимают различные названия: с коушами, с гаком, с двумя свитнями, с огоном, со свитнем и лапками, шлюпочный и т. д.

Стропы бочечные,

Стропы бочечные,

-----------------------------------

"СТРОП" (Sling) - груз, поднимающийся стрелой или краном в один прием.

СТРОП ПАРУСИНОВЫЙ

СТРОП ПАРУСИНОВЫЙ - см. Парусиновые стропы.

СТРОПКА

СТРОПКА (Becket) - небольшой тонкий конец, имеющий на одном из своих концов очко, а на другом - клевантик (клевентин) или кляпы. Такие стропки служат для подвешивания снастей. Кроме того, С. называется небольшой тонкий конец, сплесненный в кольцо.

СТРОПКИ У ПАРУСОВ

СТРОПКИ у парусов - стропки у марселей и нижних парусов для бык-горденей. У остальных парусов С. не делаются.

СТРОСТИТЬ

СТРОСТИТЬ (стар.) - см. Сплеснивать.

СТРОФОМЕТР ХИРСОНА

СТРОФОМЕТР ХИРСОНА - прибор, показывающий на мостике данные о работе главных машин. В настоящее время не применяется.

СТРУГ

СТРУГ (Strook) - плоскодонное гребное и парусное судно, приспособленное для перевозки грузов по рекам. С назывались также в старое время суда, служившие для поездок знатных лиц ("плывут, выплывают три снарядные стружечка"). Строили такие С. с чердаками, т. е. с небольшими каютами для проживания путешественников. В 1722 г. Петр I совершил на С. путешествие из Москвы в Нижний Новгород, а затем в Астрахань. Этот С. был 18-весельным и назывался москворецким.

СТРУЖЕК

СТРУЖЕК - лодка, челн.

СТРУЙНЫЙ НАСОС

СТРУЙНЫЙ НАСОС - насос, использующий для перемещения жидкости, пара или газа энергию струи пара или жидкости. Пар или жидкость, вытекающие из сопла с большой скоростью, увлекают через кольцевое сечение вокруг сопла перемещаемое вещество и подают его в расположенный далее трубопровод. При расширении трубопровода и уменьшении скорости перемещаемого вещества его давление повышается. С. Н., работающие паром, наз. пароструйными насосами, а работающие водой - водоструйными насосами. С. Н., отсасывающие вещество и создающие разрежение (вакуум), наз. эжекторами, а нагнетающие вещество под давлением - инжекторами.

СТРУНА

СТРУНА - ступенька у деревянного или металлического трапа.

СТРУНЫ

СТРУНЫ - спускового устройства - стальные связи, устанавливаемые между обоими полозьями, чтобы связать их и препятствовать им во время спуска судна удаляться один от другого.

СТРУЯ

СТРУЯ (Wake of a ship, dead water) - полоса на воде, остающаяся за кормой идущего судна.

СТРЫНГ

СТРЫНГ (String) - см. Клямс.

СТУПЕНИ ДАВЛЕНИЯ В ПАРОВЫХ ТУРБИНАХ

СТУПЕНИ ДАВЛЕНИЯ в паровых турбинах - ряд подвижных изолированных один от другого специальными диафрагмами дисков с лопатками, в которых струя пара, получив за счет снижения давления в соплах, встроенных в диафрагмы, надлежащую скорость, производит работу на венце подвижных лопаток, затем путем дальнейшего снижения давления в соплах следующей диафрагмы восстанавливает величину скорости и производит работу на следующем подвижном венце (в следующей С. Д.) и т. д. до понижения давления пара до противодавления атмосферы или конденсатора. Турбины со С. Д. являются как бы соединением нескольких одноступенчатых турбин с общим валом. С. Д. применяются тогда, когда перепад давлений настолько велик, что не может быть экономично использован в одном диске. С. Д. служат для уменьшения рабочего числа оборотов машины, не понижая ее коэффициента полезного действия.

СТУПЕНИ СКОРОСТИ В ПАРОВЫХ ТУРБИНАХ

СТУПЕНИ СКОРОСТИ в паровых турбинах - ряды подвижных лопаток колеса турбины, на которых струя пара по выходе из сопла с большой скоростью, сохраняя в последующем постоянное давление и произведя работу на первом венце, обладает еще достаточной скоростью, чтобы производить работу на втором венце, затем на третьем, уменьшая скорость до практически допустимого предела. Для направления пара от венца к венцу между ними устанавливаются направляющие аппараты (направляющие лопатки); при венцах, вращающихся в разные стороны, направляющих лопаток не требуется. Больше трех С. С. практически не применяют, т. к. мощность, отдаваемая последними венцами, очень незначительна, а длины лопаток и механические потери сильно возрастают. Применение С. С. позволяет уменьшить число последующих ступеней и, следовательно, размеры и стоимость турбины.

СТУПИЦА, МУФТА

СТУПИЦА, МУФТА - часть гребного винта, имеющая в середине коническое отверстие для посадки на конце гребного вала. С. имеет либо форму шара, усеченного двумя плоскостями к оси винта, либо форму усеченного конуса. См. Винт гребной.

СТЫК

СТЫК (Butt) - место соединения на короткой стороне двух листов (или досок) обшивки, настила и т. п., а также профильной стали и т. д.

СТЭН

СТЭН - единица силы в МТС-системе: сила, сообщающая массе в 1 т ускорение 1 м/сек 2. Один С. равен приблизительно силе в 102 кг или 108 дин.

СТЭНМЕТР

СТЭНМЕТР - единица работы в МТС-системе, равная работе силы в 1 стэн при перемещении тела на 1 м в направлении действия силы. 1 ст =1 килоджоулю = 1010 эргов = 102 кгм.

СТЭР

СТЭР - кубический метр.

СТЮАРД

СТЮАРД (Steward) - буфетчик на судне. В настоящее время в советском флоте это слово не имеет применения.

СТЯЖОК

СТЯЖОК (волж.) - деревянный брус круглого сечения длиною около 3,75 м и диаметром примерно в 11 см.

СУБЛИМАЦИЯ, ВОЗГОНКА

СУБЛИМАЦИЯ, ВОЗГОНКА (Sublimation) - переход из парообразного и газообразного состояния прямо в твердое (минуя жидкое состояние).

СУБСТИТУТ

СУБСТИТУТ (Substitute) - в договор цертепартии нередко вносится оговорка, предоставляющая право перевозчику заменить указанное в договоре судно тождественным.

СУВОДЬ

СУВОДЬ (речн.) - водоворот за крутыми рынками; встречается обыкновенно весною.

СУВОЙ, СУЛОЙ, ВОРОНУХА, ТОЛКУНЦЫ

СУВОЙ, СУЛОЙ, ВОРОНУХА, ТОЛКУНЦЫ (арх.) - 1. Волнение, толчея в море от столкновения двух встречных течений - при начале прилива, или, по местному выражению, "когда полая вода пойдет на. малую", или же когда обе воды встретились (полая с убылью). 2. С. называют жители Мезенского края фарватер р. Печоры.

СУДА АРКТИЧЕСКОГО ПЛАВАНИЯ

СУДА АРКТИЧЕСКОГО ПЛАВАНИЯ - морские суда, предназначенные для плавания в ледовых условиях северных морей.

СУДА БОЛЬШОГО КАБОТАЖА

СУДА БОЛЬШОГО КАБОТАЖА - морские суда, плавающие между отечественными портами, расположенными в разных морях.

СУДА ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ

СУДА ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ (Inland vessels) - гражданские суда, плавающие по внутренним водным путям. К этим судам относятся: речные, озерные, канальные и системные.

СУДА ВОЕННЫЕ

СУДА ВОЕННЫЕ (Warships, men of war, ships of war, fighting ships). Боевые задачи в силу разнообразия обстановки в бою могут потребовать применения самых разнообразных способов и средств для нанесения противнику удара. Поэтому к каждому кораблю предъявляются прежде всего требования известной универсальности в отношении его устройства, морских качеств и вооружения. В то же время, учитывая необходимость максимального боевого воздействия на противника, когда требуется напрячь все усилия в избранном направлении для достижения боевого успеха, чрезвычайно важно обеспечить данный корабль тем или иным боевым средством в максимальном размере. Удовлетворить этому требованию возможно лишь при специализации кораблей, т. е. тогда, когда корабль строится специально для выполнения им определенной и основной задачи при помощи определенного, присущего ему по преимуществу оружия, напр. торпедный катер - для атаки больших кораблей в плохую видимость при помощи торпед или тральщик - для отыскивания и уничтожения минных заграждений при помощи тралов. Таким образом, два противоречивых требования - универсальности и специализации кораблей - вызывают создание кораблей специальных классов с определенным основным назначением, не исключающим, однако, дополнительного использования их для других целей. Внутри каждого класса в зависимости от технического осуществления, расположения и количества оружия, средств защиты и устройства корабли разделяются на типы. Все существующие в настоящее время классы надводных кораблей можно разбить на следующие четыре группы:

1. Корабли с преимущественно артиллерийским вооружением (линейные корабли, броненосцы береговой обороны, линейные крейсера, крейсера, легкие крейсера, канонерские лодки, мониторы).

2. Корабли с преимущественно торпедным вооружением (лидеры, эскадренные миноносцы, миноносцы, торпедные катера).

3. Корабли узкоспециального боевого назначения (минные заградители, сетевые заградители, тральщики, сторожевые корабли, сторожевые катера, авианосцы, гидроавианосцы и авиатранспорты).

4. Корабли и суда вспомогательного назначения (учебные корабли, щитовые буксиры, транспорты, плавучие мастерские, специальные суда, плавучие базы, плавучие госпитали, гидрографические суда, лоцмейстерские суда, буксиры, ледоколы и пр.).

Подводные корабли разделяются на следующие классы: подводные лодки дальнего действия, подводные лодки прибрежного действия, эскадренные подводные лодки. На всех классах подводных лодок при постройке торпедное вооружение в той или иной степени может быть заменено минным. Такие подводные лодки с преобладающим минным вооружением называются подводными заградителями.

СУДА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

СУДА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (Auxiliary vessels) - различного рода суда, предназначенные для непосредственного обслуживания боевого флота, а также его баз и для выполнения ряда задач, имеющих вспомогательный характер на театре военных действий. К судам вспомогательного назначения относятся: учебные корабли, щитовые буксиры, транспорты, плавучие мастерские, спасательные суда, плавучие базы, плавучие госпитали, гидрографические и лоцмейстерские суда, буксиры, ледоколы и пр.

СУДА ГАРЯНСКИЕ

СУДА ГАРЯНСКИЕ - деревянные суда для перевозки товаров, к числу которых относятся: щепной, гончарный, смола, вар и пр. В большинстве такие суда однорейсовые. Отправка этих товаров бывает и в баржах.

СУДА ГРАЖДАНСКИЕ

СУДА ГРАЖДАНСКИЕ (Merchant vessels) - суда, имеющие своим назначением обслуживать как водный транспорт, так и другие отрасли народного хозяйства. Гражданские суда могут быть различаемы между собой по следующим признакам: 1) по роду их специального назначения, по условиям эксплуатации (транспортные суда, промысловые суда, технические суда, или суда технического флота, служебные суда, спортивные суда); 2) по месту плавания судов (морские суда, рейдовые суда, суда внутреннего плавания); 3) по роду основного материала, из которого построены суда (деревянные суда, стальные суда, железобетонные суда, композитные суда, алюминиевые суда); 4) по разным признакам, связанным с движением судов (суда самоходные, суда несамоходные).

СУДА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

СУДА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ - см. Судоводительские звания.

СУДА ДЕРЕВЯННЫЕ

СУДА ДЕРЕВЯННЫЕ (Wooden ships) - суда, корпуса которых построены из дерева; в настоящее время дерево в качестве судостроительного материала применяется главным образом для постройки речных судов, морских промысловых судов, каботажных парусных грузовых судов (ограниченных размеров), а также для постройки разных мелких судов, как речных, так и морских, включая и спортивные суда.

СУДА ДИКОГО ПЛАВАНИЯ

СУДА ДИКОГО ПЛАВАНИЯ - см. Трампы.

СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ

СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ (General cargo vessels) - сухогрузные суда, служащие для перевозки различных штучных грузов.

СУДА КАБОТАЖНОГО ПЛАВАНИЯ

СУДА КАБОТАЖНОГО ПЛАВАНИЯ (Coasting vessels, coasters) - морские суда, называемые также судами прибрежного плавания, разделяющиеся на два вида: суда большого каботажа и суда малого каботажа.

СУДА КОЛОДЕЗНОГО ТИПА

СУДА КОЛОДЕЗНОГО ТИПА - см. Колодезные суда.

СУДА ЛИНЕЙНОГО ПЛАВАНИЯ

СУДА ЛИНЕЙНОГО ПЛАВАНИЯ (Liners) - см. Ляйнеры.

СУДА МАЛОГО КАБОТАЖА

СУДА МАЛОГО КАБОТАЖА (Home trade vessels) - морские суда, плавающие вдоль берегов Балтийского, Белого, Черного, Японского, Каспийского и Азовского морей.

СУДА МАЛОГО ПЛАВАНИЯ

СУДА МАЛОГО ПЛАВАНИЯ - см. Судоводительские звания.

СУДА МЕСТНОГО СООБЩЕНИЯ

СУДА МЕСТНОГО СООБЩЕНИЯ - пассажирские суда, оборудуемые для кратковременного пребывания на них пассажиров преимущественно местами для сидения, а также имеющие бытовые удобства, отвечающие назначению этих судов в каждом частном случае. К этому виду судов могут быть отнесены курортные суда, катера, речные трамваи, паромы.

СУДА НЕСАМОХОДНЫЕ

СУДА НЕСАМОХОДНЫЕ - суда, для движения которых используются источники энергии, находящиеся вне пределов самих судов и не требующие трансформации этой энергии в механическую работу на самих судах; к этим судам относятся: буксируемые, парусные, роторные.

СУДА ОБОРОТНЫЕ

СУДА ОБОРОТНЫЕ - суда барочного типа, строящиеся вверх днищем с последующим переворачиванием; способ этот в последнее время мало практикуется; иногда он применяется для ремонта днища гусян.

СУДА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

СУДА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ - суда, выполняющие поставленные им особые задачи.

СУДА ОТДЫХА

СУДА ОТДЫХА - см. Плавучие санатории.

СУДА РЕЧНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДА С БАШЕННОЙ ПАЛУБОЙ

СУДА С БАШЕННОЙ ПАЛУБОЙ - см. Башенно-палубные суда.

СУДА С ЖИВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

СУДА С ЖИВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ - суда, для работы которых используется мускульная энергия. К этим судам могут быть отнесены: гребные суда, приводимые в движение мускульной энергией людей при помощи весел, и коноводные суда, применявшиеся в давнее время и утратившие свое значение в настоящее время.

СУДА С КОЛОДЕЗНОЙ ПАЛУБОЙ

СУДА С КОЛОДЕЗНОЙ ПАЛУБОЙ - см. Колодезные суда.

СУДА С ЛЕГКОЙ ВЕРХНЕЙ ПАЛУБОЙ

СУДА С ЛЕГКОЙ ВЕРХНЕЙ ПАЛУБОЙ - см. Легкопалубные суда.

СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ - суда, для работы которых используется преимущественно энергия, заключающаяся либо в твердом топливе (уголь, дрова, торф), либо в жидком топливе (нефть, керосин, бензин и пр.).

СУДА С НАВЕСНОЙ ПАЛУБОЙ

СУДА С НАВЕСНОЙ ПАЛУБОЙ - см. Навесно-палубные суда.

СУДА С НАИБОЛЬШИМИ РАЗМЕРАМИ ЧАСТЕЙ КОРПУСА

СУДА С НАИБОЛЬШИМИ РАЗМЕРАМИ ЧАСТЕЙ КОРПУСА (Vessels of full scantlings) - грузовые суда, классифицируемые высшим классом Ллойда, с минимальным надводным бортом (с наибольшей осадкой), имеющие наибольшие размеры прочных связей и не допускающие облегчения набора (полнонаборные суда); выше верхней палубы они могут иметь полубак, среднюю надстройку и полуют.

СУДА С ПРИПОДНЯТОЙ ПАЛУБОЙ В КОРМОВОЙ ЧАСТИ

СУДА С ПРИПОДНЯТОЙ ПАЛУБОЙ В КОРМОВОЙ ЧАСТИ (Raised quarterdeck vessels) - однопалубные суда, у которых палуба в кормовой части приподнята на вышину порядка 1l/2 м, чтобы этим увеличить вместимость кормового трюма, уменьшенную по сравнению с носовыми трюмами наличием туннеля гребного вала. Таким образом получается возможность удифферентовать судно на ровный киль. Подъем палубы имеет смысл только на небольших судах.

СУДА С САМОРАЗРАВНИВАНИЕМ ГРУЗА

СУДА С САМОРАЗРАВНИВАНИЕМ ГРУЗА (Self-trimming vessels) - суда башенного типа, в которых продольные комингсы люков переходят, постепенно уширяясь, в борта судна. Образующиеся таким образом попарные верхние стенки грузовых трюмов позволяют заполнять трюмы сыпучим грузом, не прибегая к его штивке (разравниванию) во время погрузки. Этот тип судов применяется преимущественно для зерновозов.

СУДА С ТЕНТОВОЙ ПАЛУБОЙ

СУДА С ТЕНТОВОЙ ПАЛУБОЙ (Shade deck vessels) - представляют собой пассажирские суда с легкой верхней палубой, под которой в бортах сделаны большие по длине судна отверстия, превращающие эту палубу в прогулочную для пассажиров; пространство под этой палубой не включается в регистровый тоннаж.

СУДА С УВЕЛИЧЕННЫМ НАДВОДНЫМ БОРТОМ

СУДА С УВЕЛИЧЕННЫМ НАДВОДНЫМ БОРТОМ - см. Суда со сплошными надстройками.

СУДА С УДЛИНЕННЫМ ПОЛУБАКОМ ИЛИ ПОЛУЮТОМ

СУДА С УДЛИНЕННЫМ ПОЛУБАКОМ или ПОЛУЮТОМ - суда, у которых удлиненная средняя надстройка соединяется с полубаком или полуютом.

СУДА С ЧАСТИЧНОЙ ЛЕГКОЙ ВЕРХНЕЙ ПАЛУБОЙ

СУДА С ЧАСТИЧНОЙ ЛЕГКОЙ ВЕРХНЕЙ ПАЛУБОЙ - см. Легкопалубные суда.

СУДА С ЯЩИЧНОЙ ПАЛУБОЙ

СУДА С ЯЩИЧНОЙ ПАЛУБОЙ - см. Ящичные суда.

СУДА САМОХОДНЫЕ

СУДА САМОХОДНЫЕ - суда, для движения которых используются источники энергии, либо находящиеся на самих судах, либо расположенные вне пределов судов, но с преобразованием этой энергии в механическую работу на самих судах. Эти суда могут быть разделены на два рода: суда с живыми двигателями и суда с механическими двигателями.

СУДА СМЕШАННОЙ СИСТЕМЫ ПОСТРОЙКИ

СУДА СМЕШАННОЙ СИСТЕМЫ ПОСТРОЙКИ - См. Композитные суда.

СУДА СО СПЛОШНЫМИ НАДСТРОЙКАМИ

СУДА СО СПЛОШНЫМИ НАДСТРОЙКАМИ (Complete superstructure vessels) - суда с увеличенным надводным бортом (с уменьшенной осадкой); особенностью судов этого типа является облегченная конструкция корпуса (суда с облегченным набором) по сравнению с полнонаборными судами при одних и тех же геометрических размерах.

СУДА ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

СУДА ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА - см. Технические суда.

СУДА ТРАНЗИТНОГО СООБЩЕНИЯ

СУДА ТРАНЗИТНОГО СООБЩЕНИЯ - пассажирские суда, оборудованные спальными местами и всеми бытовыми удобствами, необходимыми для длительного пребывания пассажиров на судах. С. Т. С. разделяются по скорости их хода на экспрессы, или ляйнеры - суда наибольших скоростей, - и скорые суда, обеспечивающие срочность сообщения.

СУДА ТРЕХОСТРОВНОГО ТИПА

СУДА ТРЕХОСТРОВНОГО ТИПА - полнонаборные суда, снабженные тремя короткими надстройками (полубаком, средней надстройкой, полуютом), не превышающими по своей длине половины всей длины судна. К трехостровному типу принадлежит большое количество морских транспортных судов.

СУДА ТРЕХПАЛУБНОГО ТИПА

СУДА ТРЕХПАЛУБНОГО ТИПА - в прежнее время так назывались полнонаборные суда, имевшие по сравнению с легкопалубными и шельтердечными судами все три палубы приблизительно одинаковой прочности. Этот тип судов в настоящее время не применяется, как нерациональный с точки зрения использования материала, и заменен судами со сплошными надстройками облегченного набора.

СУДА ШЕЛЬТЕРДЕЧНОГО ТИПА

СУДА ШЕЛЬТЕРДЕЧНОГО ТИПА - см. Навесно-палубные суда.

СУДА-ЛОВУШКИ

СУДА-ЛОВУШКИ (Q-boats, Q-ships, mystery-ships) - специальные суда, приспособленные для действий против подводных лодок. В мировую войну 1914-1918 гг. С.-Л. представлялись с виду самыми обыкновенными парусными или паровыми торговыми судами со всеми характерными особенностями, но имели скрытое артиллерийское и торпедное вооружение, достаточное для уничтожения подводных лодок. Это вооружение или скрывалось за откидными бортами, или устанавливалось в трюме (торпедное). Кроме того, нередко орудия устанавливались внутри специально устраиваемых рубок и с раскидными стенками и т. п. Чтобы придать С.-Л. вид торгового судна, иногда прибегали к расстановке на палубах фальшивых грузов. Команда расписывалась по обязанностям в специальные "панические партии", на обязанности которых лежала инсценировка паники, чтобы рассеять подозрение у командира лодки и заманить ее поближе к кораблю. С помощью таких кораблей-ловушек англичанам удалось утопить 12 подводных лодок немцев. С.-Л. иногда называют в нашей литературе кью-шипами (Q-ship).

СУДА-МИШЕНИ

СУДА-МИШЕНИ (Target-ships) - специально оборудованные суда, обычно управляемые по радио; служат в качестве мишеней для производства по ним практических стрельб кораблей флота.

СУДА-ПЕРЕПРАВЫ, ПАРОМЫ

СУДА-ПЕРЕПРАВЫ, ПАРОМЫ (Ferries, ferry-boats) - специальные транспортные суда, служащие для перевозки автогужевых повозок, железнодорожных вагонов и поездных составов через озера и реки, морские проливы (как, напр., между Швецией и Данией) и даже через море (Застниц-Трелеборг на Балтике). См. Судовые переправы.

СУДНО

СУДНО (Vessel, ship) - судном в общем значении этого слова называется сооружение, способное плавать по воде и перемещаться по ней, неся на себе сверх собственного веса все грузы, предназначенные для этого сооружения по роду его службы. Для обозначения указанного выше понятия на русском языке наравне со словом судно употребляется также слово корабль, которое применяется преимущественно в военном флоте в отношении боевых судов. На иностранных языках часто употребляют также различные термины; в частности, на английском языке, кроме термина Vessel (в дословном переводе - посуда), отвечающего русскому слову судно, употребляется также термин Ship, отвечающий русскому слову корабль. Оба указанных термина в настоящее время применяются с одинаковым значением так же, как приведенные русские термины; в историческом разрезе слово Vessel (судно) имело более общее значение, а слово Ship (корабль) относилось к названию вполне определенных типов парусных судов. Все существующие суда разбиваются на два основных класса: военные суда (War ships) и гражданские суда (Merchant ships).

"СУДНО СВОБОДНО ОТ СБОРОВ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАНОВ"

"СУДНО СВОБОДНО ОТ СБОРОВ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАНОВ" (Ship free of all cranage) - условие в коносаментах, по которому расход за использование крана для перемещения тяжелых грузов судном не оплачивается.

СУДОВА

СУДОВА (волж.) - судовая пора, судоплавание, навигация, сообщение водою.

СУДОВАЯ БАТАРЕЯ

СУДОВАЯ БАТАРЕЯ (стар.) - см. Батарея.

СУДОВАЯ КОМАНДА

СУДОВАЯ КОМАНДА (Ship's company) - личный состав, обслуживающий судно.

СУДОВАЯ РОЛЬ, ИЛИ КОМАНДНЫЙ СПИСОК

СУДОВАЯ РОЛЬ, или КОМАНДНЫЙ СПИСОК (Crew list or muster roll) - список, содержащий фамилии лиц, составляющих экипаж судна, занимаемые ими должности, получаемые оклады и время поступления на судно. Является одним из судовых документов.

СУДОВАЯ СЛУЖБА

СУДОВАЯ СЛУЖБА (Attendance on board) - деятельность личного состава (экипажа) судна по его обслуживанию, управлению и эксплуатации.

СУДОВЛАДЕЛЕЦ, СУДОХОЗЯИН

СУДОВЛАДЕЛЕЦ, СУДОХОЗЯИН (Owner of a ship) - владелец судна.

СУДОВОДИТЕЛЬСКИЕ ЗВАНИЯ

СУДОВОДИТЕЛЬСКИЕ ЗВАНИЯ - судоводительские звания в морском торговом флоте Союза ССР разделяются на 6 степеней: капитан дальнего плавания с высшим дипломом; капитан дальнего плавания; штурман дальнего плавания; капитан малого плавания; штурман малого плавания и судоводитель маломерного судна.

Малым плаванием признается плавание: а) в Белом море и примыкающих водах Северного Ледовитого океана в границах - меридиан мыса Тонкий (61° восточной долготы) на востоке, меридиан мыса Нордкап на западе и параллель 72° северной широты; б) в Балтийском море при плавании через проливы - линия, соединяющая Скаген и Линдеснес, и при плавании через Кильский канал - устье р. Эмс; в) в Черном и Азовском морях - до Стамбула; г) во всем Каспийском море; д) в морях Тихого океана: в водах Японского и Охотского морей в границах до параллели Мозампо - Нагасаки на юге и до параллели мыса Елизаветы на Сахалине - на севере, а также плавание от порта Петропавловск вдоль берегов Камчатки как с восточной, так и с западной стороны и от побережья Камчатки до Командорских островов. Всякое плавание за пределами указанных границ считается дальним.

Капитану дальнего плавания с высшим дипломом и капитану дальнего плавания предоставляется право командования всяким судном. Штурман дальнего плавания может командовать всякими судами в малом плавании, а также грузовыми до 2500 и пассажирскими до 1500 регистровых тонн в дальнем плавании и занимать должность помощника капитана на всех судах. Капитан малого плавания может командовать судами в малом плавании, за исключением пассажирских судов 3000 регистровых тонн, и быть младшим помощником капитана на судах дальнего плавания. Штурману малого плавания предоставляется командование судами до 300 регистровых тонн в малом плавании и право занятия должности младшего помощника капитана на всех судах. Судоводитель маломерного судна может командовать судами до 200 регистровых тонн в малом плавании и занимать с особого разрешения портовой администрации должность третьего помощника капитана на судах малого плавания.

СУДОВОДНЫЕ ДОРОГИ

СУДОВОДНЫЕ ДОРОГИ - см. Фарватер.

СУДОВОЙ

СУДОВОЙ (Naval) - принадлежащий судну.

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ (Log-book) - см. Журнал вахтенный, Журнал шханечный.

СУДОВОЙ НОМЕР КАРТЫ

СУДОВОЙ НОМЕР КАРТЫ (Consecutive) - номер, присваиваемый каждой карте на судне для организации порядка хранения карт; проставляется на самой карте и в каталоге. Присвоением картам судовых номеров достигается две цели: а) карты будут всегда размещены в порядке, указанном каталогом, а в случае нарушения этого порядка таковой может быть легко восстановлен; б) любая карта может быть быстро извлечена из данной коллекции, а также быстро водворена на место по ее судовому номеру.

СУДОВОЙ НОМЕР ШЛЮПКИ

Каждой шлюпке корабля (судна) присваивается свой, т. наз. судовой (порядковый), номер; шлюпкам, расположенным на правом борту корабля, даются нечетные номера, а расположенным на левом борту - четные.

СУДОВОЙ ПРОМЕР

СУДОВОЙ ПРОМЕР - см. Промер.

СУДОВОЙ СПИСОК

СУДОВОЙ СПИСОК - список, который велся во всех советских портах под наблюдением начальников портов. В этот список заносилось каждое вновь построенное или приобретенное за границей судно в 20 или более регистровых тонн валовой вместимости. С 1935 г. С. С. отменен.

СУДОВОЙ ХОД РЕК

СУДОВОЙ ХОД РЕК - речные фарватеры.

СУДОВЫЕ БРОКЕРЫ ИЛИ МАКЛЕРЫ

СУДОВЫЕ БРОКЕРЫ или МАКЛЕРЫ (Ship brokers) - лица, которые за комиссионное вознаграждение обслуживают в портах суда арматоров, не имеющих своих собственных агентур. Маклер обеспечивает судну место у причала, снабжает провиантом, командой, аквизирует грузы, заключает фрахтовые договоры, собирает фрахтовые суммы, выдает грузы, ликвидирует претензии и споры по потере или по повреждению груза и т. д.

СУДОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

СУДОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ - особо приспособленные суда, перевозящие пассажиров, автогужевые повозки, отдельные железнодорожные вагоны и иногда целые поездные составы. Служат для установления транзитного сообщения в пунктах пересечения железнодорожных и автогужевых путей с водными бассейнами, каналами, речными рукавами и протоками. См. Суда переправы.

СУДОВЫЕ СРЕДСТВА

Выражение "судовыми средствами" применяется по отношению к тем или иным работам, преимущественно ремонтного порядка. Если говорят "работа выполнена судовыми средствами", то это означает, что работа выполнена силами и средствами данного судна (корабля) без какой-либо помощи извне. Если же работа выполнена силами и средствами порта, завода и пр., то в этих случаях применяют выражения: "портовыми средствами", "заводскими средствами" и т. д.

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА - совокупность устройств, аппаратов и механизмов для обслуживания различных потребностей судна во время хода и на стоянке. Устройства, служащие для перемещения жидкостей и газов, выделяются особо в судовые системы (см.). Механизмы, обслуживающие судовые устройства, называются палубными вспомогательными механизмами в отличие от трюмных вспомогательных механизмов, обслуживающих главные судовые механизмы, котлы и системы. К судовым устройствам относятся: якорные, швартовные, буксирные, рулевые, грузоподъемные, мусорные, шлюпочные, бытовые устройства (камбузное, хлебопекарное, прачечные, бани, души и т. д.), леерное, тентовое.

СУДОПОДЪЕМ

СУДОПОДЪЕМ - подъем судов, затонувших на морях, реках и озерах.

СУДОПОДЪЕМНИК

СУДОПОДЪЕМНИК - устройство для вертикального подъема судов с нижнего бьефа в верхний бьеф, применяемое вместо шлюзования судов. С. состоит из камеры с воротами, заполненной водой, в которую вводится судно, причем камера вместе с судном посредством механического или гидравлического подъемника поднимается до уровня верхнего бьефа. Открывая ворота камеры и канала верхнего бьефа, судно выводят из С.

СУДОПОДЪЕМНЫЕ РАБОТЫ

СУДОПОДЪЕМНЫЕ РАБОТЫ - работы по подъему затонувших судов.

СУДОРЕМОНТ

СУДОРЕМОНТ - совокупность работ, имеющих своей целью поддержание судна в рабочем состоянии. Различают следующие виды ремонта: малый, или текущий, капитальный, аварийный и превентивный (предупредительный).

СУДОРЕМОНТНАЯ ПЛАТФОРМА

СУДОРЕМОНТНАЯ ПЛАТФОРМА - платформа в виде брусчатого ростверка, на которой устанавливается судно во время прилива и ремонтируется в течение отливного периода. Установка на платформе применяется в портах с приливами и отливами для судов небольшого тоннажа, обыкновенно парусных или небольших пароходов.

СУДОСТРОЕНИЕ

СУДОСТРОЕНИЕ (Shipbuilding) - отрасль промышленности, занимающаяся постройкой судов. С. делится на морское и речное; по виду материалов, из которых строятся суда, и по типу судов - на стальное, деревянное и железобетонное С; промысловое С, мелкое С. (постройка катеров, шлюпок и пр.).

СУДОСТРОИТЕЛЬ

СУДОСТРОИТЕЛЬ (Shipbuilder) - инженер-специалист по постройке судов. См. Корабельный инженер.

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ - мастерская, являющаяся основною для постройки корпуса судна; всегда помещается вблизи стапелей, а в некоторых случаях даже примыкает к ним, что значительно ускоряет передачу частей корпуса из мастерской на стапель. В С. М. производятся работы по разметке и обрезке листов и фигурной стали, по строжке их, а также по проколке и просверливанию заклепочных отверстий, по холодной и горячей гибке материала и частично по сборке. Для производства упомянутых работ в мастерской устанавливаются различные станки и печи с соответствующим крановым оборудованием мастерской у станков; кроме того, в пролетах мастерской поверху ходят мостовые краны с тележкой, помощью которых можно передать изделие с одного места в другое. С. М. в настоящее время на больших заводах носит название корпусного цеха.

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (Shipbuilding-yard) - промышленное предприятие, производящее постройку судов. В отличие от верфи судостроительные заводы строят не только корпус, но и всю механическую часть судна.

СУДОХОДНАЯ РЕКА

СУДОХОДНАЯ РЕКА - река, по которой возможно передвижение судов.

СУДОХОДСТВО

СУДОХОДСТВО (Navigation) - использование водных путей для перевозки пассажиров и грузов. Различают судоходство речное и морское.

СУДРА

СУДРА (арх.) - метель, вьюга в тундре. Будет С., небо судрится.

СУДРИТЬСЯ

СУДРИТЬСЯ (арх.) - пасмурнеть, заволакиваться тучами.

СУДРОГЛА

СУДРОГЛА (арх.) - чистое место в море среди сплошных льдов.

СУКА, ДРЕЙТОВ

СУКА, ДРЕЙТОВ (речн.) - якорная цепь, присоединенная к скобе у пятки якоря; служит для подъема якоря на паротеплоходах с бушпритным вооружением и на баржах. Толщина такой цепи обычно равна половине толщины якорного каната (шеймы).

СУКУНБОРОК

СУКУНБОРОК (сев.) - часть снасти для ловли акул - веревка длиною от 15 до 25 м, толщиною 5 см, к концу которой прикрепляется груз весом 4 кг и цепь длиною в 4 м, снабженная железным крюком на конце.

СУЛОЙ

СУЛОЙ (Overfall) - На отдельных участках моря, где существуют резкие изменения глубины, приливное течение принимает вид небольших быстрин (см.) и в таком случае называется или просто С., или же приливный С. Такого рода приливные течения можно наблюдать в хорошую установившуюся погоду, напр., по краю подводного плато, на котором расположены Британские острова.

СУМЕРКИ

СУМЕРКИ (Twilight) - время после захода Солнца или до восхода, когда светятся освещенные им высокие слои атмосферы, а само Солнце находится еще за горизонтом. Различают С. гражданские, когда снижение Солнца не более 6°30', и астрономические, когда снижение Солнца не больше 18°. Продолжительность астрономических С. в различных местах земной поверхности не одинакова и равна промежутку времени, в который Солнце своим суточным движением проходит часть параллели, заключенной между горизонтом и альмукантаратом 18° снижения. На экваторе С. самые короткие (1 ч. 12 м.). В широтах, больших 48° 33', могут быть наблюдаемы непрерывные С., когда вечерние С. сливаются с утренними. Это явление возможно в тех случаях, когда снижение Солнца в полночь бывает меньше 18°.

СУНДУКИ

СУНДУКИ (арх.) - скалистый, террасообразный берег острова Кильдина со стороны мурманского берега.

СУНН

СУНН - ост-индская пенька, идущая на изготовление тросов; добывается из особого бобового растения.

СУПЕРГЕТЕРОДИН

СУПЕРГЕТЕРОДИН (Super-heterodyne) - специальный многоламповый приемник с местным гетеродином, служащим для получения колебаний пониженной (промежуточной) частоты и дальнейшего усиления сигналов на этой промежуточной частоте; отличается большой чувствительностью и избирательностью.

СУПЕРДРЕДНОУТ

СУПЕРДРЕДНОУТ - сверхдредноут. См. Дредноут.

СУПЕРКАРГО

СУПЕРКАРГО (Supercargo) - лицо, заведующее на судне приемом и выдачей грузов.

СУПЕРРЕГЕНЕРАТОР

СУПЕРРЕГЕНЕРАТОР (Superregenerator) - см. Сверхрегенератор.

СУРЕТОК

СУРЕТОК (бел.) - тесный, узкий пролив; проток.

СУРИК СВИНЦОВЫЙ И ЖЕЛЕЗНЫЙ

СУРИК СВИНЦОВЫЙ и ЖЕЛЕЗНЫЙ (Redlead, minium, iron minium) - см. Красные краски.

СУРМА

СУРМА - местное название ветра на о. Байкал, сходного по характеру с борой.

СУРОВЧАК

СУРОВЧАК (касп.) - северо-восточный ветер.

СУТКИ ЗВЕЗДНЫЕ

СУТКИ ЗВЕЗДНЫЕ - промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия. Начало С. З. - момент верхней кульминации точки весеннего равноденствия. Сутки эти даты (числа) не имеют. Продолжительность С. З. постоянная, но т. к. начало С. З. приходится в течение года в различные часы дни и ночи, то употребление звездного времени в обиходе неудобно.

СУТКИ ИСТИННЫЕ (СОЛНЕЧНЫЕ)

СУТКИ ИСТИННЫЕ (СОЛНЕЧНЫЕ) - промежуток времени между двумя последовательными нижними кульминациями Солнца. Начало С. И. - момент нижней кульминации Солнца. С. И. длиннее звездных, но продолжительность их в течение года не одинакова, т. к. изменение прямого восхождения Солнца происходит неравномерно; отсюда неудобство употребления С. И. в обиходе (невозможно построить часы).

СУТКИ МОРСКИЕ

СУТКИ МОРСКИЕ - 24-часовой промежуток времени, считавшийся на флоте от полудня до полудня, поскольку в полдень определялось место корабля в море по высоте Солнца.

СУТКИ СРЕДНИЕ

СУТКИ СРЕДНИЕ - промежуток времени между двумя последовательными нижними кульминациями среднего Солнца. Начало средних суток - момент нижней кульминации среднего Солнца.

СУТОЧНЫЙ НАРЯД

СУТОЧНЫЙ НАРЯД - часть экипажа корабля, назначенная на текущие сутки для несения службы корабельных нарядов.

СУТОЧНЫЙ ХОД ХРОНОМЕТРА

СУТОЧНЫЙ ХОД ХРОНОМЕТРА (Daily rate) - величина изменения поправки хронометра за одни сутки. Если при этом хронометр уходит вперед (когда положительная поправка его уменьшается, а отрицательная увеличивается), то ход его считается со знаком минус; в противном случае, т. е. когда хронометр отстает (когда положительная поправка его возрастает, а отрицательная убывает), ход его принимается со знаком плюс.

СУХАРИ

СУХАРИ - см. Галета.

СУХАЯ ГНИЛЬ

СУХАЯ ГНИЛЬ - см. Пороки дерева.

СУХОГРУЗНЫЕ СУДА

СУХОГРУЗНЫЕ СУДА - грузовые суда, предназначенные для перевозки сухих грузов, а также жидких грузов в таре. К сухогрузным судам относятся: суда для перевозки генеральных грузов, рефрижераторные суда, зерновозы, угольщики, рудовозы, лесовозы.

СУХОЙ ВЕС МЕХАНИЗМОВ

СУХОЙ ВЕС МЕХАНИЗМОВ - вес механизмов без воды в холодильниках, трубах, рубашках цилиндров и пр.

СУХОЙ НАСЫЩЕННЫЙ ПАР

СУХОЙ НАСЫЩЕННЫЙ ПАР - пар, не содержащий воды и имеющий температуру, равную температуре кипения воды при данном давлении (температура насыщения).

СУХОЙ ПИРОКСИЛИН

СУХОЙ ПИРОКСИЛИН - см. Пироксилин.

СУЧИТЬ

С. шкимушку (То twist) - свивать, скручивать. Якорную цепь сучит - означает, что якорная цепь настолько стремительно травится после отдачи якоря, что стопора не в состоянии ее удержать.

СУЧКИ

СУЧКИ - см. Пороки дерева.

"СУШИ ВЕСЛА"

"СУШИ ВЕСЛА" ("Lay on the oars") - команда, подаваемая на шлюпках.

СУШИ ВЕСЛА

"Суши весла".

По этой команде гребцы вынимают лопасти весел из воды и выравнивают их параллельно воде, а самые весла устанавливают перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки.

СФЕРА НЕБЕСНАЯ

СФЕРА НЕБЕСНАЯ - вспомогательная сфера, являющаяся геометрическим изображением видимого нами небесного свода со всеми предполагаемыми на его поверхности светилами.

СФЕРАНТ

СФЕРАНТ - прибор, определяющий элементы полярного треугольника путем непосредственного его построения на сфере. Следует заметить, что С. не вышел еще из периода испытаний и пока еще не может заменить собою секстана. Точность наблюдений С. недостаточная и не может удовлетворить моряка.

СФЕРИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

СФЕРИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК - часть шаровой поверхности, ограниченная тремя дугами больших кругов.

СХВАТИТЬ

СХВАТИТЬ (То sling) - обвязать.

СХВАТКА

СХВАТКА (Stop, knittle) - стопорка.

СХВАТЫ

СХВАТЫ - см. Диаметральное крепление.

СХЛЯВАТЬ

СХЛЯВАТЬ (арх.) - о ветре в море: стихнуть.

СХОДИТЬ, СОЙТИ

СХОДИТЬ, СОЙТИ - покинуть место, слезать, соскакивать. С. на берег - покинуть судно. С. с банки, с мели - одевать, соскочить.

СХОДНЯ

СХОДНЯ (Gangboard) - доска с набитыми поперек ее брусками (ступеньками). Составляет принадлежность военной шлюпки и служит для схода на берег. Хранится обычно под банками. С. больших размеров (обычно с перилами), сбитые из нескольких досок, употребляются в качестве моста для перехода с судна на пристань или на другое судно.

СЦЕПЛЯТЬСЯ, СЦЕПИТЬСЯ

СЦЕПЛЯТЬСЯ, СЦЕПИТЬСЯ (То run foul) - навалить на другое судно, зацепившись за него. Раньше корабли сцеплялись для абордажа.

СЧАЛ

СЧАЛ (волж.) - несколько судов, связанных (счаленных) концами друг с другом.

СЧАЛИТЬ

СЧАЛИТЬ (волж.) - связывать тросами (чалками) суда друг с другом.

СЧЕТ ИЗДЕРЖЕК

СЧЕТ ИЗДЕРЖЕК (Disbursement account) - счет агента судовладельцу на расходы по обслуживанию его судна во время пребывания в порту. Судовой агент обычно покрывает все таможенные и доковые сборы, закупает топливо, провиант и т. п. Счет агента до представления судовладельцу заверяется капитаном.

СЧЕТЧИК ВАЛЕССИ

Счетчик Валесси.

Счетчик Валесси.

- см. Прибор Валесси.

СЧЕТЧИК МЕХАНИЧЕСКОГО ЛАГА

СЧЕТЧИК механического лага - прибор, регистрирующий пройденное судном расстояние.

Счетчик механического лага.

Счетчик механического лага.

Счетчик лага электрический.

Счетчик лага электрический.

СЧЕТЧИКИ ЧИСЛА ОБОРОТОВ

СЧЕТЧИКИ ЧИСЛА ОБОРОТОВ (Revolution indicator) - приборы различной системы, указывающие числа оборотов машины за определенный промежуток времени.

СЧИСЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЕ

СЧИСЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЕ (Dead reckoning) - расчет по формулам счисления сделанных судном разностей широт и разностей долгот и нахождение широты и долготы пришедшего пункта. Если плавание между отшедшими и пришедшими пунктами совершено одним курсом, то счисление называется простым, если несколькими курсами - то составным.

СЧИСЛИМОЕ МЕСТО КОРАБЛЯ

СЧИСЛИМОЕ МЕСТО КОРАБЛЯ - см. Место корабля счислимое.

СШИВОК

СШИВОК - соединение двух полотнищ паруса по утку.

СЪЕЗЖАТЬ, СЪЕХАТЬ

СЪЕЗЖАТЬ, СЪЕХАТЬ (То go ashore) - уезжать, отъезжать, выбывать, сходить. Съезжать с корабля. Съезжать на берег.

СЪЕМКА

СЪЕМКА (Surveying, survey) - работы по изображению на плоскости части земной поверхности со всеми находящимися на ней объектами как природными, так и сооруженными человеком. Целью С. является создание плана местности или карты. В зависимости от требуемой степени точности С. бывают инструментальные и глазомерные. Употребляемые при С. инструменты предназначаются или для измерения расстояния, или для измерения углов, или для измерения высот. В путешествиях часто пользуются маршрутными С., при которых расстояния отсчитываются шагами, углы измеряются буссолью, высоты - анероидом; из расположенных на пути объектов наносятся контуры тех, которые имеют наибольшее значение.

СЪЕМКА С ЯКОРЯ

СЪЕМКА С ЯКОРЯ - маневр, состоящий из всех необходимых операций, производимых как на судне, так и с самим судном, при поднятии якоря.

СЫПУХА

СЫПУХА (арх.) - осыпающийся песчаный берег.

СЮРВАЙЕР

СЮРВАЙЕР (Surveyor) - инспектор классификационного общества.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная