В начале 1919 г. воентехник (бывший камер-юнкер) П. П. Шидловский разработал проект речного бронекатера водоизмещением 45 т с мощным артиллерийским вооружением одной 102/60-мм пушкой ОСЗ или двумя 48-линейными (122-мм) гаубицами обр. 1910 г. системы Шнеидера Естественно, при стрельбе из столь мощных орудий 45-тонныи катер неминуемо должен был опрокинуться. Но Шидловский создал оригинальную гироскопическую систему, гасившую откат и стабилизировавшую орудия при стрельбе. Тумба артустановки крепилась «к рамной системе гироскопа».
Гироскоп имел горизонтальную ось. Скорость вращения его составляла 3000 об./мин. Раскрутка гироскопа производилась электромотором мощностью 12 л. с, работавшим на трехфазном токе. Генератор для электромотора мог иметь привод как от главной судовой машины, так и от автономного бензинового двигателя мощностью 18–20 л. с.
102/60-мм пушка на станке Металлического завода устанавливалась на дополнительной тумбе (барабане высотой 465 мм) для обеспечения угла вертикального наведения 10°; +30°. На палубе устанавливались два 7,62-мм пулемета. Бронирование катера частичное, толщина брони 5 мм.
Проект Шидловского был передан на рассмотрение профессору Н. Е. Жуковскому. В отзыве Жуковского сказано: «
остроумная система погашения качки от выстрела
Затруднителен быстрый поворот катера, при котором большая центробежная сила может заставить гироскоп соскользнуть вдоль цапф».
Постановлением Совета военной промышленности от 15 ноября 1919 г.
промышленности было заказано четыре 45-тонных катера системы Шидловского. В 1920 г. на Коломенском заводе было заложено два бронекатера по проекту Шидловского. К марту 1922 г. их корпуса были доведены до 50–60% готовности. Затем недостроенные катера были законсервированы. Лишь в 1930–1931 гг. катера были спущены на воду, а в 1932 г. под названием «Тревога» и «Партизан» вошли в состав Амурской флотилии.
21.08.1934 г. «Тревога» стал БК-101; с 15.04.1937 г. № 91, с 10.02.1944 г. БК-91. В 1940–1941 гг. бронекатер прошел капитальный ремонт.
15.09.1934 г. «Партизан» стал БК-102; с 15.04.1937 г. № 92; с 10.02.1944 г. БК-92. В 1941 г. бронекатер прошел капитальный ремонт.
К 8 августа 1945 г. бронекатера БК-91 и БК-92 входили в 5-й отряд бронекатеров 1 -й бригады речных кораблей Амурской флотилии.
|