Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"СВЯ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"СВЯ")

Сааб-скания

Сааб-скания (SAAB-Scania AB) - промышленный концерн Швеции. Образован в 1968 в результате слияния автомобильного концерна «Скания Вабис» с самолётостроительной фирмой «СААБ» (Svenska Aeroplan AB. SAAB), основанной в 1937 для производства военных самолетов и вошедшей в состав концерна в качестве самолетостроительного отделения. Отделение имеет филиалы, производящие управляемые ракеты, космические системы, электронное оборудование, тренажеры. Фирма «СААБ», затем отделение концерна выпускали: бомбардировщик СААБ 18 (первый полёт в 1942), истребитель J21 (1943), реактивный истребитель J29 (1948), истребитель-бомбардировщик А32 «Лансен» (1952), истребитель J32 (1957), сверхзвуковой истребитель J35 «Дракен» (1955), истребитель-бомбардировщик AJ37 «Вигген» (1967), истребитель JA37 «Вигген» (1974), пассажирский самолёт СААБ 340 с двумя турбовинтовыми двигателями (1983, совместная разработка с США, с 1985 полностью шведская программа). С 1949 построено более 1500 самолётов с поршневыми двигателями и свыше 2000 реактивных военных самолётов. Основные программы 80-х гг.: производство истребителей JA37 и самолётов SAAB-340B (до 37 пассажиров, 2 турбовинтовых двигателя по 1300 кВт, дальность полёта до 1520 км, крейсерская скорость 520 км/ч), разработка истребителей нового поколения JAS39 «Грипен». Основные данные некоторых самолётов концерна приведены в таблице.

Таблица - Самолёты концерна «СААБ-Скания»

Таблица - Самолёты концерна «СААБ-Скания»

Саач

Саач (СААС, Civil Aviation Administration of China) - национальная авиакомпания Китайской Народной Республики. Состоит из нескольких региональных авиакомпаний. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Европы, Азии, Ближнего Востока, а также в Японию, Россию и США. Основана в 1949. Авиационный парк - более 200 самолётов.

Сабена

Сабена (SABENA, Societe Anonyme Beige d'Explpitation de la Navigation A(é)rienne) -авиакомпания Бельгии. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Африки, Ближнего и Дальнего Востока, а также в Россию, США и Канаду. Основана в 1923, одна из старейших в мире. В 1989 перевезла 2,8 миллионов пассажиров, пассажирооборот 6,76 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 28 самолётов.

Сабинин Григорий Харлампиевич

Сабинин Григорий Харлампиевич (1884-1968) - советский учёный в области аэродинамики, профессор (1937), доктор технических наук (1934), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1946). Окончил Императорское техническое училище (1913; позже МВТУ). В студенческие годы совместно с Б. Н. Юрьевым создал основы импульсной теории гребного винта. С 1919 в ЦАГИ, где был начальником аэродинамического отдела, член коллегии института. Труды по динамической устойчивости самолёта, регулированию газовых турбин, реактивным двигателям, рабочим процессам в лопаточных машинах. Государственная премия СССР (1943). Награждён 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Савицкая Светлана Евгеньевна

Савицкая Светлана Евгеньевна (р. 1948) - советская лётчица, космонавт, лётчик-космонавт СССР (1982), лётчик-испытатель; заслуженный мастер спорта СССР (1970), дважды Герой Советского Союза (1982, 1984). Дочь Е. Я. Савицкого. Окончила Центральную лётно-техническую школу при ЦК ДОСААФ СССР (1971) и работала в ней инструктором, в 1972 окончила МАИ. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолётах (1970). Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолётах. С 1976 лётчик-испытатель ОКБ А. С. Яковлева. С 1980 в отряде космонавтов. Совершила два полёта в космос (1982, 1984), в одном из которых выходила в открытое космическое пространство. Народный депутат СССР (с 1989). Медаль де Лаво и 18 дипломов ФАИ, 16 золотых спортивных медалей СССР. Награждена 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта».

Савицкий Евгений Яковлевич

Савицкий Евгений Яковлевич (1910-1990) - советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков (1932), Высшую военную академию (1955; позже Военная академия Генштаба Вооружённых Сил СССР). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был командиром авиаполка, авиадивизии, командующим авиагруппой воздушной армии, командир истребительного авиакорпуса. Совершил 216 боевых вылетов, сбил лично 22 и в составе группы 2 самолёта противника. После войны команд, авиацией ПВО страны (1948-1953, 1954-1966), заместитель главнокомандующего Войсками ПВО (1966-1980). С 1980 в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Депутат ВС СССР в 1962-1966. Ленинская премия (1978). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами. Бронзовый бюст в Новороссийске.

Савицкий Михаил Алексеевич

Савицкий Михаил Алексеевич (1890-1984) - советский военный лётчик, инженер, инициатор организации производства парашютов в СССР. Окончил Гатчинскую школу военных лётчиков (1916). В Гражданскую войну командовал авиаотрядом. Окончил Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1928; ныне ВВИА). Возглавлял первую в стране парашютную лабораторию в НИИ ВВС, был директором парашютного завода. Автор многих научных трудов. Удостоен диплома П. Тиссандье (ФАИ). Награждён орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Сазерленда формула

Сазерленда формула (по имени английского физика У. Сазерленда (Sutherland) - приближённо описывает зависимость динамической вязкости газа (-) от термодинамической температуры T.

С. ф. получена на основании модели газа, в которой молекулы представляются гладкими, упругими, взаимно притягивающимися сферами; справедлива в довольно широком интервале значений температур. С. ф. используется при исследованиях и расчётах обтекания летательного аппарата, когда необходим учёт изменения ( ) в зависимости от температуры, например при анализе аэродинамического нагревания.

Салон пассажирский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самовращение аэродинамическое

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самовыключение двигателя

Самовыключение двигателя - заглохание двигателя, - непреднамеренная остановка (выключение) двигателя без команды пилота. С. д. характеризуется более резким по сравнению с управляемым процессом изменением режима работы и более глубоким изменением параметров по сравнению с их значениями на режиме авторотации двигателя. Причиной С. д. являются отказы, например топливной системы, неисправности системы автоматического регулирования и других систем двигателя, а также функциональные отказы, связанные с недостаточными запасами устойчивой работы отдельных элементов силовой установки (воздухозаборника, компрессора, основной и форсажной камер сгорания) или воздействием внешних возмущений, климатических и атмосферных факторов, превышающих допустимый по техническим условиям уровень.

Потеря устойчивости при функциональных отказах может вызываться помпажами воздухозаборника, вентилятора или компрессора (см. Помпаж двигателя), погасанием основной или форсажной камер сгорания. Вследствие газодинамической связи между всеми элементами в газотурбинном двигателе потеря устойчивости в одном из элементов может вызвать потерю устойчивости в остальных элементах двигателя. Для предотвращения потери устойчивости и восстановления исходного режима после самовыключения двигатели оборудуются системами защиты, которые могут предотвращать потерю устойчивости путём кратковременного повышения запасов устойчивости работы в определенных условиях эксплуатации или (и) восстанавливать исходный режим работы по сигналу от специального устройства. Сигнализаторы потери устойчивости двигателя оценивают процесс С. д. по изменению параметров, характеризующих появление обратных токов, например в тракте компрессора, степени ионизации рабочего тела и его свечению или по скорости изменения частоты вращения ротора двигателя, давления рабочего тела в потоке по тракту двигателя и т. п. В военной авиации принимаются также меры по предотвращению С. д. вследствие попадания в него газов при стрельбе из пушек и пусков ракет.

Самолёт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самолёт вертикального взлёта и посадки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самолет короткого взлёта и посадки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самолет радиолокационного дозора и наведения

Самолет радиолокационного дозора и наведения - самолёт, оснащённый радиолокационной станцией кругового обзора, средствами обработки и передачи информации и средствами наведения. Предназначается для получения, обработки и передачи информации о воздушной обстановке на наземные (корабельные) командные пункты и наведения истребителей-перехватчиков на воздушные цели. С. р. д. и н. могут использоваться для обнаружения наземных (надводных) целей, наведения на них ударных летательных аппаратов, а также для управления воздушным движением. Преимущества С. р. д. и н. перед наземными (корабельными) радиолокационными станциями: практическое отсутствие ограничения дальности обнаружения воздушных целей по высоте полёта, высокая мобильность, меньшая уязвимость от различных средств поражения.

В состав оборудования С. р. д. и н. входят импульсно-доплеровская радиолокационная станция обнаружения, радиолокационная система опознавания, ЭВМ обработки данных, аппаратура отображения воздушной обстановки и наведения истребителей, связи и передачи данных, навигации, встроенного контроля и т. п. С. р. д. и н. подразделяют: по месту базирования - на палубные и наземного базирования; по компоновке - на самолёты с внутрифюзеляжным и наружным размещением антенны радиолокационной станции. С. р. д. и н. создаются на базе серийных пассажирских, военно-транспортных, противолодочных и других самолётов с большой продолжительностью полёта. Особенности конструкции С. р. д. и н. связаны с необходимостью размещения крупногабаритных антенн (площадь от 4 до 10 м2), дополнительных топливных баков, сложного радиоэлектронного оборудования (масса от 4 до 16 т), многочисленного экипажа (от 5 до 17 человек) и обеспечения большой длительности патрулирования (14-15 ч).

Первые С. р. д. и н. были разработаны в 50-х гг. Основные зарубежные С. р. д. и н. 80-х гг. - Грумман Е-2С, Боинг Е-3 (США), А-50 (СССР).

Самолёт с крылом изменяемой в полете стреловидности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самолет укороченного взлёта и посадки

Самолет укороченного взлёта и посадки - устаревшее название самолёта короткого взлёта и посадки, применявшееся в 60-х-начале 80-х гг.

Самолет-амфибия

Самолет-амфибия - см. Амфибия.

Самолёт-заправщик

Самолёт-запра́вщик - самолёт, предназначенный для дозаправки топливом в воздухе других летательных аппаратов (см. Заправка топливом в полёте).

Самолетный спорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самолет-ретранслятор

Самолет-ретранслятор - самолёт, используемый для увеличения дальности радиосвязи в диапазоне УКВ. Выполняет приём, усиление и передачу усиленных радиосигналов при помощи приёмопередающей радиоретрансляционной аппаратуры, установленной на его борту. В качестве такой аппаратуры может служить бортовая радиостанция соответствующего диапазона частот, при помощи которой лётчик или другой член экипажа С.-р. осуществляет приём, запоминание и передачу сообщений. Более высокая оперативность ретрансляции достигается применением на С.-р. автоматической радиоретрансляционной станции, управляемой оператором или дистанционно по командам с наземных пунктов через специальные радиоканалы. Радиоретрансляционные станции могут быть одно- и многоканальными. Для устранения взаимных помех при одновременном приёме и передаче радиосигналов обычно применяют их частотное разделение. Минимально необходимая высота полёта С.-р. зависит от требуемой дальности УКВ радиосвязи, а также от высоты полёта летательного аппарата, с которым осуществляется ретрансляционная радиосвязь.

Самонаведение на цель

Самонаведение на цель - разновидность автоматического наведения, отличающаяся тем, что координаты цели относительно летательного аппарата (ракеты или самолёта), необходимые для формирования управления, определяются с помощью устройства, установленного непосредственно на летательном аппарате. Такими устройствами (так называемыми координаторами цели) на ракетах являются головки самонаведения, на самолётах - бортовые радиолокационные или оптико-локационные станции. Наиболее распространённым способом построения системы С. ракет является метод «пропорциональной навигации», при котором управление изменением траектории строится так, чтобы возникающая перегрузка была пропорциональной угловой скорости линии визирования. Система С., реализующая данный способ, представляет последовательное соединение координатора цели; фильтра-вычислителя, сглаживающего случайные ошибки измерения относительных координат и формирующего заданную перегрузку; контура стабилизации (включает ракету с автопилотом), обеспечивающего воспроизведение перегрузки. При С. на малоподвижную цель управление ракетой может быть построено на основе метода «погони», при котором перегрузка направлена в сторону уменьшения пеленга. С. самолёта осуществляется с учётом угловой скорости линии визирования и пеленга, а соотношение между этими величинами выбирается таким образом, чтобы обеспечить минимальную ошибку прицеливания.

Санитарная авиация

Санитарная авиация - служба системы здравоохранения нашей страны, использующая самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения путём оказания экстренной помощи на местах либо эвакуации больных в специализированные лечебные учреждения. Кроме того, С. а. оказывает планово-консультативную помощь врачам районных и участковых больниц, участвует в проведении срочных санитарных и противоэпидемических мероприятий и т. д. В СССР С. а. была организована в 1930 при исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца. Первый санитарный летательный аппарат создан в 1927.

Санитарный летательный аппарат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сантос-Дюмон Альберто

Сантос-Дюмон Альберто (Santos-Dumont) (1873-1932) - бразильский воздухоплаватель, пилот и авиаконструктор, один из пионеров авиации. Сын богатых кофейных плантаторов, С.-Д. с 1898 жил в Париже. Летал на воздушных шарах, построил несколько дирижаблей мягкой или полужёсткой конструкции, на дирижабле №6 в октябре 1901 совершил полёт вокруг Эйфелевой башни, выиграв крупный приз. На своём самолёте № 14bis с поршневым двигателем мощностью 37 кВт, коробчатыми крылом и передним оперением 23 октября 1906 пролетел 60 м, завоевав приз за полёт на расстояние свыше 25 м, а 12 ноября 1906 - 220 м на высоте до 6 м за 21,2 с (первый официально зарегистрированный ФАИ полёт в Европе). С.-Д. принадлежит и первый официальный европейский рекорд скорости по прямой - 41,29 км/ч. Позже создал ряд самолётов, в том числе миниатюрный моноплан «Демуазель» с поршневым двигателем мощностью 15 кВт и взлётной массой 143 кг (1907), прообраз так называемой авиетки (до 1910 построено около 15 самолётов этого типа в улучшенных вариантах). В 1928 С.-Д. вернулся в Бразилию, где покончил жизнь самоубийством, вызванным продолжительной тяжёлой болезнью.

Саратовский авиационный завод

Саратовский авиационный завод - берёт начало от завода комбайнов, образованного в конце 1931. Авиационное производство завод (№292) развернул в 1938 (самолёт Р-10). В годы Великой Отечественной войны завод выпустил 8721 истребитель Як-1 и 4848 истребителей Як-3. В дальнейшем строил учебно-тренировочный самолёт Як-11, боевые самолёты Ла-15, МиГ-15, Як-25, Як-27, Як-36, Як-38, вертолёт Ми-4, пассажирские самолёты Як-40, Як-42. Предприятие награждено орденами Ленина (1942), Октябрьской Революции (1982), Трудового Красного Знамени (1945).

САС

САС (SAS, Scandinavian Airlines System) - объединённая авиакомпания трёх скандинавских стран: Швеции, Дании и Норвегии. Осуществляет перевозки внутри этих стран, между ними, в страны Европы, Африки, Ближнего и Дальнего Востока, а также в Россию, США, Канаду. Основана в 1946. В 1989 перевезла 14 миллионов пассажиров, пассажирооборот 15,51 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 119 самолётов.

Саудиа

Саудиа (Saudia, Saudi Arabian Airlines) - национальная авиакомпания Саудовской Аравии. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Западной Европы, Африки, Азии, Ближнего Востока, а также в США. Основана в 1945. В 1989 перевезла 10,57 миллионов пассажиров, пассажирооборот 16,24 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 84 самолёта.

Саундерс-Ро

Саундерс-Ро - см. Сондерс-Ро.

Саут Африкан Эруэйс

Саут Африкан Эруэйс (SAA, South African Airways) - авиакомпания ЮАР. Осуществляет перевозки внутри страны, а также в страны Западной Европы, Южной Америки, Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Основана в 1934. В 1989 перевезла 5,4 миллионов пассажиров, пассажирооборот 9,12 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 39 самолётов.

Саутуэст Эрлайнс

Саутуэст Эрлайнс (Southwest Airlines) - авиакомпания США. Осуществляет внутренние перевозки. Основана в 1967 под названием «Эр саутуэст», современное название с 1971. В 1989 перевезла 20,3 миллионов пассажиров, пассажирооборот 15,04 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 94 самолёта.

Сафонов Борис Феоктистович

Сафонов Борис Феоктистович (1915-1942) - советский лётчик, подполковник, дважды Герой Советского Союза (1941; 1942, посмертно). В Красной Армии с 1933. Окончил 1-ю Военную школу пилотов (1934). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был командиром эскадрильи, командиром истребительного авиаполка, командиром смешанного авиаполка ВВС Северного флота. Совершил 224 боевых вылета, сбил лично 30 и в составе группы 3 самолёта противника. Погиб в бою. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, а также британским орденом. Именем С. назван поселок городского типа в Мурманской области. Бронзовый бюст в с. Синявино Тульской области.

СБ

СБ - обозначение в ВВС СССР скоростного бомбардировщика АНТ-40, спроектированного бригадой А. А. Архангельского под руководством А. Н. Туполева (см. в статье Ту).

Сбалансированная длина взлетно-посадочн полосы

Сбалансированная длина взлетно-посадочн полосы - характеристика многодвигательного самолёта, определяющая минимальную протяжённость взлетно-посадочной полосы, с которой может осуществляться его взлёт. На взлетно-посадочной полосе такой длины при отказе двигателя критического обнаруженного на скорости принятия решения, имеется возможность осуществить продолженный взлёт или прерванный взлет с требованиями Норм лётной годности.

Сборка авиационных конструкций

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сборочная оснастка

Сборочная оснастка - устройства для установки деталей и подсборок в заданное чертежом положение при сборке нежёстких частей летательного аппарата.

Агрегаты летательных аппаратов (крылья, фюзеляжи, кили, стабилизаторы, пилоны, мотогондолы, воздухозаборники) и их отсеки собирают в стапелях ; секции (носовые, средние и хвостовые части отсеков крыла, верхние, боковые и нижние части фюзеляжа и др.) и узлы (панели, шпангоуты, нервюры, лонжероны и др.) - в сборочных приспособлениях.

Сборку частей летательных аппаратов одного типоразмера (панелей, шпангоутов, нервюр, отсеков и агрегатов) осуществляют в специальной С. о. Для сборки группы однотипных секций и узлов летательных аппаратов служит специализированная (групповая) С. о.

Составные части С. о.: каркасные (несущие), фиксирующие, зажимные, установочные, а также вспомогательные элементы - механизации, обслуживания и энергоснабжения. Каркас воспринимает все статические и динамические нагрузки и обеспечивает жёсткость и прочность всей конструкции. Он состоит из колонн (чугунные или железобетонные блоки), стоек, швеллеров, кронштейнов, основания, фундаментной плиты. Фиксирующими и зажимными элементами служат фиксаторы с зажимами, плиты разъёмов, ложементы, опоры и т. п., обеспечивающие требуемое по чертежу положение деталей, узлов, отсеков, входящих в собираемый агрегат летательного аппарата. Установочные элементы (стаканы, вилки, плиты с сеткой координатных отверстий и т. п.) монтируются на каркасе с помощью специального цемента и служат базой для фиксирующих и зажимных частей. Элементы механизации осуществляют передвижение плит разъёмов и балок, подъём и опускание ложементов. Элементы обслуживания (настилы, стремянки, лестницы) обеспечивают достижение любой зоны сборки при работе на С. о. К элементам энергоснабжения относятся все электро-, пневмо- и гидрокоммуникации для подвода соответствующих видов энергии к рабочим местам, механизированному инструменту, устройствам механизации.

Сваливание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сверхзвуковая скорость

1) скорость V газа, превышающая местную скорость звука a: V > a (M > 1, M - Маха число).

2) С. с. полёта - скорость летательного аппарата, превышающая скорость звука в невозмущенном потоке (часто за полёт со С. с. понимают полёт со скоростью, соответствующей значениям 1 < M(() < 5). Полёт со С. с. сопровождается ударными волнами (см. Звуковой барьер, Звуковой удар, Сверхзвуковое течение).

Сверхзвуковое течение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сверхзвуковой пассажирский самолёт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сверхзвуковой самолёт

Сверхзвуково́й самолёт - самолёт, условия эксплуатации которого предусматривают полёт со скоростями, превышающими скорость звука. Введение понятия «С. с.» в 1950-е гг. вызвано существенным отличием геометрических форм, обеспечивающих оптимальные аэродинамические характеристики при до- и сверхзвуковых скоростях полёта. Так, например, на дозвуковых самолётах носовые части профиля крыла и оперения, носовые части фюзеляжа и входы воздухозаборников двигателей делают затупленными для более полной реализации подсасывающей силы, тогда как на С. с. их делают заострёнными для уменьшения волнового сопротивления.

С. с. применяются в основном в военной авиации (истребители, бомбардировщики, разведчики и др.); в конце 60-х гг. созданы первые С. с. гражданского назначения (см. Сверхзвуковой пассажирский самолёт). С. с. оснащаются реактивными двигателями (преимущественно воздушно-реактивными двигателями) и отличаются малым удлинением крыла ((р)3-3,5) и небольшой относительной толщиной профиля крыла ( < 6%). Большинство С. с. имеют стреловидные или треугольные (по форме в плане) крылья, а некоторые С. с. по своей схеме являются самолётами с крылом изменяемой в полёте стреловидности.

Для С. с., длительно летающих на сверхзвуковых скоростях, аэродинамическое нагревание вызывает необходимость применения систем охлаждения кабины экипажа, пассажирских салонов и отсеков с оборудованием.

Сверхкритический профиль

Сверхкритический профиль - суперкритический профиль, - дозвуковой профиль крыла, позволяющий при фиксированном значении коэффициентов подъёмной силы и толщины профиля существенно повысить критическое Маха число М*. На самолётах с малыми дозвуковыми скоростями полёта использовались профили с большими местными возмущениями на верхней поверхности крыла и соответственно с небольшими значениями М*. С увеличением скоростей полёта первым этапом увеличения М* явилось уменьшение возмущений потока путём ослабления неравномерности распределения этих возмущений вдоль хорды за счёт смещения положения максимальной толщины и кривизны профиля к середине хорды, а также некоторого уменьшения максимальной вогнутости. Применение таких профилей, называемых иногда классическими скоростными профилями, увеличило крейсерскую скорость на 50-100 км/ч. Разработанные в Центральном аэрогидродинамическом институте профили этого типа использовались на большинстве советских самолётов, выпускавшихся после Великой Отечественной войны. Основой создания первого поколения С. п. явилось дальнейшее уменьшение искривлённости верхней поверхности профиля. Однако уменьшение её искривлённости приводит к уменьшению создаваемой этой поветью доли подъёмной силы, и для компенсации такого уменьшения производится «подрезка» хвостового участка нижней поверхности , которая является характерной особенностью С. п.

Появление второго поколения С. п. связано с возможностью ослабления интенсивности скачков уплотнения (ударных волн) за счёт изоэнтропического сжатия потока перед ними. Особенностью этих С. п. является уплощенная верхняя поверхность в сочетании с большей «подрезкой» нижней. Одним из путей сохранения подъёмной силы на таких профилях является плавный небольшой отгиб вниз хвостового участка крыла, что, однако, может привести к срыву потока и требует дополнительных исследований, в частности при натурных значениях Рейнольдса чисел. В 80-е гг. С. п. находят применение на самолётах различных типов (например, АН-124, Ту-204, Ил-96-300) и позволяют увеличить значение М* на 0,05-0,15 по сравнению с классическими скоростными профилями, используемыми, например, на самолётах Ту-104, Ту-134, Ил-62. Другим направлением использования С. п. является увеличение их толщины (на 2-5%) или уменьшение стреловидности крыла (на 5-15(°)) при сохранении значения М*. Увеличение толщины позволяет увеличить удлинение крыла и аэродинамическое качество самолёта, а также увеличить объём крыла, внутри которого обычно размещаются топливные баки.

Использование С. п. - одно из основных направлений развития аэродинамики дозвуковых самолётов.

Светотехническое оборудование

Светотехническое оборудование - летательного аппарата - бортовые световые устройства. В зависимости от назначения различают внешнее и внутреннее С. о.

Внешнее С. о. устанавливается на крыле, фюзеляже, хвостовом оперении и предназначается для предотвращения столкновений ов в воздухе и на земле, а также освещения взлетно-посадочной полосы и рулёжной дорожки при взлёте, посадке и рулении по аэродрому. Внешнее С. о. подразделяется на светосигнальное и осветительное. К светосигнальному оборудованию относятся маяк световой и огни аэронавигационные. Осветительное С. о. состоит из посадочных, рулёжных и посадочно-рулёжных фар, фар освещения передней кромки крыла, воздухозаборников, государственного знака. Фары бывают выдвижными и невыдвижными. Устанавливаются они, как правило, в передней кромке крыла, на фюзеляже около кабины лётчиков или на передней стойке шасси. Выдвижные фары выпускаются при взлёте, посадке или рулении. В качестве источника света используются однонитевые и двухнитевые (комбинированные) лампы-фары. Комбинированные лампы-фары используются при посадке и рулении (при этом включается посадочная или рулёжная нить).

Внутреннее С. о. устанавливается в кабине экипажа, пассажирских салонах, технических отсеках и предназначается для освещения приборов, пультов и щитков управления в кабине экипажа, сигнализации о режимах работы агрегатов и систем, освещения пассажирских салонов и технических отсеков. Различают светосигнальное и осветительное внутреннее С. о. Светосигнальное оборудование установлено в основном в кабине экипажа. К нему относятся различные светосигнализаторы и табло, информирующие о режимах полёта, состоянии систем и агрегатов ов. В пассажирских салонах также имеются светосигнальные табло (например, табло «Выход», «Пристегнуть ремни» и др.). К осветительному оборудованию относятся встроенные устройства освещения приборов, пультов и щитков управления, расположенные в кабине экипажа, а также светильники и плафоны заливающего света для местного и общего освещения кабины и салонов. Освещение кабины экипажа может быть белым или красным (зависит от назначения летательного аппарата). Красное освещение используется при необходимости обеспечения темновой адаптации глаз лётчиков для обзора закабинного пространства ночью и для посадки на аэродромы, не оборудованные огнями высокой интенсивности. Для освещения пассажирских салонов используются светильники с люминесцентными лампами. Индивидуальное освещение пассажирских кресел производится встроенными в потолочную панель светильниками с узким направленным пучком. В них устанавливаются лампы накаливания. Технические отсеки самолёта освещаются с помощью плафонов заливающего света.

Свищев Георгий Петрович

Свищев Георгий Петрович (р. 1912) - советский учёный в области авиации и механики, академик АН СССР (1976; член-корреспондент 1966), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1982). Окончив Московский дирижаблестроительный институт, работал в «Дирижаблестрое» (1935-1940),Центральном аэрогидродинамическом институте (1940-1954), Центральном институте авиационного моторостроения (1954-1967, начальник института). В 1967-1989 начальник, с 1989 почётный директор Центрального аэрогидродинамического института. Основные направления научной деятельности С. - аэродинамика ов и их силовых установок, исследования перспективных направлений развития авиационной техники. Им решены многие проблемы аэродинамики крыла, фюзеляжа и оперения дозвуковых и сверхзвуковых самолётов и проектирования аэродинамических труб; его исследования в области аэродинамики позволили раскрыть механизмы физических процессов, установить важные свойства течения около аэродинамического профиля. Под его руководством в Центральном институте авиационного моторостроения и Центральном аэрогидродинамическом институте проведены фундаментальные работы по перспективам развития авиации, созданию установок для экспериментальных исследований в области аэродинамики и прочности ов и характеристик авиационных двигателей, внедрению мероприятий, повышающих ресурс двигателей и ов, созданию методов проектирования летательных аппаратов на базе ЭВМ. Возглавляя Центральный аэрогидродинамический институт - головной НИИ авиационной промышленности, С. осуществлял координацию научных исследований в области авиации. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1946, 1952, 1968). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями. Бронзовый бюст в Санкт-Петербурге.

Свободная поверхность

Свободная поверхность - поверхность, вдоль которой жидкость соприкасается с пустотой или средой существенно меньшей плотности и вязкости. На таких поверхностях выполняются условия: 1) нормальная к С. п. составляющая вектора скорости жидкости совпадает со скоростью перемещения этой поверхности в направлении нормали к границе раздела (кинематическое условие); 2) вектор напряжения p для площадок, касательных к С. п., направлен по нормали к этим площадкам, а его численное значение определяется по формуле Лапласа

p = p1 + (()(1/R1 + 1/R2),

где p1 - давление в свободном от жидкости пространстве, R1 и R2 - главные радиусы кривизны С. п., (,) - коэффициент поверхностного натяжения. Во многих задачах аэро- и гидродинамики силы поверхностного натяжения пренебрежимо малы ((-) = 0); в этом случае на С. п. p = p1.

Свободномолекулярное течение

Свободномолекулярное течение - течение разреженного газа, в котором длина свободного пробега молекул значительно больше характерного линейного размера тела. В этом случае определяющую роль играют столкновения молекул с поверхностью тела, а межмолекулярные столкновения можно не учитывать; в С. т. Кнудсена число Kn (( ) (см. Разреженных газов динамика). В С. т. при отсутствии внешних сил функция распределения молекул по скоростям f(r, v, t) не изменяется вдоль прямолинейных траекторий их движения (v - скорость молекулы, r - её радиус-вектор, t - время).

При взаимодействии С. т. с летательным аппаратом на элемент dS его поверхности действует сила, равная Pi + Pr, а тепловой поток к dS равен Ei-Er, где Pi, Ei - суммарные импульс и поток энергии налетающих молекул Pr, Er - реакция полного импульса и поток энергии молекул, отражённых от dS. В стационарном случае на dS «выпуклого» летательного аппарата налетают молекулы только из невозмущенных областей течения с известной (так называемой максвелловской) функцией распределения f((). По f(() в явном виде вычисляются Pi, Ei, величины Pr, Er выражаются через Pi, Ei и коэффициенты аккомодации нормального (( )п) и тангенциального (()))) импульсов и энергии (())P, (,)E). Если Pi, Ei, (,)п, (,,), ())P, (,)E известны, то местные силы и тепловые потоки определены и аэродинамические характеристики находятся интегрированием по поверхности летательного аппарата.

На вогнутые участки поверхности летательного аппарата налетают также молекулы, отражённые от некоторых частей поверхности, с неизменной, удовлетворяющей интегральному уравнению функцией распределения fr, а потоки молекул с функцией распределения f(() могут частично экранироваться. Для аэродинамического расчёта летательного аппарата сложной формы в С. т. применяется численный метод статистических испытаний. Знание fr необходимо также для расчёта поля С. т.

Свободный аэростат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свободы воздуха

Свободы воздуха - коммерческие права, - права, предоставляемые авиатранспортным предприятиям (как правило, на основе соглашений о воздушном сообщении между государствами) осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты.

В международном праве «С. в.» подразделяются на несколько видов:

первая и вторая - право осуществлять транзитный полёт без посадки (первая «С. в.») или с посадкой в некоммерческих целях (вторая «С. в.») на территории государства, предоставляющего это право. Эти «С. в.» носят вспомогательный характер, обеспечивая перевозки в третьи страны через государства, лежащие на маршруте полётов.

Третья «С. в.» заключается в праве высаживать на иностранной территории пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт воздушного судна на территории государства, национальной принадлежностью которого воздушное судно является;

четвёртая «С. в.» - в праве принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию такого государства, а также адресуемые туда же грузы и почту. Эти «С. в.» обеспечивают выполнение перевозок между странами-партнёрами по соглашению и, как правило, отдельно друг от друга не предоставляются.

Пятая «С. в.» означает право принимать на территории страны-партнёра по соглашению пассажиров, направляющихся на территорию третьего государства, а также адресуемых туда же груз и почту и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране-партнёре по соглашению. Для реализации этого права должны быть заключены соглашения также и с этими странами.

Шестая «С. в.» - право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между двумя иностранными государствами через свою территорию,

седьмая - право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между двумя иностранными государствами, минуя свою территорию,

восьмая - каботаж-перевозки между пунктами, расположенными на территории одного и того же иностранного государства (предоставляется редко и только по особому разрешению).

Первые пять «С. в.» были сформулированы в подписанных в Чикаго (США) 4 декабря 1944 соглашениях «О международном транзитном воздушном сообщении», «О международном воздушном транспорте». Остальные «С. в.» сложились на практике. СССР не участвовал в чикагских соглашениях, но использовал принятое деление коммерческих прав на «С. в.» при заключении двусторонних соглашений о воздушном сообщении с другими странами.

Святогор

Святогор - тяжёлый самолёт-бомбардировщик конструкции В. А. Слесарева. Построен в 1914-1915 на заводе В. А. Лебедева в Петрограде. Трёхстоечный биплан с двумя двигателями (мощностью по 162 кВт) в фюзеляже, приводящими два толкающих воздушных винта диаметром 6 м. Силовая конструкция из дерева, обтяжка крыльев и фюзеляжа из полотна. Общая площадь крыльев 180 м2, размах верхнего крыла 36 м, длина самолёта 21 м. Полётная масса 6500 кг. Расчётные характеристики: скорость 114 км/ч, потолок 2500 м, продолжительность полёта 30 ч, весовая отдача по топливу и перевозимой нагрузке около 50%. В 1916 начались рулёжки самолёта. Однако наземные испытания и доводки затянулись из-за отказа правительства оказать необходимую финансовую поддержку, трудностей в приобретении в условиях военного времени двигателей нужной мощности (Святогор220 кВт) и т. д. В 1923, через 2 года после смерти конструктора, «С.» был разобран.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная