Морской словарь (Самойлов К.И., 1941)
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГРЕ"-"ГЮЙ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГРЕ"-"ГЮЙ")

ГРЕБЕНКА

ГРЕБЕНКА (стар.) - часть орудийного станка. Служила для отодвигания орудия от борта.

ГРЕБЕНЬ ВОЛНЫ, ИЛИ ВЕРШИНА ВОЛНЫ

ГРЕБЕНЬ ВОЛНЫ, или ВЕРШИНА ВОЛНЫ (Crest of a wave) - самая верхняя точка волны.

ГРЕБЕНЬ, ИЛИ БРОВКА

ГРЕБЕНЬ, или БРОВКА (речи.) - верхняя линия яра (см.), где горизонтальная поверхность переходит в вертикальную - обрывистую.

ГРЕБЕНЬ ПОВЫШЕННОГО ДАВЛЕНИЯ

ГРЕБЕНЬ ПОВЫШЕННОГО ДАВЛЕНИЯ - область более высокого давления воздуха между двумя циклонами. Для Г. типична ясная погода.

ГРЕБЕЦ

ГРЕБЕЦ (Rower, oarsman) - человек, гребущий на шлюпке веслом или гребком. Баковые гребцы (Bowman) - гребцы, работающие на баковых веслах, т. е. на первых, считая от носа шлюпки. Раньше их называли крючными. Загребной (Stoke, stroke oar) - первый от кормы Г. на шлюпке, по которому равняются все остальные.

ГРЕБЛЯ

ГРЕБЛЯ (Rowing) - работа гребцов веслами для передвижения шлюпки.

ГРЕБНИ

ГРЕБНИ (сев.) - шхеры по западную сторону Нордкапа.

ГРЕБНОЕ КОЛЕСО

ГРЕБНОЕ КОЛЕСО (Paddle wheel) - судовой движитель, состоящий из частично погруженного в воду колеса с лопастями (плицами). Г. К. устанавливаются с боков судна (боковые Г. К.) или сзади (кормовые Г. К).

ГРЕБНОЕ СУДНО

ГРЕБНОЕ СУДНО (Row boat) - судно, приводящееся в движение веслами.

ГРЕБНОЙ ФЛОТ

ГРЕБНОЙ ФЛОТ (ист.) - флот античного мира (Финикия, Греция, Карфаген, Рим) и Средних веков (Венеция, Генуя, Византия), военные корабли которого главным движителем имели весла, паруса же являлись в силу их примитивности двигателем вспомогательным, а торговые - главным двигателем имели паруса. Гребные корабли античных государств в зависимости от числа рядов весел носили название униремы, биремы, триремы. С развитием с XV-XVI ст. ст. парусного двигателя и появлением парусных кораблей, способных совершать океанские плавания, гребной флот продолжал существовать в составе морской силы для военных действий в шхерных районах (Адриатическое море, Финский залив).

В России Г. Ф., как часть военного флота, был создан Петром I, но набеги на Византию и берега Черного моря производились славянами уже в IX ст. на флотилиях гребных лодок, поднимавших до 50 чел. Г. Ф. периода средних веков назывался также галерным, так как основным типом в нем являлась галера.

ГРЕБОК

ГРЕБОК (Canoe-paddle) - 1. Особый род короткого весла, которым действуют не как обыкновенным веслом через уключину, а по наружную сторону борта, почти вертикально к воде. Употребляется обычно в тех местах, где по узкости фарватера или по другим аналогичным причинам грести обыкновенными веслами невозможно. 2. Однократное действие веслом. 3. Кочегарный инструмент, служащий для перемещения угля на решетке парового котла.

ГРЕМУЧАЯ РТУТЬ

ГРЕМУЧАЯ РТУТЬ (Fulminate of mercury) - взрывчатое вещество, ртутная соль гремучей кислоты. Применяется в детонаторах (см.).

ГРЕМУЧИЙ СТУДЕНЬ

ГРЕМУЧИЙ СТУДЕНЬ (взрывчатая желатина) - взрывчатое вещество, представляющее коллоидный раствор пироксилина в нитроглицерине.

ГРЕП

ГРЕП (Gripe) - нижняя часть водореза или первая штука от киля, соединенная посредством замка с идущей вверх штукой княвдигеда, на деревянных судах.

ГРЕСТЬ, ИЛИ ГРЕСТИ

ГРЕСТЬ, или ГРЕСТИ (Row) - давать ход шлюпке с помощью весел. "Греби, кто может" - греби, кто успел выкинуть весло. "Греби сильней" - приказание гребцам гресть сильнее, наваливаясь. "Легче гресть" - команда, подающаяся на шлюпках, по которой гребцы делают слабую проводку весел по воде, уменьшая этим ход шлюпки. "Левая греби" - приказание грести гребцам шлюпки, сидящим по левому борту. "Левая греби, правая табань" - команда гребцам левого борта шлюпки гресть, а правого - табанить. Подается в тех случаях, когда необходимо круто, почти на месте, развернуть шлюпку вправо. "Правая греби" - приказание грести гребцам шлюпки, сидящим по правому борту. "Правая греби, левая табань" - команда гребцам правого борта шлюпки гресть, а левого - табанить. Подается в тех случаях, когда необходимо круто, почти на месте, развернуть шлюпку влево. См. также Выгребать и Загребать.

ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ

ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ - зажигательные смеси, употреблявшиеся греками с военными целями в Средние века.

ГРИБОВИДНЫЙ ЯКОРЬ

ГРИБОВИДНЫЙ ЯКОРЬ (Mushroom Anchor) - см. Якоря мертвые.

ГРИГЕЛЬ

ГРИГЕЛЬ (Gregale) - местный ветер (NO), дующий зимой на Мальте.

ГРИНИЧ, ГРИНВИЧ

ГРИНИЧ, ГРИНВИЧ (Greenwich) пригород Лондона, где находится главная астрономическая обсерватория Великобритании, основанная в 1675 г. По международному соглашению меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, принят за начальный меридиан при счете долгот на земной поверхности. Гринвичское гражданское время служит для всех астрономичеких расчетов и является основным для системы поясного времени.

ГРИНХАРТ

ГРИНХАРТ - весьма твердое и прочное дерево, произрастающее в Британкой Гвинее. Употребляется для изготовления баллеров, рулей и шпилей у больших деревянных судов, а также для покрытия этих судов вторым слоем наружной обшивки, так как Г. не подвергается разрушению морским червем. Удельный вес Г. составляет около 0,98.

ГРИПЕЯ

ГРИПЕЯ (ист.) - буйреп на галерах.

ГРОЗА

ГРОЗА (Thunder storm, thunder shower) - характерным явлением для Г. служат электрические разряды в виде молний. При близкой Г. молнии сопровождаются громом, при отдаленной - грома не слышно, а видны только молнии, называемые в этом случае зарницами (sheet lichtnings). Г. связаны с типичными ливневыми облаками, обязанными своим происхождением мощным восходящим токам. Благодаря им толщина ливневых облаков достигает нескольких километров. Внизу ливневое облако представляется очень темным и здесь наблюдаются "изорванные облака плохой погоды".

Г. делят обыкновенно на тепловые и фронтальные. Тепловые Г. происходят от сильного нагревания нижних слоев воздуха над материками в жаркую погоду. Они могут быть сильными и иногда следуют одна за другой, но охватывают сравнительно небольшие районы. После них не наблюдается резкого изменения погоды. Фронтальные Г. наблюдаются чаще всего на холодных фронтах, гораздо реже - на теплых, большей частью в ложбинах, на окраинах циклонов, особенно часто в их юго-западной, южной и юго-восточной частях; очень часто наблюдаются Г. в частных циклонах. Фронтальные грозы охватывают узкие, но вытянутые до нескольких сот километров зоны и за ними следует изменение погоды.

ГРОМ

ГРОМ (Thunder) - звук, обусловленный сильным нагреванием воздуха вдоль разрядного канала молнии; это нагревание так интенсивно и создается так быстро, что подобно взрыву сопровождается волной сгущения воздушных частиц, переходящей в звуковую волну. Район слышимости Г. редко превосходит 25 км; обычно слышимость его не больше 10 км.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ (Loud speaker) - аппарат, предназначенный для громкого воспроизведения звуков в радиоприемных устройствах. Г. преобрадует электрические колебания низкой частоты в звуковые колебания. В зависимости от механизма этого преобразования различают Г. электромагнитные, электродинамические и электростатические.

ГРОМООТВОД НА КОРАБЛЕ

ГРОМООТВОД на корабле (Lichtning conductor) - медная полоса, прибиваемая спереди или сзади вдоль мачты, стеньги, брам-стеньги и флагштока и кончающаяся наверху шпилькой. Внизу эта полоса сообщается с забортной водой. Устанавливается для предохранения судов от вредных последствий ударов молнии.

ГРОСБОТ

ГРОСБОТ - большая шлюпка, применявшаяся на судах гражданского флота; имела полные обводы и солидную конструкцию; предназначалась для перевозки грузов.

ГРОТ

ГРОТ (1. Main sail. 2. Main) - 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте). Привязывается к грота-рею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящимся выше марса грот-мачты.

ГРОТ БРАМ-СТЕНЬГА

ГРОТ БРАМ-СТЕНЬГА (Main-topgallant-mast) - см. Стеньга.

ГРОТ КОСОЙ

ГРОТ КОСОЙ (Main-trysail) - парус, ставящийся на грот-мачте, совершенно такой же формы, как бизань на трехмачтовых судах.

ГРОТ ШТОРМОВОЙ

ГРОТ ШТОРМОВОЙ - парус, имевший форму равнобедренного треугольника. Привязывался к рею своим основанием. Применялся в прошлом столетии.

ГРОТА

ГРОТА (Main) - слово, прибавляемое ко всем снастям, парусам и рангоуту, принадлежащим грот-мачте.

ГРОТА-БРАСЫ

ГРОТА-БРАСЫ (Main-brace) - брасы грота-рея.

ГРОТА-БУЛИНЬ

ГРОТА-БУЛИНЬ (Main-bowline) - снасть, которой оттягивают вперед наветренную боковую шкаторину грота, чтобы удерживать в ней ветер, когда судно идет в бейдевинд. "Грота-булинь прихватить" - команда, подающаяся для того, чтобы вытянуть грота-булинь.

ГРОТА-ГАЛС

ГРОТА-ГАЛС (Main-tack) - см. Галс.

ГРОТА-ГАРДЕЛЬ

ГРОТА-ГАРДЕЛЬ (Main-gear) - см. Гардель.

ГРОТА-ДАХ

ГРОТА-ДАХ (стар.) - см. Дах.

ГРОТА-РЕЙ

ГРОТА-РЕЙ (Main-yard) - нижний рей на грот-мачте (первый снизу).

ГРОТА-ТОПЕНАНТ

ГРОТА-ТОПЕНАНТ (Main lift) - см. Топенант.

ГРОТА-ШКОТ

ГРОТА-ШКОТ (Main-sheet) - см. Шкот.

ГРОТА-ШПИЛЬ

ГРОТА-ШПИЛЬ - или большой шпиль (стар.) - шпиль, устанавливавшийся на старых деревянных кораблях между грот- и бизань-мачтами и имевший два ряда вымбовок (на нижней палубе и под шканцами).

ГРОТА-ШТАГ

ГРОТА-ШТАГ (Main-stay) - см. Штаги.

ГРОТ-БОМ-БРАМ-БАКШТАГИ

ГРОТ-БОМ-БРАМ-БАКШТАГИ (Mainroyal-backstay) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-бом-брам-стеньги с боков.

ГРОТ-БОМ-БРАМ-РЕЙ

ГРОТ-БОМ-БРАМ-РЕЙ (Main-topgallant-royal-yard) - четвертый снизу рей (если марса реи не двойные) на грот-мачте. Большей частью летучий, т. е. не имеющий брасов и топенантов.

ГРОТ-БОМ-БРАМСЕЛЬ

ГРОТ-БОМ-БРАМСЕЛЬ (Main-topgallant-royal-sail) - см. Брамсель.

ГРОТ-БОМ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ

ГРОТ-БОМ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ (Main-topgallant-staysail) - см. Стаксель.

ГРОТ-БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА

ГРОТ-БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА (Main-topgallant-royal-mast) - см. Стеньга.

ГРОТ-БОМ-БРАМ-ШТАГ

ГРОТ-БОМ-БРАМ-ШТАГ (Main-royal-stay) - снасть стоячего такелажа, удерживающая грот-брам-стеньгу спереди. Один конец его крепится близ топа грот-брам стеньги, а другой примерно у середины фор-брам-стеньги.

ГРОТ-БОМ-БРАСЫ

ГРОТ-БОМ-БРАСЫ (Main-royal-brace) - брасы у грот-бом-брам-рея.

ГРОТ-БРАМ-БАКШТАГИ

ГРОТ-БРАМ-БАКШТАГИ (Main-topgallant-backstay) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-брам-стеньги с боков.

ГРОТ-БРАМ-БРАСЫ

ГРОТ-БРАМ-БРАСЫ (Main-topgallant-brace) - брасы у грот-брам-рея.

ГРОТ-БРАМ-ВАНТЫ

ГРОТ-БРАМ-ВАНТЫ (Main topgallant shrouds) - снасти стоячего такелажа, удерживающие грот-брам-стеньгу с боков.

ГРОТ-БРАМ-РЕЙ

ГРОТ-БРАМ-РЕЙ (Main-topgallant yard) - третий снизу рей (если марса-реи не двойные) на грот-мачте.

ГРОТ-БРАМСЕЛЬ

ГРОТ-БРАМСЕЛЬ (Main-topgallant-sail) - см. Брамсель.

ГРОТ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ

ГРОТ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ (Main-royal-staysail) - см. Стаксель.

ГРОТ-БРАМ-ТОПЕНАНТЫ

ГРОТ-БРАМ-ТОПЕНАНТЫ (Main topgallant-lift) - топенанты у грот-брам-рея.

ГРОТ-БРАМ-ШТАГ

ГРОТ-БРАМ-ШТАГ (Main-topgallant-stay) - штаг, удерживающий грот-брам-стеньгу спереди. Один конец этого штага крепится примерно у середины грот-брам-стеньги, а другой у форсалинга.

ГРОТ-БРАМ-ЭЗЕЛЬГОФТ

ГРОТ-БРАМ-ЭЗЕЛЬГОФТ (Main-topgallant-mast-cap) - эзельгофт, надетый на грота-стеньгу и удерживающий грот-брам-стеньгу.

ГРОТ-ВАНТЫ

ГРОТ-ВАНТЫ (Main shrouds) - см. Ванты.

ГРОТ-КАМЕРА

ГРОТ-КАМЕРА (стар.) - место в трюме позади грот-мачты.

ГРОТ-ЛОСЬ-ШТАГ

ГРОТ-ЛОСЬ-ШТАГ (Main-stay) - штаг, по которому ходит грот-стаксель.

ГРОТ-ЛЮК

ГРОТ-ЛЮК (Main-hatchway) - люк, расположенный впереди грот-мачты.

ГРОТ-МАРС

ГРОТ-МАРС (Main-top) - см. Марс.

ГРОТ-МАРСА-БРАСЫ

ГРОТ-МАРСА-БРАСЫ (Main top-braces) - брасы у грот-марса-рея.

ГРОТ-МАРСА-БУЛИНЬ

ГРОТ-МАРСА-БУЛИНЬ (Main-topsail-bowline) - см. булинь у грот-марселя.

ГРОТ-МАРСА-РЕЙ

ГРОТ-МАРСА-РЕЙ (Main-topsail-yard) - второй снизу рей на грот-мачте.

ГРОТ-МАРСА-ТОПЕНАНТЫ

ГРОТ-МАРСА-ТОПЕНАНТЫ (Main-topsail-lift) - топенанты у грот-марса-рея.

ГРОТ-МАРСА-ФАЛ

ГРОТ-МАРСА-ФАЛ (Main-topsail halyard) - снасть, с помощью которой подымается грот-марса-рей.

ГРОТ-МАРСЕЛЬ

ГРОТ-МАРСЕЛЬ (Main-topsail) - см. Марсель.

ГРОТ-МАРСОВОЙ

ГРОТ-МАРСОВОЙ (Main-top-man) - марсовой, работающий на грот-марсе.

ГРОТ-МАЧТА

ГРОТ-МАЧТА (Main-mast) - вторая мачта, считая от носа. См. также Мачта.

ГРОТ-МУНСЕЛЬ

ГРОТ-МУНСЕЛЬ (Moonsail) - прямой парус, расположенный выше грот-трюмселя.

ГРОТ-ПУТЕНС-ВАНТЫ

ГРОТ-ПУТЕНС-ВАНТЫ - см. Путенс-ванты.

ГРОТ-РУСЛЕНЬ

ГРОТ-РУСЛЕНЬ (Main-chain) - руслень против грот-мачты, служащий для отвода грот-вант.

ГРОТ-САЛИНГ

ГРОТ-САЛИНГ (Main-topmast-cros-strees) - салинг на грот-стеньге.

ГРОТ-СЕЙ-ТАЛЕЙ-ШКЕНТЕЛЬ

ГРОТ-СЕЙ-ТАЛЕЙ-ШКЕНТЕЛЬ (Main-tackle pendant) - шкентель, накладываемый на топ грот-мачты ниже вант и служащий для закладывания сей-талей.

ГРОТ-СЕЙ-ТАЛИ

ГРОТ-СЕЙ-ТАЛИ (Main-winding tackle) - тали, закладываемые в шкентель грот-мачты. См. также Сей-тали.

ГРОТ-СТАКСЕЛЬ

ГРОТ-СТАКСЕЛЬ (Main-staysail) - штормовой парус, находящийся между грот- и фок-мачтой.

ГРОТ-СТЕНЬ-БАКШТАГИ

ГРОТ-СТЕНЬ-БАКШТАГИ (Main topmast-backstays) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-стеньги с боков и сзади.

ГРОТ-СТЕНЬ-ВАНТЫ

ГРОТ-СТЕНЬ-ВАНТЫ (Main-topmast shrouds) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-стеньги с боков.

ГРОТ-СТЕНЬГА

ГРОТ-СТЕНЬГА (Main-topmast) - см. Стеньга.

ГРОТ-СТЕНЬГИ-СТАКСЕЛЬ

ГРОТ-СТЕНЬГИ-СТАКСЕЛЬ (Main-topmast staysail) - см. Стаксель.

ГРОТ-СТЕНЬ-ШТАГ

ГРОТ-СТЕНЬ-ШТАГ (Main-topmast stay) - штаг, удерживающий грот-стеньгу спереди.

ГРОТ-СТЕНЬ-ЭЗЕЛЬГОФТ

ГРОТ-СТЕНЬ-ЭЗЕЛЬГОФТ (Main-topcap) - эзельгофт, надетый на грот-мачту и держащий грот-стеньгу.

ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ГАФЕЛЬ

ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ГАФЕЛЬ (Main-trysail-gaff) - гафель на грот-мачте.

ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ГИК

ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ГИК (Main-spanker-boom) - горизонтальное дерево, по которому растягивается грот-трисель.

ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ЭРИНС-БАКШТАГИ

ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ЭРИНС-БАКШТАГИ (Main-vang, main-trysail-vang) - эринс-бакштаги у грот-трисель-гафеля.

ГРОТ-ТРЮМ-БАКШТАГИ

ГРОТ-ТРЮМ-БАКШТАГИ (Main-skysail-backstay) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-трюм-стеньги с боков.

ГРОТ-ТРЮМ-БРАСЫ

ГРОТ-ТРЮМ-БРАСЫ (Main-skysail-brace) - брасы грот-трюм-рея.

ГРОТ-ТРЮМ-РЕЙ

ГРОТ-ТРЮМ-РЕЙ (Main-skysailyard) - рей, висящий поперек грот-трюм-стеньги, к которому привязывается парус трюмсель.

ГРОТ-ТРЮМСЕЛЬ

ГРОТ-ТРЮМСЕЛЬ (Main-skysail) - прямой парус, привязываемый к грот-трюм-рею.

ГРОТ-ТРЮМ-СТЕНЬГА

ГРОТ-ТРЮМ-СТЕНЬГА (Main-skysail-mast) - средняя часть грот-бом-брам-стеньги, идущая выше бом-такелажа.

ГРОТ-ТРЮМ-ТОПЕНАНТЫ

ГРОТ-ТРЮМ-ТОПЕНАНТЫ (Main-skysail-lift) - топенанты грот-трюм-рея.

ГРОТ-ТРЮМ-ШТАГ

ГРОТ-ТРЮМ-ШТАГ (Main-skysail-tay) - штаг, удерживающий грот-рюм-стеньгу спереди.

ГРОУЛЕРЫ

ГРОУЛЕРЫ (Growler) - ледяные горы, сравнительно небольшой высоты и мало выступающие над поверхностью воды, а в связи с этим мало заметные.

ГРУА

ГРУА (ист.) - кранбалка на галерах.

ГРУБЫЙ БЕРЕГ

ГРУБЫЙ БЕРЕГ (сев.) - крутой, высокий, приглубый берег.

ГРУЗ

ГРУЗ (Cargo) - общее название всех предметов (товаров), погруженных на судно. См. также Грузы.

ГРУЗ ВРЕДНЫЙ

ГРУЗ ВРЕДНЫЙ - скопляющаяся в льялах судна вода и накапливающееся в кладовых дефектное имущество. Г. В. в условиях правильной эксплуатации судна незначителен.

ГРУЗ ЖИДКИЙ

ГРУЗ ЖИДКИЙ - термин, применяющийся в "Теории корабля". Под жидким грузом разумеют воду или жидкость, принятую внутрь корабля.

ГРУЗ НАВАЛОЧНЫЙ

ГРУЗ НАВАЛОЧНЫЙ - см. Груз насыпной.

ГРУЗ НАЛИВНОЙ

ГРУЗ НАЛИВНОЙ - см. Грузы наливные.

ГРУЗ НАСЫПНОЙ

ГРУЗ НАСЫПНОЙ (Bulk cargo) - груз, состоящий из однородной массы, напр. угля, верна; погружается насыпью или наливом.

ГРУЗ НЕДОСТАВЛЕННЫЙ

ГРУЗ НЕДОСТАВЛЕННЫЙ (Shortshipment) - груз, не попавший по назначению.

ГРУЗ ОБЪЕМНЫЙ

ГРУЗ ОБЪЕМНЫЙ (Measurement goods) - легкий, емкий груз, по которому взимается фрахт за объемную единицу.

ГРУЗ ПАЛУБНЫЙ

ГРУЗ ПАЛУБНЫЙ (Deck cargo) - груз, перевозимый на верхней палубе с согласия грузовладельца. За такие грузы судовладелец обычно ответственности не несет.

ГРУЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ

ГРУЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - состоит из запасов топлива, потребного на переход судна от одного места бункеровки до другого, запаса питательной воды для котлов, запаса питьевой и мытьевой воды.

ГРУЗИКИ ДЛЯ КАРТ

ГРУЗИКИ ДЛЯ КАРТ - небольшие свинцовые цилиндры, диаметры которых раза в два больше высоты, весом около 375 г (около фунта). Г. кладутся на карту, по которой ведется прокладка, чтобы карту порывом ветра не сбросило на палубу или вовсе не унесло.

ГРУЗИТЬ СУДНО

ГРУЗИТЬ СУДНО (Stow, trim) - принимать на судно грузы.

-------------------

(Stow, trim) - принимать на судно грузы.

ГРУЗОВАЯ МАРКА

ГРУЗОВАЯ МАРКА (Load line, plimsoll mark) - на морских транспортных судах показывает ту предельную осадку, на которую данное судно может грузиться в зависимости от времени года и района плавания. Г. М. представляет собой так называемый диск Плимсолля, который на деревянных судах вырезается, а на металлических при помощи керна выбивается на обшивке и прокрашивается краской в цвет, резко отличающийся от цвета наружной обшивки. Над самой маркой ставится черта, соответствующая расчетной палубе. От центра диска наносится вертикальная черта с шестью отходящими от нее по направлению к носу судна горизонтальными линиями у паротеплоходов и двумя горизонтальными линиями у парусных судов (Gridiron). Значение этих линий для марок, наносимых на борта паротеплоходов по правилам Регистра СССР и полностью согласованных с постановлениями Международной конвенции о грузовой марке, следующее:

1. Линия с маркой "Л" (S) определяет собой предельную летнюю осадку судна в соленой воде. Эта линия наносится на том же уровне, что и линия, проходящая через центр диска Плимсолля.

2. Линия с маркой "Т" (Т) обозначает максимальную осадку для судов, плавающих в тропиках.

3. Линия с маркой "П" (F) определяет собой предельную осадку, до которой может грузиться судно в пресной воде в летнее время.

4. Линия с маркой "ТП" (TF) показывает максимальную осадку, до которой может грузиться судно в пресной воде в тропиках.

5. Линия с маркой "З" (W) обозначает предельную зимнюю осадку судна.

6. Линия с маркой "ЗСА" (WNA) определяет собой максимальную осадку для плавания зимой в северной части Атлантического океана (севернее широты 36°).

Грузовая марка.

Грузовая марка.

Суда, перевозящие лесные грузы, в дополнение к обычной Г. М. снабжаются еще особой маркой, которой пользуются в тех случаях, когда судно, кроме трюмов, имеет еще груз на палубе. Лесная Г. М. накрашивается на борту судна рядом с маркой для генеральных грузов, но только не в нос от диска, а в корму. Сокращенные названия времени года и районов плавания, соответствующие различным осадкам, имеют вначале букву "Л" (L).

ЛТП (LTF) - лесная, тропики, пресная (вода),

ЛП (LF) - лесная, пресная (вода),

ЛТ (LT) - лесная, тропики,

ЛЛ (LS) - лесная, летом,

ЛЗ (LW) - лесная, зимой,

ЛЗСА (LWNA) - лесная, зимой, Северная Атлантика.

Периоды, в течение которых все эти марки имеют силу в различных частях света, подробно указаны в правилах нанесения грузовой марки, издаваемых Регистром СССР.

Отдельные значения линий Г. М., наносимых по правилам Регистра СССР на бортах парусных и парусно-моторных судов, следующие:

1. Линия, проходящая через центр диска Плимсолля, обозначает максимальную осадку судов, плавающих в соленой воде во всех частях света и во всякое время года, за исключением районов и времен года, где действует увеличенный зимний надводный борт.

2. Линия с маркой "ЗСА" (WNA) обозначает предельную осадку для зимних плаваний в северной части Атлантического океана (см. выше о марке "ЗСА" для паротеплоходов).

3. Линия с маркой "П" (F) определяет собой наибольшую осадку для плавания в пресной воде.

Каждое морское судно должно быть снабжено свидетельством о грузовой марке, которое выдается у нас Регистром Союза ССР на основании произведенных расчетов по определению высоты надводного борта.

ГРУЗОВАЯ ШКАЛА

ГРУЗОВАЯ ШКАЛА - чертеж-номограмма, показывающий соотношение между осадкой судна, его полной грузоподъемностью, а иногда, сверх того, водоизмещением, высотой надводного борта и числом тонн на один сантиметр или дюйм осадки.

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА - объем всех тех помещений, которые предназначаются для размещения груза. При этом различают: 1. Грузовместимость насыпью (Capacity in grain), под которой разумеют объем грузовых помещений судна, вычисленный по внутренней поверхности деревянного настила двойного дна, за вычетом объема, занимаемого набором судна и прочими устройствами, загромождающими трюм. 2. Грузовместимость для штучных грузов (Capacity in bales) или объем грузовых помещений судна, вычисленный от внутренней поверхности деревянного настила, грузовых реек (рыбин) бортов и до нижней кромки бимсов и книц, за вычетом из этой кубатуры объема пиллерсов, карлингсов и прочих устройств, загромождающих трюмы.

В среднем можно считать, что вместимость для штучных грузов бывает примерно на 10 % меньше вместимости насыпью. Это относится к общему объему трюмов, с известной вариацией в ту или другую сторону для отдельных трюмов. Г. С. иногда выражается в фрахтовых или обмерных тоннах, а чаще всего в м3 или кубофутах.

ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО

ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО (Cargo gear) - судовое устройство, служащее для перемещения грузов. Оно состоит из следующих главных элементов: грузовых люков, грузовых стрел, такелажа стрел и грузоподъемных лебедок или кранов (паровых, электрических).

ГРУЗОВОЙ ЛЮК

ГРУЗОВОЙ ЛЮК (Cargo hatch, loading hatch) - вырезы в палубах судна, служащие для погрузки в трюмы грузов и их выгрузки. Г. Л. имеют прямоугольную форму и снабжены приспособлениями для плотного закрывания. На верхней палубе вырезы для каждого Г. Л. ограждаются вертикальными листами, называемыми комингсами.

ГРУЗОВОЙ ПЛАН

ГРУЗОВОЙ ПЛАН (Cargo-plan)-изображение в схематическом виде продольного разреза судна с указанием предполагаемого размещения грузов по трюмам. Это так называемый предварительный Г. П., который составляется на особых бланках. В клетках, изображающих собой трюмы и твиндеки судна, показывается на таком плане относительное расположение находящихся в них однородных или генеральных грузов, а также отдельных крупных или тяжелых мест. Рядом с наименованием грузов указывается число их мест, а иногда также и вес отдельных партий. Если грузы направляются в различные порты, то на грузовом плане делаются об этом соответствующие отметки. Понятно, что при составлении такого предварительного грузового плана (или карго-плана, как его иногда называют, придерживаясь английской терминологии) должны быть приняты во внимание основные требования, предъявляемые к правильно нагруженному судну, а именно: 1. Чтобы в результате погрузки судна была достигнута нормальная остойчивость его. 2. Чтобы судно имело тот дифферент, который является наиболее желательным для данного рейса. 3. Размещение грузов по трюмам должно быть произведено с учетом особенностей физических и химических свойств грузов. 4. Чтобы грузовые помещения и верхняя палуба были использованы наиболее выгодным образом. 5. Должно быть учтено наиболее успешное (без задержки для судна) проведение погрузки и выгрузки судна в портах. К концу погрузки судна составляется окончательный Г. П. судна, представляющий собой план действительного размещения грузов для данного рейса. Г П. составляется обычно в нескольких экземплярах, из которых один остается в порту погрузки, один на судне и один направляется в порт выгрузки, что дает возможность агенту, в адрес которого направляется судно, на основании полученного карго-плана заранее разработать план разгрузки судна, сообразуясь с условиями и обычаями данного порта. Г. П. в значительной мере облегчает ведение учета оставшегося еще в трюмах груза и определение того количества рабочей силы и времени, какие требуются для окончания выгрузки судна.

ГРУЗОВОЙ РАЗМЕР

ГРУЗОВОЙ РАЗМЕР (Dedweight plan) - составляется для ясного представления о грузоподъемности данного судна. Представляет собой кривую водоизмещения, рядом с которой помещается шкала. По этой шкале отмечают водоизмещение, углубление, грузоподъемность и высоту надводного борта судна при различных его осадках в воде. Имея Г. Р., можно сразу же найти необходимые элементы при любом среднем углублении судна, а также быстро ориентироваться в вопросе об осадке судна в случае приема или выгрузки грузов.

ГРУЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ГРУЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ (Shipping documents) - см. Погрузочные документы.

ГРУЗОВЫЕ КРАНЫ

ГРУЗОВЫЕ КРАНЫ (Crane) - см. Краны судовые.

ГРУЗОВЫЕ МЕСТА НЕРАЗРЕШЕННЫЕ

ГРУЗОВЫЕ МЕСТА НЕРАЗРЕШЕННЫЕ (Illegal packages) - подлежащие оплате таможенной пошлиной грузовые места с меньшим весом или объемом, нежели допущенные таможней для импорта.

ГРУЗОВЫЕ ПОРТЫ

ГРУЗОВЫЕ ПОРТЫ (Cargo port) - герметически задраиваемые двери, открываемые по мере надобности. Г. П. устраиваются либо в бортах, либо в поперечных переборках твиндека на больших судах для ускорения производства грузовых операций.

ГРУЗОВЫЕ СЕТКИ

ГРУЗОВЫЕ СЕТКИ - сетки, связанные из пенькового, манильского или проволочного троса и служащие для погрузки на судно или выгрузки с него мелких предметов, которые не могут быть подняты помощью стропа. Обычный размер сетки около 3,75 м в длину и столько же в ширину. Величина ячеек - 20 х 20 см.

ГРУЗОВЫЕ СУДА

ГРУЗОВЫЕ СУДА (Cargo carrier, freighters) - транспортные суда, предназначенные исключительно для перевозки разных грузов и различающиеся между собой по роду основного груза, для перевозки которого они предназначены. С этой точки зрения эти суда могут быть разделены на следующие виды; сухогрузные суда и наливные суда, или танкеры. К Г. С. также относятся сухогрузные и наливные баржи (Barges) - для перевозки массовых грузов главным образом по рекам.

ГРУЗОЕМКОСТЬ СУДОВ

ГРУЗОЕМКОСТЬ СУДОВ - см. Грузовместимость судна.

ГРУЗООБОРОТ ВОДНОГО ПУТИ ИЛИ СУДОХОДНОЙ ЛИНИИ

ГРУЗООБОРОТ ВОДНОГО ПУТИ или СУДОХОДНОЙ ЛИНИИ - весовое количество грузов, перевозимых по данному пути или данной судоходной линии за определенный период (обычно год).

ГРУЗООБОРОТ ПОРТА

ГРУЗООБОРОТ ПОРТА (Freight turnover, cargo turnover) - весовое количество грузов, прибывающих и отбывающих из порта за определенное время (обычно год).

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ (Consignor) - в отношении таможни - последний собственник груза в месте его отправления.

ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЕ СУДА

ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЕ СУДА (Cargo and passenger ships) - транспортные суда, служащие для одновременной перевозки грузов и пассажиров, приближающиеся в зависимости от количества перевозимых пассажиров и грузов либо к пассажирским, либо к грузовым судам.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ САМОЛЕТА

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ САМОЛЕТА - способность нести груз сверх веса конструкции. Для военного самолета характеризуется возможностью использования максимальной полезной нагрузки, в которую входят вес экипажа, вооружения, съемного оборудования. Требования по грузоподъемности предъявляются особо к тяжелым и легким бомбардировщикам. В пределах Г. С. возможно комбинирование увеличения одного груза за счет уменьшения другого.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СТРЕЛЫ

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СТРЕЛЫ - наибольший груз, который может быть поднят на стреле в зависимости от ее прочности. Г. С. - Р в т при длине стрелы L в м определяется эмпирическими формулами:

для деревянных стрел:

P = 1/2 · d4/L2 · 10-3,

где d - диаметр стрелы в см,

для металлических стрел:

Р = 1/25 · dm3δ/L2,

где dm - средний диаметр в см, δ - толщина стенки стрелы в с

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА - количество груза, которое судно может принять при погружении до предельной осадки соответственно грузовой марке. Грузоподъемность, как и водоизмещение, выражается в тоннах (английских или метрических). Следует различать валовую, или полную, грузоподъемность (дедвейт) и чистую.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА ВАЛОВАЯ, ИЛИ ПОЛНАЯ

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА ВАЛОВАЯ, или ПОЛНАЯ - см. Дедвейт.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА ЧИСТАЯ, ИЛИ ПОЛЕЗНАЯ

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА ЧИСТАЯ, или ПОЛЕЗНАЯ (Dc) - количество транспортного (коммерческого) груза по весу, которое может поднять данное судно, погрузившись по предельную марку. Полезная грузоподъемность судна выражается в весовых тоннах. Полезная грузоподъемность представляет собой разность между дедвейтом (Dw) и количеством хозяйственного груза

(W).

Dw - W = Dс.

Г. Ч. является числом переменным, зависящим от дальности расстояния, на которое перевозится груз.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ШЛЮПОК

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ШЛЮПОК - для грубых подсчетов могут быть даны нижеследующие нормы, определяющие число людей, которое может безопасно перевозиться в тихую погоду, считая вес человека 80 кг (5 пудов).

На барказах и полубарказах - по 5 человек на весло. На легких катерах - по 5 человек на банку. На шестерках - не более 12 человек. Если шлюпка идет под парусами, то ее грузоподъемность следует считать вдвое меньше. В свежую погоду грузоподъемность уменьшается в зависимости от волны.

Грузовместимость шлюпок вычисляется по формуле: V = 0,6L x В x H, где L - длина шлюпки, В - ширина, Н - расстояние от планширя до кильсона. На каждого человека требуется 0,28 м3 объема шлюпки.

ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ

ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ (Consingnee) - лицо, которому груз адресован.

ГРУЗЫ ВОДОЛАЗНЫЕ

ГРУЗЫ ВОДОЛАЗНЫЕ - см. Водолазный аппарат.

ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ - разделяются на постоянные, расходные и временные. Постоянные грузы: корпус, дельные вещи, внутреннее устройство, артиллерийское и минное вооружение, броня, механизмы и котлы. Расходные грузы: топливо и вода, боевые запасы, материалы для смазки и обтирки и пр. Временные грузы: пассажиры с багажом, перевозимые войска с амуницией, оружием, лошадьми и пр., принимаемая в виде балласта вода, различные грузы, перевозимые распоряжением соответствующих начальников.

ГРУЗЫ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ

ГРУЗЫ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ (General cargo) - сборные, штучные, обычно тарные (в упаковке) грузы; противопоставляется массовым грузам, перевозимым большими партиями.

ГРУЗЫ ГРОМОЗДКИЕ

ГРУЗЫ ГРОМОЗДКИЕ - места, имеющие объем более 40 куб. ф. (1,133 м3).

ГРУЗЫ ЖИВЫЕ

ГРУЗЫ ЖИВЫЕ (Cattle) - рогатый скот, лошади и другие животные, перевозимые с соблюдением специальных правил.

ГРУЗЫ ИМПЕРСКИЕ

ГРУЗЫ ИМПЕРСКИЕ (Empire goods) - грузы, импортируемые в Англию из колоний и доминионов и пользующиеся поэтому льготной пошлиной.

ГРУЗЫ ИСКЛЮЧЕННЫЕ

ГРУЗЫ ИСКЛЮЧЕННЫЕ (Shutouts) - грузы, не погруженные на судно за отсутствием свободного места или из-за опоздания погрузки на судно.

ГРУЗЫ МАССОВЫЕ

ГРУЗЫ МАССОВЫЕ - грузы, перевозимые большими партиями, достаточными для заполнения всего судна; сюда относятся: лес, хлопок, уголь, хлеб, руда, марганец, нефть.

ГРУЗЫ НАЛИВНЫЕ

ГРУЗЫ НАЛИВНЫЕ - жидкие грузы (нефтепродукты, растительные масла, патока, серная кислота и проч.), наливаемые непосредственно в трюмы специально приспособленных для их перевозки судов.

ГРУЗЫ ОГНЕОПАСНЫЕ

ГРУЗЫ ОГНЕОПАСНЫЕ (Hazardous goods) - самовозгорающиеся или легко воспламеняющиеся грузы. Сюда относятся главным образом сырая нефть и нефтепродукты. По степени огнеопасности делятся на 3 разряда. К первому разряду относятся нефтепродукты с температурой вспышки до 28° С, ко второму - с температурой вспышки от 28° С до 65° С и к третьему - с температурой вспышки выше 65° С.

ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ

ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ (Dangerous goods) - взрывчатые вещества. Погрузка, разгрузка и хранение в пути осуществляются на основании специальных правил. Морская перевозка Г. О. законодательствами разных стран подвержена ограничениям.

ГРУЗЫ ПАРЦЕЛЬНЫЕ

ГРУЗЫ ПАРЦЕЛЬНЫЕ (Parcels) - частичные, недостаточные для заполнения всего судна.

ГРУЗЫ ПРОСРОЧЕННЫЕ

ГРУЗЫ ПРОСРОЧЕННЫЕ (Out of time goods) - грузы, не востребованные в предусмотренный коносаментом срок. Груз этот сдается капитаном на хранение за счет получателя.

ГРУЗЫ СВЕРХСРОЧНЫЕ

ГРУЗЫ СВЕРХСРОЧНЫЕ (Overtime goods) - название грузов, которые либо вовсе не были декларированы, или в таможне по ним была учинена неполная декларация. Если по прошествии месяца грузы не были декларированы, то таможня вправе продать их для покрытия пошлин и расходов по перевалке и хранению.

ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ

ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ - грузы, перевозимые в рефрижераторах. Подразделяются на охлаждаемые - овощи, фрукты, яйца, и на замораживаемые - мясо, рыба, масло.

ГРУЗЫ ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ

ГРУЗЫ ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ - отдельные места весом более двух т.

ГРУЗЫ ШТУЧНЫЕ

ГРУЗЫ ШТУЧНЫЕ - грузы, идущие отдельными местами, в таре или без нее.

ГРУНТ

ГРУНТ (Ground) - 1. Верхний слой дна моря, океана, реки и пр. На морских картах характер Г. обозначается: вд.-водоросли (Wd. -Weed), и. - ил (М. - Mud), к. - камень (St. - Stones), п. - песок (S. - Sand), грб.- грубый (с. - coarse), мг. - мягкий (so - soft), жл. - желтый (у. - yellow), сн. - синий (b. - blue) и т.п. Для якорной стоянки лучший Г. - ил, худший - камень и особенно каменная плита, на которой якорь не держится и даже ломается. О характере Г. в данном месте можно приближенно судить по образцам Г., доставаемых лотом. Г. хороший для якорной стоянки (Good holding ground) - там, где хорошо забирает якорь, не ползет после отдачи. Г. дурной для якорной стоянки (Bad anchor ground, foul ground) - там, где якорь не забирает и судно дрейфует. 2. См. Грунтовка.

ГРУНТОВ

ГРУНТОВ (Gripe) - полоса, сотканная из шкимушки, или кусок троса. Служит для крепления по-походному шлюпки, подвешенной на шлюпбалках. Г. имеет на каждом конце по очку, из коих одно надевается на шлюпбалку, а в другое основывается талреп для его обтягивания. Г. кладутся вдоль шлюпки крест-накрест. В старину Г. назывались грундтоу (от гол. Grondtouw).

ГРУНТОВКА

ГРУНТОВКА (Prime-coating) - нанесение на окрашиваемую поверхность подготовительного слоя краски (грунта) для того, чтобы окончательно окрашенная поверхность была более ровной и имела более чистый цвет.

ГРУНТООТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ, ГРЯЗНУХИ

ГРУНТООТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ, ГРЯЗНУХИ (Hopper) - служебные суда, предназначенные для отвозки грунта, вынимаемого для углубления подходных каналов и акватории порта; они устраиваются с откидным днищем.

ГРУНТРОПЫ

ГРУНТРОПЫ - см. Траловая сеть.

ГРУППА

ГРУППА - организационное подразделение боевых частей корабля (исключая артиллерийской), состоящее из нескольких отделений. См. Отделение.

ГРУППО-ЗАТМЕВАЮЩИЕСЯ ОГОНЬ

ГРУППО-ЗАТМЕВАЮЩИЕСЯ ОГОНЬ (Group-occulting light) - см. Маячные огни.

ГРУППО-ПРОБЛЕСКОВЫЙ ОГОНЬ

ГРУППО-ПРОБЛЕСКОВЫЙ ОГОНЬ (Group-flashing light) - см. Маячные огни.

ГРЯДА

ГРЯДА (речн.) - скопление камней по всей ширине реки, когда дно русла не имеет большого уклона, почему и течение реки не будет очень стремительным; точно так же грядою называется и всякая каменистая коса.

ГРЯДА (РОССЫПЬ)

ГРЯДА (россыпь) - каменная россыпь, расположенная возвышающимися продолговатыми полосами, лежащими у берегов или близ устьев рек.

ГРЯЗЕОТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ

ГРЯЗЕОТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ (Hopper barges) - служебные суда, предназначаемые для отвозки мусора и нечистот. Устраиваются с откидным днищем. В военном флоте называются мусорными баржами.

ГРЯЗНУХА

ГРЯЗНУХА - см. Грунтоотвозные шаланды.

ГРЯЗНЫЕ ДЕНЬГИ

ГРЯЗНЫЕ ДЕНЬГИ (Dirty Money) - особое, сверх обычных ставок, вознаграждение рабочим за обработку сильно поломанных, загрязненных или зловонных грузов.

ГУАРИ

ГУАРИ (Wherry) - 1. Небольшое судно во Франции, имеющее одну или две мачты и треугольные паруса, привязанные к сегарсам. 2. Треугольный парус, прикрепляющийся частью к мачте и частью к рейку, составляющему продолжение мачты; постановка его производится посредством двух железных ракс-бугелей, прикрепленных к этому рейку.

ГУБА

ГУБА (Tiller) - 1. Рычаг (румпель), которым поворачивают руль на деревянных речных судах. 2, Морской залив, затон, заводь взморья.

ГУБА (ЗАЛИВ)

ГУБА (залив) (Lip) - название морских заливов, употребляющееся на европейском севере СССР и в Сибири. В большинстве случаев Г. называются по впадающим в них рекам, как, напр., Двинская Г., Онежская Г. - в Белом море, Печорская Г. - в Баренцовом море.

ГУБОВИНА

ГУБОВИНА (сев.) - небольшой залив, бухточка.

ГУЖ

ГУЖ (сев.) - петля, остропка, уключины для весел.

ГУЖОН

ГУЖОН (Stud bolt, tap, screw-rivet) - болт с винтовой нарезкой и с квадратом на головке для ввинчивания ключом. Употребляется для соединения листов со стальными отливками или поковками. После ввинчивания квадратная головка срубается.

ГУЗЕ

ГУЗЕ (стар.) - крик восторженного одобрения, радости и приветствия, которым прежде заменялось ура.

ГУК

ГУК (от гол. hock) - мыс, угол. Часть суши, выдающаяся в море, озеро, реку более или менее острым углом. На севере СССР вместо мыс иногда употребляют термин нос.

ГУКАР, ГУКОР

ГУКАР, ГУКОР - см. Гукер.

ГУКЕР, ГУККЕР, ГУКР

ГУКЕР, ГУККЕР, ГУКР (Howker or hooker) - голландское парусное судно, имеющее обычно две мачты: грот и бизань. Грузоподъемность от 60 до 200 т. Г. называют также рыболовные боты на южном побережье Ирландии, имеющие одну мачту. На побережье Англии Г. обычно называют "Голландцем". В СССР Г. можно встретить на Онежском и Ладожском озерах под названием гукар.

ГУЛЛЕТ

ГУЛЛЕТ (стар.) -парусное военное судно небольшого размера. В русском флоте были галеты (1790-1835 г.г.) с вооружением от 4 до 14 пушек, по-видимому, парусно-гребные (шхерного флота).

ГУЛЬЕ

ГУЛЬЕ - см. Хой.

ГУМБОЛЬДТОВО ТЕЧЕНИЕ

ГУМБОЛЬДТОВО ТЕЧЕНИЕ - см. Перуанское течение.

ГУПЕРА ПРОВОД

ГУПЕРА ПРОВОД - электрический провод высокой изоляции; покрыт резиновой оболочкой без шва и снабжен снаружи лентой и оплеткой, пропитанной изолирующим составом. Употребляется для внутренних проводок.

ГУР

ГУР (Hoor) - небольшое судно, встречающееся у Малабарского берега Индии.

ГУРИЙ, ГУРЕЙ

ГУРИЙ, ГУРЕЙ (бел.) - груда камней, обыкновенно остроконечных, сложенных на берету для отметки места или просто на память о посещении,

ГУСЕК

ГУСЕК - см. Постановка на гусек.

ГУСИНЫЙ СТРОЙ

ГУСИНЫЙ СТРОЙ - см. Строй клина.

ГУСЯНА, ГУСЯНКА

ГУСЯНА, ГУСЯНКА - несамоходное деревянное речное судно барочной постройки (класса "В"). Представляет собой беспалубную низкобортную барку длиной до 90 м, грузоподъемностью 800 т. Нос и корма тупо-закругленные. Груз - преимущественно лес, камень, соль.

ГЮЙС, ЮЙС

ГЮЙС, ЮЙС (Jack, jack-flag) - флаг, поднимаемый на носу военных кораблей первых двух рангов, когда они стоят на якоре. Г. поднимается ежедневно одновременно с подъемом кормового флага, т. е. в 8 часов утра (зимой в 9), и спускается с заходом солнца. Г. военных кораблей СССР представляет собой красное полотнище, в середине которого показана белым контуром красная пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре.

ГЮЙС-ШТОК

ГЮЙС-ШТОК (Jack-staff) - деревянный или металлический шест, на котором поднимается гюйс.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная