Военная энциклопедия
БРОНЕКАТЕР ТИП "ПАРТИЗАН"

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БРОНЕКАТЕР ТИП "ПАРТИЗАН"

Бронекатер

Тип «Партизан»

В начале 1919 г. воентехник (бывший камер-юнкер) П. П. Шидловский разработал проект речного бронекатера водоизмещением 45 т с мощным артиллерийским вооружением одной 102/60-мм пушкой ОСЗ или двумя 48-линейными (122-мм) гаубицами обр. 1910 г. системы Шнеидера Естественно, при стрельбе из столь мощных орудий 45-тонныи катер неминуемо должен был опрокинуться. Но Шидловский создал оригинальную гироскопическую систему, гасившую откат и стабилизировавшую орудия при стрельбе. Тумба артустановки крепилась «к рамной системе гироскопа».

Гироскоп имел горизонтальную ось. Скорость вращения его составляла 3000 об./мин. Раскрутка гироскопа производилась электромотором мощностью 12 л. с, работавшим на трехфазном токе. Генератор для электромотора мог иметь привод как от главной судовой машины, так и от автономного бензинового двигателя мощностью 18–20 л. с.

102/60-мм пушка на станке Металлического завода устанавливалась на дополнительной тумбе (барабане высотой 465 мм) для обеспечения угла вертикального наведения — 10°; +30°. На палубе устанавливались два 7,62-мм пулемета. Бронирование катера частичное, толщина брони 5 мм.

Проект Шидловского был передан на рассмотрение профессору Н. Е. Жуковскому. В отзыве Жуковского сказано: «…остроумная система погашения качки от выстрела …Затруднителен быстрый поворот катера, при котором большая центробежная сила может заставить гироскоп соскользнуть вдоль цапф».

Постановлением Совета военной промышленности от 15 ноября 1919 г. промышленности было заказано четыре 45-тонных катера системы Шидловского. В 1920 г. на Коломенском заводе было заложено два бронекатера по проекту Шидловского. К марту 1922 г. их корпуса были доведены до 50–60% готовности. Затем недостроенные катера были законсервированы. Лишь в 1930–1931 гг. катера были спущены на воду, а в 1932 г. под названием «Тревога» и «Партизан» вошли в состав Амурской флотилии.

21.08.1934 г. «Тревога» стал БК-101; с 15.04.1937 г. — № 91, с 10.02.1944 г. — БК-91. В 1940–1941 гг. бронекатер прошел капитальный ремонт.

15.09.1934 г. «Партизан» стал БК-102; с 15.04.1937 г. — № 92; с 10.02.1944 г. — БК-92. В 1941 г. бронекатер прошел капитальный ремонт.

К 8 августа 1945 г. бронекатера БК-91 и БК-92 входили в 5-й отряд бронекатеров 1 -й бригады речных кораблей Амурской флотилии.

Тактико-технические характеристикитип «Партизан»
Водоизмещение стандартное, т45,0
Водоизмещение полное, т55,6
Длина, м32,0
Ширина, м3,4
Осадка, м0,85
2 мотора ГАМ-34 общей мощностью, л. с.1600
Скорость хода полная по течению, узлов41
Скорость хода полная против течения, узлов23
Скорость хода экономическая по течению, узлов37
Скорость хода экономическая против течения, узлов19,5
Дальность плавания экономическим ходом по течению, миль666
Дальность плавания экономическим ходом против течения, миль351
Экипаж, чел13

Вооружение: 1–76/30-мм пушка Лендера; 2–7,62-мм пулемета М-1

Смотри также:

Торпедные катера
Тип «Д-3»
Тип «Ш-4»
Тип «Комсомолец» проект 123
Тип «Комсомолец» проект 123-бис
Тип А-1 «Воспер»
Тип А-3 «Элко»
Проект ТМ-200
Тип А-2 «Хиггинс»
Тип Г-5 серии VII
Тип «Г-5» серия ХI-бис
Тип «Г-5»
Малые охотники
Тип «МО-2»
Тип «МО-4»
Тип «МО-6»
Тип «БМО» проект 194
Тип «Д-3» («ПП-19-ОК»)
Тип «ОД-200»
Бронекатера
Проект «1124»
Проект «1124-11»
Проект «1125»
Проект «1125-1»
Проект «1125-2»
Проект «1125-3»
Тип «Д-3»
Тип «К»
Тип «Копье»
Тип «МБК-161»
Тип «МКЛ-186»
Тип «Н»
Тип «С-40»
Тип «Партизан»
Тип «Д»
Тип «Т»
Бронекатера польской постройки
Сторожевые катера
Тип «А»
Тип «А» проекта 78
Тип «КМ-4»
Тип «Северный буксир»
Бывшие иранские катера
Бывшие румынские катера
Минные катера
Тип «Я-5»
Тип «Я-5М»
Минные (минометные) катера завода № 343
Тип «БКМ-2»
Тип «Я-6»
Тип «Я-6М»
В начало энциклопедии
Главная