Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КВА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КВА")

К

К - обозначение самолётов, созданных под руководством К. А. Калинина (см. Калинина самолёты).

Ка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кабина летательного аппарата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кабина отделяемая

Кабина отделяемая - часть фюзеляжа с гермокабиной, отделяемая при аварии от летательного аппарата; является средством спасения и выживания экипажа. Форма и размеры К. о. определяются типом летательного аппарата и численностью экипажа. Известны К. о. в форме носового отсека летательного аппарат и средний части фюзеляжа с кабиной. В отличие от катапультного кресла К. о. позволяет покидать летательный аппарат одновременно всем экипажем в большом диапазоне высот и скоростей, защищает от неблагоприятных внешних факторов (аэродинамических нагрузок, декомпрессии, низких температур и т. п.), упрощает снаряжение экипажа, обеспечивает плавучесть после приводнения и т. п. Основные элементы К. о.: система отделения от летательного аппарата (с использованием пиротехнических устройств), ракетный двигатель на твёрдом топливе, система стабилизации, парашютная система, система мягкой посадки и плавучести, некатапультируемые кресла с системой фиксации, средства жизнеобеспечения и другие устройства. После включения экипажем привода аварийного отделения все операции производятся автоматически. К. о. обеспечивает спасение с уровня земли и во всём диапазоне высот полёта с большими сверхзвуковыми скоростями. К. о. отличаются сложностью конструкции и большой массой, поэтому не нашли широкого применения. Один из вариантов К. о. применён на двухместном серийном самолёте Дженерал дайнемикс F-1I1 (США).

Кабрирование

Кабрирование (французское cabrage, от cabrer - поднимать на дыбы) - движение летательного аппарат в вёртикальной плоскости вокруг поперечной (горизонтальной) оси в сторону увеличения угла атаки (нос летательного аппарата поднимается вверх относительно местного горизонта).

Каваниси

Каваниси (Kawanishi Kokuki Kabushiki Kaisha) - авиастроительная фирма Японии; предшественница фирмы «Син мейва».

Кавасаки

Кавасаки (Kawasaki Jukogyo Kabushiki Kaisha, Kawasaki Heavy Industries Ltd - KHI) - промышленный концерн Японии с авиастроительным (летательные аппараты, двигатели) сектором. Образован в 1969 в результате слияния трёх фирм, в числе которых была и авиационная фирма «К.», существовавшая с 1918. Она, как и другие авиационные фирмы Японии, начинала с лицензионного производства самолётов и двигателей. Свой первый самолёт (бомбардировщик и разведчик «тип 88») построила в 1927. К известным самолётам фирмы относятся истребитель Ki-10 (первый полёт в 1935), а также широко применявшиеся во Вторую мировую войну истребители Ki-45 (1941), Ki-61 (1941; построено свыше 3000) и лёгкие бомбардировщики Ki-32 (1937), Ki-48 (1938). После войны авиационное производство было возобновлено в 1954 и в 50-60-х гг. в основном включало лицензионный выпуск американских вертолётов, самолётов и двигателей. К концу 60-х гг. на основе лицензионного противолодочного самолёта Локхид P2V-7 «Нептун» с двумя поршневыми двигателями был разработан вариант P-2J (1966) с двумя турбовинтовыми двигателями и двумя турбореактивными, а также создан военно-транспортный самолёт собственной конструкции C-1 (1970) с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями. Основные программы 70-80-х гг.: производство самолетов P-2J и C-1; лицензионный выпуск вертолётов Кавасаки-Боинг вертол KV-107-11, CH-47J и Хьюз 500 и противолодочного самолёта Локхид P-3C «Орион»; производство многоцелевого вертолёта BK. 117 (1979), разработанного совместно с фирмой «Мессершмитт-Бёльков-Блом» (ФРГ); постройка на основе самолёта C-1 экспериментального самолёта короткого взлёта и посадки «Асука» с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями; разработка реактивного учебно-тренировочного самолёта Т-4.

Казаков Василий Александрович

Казаков Василий Александрович (1916-1981) - советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1963). Окончил машиностроительный техникум (1937), Всесоюзный заочный машиностроительный институт (1955). В 1937-1965 технолог, главный технолог, главный инженер авиационного завода, начальник научно-исследовательского института. В 1965-1977 заместитель министра, 1-й заместитель министра авиационной промышленности. В 1977-1981 министр авиационной промышленности СССР. Внес большой вклад в развитие авиационного приборостроения (в том числе инерциальных систем управления), в решение сложных научно-технических проблем, связанных с созданием новых образцов авиационной техники. Депутат Верховного Совета СССР с 1978. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1967). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Имя К. носит авиационный приборостроительный завод.

Казанский авиационный институт

Казанский авиационный институт (КАИ) имени А. Н. Туполева - высшее учебное заведение; готовит инженеров для авиационных, машиностроительных и приборостроительных отраслей промышленности. Основан в 1932. В 1973 институту присвоено имя А. Н. Туполева. С институтом связана деятельность таких учёных и конструкторов, как С. П. Королев, В. П. Глушко, Н. Г. Четаев, Г. С. Жирицкий, Г. В. Каменков и др. В составе института (1990): факультеты - летательных аппаратов, двигателей летательных аппаратов, систем автоматического управления и оборудования летательных аппаратов, технической кибернетики и информатики, радиотехнический с дневной и вечерней формами обучения; подготовительное отделение; факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий авиационной и радиопромышленности; 45 кафедр; научно-исследовательская часть, в которой 2 проблемные и 11 отраслевых лабораторий; 3 инженерных центра; музей; экспериментальное производство. В 1989/1990 в институте обучалось свыше 8 тысяч студентов; работало свыше 700 преподавателей, в том числе 52 профессора и доктора наук, 442 доцента и кандидата наук. Издаются (с 1933) «Труды» института, межвузовские сборники, а также журнал «Известия высших учебных заведений» (серия: Авиационная техника). Институт награждён орденами Трудового Красного Знамени (1967), Дружбы народов (1982).

Казанское авиационное производственное объединение

Казанское авиационное производственное объединение - имени С. П. Горбунова. Авиационный завод в Казани основан в 1932 (с 1934 - завод №124). В предвоенные годы завод строил самолёты КАИ-1, ДБ-А, ПС-124 «Максим Горький», Ли-2, Пе-8, Пе-2. В октябре-ноябре 1941 на его территорию перебазирован из Москвы авиационный завод №22 имени С. П. Горбунова, образованный в 1927 и освоивший до этого производство многих цельнометаллических самолётов - Р-3, Р-6, И-4, ТБ-1,ТБ-3, ПС-9, ПС-35, СБ, Пе-2 (см. Машиностроительный завод имени М. В. Хруничева). Объединённый завод №22 имени С. П. Горбунова в годы Великой Отечественной войны выпускал бомбардировщики Пе-8 (изготовлено 72), Пе-2 (около 10 тысяч). КБ завода возглавляли В. М. Петляков, В. М. Мясищев. В последующий период - бомбардировщики Ту-4, Ту-16, Ту-160, пассажирские самолеты Ту-104, Ил-62, Ил-62М. В 1977 на основе завода образовано ПО. Предприятие (объединение) награждено 2 орденами Ленина (1933, 1971), орденами Октябрьской революции (1977), Красного Знамени (1945).

Казанское вертолетное производственное объединение

Предприятие образовано в результате слияния Ленинградского авиационного завода №387, эвакуированного в августе 1941 в Казань, с Казанским авиационным заводом №169. Ленинградский завод №387 берет начало от основанного в 1931 завода имени Каракозова, строившего катера, мотоботы, понтоны и т. п. Включён в авиационную промышленность в 1940; освоил выпуск самолётов У-2. Казанский завод, основан в 1933 как завод обозных деталей, включён в авиационную промышленность в 1939; поставлял крылья, хвостовые оперения для самолётов И-153, нервюры, лонжероны для самолётов ЛаГГ-3. Объединенный завод №387 в годы Великой Отечественной войны изготовил 11334 экземпляра самолёта У-2 (По-2). Переоборудование учебного самолёта У-2 в лёгкий ночной бомбардировщик По-2 было проведено конструкторским отделом завода (руководитель Г. И. Бакшаев). В 1947-1951 завод строил самоходные комбайны С-4, а с 1951 ведёт производство вертолётов марки Ми (Ми-1, Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций). Предприятие награждено орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1945). В 1979 на основе Казанского вертолётного завода образовано производственное объединение.

Казанское моторостроительное производственное объединение

Казанское моторостроительное производственное объединение - берёт начало от завода №16, который образован в 1931 в Воронеже. Завод строил штурмовик ТШ-2 С. А. Кочеригина, авиационные поршневые двигатели (отечественные М-11, М-105, а также MB-4, MB-6, MB-12 французской фирмы «Рено»), осенью 1941 эвакуирован в Казань и слился там с моторостроительным заводом №27, основанным в 1939. Объединённый завод №16 в годы Великой Отечественной войны выпускал поршневые двигатели ВК-105ПФ. С 1946 перешёл на производство реактивных двигателей. В их числе РД-20, РД-500, АЛ-3, ВК-1, РД-3М, НК-4, HK-8-3, НК-8-2У, НК-86. В разные годы в КБ завода работали А. С. Назаров, С. Д. Колосов, В. П. Глушко, С. П. Королёв, П. Ф. Зубец. В 1976 на основе завода образовано производственное объединение. Предприятие (объединение) награждено орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1983).

Калеп Теодор Фердинанд Георгиевич

Калеп Теодор Фердинанд Георгиевич (1866-1913) - один из пионеров авиационного двигателестроения в России. Окончил механическое (1893) и архитектурное (1895) отделения Рижского политехнического училища. С 1910 директор рижского завода «Мотор». В 1911, взяв за образец французский авиационный двигатель «Гном» воздушного охлаждения и существенно улучшив его конструкцию, К. создал двигатель К-60 мощностью около 45 кВт, превосходивший по надёжности французский прототип. 22 ноября (9 декабря) 1911 получил патент на этот двигатель. В 1911-1913 было построено около 100 экземпляров К-60. В 1913 -1915 на заводе «Мотор» строился более мощный (до 60 кВт) двигатель К-80. Двигатели «Калеп», устанавливавшиеся на самолёты «Ньюпор», «Хионн». «Стеглау» и др. показали высокие эксплуатационные качества.

Калинин Константин Алексеевич

Калинин Константин Алексеевич (1889-1938) - советский авиаконструктор. Окончил Одесское военное училище (1912), Гатчинскую военную авиационную школу (1916), Киевский политехнический институт (1925). В годы Первой мировой войны командир авиаотряда. Участвовал в Гражданской войне как лётчик Красной Армии. Строить самолёты начал в 1923 на заводе в Киеве. В 1926 возглавил КБ в Харькове. Под его руководством создано свыше 20 типов самолётов, в том числе пассажирские самолёты К-4 и К-5, санитарный К-3, а также ряд опытных самолётов. Характерной особенностью самолётов К. являлась эллиптическая форма крыла и горизонтального оперения в плане. К. - один из организаторов и первых преподавателей Харьковского авиационного института. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. См. Калинина самолёты.

Калинина самолёты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каман

Каман (Kaman Aerospace Corp.) - вертолётостроительная фирма США. Основана в 1945. До начала 60-х гг. специализировалась на разработке и постройке лёгких вертолётов с двумя перекрещивающимися винтами и системой управления несущим винтом с помощью механизации лопастей. Были построены вертолёты НТК, НОК (первый полёт в 1953) и НН-43 «Хаски». В 80-х гг. серийно выпускала вертолёт SH-2 «Сиспрайт» (1959) одновинтовой схемы в нескольких вариантах, в том числе как палубный противолодочный и поисково-спасательный. Основные данные некоторых вертолетов фирмы приведены в таблице.

Табл. - Вертолёты фирмы «Каман»

Табл. - Вертолёты фирмы «Каман»

Каманин Николай Петрович

Каманин Николай Петрович (1908-1982) - советский лётчик, генерал-полковник авиации (1967), один из первых Героев Советского Союза (1934). В Советской Армии с 1927. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую лётную школу (1928), 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков (1929), Военно-воздушную академию Рабоче-крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е. Жуковского (1938; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского), Высшие академические курсы при Высшей военной академии (1956). В 1934 участвовал в спасении экспедиции парохода «Челюскин». Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был командиром штурмовой авиадивизии, смешанного, а затем штурмового авнакорпусов. После войны в Гражданском военном флоте, ДОСААФ, командующий воздушной армией, военно-воздушных сил военного округа, заместитель начальника главного штаба Военно-воздушных сил. В 1966-1971 начальник центра подготовки космонавтов в Звёздном городке. Депутат Верховного Совета СССР в 1937-1946. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами.

Каменев Сергей Сергеевич

Каменев Сергей Сергеевич (1881-1936) - советский военачальник, командарм 1-го ранга (1935). Участник Первой мировой и Гражданской войн. В Красной Армии с 1918. Окончил Александровское военное училище (1900), Академию Генштаба (1907). Во время Гражданской войны был начальником штаба корпуса, армии, командующим войсками Восточного фронта, главнокомандующий вооруженными силами Республики (1919-1924). В 1924-1927 член Реввоенсовета СССР, начальник штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1927-1934 заместитель наркомвоенмора и заместитель председателя Реввоенсовета СССР. С 1934 начальник Управления противовоздушной обороны и одновременно член Военного совета при Наркомате обороны СССР. Один из организаторов Осоавиахима. Активно содействовал становлению и развитию отечественной авиационной науки и техники. Член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Центрального Исполнительного Комитета СССР. Награждён орденом Красного Знамени РСФСР, Золотым боевым оружием со знаком ордена Красного Знамени РСФСР, Почётным революционным огнестрельным оружием со знаком ордена Красного Знамени РСФСР, орденами Красного Знамени Хорезмской народной советской республики, Красного Полумесяца 1-й степени Бухарской народной советской республики. Урна с прахом в Кремлевской стене.

Камера сгорания

Ка́мера сгора́ния - газотурбинного двигателя - устройство, в котором в результате сгорания топлива повышается температура поступающего в него воздуха (газа). Основная К. с. турбовинтового двигателя или турбореактивного двигателя располагается перед турбиной и состоит из корпуса 6, образующего полость для жаровой трубы (труб) 5, внутри которой сжигается топливо авиационное, подаваемое форсунками 2. Передняя (входная) часть жаровой трубы - так называемое фронтовое устройство 3, обеспечивающее частичное перемешивание топлива с воздухом и горячим газом, стабилизацию пламени, сжигание части топлива. Через отверстия в стенках жаровой трубы в нее вводится воздух для сжигания остальной части топлива, охлаждения продуктов сгорания и формирования совместно с газосборником 7 необходимого температурного поля газов, поступающих в турбину. Температура продуктов сгорания зависит от коэффициента избытка воздуха. Диффузор 1 тормозит поток воздуха до скорости, позволяющей осуществить эффективное горение топлива при приемлемых гидравлических потерях в К. с. Воспламенитель (или электрическая свеча) 4 служит для начального зажигания топлива. Для охлаждения жаровой трубы применяют воздушную пелену у её внутренней стенки, образуемую воздухом, проходящим через мелкие отверстия в стенке. Основные К. с. бывают трёх видов: трубчатая (одна жаровая труба расположена в корпусе трубчатого типа), кольцевая (одна общая жаровая труба кольцевой формы расположена в кольцевом пространстве, образованном наружным и внутренним корпусами), трубчато-кольцевая (жаровые трубы расположены в общем кольцевом пространстве, образованном наружным и внутренним корпусами). До 60-70-х гг. применялись главным образом трубчатые и трубчато-кольцевые К. с., затем стали использоваться более компактные кольцевые К. с.

К. с. второго контура турбореактивного двухконтурного двигателя и К. с. прямоточного воздушно-реактивного двигателя по принципу действия и устройству аналогичны форсажной камере сгорания. Работу К. с. характеризует коэффициент полноты сгорания топлива.

Камов Николай Ильич

Камов Николай Ильич (1902-1973) - советский авиаконструктор, доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972). После окончания Томского технологического института (1923) работал на авиационном заводе, затем в мастерских «Добролёта». С 1928 в КБ Д. П. Григоровича; принимал участие в разработке и испытаниях самолёта-торпедоносца открытого моря (ТОМ-1). Совместно с Н. К. Скржинским на общественных началах (при Осоавиахнме) создал первый в СССР винтокрылый летательный аппарат - двухместный автожир KACKP-1, название авторами «вертолётом». В 1930 разработана модификация КАСКР-2 с более мощным двигателем. Ряд технических решений (например, шарнирное крепление лопастей, смешанная деревянно-металлическая конструкция лопасти с трубчатым лонжероном), реализованных на автожире КАСКР, впоследствии нашли широкое применение на многих советских автожирах и вертолётах. С 1932 К. работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, где возглавил конструкторскую бригаду, создавшую боевой двухместный автожир А-7 (1934) для корректировки артогня и разведки. С 1940 К. - главный конструктор и директор первого в СССР завода по проектированию, изготовлению к ремонту автожиров (просуществовал до 1943). Была выпущена войсковая серия автожиров А-7, использовавшихся в начале Великой Отечественной войны. В 1943-1947 К. снова в Центральном аэрогидродинамическом институте, где под его руководством создан одноместный вертолёт соосной схемы Ка-8 с мотоциклетным двигателем (1947). С 1948 К. - главный конструктор вертолётного КБ. Под руководством К. разработана теория конструирования вертолётов соосной схемы, созданы вертолёты соосной схемы различного назначения (Ка-10, Ка-15, Ка-15М, УКа-15, Ка-18, Ка-25, Ка-25К, Ка-26) и аэросани «Север-2» и Ка-30. К. - автор летательного аппарата нового типа - винтокрыла Ка-22 (комбинация самолёта и вертолёта), оригинальной системы управления соосными винтами, конструкции цельнодеревянной лопасти, конструкции и технологии изготовления лопастей целиком из пластика. Государственная премия СССР (1972). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Имя К. носит Ухтомский вертолётный завод. См. Ка.

Камозин Павел Михайлович

Камозин Павел Михайлович (1917-1983) - советский лётчик, капитан, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). В Советской Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу (1938). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был командиром звена, командиром эскадрильи истребительного авиаполка. Совершил 131 боевой вылет, сбил лично 35 и в составе группы 13 самолётов противника. После войны в Гражданском воздушном флоте. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Бронзовый бюст в Брянске.

Канадэр

Канадэр (Canadair Ltd) - самолётостроительная фирма Канады. Образована в 1944 на основе авиационного отделения кораблестроительной фирмы «Канейдиан Виккерс», которая первой в Канаде начала коммерческое производство самолётов (1923). В 1947 стала филиалом американской кораблестроительной фирмы «Электрик боут» (Electric Boat), предшественницы «Дженерал дайнемикс», с 1976 государственная фирма, в 1986 продана корпорации «Бомбардир» (Bombardier Inc.). Выпускала транспортные самолёты, патрульный самолёт CL-28 «Аргус», истребители F-86, F-104, F-5 (по лицензии США), истребитель CF-100 (первый полёт в 1950). В 1965 построила экспериментальный самолёт вертикального взлёта и посадки CL-84 с поворотным крылом. Основные программы 80-х гг.: производство реактивных административных самолётов «Челленджер» 600 (1978) и «Челленджер» 601 (1982); самолёта-амфибии CL-215 (1967), беспилотного разведчика CL-89 (1971), разработка новых беспилотных летательных аппаратов военного назначения.

Канейдиан Эрлайнс

Канейдиан Эрлайнс (Canadian Airlines International) - авиакомпания Канады. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Азии, Южной Америки, а также в США и Австралию. Образована в 1987 в результате объединения авиакомпаний «Канейдиан Пасифик» основанной в 1942), «Пасифик уэстерн» (1946) и др. В 1989 перевезла 9,5 миллионов пассажиров, пассажирооборот 19,27 милиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 93 самолёта.

Кантес

Кантес (Qantes Airways Ltd) - национальная авиакомпания Австралии. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Азии, Африки, Южной Америки, а также в США и Канаду. Основана в 1920, одна из старейших в мире. В 1989 перевезла 4,1 миллиона пассажиров, пассажирооборот 26,2 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 40 самолётов.

Капот двигателя

Капот двигателя - часть гондолы двигателя, непосредственно к нему примыкающая. Состоит в основном из быстросъёмных конструктивных элементов (крышек, панелей), необходимых для выполнения осмотров, регламентных и ремонтных работ, а также монтажа и демонтажа двигателя. Подвижные элементы К. могут быть съёмными (устанавливаются на винтовых замках, невыпадающих болтах и пр.), откидными поворотными (фиксируются в открытом положении распорками, а в закрытом - быстродействующими капотными замками) либо представляют собой комбинацию съёмных и откидных панелей. Широкое применение (начиная с 30-х гг.) обтекаемых К. для закрытия поршневых двигателей было обусловлено необходимостью снижения лобового сопротивления самолёта.

Капотирование

Капотирование - самолёта - опрокидывание самолёта на нос или на спину через нос. К. может возникнуть при резком торможении или наезде передних колёс самолёта на препятствие. К. возможно при близком расположении центра тяжести к относительно высокой стойке шасси, что характерно для лёгких, одномоторных винтовых самолётов. К. происходит, когда момент действующих на самолёт сил, включая силы инерции, относительно точки касания заторможенного пневматика или оси передних колёс оказывается направленным на пикирование.

Капрони

Капрони (Societ(á) Italiana Caproni) - итальянская самолётостроительная фирма. Основана в 1910 Дж. Б. Капрони. Указанное название с 1928. В 1950 ликвидирована. В годы Первой мировой войны выпускала тяжёлые бомбардировщики (наиболее известны бипланы Ca.32 и Ca.33, триплан Ca.42, после войны - бомбардировщики Ca.36, Ca.44. и Ca.46. В 1929 построен опытный бомбардировщик Ca.90 с шестью поршневыми двигателями (масса 30 т, самый тяжёлый самолёт аэродромного базирования того времени, установивший ряд рекордов грузоподъёмности. В 30-е гг. и годы Второй мировой войны большими партиями производились бомбардировщики Ca.101 (первый полёт в 1930) транспортные самолёты Ca.133 (1934), Ca.135 (1936), бомбардировщики, разведчики, многоцелевые самолёты Ca.309-316. На фирме «К.» были построены рекордный высотный самолёт Ca.161 с герметичной кабиной, достигший в 1938 высоты 17083 м, и первый итальянский реактивный самолёт Капрони-Кампини N.1 с мотокомпрессорным воздушно-реактивным двигателем (1940). Филиалом «Кефирной «Реджиан» созданы истребители Re.2000 (1939), Re.2001 (1940), Re.2000 (1942), штурмовик Re.2002 (1942). После войны попытки возобновить авиационное производство на основе фирмы не имели успеха. Созданный в 1949 шестиместный транспортн самолет Ca.193 не пользовался спросом, в 1950 фирма обанкротилась. Бывший филиал «К.» - фирма «Аэроплани Капрони Тренто» (Aeroplani Caproni Trento) в 1952 построила реактивный тренировочный самолёт F-5, но вскоре прекратила самостоятельные разработки. Небольшая фирма «Капрони-Виццола» (Саproni-Vizzola) в 1968 начала производство планеров «Калиф», в 1980 построила реактивный тренировочный самолёт Ca.22, в 1982 вошла в состав фирмы «Агуста».

Капрони Джованни Батиста

Капрони Джованни Батиста (1886-1957) - итальянский авиаконструктор и промышленник. Окончил политехнический институт в Мюнхене (Германия, 1907), изучал электротехнику в Льеже (Бельгия). В 1908 построил свой первый биплан, в 1910 основал самолётостроительную фирму (см. Капрони). В годы Первой мировой войны фирмой выпускались тяжёлые бомбардировщики с двумя и тремя поршневыми двигателями. В 1920-1930-е гг. разрабатывались в основном самолёты военного назначения (разведчики, истребители, бомбардировщики), а также был создан ряд опытных самолётов с рекордными характеристиками. 27 августа 1940 состоялся первый полёт экспериментального самолёта Капрони-Кампини N. 1, одного из первых реактивных самолётов. В годы Второй мировой войны под руководством К. велось массовое производство военных самолетов. В начале 40-х гг. К. принадлежали или находились под его контролем около 20 фирм; его основная фирма существовала до 1950.

Капрэлян Рафаил Иванович

Капрэлян Рафаил Иванович (1909-1984) - советский лётчик-испытатель; подполковник, заслуженный летчик-испытатель СССР (1961), мастер спорта СССР международного класса (1969), Герой Советского Союза (1975). Окончил Ленинградский институт гражданской авиации (1932), Батайское лётное училище гражданской авиации (1934). Участник Великой Отечественной войны. Работал в Летно-исследовательском институте и ОКБ М. Л. Миля. Провёл лётные испытания самолёта Ту-4, вертолётов Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, ресурсные испытания двигателей, винтов. Установил 10 мировых рекордов. В 1937 на самолёте ХАИ-1 выполнил перелёт Москва - Ташкент - Москва. Первым в Аэрофлоте налетал 1 миллион км. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.

Каркас

Каркас (от французского carcasse - скелет) летательного аппарата - система взаимосвязанных продольных и поперечных силовых балочно-стержневых элементов, обеспечивающих прочность, жёсткость, выносливость, живучесть и геометрическую форму летательного аппарата. Основные составляющие К. - силовой набор и связывающие его элементы. В период использования в конструкциях обшивки из полотна и фанеры жёсткость К. обеспечивалась с помощью дополнительных элементов - расчалок, раскосов, подкосов и др. Увеличение скорости полёта и внешних нагрузок потребовало совершенствования К. летательного аппарата. В крыле и оперении стали широко применяться тонкостенные конструкции и ферменно-балочные силовые схемы, обеспечивающие необходимую прочность, жёсткость и свободные объёмы для размещения топлива и оборудования. Ферменные конструкции фюзеляжа постепенно заменялись монококовыми и полумонококовыми. В летательном аппарате, имеющих повышенный ресурс и живучесть, в К. используется силовой набор, жёстко связанный (болтами, заклёпками, сваркой и т. п.) с «работающей» обшивкой. Одновременное использование силовых элементов для обеспечения прочности и создания внешней формы летательного аппарата позволяет выполнять конструкцию К. с минимальной массой.

Карман Теодор фон

Карман Теодор фон (1881-1963) - учёный в области механики, член Лондонского королевского общества, других академий наук и научных обществ. Учился в Будапештском университете (1898-1902), затем в Гёттингенском университете. С 1913 профессор и директор Аэродинамического института в Ахене. Основатель и директор (1930-1949) Гуггенхеймовской аэролаборатарии Калифорнийского технологического института (США). Основные труды по самолётостроению, аэро-, гидро- и термодинамике, теории упругости и пластичности. Разработал теорию однородной изотропной турбулентности, метод расчёта пограничного слоя, полуэмпирическую теорию турбулентности, теорию профиля при дозвуковых скоростях и осесимметричного тела при сверхзвуковых скоростях и т. д. Осуществлял научное руководство строительством ряда летательных аппаратов, сверхзвуковых аэродинамических труб и баллистических установок. В 1948 учреждена премия его имени.

Кармана дорожка

Кармана дорожка (по имени Т. Кармана) - см. Вихревая дорожка.

Карпов Александр Терентьевич

Карпов Александр Терентьевич (1917-1944) - советский лётчик, капитан, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). В Красной Армии с 1939. Окончил Качинскую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова (1940). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-истребителем, командиром звена, командиром эскадрильи истребительного авиаполка. Совершил около 500 боевых вылетов, сбил лично 28 и в составе группы 8 самолётов противника, погиб в бою. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями. Бронзовый бюст в Калуге.

Карты авиационные

Карты авиационные - географические карты, предназначенные для обеспечения лётного устава навигационными данными, необходимыми при подготовке к полёту и в полёте. По назначению К. а. делятся на полётные, бортовые и специальные.

Полётные карты, применяемые для самолётовождения, обычно имеют масштаб 1:1000000 или 1:2000000. При выполнении специальных полётов, связанных с отысканием малых объектов, которые не указаны на основных картах, применяются карты крупного масштаба (1:500000 и крупнее). На самолётах, оборудованных навигационным вычислительным устройством, применяются так называемые ленточные карты.

Бортовые карты служат для самолётовождения с использованием радиотехнических и астрономических средств, масштаб их, как правило, 1:2000000 или 1:4000000. При подготовке к полёту и в полёте в качестве справочных применяются различн карты специального назначения (карты погоды, магнитных склонений, часовых поясов и др.).

Карты погоды

Карты погоды - географические карты, на которых условными обозначениями наносятся данные о состоянии атмосферы Земли в определенный момент времени. К. п. делятся на фактические (содержащие данные наблюдений за состоянием атмосферы) и прогностические (содержащие данные об ожидаемом состоянии атмосферы). К. п. делятся также на приземные (содержащие данные о фактическом либо ожидаемом состоянии атмосферы у земной поверхности) и высотные (содержащие данные о фактическом либо ожидаемом состоянии атмосферы на различных уровнях над земной поверхностью). В свою очередь высотные К. п. делятся на карты абсолютной барической топографии (карты AT), содержащие данные для стандартных изобарических поверхностей (например, 1000, 850, 700, 500 гПа), и карты относительной барической топографии (карты ОТ), содержащие данные для слоев атмосферы, заключённых между какими-либо изобарическими поверхностями (например, между 1000 и 500 гПа, между 700 и 300 гПа). Отдельную группу карт составляют карты особых явлений погоды (карты ОЯ), содержащие фактические либо прогностические данные, характеризующие отдельные явления (например, данные об облачности, турбулентности ясного неба, струйных течениях, высоте расположения изотермы 0(°)С). Наиболее «насыщенными» информацией являются приземные К. п. На них наносятся: общее количество облаков, направление и скорость ветра у поверхности Земли, горизонтальная видимость, погода в срок наблюдения, погода между сроками наблюдений, давление и температура воздуха, тип облаков, количество облаков нижнего яруса, а при их отсутствии - количество облаков среднего яруса, высота нижней границы облаков над земной поверхностью, точка росы, так называемая величина барической тенденции за последние 3 часа, характеристика барической тенденции за последние 3 часа. В зависимости от решаемой задачи кроме перечисленных данных на К. п. могут наноситься данные о количестве осадков, экстремальных температурах поверхности почвы и воздуха, состоянии поверхности почвы и высоты снежного покрова и т. д. На высотные К. п. наносятся данные, характеризующие направление и скорость ветра, температуру, дефицит точки росы, геопотенциальную высоту изобарических поверхностей либо давление на уровне поверхностей, для которых строятся карты (например, поверхности максимального ветра или тропопаузы). После нанесения данных на К. п. проводятся различные системы изолиний (изобары на приземных К. п., изогипсы на высотных К. п., изотахи на картах максимального ветра и др.), выделяются различными цветами и обозначениями зоны и станции, где имели место те или иные явления (грозы, осадки, туманы и другие), отмечаются центры циклонов и антициклонов и т. д. К. п. - одно из существующих средств метеорологического обеспечения авиации (см. Карты авиационные).

КАСА

КАСА (CASA, Construcciones Aeronautiсаs SA) - авиационная фирма Испании. Основана в 1923. В 1972 в состав фирмы вошла самолётостроительная фирма «Испано авиасьон СА» (Hispano Aviacion SA), в 1973 - двигателестроительная фирма «ЭНМАСА» (ENMASA). Деятельность начала с постройки лицензионного истребителя Бреге 19. В 40-х гг. выпускала немецкие истребители Мессершмитт Bf109, транспортные самолёты Юнкерс Ju-52 и др. Основные программы 80-х гг.: производство лёгкого транспортного самолёта С-212 «Авиокар» с двумя турбовинтовыми двигателями (первый полёт в 1971), реактивного учебно-боевого самолёта C-101 «Авиоджет» (1977), 45-местного пассажирского самолёта CN-235 (1983) с двумя турбовинтовыми двигателями для местных и коротких авиалиний, разработанного совместно с индонезийской фирмой «IPTN» (Industri Pesawat Terbang Nusantara). Фирма является участником консорциума «Эрбас индастри».

КАСКР-1

КАСКР-1 - первый советский экспериментальный автожир, построенный в 1929 авиасекцией ЦК Осоавиахима СССР по проекту Н. И. Камова и Н. К. Скржинского. Имел также название «Красный инженер». Выполнен по схеме с крылом, хвостовым оперением и аэродинамическими органами управления (рули, элероны). Использован фюзеляж самолёта У-1. Несущий винт четырёхлопастный, расчального типа, с вертикальными и горизонтальными шарнирами, диаметр 12 м. Двигатель М-2 мощностью 88,3 кВт. Взлётная масса 950 кг, максимальная скорость 90 км/ч. Этот же экземпляр летательного аппарата после установки на него двигателя мощностью 169 кВт стал называется КАСКР-2 (1930). Максимальная скорость 110 км/ч, высота полёта до 450 м.

Катапульта взлётная

Катапульта взлётная (латинское catapulta, от греческого katap(é)ltes, от kat(á) - сверху вниз, вниз на, против и p(á)llo - бросаю, швыряю) - устройство для старта летательного аппарата путём их принудительного разгона на коротком участке пути. Используется на авианесущих кораблях, обеспечивает взлёт самолётов при ограниченной длине палубы. По принципу использования энергии К. в. разделяют на пороховые, гидравлические, пневматические, роторные и паровые (наиболее распространены). Паровая К. в. состоит из двух цилиндров с поршнями, жёстко соединёнными с челноком, выступающим над палубой. Длина цилиндров достигает 70-90 м. После открытия стартового клапана в цилиндры поступает пар от парового коллектора под давлением 6-8 МПа. Давление пара на поршни, создавая дополнительную силу к тяге двигателей летательного аппарата, разрывает калиброванное кольцо задержника и с перегрузкой 4-5 двигает летательный аппарат по палубе. В конце разгона челнок резко останавливается тормозным цилиндром, после чего буксирный трос отделяется от челнока и летательный аппарат взлетает. Масса паровых К. в. составляет 400-500 т. Они обеспечивают взлет летательных аппаратов массой до 37 т и скорость 250 км/ч. Стартовые устройства, аналогичные по принципу действия К. в., применяют для запуска небольших, беспилотных летательных аппаратов типа крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов. Такие устройства состоят из тележки, наклонных направляющих рельсов и запускающего механизма. Тележку с закреплённым на ней летательным аппаратом разгоняют с помощью ракетного двигателя на твёрдом топливе, пневмоцилнндра, гидроцилиндра, пружин, резиновых шнуров или других средств. В конце разбега длиной 6-12 м тележка тормозится, а стоящий на ней летательный аппарат отделяется со скоростью 25-35 м/с.

Катапультирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Катапультное кресло

Катапультное кресло - предназначается для покидания летательного аппарата по команде находящегося в нём члена экипажа, по приказу командира (на многоместных самолётах) или по сигналу специального бортового устройства. К. к. служит местом размещения и крепления члена экипажа в обычном полёте и средством спасения в аварийной ситуации. В зависимости от расположения его в летательном аппарате и направления выбрасывания различают К. к. для катапультирования вверх, вниз, лицом к потоку или спиной к потоку. Наиболее распространён первый вариант К. к. Известны К. к. закрытого типа (капсулы), когда специальные створки поворачиваются перед катапультированием и образуют оболочку вокруг лётчика, защищая его от воздействия аэродинамических нагрузок. Из-за сложности конструкции и большой массы капсулы не нашли широкого применения.

Основные элементы К. к.: регулируемая по высоте чашка (сидение), спинка, заголовник, силовой каркас, привод катапультирования, система фиксации лётчика при помощи регулируемых плечевых и поясных ремней и ограничителей разброса рук и ног, стреляющий механизм с пиропатронами, парашютная система, система стабилизации, автоматы времени - высоты и др. К. к. устанавливается на летательном аппарате в направляющих рельсах и крепится шариковым замком. После катапультирования все операции, включая раскрытие парашюта, выполняются автоматически. К. к. обеспечивают спасение экипажа на всех высотах и при всех скоростях полёта летательного аппарата, а также при катапультировании с земли. Масса К. к. в зависимости от типа и назначения летательного аппарата составляет 50-150 кг.

Катастрофа

Катастрофа (от греческого katastroph(e) - переворот, уничтожение, гибель) - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести какого-либо лица из числа находившихся на борту воздушного судна. К К. также относятся случаи гибели какого-либо лица из числа находившихся на борту в процессе аварийной эвакуации из воздушного судна.

Катастрофическая ситуация

Катастрофическая ситуация - особая ситуация в полёте, при которой предотвращение гибели людей и (или) потери воздушного судна практически невозможно.

Катенария

Катенария (латинское catenarius - цепной, от catena - цепь) - конструкция подвески, применяемая на воздухоплавательных летательных аппаратах (нежёстких дирижаблях, привязных и свободных аэростатах некоторых типов) для равномерной передачи сосредоточенных усилий (от веса гондолы, килей и других агрегатов) на оболочку. Катенарная, или мостовая, подвеска (по типу подвески висячих мостов) образует систему, состоящую из катенарного пояса, закреплённого на оболочке (пришивкой, приклейкой), и элементов, соединяющих узлы катенарного пояса с агрегатами летательного аппарата. На нежёстких дирижаблях применяются внутренние катенарные пояса (передают нагрузку от гондолы или киля на верхнюю часть оболочки) и наружный пояса, соединяющие нижнюю часть оболочки с гондолой (или килем), Катенарная подвеска используется также для крепления строп оперения (см. Мягкий дирижабль), в конструкциях пневматических оперений привязных аэростатов и других частей аэростатов.

Катэй Пасифик

Катэй Пасифик (Cathey Pacific Airways) - авиакомпания Сянгана (Гонконга). Осуществляет перевозки в страны Европы, Азии, Африки, а также в США и Австралию. Основана в 1946. В 1989 перевезла 7,1 миллионов пассажиров, пассажирооборот 22,09 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 36 самолётов.

Качинская военная авиационная школа летчиков

Качинская военная авиационная школа летчиков - распространенное название 1-й военной школы лётчиков имени А. Ф. Мясникова (см. Севастопольская офицерская школа авиации).

Квазистационарное течение

Квазистационарное течение - нестационарное течение жидкости или газа при малых Струхала числах

Sh = L/(Vt) < < 1.

Здесь L - характерный линейный размер тела, V - характерная скорость (обычно скорость набегающего потока), t - характерное время движения.

К. т. в первом приближении можно рассматривать как стационарное течение с мгновенными значениями газодинамических переменных, то есть поле течения зависит от времени как от параметра.

При Sh < < l решение дифференциальных уравнений, описывающих движение среды, можно представить в виде разложений по числу Струхала, тогда главные члены разложения будут описывать К. т.

Число Струхала можно записать в виде

Sh = (V/t)/(V2/L)

и трактовать его как отношение масштаба локального ускорения, характеризующего изменение скорости во времени, к масштабу конвективного ускорения, характеризующего изменение скорости в пространстве. При движении летательного аппарата на значение локального ускорения накладываются ограничения, обусловленные физическими возможностями человека переносить перегрузки; кроме того, большие перегрузки наблюдаются в полёте при относительно больших скоростях (выход из пикирования, боевой разворот и другие манёвры самолёта). На конвективное ускорение никаких ограничений не накладывается. Поэтому в большинстве случаев при движении самолётов и других летательных аппаратов число Струхала Sh < < 1, и квазистационарный подход широко применяется для определения поля течения около движущегося тела, его аэродинамических характеристик и аэродинамического нагревания его поверхности.

Квасников Александр Васильевич

Квасников Александр Васильевич (1892-1971) - советский учёный в области авиационных двигателей, профессор (1927), доктор технических наук (1958), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1945). Окончил Томский технологический институт (1919). В 1915-1917 военный лётчик; впервые на самолёте «Ньюпор» установил зажигательные ракеты, которыми сбил немецкий аэростат. С 1922 заведовал кафедрой «Тепловые двигатели», с 1931 - кафедрой «Теория авиадвигателей» в Московском авиационном институте. Открыл явление резкого увеличения тяги пульсирующим реактивным выхлопом при эжектировании воздуха. Государственная премия СССР (1968). Награждён 2 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная