Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГРЕ"-"ГЮЙ")
ГРЕБЕНКА (стар.) - часть орудийного станка. Служила для отодвигания орудия от борта. |
ГРЕБЕНЬ ВОЛНЫ, или ВЕРШИНА ВОЛНЫ (Crest of a wave) - самая верхняя точка волны. |
ГРЕБЕНЬ, или БРОВКА (речи.) - верхняя линия яра (см.), где горизонтальная поверхность переходит в вертикальную - обрывистую. |
ГРЕБЕНЬ ПОВЫШЕННОГО ДАВЛЕНИЯ - область более высокого давления воздуха между двумя циклонами. Для Г. типична ясная погода. |
ГРЕБЕЦ (Rower, oarsman) - человек, гребущий на шлюпке веслом или гребком. Баковые гребцы (Bowman) - гребцы, работающие на баковых веслах, т. е. на первых, считая от носа шлюпки. Раньше их называли крючными. Загребной (Stoke, stroke oar) - первый от кормы Г. на шлюпке, по которому равняются все остальные. |
ГРЕБЛЯ (Rowing) - работа гребцов веслами для передвижения шлюпки. |
ГРЕБНИ (сев.) - шхеры по западную сторону Нордкапа. |
ГРЕБНОЕ КОЛЕСО (Paddle wheel) - судовой движитель, состоящий из частично погруженного в воду колеса с лопастями (плицами). Г. К. устанавливаются с боков судна (боковые Г. К.) или сзади (кормовые Г. К). |
ГРЕБНОЕ СУДНО (Row boat) - судно, приводящееся в движение веслами. |
ГРЕБНОЙ ФЛОТ (ист.) - флот античного мира (Финикия, Греция, Карфаген, Рим) и Средних веков (Венеция, Генуя, Византия), военные корабли которого главным движителем имели весла, паруса же являлись в силу их примитивности двигателем вспомогательным, а торговые - главным двигателем имели паруса. Гребные корабли античных государств в зависимости от числа рядов весел носили название униремы, биремы, триремы. С развитием с XV-XVI ст. ст. парусного двигателя и появлением парусных кораблей, способных совершать океанские плавания, гребной флот продолжал существовать в составе морской силы для военных действий в шхерных районах (Адриатическое море, Финский залив). В России Г. Ф., как часть военного флота, был создан Петром I, но набеги на Византию и берега Черного моря производились славянами уже в IX ст. на флотилиях гребных лодок, поднимавших до 50 чел. Г. Ф. периода средних веков назывался также галерным, так как основным типом в нем являлась галера. |
ГРЕБОК (Canoe-paddle) - 1. Особый род короткого весла, которым действуют не как обыкновенным веслом через уключину, а по наружную сторону борта, почти вертикально к воде. Употребляется обычно в тех местах, где по узкости фарватера или по другим аналогичным причинам грести обыкновенными веслами невозможно. 2. Однократное действие веслом. 3. Кочегарный инструмент, служащий для перемещения угля на решетке парового котла. |
ГРЕМУЧАЯ РТУТЬ (Fulminate of mercury) - взрывчатое вещество, ртутная соль гремучей кислоты. Применяется в детонаторах (см.). |
ГРЕМУЧИЙ СТУДЕНЬ (взрывчатая желатина) - взрывчатое вещество, представляющее коллоидный раствор пироксилина в нитроглицерине. |
ГРЕП (Gripe) - нижняя часть водореза или первая штука от киля, соединенная посредством замка с идущей вверх штукой княвдигеда, на деревянных судах. |
ГРЕСТЬ, или ГРЕСТИ (Row) - давать ход шлюпке с помощью весел. "Греби, кто может" - греби, кто успел выкинуть весло. "Греби сильней" - приказание гребцам гресть сильнее, наваливаясь. "Легче гресть" - команда, подающаяся на шлюпках, по которой гребцы делают слабую проводку весел по воде, уменьшая этим ход шлюпки. "Левая греби" - приказание грести гребцам шлюпки, сидящим по левому борту. "Левая греби, правая табань" - команда гребцам левого борта шлюпки гресть, а правого - табанить. Подается в тех случаях, когда необходимо круто, почти на месте, развернуть шлюпку вправо. "Правая греби" - приказание грести гребцам шлюпки, сидящим по правому борту. "Правая греби, левая табань" - команда гребцам правого борта шлюпки гресть, а левого - табанить. Подается в тех случаях, когда необходимо круто, почти на месте, развернуть шлюпку влево. См. также Выгребать и Загребать. |
ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ - зажигательные смеси, употреблявшиеся греками с военными целями в Средние века. |
ГРИБОВИДНЫЙ ЯКОРЬ (Mushroom Anchor) - см. Якоря мертвые. |
ГРИГЕЛЬ (Gregale) - местный ветер (NO), дующий зимой на Мальте. |
ГРИНИЧ, ГРИНВИЧ (Greenwich) пригород Лондона, где находится главная астрономическая обсерватория Великобритании, основанная в 1675 г. По международному соглашению меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, принят за начальный меридиан при счете долгот на земной поверхности. Гринвичское гражданское время служит для всех астрономичеких расчетов и является основным для системы поясного времени. |
ГРИНХАРТ - весьма твердое и прочное дерево, произрастающее в Британкой Гвинее. Употребляется для изготовления баллеров, рулей и шпилей у больших деревянных судов, а также для покрытия этих судов вторым слоем наружной обшивки, так как Г. не подвергается разрушению морским червем. Удельный вес Г. составляет около 0,98. |
ГРИПЕЯ (ист.) - буйреп на галерах. |
ГРОЗА (Thunder storm, thunder shower) - характерным явлением для Г. служат электрические разряды в виде молний. При близкой Г. молнии сопровождаются громом, при отдаленной - грома не слышно, а видны только молнии, называемые в этом случае зарницами (sheet lichtnings). Г. связаны с типичными ливневыми облаками, обязанными своим происхождением мощным восходящим токам. Благодаря им толщина ливневых облаков достигает нескольких километров. Внизу ливневое облако представляется очень темным и здесь наблюдаются "изорванные облака плохой погоды". Г. делят обыкновенно на тепловые и фронтальные. Тепловые Г. происходят от сильного нагревания нижних слоев воздуха над материками в жаркую погоду. Они могут быть сильными и иногда следуют одна за другой, но охватывают сравнительно небольшие районы. После них не наблюдается резкого изменения погоды. Фронтальные Г. наблюдаются чаще всего на холодных фронтах, гораздо реже - на теплых, большей частью в ложбинах, на окраинах циклонов, особенно часто в их юго-западной, южной и юго-восточной частях; очень часто наблюдаются Г. в частных циклонах. Фронтальные грозы охватывают узкие, но вытянутые до нескольких сот километров зоны и за ними следует изменение погоды. |
ГРОМ (Thunder) - звук, обусловленный сильным нагреванием воздуха вдоль разрядного канала молнии; это нагревание так интенсивно и создается так быстро, что подобно взрыву сопровождается волной сгущения воздушных частиц, переходящей в звуковую волну. Район слышимости Г. редко превосходит 25 км; обычно слышимость его не больше 10 км. |
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ (Loud speaker) - аппарат, предназначенный для громкого воспроизведения звуков в радиоприемных устройствах. Г. преобрадует электрические колебания низкой частоты в звуковые колебания. В зависимости от механизма этого преобразования различают Г. электромагнитные, электродинамические и электростатические. |
ГРОМООТВОД на корабле (Lichtning conductor) - медная полоса, прибиваемая спереди или сзади вдоль мачты, стеньги, брам-стеньги и флагштока и кончающаяся наверху шпилькой. Внизу эта полоса сообщается с забортной водой. Устанавливается для предохранения судов от вредных последствий ударов молнии. |
ГРОСБОТ - большая шлюпка, применявшаяся на судах гражданского флота; имела полные обводы и солидную конструкцию; предназначалась для перевозки грузов. |
ГРОТ (1. Main sail. 2. Main) - 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте). Привязывается к грота-рею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящимся выше марса грот-мачты. |
ГРОТ БРАМ-СТЕНЬГА (Main-topgallant-mast) - см. Стеньга. |
ГРОТ КОСОЙ (Main-trysail) - парус, ставящийся на грот-мачте, совершенно такой же формы, как бизань на трехмачтовых судах. |
ГРОТ ШТОРМОВОЙ - парус, имевший форму равнобедренного треугольника. Привязывался к рею своим основанием. Применялся в прошлом столетии. |
ГРОТА (Main) - слово, прибавляемое ко всем снастям, парусам и рангоуту, принадлежащим грот-мачте. |
ГРОТА-БРАСЫ (Main-brace) - брасы грота-рея. |
ГРОТА-БУЛИНЬ (Main-bowline) - снасть, которой оттягивают вперед наветренную боковую шкаторину грота, чтобы удерживать в ней ветер, когда судно идет в бейдевинд. "Грота-булинь прихватить" - команда, подающаяся для того, чтобы вытянуть грота-булинь. |
ГРОТА-ГАЛС (Main-tack) - см. Галс. |
ГРОТА-ГАРДЕЛЬ (Main-gear) - см. Гардель. |
ГРОТА-ДАХ (стар.) - см. Дах. |
ГРОТА-РЕЙ (Main-yard) - нижний рей на грот-мачте (первый снизу). |
ГРОТА-ТОПЕНАНТ (Main lift) - см. Топенант. |
ГРОТА-ШКОТ (Main-sheet) - см. Шкот. |
ГРОТА-ШПИЛЬ - или большой шпиль (стар.) - шпиль, устанавливавшийся на старых деревянных кораблях между грот- и бизань-мачтами и имевший два ряда вымбовок (на нижней палубе и под шканцами). |
ГРОТА-ШТАГ (Main-stay) - см. Штаги. |
ГРОТ-БОМ-БРАМ-БАКШТАГИ (Mainroyal-backstay) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-бом-брам-стеньги с боков. |
ГРОТ-БОМ-БРАМ-РЕЙ (Main-topgallant-royal-yard) - четвертый снизу рей (если марса реи не двойные) на грот-мачте. Большей частью летучий, т. е. не имеющий брасов и топенантов. |
ГРОТ-БОМ-БРАМСЕЛЬ (Main-topgallant-royal-sail) - см. Брамсель. |
ГРОТ-БОМ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ (Main-topgallant-staysail) - см. Стаксель. |
ГРОТ-БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА (Main-topgallant-royal-mast) - см. Стеньга. |
ГРОТ-БОМ-БРАМ-ШТАГ (Main-royal-stay) - снасть стоячего такелажа, удерживающая грот-брам-стеньгу спереди. Один конец его крепится близ топа грот-брам стеньги, а другой примерно у середины фор-брам-стеньги. |
ГРОТ-БОМ-БРАСЫ (Main-royal-brace) - брасы у грот-бом-брам-рея. |
ГРОТ-БРАМ-БАКШТАГИ (Main-topgallant-backstay) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-брам-стеньги с боков. |
ГРОТ-БРАМ-БРАСЫ (Main-topgallant-brace) - брасы у грот-брам-рея. |
ГРОТ-БРАМ-ВАНТЫ (Main topgallant shrouds) - снасти стоячего такелажа, удерживающие грот-брам-стеньгу с боков. |
ГРОТ-БРАМ-РЕЙ (Main-topgallant yard) - третий снизу рей (если марса-реи не двойные) на грот-мачте. |
ГРОТ-БРАМСЕЛЬ (Main-topgallant-sail) - см. Брамсель. |
ГРОТ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ (Main-royal-staysail) - см. Стаксель. |
ГРОТ-БРАМ-ТОПЕНАНТЫ (Main topgallant-lift) - топенанты у грот-брам-рея. |
ГРОТ-БРАМ-ШТАГ (Main-topgallant-stay) - штаг, удерживающий грот-брам-стеньгу спереди. Один конец этого штага крепится примерно у середины грот-брам-стеньги, а другой у форсалинга. |
ГРОТ-БРАМ-ЭЗЕЛЬГОФТ (Main-topgallant-mast-cap) - эзельгофт, надетый на грота-стеньгу и удерживающий грот-брам-стеньгу. |
ГРОТ-ВАНТЫ (Main shrouds) - см. Ванты. |
ГРОТ-КАМЕРА (стар.) - место в трюме позади грот-мачты. |
ГРОТ-ЛОСЬ-ШТАГ (Main-stay) - штаг, по которому ходит грот-стаксель. |
ГРОТ-ЛЮК (Main-hatchway) - люк, расположенный впереди грот-мачты. |
ГРОТ-МАРС (Main-top) - см. Марс. |
ГРОТ-МАРСА-БРАСЫ (Main top-braces) - брасы у грот-марса-рея. |
ГРОТ-МАРСА-БУЛИНЬ (Main-topsail-bowline) - см. булинь у грот-марселя. |
ГРОТ-МАРСА-РЕЙ (Main-topsail-yard) - второй снизу рей на грот-мачте. |
ГРОТ-МАРСА-ТОПЕНАНТЫ (Main-topsail-lift) - топенанты у грот-марса-рея. |
ГРОТ-МАРСА-ФАЛ (Main-topsail halyard) - снасть, с помощью которой подымается грот-марса-рей. |
ГРОТ-МАРСЕЛЬ (Main-topsail) - см. Марсель. |
ГРОТ-МАРСОВОЙ (Main-top-man) - марсовой, работающий на грот-марсе. |
ГРОТ-МАЧТА (Main-mast) - вторая мачта, считая от носа. См. также Мачта. |
ГРОТ-МУНСЕЛЬ (Moonsail) - прямой парус, расположенный выше грот-трюмселя. |
ГРОТ-ПУТЕНС-ВАНТЫ - см. Путенс-ванты. |
ГРОТ-РУСЛЕНЬ (Main-chain) - руслень против грот-мачты, служащий для отвода грот-вант. |
ГРОТ-САЛИНГ (Main-topmast-cros-strees) - салинг на грот-стеньге. |
ГРОТ-СЕЙ-ТАЛЕЙ-ШКЕНТЕЛЬ (Main-tackle pendant) - шкентель, накладываемый на топ грот-мачты ниже вант и служащий для закладывания сей-талей. |
ГРОТ-СЕЙ-ТАЛИ (Main-winding tackle) - тали, закладываемые в шкентель грот-мачты. См. также Сей-тали. |
ГРОТ-СТАКСЕЛЬ (Main-staysail) - штормовой парус, находящийся между грот- и фок-мачтой. |
ГРОТ-СТЕНЬ-БАКШТАГИ (Main topmast-backstays) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-стеньги с боков и сзади. |
ГРОТ-СТЕНЬ-ВАНТЫ (Main-topmast shrouds) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-стеньги с боков. |
ГРОТ-СТЕНЬГА (Main-topmast) - см. Стеньга. |
ГРОТ-СТЕНЬГИ-СТАКСЕЛЬ (Main-topmast staysail) - см. Стаксель. |
ГРОТ-СТЕНЬ-ШТАГ (Main-topmast stay) - штаг, удерживающий грот-стеньгу спереди. |
ГРОТ-СТЕНЬ-ЭЗЕЛЬГОФТ (Main-topcap) - эзельгофт, надетый на грот-мачту и держащий грот-стеньгу. |
ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ГАФЕЛЬ (Main-trysail-gaff) - гафель на грот-мачте. |
ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ГИК (Main-spanker-boom) - горизонтальное дерево, по которому растягивается грот-трисель. |
ГРОТ-ТРИСЕЛЬ-ЭРИНС-БАКШТАГИ (Main-vang, main-trysail-vang) - эринс-бакштаги у грот-трисель-гафеля. |
ГРОТ-ТРЮМ-БАКШТАГИ (Main-skysail-backstay) - снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления грот-трюм-стеньги с боков. |
ГРОТ-ТРЮМ-БРАСЫ (Main-skysail-brace) - брасы грот-трюм-рея. |
ГРОТ-ТРЮМ-РЕЙ (Main-skysailyard) - рей, висящий поперек грот-трюм-стеньги, к которому привязывается парус трюмсель. |
ГРОТ-ТРЮМСЕЛЬ (Main-skysail) - прямой парус, привязываемый к грот-трюм-рею. |
ГРОТ-ТРЮМ-СТЕНЬГА (Main-skysail-mast) - средняя часть грот-бом-брам-стеньги, идущая выше бом-такелажа. |
ГРОТ-ТРЮМ-ТОПЕНАНТЫ (Main-skysail-lift) - топенанты грот-трюм-рея. |
ГРОТ-ТРЮМ-ШТАГ (Main-skysail-tay) - штаг, удерживающий грот-рюм-стеньгу спереди. |
ГРОУЛЕРЫ (Growler) - ледяные горы, сравнительно небольшой высоты и мало выступающие над поверхностью воды, а в связи с этим мало заметные. |
ГРУА (ист.) - кранбалка на галерах. |
ГРУБЫЙ БЕРЕГ (сев.) - крутой, высокий, приглубый берег. |
ГРУЗ (Cargo) - общее название всех предметов (товаров), погруженных на судно. См. также Грузы. |
ГРУЗ ВРЕДНЫЙ - скопляющаяся в льялах судна вода и накапливающееся в кладовых дефектное имущество. Г. В. в условиях правильной эксплуатации судна незначителен. |
ГРУЗ ЖИДКИЙ - термин, применяющийся в "Теории корабля". Под жидким грузом разумеют воду или жидкость, принятую внутрь корабля. |
ГРУЗ НАВАЛОЧНЫЙ - см. Груз насыпной. |
ГРУЗ НАЛИВНОЙ - см. Грузы наливные. |
ГРУЗ НАСЫПНОЙ (Bulk cargo) - груз, состоящий из однородной массы, напр. угля, верна; погружается насыпью или наливом. |
ГРУЗ НЕДОСТАВЛЕННЫЙ (Shortshipment) - груз, не попавший по назначению. |
ГРУЗ ОБЪЕМНЫЙ (Measurement goods) - легкий, емкий груз, по которому взимается фрахт за объемную единицу. |
ГРУЗ ПАЛУБНЫЙ (Deck cargo) - груз, перевозимый на верхней палубе с согласия грузовладельца. За такие грузы судовладелец обычно ответственности не несет. |
ГРУЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - состоит из запасов топлива, потребного на переход судна от одного места бункеровки до другого, запаса питательной воды для котлов, запаса питьевой и мытьевой воды. |
ГРУЗИКИ ДЛЯ КАРТ - небольшие свинцовые цилиндры, диаметры которых раза в два больше высоты, весом около 375 г (около фунта). Г. кладутся на карту, по которой ведется прокладка, чтобы карту порывом ветра не сбросило на палубу или вовсе не унесло. |
ГРУЗИТЬ СУДНО (Stow, trim) - принимать на судно грузы. ------------------- (Stow, trim) - принимать на судно грузы. |
ГРУЗОВАЯ МАРКА (Load line, plimsoll mark) - на морских транспортных судах показывает ту предельную осадку, на которую данное судно может грузиться в зависимости от времени года и района плавания. Г. М. представляет собой так называемый диск Плимсолля, который на деревянных судах вырезается, а на металлических при помощи керна выбивается на обшивке и прокрашивается краской в цвет, резко отличающийся от цвета наружной обшивки. Над самой маркой ставится черта, соответствующая расчетной палубе. От центра диска наносится вертикальная черта с шестью отходящими от нее по направлению к носу судна горизонтальными линиями у паротеплоходов и двумя горизонтальными линиями у парусных судов (Gridiron). Значение этих линий для марок, наносимых на борта паротеплоходов по правилам Регистра СССР и полностью согласованных с постановлениями Международной конвенции о грузовой марке, следующее: 1. Линия с маркой "Л" (S) определяет собой предельную летнюю осадку судна в соленой воде. Эта линия наносится на том же уровне, что и линия, проходящая через центр диска Плимсолля. 2. Линия с маркой "Т" (Т) обозначает максимальную осадку для судов, плавающих в тропиках. 3. Линия с маркой "П" (F) определяет собой предельную осадку, до которой может грузиться судно в пресной воде в летнее время. 4. Линия с маркой "ТП" (TF) показывает максимальную осадку, до которой может грузиться судно в пресной воде в тропиках. 5. Линия с маркой "З" (W) обозначает предельную зимнюю осадку судна. 6. Линия с маркой "ЗСА" (WNA) определяет собой максимальную осадку для плавания зимой в северной части Атлантического океана (севернее широты 36°). Грузовая марка. Суда, перевозящие лесные грузы, в дополнение к обычной Г. М. снабжаются еще особой маркой, которой пользуются в тех случаях, когда судно, кроме трюмов, имеет еще груз на палубе. Лесная Г. М. накрашивается на борту судна рядом с маркой для генеральных грузов, но только не в нос от диска, а в корму. Сокращенные названия времени года и районов плавания, соответствующие различным осадкам, имеют вначале букву "Л" (L). ЛТП (LTF) - лесная, тропики, пресная (вода), ЛП (LF) - лесная, пресная (вода), ЛТ (LT) - лесная, тропики, ЛЛ (LS) - лесная, летом, ЛЗ (LW) - лесная, зимой, ЛЗСА (LWNA) - лесная, зимой, Северная Атлантика. Периоды, в течение которых все эти марки имеют силу в различных частях света, подробно указаны в правилах нанесения грузовой марки, издаваемых Регистром СССР. Отдельные значения линий Г. М., наносимых по правилам Регистра СССР на бортах парусных и парусно-моторных судов, следующие: 1. Линия, проходящая через центр диска Плимсолля, обозначает максимальную осадку судов, плавающих в соленой воде во всех частях света и во всякое время года, за исключением районов и времен года, где действует увеличенный зимний надводный борт. 2. Линия с маркой "ЗСА" (WNA) обозначает предельную осадку для зимних плаваний в северной части Атлантического океана (см. выше о марке "ЗСА" для паротеплоходов). 3. Линия с маркой "П" (F) определяет собой наибольшую осадку для плавания в пресной воде. Каждое морское судно должно быть снабжено свидетельством о грузовой марке, которое выдается у нас Регистром Союза ССР на основании произведенных расчетов по определению высоты надводного борта. |
ГРУЗОВАЯ ШКАЛА - чертеж-номограмма, показывающий соотношение между осадкой судна, его полной грузоподъемностью, а иногда, сверх того, водоизмещением, высотой надводного борта и числом тонн на один сантиметр или дюйм осадки. |
ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА - объем всех тех помещений, которые предназначаются для размещения груза. При этом различают: 1. Грузовместимость насыпью (Capacity in grain), под которой разумеют объем грузовых помещений судна, вычисленный по внутренней поверхности деревянного настила двойного дна, за вычетом объема, занимаемого набором судна и прочими устройствами, загромождающими трюм. 2. Грузовместимость для штучных грузов (Capacity in bales) или объем грузовых помещений судна, вычисленный от внутренней поверхности деревянного настила, грузовых реек (рыбин) бортов и до нижней кромки бимсов и книц, за вычетом из этой кубатуры объема пиллерсов, карлингсов и прочих устройств, загромождающих трюмы. В среднем можно считать, что вместимость для штучных грузов бывает примерно на 10 % меньше вместимости насыпью. Это относится к общему объему трюмов, с известной вариацией в ту или другую сторону для отдельных трюмов. Г. С. иногда выражается в фрахтовых или обмерных тоннах, а чаще всего в м3 или кубофутах. |
ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО (Cargo gear) - судовое устройство, служащее для перемещения грузов. Оно состоит из следующих главных элементов: грузовых люков, грузовых стрел, такелажа стрел и грузоподъемных лебедок или кранов (паровых, электрических). |
ГРУЗОВОЙ ЛЮК (Cargo hatch, loading hatch) - вырезы в палубах судна, служащие для погрузки в трюмы грузов и их выгрузки. Г. Л. имеют прямоугольную форму и снабжены приспособлениями для плотного закрывания. На верхней палубе вырезы для каждого Г. Л. ограждаются вертикальными листами, называемыми комингсами. |
ГРУЗОВОЙ ПЛАН (Cargo-plan)-изображение в схематическом виде продольного разреза судна с указанием предполагаемого размещения грузов по трюмам. Это так называемый предварительный Г. П., который составляется на особых бланках. В клетках, изображающих собой трюмы и твиндеки судна, показывается на таком плане относительное расположение находящихся в них однородных или генеральных грузов, а также отдельных крупных или тяжелых мест. Рядом с наименованием грузов указывается число их мест, а иногда также и вес отдельных партий. Если грузы направляются в различные порты, то на грузовом плане делаются об этом соответствующие отметки. Понятно, что при составлении такого предварительного грузового плана (или карго-плана, как его иногда называют, придерживаясь английской терминологии) должны быть приняты во внимание основные требования, предъявляемые к правильно нагруженному судну, а именно: 1. Чтобы в результате погрузки судна была достигнута нормальная остойчивость его. 2. Чтобы судно имело тот дифферент, который является наиболее желательным для данного рейса. 3. Размещение грузов по трюмам должно быть произведено с учетом особенностей физических и химических свойств грузов. 4. Чтобы грузовые помещения и верхняя палуба были использованы наиболее выгодным образом. 5. Должно быть учтено наиболее успешное (без задержки для судна) проведение погрузки и выгрузки судна в портах. К концу погрузки судна составляется окончательный Г. П. судна, представляющий собой план действительного размещения грузов для данного рейса. Г П. составляется обычно в нескольких экземплярах, из которых один остается в порту погрузки, один на судне и один направляется в порт выгрузки, что дает возможность агенту, в адрес которого направляется судно, на основании полученного карго-плана заранее разработать план разгрузки судна, сообразуясь с условиями и обычаями данного порта. Г. П. в значительной мере облегчает ведение учета оставшегося еще в трюмах груза и определение того количества рабочей силы и времени, какие требуются для окончания выгрузки судна. |
ГРУЗОВОЙ РАЗМЕР (Dedweight plan) - составляется для ясного представления о грузоподъемности данного судна. Представляет собой кривую водоизмещения, рядом с которой помещается шкала. По этой шкале отмечают водоизмещение, углубление, грузоподъемность и высоту надводного борта судна при различных его осадках в воде. Имея Г. Р., можно сразу же найти необходимые элементы при любом среднем углублении судна, а также быстро ориентироваться в вопросе об осадке судна в случае приема или выгрузки грузов. |
ГРУЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ (Shipping documents) - см. Погрузочные документы. |
ГРУЗОВЫЕ КРАНЫ (Crane) - см. Краны судовые. |
ГРУЗОВЫЕ МЕСТА НЕРАЗРЕШЕННЫЕ (Illegal packages) - подлежащие оплате таможенной пошлиной грузовые места с меньшим весом или объемом, нежели допущенные таможней для импорта. |
ГРУЗОВЫЕ ПОРТЫ (Cargo port) - герметически задраиваемые двери, открываемые по мере надобности. Г. П. устраиваются либо в бортах, либо в поперечных переборках твиндека на больших судах для ускорения производства грузовых операций. |
ГРУЗОВЫЕ СЕТКИ - сетки, связанные из пенькового, манильского или проволочного троса и служащие для погрузки на судно или выгрузки с него мелких предметов, которые не могут быть подняты помощью стропа. Обычный размер сетки около 3,75 м в длину и столько же в ширину. Величина ячеек - 20 х 20 см. |
ГРУЗОВЫЕ СУДА (Cargo carrier, freighters) - транспортные суда, предназначенные исключительно для перевозки разных грузов и различающиеся между собой по роду основного груза, для перевозки которого они предназначены. С этой точки зрения эти суда могут быть разделены на следующие виды; сухогрузные суда и наливные суда, или танкеры. К Г. С. также относятся сухогрузные и наливные баржи (Barges) - для перевозки массовых грузов главным образом по рекам. |
ГРУЗОЕМКОСТЬ СУДОВ - см. Грузовместимость судна. |
ГРУЗООБОРОТ ВОДНОГО ПУТИ или СУДОХОДНОЙ ЛИНИИ - весовое количество грузов, перевозимых по данному пути или данной судоходной линии за определенный период (обычно год). |
ГРУЗООБОРОТ ПОРТА (Freight turnover, cargo turnover) - весовое количество грузов, прибывающих и отбывающих из порта за определенное время (обычно год). |
ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ (Consignor) - в отношении таможни - последний собственник груза в месте его отправления. |
ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЕ СУДА (Cargo and passenger ships) - транспортные суда, служащие для одновременной перевозки грузов и пассажиров, приближающиеся в зависимости от количества перевозимых пассажиров и грузов либо к пассажирским, либо к грузовым судам. |
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ САМОЛЕТА - способность нести груз сверх веса конструкции. Для военного самолета характеризуется возможностью использования максимальной полезной нагрузки, в которую входят вес экипажа, вооружения, съемного оборудования. Требования по грузоподъемности предъявляются особо к тяжелым и легким бомбардировщикам. В пределах Г. С. возможно комбинирование увеличения одного груза за счет уменьшения другого. |
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СТРЕЛЫ - наибольший груз, который может быть поднят на стреле в зависимости от ее прочности. Г. С. - Р в т при длине стрелы L в м определяется эмпирическими формулами: для деревянных стрел: P = 1/2 · d4/L2 · 10-3, где d - диаметр стрелы в см, для металлических стрел: Р = 1/25 · dm3δ/L2, где dm - средний диаметр в см, δ - толщина стенки стрелы в с |
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА - количество груза, которое судно может принять при погружении до предельной осадки соответственно грузовой марке. Грузоподъемность, как и водоизмещение, выражается в тоннах (английских или метрических). Следует различать валовую, или полную, грузоподъемность (дедвейт) и чистую. |
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА ВАЛОВАЯ, или ПОЛНАЯ - см. Дедвейт. |
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА ЧИСТАЯ, или ПОЛЕЗНАЯ (Dc) - количество транспортного (коммерческого) груза по весу, которое может поднять данное судно, погрузившись по предельную марку. Полезная грузоподъемность судна выражается в весовых тоннах. Полезная грузоподъемность представляет собой разность между дедвейтом (Dw) и количеством хозяйственного груза (W).Dw - W = Dс. Г. Ч. является числом переменным, зависящим от дальности расстояния, на которое перевозится груз. |
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ШЛЮПОК - для грубых подсчетов могут быть даны нижеследующие нормы, определяющие число людей, которое может безопасно перевозиться в тихую погоду, считая вес человека 80 кг (5 пудов). На барказах и полубарказах - по 5 человек на весло. На легких катерах - по 5 человек на банку. На шестерках - не более 12 человек. Если шлюпка идет под парусами, то ее грузоподъемность следует считать вдвое меньше. В свежую погоду грузоподъемность уменьшается в зависимости от волны. Грузовместимость шлюпок вычисляется по формуле: V = 0,6L x В x H, где L - длина шлюпки, В - ширина, Н - расстояние от планширя до кильсона. На каждого человека требуется 0,28 м3 объема шлюпки. |
ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ (Consingnee) - лицо, которому груз адресован. |
ГРУЗЫ ВОДОЛАЗНЫЕ - см. Водолазный аппарат. |
ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ - разделяются на постоянные, расходные и временные. Постоянные грузы: корпус, дельные вещи, внутреннее устройство, артиллерийское и минное вооружение, броня, механизмы и котлы. Расходные грузы: топливо и вода, боевые запасы, материалы для смазки и обтирки и пр. Временные грузы: пассажиры с багажом, перевозимые войска с амуницией, оружием, лошадьми и пр., принимаемая в виде балласта вода, различные грузы, перевозимые распоряжением соответствующих начальников. |
ГРУЗЫ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ (General cargo) - сборные, штучные, обычно тарные (в упаковке) грузы; противопоставляется массовым грузам, перевозимым большими партиями. |
ГРУЗЫ ГРОМОЗДКИЕ - места, имеющие объем более 40 куб. ф. (1,133 м3). |
ГРУЗЫ ЖИВЫЕ (Cattle) - рогатый скот, лошади и другие животные, перевозимые с соблюдением специальных правил. |
ГРУЗЫ ИМПЕРСКИЕ (Empire goods) - грузы, импортируемые в Англию из колоний и доминионов и пользующиеся поэтому льготной пошлиной. |
ГРУЗЫ ИСКЛЮЧЕННЫЕ (Shutouts) - грузы, не погруженные на судно за отсутствием свободного места или из-за опоздания погрузки на судно. |
ГРУЗЫ МАССОВЫЕ - грузы, перевозимые большими партиями, достаточными для заполнения всего судна; сюда относятся: лес, хлопок, уголь, хлеб, руда, марганец, нефть. |
ГРУЗЫ НАЛИВНЫЕ - жидкие грузы (нефтепродукты, растительные масла, патока, серная кислота и проч.), наливаемые непосредственно в трюмы специально приспособленных для их перевозки судов. |
ГРУЗЫ ОГНЕОПАСНЫЕ (Hazardous goods) - самовозгорающиеся или легко воспламеняющиеся грузы. Сюда относятся главным образом сырая нефть и нефтепродукты. По степени огнеопасности делятся на 3 разряда. К первому разряду относятся нефтепродукты с температурой вспышки до 28° С, ко второму - с температурой вспышки от 28° С до 65° С и к третьему - с температурой вспышки выше 65° С. |
ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ (Dangerous goods) - взрывчатые вещества. Погрузка, разгрузка и хранение в пути осуществляются на основании специальных правил. Морская перевозка Г. О. законодательствами разных стран подвержена ограничениям. |
ГРУЗЫ ПАРЦЕЛЬНЫЕ (Parcels) - частичные, недостаточные для заполнения всего судна. |
ГРУЗЫ ПРОСРОЧЕННЫЕ (Out of time goods) - грузы, не востребованные в предусмотренный коносаментом срок. Груз этот сдается капитаном на хранение за счет получателя. |
ГРУЗЫ СВЕРХСРОЧНЫЕ (Overtime goods) - название грузов, которые либо вовсе не были декларированы, или в таможне по ним была учинена неполная декларация. Если по прошествии месяца грузы не были декларированы, то таможня вправе продать их для покрытия пошлин и расходов по перевалке и хранению. |
ГРУЗЫ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ - грузы, перевозимые в рефрижераторах. Подразделяются на охлаждаемые - овощи, фрукты, яйца, и на замораживаемые - мясо, рыба, масло. |
ГРУЗЫ ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ - отдельные места весом более двух т. |
ГРУЗЫ ШТУЧНЫЕ - грузы, идущие отдельными местами, в таре или без нее. |
ГРУНТ (Ground) - 1. Верхний слой дна моря, океана, реки и пр. На морских картах характер Г. обозначается: вд.-водоросли (Wd. -Weed), и. - ил (М. - Mud), к. - камень (St. - Stones), п. - песок (S. - Sand), грб.- грубый (с. - coarse), мг. - мягкий (so - soft), жл. - желтый (у. - yellow), сн. - синий (b. - blue) и т.п. Для якорной стоянки лучший Г. - ил, худший - камень и особенно каменная плита, на которой якорь не держится и даже ломается. О характере Г. в данном месте можно приближенно судить по образцам Г., доставаемых лотом. Г. хороший для якорной стоянки (Good holding ground) - там, где хорошо забирает якорь, не ползет после отдачи. Г. дурной для якорной стоянки (Bad anchor ground, foul ground) - там, где якорь не забирает и судно дрейфует. 2. См. Грунтовка. |
ГРУНТОВ (Gripe) - полоса, сотканная из шкимушки, или кусок троса. Служит для крепления по-походному шлюпки, подвешенной на шлюпбалках. Г. имеет на каждом конце по очку, из коих одно надевается на шлюпбалку, а в другое основывается талреп для его обтягивания. Г. кладутся вдоль шлюпки крест-накрест. В старину Г. назывались грундтоу (от гол. Grondtouw). |
ГРУНТОВКА (Prime-coating) - нанесение на окрашиваемую поверхность подготовительного слоя краски (грунта) для того, чтобы окончательно окрашенная поверхность была более ровной и имела более чистый цвет. |
ГРУНТООТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ, ГРЯЗНУХИ (Hopper) - служебные суда, предназначенные для отвозки грунта, вынимаемого для углубления подходных каналов и акватории порта; они устраиваются с откидным днищем. |
ГРУНТРОПЫ - см. Траловая сеть. |
ГРУППА - организационное подразделение боевых частей корабля (исключая артиллерийской), состоящее из нескольких отделений. См. Отделение. |
ГРУППО-ЗАТМЕВАЮЩИЕСЯ ОГОНЬ (Group-occulting light) - см. Маячные огни. |
ГРУППО-ПРОБЛЕСКОВЫЙ ОГОНЬ (Group-flashing light) - см. Маячные огни. |
ГРЯДА (речн.) - скопление камней по всей ширине реки, когда дно русла не имеет большого уклона, почему и течение реки не будет очень стремительным; точно так же грядою называется и всякая каменистая коса. |
ГРЯДА (россыпь) - каменная россыпь, расположенная возвышающимися продолговатыми полосами, лежащими у берегов или близ устьев рек. |
ГРЯЗЕОТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ (Hopper barges) - служебные суда, предназначаемые для отвозки мусора и нечистот. Устраиваются с откидным днищем. В военном флоте называются мусорными баржами. |
ГРЯЗНУХА - см. Грунтоотвозные шаланды. |
ГРЯЗНЫЕ ДЕНЬГИ (Dirty Money) - особое, сверх обычных ставок, вознаграждение рабочим за обработку сильно поломанных, загрязненных или зловонных грузов. |
ГУАРИ (Wherry) - 1. Небольшое судно во Франции, имеющее одну или две мачты и треугольные паруса, привязанные к сегарсам. 2. Треугольный парус, прикрепляющийся частью к мачте и частью к рейку, составляющему продолжение мачты; постановка его производится посредством двух железных ракс-бугелей, прикрепленных к этому рейку. |
ГУБА (Tiller) - 1. Рычаг (румпель), которым поворачивают руль на деревянных речных судах. 2, Морской залив, затон, заводь взморья. |
ГУБА (залив) (Lip) - название морских заливов, употребляющееся на европейском севере СССР и в Сибири. В большинстве случаев Г. называются по впадающим в них рекам, как, напр., Двинская Г., Онежская Г. - в Белом море, Печорская Г. - в Баренцовом море. |
ГУБОВИНА (сев.) - небольшой залив, бухточка. |
ГУЖ (сев.) - петля, остропка, уключины для весел. |
ГУЖОН (Stud bolt, tap, screw-rivet) - болт с винтовой нарезкой и с квадратом на головке для ввинчивания ключом. Употребляется для соединения листов со стальными отливками или поковками. После ввинчивания квадратная головка срубается. |
ГУЗЕ (стар.) - крик восторженного одобрения, радости и приветствия, которым прежде заменялось ура. |
ГУК (от гол. hock) - мыс, угол. Часть суши, выдающаяся в море, озеро, реку более или менее острым углом. На севере СССР вместо мыс иногда употребляют термин нос. |
ГУКАР, ГУКОР - см. Гукер. |
ГУКЕР, ГУККЕР, ГУКР (Howker or hooker) - голландское парусное судно, имеющее обычно две мачты: грот и бизань. Грузоподъемность от 60 до 200 т. Г. называют также рыболовные боты на южном побережье Ирландии, имеющие одну мачту. На побережье Англии Г. обычно называют "Голландцем". В СССР Г. можно встретить на Онежском и Ладожском озерах под названием гукар. |
ГУЛЛЕТ (стар.) -парусное военное судно небольшого размера. В русском флоте были галеты (1790-1835 г.г.) с вооружением от 4 до 14 пушек, по-видимому, парусно-гребные (шхерного флота). |
ГУЛЬЕ - см. Хой. |
ГУМБОЛЬДТОВО ТЕЧЕНИЕ - см. Перуанское течение. |
ГУПЕРА ПРОВОД - электрический провод высокой изоляции; покрыт резиновой оболочкой без шва и снабжен снаружи лентой и оплеткой, пропитанной изолирующим составом. Употребляется для внутренних проводок. |
ГУР (Hoor) - небольшое судно, встречающееся у Малабарского берега Индии. |
ГУРИЙ, ГУРЕЙ (бел.) - груда камней, обыкновенно остроконечных, сложенных на берету для отметки места или просто на память о посещении, |
ГУСЕК - см. Постановка на гусек. |
ГУСИНЫЙ СТРОЙ - см. Строй клина. |
ГУСЯНА, ГУСЯНКА - несамоходное деревянное речное судно барочной постройки (класса "В"). Представляет собой беспалубную низкобортную барку длиной до 90 м, грузоподъемностью 800 т. Нос и корма тупо-закругленные. Груз - преимущественно лес, камень, соль. |
ГЮЙС, ЮЙС (Jack, jack-flag) - флаг, поднимаемый на носу военных кораблей первых двух рангов, когда они стоят на якоре. Г. поднимается ежедневно одновременно с подъемом кормового флага, т. е. в 8 часов утра (зимой в 9), и спускается с заходом солнца. Г. военных кораблей СССР представляет собой красное полотнище, в середине которого показана белым контуром красная пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре. |
ГЮЙС-ШТОК (Jack-staff) - деревянный или металлический шест, на котором поднимается гюйс. |
Главная |