Морской словарь (Самойлов К.И., 1941)
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИК"-"ГРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИК"-"ГРЕ")

ГИКА-ТОПЕНАНТ-ШТЕРТЫ

ГИКА-ТОПЕНАНТ-ШТЕРТЫ (Laniard of the main boon lift) - две короткие веревки с коушами на концах, сквозь которые проходят гика-топенанты.

ГИКА-ШКОТ

ГИКА-ШКОТ - снасть бегучего такелажа гика; Г.-Ш. стягивают гик больше или меньше, смотря по ветру, чтобы бизань хорошо стояла.

ГИК-БАКШТАГИ

ГИК-БАКШТАГИ (Main boom pendents) - шкентели на самом конце гика с коушами, за которые закладываются гинцы, идущие по борту.

ГИК-ПЕРТЫ

ГИК-ПЕРТЫ (Spanker boom horse) - снасти, идущие по обе стороны от конца гика до гака-борта.

ГИК-РЕЙ

ГИК-РЕЙ (стар.) - боковой грота-рей на одномачтовых судах.

ГИЛЬЗА

ГИЛЬЗА (Cartridge-case) - цилиндрический продолговатый латунный стакан, служащий для соединения в одно целое (патрон) пули (или снаряда), порохового заряда и капсюля (капсюльной втулки.)

ГИНЕЦ

ГИНЕЦ - см. Гинцы.

ГИНИ

ГИНИ (Winding tackle, purchase) - большие тали, применяемые для подъема самых тяжелых грузов. Г. обыкновенно основываются между двумя трехшкивными или между двухшкивным и трехшкивным блоками.

Гини.

Гини.

Помимо числа шкивов, Г. отличаются от талей как размерами блоков, так и толщиной лопарей.

ГИНТОУ

ГИНТОУ (стар.) - толстый трос, употреблявшийся для поднятия и втаскивания пушек, килевания судов и пр.

ГИНЦЫ, ГИНСЫ

ГИНЦЫ, ГИНСЫ (Small tackle) - небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.

ГИНЬ-БЛОК

ГИНЬ-БЛОК - трехшкивный блок, применяющийся для гиней.

ГИНЬ-ВАТЕР-БЛОКИ

ГИНЬ-ВАТЕР-БЛОКИ - специальные блоки, применявшиеся для закладывания в них перлиней и кабельтовых.

ГИНЬ-ЛОПАРЬ

ГИНЬ-ЛОПАРЬ - лопарь гиней.

ГИППАРХ

ГИППАРХ (II ст. до н. э.) - величайший астроном древности, считается основателем астрономии и тригонометрии. Он первый вычислил и составил таблицы движения Солнца и Луны, определил расстояние и величину Луны (ее параллакс), составил первый каталог видимых простым глазом неподвижных звезд (1.080), причем разделил их по яркости на 6 классов (величин). Ввел географическое определение места по широте и долготе.

ГИПС

ГИПС (Gypsum) - см. Белые краски.

ГИРЛО

ГИРЛО (Estuary, mouth of a river) - 1. Местное название рукавов или протоков, образующих дельту больших рек, впадающих в Черное и Азовское моря (Дона, Днепра, Днестра, Дуная). 2. Проток, соединяющий лагуну с морем.

ГИРОКОМПАС, ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ КОМПАС

ГИРОКОМПАС, ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ КОМПАС (Gyrocompass) - электромеханический компас, действие которого основано на принципе гироскопа (см.).

Гирокомпас Сперри

Гирокомпас Сперри

Среди Г., получивших широкое распространение, следует отметить гирокомпас конструкции американского инженера Сперри (Гирокомпас Сперри) и Г. немецкого физика, доктора Аншютца (Гирокомпас Аншютца). См. также Компас.

ГИРО-ПИЛОТ

ГИРО-ПИЛОТ - см. Гирорулевой.

ГИРОРУЛЕВОЙ

ГИРОРУЛЕВОЙ - электронавигационный прибор, работающий от гирокомпаса.

Гирорулевой.

Гирорулевой.

Осуществляет автоматическое удержание корабля на заданном курсе с гораздо большей точностью, чем это может делать человек, правящий по компасу. Более точное удержание корабля на курсе дает экономический эффект в смысле уменьшения расхода топлива и сокращения времени рейса. Г. широко применяется на судах гражданского флота. Г. называется также гиропилотом и автоматическим рулевым.

ГИРОСКОП

ГИРОСКОП (Gyroscope) - быстро вращающийся вокруг оси симметрии диск или маховик с большой массой, сосредоточенной преимущественно на периферии, обладающий основным свойством сохранять постоянное положение оси вращения в пространстве. Всякая попытка вывести Г. из плоскости его движения вызывает противодействующие силы, которыми в технике пользуются для различных целей, как, напр., для успокоения качки и пр.

ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ УСПОКОИТЕЛЬ КАЧКИ

ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ УСПОКОИТЕЛЬ КАЧКИ - служит для умерения боковой качки. В Г. У. К. Сперри прецессионный двигатель создает прецессионное движение, каковое вызывает появление момента, вращающего судно в сторону, противоположную стороне наклонения судна при действии волн. Г. У. К. Сперри состоит из главного гироскопа, вращающегося с большой угловой скоростью. Главный гироскоп помещается внутри корпуса, из которого для уменьшения сопротивления выкачан воздух. Корпус подвешен на горизонтальной поперечной оси прецессии. Диск гироскопа приводится во вращение трехфазным током. На наружной поверхности корпуса утвержден зубчатый сегмент, плоскость которого расположена параллельно диаметральной плоскости. Сегмент находится в зацеплении с зубчатой передачей, получающей вращение от прецессионного электродвигателя постоянного тока. Ток к последнему подводится через переключатель, движением которого управляет особый гироскоп управления (пилот). Гироскоп управления обладает большой чувствительностью к кренящему моменту. Под действием момента он совершает прецессионные движения, производит в цепи контакт и включает катушку переключателя, чем совершает пуск прецессионного электродвигателя в тем или ином направлении. В результате искусственно созданной прецессии главного гироскопа в его цапфах возникают реакции, дающие кренящие моменты в направлении, противоположном действию волн.

ГИСТЕРЕЗИС МАГНИТНЫЙ

ГИСТЕРЕЗИС МАГНИТНЫЙ - отставание магнитной индукции от внешнего намагничивающего поля, обусловлено тем, что магнитная индукция зависит от ее предыдущего значения. Г. М. есть следствие необратимости процессов намагничивания.

ГИТЕРС

ГИТЕРС (Scoop) (стар.) - лейка с древком, служившая для обмывания бортов судна и для смачивания парусов на шлюпке.

ГИТОВ-БЛОК, ГЛУХОЙ БЛОК

ГИТОВ-БЛОК, ГЛУХОЙ БЛОК (Clewline-block) - блок, в котором шкив закрыт со всех сторон, а для снасти оставлены только два круглых отверстия в нижнем его конце.

Гитов-блок.

Гитов-блок.

Блоки такого устройства необходимы для того, чтобы во время тяги гитовых между ними и блоком не попал парус и таким образом не задержалась бы уборка последнего в критический момент. Г.-Б. применяются обычно у нижних парусов и у марселей.

ГИТОВ-ШКЕНТЕЛЬ

ГИТОВ-ШКЕНТЕЛЬ (стар.) - коренные концы у ординарных гитовых у марселей. В настоящее время гитовы у марселей делаются двойными, и, кроме того, применяется гитов-блок. У Г.-Ш. один конец ввязывался в шкотовый угол марселя, а другой шел в блок под реем и вниз. В этот последний конец ввязывались гинцы, которыми гитовы и тянулись по палубе.

ГИТОВЫ, ГЕЙТОВЫ

ГИТОВЫ, ГЕЙТОВЫ (Clewlines) - снасти бегучего такелажа; служат для уборки парусов, ими подтягивают шкотовые углы паруса под середину рея. Г. у марселей называются марса-гитовы, а у брамселей - брам-гитовы. У бизани и у триселя Г. носят соответственно названия: трисель-гитовы и бизань-гитовы. Г., который подтягивает заднюю шкаторину триселя к гафелю, называется верхним Г., проведенный под усы гафеля называется коренным; Г., притягивающий парус к мачте, называется нижним.

На шлюпках Г. называются снасти, служащие для уборки парусов, в частности перед взятием рифов.

ГИЧКА

ГИЧКА (Gig) - легкая быстроходная шлюпка, имеющая корму с транцем. Г. имеют от 5 до 8 весел. Служат для посылок и разъездов. В настоящее время не встречается.

ГЛАВА-ПУШКАРЬ

ГЛАВА-ПУШКАРЬ (ист.) - старший артиллерист на галерах в петровские времена.

ГЛАВАРЬ

ГЛАВАРЬ (слав.) - капитан.

ГЛАВНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

ГЛАВНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ (Primary armament) - артиллерия, которая соответствует основному назначению данного класса кораблей, в зависимости от чего и определяется ее калибр.

ГЛАВНЫЕ БАЛЛАСТНЫЕ СИСТЕРНЫ

ГЛАВНЫЕ БАЛЛАСТНЫЕ СИСТЕРНЫ - см. Систерны подводных лодок.

ГЛАВНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ (Principal stresses) - нормальные напряжения в главных плоскрстях, в которых отсутствуют касательные напряжения.

ГЛАВНЫЕ РУМБЫ

ГЛАВНЫЕ РУМБЫ (Cardinal points) - см. Румб.

ГЛАВНЫЕ СИЛЫ В БОЮ

ГЛАВНЫЕ СИЛЫ В БОЮ (Main forces) - силы, выполняющие главный удар.

ГЛАВНЫЙ БРОНЕВОЙ ПОЯС

ГЛАВНЫЙ БРОНЕВОЙ ПОЯС - см. Бортовая броня.

ГЛАГОЛЬ

ГЛАГОЛЬ - см. "Г".

ГЛАГОЛЬ-ГАК

ГЛАГОЛЬ-ГАК - складной гак, у которого откидной носок удерживается особым звеном.

ГЛАГОЛЬ-ГАК

Глаголь-гак.

Глаголь-гак.

Г.-Г. употребляется для работ с цепными канатами и вообще с цепями, а также на цепных стопорах, у талрепов и т. п.

ГЛАДЕЦ

ГЛАДЕЦ (арх.) - гладкая, ровная льдина на реке или море.

ГЛАДИЛКА

ГЛАДИЛКА (1. Flattener, 2. Trowel) - 1. Специальный инструмент из твердого дерева и железа для проглаживания швов при шитье парусов. Называется также растиркой. 2. Молоток с фасонной гладкой поверхностью, предназначенный для выглаживания поковок при ковке.

ГЛАДКОСТЕННОЕ ОРУДИЕ

ГЛАДКОСТЕННОЕ ОРУДИЕ (Smooth-bore gun) - артиллерийское орудие, канал которого не имеет нарезов. Называется так в отличие от нарезного. В настоящее время Г. О. вышли из употребления.

ГЛАДУН

ГЛАДУН (арх.) - ровная, гладкая ледяная поверхность.

ГЛАДУХА

ГЛАДУХА (арх.) - 1. Обсыхающий в отлив камень в море. 2. Торос с гладкой поверхностью.

ГЛАДЦА

ГЛАДЦА - см. Гладец.

ГЛАДЬ

ГЛАДЬ - гладкое место, спокойная поверхность воды.

"ГЛАЗ БУРИ"

"ГЛАЗ БУРИ" - при прохождении тропического циклона через какое-нибудь место по мере приближения центра сила ветра возрастает и на некотором расстоянии от него достигает наибольшей величины. Затем ветер резко ослабевает, и в самом центре циклона наблюдается область затишья диаметром в несколько десятков километров, в которой облака разрежаются и даже иногда появляется просвет голубого неба. Это и называется Г. Б.

ГЛАСИС

ГЛАСИС - невысокие броневые плиты, устанавливавшиеся в целях защиты наклонно вокруг машинных и других люков, дымовых труб, вентиляторных шахт и пр.

ГЛИНТ

ГЛИНТ - клинт (от датского "Klint" - обрыв) - обрывы на южном побережье Финского залива, часто отделенные от моря полосой низменного побережья, усеянной валунами.

ГЛИССЕР

ГЛИССЕР (Hydroglider) - тип планирующего судна. В настоящее время широко захватил всю область спортивного и практического катерного и лодочного быстроходного судостроения. Появление Г. выдвинуло новый принцип движения по воде с использованием силы гидродинамического поддержания при соответственном падении сопротивления (глиссирование). Длина Г. достигает 20-25 м, а скорость 50 и более узлов. Минимальные размеры до 2,5 м имеют Г. с подвесным мотором. Нормальной формой Г. является реданная, т. е. имеющая вблизи середины днища уступ, который вместе с кормовой поверхностью днища воспринимает силы гидродинамического поддержания. Обводы Г. способствуют гидродинамическому поднятию его из воды и отрыву от его корпуса отходящих назад водяных струй. Иногда строятся и многореданные Г., но они не имеют определенных преимуществ. Предел, от которого целесообразно применение редана, определяется величиной V : √L = 10, при V - в км/ч и L - в м.

ГЛИССИРОВАНИЕ, ГИДРОПЛАНИРОВАНИЕ, ГИДРОПЛАНАЖ

ГЛИССИРОВАНИЕ, ГИДРОПЛАНИРОВАНИЕ, ГИДРОПЛАНАЖ - при увеличении скорости движения судна эффект, производимый динамическими силами, заключается в возникновении значительной вертикальной силы, направленной вверх и называемой подъемной силой. Эта сила вызывает заметное всплытие судна по отношению к его статическому положению и как результат этого всплытия уменьшение сопротивления. Водоизмещение на ходу становится значительно меньшим, чем это соответствует условиям плавания в покое. Судно как бы скользит по поверхности воды, вследствие чего такое движение его и называется глиссированием (от фр. слова glisser - скользить, слегка касаться).

ГЛОБИГЕРИНИДА

ГЛОБИГЕРИНИДА (Globigerinida) - микроскопическое животное из группы фораминифер, населяющее поверхностные воды океанов; раковины их содержат до 95 % углекислого калия (извести), при обливании разведенным раствором хлористоводородной кислоты сильно кипят. Оседая на дно океанов, эти раковинки входят в состав океанического грунта. Грунт, в составе которого преобладают раковинки Г., называется глобигериновым.

ГЛОБУС ЗВЕЗДНЫЙ

ГЛОБУС ЗВЕЗДНЫЙ (Globe) - прибор, представляющий собой модель небесной сферы, с нанесенными на ней основными кругами и отмеченными условными значками положениями неподвижных звезд, которыми обычно пользуются при ночных определениях места корабля. С помощью звездного глобуса весьма быстро и просто решаются многие задачи мореходной астрономии, не требующие большой точности.

Глобус звездный.

Глобус звездный.

ГЛУБИНА ВОЗДУШНОГО СТРОЯ

ГЛУБИНА ВОЗДУШНОГО СТРОЯ - расстояние, занимаемое всем строем в направлении полета, считая от носа ведущего до хвоста замыкающего самолета.

ГЛУБИНА МИННОГО ПОЛЯ

ГЛУБИНА МИННОГО ПОЛЯ - протяжение, перпендикулярное фронту минного поля.

ГЛУБИНА ОРДЕРА

ГЛУБИНА ОРДЕРА - протяженность по направлению движения кораблей (частей), находящихся в ордере.

ГЛУБИНА ПОРТА

ГЛУБИНА ПОРТА ("объявленная" глубина порта) - та глубина, которая поддерживается портом на подходе (канале), на рейде и у некоторых причалов; в остальных частях акватории порта глубины могут быть меньшие, в соответствии с размером судов различного плавания.

ГЛУБИНА СУДНА

ГЛУБИНА СУДНА (Н) - см. Высота судна.

ГЛУБИНА ТРЮМА

ГЛУБИНА ТРЮМА (Depth of the hold) - расстояние от верхней кромки бимса верхней палубы до внутренней обшивки у кильсона или до верхней поверхности деревянной обшивки двойного дна (у судов с двойным дном), измеряемое в диаметральной плоскости в середине судна (у миделя).

ГЛУБИННЫЕ БОМБЫ

ГЛУБИННЫЕ БОМБЫ (Depth-charge) - см. Бомбы противолодочные.

ГЛУБНИК

ГЛУБНИК - 1. Северо-западный ветер; по направлению этого румба выходят из Мезени в море на глубину (фарватер). Около Архангельска это - побережник (арх.) - 2. Юго-западный ветер на Байкале.

ГЛУБНИЦА

ГЛУБНИЦА (касп.) - небольшие выемки в шпангоутах внутри деревянного судна для стока воды в льяло. То же, что лимбербордовый канал. См. Голубница.

ГЛУБОКАЯ СИСТЕРНА

ГЛУБОКАЯ СИСТЕРНА - см. Диптанк.

ГЛУБОКИЙ ОСТРОВ

ГЛУБОКИЙ ОСТРОВ (арх.) - остров в море с крутыми берегами, около которого можно становиться на якорь самым большим судам.

ГЛУБОКОВОДНАЯ КАМЕРА, ИЛИ "БАТИСФЕРА"

ГЛУБОКОВОДНАЯ КАМЕРА, или "БАТИСФЕРА" - прочная стальная камера, снабженная иллюминаторами, в которой могут быть опущены люди под воду; при помощи глубоководной камеры была достигнута максимальная глубина погружения человека. В настоящее время запроектированы Г. К. для погружения на глубину до 2000 м.

ГЛУБОМЕР КЛАУЗЕНА

ГЛУБОМЕР КЛАУЗЕНА - глубомер, привязываемый иногда к лотлиню лота Томсона вместо груза и глубомерной трубки или пружинного глубомера. Устройство этого Г. основано на тех же принципах, что и глубомерной трубки лота Томсона. Г. К. изготовляется двух величин: большой и малый. Г. К. имеет две сифонообразные стеклянные трубки, одна из которых разбита от 10 до 300 м, а другая от 20 до 500 м. Так как обе трубки в Г. К. действуют независимо, то его называют также контрольным глубомером.

ГЛУБОМЕР КОНТРОЛЬНЫЙ

ГЛУБОМЕР КОНТРОЛЬНЫЙ - см. Глубомер Клаузена.

ГЛУБОМЕР ПРУЖИННЫЙ

ГЛУБОМЕР ПРУЖИННЫЙ - глубомер, употребляемый для измерения глубины лотом Томсона вместо окрашенных стеклянных трубок. Г. П. представляет собой медный цилиндр, разделенный на две части. Верхняя закрытая часть служит воздушной камерой, в которой ходит поршень со штоком, выходящим в открытую часть глубомера. На нижнем конце штока имеется направляющий диск и пружина, неподвижный конец которой прикреплен к телу прибора. Шток поршня разбит на деления, соответствующие различным глубинам погружения глубомера от 0 до 110 саж., через 1 саж.

На штоке силою трения держится индекс. При опускании глубомера на дно поршень, увлекая за собой шток и пружину, начнет двигаться вперед, причем индекс задержится о переборку, разделяющую камеры.

При подъеме глубомера под действием пружины шток будет возвращаться в прежнее положение, неся индекс (благодаря трению) на том делении, которое соответствовало максимальной глубине погружения глубомера, т. е. в момент ее измерения.

ГЛУДА

ГЛУДА (арх.) - выглаженная волнами поверхность камня.

ГЛУХАРЬ

ГЛУХАРЬ (1. Dump-bolt, short drove bolt. 2. Deadlight) - 1. Винт для дерева с шестигранной или квадратной головкой. 2. Внутренняя металлическая крышка у иллюминаторов, которой закрываются в штормовую погоду иллюминаторы, расположенные близко от воды.

ГЛУХОЙ БЛОК

ГЛУХОЙ БЛОК - см. Гитов-блок.

ГЛУШИТЕЛЬ

ГЛУШИТЕЛЬ (Silencer) - металлический сосуд, в который поступают выхлопные газы из цилиндра двигателя. Служит для уменьшения шума, с которым выхлопные газы вырываются в атмосферу.

ГЛЯДЕНЬ

ГЛЯДЕНЬ (сев.) - возвышенный пункт у становища, откуда промышленники наблюдают за морем.

ГНАТЬ К ВЕТРУ

ГНАТЬ К ВЕТРУ - идти бейдевинд как можно круче, как можно ближе к линии ветра.

ГНЕЗДО

ГНЕЗДО (Seating, socket, pigeon hole, step, slot) - выемка или отверстие, в которое устанавливается или через которое проходит какой-нибудь предмет (конструктивная деталь); так, напр., гнездо шлюпбалки (Davit socket), гнездо мачты (Mast step), гнездо руля (Rudder eye) и т. п.

-------------------

(сев.) - степс.

ГНИЛЬ

ГНИЛЬ - см. Пороки дерева.

ГНОМОН

ГНОМОН (ист.) - прибор, применявшийся в древности на берегу для измерения высоты солнца по длине тени шеста. Этот шест и назывался гномон.

ГОД ВИСОКОСНЫЙ

ГОД ВИСОКОСНЫЙ (Leap year) - год продолжительностью в 366 суток.

ГОД ЗВЕЗДНЫЙ, ГОД СИДЕРИЧЕСКИЙ

ГОД ЗВЕЗДНЫЙ, ГОД СИДЕРИЧЕСКИЙ - промежуток времени, за который Солнце собственным своим движением описывает по эклиптике полный круг в 360°. Звездный год содержит 365,25637 суток, или 365 сут. 6 ч. 9 мин. 9,6 сек.

ГОД ПРОСТОЙ

ГОД ПРОСТОЙ (Jear) - год продолжительностью 365 суток.

ГОД СВЕТОВОЙ

ГОД СВЕТОВОЙ - расстояние, которое свет проходит за 1 год. Так как скорость света = 299 850 км/сек, то Г. С. = 9461 · 1012 км.

ГОД ТРОПИЧЕСКИЙ

ГОД ТРОПИЧЕСКИЙ - промежуток времени, за который Солнце приходит в то же положение относительно точки весеннего равноденствия, перемещающейся вследствие прецессии. Г. Т. равен 365,2422 сут. или 365 сут. 5 час. 48 мин. 46,1 сек. Он короче звездного года.

ГОЛ

ГОЛ (стар.) - корпус судна.

ГОЛАНИТЬ

ГОЛАНИТЬ - см. Галанить.

ГОЛЕТ, ГАЛЕТ

ГОЛЕТ, ГАЛЕТ (Shooner) - судно с вооружением шхуны; между мачтами имело грот-стаксель, а на бушприте два кливера. Часто Г. имели стеньги, на которых подымались топсели, а на флагштоках этих стенег - бом-топсели. Г. считались удобными для лавировки и управлялись небольшим числом людей. Применялись как в военном, так и в гражданском флотах.

ГОЛЕЦ

ГОЛЕЦ (арх., касп.) - надводный камень.

ГОЛИК

ГОЛИК (Broom) - 1. Веник из веток дерева, но без листьев (голый), для подметания палубы. 2. Отличительный знак на вехах в виде раструба (ов), сплетенного (ых) из прутьев. 3. Во времена парусного флота существовала традиция поднимать Г. на клотике в ознаменование победы над противником, т. е. в тех случаях, когда с моря "выметались" суда противника.

ГОЛЛАНДЕЦ

ГОЛЛАНДЕЦ (Dutchman) - общее название для всех голландских судов, которых имеется очень много классов и типов. Главным же образом Г. называют одно- или двухмачтовое судно, имеющее большой развал носа и большую погибь палубы. Встречаются в большом количестве у западных берегов Европы.

ГОЛЛАНДКА

ГОЛЛАНДКА - см. Голланка.

ГОЛЛАНДСКИЕ ШЛЮПЫ

ГОЛЛАНДСКИЕ ШЛЮПЫ - небольшие суда, употребляемые в каналах Голландии. Имеют одну мачту, на которой поднимается шпринтовый парус фока-стаксель.

ГОЛЛАНКА, ГОЛЛАНДКА

ГОЛЛАНКА, ГОЛЛАНДКА (Jacket) - рубаха из фланели или парусины. Носится военными моряками рядового и младшего начальствующего состава. Г. из фланели чаще называют фланелевой рубахой или же просто фланелевкой.

ГОЛОВА

ГОЛОВА (Head, upper end, top) - верх, иногда передняя часть, напр. голова руля, голова шпиля, головной корабль, головные соединения, головная колонна и т. д.

-------------------

(арх.) - возвышенная, обращенная вверх по течению реки часть острова.

ГОЛОВА РУЛЯ

ГОЛОВА РУЛЯ (Rudder head) - верхняя часть баллера руля, с которой соединяется рулевой привод.

ГОЛОВА ШЛЮПБАЛКИ

ГОЛОВА ШЛЮПБАЛКИ - верхняя часть, где помещен блок шлюпочных талей.

ГОЛОВА ШПИЛЯ

ГОЛОВА ШПИЛЯ (Drumhead of the capstan) - верхняя часть барабана шпиля.

ГОЛОВКА БОЛТА

ГОЛОВКА БОЛТА (Bolt head) - см. Болт.

ГОЛОВКА ЗАКЛЕПКИ

ГОЛОВКА ЗАКЛЕПКИ (Rivet head) - см. Заклепка.

ГОЛОВКА ЗУБА

ГОЛОВКА ЗУБА - см. Зубчатое колесо.

ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА

ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА - крышка цилиндра, обращенная наружу, с отверстиями для форсунок, впускных и выхлопных клапанов. Г. Ц. присоединяется к телу цилиндра болтами. У мелких двигателей внутреннего сгорания Г. Ц. часто отливаются заодно с цилиндром. Г. Ц. обычно охлаждается водой.

ГОЛОВНОЙ ПОДШИПНИК

ГОЛОВНОЙ ПОДШИПНИК (Head bearing) - см. Шток поршня.

ГОЛОЛЕДИЦА

ГОЛОЛЕДИЦА - ожеледь (Glazed frost) - сплошная ледяная кора, образующаяся на поверхности охлажденных морозами различных предметов вследствие замерзания на них мелких перео

ГОЛОМЕНЕЕ

ГОЛОМЕНЕЕ (сев.) - идти, держать дальше от берега, мористее.

ГОЛОМЯ, ГОЛЫМЯ, ГОЛОМЕНЬ

ГОЛОМЯ, ГОЛЫМЯ, ГОЛОМЕНЬ (сев.) - открытое море, мористо, открыто с моря. Голомяно - мористее. Голомяный ветер - ветер с моря.

ГОЛОСОВАЯ ПЕРЕДАЧА

ГОЛОСОВАЯ ПЕРЕДАЧА - передача приказаний на корабле голосом через нескольких бойцов, расставленных так, чтобы распоряжение, отданное командиром (его помощниками, артиллеристом и пр.), могло дойти до исполнителей. На современных кораблях находит применение весьма редко.

"ГОЛУБАЯ ЛЕНТА"

"ГОЛУБАЯ ЛЕНТА" - символическая принадлежность самого быстроходного парохода, совершающего рейсы между портами Европы и США. Впервые в 1830 г. Г. Л. получил английский пакетбот "Сириус", обладавший скоростью в 8 узлов и водоизмещением 800 т. В настоящее время обладателем Г. Л. является английский пароход "Куин Мери" (скорость - 31,36 узла, водоизмещение 83 400 т).

ГОЛУБЕГРАММА

ГОЛУБЕГРАММА - сношение, передаваемое с помощью голубиной связи.

ГОЛУБИНАЯ СВЯЗЬ

ГОЛУБИНАЯ СВЯЗЬ - одно из средств дальней связи, используемое в тех случаях, когда иные средства либо отсутствуют, либо не могут быть использованы. Органами Г. С. являются голубиные станции и голубиные посты.

ГОЛУБНИЦЫ

ГОЛУБНИЦЫ - водопроточные дыры в нижней части флоров над угловой полосою шпангоута.

ГОЛЫЙ ПРОВОД

ГОЛЫЙ ПРОВОД (Bare conductor, bare wire) - электрический провод без изоляции.

ГОЛЫНЬ

ГОЛЫНЬ (касп.) - песчаная отмель, оголяющаяся при сгоне воды. Песчаная отмель в море, не покрываемая прибылой водой.

ГОЛЬДВЕЙ

ГОЛЬДВЕЙ - см. Секстан.

ГОЛЬФСТРИМ

ГОЛЬФСТРИМ (Gulf-stream) - так называют одно из важнейших океанических течений Северной половины Атлантического океана, имеющее большое навигационное и физико-географическое значение. Оно является продолжением той ветви объединенного Гвианского и Северного Экваториального течений, которая через Караибское море и Юкатанский пролив проникает в Мексиканский залив; свое название (Гольфстрим) оно получает с момента выхода из Мексиканского залива во Флоридский пролив. Так как этот пролив узкий и неглубокий, то скорость течения здесь очень велика и может доходить до 80 мор. миль и даже до 120 мор. миль в сутки. При выходе из пролива Гольфстрим имеет температуру около 27° и соленость около 37° на поверхности; ширина его 50 миль, глубина - 350 шестифутовых сажен и скорость около 5 узлов. Из Флоридского пролива оно устремляется к северу, и к нему присоединяется Антильское течение; течение постепенно становится шире и мельче и достигает 250 миль в ширину у Бермудских островов. На меридиане восточной оконечности Ньюфаундлендской банки скорость течения падает до 15 мор. миль в сутки и не имеет далее навигационного значения. Принесенные им воды продолжают дрейфовать далее к востоку под действием господствующих ветров юго-западного и западного направлений под именем "Дрейфа Гольфстрима" или "Атлантического течения". Приблизительно на полпути при своем пересечении Атлантического океана это течение разветвляется; одна ветвь его направляется к Великобританским островам, а другая достигает берега Европы у Бискайского залива, откуда направляется вдоль берега Португалии в Средиземное море и образует восточное течение у северного берега Африки. Отчасти вышеуказанная ветвь течения сворачивает и к северу через Бискайский залив и образует северо-западное течение поперек входа в Английский канал, называемое Реннельским течением. Площадь северного Атлантического океана между Г. и дрейфовым течением С.-В. пассата, т. е. Северным Экваториальным течением, весьма близко совпадает с нормальным положением области барометрического максимума. Громадные количества водорослей, называемых саргассами (Sargasso или Gulfweed), собираются на этой площади, имеющей около 1000 миль в диаметре и известной под названием Саргассова моря.

ГОЛЬЦАПФЕЛЯ КРАСКА

ГОЛЬЦАПФЕЛЯ КРАСКА - патентованная краска "Интернациональ" для окраски подводной части судов, имеющая три состава: № 1, № 2 и Сопстон. Эти составы накладываются на окрашиваемую поверхность последовательными слоями. Сопстон (первый слой) предохраняет сталь от ржавления и заменяет сурик; применение краски № 1 и № 2 поверх сурика дает плохие результаты, так как сурик отстает, а кроме того, сопстон сохнет 2-3 часа, тогда как сурик 3-4 дня.

ГОМЕНА

ГОМЕНА (ист.) - галерный канат.

ГОНГ

ГОНГ - ударный инструмент из металла; имеет обыкновенно форму круглой сковороды. Служит средством для подачи особых сигналов.

ГОН-ДЕК

ГОН-ДЕК (Gun-deck) - см. Палубы парусного военного корабля.

ГОНДОЛА

ГОНДОЛА (Gondola, Car or cradle of a balloon) - 1. Часть дирижабля или аэростата, находящаяся вне оболочки; прикрепляется к ней непосредственно или при помощи жестких или нежестких связей и служит помещением для людей, двигателей и пр. Г. бывают пассажирские и моторные; число последних у больших дирижаблей доходит до 5. 2. Укороченный фюзеляж в аэропланах старого типа. В Г. помещались пилот, баки для горючего и мотор. Теперь Г. иногда называют моторную установку, скрытую в специальном кожухе обтекаемой формы и расположенную под или между крыльями. 3. Особого типа венецианская лодка.

ГОНДОЛЬЕР

ГОНДОЛЬЕР (Gondolier, rower of a gondola) - гребец на гондоле.

ГОНКА

ГОНКА (Regatta) - состязание судов в скорости хода.

ГОНКА ГРЕБНАЯ

ГОНКА ГРЕБНАЯ (Boat race) - состязание шлюпок под веслами на скорость пробега определенной дистанции.

ГОНКАПАРУСНАЯ

ГОНКАПАРУСНАЯ (Sailing regatta) - состязание шлюпок под парусами на скорость пробега определенной дистанции.

ГОНЧИТЬ

ГОНЧИТЬ (касп.) - буксировать.

ГОРА

ГОРА - 1. Сухой и высокий берег реки (бел.) 2. Правый берег реки (волж.). 3. Вообще земля, суша, берег, материк, в противоположность воде, реке, морю. Ехать горою - сухим путем (арх.).

ГОРБЫЛЬ

ГОРБЫЛЬ (Slab of timber) - доска с сечением в виде сегмента, получаемая при распиловке круглых бревен на доски (см.).

ГОРДЕЛЬ

ГОРДЕЛЬ - см. Гардель.

ГОРДЕЛЬ-БЛОКИ

ГОРДЕЛЬ-БЛОКИ (стар.) - см. Гангерс-блоки.

ГОРДЕНЬ

ГОРДЕНЬ (Gant line, girt line) - снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок. В зависимости от своего местонахождения Г. получают дополнительные наименования, так, напр.: бегун-гордень, бык-гордень, мантыль-гордень, нок-гордень, риф-гордень, сей-гордень и т. п.

ГОРДЕНЬ ГРУЗОВОЙ

ГОРДЕНЬ ГРУЗОВОЙ (Hoisting line, whipping line) - трос с гаком на конце для подъема груза на грузовой стреле; называется иначе грузовым шкентелем

ГОРДЕНЬ ПОДЪЕМНЫЙ

ГОРДЕНЬ ПОДЪЕМНЫЙ (Hauling line) - Г., привязанный к какому-нибудь предмету, напр. к марсу, к рею и т. п., и служащий для подъема тяжестей. При пользовании Г. выигрыша в силе не получается, изменяется лишь направление в тяге.

ГОРДЕНЬ У ПАРУСА

ГОРДЕНЬ У ПАРУСА (Whip) - снасть, с помощью которой подтягивают парус к рею. В зависимости от своего местонахождения Г. у П. получают дополнительные наименования, так, напр., бык-гордени, нок-гордени, слаб-гордени и т. д.

ГОРДЕНЬ-БОУТЫ

ГОРДЕНЬ-БОУТЫ - боуты, служащие для предохранения паруса от перетирания горденями; нашиваются на парус по направлению тяги горденей.

ГОРДЕШОК

ГОРДЕШОК - небольшой подъемный гордень.

ГОРИЗОНТ ИСКУССТВЕННЫЙ

ГОРИЗОНТ ИСКУССТВЕННЫЙ (Artificial horizon) - прибор, которым пользуются при производстве береговых астрономических наблюдений с секстаном при отсутствии видимого морского горизонта или при желании достичь большей точности результатов, чем дают морские наблюдения. Главной частью Г. И. является отражающая поверхность - металлическая, стеклянная или поверхность какой-нибудь жидкости. Световые лучи, идущие от небесного светила, падают на отражающую поверхность Г. И., отражаются от нее и попадают в трубу секстана. Следовательно, при употреблении Г. И. измеряются углы между небесным светилом и его зеркальным изображением в искусственном горизонте. Измеренный таким образом угол, исправленный погрешностью индекса, равен удвоенной высоте светила.

Все существующие образцы Г. И. можно разделить на два типа: с твердой и жидкой отражающей поверхностями.

ГОРИЗОНТ НАБЛЮДАТЕЛЯ ВИДИМЫЙ

ГОРИЗОНТ НАБЛЮДАТЕЛЯ ВИДИМЫЙ (Visible horizon) - наблюдаемая в море круговая черта, по которой море как бы пересекается с небом.

ГОРИЗОНТ НАБЛЮДАТЕЛЯ ИСТИННЫЙ

ГОРИЗОНТ НАБЛЮДАТЕЛЯ ИСТИННЫЙ (True horizon) - плоскость, перпендикулярная к отвесной линии наблюдателя. На сфере небесной он изображается большим кругом, для которого зенит и надир служат полюсами. Этот круг делит небесную сферу на две половины: надгоризонтную, в которой расположен зенит, и подгоризонтную, в которой находится надир.

ГОРИЗОНТ ОРУДИЯ

ГОРИЗОНТ ОРУДИЯ - горизонтальная плоскость, проходящая через орудие (точку стояния орудия).

ГОРИЗОНТ РАЗРЫВА

ГОРИЗОНТ РАЗРЫВА - горизонтальная плоскость, проходящая через точку падения (точку разрыва) бомбы.

ГОРИЗОНТ СБРАСЫВАНИЯ

ГОРИЗОНТ СБРАСЫВАНИЯ - горизонтальная плоскость, проходящая через точку сбрасывания бомбы.

ГОРИЗОНТАЛИ, ИЗОГИПСЫ

ГОРИЗОНТАЛИ, ИЗОГИПСЫ (Horizontal) - линии, соединяющие на плане точки местности, имеющие одинаковые высоты. Служат для изображения на плане рельефа местности.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ БРОНЯ

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ БРОНЯ - см. Бронирование.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СИЛА

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СИЛА - земного магнетизма - см. Земной магнетизм.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ НАВЕДЕНИЕ

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ НАВЕДЕНИЕ (Direction of the gun) - совмещение вертикальной плоскости, проходящей через ось канала орудия (плоскости стрельбы), с целью.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РУЛИ

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РУЛИ (Hydroplanes) - рули, дающие возможность подводной лодке забирать глубину при погружении и поддерживать ее. Современные подводные лодки имеют часто две пары Г. Р. глубины: одну - в носу, другую - в корме, обычно балансирного типа. Носовая пара Г. Р. располагается примерно на расстоянии 1/4 длины лодки от носа, а кормовая - позади винтов и в одной горизонтальной плоскости с осью гребных винтов, дабы использовать действие водяной попутной струи на рули. Общая площадь Г. P. s = К. S, где S - площадь горизонтальной проекции лодки, а К - для малых лодок равно 0,05, для крупных - 0,03. Площадь кормовых рулей, как главных, делается обычно несколько больше носовых (процентов на 10-12), хотя на некоторых лодках встречается и обратное соотношение площади носовых и кормовых рулей. Г. Р. устанавливаются также на торпедах для удержания их на заданной глубине во время подводного хода.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (Horizontal engine, trunk engine) - двигатель, имеющий горизонтально расположенные рабочие цилиндры.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ СЕМАФОР

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ СЕМАФОР - специальное средство односторонней связи с воздушными летательными аппаратами. Г. С. допускает возможность передачи до 40 различных сигналов. Выкладывается на береговых станциях головой к северу; на кораблях - к носу корабля. Сигнализация Г. С. ведется выкладыванием различных фигур сигналов, которым придана цифровая нумерация по специальной таблице.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ УГОЛ ОПАСНОСТИ

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ УГОЛ ОПАСНОСТИ (Horizontal danger angles) - когда вблизи опасности или на берегу имеется два хорошо видимых предмета, то для предупреждения об опасности поступают так: проводят на карте окружность через эти два предмета, вмещающую в себе все банки и часть безопасного пространства, и снимают с карты горизонтальный угол опасности α, вершина которого лежит на окружности, а стороны проходят через два данных предмета. Тогда, измеряя горизонтальный угол между эти

ГОРКА

ГОРКА - резкое набирание высоты самолетом в течение короткого промежутка времени.

ГОРЛО

ГОРЛО - на севере СССР так называют пролив, соединяющий залив или внутреннее море с внешним морем.

ГОРЛОВИНА НА САМОЛЕТЕ

ГОРЛОВИНА на самолете (люверс) - круглое небольшое отверстие, закрывающееся герметически крышкой в отдельных отсеках поплавков или отсеках лодки гидросамолета; служит для выкачивания воды, просушки и проверки исправности отсеков.

ГОРЛОВИНА НА СУДНЕ

ГОРЛОВИНА на судне (Handhole, manhole) - круглые или овальные отверстия, размера, достаточного для пролезания человека (0,4-0,6 м), вырезанные в палубных настилках, переборках, настилке двойного дна и пр.

Горловина с крышкой.

Горловина с крышкой.

Служит для возможности осматривать отдельные изолированные помещения судна, производить их периодическую окраску и вентилирование. Каждая Г. обязательно должна быть снабжена водонепроницаемой крышкой и в обычное время закрыта наглухо.

ГОРН

ГОРН (Forge, hearth, bucle-horn) - 1. Медный рожок (труба), служащий для подачи установленных сигналов на военных кораблях. 2. Г. туманный (Foghorn) - труба, рожок, служащий для подачи на парусных судах установленных сигналов во время тумана.

ГОРНА МЫСА ТЕЧЕНИЕ

ГОРНА МЫСА течение - ветвь Поперечного течения южного Тихого океана, уклоняющаяся на 50° южной ш. у Южной Америки к архипелагу Огненной Земли и огибающая Америку с юга; отличается довольно значительной скоростью, около 30 мор. миль (иногда доходит до 40-50 мор. миль). Течение мыса Горна, обогнув Америку, идет в Атлантическом океане на NO и здесь несет многочисленные ледяные горы, которые не доходят до самого м. Горна миль на 60. Ледяные горы приносятся сюда антарктическим течением большой мощности, так как они сидят глубоко в воде.

ГОРНИК

ГОРНИК (арх.) - ветер, дующий с материка, с берега.

ГОРНИСТЫ

ГОРНИСТЫ (Bugler) - рядовые военные моряки, назначаемые на большие корабли для производства сигналов на горне.

ГОРНЫЙ БЕРЕГ

ГОРНЫЙ БЕРЕГ - правый берег реки.

ГОРНЫЙ ЛЕН

ГОРНЫЙ ЛЕН (Earth flax) - см. Асбест.

ГОРНЫЙ РЫНОК

ГОРНЫЙ РЫНОК (волж.) - угол, образуемый береговой линией горного (правого) берега реки.

ГОРОДКИ

ГОРОДКИ (сев.) - бревенчатые клетки, на которые ставятся суда, вытащенные на берег или на лед.

ГОРОЙ ШЕЛ

ГОРОЙ шел (сев.) - по берегу, берегом.

ГОРТАТОР

ГОРТАТОР (ист.) - начальник гребцов на боевых судах Древней Греции. Обязанности Г. заключались в том, чтобы следить за правильностью гребли и побуждать гребцов к дружной работе веслами; местом Г. на ходу был возвышенный продольный помост посередине судна, по которому он постоянно прохаживался взад и вперед. При нем постоянно находился музыкант, который по указанию Г. звуками давал темп гребли.

ГОРЧА

ГОРЧА (арх.) - порыв ветра, шквал, особенно под берегом.

ГОРЧИЧНЫЙ ГАЗ

ГОРЧИЧНЫЙ ГАЗ (Mustard gas) - см. Иприт.

ГОРЮЧАЯ СМЕСЬ

ГОРЮЧАЯ СМЕСЬ - рабочая смесь (Gas) - смесь газообразного топлива или паров жидкого топлива с воздухом, воспламеняемая в цилиндрах газовых или карбюраторных двигателей, работающих по циклу Отто.

ГОРЮЧЕЕ

ГОРЮЧЕЕ (Fuel) - см. Топливо.

ГОРЯЧАЯ ОБРАБОТКА

ГОРЯЧАЯ ОБРАБОТКА - метод изготовления металлических деталей или заготовок к ним без снятия стружки, при помощи давления или удара, причем для увеличения пластичности заготовки нагревают до высокой температуры. К Г. О. относятся кузнечное производство (осадка, штамповка, вытяжка или фасонная ковка), осуществляемое при помощи молотов и прессов, и прокатное производство, где работы совершаются на прокатных станах.

ГОСПИТАЛИ ПЛАВУЧИЕ

ГОСПИТАЛИ ПЛАВУЧИЕ - госпитальные суда (Hospital ship) - суда, соответствующим образом оборудованные и служащие для транспортировки больных или пострадавших во время боевых действий и оказания им медицинской помощи.

ГОТЛАНГЕР

ГОТЛАНГЕР (стар.) - артиллерийский прислужник. В буквальном переводе с голландского (Handlanger) означает - подающий рукой.

ГОТОВНОСТЬ БОЕВАЯ

ГОТОВНОСТЬ БОЕВАЯ (Fighting efficiency) - готовность корабля (соединения) к действию его боевыми и техническими средствами. Степень Г. Б. определяется тем состоянием, в котором находятся средства корабля и обслуживающий и управляющий ими личный состав. Виды Г. Б. бывают следующие: для боя, когда необходима готовность всех средств корабля; для того или иного вида обороны - противоторпедной (ПТО), противолодочной (ПЛО), противовоздушной (ПВО), противоминной (ПМО), когда необходима готовность лишь определенных комбинаций средств.

ГОТОВНОСТЬ ПОХОДНАЯ

ГОТОВНОСТЬ ПОХОДНАЯ - срок готовности корабля (соединения) к походу. Готовности к походу бывают трех видов: полная готовность к съемке с якоря, бочки или швартовов; готовность, определяемая часами, и длительная готовность, определяемая сутками.

ГОУТ-ФЕЙР

ГОУТ-ФЕЙР (стар). - заболонь.

ГОФР

ГОФР (Gauffer, goffer, gauffre) - тонкие металлические или фанерные листы, которым придана правильная волнообразная поверхность с целью увеличения их жесткости. Гофрированные листы применяются для изготовления каютных переборок, покрышки крыльев и корпуса (фюзеляжа) самолетов и т. п.

ГОФТОУ

ГОФТОУ (стар.) - передняя ванта, считая от носа судна. В буквальном переводе с голландского (hoofd-tow) означает главная снасть.

ГОЧКИС

ГОЧКИС - см. Пушка Гочкиса.

ГРАВИЙ МОРСКОЙ

ГРАВИЙ морской (Gravel) - природная несцементированная смесь обломков горных пород (преимущественно гранита) зерновидной формы, размером от 1 до 10 мм, без примеси мягких пород.

ГРАД

ГРАД (1. Hail, 2. Grade) - 1. Атмосферные осадки, выпадающие в виде кусочков льда (градин) большей частью округлой или яйцевидной формы. Выпадение Г. наблюдается чаще всего в средних широтах; оно бывает главным образом в теплое время года при грозах или грозовом состоянии атмосферы и происходит всегда из ливневых (грозовых) облаков с хорошо развитой наковальней. Условия образования Г. не вполне выяснены, но во всяком случае оно связано с развитием мощных восходящих токов. Выпадение Г. наблюдается чаще всего в послеполуденные часы. 2. Малоупотребительная единица измерения угла. Г. = 0,01 прямого угла, или 0,04 окружности. Г. делится на 100 минут, а минута на 100 секунд. При таком подразделении окружности величина одной минуты меридиана (т) выйдет равной:

т = 2πR/400 ·100 = 1.000,2 м, т. е. 1 км.

Поэтому километр иногда называют метрической милей. Как и само деление окружности на 400 град., метрическая миля не вошла еще во всеобщее употребление во всех государствах. Она применяется главным образом во Франции и Италии только при геодезических работах.

ГРАДИЕНТ БАРИЧЕСКИЙ

ГРАДИЕНТ БАРИЧЕСКИЙ (Pressure gradient) - разность давлений атмосферы на данной горизонтальной поверхности в направлении наибольшего падения давления. Г. Б. характеризуется его направлением и величиной. Направление Г. Б. определяется по странам света, а величиной Г. Б. называется разность атмосферного давления в направлении наибольшего падения давления, рассчитанная на единицу расстояния, причем за эту единицу принимается один градус меридиана, т. е. 60 мор. миль.

ГРАДИЕНТ ДАВЛЕНИЯ

ГРАДИЕНТ ДАВЛЕНИЯ - см. Градиент барический.

ГРАДИЕНТ ТЕМПЕРАТУРЫ

ГРАДИЕНТ ТЕМПЕРАТУРЫ - вертикальный или вертикальный термический градиент (Vertical thermic gradient) - падение температуры воздуха на каждые 100 м в вертикальном направлении. В сухом воздухе градиент температуры составляет около 1°, в насыщенном водяным паром - около 0,5°.

ГРАДУС

ГРАДУС (Degree) - 1. Единица измерения угла или дуги, равная 1/90 прямого угла или 1/360 окружности (см. Угол). Применяется для измерения углов, дуг, меридианов, параллелей, широт, долгот, азимутов и т. д. Угол в 1° образуется двумя радиусами, заключающими дугу в 1°, т. е. 1/360 часть окружности. Г. делится на 60 минут ('), минута - на 60 секунд ("). Иногда делят прямой угол на 100 частей, называемых градами; каждый град делится на десятые, сотые доли и т. п. 2. Единица измерения температуры. В применяемой повсеместно стоградусной шкале Цельсия (С) Г. равен одной сотой интервала между температурами кипения и замерзания воды при давлении одной атм. Между Г., определяющими температуру (t°) по Цельсию (С), Реомюру (R) и Фаренгейту (F), существует такая зависимость:

t° C=0,8t° R = 32 + 1,8t° F.

3. При измерении плотности жидкости ареометром эта плотность измеряется различными Г., в зависимости от конструкции.

ГРАДУС ЖЕСТКОСТИ

ГРАДУС ЖЕСТКОСТИ - см. Жесткость воды.

ГРАДШТОК, ГРАД БОК, ГРАД-БОГЕН

ГРАДШТОК, ГРАД БОК, ГРАД-БОГЕН (Cross-staff, Jacob's staff) - старинный инструмент, употреблявшийся для измерения высот светил. Г. состоял из деревянного четырехгранного бруска, длиной около 0,9 л (3 ф.), называвшегося флеш (стрела), и продолговатой дощечки - марто (молоток). Марто имело на средине четырехугольное отверстие и надевалось на флеш таким образом, чтобы угол между ними составлял 90°. Таких марто имелось четыре штуки различной величины, принадлежащие соответствующим граням флеша. Грани разбивались на градусы высоты следующим образом: первая - от 40° до 90°, вторая - от 30° до 60°, третья - от 20° до 50° и четвертая - от 10° до 30°. Чтобы взять высоту светила, наблюдатель приставлял глаз к глазному концу флеша и, держа инструмент так, чтобы воображаемая плоскость, проходящая через флеш и марто, находилась бы в плоскости вертикала, двигал марто, добиваясь такого положения, при котором светило было видно по верхнему краю марто, а горизонт - по нижнему. Отсчет высоты светила производился по соответствующей грани флеша, в точке на которой остановилось марто. Г. назывался иначе - краштаф (от английского Cross-staff) или радиус.

ГРАММ

ГРАММ (г) (Gram, gramme) - единица массы в абсолютной системе мер; в технической системе мер Г. - единица силы; определяется как 0,001 килограмма.

ГРАНАТА

ГРАНАТА (Shell) - пустотелый снаряд калибром меньше 150 мм. Бывают бронебойные, фугасные и практические. В прежнее время (до изобретения нарезной артиллерии) Г. называли круглый шар с отверстием (очком), в которое вставляли трубку с зажигательным составом. Г. были подобны бомбам и отличались от последних лишь отсутствием ушков, а кроме того, были легче весом (не более одного пуда).

ГРАНД-ФЛИТ

ГРАНД-ФЛИТ (Grand Fleet) - название главных сил английского флота в водах метрополии во время войны 1914-1918 гг., употребляемое в военно-морской литературе в качестве собственного имени.

ГРАФИК

ГРАФИК (Graph) - наглядное изображение изучаемых явлений посредством кривых, площадей, фигур и т. п. Г. являются не только средством для наглядного изображения результатов, но также и орудием для решения целого ряда вычислительных задач. Наиболее часто Г. применяются для изображения связи между двумя величинами, из которых одна является независимой величиной (аргументом), а другая - функцией от нее. См. Номограмма.

ГРЕБЕЛЬ

ГРЕБЕЛЬ (сев.) - пятое отделение или чердак в шняке.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная