Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОР"-"ГЮГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОР"-"ГЮГ")

Горяйнов Николай Иосифович

Горяйнов Николай Иосифович (1923-1976) - советский лётчик-испытатель, полковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), Герой Советского Союза (1957). Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков (1943), Школу летчиков-испытателей (1953). С 1953 на испытательной работе. Провёл комплекс заводских испытаний сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50. Участвовал в заводских испытаниях стратегического бомбардировщика 3М, в отработке систем дозаправки самолетов в воздухе. На самолёте 3М (201М) установил два мировых рекорда высоты полета. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Горячая конструкция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Госавианадзор CCCH

Государственная комиссия по надзору за безопасностью полётов воздушных судов при правительстве СССР, - общесоюзный орган, который осуществлял государственный надзор за обеспечением безопасности полётов воздушных судов, в частности за соблюдением действовавших в СССР правил полётов, правил руководства воздушным движением, правил производства, эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов; за соблюдением правил подготовки авиационного персонала в части, касающейся обеспечения безопасности полётов; за соблюдением Норм лётной годности (НЛГ) гражданских воздушных судов и правил их сертификации, норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов и их оборудования, а также правил сертификации гражданских аэродромов. В функции Госавианадзора СССР входил контроль за разработкой и проведением в установленные сроки профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности полётов гражданских воздушных судов и надёжности авиатехники.

Госавианадзор СССР осуществлял проведение служебного расследования тяжёлых происшествий на территории СССР с гражданскими самолётами первого и второго классов, вертолётами первого класса, а при необходимости и в других случаях (см. Классы самолётов и вертолётов). Проводил расследование авиационных происшествий с воздушными судами иностранных государств на территории СССР и участвовал в расследованиях авиационных происшествий с самолётами СССР на территории других государств. При Госавианадзоре СССР функционировала научно-исследовательская лаборатория методов и средств расследования авиационных происшествий для оперативного проведения работ, связанных с обработкой и анализом полётной информации, получаемой при проведении расследования, а также с анализом состояния безопасности полётов воздушных судов. Госавианадзор СССР осуществлял контроль за правильностью классификации, объективностью и качеством расследования авиационных происшествий и инцидентов, принимал участие в разработке профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности полётов. Вёл учёт авиационных происшествий и анализ состояния безопасности полётов, осуществлял методическое руководство подготовкой специалистов по расследованию авиационных происшествий. Госавианадзор СССР выдавал сертификат лётной годности на тип гражданского воздушного судна, если по результатам заводских, государственных и эксплуатационных испытании установлено его соответствие действовавшим в СССР Нормам летной годности.

Решение Госавианадзора СССР по вопросам, относящимся к его компетенции, являлись обязательными для всех министерств, госкомитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

Государственные испытания

Государственные испытания - летательного аппарата проводятся с целью определения соответствия характеристик и показателей летательного аппарата заданным требованиям и нормам в объёме, необходимом для принятия решения о запуске летательного аппарата в серийное производство и внедрении в эксплуатацию. В процессе Г. и. оценивается уровень унификации и стандартизации комплектующих агрегатов и изделий с учётом требуемой технологичности и ресурса, определяется достаточность средств наземного обслуживания и оборудования для нормальной эксплуатации летательного аппарата, готовятся материалы для отработки руководств по лётной и наземной эксплуатации. Г. и. проводятся представителями заказчика с участием представителей промышленности. При сложных испытаниях опытных летательных аппаратов (на прочность, сваливание, штопор и др.) используются воздушные и наземные средства (летающие лаборатории и летающие модели, лётно-моделирующие комплексы).

Г. и. и заводские испытания могут быть объединены в совместные Г. и., проводимые испытательной бригадой, в состав которой входят специалисты заказчика и исполнителя, под руководством государственной комиссии. Программа Г. и. (совместных Г. и.) предусматривает все виды испытаний, необходимых для определения и оценки соответствия характеристик и показателей летательного аппарата заданным требованиям и нормам с целью выдачи рекомендаций о пригодности летательного аппарата и его составных частей для принятия на снабжение и внедрения в серию. По результатам этих испытаний формируются технические условия на поставку серийных летательных аппаратов.

Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем

Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС). Создан в 1946 на основе отделов Центрального аэрогидродинамического института и ЛИИ. Разрабатывает концепции перспективных авиационных комплексов и систем, отрабатывает и испытывает авиационные системы и бортовое оборудование летательного аппарата методами математического и полунатурного моделирования на динамических стендах и полигонах. Институт располагает вычислительным центром и экспериментальной базой, позволяющими воспроизводить условия полёта и функционирование бортовых систем летательного аппарата. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1977).

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) - институт, разрабатывающий вопросы, связанные с эксплуатацией гражданской авиации. Учреждён решением Совет Народных Комиссаров СССР в октябре 1930 в Москве. С 1962 институт располагается в районе аэропорта Шереметьево. Создание ГосНИИ ГА (до 1954 научно-исследовательского института ГВФ) связано с активным развитием воздушного транспорта и началом широкого использования авиации в народном хозяйстве. Основные задачи института: внедрение в эксплуатацию новых типов самолётов и вертолётов, создание тренажёров, совершенствование лётной и технической базы самолётно-вертолётного парка, разработка методов обеспечения безопасности полётов, повышение эффективности и экономичности летательных аппаратов, медико-гигиеническое обеспечение полётов и разработка методов отбора и подготовки лётного состава, исследование перспектив развития воздушного транспорта и потребностей гражданской авиации в новой технике. ГосНИИ ГА располагает всеми структурными подразделениями, необходимыми для решения важнейших проблем развития гражданской авиации. В институте имеются лётно-испытательный комплекс, центры научной организации труда и научно-технической информации. ГосНИИ ГА участвовал в проведении государственных лётных испытаний многих типов гражданских самолётов, в том числе Ил-62, Ту-154, Як-42, Ил-86. Издаются «Труды» и сборники научно-технической информации. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1973).

Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации

Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации - (см. Аэропроект).

Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации

Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) имени С. А. Чаплыгина. Создан в июне 1946 на базе Новосибирского филиала Центрального аэрогидродинамического института, который образовался в августе 1941 на основе эвакуированных лабораторий и отделов Центрального аэрогидродинамического института и возглавлялся С. А. Чаплыгиным. Специализируется в области прочности (основное направление), аэродинамики и бортового оборудования летательных аппаратов. Институт располагает необходимой экспериментальной базой для лабораторных исследований по основным тематическим направлениям, в том числе для испытаний на прочность летательных аппаратов различных классов и их агрегатов, опытным производством, вычислительным центром. Издаёт «Труды», тематические сборники.

Гота

Гота (Gothaer Waggonfabrik) - вагоностроительная фирма Германии, производившая также летательные аппараты. В годы Первой мировой войны (с 1917) строились тяжёлые двухдвигательные бомбардировщики G.IV и G.V, Авиационное производство возобновилось в 1934. Сначала «Г.» была привлечена к строительству лёгких служебных и тренировочных самолётов, а затем бомбардировщиков Do 17 фирмы «Дорнье». В 1941 выпустила транспортный буксируемый планёр Go.242.

Гражданская авиация

Гражданская авиация - ежемесячный иллюстрированный массовый журнал. Основан в мае 1931 как орган Всесоюзного объединения ГВФ, с 1932 орган Главного управления ГВФ при Совете Народных Комиссаров СССР. Перерыв в издании с июня 1941 по январь 1955. С августа 1964 орган Министерства гражданской авиации СССР, с февраля 1971 также и ЦК профсоюза авиаработников. Журнал освещает вопросы развития воздушного транспорта, экономики и технического прогресса гражданской авиации, применения авиации в народном хозяйстве, пропагандирует опыт передовых коллективов, новаторов производства. Награждён орденом Дружбы народов (1981).

Гражданская авиация СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гражданство членов экипажа

Вопрос о Г. ч. э. регулируется законодательством Государства, в реестр которого занесено воздушное судно. Законодательство по этому вопросу разнообразно. В некоторых странах в состав экипажа воздушного судна могут входить лишь собственные граждане; допущение иностранных граждан в качестве членов экипажа, особенно на постоянную работу, ограничено. Законодательство большинства стран не содержит положений о Г. ч. э. и предоставляет авиационной администрации право запрещать или ограничивать выдачу соответствующего свидетельства иностранному гражданину.

Двухсторонние соглашения о воздушном сообщении зачастую содержат правила, позволяющие одному договаривающемуся государству отказать в допуске на свою территорию воздушных судов другого договаривающегося государства, если в составе экипажа этого воздушного судна имеются граждане третьего государства.

Гранатомёт

Гранатомёт - авиационный - обычно гладкоствольное автоматическое оружие боевого вертолёта для стрельбы унитарными гранатами по наземным площадным целям. Калибр современных авиационных Г. 30-45 мм. Автоматика Г. действует за счет энергии внешнего привода (преимущественно электрического); возможно использование энергии отводимых пороховых газов, отката ствола, свободного затвора и др. Отличительными особенностями авиационного Г. по сравнению с авиационными автоматическими пушками являются простота конструкции, относительно низкая стоимость, малая начальная скорость гранаты (200-300 м/с), короткий ствол (10-15 калибров), низкое максимальное давление в канале ствола (120-150 МПа), небольшие габаритные размеры и масса образца (15-25 кг) и др. Малая начальная скорость гранаты обусловливает большое рассеивание и навесную траекторию её полёта. Большое рассеивание делает неэффективной стрельбу из Г. по малоразмерным одиночным целям, поэтому Г. применяются в основном как дополнительное вооружение для поражения площадных целей (при этом навесная траектория позволяет обеспечить поражение целей, расположенных за складками местности). Г. размещаются на летательном аппарате в подвижных и неподвижных установках с дистанционным управлением стрельбой, которая ведётся преимущественно на дальностях 1-2 км. Для авиационного Г. в условиях ограниченного из-за противодействия противника времени стрельбы важно повышение скорострельности Г., что является одной на основных задач совершенствования авиационного автоматического оружия.

Гранулируемые сплавы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Графика машинная

Графика машинная - совокупность математических и аппаратных средств, обеспечивающих представление и преобразование в ЭВМ графической информации. Математические средства Г. м. - графические алгоритмы, структуры данных, графические языки. Графические алгоритмы используются для решения задач построения геометрического объекта, геометрических преобразований (поворот, перенос, изменение масштаба и др.), позиционирования (определение линий пересечения поверхностей), метрических операций (вычисление длины линии, площади поверхности, объёма тела и др.), интерполяции и аппроксимации кривых и поверхностей, визуализаций геометрических объектов. Для визуализации используются методы начертательной геометрии, позволяющие представить на плоскости пространственные объекты, линейные рисунки двумерных объектов, линейные (каркасные) рисунки трёхмерных объектов, в том числе с удалением невидимых линий, монохроматические и многоцветные тоновые изображения поверхностей и сплошных тел. Структура графических данных - разновидность базы данных, в соответствии с которой строится так называемый дисплейный файл - последовательность команд и данных, управляющая работой устройства визуализации. Графический язык - разновидность алгоритмического языка высокого уровня, реализующего алгоритмы Г. м. Аппаратными средствами Г. м. служат графические периферийные устройства ЭВМ. При наличии соответствующих аппаратных средств взаимодействия человека с ЭВМ и команд графического языка, обеспечивающих режим диалога работы ЭВМ, используется так называем интерактивная графика. Г. м. позволяет глубже и шире использовать возможности системы автоматизированного проектирования авиационной техники и других автоматизированных систем.

Грацианский Алексей Николаевич

Грацианский Алексей Николаевич (р. 1905) - советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (1957). Окончил Киевский политехнический институт и Харьковское лётное училище (1928). С 1929 работал лётчиком-испытателем в ОКБ К. А. Калинина; по заданию Осоавиахима построил учебно-спортивный самолёт «Онега» со складывающимся крылом. С 1934 в полярной авиации. Летал на гидросамолётах на линиях: Иркутск - Якутск - Тикси, Красноярск - Игарка - Диксон. Участвовал в поисках пропавшего самолёта С. А. Леваневского (1937-1938), испытывал многие типы самолетов. Участник Великой Отечественной войны. В 1958-1965 заместитель генерального конструктора в ОКБ О. К. Антонова. Награждён 2 орденами Ленина, медалями.

Гребень аэродинамический

Гребень аэродинамический - вспомогательная, как правило вертикальная, аэродинамическая поверхность самолёта, предназначенная для повышения его путевой статической устойчивости (см. Боковая устойчивость). Наиболее часто Г. а. располагаются в плоскости симметрии самолёта на хвостовой части фюзеляжа - форкиль (располагается перед килем) и под фюзеляжем - подфюзеляжкый гребень. Форкиль увеличивает путевую статическую устойчивость самолёта на больших углах скольжения. Один или несколько подфюзеляжных гребней, расположенных под углом к плоскости симметрии, повышают путевую статическую устойчивость самолёта на больших углах атаки. Чтобы обеспечить более благоприятные условия для взлёта, посадки и стоянки летательного аппарата, эти гребни могут выполняться складывающимися (убирающимися). Иногда применяют горизонтальный Г. а., устанавливаемый на носовой части фюзеляжа; такой гребень аэродинамически благоприятно взаимодействует с вертикальным оперением (см. Интерференция аэродинамическая). Г. а. чаще всего применяют на манёвренных сверхзвуковых самолётах, на которых только вертикальным оперением трудно обеспечить требуемый запас путевой статической устойчивости на всех режимах полёта. Площадь Г. а. обычно невелика (1-3% площади крыла).

Грибовский Владислав Константинович

Грибовский Владислав Константинович (1899-1977) - советский военный лётчик и авиаконструктор, полковник. Окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА (1920), Егорьевскую теоретическую школу лётчиков (1921), 1 ю Московскую высшую школу военных лётчиков (1923), Севастопольскую лётную школу (1923), Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания (1924). В 1930-1932 начальник Московской школы лётчиков Осоавиахима, в 1932-1938 заместитель начальник КБ Осоавиахима, в 1938-1939 начальник опытного отдела планёрного завода, в 1939-1943 начальник и главный конструктор ОКБ, в 1943-1948 главный конструктор и директор (с 1947) авиационного завода. Под руководством Г. созданы учебно-тренировочные планеры Г-2бис, Г-6, Г-7, Г-9, Г-13, первый в СССР гидропланёр Г-12, спортивно-тренировочные самолёты Г-10, Г-14, Г-22, Г-23, Г-25. На самолётах и планерах Г. установлен ряд мировых рекордов. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.

Григолюк Эдуард Иванович

Григолюк Эдуард Иванович (р. 1923) - советский учёный в области механики, член-корреспондент АН СССР (1958). После окончания Московского авиационного института (1944) преподавал в ряде вузов (Московский авиационный институт (проф. с 1965), Московское высшее техническое училище, Московский государственный университет и др.). Работал в Институте механики АН СССР (1953-1958), Институте гидродинамики Сибирского отделения АН СССР (1958-1965), заведующим лабораторией Института механики МГУ (с 1966), заведующий кафедрой Московского автомеханического института (с 1977). Основные труды в области прочности прямоточного воздушно-реактивного двигателя, прочности и устойчивости оболочек. Награждён орденами Дружбы народов, «Знак Почёта».

Григорович Дмитрий Павлович

Григорович Дмитрий Павлович (1883-1938) - один из пионеров Отечественного самолётостроения. Окончил Киевский политехнический институт (1909). В годы учёбы в институте предпринял первые попытки постройки лёгких спортивных самолётов. С 1911 издавал в Петербурге журнал «Вестник воздухоплавания:». В 1913 поступил на завод «Первого Российского товарищества воздухоплавания Щетинин и К°», а в середине 1917 основал собственный небольшой завод, который был национализирован в марте 1918. В период 1913-1918 построил серию гидросамолётов от М-1 до М-20, наиболее удачными из которых были летающие лодки М-5 и М-9 (см. Григоровича самолёты), составившие основу формирования парка Отечественной гидроавиации. К конструкторской деятельности вернулся в 1922, работал на авиационных заводах, в конструкторских организациях (отделе морского опытного самолётостроения, Центральном КБ) и в 1923-1938 создал ряд самолетов морского и наземного базирования, в том числе летающую лодку М-24, первый советский истребитель, принятый на вооружение (И-2бис), пушечные истребители И-Z и ИП-1. Был необоснованно репрессирован и в 1928-1931 находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-39 ОГПУ, где были созданы истребители И-Z и (совместно с Н. Н. Поликарповым) И-5. Всего Г. создано 80 самолётов различных типов. Под его руководством работали С. П. Королёв, С. А. Лавочкин, Н. И. Камов, Г. М. Бериев, И. В. Четвериков, В. Б. Шавров, Н. К. Скржинский, М. К. Тихонравов, ставшие впоследствии известными конструкторами авиационной и ракетно-космической техники. После основания Московского авиационного института возглавил кафедру конструкции самолётов

Григоровича самолёты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гризодубов Степан Васильевич

Гризодубов Степан Васильевич (1884-1965) - советский авиаконструктор, изобретатель и лётчик. Окончил Харьковское техническое паровозостроительное училище (1904) и стал мастером электромеханического ремесла. В 1908-1912 построил самолёты Г-1, Г-2, Г-3 и Г-4 (летавший) с бензиновыми 4- и 3-цилиндровыми двигателями АДГ-1 и АДГ-2 мощностью соответственно 38 и 22 кВт (в этих двигателях использовались детали французского двигателя «Анзани»). В 1915-1916 в армии, где после обучения в Петроградской школе авиации получил диплом пилота-авиатора. В 1919-1920 командовал Харьковским авиапарком, восстанавливал самолёты для Красной Армии. С 1924 руководил секцией планёрного спорта и маломощной авиации Осоавиахима Украины и Крыма. Один из организаторов планеризма в стране. В 1939 построил спортивный самолёт Г-5 с бензиновым двигателем АДГ-4 мощностью 18 кВт. В квартире Гризодубовых открыт (1972) Музей истории авиации Харькова.

Гризодубова Валентина Степановна

Гризодубова Валентина Степановна (р. 1910/1911) - советская лётчица, полковник, Герой Советского Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986). Дочь С. В. Гризодубова. Окончила Пензенскую лётную школу Осоавиахима (1929). Занималась планёрным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В Красной Армии с 1936. Совершила перелёты: Москва - Актюбинск (совместно с М. М. Расковой), 1937; Москва - посёлок Керби (ныне село имени Полины Осипенко, Хабаровский край; совместно с Расковой и П. Д. Осипенко), 1938. Участница Великой Отечественной войны. В ходе войны была командиром авиаполка. Совершила около 200 боевых вылетов. С 1945 работала в гражданской авиации. Председатель Антифашистского комитета советских женщин (1941-1945). Депутат Верховного Совета СССР в 1937-1946. Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1 й степень, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями,

Грин Чарлз

Грин Чарлз (1785-1870) - английский воздухоплаватель, пилот и конструктор аэростатов. Первым в 1823 предложил наполнять свободные аэростаты светильным газом вместо водорода, что на 40% уменьшило подъёмную силу, но значительно удешевило полет. В 1821-1858 совершил 498 полётов (в том числе с научными целями) на аэростатах, наполненных светильным газом, и 28 - на аэростатах, наполненных водородом. Впервые ввёл в практику свободных полётов гайдроп, что облегчило посадку. На построенном им в 1836 аэростате объёмом 2500 м3 совершил более 100 полётов, в том числе полёт с экипажем 12 человек В 1840 разработал проект аэростата для полётов через Атлантику. Для исследования характеристик атмосферы в 1852 провёл 4 полёта на высоте до 6990 м. 3 раза перелетал на аэростате через Ла-Манш.

Гринчик Алексей Николаевич

Гринчик Алексей Николаевич (1912-1946) - советский лётчик-испытатель 1 го класса, инженер-подполковник. Окончил лётную школу при Московском авиационном институте (1935), Московский авиационный институт (1936), Участник Великой Отечественной войны. Совершил 57 боевых вылетов, сбил 6 самолётов противника. Работал лётчиком-испытателем-инженером в Центральном аэрогидродинамическом институте и ЛИИ, изучал проблемы выхода самолётов из штопора. Летал на самолётах 102 типов. Погиб при проведении заводских испытаний одного из первых советских реактивных самолётов МиГ-9. Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Отечественной войны 1 й степени, медалями.

Грицевец Сергей Иванович

Грицевец Сергей Иванович (1909-1939) - советский лётчик, майор, дважды Герой Советского Союза (дважды, 1939). В Красной Армии с 1931. Окончил Оренбургскую военную школу лётчиков (1932), школу воздушного боя (1936). Участник войны в Испании и боёв в районе реки Халхин-Гол. Сбил около 40 самолётов противника. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Награждён орденом Ленина, медалями.

Громов Михаил Михайлович

Громов Михаил Михайлович (1899-1985) - советский лётчик, генерал-полковник авиации (1944), профессор (1937), Герой Советского Союза (1934). В Советской Армии с 1918. Окончил теоретические курсы авиации имени Н. Е. Жуковского при Высшем техническом училище (1917), Московскую центральную авиационную школу лётчиков (1918). Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Работал лётчиком-испытателем. В 1940-1941 начальник ЛИИ. Во время Великой Отечественной войны был командующим авиадивизии, командующим Военно-воздушных сил фронта, командующим воздушными армиями. С 1944 начальник Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации, в 1946-1949 заместитель командующего Дальней авиацией, затем (до 1955) на руководящей работе в Министерстве авиационной промышленности. Совершил перелёты: по замкнутому протяжённому маршруту (совместно с А. И. Филиным), 1934; Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто в США (совместно с С. А. Данилиным и А. Б. Юмашевым), 1937, и др. Г. - один из первых советских лётчиков, получивших награду Международной авиационной федерации - медаль А. де Лаво (1937). Депутат Верховного Совета СССР в 1937-1950. Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2 й степени, Отечественной войны 1 й степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Имя Г. присвоено Лётно-исследовательскому институту.

Гроссман Евгений Павлович

Гроссман Евгений Павлович (1910-1953) - советский учёный, один из основателей советской школы аэроупругости, профессор (1949), доктор технических наук (1940). После окончания аэромеханического факультета Казанского университета (1932) работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (исследовал флаттер, нормы прочности и статическую аэроупругость). Труды по автоколебаниям самолётных конструкции, дивергенции крыла, реверсу и эффективности элеронов (особенно для самолётов со стреловидным крылом). Государственная премия СССР (1942). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Краской Звезды.

Гроховский Павел Игнатьевич

Гроховский Павел Игнатьевич (1899-1946) - советский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной и воздушно-десантной техники, мастер парашютного спорта (1934). Участник Октябрьского вооруженного восстания и Гражданской войны. Окончил Качинскую военную авиационную школу (1925). С 1929 лётчик-испытатель научно-исследовательского института Военно-воздушных сил, одновременно руководитель конструкторского отдела при Управлении Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии, а затем начальник и главный конструктор Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (1932-1934), начальник и главный конструктор Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям Рабоче-крестьянской Красной Армии (до 1937). Создал первые в мире хлопчатобумажные людские и грузовые парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолётов. Награжден орденом Ленина. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Грузовой летательный аппарат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Грузопассажирский самолёт

Грузопассажирский самолёт - быстро переоборудуемая (конвертируемая) модификация пассажирского самолёта. При проектировании базового самолёта в конструкции фюзеляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и узлы крепления контейнеров и поддонов. На некоторых пассажирских самолётах контейнеры, располагаемые в подпольных грузовых помещениях, позволяют (при отсутствии пассажиров) полностью использовать грузоподъёмность самолёта, и необходимость в конвертировании отпадает. Но в большинстве случаев эти помещения не позволяют решить проблему полностью. Цель создания Г. с. - лучшее использование грузоподъёмности самолёта, поскольку на некоторых линиях в зависимости от времени года пассажирозагрузка в одном направлении больше, чем в обратном, и, кроме того, пассажирозагрузка снижается в ночных рейсах.

Г. с. появились в период реактивной авиации (поршневые самолёты имели грузовые модификации).

Грумман

Грумман (Grumman Aerospace Corporation) - авиаракетостроительная фирма США. Образована в 1929 как «Грумман эркрафт энджиниринг» (Grumman Aircraft Engineering Corporation), современное название с 1969. Основной поставщик авиационной техники военно-морских сил США. Во Второй мировой войне широко использовались разработанные фирмой палубные истребители F4F «Уайлдкэт» (первый полёт в 1939, построено около 8 тысяч), F6F «Хелкэт» (1942, построено 12275) и бомбардировщик ТВ «Авенджер» (1941, построено около 10 тысяч). Позднее фирма создала: палубные истребители F8F «Бэркэт» с поршневым двигателем (1943), реактивные F9F «Пантера» (1947, построено около 1 тысячи) и «Кугар» (1951, построено 1985), F11F «Тайгер» (1954), палубные самолёты противолодочной обороны AF «Гардиан» с поршневым двигателем (1949) и S-2. «Тракер» с двумя поршневыми двигателями (1952, построено более 1 тысячи), палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Е-1В «Трейсер» с двумя поршневыми двигателями (1956), гидросамолёт U-16 «Альбатрос» (1947), лёгкие палубные военно-транспортные самолёты С-1 с двумя поршневыми двигателями (1955) и С-2 с двумя турбовинтовыми двигателями (1963), разведывательный и легкий ударный самолет OV-1 «Мохок» с двумя турбореактивными двигателями (1959), реактивный самолет радиоэлектронной борьбы ЕА-6А (1963). Основные программы 80 х гг.: производство палубных истребителей F-14 «Томкэт» (1970), самолетов радиоэлектронной борьбы EA-6B «Праулер» (1968) и палубных бомбардировщиков A-6 «Интрудер» (1960); постройка экспериментального истребителя X-29A (1984) с крылом обратной стреловидности; модификация истребителей-бомбардировщиков Дженерал Дайнемикс F-111 в вариант самолёта радиоэлектронной борьбы EF-111A. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблице.

Табл. - Самолеты фирмы «Грумман»

Табл. - Самолеты фирмы «Грумман»

* При изменении угла стреловидности от минимального до максимального

Грунтовый аэродром

Грунтовый аэродром - аэродром, на котором взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки и места стоянок не имеют искусственных аэродромных покрытий. Наиболее распространённый тип покрытия лётных полос Г. а. - так называемое дерновое покрытие.

Для нормального функционирования Г. а. в течение всего тёплого периода года необходимо, чтобы поверхность лётных полос не только была достаточно ровной и гладкой, но и обладала значительной связностью и упругостью, была свободна от грязи и пыли, не выдувалась ветром, не размывалась ливнями. Большое значение имеет регулирование водного режима почв и грунтов: вода оказывает весьма существенное влияние на физико-механические свойства поверхности лётной полосы, в особенности на её способность противостоять деформирующему действию опор летательного аппарата; кроме того, вода - один из важнейших факторов, обусловливающих рост дернообразующих трав. Для задернения Г. а. применяют различные травосмеси, в которых главную роль играют луговые злаки. Простые травосмеси содержат 3-7 видов трав, сложные - 8-12 видов.

При создании дернового покрытия, а также в связи с плакировочными работами почвы и грунты лётных полос подвергаются механической обработке: вспашке, лущению, боронованию, культивации, фрезерованию и укатыванию. Для нормального развития дернообразующих трав в почву лётных полос регулярно вносят органические и минеральные удобрения.

Г. а. устраиваются главным образом для военной и сельскохозяйственной авиации и на местных воздушных линиях гражданской авиации. См. также статью Давление на грунт.

Групповой пилотаж

Групповой пилотаж - маневрирование группы летательных аппаратов с сохранением строя.

Грушин Пётр Дмитриевич

Грушин Пётр Дмитриевич (р. 1906) - советский учёный в области авиационной техники, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1962), дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1981). Окончил Московский авиационный институт (1932). В 1934-1940 главный конструктор КБ Московского авиационного института; руководил разработкой и постройкой авиетки «Октябрёнок» аэродинамической схемы «тандем», штурмовиков «Ш-Тандем» (другое название «Тандем-МАИ») и «ББ-МАИ». В 1940-1941 главный конструктор КБ на Харьковском авиационном заводе; здесь под его руководством создан опытный истребитель дальнего сопровождения «Гр-1». В 1942 работал в ОКБ С. А. Лавочкина (главный инженер, заместитель главного конструктора). В 1943-1948 на руководящей работе в авиационной промышленности. В 1949-1951 декан факультета Московского авиационного института. С 1953 генеральный конструктор, руководитель предприятия. Золотая медаль имени А. Н. Туполева (1979). Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1965). Награждён 7 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

ГТД

1) общее обозначение газотурбинных двигателей.

2) Марка некоторых советских вертолётных газотурбинных двигателей, в числе которых ГТД-350 конструкции С. П. Изотова (см. ВК), ГТД-3ф конструкции В. А. Глушенкова.

Гудков Олег Васильевич

Гудков Олег Васильевич (1931-1973) - советский лётчик-испытатель, майор, Герой Советского Союза (1971). Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу (1952), Высшие курсы авиационных инструкторов (1952), Школу лётчиков-испытателей (1958), Московский авиационный институт (1966). Летал на самолётах свыше 70 типов. Проводил заводские испытания самолётов, в том числе сверхзвуковых истребителей на критических режимах полёта, самолётов новых конфигураций (МиГ-бесхвостка и др.). Погиб при испытании самолёта. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта».

Гудованцев Николай Семёнович

Гудованцев Николай Семёнович (1909-1938) - советский воздухоплаватель. Учился в Омском индустриальном техникуме. Окончил Дирижаблестроительный институт (1935). С 1931 летал на свободных аэростатах и дирижаблях. В 1937-1938 командир учебно-опытной эскадры дирижаблей ГВФ. Погиб при выполнения полёта на дирижабле В-6 для снятия с льдины группы И. Д. Папанина. Награжден орденом Красной Звезды.

Гулаев Николай Дмитриевич

Гулаев Николай Дмитриевич (1918-1985) - советский лётчик, генерал-полковник авиации (1972) дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). В Советской Армии с 1938, Окончил военное авиационное училище (1940), Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского (1950), Военную академию Генштаба Вооруженных Сил СССР (1960). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом истребительного авиаполка. Совершил около 250 боевых вылетов, сбил лично 57 самолётов противника. После войны на командных должностях в Войсках противовоздушной обороны. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалям. Бронзовый бюст в станице Аксайская Ростовской области.

Гуревич Михаил Иосифович

Гуревич Михаил Иосифович (1892/93-1976) - советский авиаконструктор, доктор технических наук (1964), Герой Социалистического Труда (1957). Окончил Харьковский технологический институт (1925). Занимался конструированием и постройкой планеров. С 1929 работал инженером-конструктором и руководителем группы в различных КБ авиационной промышленности. В 1940 А. И. Микоян и Г. создали истребитель МиГ-1, а затем его модификацию МиГ-3. В 1940-1941 МиГ-3 строился большой серией и принимал участие в первый период Великой Отечественной войны. В 1940-1957 Г. -заместитель главного конструктора, в 1957-1964 главный конструктор в ОКБ Микояна. В годы войны Г. участвовал в создании опытных самолётов, после войны - в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении Военно-воздушных сил. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Награждён 4 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. (см. МиГ).

Гэрритт торбин энджин

Гэрритт торбин энджин - (см. Гарретт Тербин Энджин).

Гюгоньо адиабата

Гюгоньо адиабата (по имени французского учёного П. А. Гюгоньо (P. Н. Hugoniot), ударная адиабата, - зависимость, связывающая термодинамические переменные по обе стороны ударной волны, а также кривая в плоскости p - V (давление - удельный объём), связывающая различные возможные состояния среды за ударной волной с заданным начальным состоянием p1, V1 перед ней. Обычно Г. а. записывается в виде i2-i1 = 0,5(p2-p1) (V2 + V1) или e2-e1 = 0,5(p1 + p2)(V1-V2), где i - удельная энтальпия, e - удельная внутренняя энергия; индексы «1 и «2» относятся к состоянию газа перед и за ударной волной.

В реальном газе с неравновесными физико-химическими превращениями различают Г. а., соответствующую замороженным физико-химическими процессам и Г. а., соответствующую термодинамически равновесному состоянию. В ударной волне газ скачком переходит из состояния 1 в состояние 2, а затем в процессе релаксации осуществляется непрерывный переход из состояния 2 в состояние 2'.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная