Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "И"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

И

И - принятое в СССР в 20-30-х гг. обозначение самолётов типа истребитель. Большинство из них было создано под руководством Н. Н. Поликарпова: И-1, И-3, И-5 (совместно с Д. П. Григоровичем), И-15, И-16. И-153, И-185 и др. (см. Поликарпова самолёты), В числе известных истребителей того периода - И-2бис и И-Z Григоровича (см. Григоровича самолёты), И-4 и И-14 А. Н. Туполева (см. Ту). С декабря 1940 получила широкое распространение система обозначений летательных аппаратов начальными буквами фамилий их конструкторов. В последующие гады созданы семейства истребителей Як, ЛаГГ (Ла), МиГ, Су. Индекс «И» продолжал использоваться (в ряде случаев) в обозначениях опытных и экспериментальных образцов истребителей (так называемые заводские обозначения).

ИАв Бакэу

ИАв Бакэу (Intreprinderea de avioane (IAv)) - авиастроительное предприятие Румынии. С 1979 производило по лицензии учебно-тренировочный самолёт Як-52 (к 1988 построено более 1000).

ИАв Бухарест

ИАв Бухарест (Intreprindereade avioane (IAv)) - авиастроительно предприятие Румынии. Образовано в 1959 под название IRMA, современное название с 1980. Производило по лицензии пассажирский самолёт БАК 111 (с 1982; под обозначением Ромбак 111) и лёгкий многоцелевой самолёт Пилатус-Бриттен-Норман BN-2 «Айлендер» (с 1969) английской разработки.

ИАв Крайова

ИАв Крайова (Intreprinderea de avioane (IAv) Craiova) - авиастроительное предприятие Румынии. Совместно с югославским предприятием «СОКО» разработало и с 1979 производило истребитель-бомбардировщик IAR-93 с двумя турбореактивными двигателями; в Югославии имеет обозначение J-22 «Орао»). На предприятии создан учебно-тренировочный самолёт IAR-99 «Сойм» (первый полёт в 1985).

Иберия

Иберия (Iberia Lineas Aéreas de Esрana) - национальная авиакомпания Испании. Осуществляет перевозки внутри страны, а также в страны Европы, Америки, Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Основана в 1940. В 1989 перевезла 14,89 миллионов пассажиров, пассажирооборот 21,12 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 86 самолётов.

Иванов Василий Гаврилович

Иванов Василий Гаврилович (1916-1969) - советский, летчик-испытатель, полковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу (1939). Участник Великой Отечественной войны. Работал в научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил. Провёл государственные испытания самолётов Як, Ла времён Великой Отечественной войны. Ведущий лётчик по государственным испытаниям самолёта МиГ-19, ставшего первым советским серийным сверхзвуковым истребителем. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечеств, войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Иванов Евгений Алексеевич

Иванов Евгений Алексеевич (1911-1983) - советский авиаконструктор, доктор технических наук (1970), Герой Социалистического Труда (1976). Окончил Московский машиностроительный институт имени А. С. Бубнова (1935). С 1929 по 1936 прошёл путь от рабочего до главного технолога завода. В течение многих лет (с 1939) работал с П. О. Сухим, с 1953 был его заместителем. С 1975 (после смерти Сухого) возглавлял его КБ, с декабря 1977 - генеральный конструктор. Принимал -участие в создании многих самолётов семейства Су (Су-2, Су-6. Су-8, Су-9, Су-17, Су-7Б, Су-24, Су-24М и другие). Руководил постройкой истребителей-перехватчиков Су-11I, Су-15, Су-15ТМ, штурмовика Су-25, опытных образцов истребителя-перехватчика Су-27. Под его руководительством начала функционировать первая в отрасли система автоматизированного проектирования. Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1975). Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Иванов Михаил Иванович

Иванов Михаил Иванович (1910-1948) - советский летчик-испытатель, полковник, Герой Советского Союза (1948). С 1929 в Советской Армии. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков (1932). С 1939 проводил приёмо-сдаточные лётные испытания серийных боевых самолётов на авиационных заводах. С 1945 лётчик-испытатель самолётов Як. Провёл заводские испытания одного из первых советских реактивных истребителей Як-15. Был ведущим лётчиком-испытателем реактивного истребителя Як-23. Погиб в полёте на Як-23 при подготовке к воздушному параду. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Иващенко Иван Тимофеевич

Иващенко Иван Тимофеевич (1905-1950) - советский лётчик-испытатель, подполковник, Герой Советского Союза (1948). Окончил Луганскую военно-авиационную школу (1934). Служил в военно-воздушных силах (1934-1940). Лётчик-испытатель на авиационных заводах, в Центральном аэрогидродинамическом институте, ЛИИ (1940-1945). С 1945 в ОКБ А. И. Микояна; проводил лётные испытания истребителей, участвовал в работах по испытаниям катапультного кресла лётчика и систем сброса фонаря на МиГ-15. Проводил лётные испытания МиГ-17; при испытаниях впервые на советском серийном самолёте достиг скорости звука. Погиб в очередном испытательном полёте на атомном самолете. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Ивченко Александр Георгиевич

Ивченко Александр Георгиевич (1903-1968) - советский конструктор авиационных двигателей, академик АН УССР (1964), Герой Советского Труда (1963). Окончил Харьковский механико-машиностроительный институт (1935). Работал на авиамоторном заводе в Запорожье. С 1946 главный конструктор, с 1963 генеральный конструктор. Под руководством И. создан ряд поршневых, турбовинтовых и турбореактивных двигателей для самолётов и вертолетов Ан, Ил, Як, Бе, Ми, Ка и др. Ленинская премия (I960), Государственная премия СССР (1948). Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. (см. AИ).

Идеальная жидкость

Идеальная жидкость - невязкая нетеплопроводная жидкость, при движении которой возникают только нормальные напряжения. В И. ж. вектор силы, действующей на любую выбранную в ней площадку, ортогонален к этой площадке, а его модуль не зависит от ориентации площадки. Эта модель среды базируется на том, что вода, воздух и другие жидкости и газы обладают очень малой динамической вязкостью и, следовательно, в большей части поля течения можно не учитывать силы трения. Поэтому понятие «И. ж.» широко используется в аэро- и гидродинамике для исследования обтекания летательного аппарата при малых скоростях полета (когда можно пренебречь сжимаемостью среды) и расчёта его аэродинамических характеристик. И. ж. часто называют паскалевой жидкостью (по имени французского учёного Б. Паскаля). (см. Совершенный газ).

Иджептер

Иджептер (Egyptair) - национальная авиакомпания Египта. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Западной Европы, Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, а также в США. Основана в 1932, до 1960 называлась «Мисрэр», до 1980 - «Юнайтед араб эрлайнс». В 1989 перевезла 3,82 миллионов пассажиров, пассажирооборот 5,51 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 24 самолёта.

Избыток прочности

Избыток прочности - см. Запас прочности.

Измерения аэродинамические

Статья большая, находится на отдельной странице.

Изотов Сергей Петрович

Изотов Сергей Петрович (1917-1983) - советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1968), Герой Социалистического Труда (1969). Окончил Ленинградский политехнический институт (1941). Конструктор, заместитель начальника конструкторского отдела авиамоторного завода в Уфе (1941-1946). С 1946 заместитель главного конструктора в ОКБ В. Я. Климова, с 1960 главный конструктор, с 1981 генеральный конструктор. Принимал участие в созданий первых отечественных реактивных двигателей. Под руководством И. создан ряд газотурбинных двигателей, в том числе турбовальные двигатели ГТД-350, TB2-117, ТВ3-117, турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой РД-33. Основные труды по исследованию внутренних процессов в турбовинтовых двигателях и регулированию двигателей со свободной силовой турбиной в двухдвигательной силовой установке. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1949, 1971). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, а также иностранным орденом. (см. ВК).

Изотропная турбулентность

Изотропная турбулентность - см. Турбулентность.

Изоэнтропическое течение

Изоэнтропическое течение - течение газа с постоянной энтропией во всём поле течения. Его существование непосредственно связано со свойством сохранения энтропии вдоль линий тока непрерывно и адиабатически движущегося идеального газа.

ИКА

ИКА (ICA, Intreprinderea de constructii aeronautice) - авиастроительное предприятие Румынии. Образовано в 1968 на основе авиационного завода, существовавшего с 1926. Специализируется на разработке и производстве небольшими сериями лёгких самолётов общего назначения (IAR-28MA и IAR-823), учебно-тренировочных (IAR-825TP «Триумф» и IAR-831 «Пеликан»), сельскохозяйственных (IAR-827A и IAR-828TP). Производило по лицензии французский вертолёт Аэроспасьяль SA-316 «Алуэт» III ( под обозначением IAR-316) и его вариант IAR-317, а также вертолёт Аэроспасьяль SA-330 «Пума» (IAR-330). С 1987 переоборудовало советские вертолёты Ка-26 в вариант Ка-126.

ИКАО

ИКАО - см. Международная организация гражданской авиации.

ИКАС

ИКАС - см. Международный совет по авиационным наукам.

Ил

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛ-400

ИЛ-400 - истребитель с двигателем «Либерти» номинальной мощностью 400 л. с. (294 кВт) - первый советский истребитель, созданный в 1923 и получивший стандартное обозначение И-1. (см. Поликарпова самолёты).

Иллюзии пространственного положения

Иллюзии пространственного положения - в полёте - неправильное, искажённое отражение в сознании лётчика своего положения или положения летательного аппарата в пространстве. И. п. п., возникающие у лётчиков в полётах, являются обычно не результатом болезненного состояния, а физиологической реакцией на вестибулярные и зрительные раздражители. Вестибулярные иллюзии проявляются, как правило, в виде ощущений крена, противовращения, пикирования и кабрирования, зрительные - в виде неправильной оценки линии горизонта (например, по верхней кромке облаков), восприятия отражённых в воде облаков, звёзд или Солнца, как небесного свода, и др. И. п. п. возникают при изменении скорости полёта или после изменения положения летательного аппарата в условиях отсутствия видимости естественного горизонта (при полетах в сложных метеорологических условиях, в облаках, ночью, на больших высотах и т. п.). Обычно они проявляются в тех случаях, когда осуществляется переход от пилотирования по визуальным естественным ориентирам к пилотированию по приборам, от непосредственного восприятия положения летательного аппарат в пространстве к опосредованному. В редких случаях, когда возникают длительные, часто повторяющиеся иллюзии, от которых летчику с большим трудом удаётся избавиться во время полёта, требуется тщательное исследование лётчика в стационаре. Опасность подобного рода иллюзий состоит в том, что лётчик перестаёт доверять показаниям приборов, считать их неисправными, и, руководствуясь своими ощущениями, принимает неправильное решение, которое может привести к неблагоприятному исходу полета.

И. п. п. часто снимаются энергичным движением головы, изменением позы, произвольным напряжением мышц, радио переговорами с руководителем полётов, разговор вслух с самим собой. В профилактике вестибулярных И. п. п. большую роль играют общая физическая подготовка и специальная тренировка вестибулярного аппарата. Предотвращению И. п. п. и повышению безопасности полетов в значительной мере способствует соблюдение предполётного режима.

Ильюшин Владимир Сергеевич

Ильюшин Владимир Сергеевич (р. 1927) - советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1973), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1966), заслуженный мастер спорта СССР (1961), Герой Советского Союза (1960). Сын С. В. Ильюшина. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу (1949) Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (1951), Школу лётчиков-испытателей (1953). С 1953 в ЛИИ, с 1957 в ОКБ П. О. Сухого (с 1971 заместитель главного конструктора). Провел испытания ряда опытных и экспериментальных самолётов, в том числе С-22И - первого советского самолёта с крылом изменяемой в полёте стреловидности. Установил три мировых рекорда, в том числе один абсолютный. Медаль А. де Лаво (ФАИ). Ленинская премия (1976). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.

Ильюшин Сергей Владимирович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Илья Муромец

Илья Муромец - первый серийный четырёхдвигательный бомбардировщик-биплан. Построен в 1913 под руководством И. И. Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе на базе самолёта «Русский витязь» его же конструкции. Первый полёт - 10(23) декабря 1913. На «И. М.» установлен ряд мировых рекордов грузоподъёмности и дальности полёта, в том числе совершён перелёт Петербург - Киев в нюне 1914 (см. Перелёты). Строился серийно в 1914-1918 в различных модификациях (серии Б, В, Г, Д, Е); всего построено 73 экземпляра. Применялся в Первую мировую и Гражданскую войны как бомбардировщик, штурмовик и дальний разведчик (на колёсном, лыжном и поплавковом шасси). В декабре 1914 «И. М.» сведены в «Эскадру воздушных кораблей» - первое соединение тяжёлой авиации. После Гражданской войны на уцелевших «И. М.» были организованы почтово-пассажирские перевозки на линии Москва - Орёл - Харьков; с 1 мая по 10 октября 1921 совершено 43 рейса. После ликвидации дивизиона воздушных кораблей в 1922 ввиду изношенности материальной части один «И. М.» был передан в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания для учебных полётов. Помощник начальника школы Б. Н. Кудрин в 1922-1923 совершил на нём 78 полётов и дал высокую оценку его лётным качествам.

Основные данные самолёта «Илья Муромец» серии Е (наиболее совершенного типа): число двигателей («Рено») 4; мощность одного двигателя 162 кВт; размах крыла: верхнего - 34,5 м, нижнего - 26,6 м; суммарная площадь крыльев 220 м2; длина самолёта 18,8 м; масса пустого самолёта 5 т; взлётная масса 7,46 т; максимальная скорость 130 км/ч; посадочная скорость 80 км/ч; практический потолок 3200 м; продолжительность полёта 4,4 ч; дальность полёта 560 км; разбег 450 м; пробег 300 м.

Иммельман

Иммельман - см. Полупетля.

Импеданс акустический

Импеданс акустический (английское impedance, от латинского impedio - препятствую). В акустике различают акустический импеданс Za, удельный акустический импеданс Zl и механический импеданс ZM.

Акустический импеданс - отношение комплексной амплитуды звукового давления p к объёмной колебательной скорости v (под последней понимается произведение усреднённой по площади нормальной составляющей колебательной скорости на площадь, для которой определяется акустический импеданс):

Za = p/v = (|p|/|v|)exp(l((Δφ)p-(φ)v) = Ra + iXa

((φ)p-(φ)v) - разность фаз звукового давления и колебательной скорости; Ra называется активным, а Xa - реактивным акустическим сопротивлениями. Ra связано с потерями звуковой энергии на трение при распространении звуковых волн в облицовочных каналах, замкнутых помещениях, а Xa - с реакцией сил инерции (масс) или сил упругости; в соответствии с этим реактивное сопротивление называется инерционным или упругим.

Понятие акустического импеданса важно при рассмотрении процессов распространения и излучения звуковых волн из облицовочных каналов в условиях движущейся среды, при исследовании колебаний пластин и стержней, возбуждаемых акустическим полем, а также при распространении звуковых волн вблизи поглощающей поверхности, например, земли.

Удельный акустический импеданс - отношение звукового давления к колебательной скорости в фиксированной точке образца. Для бесконечной среды удельное сопротивление не зависит от выбранной точки, то есть является материальной константой, называемой волновым импедансом или волновым сопротивлением среды.

Механический импеданс (соответственно механические активное и реактивное сопротивления) - отношение силы, действующей на какою-либо площадку (произведения звукового, давления на рассматриваемую площадь), к средней для этой площадки колебательной скорости. Понятие механического импеданса наиболее широко используется в электроакустике.

Механические, удельные акустические и акустические импедансы связаны соотношением

ZM = SZl = S2Za,

где S - площадь образца.

Импульс руля

Импульс руля (от латинского impulsus - удар, толчок) - резкое кратковременное (по сравнению с периодом свободных колебаний летательного аппарата и временем переходного процесса) отклонение одного из рулей управления и быстрое возвращение его назад в исходное положение при неизменном положении других органов управления. Подобным образом при лётных испытаниях создаются начальные возмущения для исследования характера последующих свободных колебаний летательного аппарата при оценке его динамической устойчивости и управляемости в продольном и боковом свободных движениях как с фиксированными, так и освобождёнными рычагами управления.

Импульсная труба

Импульсная труба - аэродинамическая труба для получения потоков газа со сверх- и гиперзвуковыми скоростями, в которой истечение рабочего газа происходит из замкнутого объёма - форкамеры. В дозвуковой части сопла устанавливается диафрагма , отделяющая форкамеру от газодинамического тракта трубы. Форкамера наполняется сжатым газом, в остальные элементах трубы создаётся разрежение (10-1 Па). В результате мощного электрического разряда конденсаторной батареи или индуктивного накопителя в форкамере происходит нагрев рабочего газа, его температура и давление повышаются до значений T0≈(3-5)*103 К и p0≈(2-3)*108 Па. После этого диафрагма разрывается, а газ устремляется через сопло в рабочую часть и далее в вакуумную ёмкость. Истечение газа сопровождается падением давления и температуры в форкамере как из-за расширения газа, так и из-за тепловых потерь в стенки трубы, но Маха число в рабочей части в течение рабочего режима практически не изменяется во времени и определяется главным образом отношением площадей выходного и критического сечений сопла. Длительность рабочего режима (импульса - отсюда название) в И. т. составляет 50-100 мс, что достаточно для проведения различного рода аэродинамических испытаний.

Малое время воздействия плотного высокотемпературного газа на элементы трубы и модель снимает жёсткие ограничения на используемые материалы конструкций трубы и модели и измерительную аппаратуру, избавляет от применения сложных систем охлаждения и тем самым существенно упрощает и удешевляет проведение экспериментов.

В И. т. удаётся получать очень большие Рейнольдса числа, поэтому И. т. позволяют проводить испытания моделей летательных аппаратов в условиях, близких к натурным. Однако нестационарность течения и загрязнение газового потока продуктами разрушения электродов и стенок форкамеры ограничивают возможности И. т.

Импульсов теорема

Импульсов теорема - в гидродинамике - в стационарном течении идеальной жидкости поток вектора количества движения через замкнутый объём пространства равен интегралу по поверхности S объёма от проекции давления p на внешнюю к поверхности нормаль n:

∫∫sρVVndS = ∫∫spndS,

где (ρ) - плотность, V - вектор скорости. Представляет собой один из сохранения законов. Установлена Л. Эйлером в первой половине XVII в. Является прямым следствием второго закона механики Ньютона в приложении к сплошной среде и выражает, по существу, прямую интегральную связь ускорения частиц жидкости при прохождении через некоторый объём с импульсом сил (разностью давлений), приложенных к частицам, Доказывается интегрированием уравнений движения (см. Эйлера уравнения) по неподвижному объёму с использованием неразрывности уравнения и связи объёмного интеграла с поверхностным. Применительно к трубке тока И. т. даёт связь между равнодействующей силой, приложенной к трубке, и разностью скоростей на её входе и выходе. В приложении к летательному аппарату даёт связь подъёмной силы (или сопротивления) с полем возмущений скорости потока на достаточно большом удалении от летательного аппарата. И. т. называется также теоремой количества движения.

Инглиш электрик

Инглиш электрик (English Electric Со.) - военно-промышленная фирма Великобритании с крупным самолётостроительным сектором. Образована в 1918 в результате слияния пяти фирм, из которых три имели опыт производства самолётов (одна - с 1911). В годы Первой мировой войны была крупным поставщиком гидросамолётов и летающих лодок, выпускала их до 1926. Авиационное производство фирма возобновила в 1938, после 1945 организовала собственно КБ. Разработала и выпускала первый английский реактивный бомбардировщик «Канберра» (первый полёт в 1949, строился по лицензии в США под обозначением В-57 и в Австралии) и первый английский сверхзвуковой перехватчик «Лайтнинг» (1954). В 1959 авиационная деятельность фирмы была сконцентрирована на дочернем предприятии «Инглиш электрик авнэйшен», которое в 1960 вошло в состав «Бритиш эркрафт корпорейшен». Основные данные самолётов «Канберра» и «Лайтнинг» приведены в таблице.

Табл. - Самолеты фирмы «Инглиш электрик»

Табл. - Самолеты фирмы «Инглиш электрик»

Индиан эрлайнс

Индиан эрлайнс (Indian Airlines) - авиакомпания Индии, одна из ведущих в мире. Осуществляет перевозки внутри страны и в некоторые страны Азии. Основана в 1953. В 1989 перевезла 9,98 миллионов пассажиров, пассажирооборот 8,69 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 58 самолётов.

Индикатор кругового обзора

Индикатор кругового обзора (ИКО) - устройство в составе радиолокационной станции, предназначенное для отображения радиолокационной информации на экране электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) в координатах азимут - дальность: азимут объекта отображается на ИКО угловым положением отметки на экране ЭЛТ, а дальность - её радиальным расстоянием от центра экрана ЭЛТ. Возможен вариант, когда на экране ЭЛТ в радиальном направлении отображается скорость объекта. В большинстве случаев при формировании отметки используется модуляция электронного луча по интенсивности (модулируется яркость отметки), что позволяет передать на экран дополнительную информацию при обзоре и картографировании земной поверхности ИКО используются как на летательных аппаратах, так и на наземных радиолокационных станциях. В современных радиолокационных станциях широко используются ЭЛТ, обеспечивающие цветное изображение радиолокационной информации.

Индикаторная скорость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Индуктивное сопротивление

Индуктивное сопротивление - часть сопротивления аэродинамического (сопротивления давления) крыла конечного размаха, связанная с образованием (индуцированием - отсюда название) вихревой пелены за крылом и определяемая затратами энергии на поддержание крупномасштабного течения, создаваемого сходящими с крыла вихрями свободными. В асимптотической теории крыла большого удлинения, обтекаемого несжимаемой жидкостью, плоскопараллельное течение около крыла характеризуется наличием индуктивного скоса потока, вызываемого сбегающей с крыла вихревой пеленой, в результате которого у равнодействующей сил давления, вычисляемой по формуле Н. Е. Жуковского (см. Жуковского теорема), появляется составляющая в направлении набегающего потока. И. с. зависит только от распределения подъёмной силы по размаху крыла и не может быть меньше сопротивления крыла, у которого нагрузка распределена по эллиптическому закону. Минимальное при заданной подъёмной силе И. с. пропорционально квадрату подъёмной силы и обратно пропорционально удлинению крыла. Этот результат распространяется также на крылья произвольной формы в плане.

И. с. возникает и при обтекании крыла потоком сжимаемого газа. Однако при скоростях полёта, соответствующих критическому или превышающим его значениям Маха числа, когда становится существенной сжимаемость газа, появляется волновое сопротивление, которое трудно отделить от индуктивного. В этом случае на основе импульсов теоремы сопротивление, связанное с образованием подъёмной силы, разделяют на волновое и вихревое сопротивление. В качестве контрольной поверхности обычно выбирается цилиндр достаточно большого радиуса R и длиной L > > R; при этом волновое сопротивление определяется изменением количества движения на боковой поверхности цилиндра, а вихревое - переносом количества движения через его основание.

Инерциальные системы навигации

Инерциальные системы навигации - средства определения координат местоположения, производных координат, параметров угловой ориентации летательного аппарата путём интегрирования уравнений движения его центра масс.

Необходимые для интегрирования уравнений составляющие вектора результирующей силы, приложенной к летательному аппарату, находятся по показаниям акселерометров. Ориентация осей, вдоль которых измеряются составляющие вектора ускорения, задаётся с помощью гироскопов или определяется посредством датчиков угловой ориентации. Основной системой отсчёта является инерциальная (галилеева) система координат O(ξηζ) с началом в центре Земли. По сигналам акселерометров и гироскопов реализуется (физически или аналитически) связанная с летательным аппаратом горизонтированная (плоскость XY совпадает с плоскостью местного горизонта) система координат (сопровождающий трехгранник) Cxyz, в которой решается основное уравнение инерциальной навигации.

И. с. н. состоят из блока чувствительных элементов (акселерометры и гироскопы), вычислителя, пульта управления и устройств ввода начальных условий, ввода и вывода информации. Различают И. с н. по точности (прецизионные и средний класса точности), способу установки чувствительных. элементов (платформенные и бесплатформенные), использованию внешней корректирующей информации (корректируемые и автономные).

Лучшие образцы прецизионных И. с. н. имеют погрешности 0,2-0,5 км за 1 ч полёта; И. с. н. среднего класса - 1-2 км за 1 ч. У автономных И. с. н. погрешности их элементов приводят к нарастающим со временем погрешностям координат, поэтому на летательных аппаратах с большой продолжительностью полёта применяются корректируемые системы. Средствами коррекции могут быть доплеровский измеритель скорости, средства ближней и дальней радионавигации, астрокорректоры, спутниковые системы навигации, радиолокационные станции. Основными источниками погрешностей И. с. н. являются погрешности акселерометров, некомпексируемые дрейфы гироскопов и погрешности начальной выставки в азимуте.

Благодаря автономности, помехоустойчивости и скрытности работы И. с. н. являются основным навигационным средством на многих летательных аппаратах.

Инерционная нагрузка

Инерционная нагрузка - нагрузка, действующая на какою-либо часть летательного аппарата от массовых сил; возникает при наличии приращения перегрузки (Δ)n(≠)0. Инерционная сила l, действующая на массу ml, определяется по формуле

l = mig-ni,

где g - ускорение свободного падения (см. Нагрузки на летательный аппарат).

Инерционное взаимодействие

Инерционное взаимодействие - продольного и бокового движений самолёта - проявляется при пространственных манёврах, сопровождающихся энергичным вращением относительно продольной оси. Наиболее значительно И. в. у сверхзвуковых самолётов, имеющих большие различия в значениях главных моментов инерции (вытянутый эллипсоид инерции). С ростом скорости крена И. в. приводит к изменению параметров продольного движения и бокового движения, а также к возникновению влияния продольного управления на рыскание и путевого управления на движение по тангажу. При пространственном движении установившееся вращение самолёта происходит относительно оси, практически совпадающей с вектором скорости полета. Причиной И. в. являются инерционные моменты, действующие на самолет при его вращении. Эти моменты стремятся опрокинуть самолёт относительно скорости V. Для малых узлов атаки ее эти моменты можно считать линейно зависящими от α, так что суммарный момент Mz(Σ), действующий на самолёт, можно представить следующим образом:

Mz(Σ) = Mzаэр + Mzин = (mαzqSbA + (Iy-Ix)(ω)2x)(α),

где Mzаэр, Mzин - аэродинамический и инерционный моменты; Iy,, Ix - моменты инерции самолёта относительно продольной x и нормальной y осей; S, bA - площадь и средняя аэродинамическая хорда крыла; m(α)z -производная коэффициент аэродинамического момента тангажа по углу атаки; (ω)x - скорость крена; q - скоростной напор. Из условия дMz(Σ)/д(α) = 0 можно оценить критическую скорость крена, при которой происходит потеря устойчивости движения самолёта по тангажу.

Аналогичная оценка получается и для критической скорости крена, при которой происходит потеря устойчивости движения по рысканию.

Инерционное вращение

Инерционное вращение - критический режим движения самолёта, возникающий при выполнении пространственных манёвров, сопровождающихся энергичным вращением по крену (вход и выход из виража, перевороты, бочки и т. д.). И. в. как на докритических, так и на закритических углах атаки происходит с большой скоростью крена даже при нейтральном положении органов поперечного и путевого управления и сопровождается установлением больших нормальных и боковых перегрузок, которые могут привести к разрушению самолёта. В режиме И. в. возникает обратная реакция самолёта по перегрузкам на отклонение рулей высоты и направления, а отклонение элеронов не останавливает вращения, в результате чего движение в этом режиме практически неуправляемо. Одной из причин И. в. является инерционное взаимодействие, которое наряду с кинематическим и аэродинамическим взаимодействием приводит к резкому увеличению углов атаки и скольжения самолёта при приближении скорости крена к критическим скоростям вращения, при которых происходит потеря устойчивости движения по тангажу и рысканию. И. в. поддерживается за счёт момента крена, порождаемого возникающими скольжением и рысканием. В силу аэродинамической природы вращающего момента И. в. часто называют аэроинерционным вращением.

При некоторых отклонениях органов управления условия для существования режимов И. в. могут исчезнуть и вращение самолёта прекратится. На этом основано построение способов вывода самолёта из режимов И. в., которые, как правило, сложны и необычны с точки зрения привычной для летчика манеры пилотирования.

Интеграция бортового оборудования

Интеграция бортового оборудования (ИБО) (от латинского integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) - структурное, функциональное, схемно-конструктивное объединение отдельных видов систем, приборов, агрегатов бортового оборудования для снижения массы оборудования, повышения его надёжности и эффективности решения функциональных задач.

До 1950-х гг. ИБО носила в основном схемно-конструктивный характер. Примером такой интеграции могут служить радиомагнитный индикатор, интегральный привод-генератор, ряд комбинированных приборов контроля параметров силовой установки.

С середины 60-х гг. началось внедрение комплексов бортового оборудования различного функционального назначения (навигационных, пилотажных, прицельных, обзорных),создаваемых на основе структурной интеграции аппаратуры, решающей различные частные задачи, вычислительных средств и схемно-конструктивной интеграции средств отображения информации, устройств управления.

В 70-х гг. были созданы пилотажно-навигационные, обзорно-прицельные, прицельно-пилотажно-навигационные комплексы, комплексы радиосвязи, которые используются на различных летательных аппаратах.

Возможность и целесообразность дальнейшего развития ИБО, особенно функциональной и схемно-конструктивной, определяются уровнем развития и использования в бортовом оборудовании цифровой техники и микроэлектроники. Развитие микроэлектроники, переход на цифровые методы обработки и передачи информации создают необходимые предпосылки для интеграции бортового радиоэлектронного оборудования летательного аппарата в целом. На этой стадии ИБО будет осуществляться не путём интеграции аппаратуры, решающей отдельные функциональные задачи, а на базе функциональных модулей (процессоров, синтезаторов частот, усилительных трактов, экранных индикаторов), входящих в реконфигурируемую структуру комплекса.

ИБО - перспективное направление развития бортового оборудования, так как позволяет путём сокращения аппаратурной избыточности, оптимального использования всей имеющейся на борту летательного аппарата информации значительно повысить качество решаемых оборудованием функциональных задач, снизить его массу, повысить надёжность, сократить расходы в эксплуатации.

Интенсивность звука

Интенсивность звука (от латинского intetisio - напряжение, усиление), сила звука, -поток энергии через единичную площадку, перпендикулярную направлению распространения звуковой волны.

Интерференционный метод исследования

Интерференционный метод исследования - один из основных оптических методов исследования течений. Характерные особенности И. м. и.: а) использование в интерференционных приборах двух когерентных (способных интерферировать) световых пучков, один из которых (рабочий) просвечивает изучаемое пространство и содержит информацию о потоке, другой (опорный) остаётся невозмущённым и создаёт в плоскости экрана (фотопленки) когерентный фон; б) обязательное оптическое сопряжение изучаемой области потока с экраном. В И. м. и. наиболее распространены интерферометры Рождественского и Маха - Цендера. Световой пучок от внешнего монохроматического источника разделяется полупрозрачным зеркалом на два когерентных пучка (опорный и рабочий). При отсутствии возмущений в потоке взаимодействие световых пучков в плоскостью экрана образует интерференционную картину в виде регулярной решётки с чередующимися тёмными и светлыми полисами. Изменения фазы сотовой волны в рабочем пучке, вызываемые возмущенным потоком, приводят к смешению m интерференционных полос в плоскости экрана. В случае двумерного потока это смещение равно

m = l(Δ)n/(λ),

где (Δ)n - изменение показателя преломления, l - геометрическая длина пути рабочего пучка в возмущенной зоне, (λ) - длина световой волны источника. Изменении плотности (Δρ) среды в этом случае вычисляется из уравнения k(Δρ)l, где k - так называемый коэффициент Гладстона-Дейла, характеризующий способность преломления света данным веществом. Разработана методика определения (Δρ) для осесимметричных и трёхмерных потоков. Известны интерферометры других типов. Основное различие между ними заключается в методике создания когерентного фона в плоскости экрана и формы опорной световой волны.

C 1970-х гг. в И. м. и. всё более широкое применение находят голография, лазеры, их пользование существенно расширяет возможности интерферометрии. И. м. и. обладает высокой чувствительностью; рабочий диапазон интерферометров зависит от диапазона измеряемых смещений m, характеристик источника света и др. Качество интерференцированных изображений определяется контрастом интерференцированных полос, на значение которого влияют характеристики источника света, качество юстировки интерферометра и оптических элементов схемы. Существенно расширяет возможности и повышает качество И. м. и. использование в качестве источника света лазера. Погрешность определения (Δρ) зависит от точности измерения смещений m, рефракции среды в рабочей зоне и вне её. В зависимости от режима течения погрешность может изменяться от 1 до 17%. Чем больше изменение плотности (Δρ) в потоке, тем точнее можно измерить её значение. И. м. и. наиболее широко применяют в аэродинамических трубах с транс- и сверхзвуковыми потоками.

Интерференция аэродинамическая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Интерфлюг

Интерфлюг (Interflug) - авиакомпания ГДР. Осуществляла перевозки внутри страны, в СССР, в страны Африки и на Кубу. Основана в 1955. В 1989 перевезла 1,62 миллионов пассажиров, пассажирооборот 3,32 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 45 самолётов. В 1991 прекратила своё существование.

Интерцептор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инфракрасное излучение

Инфракрасное излучение - летательного аппарата - тепловое излучение двигателя и нагретых частей поверхности летательного аппарата. Инфракрасная область в оптическом спектре электромагнитных колебаний занимает диапазон от 0,78 мкм до 1 мм. Источниками инфракрасного излучения летательного аппарата являются : раскалённые до температуры Тc = 1500-2000 К детали реактивных двигателей, излучающие в заднюю полусферу; факел догорающего топлива и выпускных газов, вблизи сопла имеющих температуру 350-2000 К (в зависимости от режима работы двигателя); поверхность летательного аппарата, нагревающаяся в полёте главным образом за счёт торможения потока на преграде - носке фюзеляжа, кромках крыльев н другие элементах конструкции (при полёте на высоте 11000 м со скоростью, соответствующей Маха числам M(∞) = 2,5-5, аэродинамическое нагревание может привести к повышению температуры поверхности летательного аппарата до 450-1100 К).

Инфракрасное излучение демаскирует летательный аппарат в полёте, так как может быть обнаружено теплопеленгаторами истребителей или тепловыми головками самонаведения ракет. Необходимость защиты летательного аппарат от атак истребителей, вооружённых инфракрасными системами прицеливания и наведения ракет, ставит проблему снижения заметности летательного аппарата в инфракрасном спектре.

Инцидент

Инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо. лицо вступило на борт с намерением совершить полёт, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полёта, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования летательного аппарата, экипажа, служб управления и обеспечения полётов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полёта, но не закончившееся авиационным происшествием. См. Серьёзный инцидент

Ионосфера

Ионосфера - ионизованная часть верхней атмосферы Земли; расположена выше 50 км. Верхняя граница И. совпадает с внешней границей магнитосферы Земли. Характеризуется высокой концентрацией ионов и свободных электронов. В И. выделяются области увеличенной ионной концентрации. Высота и степень ионизации областей И. меняются в суточном и годовом цикле, а также в зависимости от солнечной активности под действием ультрафиолетового, рентгеновского и корпускулярного излучений Солнца. При резком возрастании ионизации, обусловленном хромосферными вспышками на Солнце, происходит нарушение радиосвязи летательных аппаратов с наземными службами на коротких и средних волнах.

ИП

ИП (истребитель пушечный) - принятое в СССР в 30-х гг. обозначение истребителей, оснащённых крупнокалиберным пушечным вооружением (см. Григоровича самолёты).

Иран Эр

Иран Эр (Iran Air) - авиакомпания Ирана. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы и Азии. Основана в 1962. В 1989 перевезла 4,43 миллионов пассажиров, пассажирооборот 4,53 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 26 самолётов.

Иркутское авиационное производственное объединение

Авиационный завод № 125 в Иркутске начал строиться в 1932 и вступил в строй в1935. В предвоенный период выпускал истребители И-14 и бомбардировщики СБ. В октябре - ноябре 1941 на территорию завода № 125 был перебазирован Московский авиационный завод № 39 имени В. Р. Менжинского. В годы Великой Отечественной войны объединенный завод № 39 поставил фронту около 3000 боевых самолётов (Пе-2, Пе-3, Ил-4, Ер-2). В 1946-1953 строились бомбардировщики Ер-2, Ту-2, торпедоносцы Ту-14, а затем завод перешёл на производство реактивной техники - выпускал различные варианты самолётов Ил-28, Як-28, МиГ-23. Предприятие награждено орденами Ленина (1936), Октябрьской Революции (1976), Трудового Красного Знамени (1940). В 1989 на основе завода образовано производственное объединение.

Исаев Алексей Михайлович

Исаев Алексей Михайлович (1908-1971) - советский конструктор авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук (1959), Герой Социалистического Труда (1956). Окончил Московский горный институт (1932). С 1934 в авиационной промышленности. Работал в ОКБ В. Ф. Болховитинова; совместно с А. Я. Березняком создал первый советский ракетный самолёт БИ. С 1944 главный конструктор. Под руководством И. созданы жидкостный ракетный двигатель для летательных аппаратов С. А. Лавочкина, П. Д. Грушина, Г. Н. Бабакина, С. П. Королёва, В. Н. Челомея. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1948, 1968). Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. Именем И. назван кратер на Луне.

Испытания авиационной техники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испытания авиационных двигателей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Истерн Эр Лайнс

Истерн Эр Лайнс (Eastern Air Lines) - авиакомпания США. Осуществляет перевозки внутри страны, а также в Канаду и страны Южной Америки. Основана в 1926 под название «Питкэрн авиэйшен», современное название с 1938. В 1989 перевезла 14,5 миллионов пассажиров, пассажирооборот 18,6 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 191 самолёт. В 1991 прекратила существование.

Истинная скорость полёта

Истинная скорость полёта - см. Воздушная скорость.

История воздухоплавания и авиации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Источники и стоки

Источники и стоки - гидродинамические - особые точки в поле безвихревого течения идеальной жидкости, через которые осуществляется подвод или отвод массы жидкости. Каждый источник (сток) характеризуется интенсивностью, или обильностью Q, представляющей собой секундный расход жидкости. В реализуемом от источника (стока) течении движение жидкости происходит вдоль лучей, выходящих из особой точки , а расход жидкости через произвольный замкнутый контур, охватывающий особую точку, равен Q. Скорость потока в особой точке обращается в бесконечность и уменьшается по мере удаления от неё, стремясь к нулю на бесконечности.

И. и с. являются математическими понятиями и широко используются в аэро- и гидродинамике для исследования обтекания тел сложной формы (см. Источников и стоков метод), а также в акустике, где Q - производительность источника звука (см. Звуковое поле).

Источников и стоков метод

Источников и стоков метод - в гидродинамике - метод исследования обтекания тела потенциальным потоком идеальной несжимаемой жидкости путём замены его системой дискретно или непрерывно распределённых источников и стоков, суммарная интенсивность которых равна нулю и которые обеспечивают получение замкнутой линии тока или поверхности тока, имеющей форму рассматриваемого тела. Метод основан на том, что потенциал скорости удовлетворяет линейному уравнению Лапласа и, следовательно, справедлив принцип суперпозиции решений, то есть векторного сложения двух или большего числа течений.

В общем случае установление соответствия между системой источников и стоков и контуром исследуемого тела является сложной задачей. Поэтому анализ поля плоского течения около заданного профиля (прямая задача) обычно проводится более эффективным методом так называем конформных отображений, а И. и с. м. применяется для решения обратных задач (определение контура тела по заданной системе источников и стоков). В пространственных безвихревых течениях он является основным инструментом решения как обратной, так и прямой задачи. Простейшая обратная задача - источник заданной интенсивности Q в однородном набегающем потоке (сток равной интенсивности находится в бесконечно удалённой точке). В этом случае линия тока, отделяющая набегающий поток от течения, порождаемого источником, соответствует контуру полубесконечного затупленного тела радиуса y(∞) на достаточно большом расстоянии от источника, по форме аналогичного Пито трубке , а решение задачи позволяет правильно выбрать места расположения так называемых дренажных отверстий.

При исследовании потенциальных течений наряду с источниками и стоками используются другие гидродинамические особенности: вихри, диполи и мультидиполи, что позволяет рассчитывать обтекание тел при наличии отличного от нуля вектора аэродинамические силы. Поэтому данный подход к решению задачи называется также методом особенностей. Этот метод используется также при анализе аэродинамических задач идеальной сжимаемой жидкости на основе линеаризованной теории течений.

Истребитель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Истребитель-бомбардировщик

Истребитель-бомбардировщик - истребитель для уничтожения малоразмерных и подвижных наземных (надводных) целей. Используется также для борьбы с самолётами, вертолётами, беспилотными средствами и для ведения воздушной разведки. Термин «И.-б.» начал применяться в конце 40-х гг. в США, а в советских Военно-воздушных силах с середины 50-х гг. Основные И.-б. 60-80-х гг.: Су-7Б, Су-17М4 , МиГ-27 (СССР), Рипаблик F-105 «Тандерчиф», Дженерал дайнемикс F-111 и F-16, Макдоннелл-Дуглас F-4E «Фантом» и F-15E (США), Дассо-Бреге «Мираж» IIIE (Франция), «Торнадо» GR.1 (И. международного консорциума «Панавиа») - реактивные сверхзвуковые, как правило, многорежимные самолёты, обладающие значительным радиусом действия, хорошей манёвренностью, сложным бортовым прицельно-навигационным комплексом, мощным и разнообразным вооружением. Для уничтожения наземных и воздушных целей И.-б. оснащаются авиационными пушками, ядерными и обычными авиационными бомбами, неуправляемыми и управляемыми ракетами.

Истребитель-перехватчик

Истребитель-перехватчик - истребитель для перехвата и уничтожения пилотируемых и беспилотных воздушных целей. Термин «И.-п.» появился в советской военной литературе в конце 40-х гг. в связи с оснащением истребителей некоторых типов бортовыми радиолокационными станциями, которые позволили обнаруживать и поражать воздушные цели при отсутствии визуальной видимости. И.-п. бывают одно- и двухместными (кроме лётчика в состав экипажа входит оператор бортовых систем вооружения). Совершенствование средств воздушного нападения привело к созданию И.-п., обеспечивающих уничтожение воздушных целей на значительном удалении от обороняемых объектов в любую погоду, днём и ночью, в диапазоне высот от малых до стратосферных. На вооружении И.-п. находятся скорострельные пушки и управляемые авиационные ракеты с различными головками самонаведения (инфракрасными, радиолокационными и др.). В начале 90-х гг. на вооружении в России находились И.-п. МиГ-25П, МиГ-31, Су-15 , Су-27, за рубежом - Грумман F-14 «Томкэт», Макдоннелл-Дуглас F-15 «Игл», Дженерал дайнемикс F-16 (США), Панавиа «Торнадо» F-2 (Великобритания), Дассо-Бреге «Мираж» 2000 (Франция) и др.

Ишлинский Александр Юльевич

Ишлинский Александр Юльевич (р. 1913) - советский учёный в области механики, автоматики, математической физики, академик АН СССР (1960), член многих иностранных академий, Герой Социалистического Труда (1961). Окончил Московский государственный университет (1935), преподаёт там же (с 1938), профессор (с 1945). Директор Института математики АН УССР (1948-1955). Основатель и директор институтов механики Московского государственного университета (1958-1959), проблем механики АН СССР (1964-1989). Председатель Гагаринского комитета АН СССР по проведению ежегодных Гагаринских научных чтений по космонавтике и авиации (с 1971). С 1970 председатель Всесоюзного Совета научно-технических обществ, с 1988 председатель правления Союза научных и инженерных обществ СССР. Президент Всемирной федерации инженерных организаций (с 1987). Фундаментальные труды по теории гироскопов, гироскопических навигационных приборов, автономных систем навигации подвижных объектов, теории упругости и пластичности, теории трения и износа, задачам математической физики. Депутат Верховного Совета СССР в 1974-1989. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1981). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, «Знак Почета», медалями, а также иностранным орденом.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная