Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛЕ"-"ЭШЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛЕ"-"ЭШЕ")

Электромагнитная совместимость

Электромагнитная совместимость - радиоэлектронного оборудования - способность радиоэлектронного оборудования ЛА работать с требуемым качеством при воздействии на него непреднамеренных помех и не создавать недопустимых помех другим радиоэлектронным средствам. Возникновение проблемы обеспечения Э. с. обусловлено сосредоточением на борту ЛА большого числа устройств, излучающих электромагнитную энергию и восприимчивых к ней. Проникновение помех может происходить через антенны, по проводам и непосредственно через корпуса электронных блоков. Обеспечение Э. с. производится, как правило, соблюдением установленной технологии при проектировании и размещении оборудования и соблюдением нормирующих требований. К техническим мерам обеспечения Э. с. относятся: экранирование, разнос взаимно мешающих средств, установка электрических и пространственных фильтров, применение радиопоглощающих материалов. Широко используются устройства (в том числе и ЭВМ), управляющие режимами работы оборудования в целях обеспечения Э. с.

Электромагнитные явления в аэродинамике

Электромагнитные явления в аэродинамике - процессы, связанные с ионизацией газа около ЛА, в силовых установках и экспериментальном оборудовании. Учёту различных классов Э. я. посвящены специальные разделы аэрогидродинамики. Изучение движения униполярно заряженных сплошных сред в электрическом поле является предметом электрогазодинамики, а исследование движения электропроводных квазинейтральных сплошных сред в электромагнитных полях - предметом магнитогидродинамики.

Пондеромоторные силы, обусловленные взаимодействием электропроводной среды с приложенным магнитным полем, изменяют её течение. Примером такой среды является частично ионизованный газ около летящих с гиперзвуковой скоростью ЛА, процессами обтекания которых в принципе можно управлять магнитогидродинамическими методами; однако для этого необходимы очень сильные магнитные поля. Э. я. используются в плазматронах, плазменных и ионных РД и т. п., где предварительно ионизованное рабочее тело разгоняется электромагнитным полем. К Э. я. относится также радиационный тепловой поток.

Электромоделирование в аэро- и гидродинамике

Электромоделирование в аэро- и гидродинамике - изучение движения жидкости или газа методом электрогидродинамической аналогии. Метод основан на том, что при определённых условиях уравнения, описывающие стационарное распределение электрического потенциала V в проводящей среде, математически тождественны уравнениям, описывающим поведение функции тока (ψ) или потенциала скорости (φ) в поле течения. Э. применяется при исследовании движения как идеальной, так и вязкой жидкости.

Наиболее просто осуществляется Э. плоского безвихревого течения идеальной несжимаемой жидкости. В этом случае поведение (ψ) и (φ) в поле течения и V в проводящей области определяется уравнением Лапласа. Поле течения имитируется проводящим листовым материалом постоянной толщины обычно в виде прямоугольника ; размеры области выбираются так, чтобы на её границах практически затухали возмущения, вносимые профилем в поток. В центре области устанавливается модель, геометрически подобная исследуемому профилю (телу) и изготовленная из материала с другими электрическими свойствами. Для удовлетворения граничному условию непротекания на поверхности тела при Э. поведения (ψ) модель изготавливается из материала с более высокой электрической проводимостью (медь, алюминий), чем листовой материал, а при Э. поведения (φ) - из диэлектрика. При изучении безциркуляционного обтекания измеряется поле V, образующееся под действием приложенной разности потенциалов (∆ )V. При Э. циркуляционного обтекания необходимо с делителя напряжения подать на модель потенциал, значение которого подбирается так, чтобы удовлетворить Чаплыгина - Жуковского условию. В этом состоянии проводятся измерения поля V и силы тока, которая пропорциональна циркуляции скорости. В сходственных точках имеет место равенство соответствующим образом обезразмеренных и нормированных функций () и () (или ()). Результаты измерений в виде изолиний (ψ) = const дают представление о картине течения, а вычисленные по этим данным производные определяют изменение компонентов вектора скорости в поле течения; по найденному полю скорости определяются аэродинамические характеристики исследуемого профиля.

Электрооборудование бортовое

Электрооборудование бортовое - электротехнические устройства ЛА для получения, распределения и использования электроэнергии. Основная часть Э. - система электроснабжения ЛА, предназначенная для получения и распределения электроэнергии. Электротехнические устройства, использующие электроэнергию, входят в состав различных бортовых систем и оборудования, силовой установки и т. д.

Наиболее часто в электрифицированных системах используются электромеханизмы, электрические клапаны и коммутационная аппаратура. Электромеханизмы в общем случае состоят из электродвигателя постоянного или переменного тока, редуктора и управляющих устройств. Они широко применяются в системе управления ЛА, в топливной системе для привода насосов. Электрические клапаны устанавливаются в гидравлических (пневматических) системах и состоят из электромагнита и исполнительного органа (золотник, задвижка и т. п.). Коммутационная аппаратура включает электромагнитное реле, контакторы, выключатели, переключатели, концевые выключатели. Управляющие обмотки реле и контакторов рассчитываются, как правило, на питание постоянным током напряжением 27 В. В зависимости от количества коммутируемых цепей контакторы разделяются на одноцепевые и трёхцепевые.

К Э. силовой установки ЛА относятся электротехнические устройства, обслуживающие как маршевые двигатели, так и двигатели вспомогательных силовых установок (ВСУ). Основные потребители электроэнергии в комплексе таких устройств - автономные электростартёры или стартёр-генераторы, работающие в режиме электродвигателей при запуске маршевых ГТД, а также специальные стартёр-генераторы, используемые для запуска ГТД ВСУ. В комплект Э. силовой установки входят также агрегаты электрической системы зажигания маршевых ГТД и ГТД ВСУ, панели управления стартёр-генераторами и агрегаты управления расходом топлива, устройства противообледенительных систем ГТД и воздухозаборников и т. п.

Электроснабжение летательного аппарата

Электроснабжение летательного аппарата - обеспечение электропитанием потребителей, установленных на борту ЛА. Система Э. состоит из системы генерирования (СГ) и системы распределения (СР) электроэнергии. СГ - совокупность источников или преобразователей электроэнергии (генераторов, преобразовательных установок рода тока и напряжения, аккумуляторов), устройств стабилизации напряжений и частот тока, устройств параллельной работы, защиты, управления и контроля, которые обеспечивают выработку электроэнергии и поддержание её характеристик в заданных пределах в точках регулирования при всех режимах работы системы. СР - совокупность устройств, передающих электроэнергию от СГ к распределительным устройствам (РУ) и от РУ к потребителям. СР обеспечивает выполнение необходимых коммутаций, резервирование электропитания потребителей и защиту силовых проводов от коротких замыканий и недопустимых перегрузок.

Системы Э. могут быть первичными и вторичными. Первичной называется система, генераторы которой приводятся во вращение маршевыми двигателями самолёта, редуктором несущего винта вертолёта или вспомогательной силовой установкой. Вторичной называется система, питаемая преобразующими устройствами от первичной. На ЛА обычно используется первичная система переменного трёхфазного тока стабильной частоты 400 Гц с номинальным напряжением 220/115 В. Вторичной является система постоянного тока с напряжением 27 В. Иногда на лёгких самолётах система постоянного тока используется в качестве первичной. Применяются первичные системы переменного тока нестабильной частоты. В этом случае вторичными являются системы переменного тока стабильной частоты и постоянного тока.

Источниками энергии в первичной системе переменного тока являются электромашинные генераторы. Генератор снабжается регуляторами напряжения, частоты и устройствами управления и защиты. Иногда предусматриваются устройства для параллельной работы генераторов. Источниками энергии во вторичной системе являются выпрямительные устройства, состоящие из трансформатора, выпрямителя и фильтра. Для аварийного электропитания используются аккумуляторные батареи. Аварийными источниками переменного тока являются статические преобразователи. Иногда в качестве аварийных источников используются генераторы с приводом от гидродвигателя или ветродвигателя, который в случае необходимости выпускается в поток воздуха.

Генераторы первичной системы присоединяются к центральному РУ. Линии питающей сети связывают центральное РУ с другими РУ. К шинам РУ присоединяются линии электропитания потребителей. Линии питающей сети и потребителей защищаются от коротких замыканий плавкими предохранителями или автоматическими выключателями. Для обеспечения надёжности и живучести системы Э. отечественных самолётов имеют не менее двух раздельных каналов.

Элероны

Элероны (франц. aileron, уменьшительное от aile - крыло) - аэродинамические органы .управления движением крена. Э. представляют собой подвижные части крыла, располагаемые обычно в его концевых частях и отклоняемые одновременно в противоположные стороны. Отклонение Э. в противоположные стороны приводит к тому, что приращения подъёмной силы на правой и левой половинах крыла направлены в противоположные стороны, в результате чего возникает аэродинамический момент, вращающий ЛА в сторону поднятого Э. Эффективность Э. (см. Эффективность органов управления) зависит от их относительного размаха и хорды, угла стреловидности по оси вращения и при переходе от до- к сверхзвуковым скоростям уменьшается. На эффективность Э. существенное влияние оказывают упругие деформации крыла, которые нарастают с увеличением скоростного напора, и при достижении скоростного напора реверса Э. становятся неэффективными. Помимо эффективности важной характеристикой Э. является шарнирный момент, для уменьшения которого применяются различные виды компенсаций. Для увеличения подъёмной силы крыла на взлёте и посадке используют одновременное отклонение Э. на положительные углы (так называемые «зависающие» Э.).

По виду в поперечном сечении различают нормальные, щелевые и подвесные Э. . Конструкция Э. сходна с конструкцией крыла.

Эллинг

Эллинг (от голл. helling) - сооружение для постройки, ремонта, технического обслуживания и хранения дирижаблей и др. аэростатических ЛА. Строительство и совершенствование Э. шло одновременно с развитием дирижаблей, изменением их размеров, типа конструкции и методов технического обслуживания и эксплуатации.

По конструкции Э. подразделяются на поворотные, неподвижные и сборно-разборные, а по применённым материалам - на деревянные, металлические и железобетонные. В зависимости от назначения различают Э. для производства дирижаблей (Э.-верфь) и Э. для ремонта, технического обслуживания и хранения дирижаблей (эксплуатационный Э.).

Для эксплуатационного Э., где операции по вводу и выводу дирижаблей производятся значительно чаще, чем в Э.-верфи, необходимо обеспечить безопасное выполнение этих операций - по возможности уменьшить воздействие на корпус дирижабля бокового ветра и завихрений воздуха. Наименьшее вихреобразование происходит при параболической форме поперечного сечения Э. Поскольку наиболее безопасным способом является ввод дирижабля в Э. против ветра, неподвижные Э. строятся так, чтобы продольная ось их была расположена в направлении господствующего ветра, а ворота устраиваются с обоих торцов Э. Кроме одноместных строились также и двухместные Э. Для ввода дирижаблей в Э. и вывода из него применяются моторизованные причальные мачты и особые подвижные удерживающие устройства. Для больших дирижаблей на предэллинговых площадках и в Э. монтировались рельсовые пути. В основном при сооружении Э. применяются металлические конструкции. В г. Акрон (США) в 1929 был построен самый большой Э. металлической конструкции, рассчитанный на размещение дирижабля объёмом 400-425 тыс. м3 (самый большой из построенных дирижаблей имел объем 240 тыс. м3). Для оперативных перемещений и быстрой передислокации парка дирижаблей небольшого объема могут применяться сборно-разборные или переносные Э.

В 50-80-х гг. дирижаблей объёмом 5-6 тыс. м3 строились одиночные и сдвоенные металлические Э.

Эльфауге

Эльфауге - распространённое в отечественной литературе название самолётов, строившихся в Германии Компанией воздушных сообщений (Luft Verkehrs Gesellschaft). Название «Э.» соответствует русскому произношению сокращённого наименования этой компании (LVG). С 1912 компания выпускала самолёты по образцам, а в годы 1-й мировой войны производила в больших количествах свои двухместные бипланы (разведчики и бомбардировщики) серии «С». На самолётах «Э.» советские лётчики в 1919-21 выполнили ряд дальних перелётов.

Эмбраэр

Эмбраэр (Empresa Brasileira de Aeronautica S. A. - Embraer) - авиастроительная фирма Бразилии. Основана в 1969. Создала ряд турбовинтовых самолётов, получивших признание на международном рынке. В их числе: лёгкие многоцелевые самолёты гражданского и военного применения EMB-110 «Бандейранте» (продолжение работ государственного завода, первый полет прототипа в 1968) и EMB-121 «Шингу» (1976), учебно-тренировочный самолёт EMB-312 «Тукано» (1980), 30-местный пассажирский самолет для коротких авиалиний EMB-120 «Бразилия» (1983). В 1971-82 выпускала по итальянской лицензии реактивный учебно-боевой самолёт Аэрмакки MB. 326 под обозначением EMB. 326 «Аванте» (в том числе на экспорт), в 1974 было начато производство лёгких самолётов американской фирмы «Пайпер». Совместно разработала лёгкий реактивный истребитель-бомбардировщик AMX (первый полет самолёта бразильской постройки в 1985), совместно с аргентинской фирмой - пассажирский самолёт CBA-123 «Вектор» (1990). К концу 1989 «Э.» выпустила в общей сложности свыше 4000 самолётов. С 1980 филиалом «Э.» стала фирма «Нейва» (Industria Aeronautica Neiva SA), ведущая производство лёгких самолётов.

Эмиссия вредных веществ

Эмиссия вредных веществ (от лат. еmissio - выпуск) - выброс в атмосферу с отработавшими газами авиационных двигателей прямых и побочных продуктов сгорания топлива, которые могут быть причиной нежелательного воздействия ЛА на окружающую среду. Эмиссия оксида углерода CO, несгоревших углеводородов CnHm и частиц углерода (сажи) - результат неполного сгорания топлива в двигателе. Эмиссия оксидов азота NOx - следствие высокой температуры в зоне горения топлива, при которой становиться возможным окисление содержащегося в воздухе азота. Количественно Э. в. в. характеризуется индексами эмиссии отдельных компонентов (число граммов компонента на 1 кг израсходованного топлива). Индексы CO и CnHm тем больше, чем ниже температура и давление в камере сгорания. Они максимальны при рулении самолёта в аэропорту, при взлёте достигают минимума и остаются близкими к минимуму во всех полётных фазах. Для NOx закономерность обратная - индекс максимален при взлёте. Снижение эмиссии CO, CnHm и сажи обеспечивается улучшением распыливания и распределения топлива в камере и ускорением перемешивания его с воздухом. Уменьшение индекса NOx достигается дополнительными мерами, например сжиганием топлива в два этапа для выравнивания распределения температуры по длине камеры и устранения зон с наиболее высокой температурой. Э. в. в. для двигателя данной мощности снижается с повышением его экономичности, то есть с уменьшением расхода топлива на создание единицы мощности. В 1985 авиацией (в скобках - железнодорожным транспортом) во всём мире выпущено в атмосферу, млн. т: CO - 1,2 (100), CnHm - 0,8 (25), NOx - 1,4 (15).

Эмфизема высотная

Эмфизема высотная (от греч. emph(ý)s(ē)ma - наполнение воздухом, вздутие) - образование парогазовых пузырей в крови, лимфе и межтканевой жидкости человека при подъёме его на высоту, обусловленное закипанием жидких сред организма при температуре тела. Э. в. возникает при снижении внешнего давления до 6 кПа, то есть на высоте более 19,2 км. Чаще всего Э. в. наблюдается при декомпрессии и характеризуется скоплением газов и водяного пара в сосудах, полостях плевры, сердца, в подкожной жировой клетчатке. Э. в. сопровождается вздутием, припухлостью участков тела в местах скопления газов.

Энергетическая высота

Энергетическая высота - см. Удельная энергия.

Энергетическая механизация крыла

Энергетическая механизация крыла - устройства для увеличения подъёмной силы крыла, принцип действия которых основан на использовании энергии двигателей ЛА или дополнительных источников мощности. Э. м. к. применяется для улучшения взлётно-посадочных и манёвренных характеристик ЛА, увеличения полезной нагрузки и повышения безопасности полёта. Э. м. к. базируется на использовании двух основных принципов: предотвращении отрыва пограничного слоя на поверхности крыла и увеличении циркуляции скорости вокруг крыла (эффект суперциркуляции). Системы управления пограничным слоем (УПС), основанные на применении подвижных поверхностей, отсоса пограничного слоя и его сдува, обеспечивают безотрывное обтекание крыла при больших углах атаки и больших углах отклонения закрылков без существенных энергетических затрат. Струйный закрылок увеличивает подъёмную силу крыла главным образом за счёт эффекта суперциркуляции и вертикальной составляющей реакции струи. Значение коэффициента подъёмной силы (см. Аэродинамические коэффициенты) на крыле со струйным закрылком зависит от затрат мощности и при использовании практически всего располагаемого воздуха, проходящего через двигатель, может достигать 10-15, то есть быть в 2-3 раза выше, чем в случае применения систем УПС.

Действие эжекторных систем основано на увеличении импульса первичной струи сжатого воздуха на выходе из камеры смешения, образованной раздвижными элементами крыла, за счёт подмешивания воздуха, отсасываемого с верхней поверхности крыла. Увеличение подъёмной силы происходит из-за увеличения реакции струи, ликвидации отрыва потока на поверхности крыла и отклонённых закрылках, а также за счёт суперциркуляции. При обдуве крыла струями ВРД увеличение подъёмной силы происходит вследствие улучшения обтекания поверхности крыла и отклонённых закрылков, обдуваемых струёй, эффекта суперциркуляции и поворота вектора тяги двигателей.

Система выдува струй вдоль размаха крыла позволяет реализовать устойчивое вихревое течение над верхней поверхностью крыла и увеличить коэффициент подъёмной силы при больших углах атаки, а также повысить эффективность закрылков и органов управления при больших углах их отклонения. Эти системы отличаются конструктивной простотой и приближаются по эффективности к системам УПС путём тангенциального выдува тонких струй из щелевых сопел при достаточно больших значениях импульса струн.

Энергии уравнение

Энергии уравнение - в аэро- и гидродинамике - фундаментальное уравнение, выражающее в дифференциальной форме закон сохранения энергии Для потока совершенного газа при отсутствии внутренних источников теплоты оно записывается в виде:

Энциклопедия Авиация (1994) Статьи на букву Э (часть 2, ЭЛЕ-ЭШЕ)

и указывает, что теплота, подведённая к единичному объёму за счёт теплопроводности и вязкой диссипации (правая часть Э. у.), обусловлена изменением внутренней энергии газа и работой сил давления. Здесь (ρ) - плотность, p - давление, T - температура, e - удельная внутренняя энергия, k - теплопроводность, (μ) - динамическая вязкость, V - вектор скорости, D/Dt - так называемая субстанциональная, или полная производная, Ф - диссипативная функция, определяющая ту часть работы вязких напряжений, которая переходит в теплоту; в декартовой системе координат она вычисляется по формуле:

Энциклопедия Авиация (1994) Статьи на букву Э (часть 2, ЭЛЕ-ЭШЕ)

где (λ) - вторая, или объёмная, вязкость (согласно гипотезе Стокса, (λ) = -2(μ)/3), и, (υ), (ω) - проекции V соответственно на оси координат х, у, z.

В задачах аэро- и гидродинамики вместо e удобно использовать энтальпию h; тогда Э. у. примет вид

Энциклопедия Авиация (1994) Статьи на букву Э (часть 2, ЭЛЕ-ЭШЕ)

Э. у. решается совместно с неразрывности уравнением и Навье - Стокса уравнениями при заданных условиях теплообмена на обтекаемой поверхности и заданном значении внутренней энергии или энтальпии на больших расстояниях от неё; для несжимаемой жидкости Э. у. интегрируется отдельно, независимо от уравнений количества движения для известного поля скоростей.

При гиперзвуковых скоростях полёта в потоке могут возникать настолько большие температуры, что в газе начинают протекать термохимические реакции и становится существенным перенос энергии излучением. Для таких течений Э. у. усложняется, и в правой части появляются дополнительные члены, определяющие интенсивность внутренних источников теплоты.

Энергия

Энергия - советская универсальная двухступенчатая ракета-носитель (РН) сверхтяжёлого класса. Предназначена для выведения в космос орбитальных кораблей и др. полезных грузов массой свыше 100 т. Выполнена по схеме с продольным разделением ступеней и включает центральный блок (2-я ступень), к которому на пирозамках подвешиваются 4 (попарно по два) боковых блока (1-я ступень). Высота РН около 60 м, максимальный поперечный размер 17,7 м. Центральный блок: длина 58,8 м, диаметр 7,75 м; 4 ЖРД работают на жидких водороде и кислороде с тягой до 1450 кН каждый. Боковой блок: длина 39,5 м, диаметр 3,9 м; тяга ЖРД, работающего на углеводородном горючем и жидком кислороде, 7260 кН. Двигатели обеих ступеней запускаются практически одновременно, развивая суммарную тягу 34840 кН при стартовой массе РН (с учётом выводимой нагрузки) около 2400 т (из них около 90% составляет топливо).

Первый испытательный пуск РН «Э.» состоялся 15 мая 1987, а второй старт, состоявшийся 15 ноября 1988, был осуществлён с целью запуска крылатого орбитального корабля многоразового использования «Буран». Блоки РН «Э.» доставлялись на космодром самолётом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода имени В. М. Мясищева. Создание сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-225 позволяет транспортировать по воздуху более крупные подсборки РН «Э.». Предусмотрено спасать (спускать на парашютах) блоки 1-й ступени с целью их повторного использования. См. также ст. Буран.

Энерговооружённость

Энерговооружённость - летательного аппарата - отношение мощности силовой установки к весу (обычно взлётному) ЛА; характеристика ЛА, использующего в качестве основного движителя воздушный винт. Э. влияет на основные лётно-технические характеристики ЛА: максимальную скорость и высоту полёта, время разгона, скороподъёмность, манёвренность, длину разбега. См. также ст. Тяговооружённость.

Энергоузел

Энергоузел - ранее применявшееся название вспомогательной силовой установки.

Эно-Пельтри Робер Альбер Шарль

Эно-Пельтри Робер Альбер Шарль (1881-1957) - французский лётчик и конструктор самолётов и двигателей, промышленник и учёный, один из пионеров авиации и космонавтики. Член Французской АН (1936). Окончил Парижский университет (1902), получив учёную степень по физике, химии и биологии. В 1904 построил две неточные копии планёра братьев Райт и пробовал летать. В 1908 основал фирму REP (по инициалам владельца) для производства самолётов и ПД своей конструкции. На первом моноплане собственной конструкции REP 1 (1907) с перекашиваемым крылом, велосипедным шасси, каркасом из стальных труб, не имеющим киля, совершал полёты на расстояние до 600 м. Второй самолёт REP 2 (1908) с килем и рулём направления был в 1909 модифицирован в REP2bis, совершавший полёты на расстояние до 8 км. Э.-П. первым применил единую ручку управления для отклонения элеронов и рулей высоты, эластические ремни безопасности, гидравлические колёсные тормоза. На усовершенствованных монопланах REP с обычным шасси в 1910-11 совершён ряд рекордных полётов. В 1911-13 созданы моноплан военного образца, самолёты на 1-3 пассажиров, самолёт схемы «парасоль», гидросамолёт. С 1910 Э.-П. преподавал в Сорбонне; в 1910-19 президент палаты авиационной промышленности Франции. В 1913 из-за экономических трудностей продал свой завод фирме «Бреге», но некоторое время продолжал техническое руководство проектами. В 1928 опубликовал работу о перспективах исследования верхних слоев атмосферы с помощью ракет и возможности космических полётов, а в 1930 - книгу «Астронавтика». В 1928-39 вёл экспериментальные работы по ЖРД. В 1939 эмигрировал в Швейцарию, занимался метрологией.

Эр Альжери

Эр Альжери (Air Algerie, Soci(é)t(é) Nationale des Transports A(é)riens) - национальная авиакомпания Алжира. Осуществляет перевозки внутри страны, а также в страны Европы, Африки и Ближнего Востока. Основана в 1949. В 1989 перевезла 3,82 млн. пассажиров, пассажирооборот 3,66 млрд. п.-км. Авиационный парк - 39 самолётов.

Эр Индия

Эр Индия (Air India) - авиакомпания Индии. Осуществляет перевозки в страны Европы, Азии, Ближнего Востока, а также в США и Канаду. Основана в 1946 после реорганизации созданной в 1932 авиакомпании «Тата эрлайнс». В 1989 перевезла 2,1 млн. пассажиров, пассажирооборот 9,06 млрд. п.-км. Авиационный парк - 21 самолёт.

Эр Интер

Эр Интер (Air Inter, Lignes A(é)riennes Int(é)rieures) - авиакомпания Франции. Осуществляет внутренние перевозки. Основана в 1954, часть акций принадлежит авиакомпании «Эр Франс». В 1989 перевезла 15,7 млн. пассажиров, пассажирооборот 7,52 млрд. п.-км. Авиационный парк - 52 самолёта.

Эр Канада

Эр Канада (Air Canada) - авиакомпания Канады. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Европы, Азии, Карибского бассейна, а также в США, Японию. Основана в 1937, до 1965 называлась «Транс-Канада эрлайнс». В 1989 перевезла 12 млн. пассажиров, пассажирооборот 26,19 млрд. п.-км. Авиационный парк - 115 самолётов.

Эр Лингус

Эр Лингус (Aer Lingus) - национальная авиакомпания Ирландии. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы и в США. Основана в 1936. В 1989 перевезла 4,1 млн. пассажиров, пассажирооборот 4 млрд. п.-км. Авиационный парк - 37 самолётов.

Эр Нью Зиленд

Эр Нью Зиленд (Air New Zealand) - авиакомпания Новой Зеландии. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Западной Европы, Азии, Африки, Океании, а также в США, Австралию. Основана в 1939 под названием «Тасман эмпайр эруэйс», которое в дальнейшем неоднократно менялось, современное название с 1978. В 1989 перевезла 4,6 млн. пассажиров, пассажирооборот 14,72 млрд. п.-км. Авиационный парк - 37 самолётов.

Эр Франс

Эр Франс (Air France) - авиакомпания Франции, одна из крупнейших в мире. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Европы, Азии, Африки, Южной и Центральной Америки, а также в США, Канаду и Австралию. Основана в 1933. В 1989 перевезла 16,1 млн. пассажиров, пассажирооборот 38,86 млрд. п.-км. Авиационный парк - 125 самолётов, включая 7 сверхзвуковых пассажирских самолётов «Конкорд».

Эр Чартер

Эр Чартер (Air Charter, Soci(é)t(é) A(é)rienne Fran(ç)aise d(′)Afr(è)tements) - чартерная авиакомпания Франции. Осуществляет перевозки на внутренних авиалиниях, а также в США и страны Европы, Северной Африки, Ближнего Востока. Основана в 1966 как отделение авиакомпании «Эр Франс», в 1978 начала самостоятельную деятельность. В 1989 перевезла 1,92 млн. пассажиров. Авиационный парк - 11 самолётов.

Эрбас индастри

Эрбас индастри (Airbus Industrie) - западноевропейский самолётостроительный консорциум. Образован в 1970 для разработки и производства широкофюзеляжного пассажирского самолета A300 фирмами «Аэросппасьяль», «Мессершмитт-Бёльков-Блом», «Бритиш эркрафт корпорейшен», к которым позднее присоединились фирмы «КАСА» и «Аэриталия». Ассоциативными членами являются фирмы «Фоккер» и «Белэрбас» (Belairbus, Бельгия). Первый полёт опытного самолёта A300B.1 состоялся в 1972. В 1982 на основе A300 построен его усовершенствованный вариант с укороченным фюзеляжем A310. В 1983 создан вариант A300-600, в котором используются элементы конструкции и систем A300 и A310. В 1987 создан узкофюзеляжный самолёт A320, в 1991 широкофюзеляжный самолёт A340 с четырьмя ТРДД. Основные данные некоторых самолётов консорциума приведены в табл.

Табл. - Пассажирские самолёты консорциума «Эрбас индастри»

Табл. - Пассажирские самолёты консорциума «Эрбас индастри»

Эргономика авиационная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эскадрилья

Эскадрилья (франц. escadrille, уменьшительное от escadre - эскадра) - основное тактическое и огневое подразделение авиационных частей ВВС и др. видов вооружённых сил. Состоит из нескольких звеньев или отрядов самолётов (вертолётов). В зависимости от рода авиации в Э. насчитывается 10-30 ЛА. Несколько Э. составляют авиационный полк, авиационное крыло, авиационную группу.

Эффект влияния земли

Эффект влияния земли - изменение аэродинамических характеристик ЛА при приближении его к экранирующей поверхности земли, воды, ВПП и др. Проявляется при взлёте и посадке самолётов и др. ЛА. Э. в. з. становится заметным при расстояниях h от земли, соизмеримых с хордой b крыла самолёта или диаметра d несущего винта вертолёта, и усиливается по мере приближения к её поверхности. С приближением к поверхности земли аэродинамическое сопротивление, как правило, уменьшается, а подъёмная сила увеличивается, что ведёт к росту аэродинамического качества; изменяются и моментные характеристики. Сопротивление уменьшается в основном благодаря уменьшению вблизи земли индуктивных скосов потока и соответственно индуктивного сопротивления. Увеличение подъёмной силы связано в основном с возрастанием давления на нижней поверхности крыла (так называемый эффект динамической подушки). При относительных расстояниях от экрана

() = h/b (h/d)

меньше 0,2-0,3 приращение подъёмной силы крыла может достигать 40-50% её значения в неограниченном потоке. Приближение к экрану не только увеличивает значение коэффициента подъёмной силы cy (см. Аэродинамические коэффициенты), но и меняет его зависимость от угла атаки (α), делая её более крутой и уменьшая значение критического угла атаки Однако этот эффект существенен при небольших значениях коэффициента cy, не превышающих 1-1,5. При больших значениях cy несущая способность крыла с приближением к экрану может не изменяться или даже снижаться. Для механизированного крыла, например при cy =2-3, на высоте приближение к экрану уменьшает это значение. Уменьшение подъёмной силы вблизи земли возможно на некоторых режимах у самолётов вертикального или короткого взлёта и посадки, имеющих струйные устройства для создания подъёмной силы.

Существенное возрастание подъёмной силы и аэродинамического качества крыла вблизи экранирующей поверхности явилось одной из предпосылок для разработки экранопланов. Иногда Э. в. з. называется экранным эффектом.

Эффективная поверхность рассеяния

Эффективная поверхность рассеяния (ЭПР), эффективная отражающая поверхность, - количественная мера отражающей способности цели (объекта поражения), выражаемая в виде отношения плотностей мощности радиолокационного сигнала, рассеянного целью в направлении приёмника, и сигнала, облучающего цель, с учётом их векторных свойств. Может быть представлена теоретической формулой

Энциклопедия Авиация (1994) Статьи на букву Э (часть 2, ЭЛЕ-ЭШЕ)

где E0, H0 - значения электрической и магнитной напряжённостей облучающего поля в окрестности цели; Es, Hs - значения проекций электрической и магнитной напряжённостей рассеянного целью поля в точке приёма соответственно на E0 и H0; Rr - расстояние цель - приёмник. Кроме теоретического определения ЭПР используется эквивалентное ему экспериментальное определение, в котором цель рассматривается как связующий элемент между системами передатчика и приёмника через параметры уравнения дальности:

Энциклопедия Авиация (1994) Статьи на букву Э (часть 2, ЭЛЕ-ЭШЕ)

где Pi - мощность, излучаемая антенной передатчика; Pr - мощность на нагрузке антенны приёмника; (λ) - длина волны; Ri - расстояние передатчик - цель; Ci, Gr - коэффициент усиления антенн соответственно передатчика и приёмника в направлении цели. Значение ЭПР зависит от типа цели и её пространственного положения, а также частоты и поляризации облучающего цель сигнала (может меняться в сотни и тысячи раз при сравнительно небольшом изменении ракурса цели и частоты сигнала). Измеряется в м2, интерпретируется через поперечное сечение эквивалентного изотропного отражателя-сферы. Примерные значения ЭПР для типового бомбардировщика 15-40м2, для крылатой ракеты - 0,1-0,2 м2. Уменьшение ЭПР повышает выживаемость ЛА, поэтому при проектировании боевых ЛА принимаются меры для снижения значений их ЭПР. Например, у стратегического бомбардировщика Нортроп B-2 (США), разработанного с применением специальных мер для снижения его заметности (см. Стелс техника), для некоторых ракурсов ЭПР менее 0,1 м2.

Эффективная тяга

Эффективная тяга - равнодействующая сил давления и трения, приложенных ко всем поверхностям силовой установки как со стороны газового потока, протекающего внутри двигателя, так и со стороны потока воздуха, обтекающего силовую установку снаружи. Значение Э. т., представляющей собой долю тяги изолированного двигателя, непосредственно используемую для движения ЛА, в большинстве случаев вычисляется как разность между тягой изолированного двигателя и аэродинамическим сопротивлением силовой установки. См. также Тяга двигателя.

Эффективность органов управления

Эффективность органов управления - способность органов управления создавать при своём отклонении управляющий момент относительно соответствующей оси координат (см. Системы координат).

Э. о. у. равны приращениям коэффициентов моментов (см. в ст. Аэродинамические коэффициенты) при полном отклонении органов управления от их нейтрального положения и обозначаются (∆ )mz, (∆ )mx, (∆ )my - соответственно максимальные приращения коэффициентов моментов тангажа, крена и рыскания. Часто Э. о. у. характеризуют коэффициентами эффективности органов управления, равными частной производной коэффициента момента данного органа по углу, его отклонения, и обозначают mz(δ)в, mx(δ)э, my(δ)н - соответственно коэффициенты Э. о. у. тангажом, креном и рысканием, где (δ)в, (δ)э, (δ)н - углы отклонения руля высоты, элеронов и руля направления. Э. о. у. и коэффициент Э. о. у. являются одними из основных параметров, определяющих характеристики управляемости ЛА; по их значениям можно судить, насколько эффективно влияют отклонения органов управления на параметры движения ЛА.

Э. о. у. зависит от геометрических параметров органов управления, от параметров несущих поверхностей, на которых располагаются органы управления (крыло, стабилизатор, киль), от Маха числа полёта М(∞), упругой деформации конструкции и др. Так, при переходе через скорость звука эффективности руля высоты, элеронов, руля направления существенно уменьшаются. Уменьшается также Э. о. у. при увеличении скоростного напора из-за упругой деформации конструкции ЛА при отклонении органа управления. При недостаточной жёсткости конструкции и большом скоростном напоре (критический скоростной напор реверса) может наступить полная потеря эффективности. Следует отметить, что при отклонении органов управления креном в общем случае помимо момента крена возникает и момент рыскания, а при отклонении органов путевого управления возникает момент крена (см. Боковое движение).

Эшелонирование полётов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная