Статьи на букву "Д" (часть 1, "Д"-"ДИВ")
Д (Добро) (Affirmative) - буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага, как сигнала по военно-морскому своду - "Да, согласен, разрешаю". Флаг "Д" по международному своду сигналов означает: "Я изменяю свой курс вправо". |
ДАВАТЬ, ДАТЬ - сообщить, производить и пр. Дать задний ход (Aback; make sternway) - сообщить судну задний ход. Д. залп (Fire a broad-side) - произвести залп. "Дать ногу" (вправо или влево) - нажать на педаль вертикального управления руля поворота самолета. Д. столько-то оборотов матине (Give NN turns) -сообщить машине заданное число оборотов. Д. передний ход (Head the engines) - сообщить судну передний ход. "Дать ручку" (от себя или на себя) - подвинуть, нажать ручку вертикального управления руля глубины самолета. Д. слабину (Slack out, swing) - ослабить снасть, конец. Д. ход вперед. Д. ход назад. |
ДАВЛЕНИЕ (Pressure) - равнодействующая внешних сил, приложенных к поверхности. Единица давления в абсолютной системе мер - бария, равна дине/см2, техническая единица давления - атмосфера или бар = 1 000 000 бариям. В системе МТС - пьеза или стэн/м2 = 10 000 бариям. Для измерения давления атмосферы служат барометры, для измерения давления выше атмосферного - манометры, ниже атмосферного - вакуумметры. |
ДАВЛЕНИЕ АТМОСФЕРЫ - см. Атмосферное давление. |
ДАВЛЕНИЕ ВЕТРА НА ПАРУС - если последний стоит перпендикулярно к направлению ветра, может быть выражено формулой: F = 0,1S · v2, где F - давление ветра, выраженное в кг; S - число квадр. метров поверхности парусов; v - кажущаяся скорость ветра в м/сек. Если парус стоит к направлению ветра под углом i, то давление на него определяется формулой; F = 0,1· S · v2 · f(i). Значение f (i) определяется по следующим приближенным формулам: а) f (i) = 2sini/(1 + sin2i) (формула Дюшемена) б) f(i) = i/25 для i < 25° f(i) = 1для i > 25° (формула Эйфеля) |
ДАВЛЕНИЕ ВЗРЫВА (Combustion pressure) - максимальное давление газов внутри цилиндра двигателя, работающего по циклу Отто, получающееся в момент вспышки горючей смеси. |
ДАВЛЕНИЕ ВОДЫ НА РУЛЬ - см. Руль. |
ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА (Pressure of the air) - сила, с которой атмосферный воздух давит на поверхность земного шара и всех вообще тел, соприкасающихся с воздухом; измеряется высотой ртутного столба в барометре. При высоте ртутного столба в 760 мм давление воздуха равно приблизительно 1 кг/см2. В метеорологии величину давления воздуха принято выражать в миллибарах (см.). |
ДАВЛЕНИЕ ИНДИКАТОРНОЕ - давление рабочего тела (пара, газа, воды) в цилиндре машины-двигателя, измеряемое посредством приборов, называемых индикаторами и выражаемое в кг/см2 или в ф/дм2. Среднее Д. И. - воображаемое постоянное давление рабочего тела в цилиндре, дающее ту же работу, которая получается при изменяющемся в действительности давлении рабочего тела в цилиндре за ход поршня. |
ДАВЛЕНИЕ СЖАТИЯ - максимальное давление газов внутри цилиндра двигателя в конце процесса сжатия воздуха (в дизелях) или сжатия горючей смеси (газовые и легкие двигатели). |
ДАГЛИКС - даглис, даглист, дагликс-анкер (стар.) - левый становой якорь. Принадлежал к судовым якорям средних размеров. |
ДАГЛИКСОВЫЙ, ДАГЛИСОВЫЙ КАНАТ (Sheet cable) - якорный канат левого якоря (дагликса). |
ДАГЛИС-ТОУ - канат даглиса (дагликса). |
ДАЛЬНИЙ ВОЯЖ (стар.) - дальнее, продолжительное плавание, напр. кругосветное. |
ДАЛЬНОВИДЕНИЕ - см. Телевидение. |
ДАЛЬНОМЕР (Range-finder, Telemeter, Menometer) - прибор для определения расстояний без непосредственного промера их на местности. Дальномер. Имеются разные системы Д.: акустические, оптические, механические. В военном деле Д. применяется для определения расстояния до цели. |
ДАЛЬНОМЕРЩИК (Range-taker) - рядовой специалист, обслуживающий дальномеры корабля; во время боя с помощью дальномера определяет расстояние до цели. |
ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА - расстояние от наблюдателя до видимого горизонта. Определяется по формуле: S = 2,08√h м или S = 1,145√h фут., где S - дальность видимого горизонта в милях, h - высота в метрах или в футах. По этой формуле составлены таблицы 30а и 30б "Мореходных таблиц" (1933 г.). Приближенно можно считать, что дальность видимого горизонта в |
ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ (Visibility) - различаются две Д. В. - географическая, зависящая от сферической формы земли, и оптическая, зависящая от источника света. Известно, что сила света убывает пропорционально квадрату расстояния; наступает критическая дальность, при которой источник света становится невидимым для глаза. Определив предел Д. В. определенного источника света для нормального по зоркости глаза, получим оптическую Д. В. данного источника света (маяка). С другой стороны, из-за шаровидности Земли свет от самого мощного источника не может быть виден всегда с расстояния его оптической Д. В., а будет виден только с того расстояния, которое будет зависеть от высоты источника света; такая Д. В. называется географической. Вполне понятно, что практическое значение для мореплавателей имеет географическая Д. В., хотя у некоторых маяков она меньше оптической. На морских картах указывается наименьшая из географической или оптической Д. В. маячного огня при условии ясной погоды и прозрачной атмосферы. Практические сведения о Д. В. маяков даются в "Описаниях маяков". См. также Видимость. |
ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ ПРЕДМЕТА - определяется по формуле: D = 2,08(√Н + √h), где H и h выражены в метрах, или D = 1,15(√Н + √h), где H и h выражены в футах. Н - высота наблюдаемого предмета, h - высота глаза наблюдателя над уровнем моря. См. также Видимость. |
ДАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ САМОЛЕТА - см. Дальность полета самолета |
ДАЛЬНОСТЬ НАСТИЛЬНОСТИ - такая установка прицела, при которой (при данной высоте оси пушки над уровнем моря и при наводке в ватерлинию) высота средней траектории не превышает высоты цели. |
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ - отдельного корабля - расстояние, проходимое данным кораблем с данной скоростью при данном (полном или нормальном) запасе топлива. Д. П. определяется в результате ходовых испытаний корабля по данным расхода топлива на различных скоростях. Наибольшей Д. П. соответствует так называемая экономическая скорость корабля. См. также Район действия судна. |
ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА САМОЛЕТА - максимальное расстояние, которое может покрыть самолет без посадки при данной, обычно крейсерской, скорости. |
ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА СНАРЯДА - горизонтальная - расстояние между точкой вылета снаряда и пересечением его траектории с горизонтальной линией, проходящей через центр дульного среза. |
ДАЛЬНОСТЬ ПРЯМОГО ВЫСТРЕЛА - дистанция, обеспечивающая прохождение средней траектории через основание цели при установке прицела на 0 и при наводке орудия в верхнюю кромку цели. |
ДАЛЬТОНИЗМ - цветная слепота (Daltonism) -врожденное ненормальное цветоощущение. Некоторые дальтоники, напр., различают в спектре только желтые и синие цвета; промежуточный участок кажется им серым. При известных условиях они не отличают, напр., красного цвета от зеленого и т. п. |
ДАМБА (Dam, sea-wall, dike) - гидротехническое сооружение в виде вала, служащее для ограждения местности от затопления, для проведения полотна дорог или для регулирования течения рек. |
ДАМИЖАН (Demijohn) - большая оплетенная бутыль (для кислот). |
ДАМПФЕР (гаситель качки) - специальное устройство у карданова кольца нактоузов в гирокомпасах "Сперри", служащее для уменьшения размахов при качке. |
ДАРВО (слав.) - мачта. |
ДАТСКИЕ МОТОРНЫЕ БОТЫ - см. Ловецкие суда. |
ДАТСКИЙ НЕВОД - состоит из мотни и двух крыльев, постепенно суживающихся от середины к концам сети. Верхняя подбора невода снабжена пробковыми балберами, а нижняя загружена свинцовыми грузилами. Крылья крепятся к двум деревянным брускам, к которым присоединяются посредством двух коротких уздечек манильские тросы (арканы). Размеры наиболее употребительных сетей лежат в следующих пределах: длина мотни 12-18 м, длина крыльев - 30-50 м, высота сети у мотни 4-8 м, а у концов крыльев 1-3 м. Применяемая на сейнерах сеть (сейнерная сеть) весит в сухом состоянии около 250 кг. При вымете невода сбрасывают прежде всего в воду буй с якорем. Буй несет на себе шест с флажком и имеет кольцо, к которому крепится начало аркана. Далее, идя со скоростью 4-5 узлов, вытравливают первый аркан, затем сбрасывают в воду невод и возвращаются к буйку, вытравливая постепенно второй аркан. Подтягивание невода к судну при его подъеме осуществляется одновременно выбиранием обоих арканов. Д. Н. используется также для промысла с двух судов, буксирующих сеть. |
ДАУТОН - см. Помпа Даутона. |
ДАХ (стар.) - линек. |
ДАЮЩИЕ ПРИБОРЫ - см. Приборы управления артиллерийским огнем. |
ДВЕРИ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ (Watertight door) - служат для попадания в водонепроницаемые отсеки корабля: герметически закрываются путем прижимания их к переборке винтовыми задрайками или задрайками, основанными на принципе клинового нажатия. Д. В. по периметру имеют резиновую прокладку. В трюмах (между котельными отделениями, в угольных ямах и пр.) делают двери, вертикально скользящие в особой раме, укрепленной к переборкам. На больших трансатлантических пассажирских пароходах двери в трюмах устраиваются автоматически закрывающимися. Это двери скользящего типа, снабженные каким-либо механическим приводом для закрывания. В отечественном флоте на линкорах и крейсерах между средней (верхней) и нижней палубами допускается установка Д. В. только в средней части корабля. На этих кораблях установка Д. В. ниже нижней палубы не допускается. На миноносцах и лидерах установка Д. В. ниже верхней палубы не допускается. |
ДВИГАТЕЛЬ (Engine) - машина, работающая по прямому замкнутому циклу и превращающая какой-нибудь вид энергии в механическую работу. |
ДВИГАТЕЛЬ ВЗРЫВНОЙ - см. Двигатель внутреннего сгорания. |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ - двигатель внутреннего горения (Internal Combustion engine) - поршневая машина, у которой сгорание топлива, вводимого совместно с воздухом, совершается внутри самих рабочих цилиндров. Расширяющиеся продукты горения двигают поршни, и движение это шатунным механизмом передается коленчатому валу. Таким образом, принципиальное отличие Д. В. С. от двигателей паровых состоит в том, что у первых внутри рабочих цилиндров происходит не только физическое, но и химическое изменение состояния работающего вещества. Д. B. C. разделяются: 1) По роду топлива на газовые двигатели, работающие смесью различных горючих газов с воздухом, и двигатели, работающие смесью распыленного или испаренного жидкого топлива с воздухом. Двигатели последней группы в зависимости от удельного веса применяемого топлива могут быть разделены на двигатели легкого топлива - бензиновые и керосиновые и двигателя тяжелого топлива, работающие на соляровом масле, моторном топливе, мазуте и нефти (натурал). 2) По характеру процесса горения - на двигатели с горением при постоянном объеме или двигатели быстрого горения (взрывные); двигатели с горением при постоянном давлении или двигатели постепенного горения - дизеля, работающие на тяжелом топливе, подаваемом внутрь цилиндров и распыляемом помощью сжатого воздуха; двигатели смешанного сгорания, у которых часть топлива сгорает при постоянном объеме, а часть при постоянном давлении. 3) По числу ходов поршня или тактов, в продолжение которых работающим веществом совершается полностью цикл, на четырехтактные двигатели и двухтактные двигатели. Наконец, двигатели могут быть простого действия, если они работают только одной полостью цилиндров, и двойного действия, если они работают обеими полостями. В качестве главных механизмов на крупных судах и на подводных лодках применяются исключительно четырехтактные или двухтактные дизеля, простого или двойного действия, на судах же малых - буксирах, шлюпках и т. п. - применяются главным образом двигатели взрывного типа, более легкие, хотя и менее экономичные и более опасные в пожарном отношении, чем дизеля. |
ДВИГАТЕЛЬ ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ - см. Двигатель внутреннего сгорания. |
ДВИГАТЕЛЬ ЖИДКОГО ТОПЛИВА - двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе. Д. Ж. Т. разделяются на двигатели с непосредственным вспрыском топлива в цилиндр и двигатели карбюраторные, в которых жидкое топливо в карбюраторе распыляется, смешивается с воздухом и поступает в цилиндр в виде горючей смеси. |
ДВИГАТЕЛЬ ЛЕГКОГО ТОПЛИВА - см. Двигатель внутреннего сгорания. |
ДВИГАТЕЛЬ ТЯЖЕЛОГО ТОПЛИВА - см. Двигатель внутреннего сгорания. |
ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ - см. Электродвигатель. |
"ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД" - особый сигнал, исполняемый на горне и означающий: начать приборку, погрузку угля, купание и т. п. |
ДВИЖЕНИЕ СВЕТИЛ ВИДИМОЕ СОБСТВЕННОЕ - кажущееся нам перемещение светил по поверхности сферы небесной, независимое от видимого суточного вращения последней. |
ДВИЖЕНИЕ СВЕТИЛ ВИДИМОЕ СУТОЧНОЕ - равномерное перемещение светил по небесным параллелям от востока к западу. Время полного обращения светил всегда одинаково и приближенно равно 23 час. 56 мин. среднего времени. |
ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА ВИДИМОЕ СОБСТВЕННОЕ - перемещение Солнца по поверхности сферы небесной представляется нам движением его от запада к востоку по большому кругу, наклоненному к экватору под углом в 23°27',3 в течение года. Это кажущееся движение Солнца объясняется обращением вокруг него самой Земли, сохраняющей при этом параллельность своей оси, наклоненной к плоскости ее орбиты под углом в 66°32',7. |
ДВИЖИТЕЛЬ СУДОВОЙ (Propeller) - исполнительное устройство, применяемое для преобразования механической работы судовых двигателей в поступательное движение судна. К Д. С. относятся гребные винты и колеса, водометные движители и пр. |
ДВИЖУЩИЕСЯ СУДА - см. Технические суда. |
ДВОЙКА (Dinghy) - двухвесельная шлюпка для двух гребцов. |
ДВОЙНОЕ ДНО (Double bottom) -см. Внутреннее дно. |
ДВОЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - двойной комплект механизма управления штурвал, ручка управления, педали), предоставляющий возможность управления самолетом поочередно двум летчикам (не меняя места). Применяется на самолетах - учебных, дальнего действия и военных. |
ДВОЙНОЙ КНОП (Double wall knot) - см. Кноп. |
ДВОЙНОЙ ПРОБИВОЧНЫЙ КНОП (Double wall knot) - см. Кноп талрепный. |
ДВОЙНОЙ СДВИЖНОЙ КНОП, АНГЛИЙСКИЙ БАЙТОВЫЙ КНОП - см. Кнопы сдвижные. |
ДВОЙНОЙ ШПИЛЬ - шпиль, имеющий два барабана, расположенных по вертикали. |
ДВОЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ - звезды, видимые невооруженным глазом как одна звезда и только в телескопе разделяющиеся на две звезды. Д. З. бывают: а) оптическими, если близость только перспективная (в действительности одна звезда много дальше другой, и лишь случайно она расположена на одной прямой с наблюдателем), и б) физическими, если близость действительная (обе звезды образуют одну систему, т. е. два солнца, вращающихся друг около друга). |
ДВОР - 1. Загородь, куда заходит рыба; место в море, обметанное сетями при ловле белуг и тюленей (астр.). 2. Часть реки, освобожденная ото льда посредством его расколки и уборки (волж.) |
ДВУТАВРОВАЯ СТАЛЬ (I Bar) - см. Сталь сортовая. |
ДВУХВИНТОВОЕ СУДНО (Twinscrew ship) - судно, имеющее в качестве движителей два гребных винта. |
ДВУХДЕЧНЫЙ КОРАБЛЬ (Two decked ship, two decker) (стар.) - двухпалубный парусный корабль. |
ДВУХКОРПУСНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - подводные лодки, имеющие снаружи прочного корпуса второй, легкий, который позволяет придать лодке обводы, обеспечивающие мореходные качества, и создает пространство, удобное для устройства балластных систерн. |
ДВУХМАЧТОВОЕ СУДНО (Two-masted vessel) - судно, имеющее две мачты. |
ДВУХРУЧНАЯ КИСТЬ - см. Маховая кисть. |
ДВУХСЕТОЧНАЯ ЛАМПА - электронная лампа с двумя сетками; вторая сетка позволяет пользоваться анодной батареей низкого напряжения (10-12 вольт), либо получать от двухсеточной лампы гораздо большее усиление, чем дает обычная трехэлектродная лампа. |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - двигатель, осуществляющий полный цикл за два хода поршня (двухтактный цикл); 1-й ход - сжатие горючей смеси или чистого воздуха (у дизеля); в конце сжатия происходит взрыв рабочей смеси в карбюраторных двухтактных двигателях или впрыскивание топлива у дизеля; 2-й ход - расширение сгоревших газов. В конце второго хода происходит удаление отработавших газов и наполнение цилиндров двигателя свежим воздухом или горючей смесью. Д. Д. могут работать как по циклу Дизеля, так и по циклу Отто, как на жидком, так и на газообразном топливе. |
ДВУХТАКТНЫЙ ЦИКЛ - см. Двухтактный двигатель. |
ДВУХЭЛЕКТРОДНАЯ ЛАМПА ДИОД (Diode) - электронная лампа с двумя электродами: катодом и анодом. Сетка отсутствует. См. Кенотрон. |
ДЕБАРКАДЕРЫ (Landing-stage, Landing) - см. Плавучие пристани. |
ДЕБАРКАЦИЯ (Debarcation) - высадка войск с судов на берег. |
ДЕВА (Virgo) - зодиакальное созвездие, в котором находится точка осеннего равноденствия. В знак Девы Солнце вступает 23 сентября. |
ДЕВ-ГОРДЕНИ, ДЕФ-ГОРДЕНИ, ДЕМП-ГОРДЕНИ (стар.) - гордени, привязывавшиеся по обе стороны от бык-горденя. |
ДЕВИАТОР - должностное лицо в базах флота и управлениях морских пароходств, на обязанности которого лежит определение и уничтожение девиации магнитных компасов, установленных на судах. |
ДЕВИАЦИОННЫЙ ПРИБОР - см. Прибор девиационный. |
ДЕВИАЦИЯ (Deviation) - в коммерческой терминологии - отклонение судна от своего нормального направления. Это имеет место, когда судно без законного на то основания отклоняется от указанного в полисе рейса, а там, где этот рейс особо не указан, - от обычного маршрута между двумя портами. См. Условия девиации. |
ДЕВИАЦИЯ МАГНИТНОГО КОМПАСА (Deviation) - отклонение магнитной стрелки компаса на железном корабле от направления, которое она занимает на земле (магнитного меридиана). На железных кораблях судовое железо, намагничиваясь силою земного магнетизма, действует на магнитную стрелку компаса, отклоняя ее от плоскости магнитного меридиана в ту или другую сторону на некоторый угол, называемый девиацией. Плоскость, в которой устанавливается магнитная стрелка компаса на железном корабле, наз. компасным меридианом. В зависимости от того, в какую сторону отклонится стрелка своим нордовым концом от направления на N магнитный, т. е. к О или к W, и девиация будет остовая (+) (Easterly deviation) или вестовая (-) (Westerly deviation). |
ДЕВИАЦИЯ ОСТАТОЧНАЯ - небольшая девиация (порядка 1°), остающаяся у магнитного компаса после уничтожения полукруговой и четвертной девиации (см.). |
ДЕВИАЦИЯ ПОЛУКРУГОВАЯ (Semicircular deviation) - отклонение компасной стрелки от направления магнитного меридиана под влиянием главным образом твердого в магнитном отношении судового железа. Полукруговая девиация производится силами: продольной - и поперечной - Выражение "полукруговая" означает, что при повороте судна на 360° девиация, производимая этими силами, два раза обращается в нуль. |
ДЕВИАЦИЯ ПОСТОЯННАЯ (Constant deviation) - девиация магнитного компаса, остающаяся неизменной на всех курсах корабля. |
ДЕВИАЦИЯ РАДИОПЕЛЕНГАТОРА - угол между визуальным пеленгом и радиопеленгом на излучающий передатчик. |
ДЕВИАЦИЯ ЧЕТВЕРТНАЯ (Quadrantal deviation) - отклонение компасной стрелки от направления магнитного меридиана под влиянием мягкого в магнитном отношении судового железа. Четвертная девиация производится силами: ДλH и . Выражение "четвертная" означает, что при повороте судна на 360° девиация, производимая этими силами, четыре раза обращается в нуль. См. Силы судового магнетизма. |
ДЕВИС - см. Рулевой привод Девиса. |
ДЕВКА (бел.) - подставка на барках, на которой вращается верхний конец поносной. |
ДЕВЯТЕРИК (Ratline) - см. Линь. |
ДЕГАЗАЦИЯ - обезвреживание действия боевых отравляющих веществ. Достигается способами механическими (напр. вентиляцией) или химическими (применением нейтрализующих веществ). |
ДЕДВЕЙТ (Deadweight) - полная грузоподъемность судна, выражаемая для советских торговых судов в весовых метрических тоннах. В Д. входит как транспортный (подлежащий перевозке) груз, так и хозяйственный. Хозяйственным грузом является топливо, вода для питания котлов, а также питьевая или мытьевая пресная вода для экипажа. Запасы провизии на рейс не учитываются, поскольку их вес заметно не отражается на осадке судна. Определяется Д. как разность водоизмещений судна в полном грузу по летнюю грузовую марку и без груза, но с водой в котлах и холодильниках, запасными частями и материалами (установленными Регистром СССР как минимум в обеспечение безопасности плавания), судовым экипажем и его багажом. Д. для каждого данного судна является величиною постоянной и служит основной характеристикой грузового судна. |
ДЕДФРЕЙТ (Dead freight) - см. Фрахт мертвый. |
ДЕЖУРНЫЙ (On duty) - командир или краснофлотец, несущий общекорабельное или специальное дежурство. |
ДЕЖУРНЫЙ КОРАБЛЬ (Ship on duty) - назначается в стоящем на якоре соединении или эскадре сигналом или приказом флагмана посуточно. Главное его назначение - постоянная готовность выполнить всякое экстренное поручение. К обычным обязанностям Д. К. относится высылка обходов и всяких экстренных нарядов на берег, постоянная готовность пожарной партии на случай пожара на берегу, поддержание сообщения с берегом и другими судами и т. п. Частные обязанности Д. К. обычно регламентируются приказом по флоту или соединению. |
ДЕЖУРНЫЙ ОГОНЬ - синий огонь, поднимаемый на ноке рея и освещающий дугу горизонта в 360°; служит указанием, что данный корабль является дежурным. |
ДЕЖУРСТВО (Duty) - вид службы на корабле, имеющий своим назначением: осуществление установленного расписанием распорядка службы и жизни на корабле; контроль над исполнением личным составом обязанностей службы и надлежащее направление его деятельности, наблюдение за исправным действием механизмов и др. средств и их периодическое обслуживание; поддержание порядка и чистоты в жилых и служебных помещениях. По содержанию и характеру службы Д. разделяется на общекорабельное и специальное (в боевых частях и службах). По продолжительности Д. бывает суточное и полусуточное. |
ДЕЗИНСЕКЦИЯ - уничтожение насекомых. Наиболее совершенной является Д. при помощи серного ангидрида, сероуглерода, цианистого газа, хлорпикрина и др. Производится по требованию судовой администрации портовой санитарной службой. |
ДЕЗИНФЕКЦИЯ - судна (Desinfection) - обеззараживание, т. е. уничтожение болезнетворных микроорганизмов. Производится при заразных заболеваниях на судне, обычно химическим способом. |
ДЕЙДВУД (Dead-wood) - кормовая оконечность судна в подводной его части, в которой устраиваются выходы средних гребных валов наружу. Если форма ахтерштевня такова, что килевая его часть срезана под углом к ватерлинии, то говорят, что судно имеет срезанный кормовой Д. У деревянных судов узкое пространство в носовой оконечности, забранное брусьями, образует носовой Д. (Foremost dead-wood), а то же пространство в кормовой части образует кормовой Д. (Aftermost dead-wood) . |
ДЕЙДВУДНАЯ ТРУБА (Stern tube) - чугунная или стальная труба, через которую гребной вал выходит из корпуса судна наружу; водонепроницаемость Д. Т. со стороны машинного отделения достигается устройством сальника. |
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ СТРЕЛЬБЫ - ее конечный результат, т. в. степень разрушения, которое будет причинено противнику. Д. А. С. зависит от числа попавших снарядов и их разрушительного действия. Последнее в свою очередь зависит от рода снарядов, которыми производилась стрельба, и от условия попадания их, т. е. устройства и свойств преграды, углов встречи с преградой и пр. |
ДЕК (Deck) - так на парусных военных кораблях называли палубу, причем этот термин более применялся к тем из палуб, на которых была установлена артиллерия. Кроме того, Д. называлось и пространство между двумя палубами, где размещался личный состав для жилья. В настоящее время палубу называют Д. лишь на гражданских судах. |
ДЕКА (Deca) - приставка к названиям единиц измерения, обозначающая в метрической системе увеличение в 10 раз (напр. 1 декалитр = 10 литрам). |
ДЕКЛАРАЦИЯ МОРСКАЯ (Maritime declaration) - заверенная нотариусом выписка из судового журнала. |
ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ОТХОДУ (Entry outwards) - заявление, подаваемое капитаном в таможню до начала погрузки экспортного груза, содержащее сведения о судне, принимаемом грузе, порте назначения, команде и пр. |
ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ПРИХОДУ (Entry inwards) - см. Декларация, шхиперское или капитанское показание. |
ДЕКЛАРАЦИЯ, ШХИПЕРСКОЕ или КАПИТАНСКОЕ ПОКАЗАНИЕ (Declaration of the ship) - документ, вручаемый представителю таможни капитаном судна, в котором указывается название судна, род привезенных товаров, число коносаментов и манифестов на груз, а также товары, привезенные без коносаментов, и, если таковое имеется, спасенное в море имущество. К Д. прилагаются: манифест, коносаменты, пассажирский список, судовая роль, паспорта пассажиров и экипажа, перечень привезенных судовым экипажем вещей, опись провизии, санитарное и мерительное свидетельства и патент на право поднятия флага. Кончается Д. извещением капитана о том, кому он доверяет ведение дел с таможней (обычно это доверяется агентирующей судно фирме). |
ДЕКЛИНАТОР (Declinator) - прибор для определения магнитного склонения. |
ДЕ-КОЛОНГ - см. Дефлектор. |
ДЕКОМПРЕССИЯ (Decompression) - постепенное уменьшение давления, действующего на водолаза при подъеме его с глубины. |
ДЕКРЕМЕНТ ЗАТУХАНИЯ (Decrement) - величина, характеризующая постепенное затухание колебаний. Д. равен отношению двух амплитуд, следующих одна за другой через один период. |
ДЕКРЕТНОЕ ВРЕМЯ - см. Время стандартное. |
ДЕК-ТРАНЕЦ (Deck-transom) - см. Транец. |
ДЕЛАТЬ - производить, совершать. Д. столько-то миль - совершать плавание в столько-то миль. Д. сигнал (То make a signal) - производить сигнал; поднимать флаги в известном сочетании, производить вспышки, звуковые сигналы и т. п. Д. сличение хронометров. Д. смотр и пр. |
ДЕЛИВЕРИ ОРДЕР (Delivery order)- наряд грузовладельца доку в иностранных портах на отпуск груза. |
ДЕЛО (Fight, engagement, skirmish) - боевое действие: схватка с противником, бой, битва, сражение. "Быть в делах против неприятеля" - участвовать в боевых действиях. |
ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ - литые, кованые и иные части, выполняющие определенное назначение в судовом обиходе и составляющие часть оборудования корпуса судна. К Д. В. относятся: леерные и тентовые стойки, шлюпбалки, трап-балки, минбалки, скобы, шпигаты с верхней палубы, кнехты, киповые планки, палубные и бортовые иллюминаторы, крышки люков и горловин, стопора для проволочного троса, обуха, рымы, клюзы и т. п. |
ДЕЛЬТА - разветвление реки у ее устья на несколько рукавов, имеющее форму греческой буквы Δ (дельта). Образуется чаще в реках, впадающих во внутренние моря, где морские приливы слабы и не могут удалять из устья всех речных наносов; бывает также при впадении реки в реку и в озеро. В открытых морях (при сильных приливах, удаляющих наносы) устья, наоборот, лишены дельты. |
ДЕЛЬТА-МЕТАЛЛ - сплав из меди, цинка и железа; обладает большой прочностью и вязкостью, куется при краснокалильном жаре, не подвергается действию морской воды. Этот сплав имеет большое применение в судостроении. Удельный вес 8,6. |
ДЕМАРКАЦИОННАЯ ЛИНИЯ СУТОЧНОГО ВРЕМЕНИ (Line of demarcation) - линия, переход через которую сопровождается переменой даты месяца. В зависимости от местных условий Д. Л. в различных местах более или менее значительно отклоняется от направления меридиана 480° долготы, проходя от Берингова пролива по восточную сторону Японских островов, далее по восточную же сторону островов Марианских, Каролинских, Фиджи, Новой Каледонии и Новой Зеландии. На практике во время плавания в северном полушарии Д. Л. принимается обыкновенно совпадающей с названным выше меридианом, если при этом не предполагается заходить в порты, расположенные вблизи последней. Пересекая Д. Л., суда, идущие к востоку, считают с полуночи снова прежнюю дату, а направляющиеся к западу пропускают одно число. Так, напр., пересекая Д. Л. 5-го января при плавании к О, с полуночи должно сохранить то же число - 5-е января; идя же на W, с полуночи считается 7-е января. |
ДЕМАСКИРОВАТЬ - обнаруживать скрытые от противника объекты. |
ДЕМИЗ-ЧАРТЕР (Demise charter) - род фрахтования, по которому фрахтователь на время заимствует все права владельца судна, причем он нанимает команду и несет все текущие расходы по эксплуатации, включая и расход по страхованию. При таком фрахтовании судно может быть использовано для всевозможных рейсов и под любые грузы. Фрахтователь при этом обязуется возместить владельцу обусловленную сумму в случае потери судна, равно как по истечении срока вернуть его в том самом состоянии, в каком оно было ко времени фрахтования, за исключением порчи вследствие нормальной изнашиваемости. |
ДЕМОНСТРАЦИЯ (Demonstration) - действие угрожающего характера, напр. сосредоточение флота, воздушных сил и т. п. с целью воздействовать на противника, а также военные действия, имеющие задачей отвлечь внимание противника от пункта, избранного для нанесения главного удара. |
ДЕМОРЕДЖ (Demurrage)-см. Контрсталия. |
ДЕМП-ГОРДЕНИ - см. Дев-гордени. |
ДЕНЬ ПОЛЯРНЫЙ - промежуток времени, выраженный в сутках, в течение которого (в широтах выше 66° 33') солнце в своем суточном движении не заходит под горизонт. |
ДЕПЕША - телеграмма. |
ДЕПОЗИТ (Deposit) - взнос денег в суд или в банк в обеспечение претензии. Д. вносится или грузополучателем по претензии судовладельца в целях недопущения ареста груза, или же судовладельцами по претензиям, обращенным к судну. |
ДЕПРЕССИИ БАРИЧЕСКИЕ - см. Области пониженного давления. |
ДЕРАТИЗАЦИЯ - уничтожение крыс и мышей на судах, в портовых складах и т. п. |
ДЕРЕВО (волж.) - мачта на судне. |
ДЕРЕВЯННАЯ СВАЙКА (Setting-fid) - см. Свайка. |
ДЕРЖАНЫЙ ТРОС (Pounding) - трос, бывший в употреблении, имеющий сплесни. |
Держать в море (То bear off from the land) - удаляться от берега. Д. карантин (То perform quarantine) - не иметь сообщения с берегом. Д. к берегу (То stand on to the shore) - приближаться к берегу. Д. круче (Keep her close, keep her as close as she will lie) - держать ближе к ветру, т. е. так, чтобы курс с направлением ветра образовал острый угол. Д. к судну (То bear up to a ship) - приближаться к судну, править на него. Д. на створе (идти по створу) - идти так, чтобы два предмета, наблюдаемых с корабля, находились на одной линии. Д. полнее (То keep her full) - идя бейдевинд, держать полнее, чем судно может идти к ветру, для того чтобы оно имело ход. Д. полные паруса (То keep the sails full) - править так, чтобы все паруса надувались ветром. Так держать (Keep her so! Thus! Steady as you go) - команда рулевому, по которой он обязан удерживать корабль на том курсе, на котором лежал корабль в момент подачи этой команды. Держи круче, но так, чтобы не полоскало - приказание рулевому на парусном судне держать ближе к ветру, но вместе с тем так, чтобы паруса не заполаскивали (не обезветривались). |
ДЕРЖАЩАЯ СИЛА ЯКОРЕЙ - у адмиралтейских якорей составляет от 12 до 15 весов якоря. Д. С. патентованных якорей равна примерно от 2,40 до 3,75 их собственного веса. |
ДЕРИВАЦИЯ (Lateral derivation, declination) - отклонение артиллерийского снаряда или пули в одну определенную сторону от плоскости стрельбы вследствие вращения продолговатого снаряда вокруг оси во время полета. Д. является величиной вполне определенной для каждого орудия и может быть учтена заранее. |
ДЕРИК-ФАЛ - см. Дирик-фал. |
ДЕРРИК-КРАНЫ - см. Краны подъемные. |
ДЕСАНТ (Descent, landing party, landing troups) - высадка сухопутных войск, перевезенных морем или по воздуху, на территории противника для военных действий, а также с охранительными и демонстративными целями. |
ДЕСАНТ КОРАБЕЛЬНЫЙ - боевое подразделение, формируемое из состава штатной команды корабля (ей) и высаживаемое на берег, когда по ходу боевых действий необходимы кратковременные действия на берегу (выполнение подрывных работ, установление связи с сухопутными частями и пр.). Д. К. состоит из подрывной партии, стрелкового подразделения, отделения наблюдения и связи и санитарного отделения. |
ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ (операция высадки десанта) - боевая операция, в которой одновременно участвуют как сухопутные войска, так и морские силы. Д. О. заключается в посадке и перевозке сухопутных частей десанта морем, высадке его на побережье, занятое противником, и в последующих действиях десанта на берегу. Д. О. не должна смешиваться с морской перевозкой войск, когда высадка производится на свою территорию или территорию союзников и не сопряжена с противодействиями противника с берега. Таким образом, элементами, определяющими Д. О., являются высадка и решение десантом его боевой задачи на берегу; все же остальное, включая и боевые действия на море и в воздухе, является средством для достижения успеха и обеспечения операции. |
ДЕСАНТНОЕ ОРУДИЕ (Landing gun) - орудие, свозимое с корабля вместе с десантом. |
ДЕСАНТНЫЙ ПУНКТ - участок морского побережья, удобный для высадки войск. |
ДЕСТРОЙЕР (Destroyer) - эскадренный миноносец; в дословном переводе - истребитель. |
ДЕСЯТКА - десятивесельный гребной катер. |
ДЕТАНДЕР (Reducing valve) - редукционный клапан, устанавливаемый на паровой магистрали для понижения давления пара. |
ДЕТАШЕМЕНТ (Detachment) (ист.) - отделение части флота (отряда), эскадры и т. п. для выполнения особых задач или самостоятельных операций. |
ДЕТЕКТИРОВАНИЕ - выделение с помощью детектора из модулированных колебаний высокой частоты содержащихся в них колебаний низкой частоты, воспринимаемых в телефон. |
ДЕТЕКТОР (Detector, spark-indicator) - прибор для преобразования поступающих в приемник модулированных колебаний высокой частоты, слухом не воспринимаемых, в колебания низкой частоты, слышимые в телефон. Д. бывают кристаллические и ламповые. |
ДЕТЕКТОРНЫЙ ПРИЕМНИК (Crystal receiver) - радиоприемник, состоящий из колебательного контура с присоединенной к нему цепью из кристаллического детектора с телефоном и блокировочным конденсатором. |
ДЕТЕНШЕН (Detention) - см. Задержка. |
ДЕТОНАТОР (Detonator) - взрывчатое вещество (тетрил, гремучая ртуть и др.), взрыв малых количеств которого способен вызвать детонацию, т. е. взрыв другого взрывчатого вещества. Д. называют также приспособление для детонации. |
ДЕТОНАЦИЯ - взрывчатых веществ (Detonation) - особый вид взрыва, производимый при помощи детонатора. Некоторые взрывчатые вещества, если их зажечь, сгорают постепенно. Если же такое взрывчатое вещество подвергнуть резкому удару или вставить в него капсюль гремучей ртути и воспламенить последнюю, то происходит детонация и взрыв всей массы вещества. Детонация может происходить и в тех случаях, когда взрывчатые массы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Разрушительное действие взрыва при Д. в 2-4 раза больше, чем в случае обыкновенного воспламенения взрывчатого вещества, что является следствием большой скорости взрыва. |
ДЕФ-ГОРДЕНЬ - см. Дев-гордень. |
ДЕФЕКТ (Defect) - повреждение. Представить в Д. - внести в опись для исправления или замены. |
ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ - опись неисправностей в материальной части судна, требующей ремонта. |
ДЕФИЦИТ ВЛАЖНОСТИ - см. Влажный дефицит. |
ДЕФЛЕКТОР (Deflector) - прибор, служащий для измерения магнитных сил, действующих на компасную картушку. Дефлектор применяется при уничтожении или определении девиации судового магнитного компаса. В нашем флоте употребляется Д. системы де Колота. Этим Д. можно измерять горизонтальную и вертикальную силы, что выгодно отличает его от Д. других систем, посредством которых измеряются только одни горизонтальные силы. |
ДЕФЛЕКТОРЫ - специальные приборы, служащие для целей вдувной и вытяжной вентиляции. Простейшим является Д. с раструбом, представляющий собою вертикальную трубу, проведенную в вентилируемое помещение и заканчивающуюся наверху комингсом. Дефлекторы. На комингс надевается поворотный раструб, устанавливаемый в любое положение по отношению к ветру, чем и обусловливается его нагнетательное (вдувное) или вытяжное действие. Вместо раструбов для вытяжной вентиляции часто применяются эжекционные головки. В них благодаря наличию конического патрубка воздух имеет увеличенную скорость, вследствие чего происходит разрежение воздуха в верхней части вентиляционной трубы, что и обусловливает вытяжное действие Д. На торговых судах часто применяются Д. Утлея, которые пропускают воздух, но не пропускают воды. Эти Д. устанавливаются в таких местах верхней палубы, которые во время волнения заливаются водой. Для вытяжной вентиляции небольших помещений под верхней палубой и в надстройках часто применяются также грибовидные Д. Наконец, применяются для той же цели и Д., имеющие форму лебединой шеи. |
ДЕФОРМАЦИЯ (Deformation) - изменение формы (размеров) тела под влиянием внешних сил. Чистая Д. - не сопровождающаяся изменением объема тела. Абсолютная Д. - разность между двумя значениями одного и того же размера в данном теле после Д. и первоначального. Относительная Д. - частное от деления абсолютной Д. на первоначальный размер. Д. называется упругой, если после снятия нагрузки тело возвращается в первоначальное состояние. Д., остающаяся после снятия нагрузки, наз. пластической. |
ДЕФОРМАЦИЯ СОЛНЦА И ЛУНЫ - изменение формы солнца и луны, являющееся результатом аномальной рефракции, а также присутствия в нижнем слое воздуха над морем низкого слоя тумана; наблюдается при восходе и закате солнца и луны. |
ДЕФРОСТЕР (Defroster) - специально оборудованная камера холодильника для постепенного обогревания и обсушивания выпускаемых из холодильника в теплое время продуктов, главным образом яиц и фруктов. Это устраняет наружное отпотевание продуктов при непосредственном выносе их из холодильника на теплый воздух. |
ДЕЦИ (Deci) - приставка к названиям единиц измерения, обозначающая в метрической системе уменьшение в 10 раз, напр. 1 дециметр = 0,1 метра. |
ДЖЕКАССРИГ (Jack-assrig) -название, даваемое иногда обычной трехмачтовой шхуне, имеющей прямые марселя на фок-мачте. Возможно, что это название было дано для того, чтобы отличить это вооружение от вооружения "настоящей" трехмачтовой шхуны, не имеющей прямых парусов. |
ДЖЕМС - см. Лот-предостерегатель Джемса или подводный часовой. |
ДЖЕНКОН (Gencon) - условное название цертепартии, принятой Балтийско-Беломорской конференцией. |
ДЖЕНСОН - см. Условие Дженсона. |
ДЖЕТИСОН (Jettison) - выбрасывание в критический момент груза или предметов судового вооружения за борт в целях спасения судна. Вызванный этим убыток относится к общей аварии и покрывается всеми заинтересованными лицами. |
ДЖИГГЕР (Jigger) - добавочная мачта. Кроме того, на небольших парусных судах и некоторых баржах Д. называют небольшую мачту, прикрепляемую совсем у транца, парус которой работает, как воздушный руль. По этой причине рыбачьи суда, имеющие Д. и вооружение шлюпа, называются часто Д. или имеющим джиггерное вооружение. Кормовая (четвертая) мачта на четырехмачтовых судах называется также джиггер-мачта. |
ДЖОНКА, ЖОНКА (Junk) - китайское судно, вооруженное двумя мачтами, имеющими по одному парусу. Наибольшие по размерам джонки имеют водоизмещение 200 т. |
ДЖОУЛЬ - одна ватт-секунда (Joule) - единица работы в абсолютной системе мер, равная 107 эргам. |
ДЖУТ (Jute) - растительное волокно, добываемое в Индии и в США. Идет на производство дешевых сортов парусины, грубых тканей, мешков, веревок и т. п. |
ДИАГРАММА (Diagram) - графический способ изображения зависимости между различными величинами. |
ДИАГРАММА ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ - диаграмма, изображающая зависимость величины работы, которую необходимо затратить для наклонения судна на определенный угол, от величины соответствующего угла крена судна. Часто вместо работы на ординатах диаграммы наносятся так называемые плечи динамической остойчивости, пропорциональные указанной работе. Д. Д. О. является интегральной кривой по отношению к диаграмме Рида (см.). |
ДИАГРАММА ИНДИКАТОРНАЯ - диаграмма, по которой проверяется правильность рабочего цикла поршневой машины (паровой, двигателя вн. сгор. или компрессора). Д. И. дает зависимость давления рабочего тела в цилиндре от пути поршня. Д. И. автоматически вычерчивается особым прибором - индикатором, укрепляемым на работающей машине и записывающим для каждого данного момента рабочего цикла положение поршня и давление рабочего тела (пара, газа) в цилиндре машины. По индикаторной диаграмме можно вычислить индикаторную мощность машины и установить дефекты в рабочем процессе машины, а также определить, как следует изменить работу распределительных органов для того, чтобы заставить машину работать нормально. |
ДИАГРАММА НЭПИРА (Napier's diagram) - диаграмма остаточной девиации магнитного компаса, с которой можно снять девиацию на каждый данный курс. Заменяет таблицу девиации. |
ДИАГРАММА РИДА (Curve of stability) - кривая, показывающая зависимость величины восстанавливающей пары (плеча восстанавливающей пары) от угла крена судна. Иначе называется диаграммой статической остойчивости. |
ДИАГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СУДНА - общая диаграмма главных теоретических элементов судна, вычисленных не только для наибольшего или нормального его углубления, но и для углублений, соответствующих каждой проведенной на теоретическом чертеже ватерлинии. Путем интерполирования по кривым диаграммы можно найти теоретические элементы судна при любом его среднем углублении. |
ДИАМАГНИТНЫЕ ТЕЛА - тела, магнитная проницаемость которых меньше 1 (пример - висмут). Д. Т. продолговатой формы в магнитном поле стремятся установиться перпендикулярно силовым линиям в противоположность магнитным телам той же формы (напр. железу), которые стремятся установиться вдоль магнитных линий. |
ДИАМЕТР ГРЕБНОГО ВИНТА - см. Элементы гребного винта. |
ДИАМЕТР ЦИРКУЛЯЦИИ (Diameter of the circular) - расстояние между положениями судна на двух противоположных курсах при установившейся циркуляции. Величина Д. Ц. зависит от целого ряда причин, из которых наибольшее значение имеют отношение длины судна к его ширине, угол отклонения руля и скорость хода судна. |
ДИАМЕТР ЦИРКУЛЯЦИИ СОЕДИНЕНИЯ - диаметр циркуляции, которую должны описывать корабли при совместном плавании в строю или в ордере. Д. Ц. С избирают диаметр циркуляции корабля, имеющего наибольшую циркуляцию, при угле положения руля, составляющем около двух третей (в зависимости от класса корабля) от максимального отклонения руля. Возможность увеличить угол положения руля оставляется для обеспечения уклонения корабля от соседних мателотов при угрозе столкновения во время совместного маневрирования. |
ДИАМЕТР ЦИРКУЛЯЦИИ ТАКТИЧЕСКИЙ (Tactical diameter) - расстояние между обратными курсами при повороте корабля на первые 180° во время циркуляции. Очевидно, что как для целей навигационных, так и для эволюции необходимо знать именно диаметр первой половины циркуляции, ибо при маневрировании в соединенном плавании больше половины циркуляции описывать обычно не приходится. |
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СУДНА (Fore and aft line) - продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две равные и симметричные части. См. Теоретический чертеж судна. |
ДИАМЕТРАЛЬНОЕ КРЕПЛЕНИЕ - дополнительное крепление, устанавливаемое между средним конем и средним кильсоном на деревянных судах баржевой конструкции, для увеличения продольной крепости и жесткости судна. Оно состоит в том, что между указанными связями ставятся схваты, связывающие кильсон и конь с обеих сторон, покорные стойки и кокорные раскосы. Кроме того, от коня к оконечностям идут уклоны, крепящиеся болтами к схватам и раскосам. |
ДИАФОН (Diaphone) - мощный аппарат для производства туманных сигналов на маяках; более сильный, чем сирена. Дает сильный звук низкого тона, переходящий в пронзительный замирающий звук, оканчивающийся "хрюканием"; дальность слышимости от 7 до 40 миль (в зависимости от величины прибора); изобретен в США. |
ДИАФРАГМА (Diaphragm, diafragm) - 1. Пластинка с отверстием (обычно круглым), помещаемая в оптических приборах между линзами объектива для устранения некоторых недостатков объектива путем уменьшения его действующего отверстия. В настоящее время наиболее распространены диафрагмы ирисовые, отверстие которых можно непрерывно изменять простым поворачиванием рычажка. 2. Перегородки, выполняющие то или другое назначение, напр. диафрагмы, разделяющие цилиндр паровой турбины на отдельные камеры, соответствующие различным ступеням давления, диафрагмы жесткости в пустотелых балках и т. д. |
ДИВЕРГЕНЦИЯ (Divergence) - см. Точка расходимости. |
ДИВЕРСИЯ (Diversion) - самостоятельная, отвлекающая внимание и силы противника операция. |
ДИВИЗИОН - 1. Первичное, однородное соединение боевых кораблей второго и третьего ранга, напр. эск. миноносцев, сторожевых кораблей и т. п., возглавляемое командиром. Командирам дивизионов присвоен особый брейд-вымпел. 2. Подразделение боевых частей на кораблях. |
ДИВИЗИЯ кораблей (Division of a fleet) - высшее однородное соединение боевых кораблей. См. Эскадра. |
Главная |