Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕР")

Павлов Иван Фомич

Павлов Иван Фомич (1922-1950) - советский лётчик, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), майор. В Советской Армии с 1940. Окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (1942), Военную академию имени М. В. Фрунзе (1949). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом авиаполка. Совершил свыше 200 боевых вылетов. После войны командовал авиаполком. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Бронзовый бюст в Кустанае.

Пайпер

Пайпер (Piper Aircraft Corp.) - самолётостроительная фирма США. Основана в конце 20-х гг. под названием «Тейлор эркрафт» (Taylor Aircraft Co.), современное название с 1937. Выпускает лёгкие самолёты авиации общего назначения с поршневыми двигателями и турбовиновыми двигателями. Наибольшее распространение получили: J-3 «Каб» (первый полёт в 1936, построено 14 125), РА-28 «Супер каб» (1949, построено 5135) и РА-28 «Чероки» (1963, построено свыше 10 тысяч). В 80-х гг. серийно выпускалось более 20 типов лёгких административных самолётов, среди них: с поршневыми двигателями - «Арчер», «Дакота», «Турбо арроу», «Сенека», «Навахо», «Чифтен», «Уорриор», «Малибу», с турбовинтовыми двигателями - «Шайенн». К началу 1990 построено около 130 тысяч самолётов.

Палубный летательный аппарат

Палубный летательный аппарат - см. Корабельный летательный аппарат.

Пан Ам

Пан Ам (Pan-Am, Pan American World Airways) - авиакомпания США. Осуществляла перевозки в страны Южной и Центральной Америки, Европы, Азии, Африки. Основана в 1927, одна из первых в США. В 1989 перевезла 17,4 миллионов пассажиров, пассажирооборот 47,73 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 108 самолётов. В конце 80-х гг. вследствие финансовых трудностей начала постепенно утрачивать своё значение, в 1991 обанкротилась и прекратила существование.

Панавиа

Панавиа (Panavia) - международный консорциум, созданный для разработки и серийного выпуска многоцелевого боевого самолёта «Торнадо» с крылом изменяемой стреловидности. Образован в 1969 фирмами «Бритиш эркрафт корпорейшен» (с 1977 «Бритиш аэроспейс», Великобритания), «Мессершмитт - Бёльков - Блом» (ФРГ) и «Аэриталия» (Италия). Первый полёт опытного самолёта состоялся в 1974, серийного - в 1979. К началу 1991 было выпущено около 900 самолётов для стран - участниц программы и на экспорт.

Табл. - Самолёты консорциума «Панавиа»

Табл. - Самолёты консорциума «Панавиа»

*Максимальный угол стреловидности.

** Минимальный угол стреловидности.

Панель в авиастроении

Панель в авиастроении - конструктивно-технологический элемент силовой конструкции летательного аппарата, включающий часть обшивки и силового набора. С целью сокращения цикла сборки летательного аппарата в общем стапеле производятся только установка и стыковка готовых П., предварительно собранных при внестапельной сборке. Габаритные размеры стыкуемых П. определяются конструктивными и технологическими разъёмами агрегата. В высокоресурсных летательных аппаратах ширина П. подбирается исходя из условии обеспечения живучести конструкции. По конструктивным признакам различают П.: сборные, монолитно-сборные и трёхслойные. Все они могут иметь различную форму с одинарной или двойной кривизной.

Сборные П. включают листы обшивки, окантовки, стрингеры, полушпангоуты, нервюры и др., выполненные из готовых полуфабрикатов в виде листов, профилей, штампованных окантовок и др..

Технология изготовления сборных П. отличается наиболее полным использованием исходных материалов и применением высокопроизводительного автоматического сверлильно-клепального оборудования. Соединение деталей выполняется клёпкой, сваркой, клеесваркой или болтами.

Монолитно-сборные П. включают предварительно изготовленные оребрённые детали обшивки, полушпангоуты или нервюры. Входящие в П. детали обшивки могут изготавливаться из штамповок, плит, прессов, панелей, механически обработанных листов. Главное преимущество монолитно-сборных П. - малая масса, получаемая благодаря тщательной конструктивной проработке и высококачественной механическое обработке. Соединение элементов П. с обшивкой и друг с другом производится аналогично соединению деталей сборной П.

Трёхслойные П. включают верхнюю и нижнюю обшивки, связанные между собой лёгким наполнителем. В качестве обшивки, как правило, используются листы из алюминия или других сплавов, а в качестве наполнителя - сотовые блоки, пенопласт и другие пористые материалы. Трёхслойные П. позволяют получить при малой строительной высоте жёсткую и прочную конструкцию с минимальной массой.

Панкратьев Алексей Васильевич

Панкратьев Алексей Васильевич (1888-1923) - русский лётчик. После окончания в 1911 Петербургской Офицерской воздухоплавательной школы оставлен при ней лётчиком-инструктором. Первый полёт на аэроплане совершил в 1911. в том же году на Гатчинском военном аэродроме провёл лётные испытания радиостанции, установленной на «Фармане». Был одним из инструкторов П. Н. Нестерова. С 1915 в действующей армии. Во время Первой мировой войны командовал воздушным кораблём «Илья Муромец», с 1917 - командир эскадры «муромцев». Принимал участие в работах А. Н. Журавченко и Г. В. Алехновича по разработке систем вооружения «муромцев». В 1919 участвовал в боевых действиях против белогвардейских конных корпусов генералов Мамонтова и Шкуро. С 1922 начальник оперативного отдела штаба Воздушного Флота РСФСР. Погиб в авиационной катастрофе.

Паньков Иван Васильевич

Паньков Иван Васильевич (1904-1938) - советский воздухоплаватель. Окончил Дирижаблестроительный институт (1937). С 1932 летал на дирижаблях (помощник командира дирижабля), затем командир дирижаблей В-1 и В-6. Под командованием П. дирижабль В-6 совершил рекордный беспосадочный полёт продолжительностью 130 ч 27 мин (1937). Погиб при выполнении полёта на дирижабле В-6, организованного для снятия со льдины группы И. Д. Папанина.

Панюков Борис Егорович

Панюков Борис Егорович (р. 1930) - советский государственный деятель, заслуженный работник транспорта СССР (1984). Окончил Егорьевское авиационно-техническое училище (1950), Высшее авиационное училище (1959). В гражданской авиации с 1947 (авиатехник, контрольный мастер, заместитель начальника линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских, начальник аэропорта Минеральные Воды, командир Внуковского объединённого авиаотряда - начальник аэропорта). С 1972 начальник управления перевозок и коммерческой эксплуатации МГА СССР, с 1979 заместитель министра. С 1982 первый заместитель министра, в 1990-1991 - министр гражданской авиации СССР, пред. Комиссии СССР по делам ИКАО. Награждён орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Параллакс

Параллакс (от греческого parallaxis - уклонение) в авиации, космонавтике - боковое смещение плоскости конечной орбиты летательного аппарата относительно точки старта, измеряемое обычно по дуге большого круга от точки старта летательного аппарата до следа плоскости конечной орбиты на поверхности Земли. В зависимости от решаемой задачи может быть равен нулю, если плоскость конечной орбиты проходит через точку старта, или составлять тысячи км.

Параметры рабочего процесса двигателя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Параплан

Парапла́н - общее название летательных аппаратов с гибким крылом, а также первых дельтапланов (до появления у них балансирного управления). Для уменьшения скорости свободного падения парашютиста в 30-е гг. в СССР разрабатывались конструкции крыла-парашюта (Г. А. Шмидт, Н. С. Смирнов, 1935; Б. В. Павлов-Сильванский, 1936, и др.), относящиеся к П. и являвшиеся прообразом дельтаплана. П. в виде гибкого крыла дельтавидной формы в плане предполагалось использовать в качестве планирующего парашюта для возвращения посадочного модуля американского космического аппарата «Джемини». Возможно также применение П. с жёстким или надувным каркасом в качестве аварийного средства для спасения пилота самолёта, в качестве разведывательных дистанционно-пилотируемых аппаратов, для десантирования людей, грузов и техники. Имеются бескаркасные конструкции гибкого дельтавидного крыла, являющегося куполом спортивного парашюта, и парашюта-крыла прямоугольной формы в плане с однослойным крылом-куполом. Развитием П. являются управляемые планирующие парашюты-крылья прямоугольной формы с двухслойной оболочкой, имеющие аэродинамическое качество более 1,5. В зарубежной патентной и технической литературе термин «П.» относится в основном к таким конструкциям. Эти П.-планирующие парашюты имеют аэродинамическое качество 2,5-3, площадь прямоугольного крыла 19-21 м2, скорость горизонтального полёта 9-11 м/с. Кроме термина «П.» употребляются также другие названия летательных аппаратов с гибким крылом: парапланёр, параглайдер, гибколёт. Дельтапланы благодаря особенностям системы управления, конструкции и более высокому аэродинамическому совершенству выделились в самостоятельный класс.

В 80-е гг. название П. закрепилось за конструкцией парашют-крыло, снабженной мототележкой, обеспечивающей автономный старт и самостоятельный полёт П.

Парасоль

Парасоль (французское parasol, буквально - зонтик от солнца; по названию французского самолёта-разведчика Моран-Сольнье L, известного как Моран парасоль (1913) - моноплан с крылом над фюзеляжем.

Конструкция распространения не получила из-за относительно невысоких аэродинамических характеристик.

Парашют

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парашютирование

Парашютирование - см. в статье Посадка.

Парашютный спорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парение планера

Парение планера - полёт планёра с использованием атм. восходящих потоков для сохранения или увеличения высоты полёта. Парение является необходимым элементом длит, полёта планёра. Тактика парения различна в восходящих потоках разной физической природы. В динамических потоках, возникающих под действием ветра у протяжённых склонов холмов и гор, траектория П. п. состоит из прямолинейных участков, направление которых перпендикулярно направлению ветра, и разворотов на 180(°). В термических потоках, поперечные размеры которых невелики, парение осуществляется по спиральным траекториям. Поскольку основная цель парения - увеличение высоты полёта, режим полёта по углу атаки выбирается близким к минимальной скорости снижения. При этом сопротивление аэродинамическое планёра вдвое превышает его сопротивление на угле атаки, отвечающем максимальному аэродинамическому качеству, подъёмная сила больше в 1,7 раза, а минимальная скорость снижения на 10-12% меньше. Поэтому полёт на режиме минимальной скорости снижения может существенно увеличить темп набора высоты за счёт скорости восходящего потока по сравнению с режимом полёта с максимальным аэродинамическим качеством.

Паршин Георгий Михайлович

Паршин Георгий Михайлович (1916-1956) - советский лётчик-испытатель, майор, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил школу инструкторов Гражданского воздушного флота (1936). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом и командиром штурмового авиаполка. Совершил 253 боевых вылета, в воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов. После войны работал в ГВФ, затем лётчиком-испытателем. Погиб при испытании самолёта. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степ,, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степ., медалями. Бронзовый бюст в поселке Залегощь Орловской области.

Пассажировместимость

Пассажировместимость - самолёта - число пассажирских кресел в салонах самолёта. Зависит от плотности компоновки салонов и класса устанавливаемых кресел. Минимальное значение П. соответствует «смешанной» компоновке салонов (8-20% кресел первого класса, остальные - туристского). Для достижения максимальной П. применяются компоновки с размещением кресел экономического класса и компоновки «максимальной плотности». См. также Коэффициент пассажирозагрузки.

Пассажирооборот

Пассажирооборот - показатель объёма работы по перевозке пассажиров; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км). П. авиационного транспорта СССР в миллиардах пассажиро-км составлял в 1940 - 0,2, в 1965 - 38,1, в 1970 - 78,2, в 1980 - 160,6, в 1990 - 243,8.

Пассажиропоток

Пассажиропоток - число пассажиров, перевезённых в единицу времени (год, квартал и т. д.). П. характеризует интенсивность и равномерность перевозок. Годовая неравномерность по направлениям (туда и обратно) невелика, но отмечаются месячные колебания (особенно на курортных линиях). В 1970 авиационным транспортом СССР перевезены 71 миллион человек, в 1980 - 104 миллиона, в 1990 - 138 миллионов человек.

Пассажирский самолет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патрульный летательный аппарат

Патрульный летательный аппарат - выполняет какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод , лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов и линий электропередач в отдаленных районах и т. п. За рубежом патрульными часто называют также противолодочные летательные аппараты.

ПВ-1

ПВ-1 (пулемёт воздушный) - один из первых советских авиационных пулемётов. Создан в 1926 А. В. Надашкевичем на основе пехотного пулемёта «Максим» калибра 7,62 мм; при этом была повышена скорострельность с 600 до 780 выстрелов в 1 мин и уменьшена масса с 20 до 14,5 кг. До середины 30-х гг. был основным оружием советских истребителей.

Пе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педали управления

Педали управления - один из рычагов управления. П. у. предназначены для отклонения руля направления (см. Рули управления) с целью создания сил и моментов для управления движением летательного аппарата по курсу. По принятым в мировой практике правилам при движении правой педали (ноги) вперёд самолёт (планёр) должен поворачивать вправо. По конструкции различают П. у., перемещающиеся в горизонтальной плоскости (используются в основном на лёгких, спортивных самолётах), в вертикальной плоскости (наиболее распространены) и по направляющим (встречаются редко). См. также Штурвальное управление.

Впервые П. у. были установлены на французском самолёте «Ньюпор IV» (1911) для управления перекашиванием (гошированием) крыльев.

О П. у. вертолётом см. в статье Вертолёт.

Пеленг

Пеленг (от голландского peiling)

1) угол между одной из основных плоскостей (обычно плоскость меридиана), принятых за начало отсчёта угловых координат, и направлением на наблюдаемый объект. Отсчитывается от северного направления (например, меридиана) по ходу часовой стрелки.

2) Строй летательных аппаратов.

Пеноматериалы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Первое российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин и К

Первое российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин и К - завод Щетинина, - первое специализированное авиастроительное предприятие в России. Основано в июле 1909 в Петербурге (С. С. Щетинин - директор-распорядитель, юрист по образованию, спортсмен-авиатор). Освоение производства самолётов началось в 1910 с постройки бипланов «Россия-А» и монопланов «Россия-Б» (изготовлено по 5 экземпляров каждого), а затем стали выпускаться самолёты французских моделей по заказам Военного ведомства. С приходом на завод Д. П. Григоровича получили развитие работы по гидросамолётам. В 1914 была построена его первая летающая лодка М-1, в 1915 и 1916 созданы широко известные лодки М-5 и М-9, которые отличались высоким для своего времени техническим уровнем и были приняты на вооружение. В 1910-1917 было выпущено св. 1300 самолётов различных типов. Производство лодок Григоровича продолжалось и после национализации завода (он вошёл в состав завода «Красный лётчик»).

Перевозка воздушная

Перевозка воздушная - транспортировка пассажиров, багажа, грузов и почты, выполняемая авиатранспортными предприятиями на воздушных судах за установленную плату в соответствии с условиями договора П. в.

Общие вопросы, связанные с международными П. в., регулируются нормами Варшавской конвенции 1929 и Гаагского протокола 1955, а также национальным законодательством. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) выработала общие условия П. в., с учётом которых во всех странах каждое авиапредприятие самостоятельно разрабатывает правила П. в.

Перевозка чартерная

Перевозка чартерная - см. Чартер воздушный.

Перевозочные документы

Перевозочные документы (билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная). При перевозке пассажиров перевозчик обязан выдавать билет установленной формы и багажную квитанцию, которые удостоверяют договор воздушной перевозки и его условия. Утраченный билет не возобновляется, и уплаченные за него деньги не возвращаются. Пассажир обязан хранить билет до окончания перевозки, а в случае возникновения претензии - до её разрешения. За безбилетный проезд с пассажира взыскивается стоимость перевозки и налагается штраф. Билет даёт право на полёт только между аэропортами отправления и назначения и через аэропорты пересадок (остановок) пассажира, которые указаны в билете. Билет с гарантированной датой даёт право на полёт от указанного в нём начального аэропорта или аэропорта обратного вылета только в дату и рейсом, которые в нём указаны; билет с открытой датой - только после внесения в него перевозчиком даты вылета и номера рейса. Багажная квитанция объединена с билетом. В случае провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза, а также в случае объявления пассажиром ценности багажа выдаётся отдельная квитанция на оплачиваемый багаж.

Договор воздушной перевозки груза (почты), его условия и принятие груза (почты) к перевозке удостоверяются грузовой (почтовой) накладной. Вместо накладной могут использоваться технические средства, сохраняющие запись информации об условиях заключённого договора перевозки. Тарифы и сборы, взимаемые при перевозке грузов, указываются в грузовой накладной перевозчиком. На каждую грузовую отправку составляется отдельная грузовая накладная.

По одному П. д. могут осуществляться перевозки различными видами транспорта (перевозки в прямом смешанном сообщении).

См. также Варшавская конвенция 1929.

Переворот

Переворот - фигура пилотажа: поворот летательного аппарата относительно продольной оси на 180° с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выводом в горизонтальный полёт в направлении, обратном вводу. Выполняется при нормальной перегрузке, значительно превышающей единицу. Область значений высот и скоростей полёта, при которых выполняется ввод в П., ограничена.

Переворот на горке

Переворот на горке - фигура пилотажа: в верхней части горки летательный аппарат поворачивается вокруг продольной оси на 180(°) с последующим искривлением траектории вниз в вертикальной плоскости и выходом, в горизонтальный полёт в направлении, противоположном вводу в горку.

Перегоночная дальность полёта

Перегоночная дальность полёта - дальность полёта при отсутствии коммерческой (боевой) нагрузки с запасом топлива, определяемым ограничениями по прочности летательного аппарата, и с минимально необходимым для выполнения задания снаряжением. Для увеличения запаса топлива могут использоваться дополнительные внутренние и подвесные топливные баки.

Перегородки

Перегородки - на крыле летательного аппарата - пластины, установленные вертикально на стреловидном крыле параллельно плоскости симметрии летательного аппарата. Обычно П. устанавливают на верхней поверхности крыла; иногда П. выполняют с охватом носовой части профиля. П. ослабляют неблагоприятные эффекты, связанные с интенсивными поперечными течениями на верхней поверхности стреловидного крыла, направленными в сторону концов крыла. Эти поперечные течения приводят к утолщению пограничного слоя и возникновению срывов потока в концевых сечениях крыла при сравнительно малых углах атаки. Развитие срывного обтекания снижает несущие свойства концевых сечений крыла и ухудшает тем самым продольную устойчивость и поперечную управляемость летательного аппарата (см. Боковая управляемость) с крылом прямой стреловидности при больших углах атаки. Установка П. приводит к увеличению максимального значения коэффициента подъёмной силы (см. Аэродинамические коэффициенты) и критических углов атаки, улучшению продольной статической устойчивости, повышению эффективности элеронов, расположенных в концевых сечениях крыла. Эпюры распределения давления показывают, что в сечениях крыла прямой стреловидности, расположенных по размаху ниже П., несущие свойства существенно возрастают, и хотя в сечениях, расположенных выше П., эти свойства несколько уменьшаются, в целом установка П. создаёт существенный положительный эффект увеличения подъёмной силы крыла при больших углах атаки. На крейсерских режимах полёта наличие П. приводит к некоторому росту аэродинамического сопротивления летательного аппарата.

Перегрузка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Передаточная функция

Передаточная функция - линейной стационарной системы управления (системы автоматического регулирования) - отношение изображений (результатов преобразования) выходного и входного сигналов с нулевыми начальными данными.

П. ф. системы определяется только её статическими и динамическими свойствами; результатом её обратного преобразования является импульсная переходная функция, то есть реакция системы на импульсное входное воздействие.

П. ф. сложной системы является комбинацией П. ф. составляющих её звеньев. Для многомерной системы, имеющей несколько входов, могут быть определены П. ф. по всем параметрам состояния и их линейным комбинациям при каждом входном воздействии. П. ф. широко применяются при анализе динамики летательного аппарата и синтезе систем управления, так как позволяют полностью или частично решить ряд задач этого класса с помощью алгебраических операций.

При исследовании динамики летательного аппарата с системами управления, включающими бортовые ЭВМ, используется так называемое Z-преобразование сигналов и соответствующие ему дискретные (импульсные) П. ф. систем и их элементов.

Передаточное отношение

Передаточное отношение - в системе управления - отношение приращения угла отклонения ((-), рад) руля управления к приращению перемещения (x, м) рычага управления (РУ) лётчиком:

kш = d( )/dx.

П. о. может быть постоянным или переменным по перемещению РУ или по режимам полёта. Изменение kш необходимо для обеспечения приемлемых характеристик управляемости (например, обеспечение потребных перемещений РУ на единицу нормальной перегрузки или угловой скорости крена) или для ограничения отклонения рулей по условиям прочности (например, уменьшение отклонения руля направления с увеличением скорости полёта).

В системах управления с механической проводкой управления применяются несколько типов устройств изменения kш. К простейшим устройствам относится механизм нелинейной передачи от РУ к рулю. Механизм нелинейной передачи обеспечивает малое отклонение руля вблизи нейтрального положения РУ (kш min) и большое отклонение при крайних его положениях (kш mах). Устройства другого типа производят однократное дискретное изменение kш, например, после взлёта и перед посадкой самолёта по сигналам уборки или выпуска шасси или закрылков. Применение указанных простейших устройств регулирования kш не позволяет обеспечить оптимальные характеристики управляемости во всём диапазоне режимов полёта летательного аппарата, особенно для управления продольным движением. Поэтому в системах управления этим движением применяются более сложные устройства регулирования kш - автоматы П. о., изменяющие kш в зависимости от режимов полёта, например, скорости V, высоты полёта Н, так называемого балансировочного отклонения руля ,бал (см. Балансировка). Такой автомат может обеспечить практически постоянное перемещение РУ на единицу нормальной перегрузки. Наибольшее распространение в системах управления продольным движением получили две основные схемы автоматов регулирования kш. В первой схеме с помощью обычно электромеханического привода изменяется плечо в одном из звеньев механической проводки по сигналам вычислителя kш. В другой схеме регулирование kш осуществляется суммированием движения механической проводки и выходного элемента последовательного сервопривода. В этой схеме в вычислитель дополнительно вводится сигнал от датчика перемещений РУ. При значительном диапазоне изменения kш (более чем в 2,5 раза) требуются специальные меры обеспечения надёжности таких устройств (например, резервирование). Другое название П. о. - коэффициент передачи.

Перекомпенсация

Перекомпенсация - обращение знака шарнирного момента (изменение направления шарнирного момента на противоположное «нормальному»). Проявляется, когда центр давления (см. также Фокус аэродинамический) рассматриваемого органа управления (ОУ) оказывается впереди его оси вращения. Поскольку значение и направление усилия на ручке управления непосредственно связано со значением и направлением шарнирного момента , полёт на самолётах с ручным управлением с перекомпенсированным ОУ значительно усложняется и является нежелательным.

П. ОУ может возникнуть не сразу при его отклонении, а начиная с какого-то угла; такой ОУ называется частично перекомпенсированным. ОУ, имеющий зависимость коэффициента шарнирного момента (возникающую, например, при использовании аэродинамической компенсации), называют ОУ с местным уменьшением шарнирного момента, поскольку во всём диапазоне углов его отклонения обращение знака шарнирного момента не наблюдается. Однако если в области снижения шарнирного момента лётчик триммером уменьшит его до нуля, то при дальнейшем увеличении угла отклонения ОУ происходит обращение знака шарнирного момента и возникает местная П.

Полёт самолёта с частично перекомпенсированным ОУ или с ОУ, имеющим местное уменьшение шарнирного момента, также может привести к большим затруднениям при пилотировании из-за возможного обращения знака усилий на рычаге управления.

Перекрытие несущих винтов

Перекрытие несущих винтов - геометрическая характеристика взаимного расположения несущих винтов в горизонтальной плоскости у вертолётов двухвинтовой и многовинтовой схем. Мерой П. н. в. служит коэффициент перекрытия, равный отношению расстояния между центрами втулок несущих винтов к их радиусу. У винтов, ометаемые площади которых только касаются друг друга, коэффициент перекрытия равен 2. При сближении втулок винтов получаются схемы с перекрытием. В практике проектирования коэффициент перекрытия берётся обычно 1,5-1,7. Применение винтов с перекрытием позволяет создать более компактные конструкции вертолётов, обладающие меньшей массой, но при этом увеличивается взаимное влияние винтов, которое уменьшает подъёмную силу (то есть увеличивает потребную мощность).

Перелёт Алексей Дмитриевич

Перелёт Алексей Дмитриевич (1914-1953) - советский лётчик-испытатель, майор, Герой Советского Союза (1954, посмертно). Окончил Балашовскую военную авиационную школу (1937). Работал в ОКБ А. Н. Туполева с 1943. Испытывал опытные самолёты Ту-4, Ту-16, Ту-77, Ту-82 и др. Погиб при испытании опытного самолёта, приказав экипажу покинуть его борт. Ленинская премия (1957, посмертно). Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Перелеты на самолётах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Переноса явления

Переноса явления - необратимые процессы пространственного переноса какой-либо физической величины (массы, импульса, энергии, электрического заряда и т. д.), происходящие в неоднородных сплошных средах вследствие взаимодействия хаотически движущихся микрочастиц (например, молекул). К П. я. относятся, например, вязкость (внутреннее трение) - перенос импульса, обусловленного градиентом среднемассовой скорости; теплопроводность - перенос энергии вследствие градиента температуры; диффузия - перенос вещества (компонента смеси) при наличии градиентов концентраций. Перенос вещества под действием градиентов общего давления смеси (бародиффузия) и температуры (термодиффузия) и перенос энергии под действием градиентов концентраций компонентов смеси (диффузионный термоэффект) относятся к так называемым перекрёстным процессам, в которых градиент одной физической величины вызывает перенос другой. Перенос физической величины осуществляется в направлении, обратном градиенту соответствующей газодинамической переменной. П. я. изучают кинетика физико-химическая и кинетическая теория газов. В движущихся средах происходи также конвективный перенос.

В аэродинамике изложенные выше традиционные определения П. я. с линейными переносными свойствами среды оправдай при Кнудсена числе Kn( < < )1. При Kn( = )1 П. я. носят более сложный нелокальный и, вообще говоря, нелинейный характер, и определяются не, только перемещением и столкновением молекул и атомов среды между собой, но и взаимодействием их с обтекаемой поверхностью.

Переносные свойства среды

Переносные свойства среды - связи между интенсивностями переноса физических величин и градиентами газодинамических переменных в сплошных средах. Уравнения аэро- и гидродинамики (Навье - Стокса уравнения и др.) основаны на линейных связях, описывающих переноса явления: напряжения внутреннего трения

p((() = -(()е((() (()))

- пара любых декартовых координат x, y, z), тепловой поток

q = -λ(Δ)T (закон Фурье).

Здесь (μ) - динамическая вязкость, e - компонента тензора скоростей деформаций, (λ) - теплопроводность, (V)Т - градиент температуры.

В высокотемпературном воздухе происходят различные физико-химические процессы (например, в гиперзвуковом течении около спускаемого летательного аппарата), и его необходимо рассматривать как многокомпонентную смесь многоатомных газов. П. с. с. для неё определяются так называемым методом Чепмена-Энскога (см. Кинетическая теория газов).

Коэффициенты переноса (μ), (λ), Dij зависят от температуры, концентраций и сечений упругих столкновений молекул, влияние многоатомности молекул приближённо учитывается только в коэффициенте (λ) введением так называемой поправки Эйкена. В общем случае вид уравнений аэродинамики высокотемпературных газов, П. с. с. и необходимость учёта тех или иных явлений переноса зависят от соотношений между временами релаксации поступательной и внутренней степеней свободы молекул, интенсивности различных физико-химических процессов в газах. Коэффициент переноса являются также функциями сечений неупругих столкновений и концентраций молекул, находящихся в различных энергетических состояниях.

Перепуск воздуха

Перепуск воздуха - управляемый отбор воздуха из проточной части компрессора (преимущественно из средних его ступеней) и выпуск его за пределы проточной части газотурбинного двигателя или возврат в другое место газотурбинного двигателя. Основное назначение П. в. - обеспечение устойчивой работы компрессора на пусковых и переходных режимах, что достигается увеличением расхода воздуха и уменьшением углов атаки в лопатках первых ступеней, расположенных до сечения отбора воздуха. В некоторых схемах газотурбинных двигателей воздух, отбираемый из компрессора, направляется в реактивное сопло и используется для создания тяги.

Перехват воздушного судна-нарушителя

Перехват воздушного судна-нарушителя - одна из форм защиты суверенитета государства и установленного им правопорядка в воздушном пространстве от посягательств со стороны воздушных судов-нарушителей. Перехват осуществляется воздушными судами ПВО с целью опознания воздушного судна-нарушителя, указания его экипажу на нарушение и последующего выведения нарушителя за пределы запретного района или сопровождения на ближайший аэродром посадки. Указания воздушного судна-перехватчика, передаваемые при помощи визуальных сигналов или по радио, обязательны для экипажа воздушного судна-нарушителя и должны выполняться независимо от указаний, которые могут быть получены из других источников, например, от органа обслуживания воздушного движения. В противном случае к воздушному судну-нарушителю могут быть приняты меры принуждения. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала и рекомендовала всем государствам единые визуальные сигналы, а также стандартную фразеологию радиопереговоров для использования гражданскими и военными воздушными судами при перехвате.

В 1984 государства-участники Чикагской конвенции 1944 приняли поправку к конвенции, в которой согласились воздерживаться от применения оружия к находящимся в полёте гражданским воздушным судам в процессе выполнения перехвата, с тем чтобы не подвергать угрозе безопасность воздушного судна и жизнь его пассажиров. Это обязательство не должно истолковываться как изменяющее в какой-либо мере права и обязательства государств, предусмотренные в Уставе ООН в отношении самообороны. Одновременно в поправке подчёркнута обязанность государств принимать меры, запрещающие использование зарегистрированных в нём гражданских воздушных судов для каких-либо целей, несовместимых с целями конвенции.

Перехват воздушной цели

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перехватчик

Перехватчик - см. Истребитель-перехватчик.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная